Проект " Мои первые выборы"
методическая разработка по праву по теме

Проект стал победителем в 3 межрегиональной научно- практической конференции " Молодежь и выборы", Киров 2011

Авторы проекта: учитель истории и обществознания Кузнецов О.Ю., учитель истории и обществознания Садыкова Э.Р., заместитель директора по воспитателньой работе Шумихина Е.А.

Проект направлен на формирование правовой куцльтуры молодежи в области избирательного права и избирательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ip.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение.

1.1. Актуальность.

       Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию демократическим государством. Однако процесс становления демократических порядков происходит противоречиво. Отсутствие демократического сознания и опыта демократии у части граждан, с одной стороны, и негативные явления в экономике, трудное материальное положение большой части населения, резкая социальная дифференциация – с другой, препятствует утверждению в жизни общества демократических принципов, их эффективному функционированию.

       Сегодня мы можем наблюдать отчуждение граждан от политики . Последние выборы показывают снижение электоральной активности населения, несмотря на все усилия властных структур и избирательных комиссий. Особенно низкую активность проявляет молодежь, в том числе впервые голосующие. Население не верит в демократические ценности, не готово защищать и отстаивать свои права, не использует демократические процедуры для воздействия на власть. России нужно гражданское общество, в центре которого стояла бы активная личность, способная к конструктивному диалогу с властными структурами.

       Политическая культура личности предполагает: во-первых, разносторонние политические знания; во-вторых, ориентацию на ценности и правила демократического общества; в-третьих, овладение этими правилами (способами практических политических действий). В совокупности они характеризуют демократическую политическую культуру.

       В современных условиях школа призвана осуществлять политическую социализацию подрастающего поколения, чтобы преодолеть политико-правовой нигилизм и сохранить демократические идеалы как важнейшую ценность нашего общества.

       Учащиеся должны ещё в школе научиться разбираться в политике и самостоятельно её оценивать, а также получить опыт политического участия.

В муниципальном общеобразовательном учреждении гимназия города Вятские Поляны Кировской области в системе работы одно из ведущих направлений -  гражданско-правовое воспитание. Одной из главных задач в этом направлении является формирование стойкой гражданской позиции личности, приобретение политических навыков.

Данная задача  реализуется через организацию урочной и   внеурочной деятельности, а так же дополнительного образования: проведение ролевых игр по избирательному  праву на протяжении нескольких лет: выборов и референдумов( на всех ролевых играх ученики показывали высокую явку на голосовании), организацию, факультативов, спецкурсов и кружков по избирательному праву.

  1. Проблема.

В марте 2011 года состоялись выборы депутатов Законодательного собрания Кировской области и муниципального  законодательного органа власти- Городской  Думы. Результаты  местных выборов  показывают низкую явку избирателей впервые голосовавших на выборах, то есть самой молодой части выборщиков.

Проблема низкой активности избирателей, впервые участвующих в выборах,  становится ещё более актуальной в преддверии   выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания шестого созыва в декабре 2011 и президентских выборов в марте 2012 года.

  1. Участники проекта. Возможные пути решения проблемы.

Участники проекта - будущие избиратели- гимназисты 9-11 классов.

Проект направлен на усиление  взаимодействия  родителей и детей старшего звена (9-11 классы) в процессе подготовки к участию в выборах, их взаимовлияние  на повышение собственной активности в ходе выборов.

Возможные пути решения:

Данную проблему можно решать несколькими путями: использование  возможностей урочной деятельности (преподавание курса избирательного права), и использование возможностей внеурочной деятельности и дополнительного образования (факультативы, спецкурсы, кружки).

Но при наличии разных путей решения наиболее целесообразным считаем  выбор таких форм, которые  создают условия для общения и эффективного взаимодействия родителей и детей (учеников старших классов).

Убеждены, что одним из главных факторов, влияющих на становление гражданской позиции личности,  является  семья, личный пример родителей. В подтверждении этого утверждения в мае 2011 года  был проведен опрос старшеклассников на тему: кто повлияет на твое решение  о принятии участия в выборах? Было опрошено 205 учеников старшего звена. Результаты представлены в процентах.

Старшие друзья, имеющие право голосовать- 37 %

Средства массовой информации- 9 %

Никто не повлияет- 6 %

Родители- 48 %

Результаты  опроса ещё раз подтвердили правильность выбора пути решении проблемы.

  1. Миссия проекта-  призван помочь формированию демократической

политической культуры, политической сознательности и активности граждан.

Цель проекта.

Создание условий для усвоения  основ выборного законодательства РФ, практического усвоения  основ и основных гарантий избирательного права, активизации  участия молодежи в выборах всех уровней.

Задачи проекта.

  1. Развитие самостоятельного мышления подростков и инициативы принятия решений.
  2. Способствовать воспитанию правовой культуры и становлению активной гражданской позиции у подросткового поколения.
  3. Ознакомить старшеклассников с порядком проведения избирательной кампании, с механизмом голосования.
  4. Развитие у школьников практических навыков участия в процедуре голосования, воспитать гражданское отношение к выборам, основанной на уважении к законам и государственным традициям.

  1. Проект « Мои первые выборы

2.1.Описание проекта:

1 этап реализации проекта( осуществлен с 2006 по 2010 у.г.)

В 2006 году  в нашем образовательном учреждении  проводилась избирательная компания по выборам  Председателя школьного совета дела

 ( органа школьного детского самоуправления). Кампания в правовом плане полностью соответствовала  избирательному законодательству в области выборов Президента РФ.

В октябре 2007 года проводился референдум  по принятию Кодекса чести школы.  Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

        Школьный референдум  - это голосование учеников и учащихся школы по вопросам общешкольного значения.  В состав Избирательной комиссии были включены победители городских олимпиад по праву, авторы данного проекта, учителя истории и обществознания, как наиболее осведомленные в данном вопросе.

      Сама процедура проведения максимально приближена к процедуре проведения референдума Российской Федерации.

Референдум по принятию кодекса чести школы был проведен 24 октября 2007г. Референдум признан состоявшимся, так как явка избирателей превысила 50%. Основа для проведения референдума- федеральный закон о проведении референдума.

В 2008 году организованы выборы  Председателя ГимСД ( органа детского самоуправления гимназии).Явка на голосование составила  94 %.

2 этап реализации проекта

Предполагает реализацию  в 2011- 2012 учебном году.

  1. Знакомство родителей и гимназистов с информацией об избирательном процессе через организацию  родительских чтений и детских чтений

« Будущее России зависти от нас?!» (последняя неделя октября 2011 г.)

  1. Организация конкурса агитационных материалов (конкурс листовок и плакатов на тему «А  я точно пойду на выборы!»)- первая неделя ноября 2011 г.
  2. Организация конкурса видеороликов « Я - будущий избиратель!»- последняя неделя октября - первая неделя ноября 2011.
  3. Организация детских и родительских флэш- мобов по тематике выборов- вторая неделя ноября 2011.
  4. Создание группы « А ты идешь на выборы?» в социальных сетях  ( « В контакте»  и «Одноклассники»)- вторая неделя ноября 2011.
  5. Организация онлайн голосования по вопросу активности на предстоящих выборах ( в голосовании участвуют все гимназисты 9-11 классов и их родители)- третья неделя ноября 2011.
  6. Организация акций «Проголосуй и спи спокойно!» с привлечением  родителей.- конец ноября 2011 г.
  7. Организация детского шоу- праздника  в день выборов 4 декабря 2011 для привлечения голосующих на выборы  для жителей микрорайона.
  1. Экономическое обоснование проекта

Реализация проекта будет осуществляться за счет:

  1. бюджетных средств, выделяемых по действующим нормативам финансирования общеобразовательных учреждений;
  2. средств фонда надбавок и доплат стимулирующего характера (средства, направляемые на финансирование инновационной деятельности, премирование исполнителей проекта);
  3.  дополнительных средств, получаемых из внебюджетных источников (добровольные пожертвования юридических и физических лиц, средства от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности, гранты), будут направлены   на покупку материалов, необходимых для осуществления проектов учащихся, расходных материалов для компьютерной техники.

Наименование

статьи

 расходов

Расшифровка

расходов

Всего,

руб.

Источник

340

Канцелярские товары,  

1000

Местный бюджет

340

Фотоуслуги, видеоуслуги

500

 Местный бюджет

340

Медицинская аптечка

500

Местный бюджет

ИТОГО

2000

Местный бюджет

2000

2.4. Материально-техническая база проекта.

- Актовый зал, в котором проходят предвыборная агитация будущих избранников, а также непосредственно сами выборы;

- Учебные кабинеты истории, обществознания  и права, обеспеченные мультимедийным оборудованием, учебно-методическим комплектом  по избирательному праву;

- оформление избирательного участка с имеющим оборудованием, необходимым для голосования

- кабинет воспитательной работы,  в котором собрана библиотека методической литературы, представлены материалы регламентирующие деятельность образовательного учреждения (нормативные документы, сценарии, методические рекомендации, инструкции). Собран видео- и фотоархив воспитательной работы , в распоряжении зам. директора по ВР есть персональный компьютер и принтер;

- Насущными материально-техническими проблемами являются необходимость приобретения аппаратуры для проведения массовых мероприятий  (колонки, усилители, микрофоны .

3.Заключение.

Создатели проекта отмечают  положительные результаты на 1 этапе реализации проекта:

- высокую активность  школьников, участвовавших в голосовании на выборах и референдуме.

- высокую результативность участников городских, областных олимпиад по избирательному праву.

( об этом свидетельствуют   отзывы методического объединения классных руководителей- приложение №     , отзыв учителя истории и обществознания Кузнецова О.Ю. - приложение №….,отзыв заместителя председателя территориальной избирательной комиссии- Широковой Н.В.)

2 этап реализации проекта вступил в силу в 2011- 2012 у.г..

Ожидается  повышение активности молодых избирателей   и их родителей на предстоящих выборах в декабре 2011 ( депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва) и марте 2012 года ( Президента Российской Федерации).

Ожидается повышение сплоченности всех участников образовательного процесса гимназии.

Предполагаем усвоение учащимися основ избирательного законодательства   в процессе совместных деятельности с родителями, направленной на реализацию поставленных задач.

Отзывы

Рецензии

Рецензия на проект учителя истории, обществознания, права и избирательного права Кузнецова Олега Юрьевича

       Проект  « Мои первые выборы» способствует повышению политической грамотности учащихся, принятию демократических идеалов в качестве своих убеждений. Учащиеся учатся определять адекватные формы политического участия, осмысливать цели и средства своих политических действий. Формируется осознание того, что политические действия должны осуществляться согласно установленным нормам и правилам, без излишней эмоциональности. В дальнейшем люди будут избегать радикальных, экстремистских форм политических действий.

       Проект направлен на формирование активной личности, ценностей правового государства, демократии и свободного общества. В наших сегодняшних условиях это особенно важно, так как современное общество всё больше поражает аполитичность, люди утрачивают веру в демократические идеалы. А это чревато трудно прогнозируемыми последствиями. Федеральный канцлер ФРГ, председатель социал-демократической партии В.Брандт писал в своих воспоминаниях: «Где нет места гражданскому обществу, там свобода не долговечна». Не только Германия, но и наша страна имеет опыт пренебрежения демократией. И к чему это привело, знают не только немцы, но и мы.

       Проект позволяет стимулировать политическую активность не только учащихся, но и их родителей и близких. Мероприятия, осуществляемые в рамках проекта, вызывают большой интерес учащихся, позволяют почувствовать мир большой политики. Учащиеся начинают интересоваться политическими процессами, происходящими в стране и в мире, более осознанно и активно относятся к изучению политической и правовой сфер жизни общества на уроках. Они способны критически осмысливать политические явления, выражать свою точку зрения по вопросам политики и аргументировать её. Учащиеся активно участвуют в олимпиадах по избирательному праву как городского, так и областного уровня и добиваются хороших результатов.  Более успешно учащиеся справляются с политическим вопросами при выполнении заданий Единого Государственного экзамена по обществознанию.

Отзыв руководителя МО классных руководителей

Современное образовательное учреждение имеет возможность строить свою деятельность, моделировать и проектировать свое развитие в зависимости от собственной специфики, что и нашло отражение в проекте «Мои первые выборы»,  который объединил основные блоки воспитательной работы:

  1. здоровье,
  2. профилактику асоциального поведения детей,
  3. развитие ученического самоуправления,
  4. самореализация творческих способностей детей.

Реализация проекта на наш взгляд, позволяет, во-первых, сделать весомые шаги в решении ряда проблем, связанных с социальным становлением выпускника: проблема безответственности родителей по отношению к образованию и воспитанию детей; проблема социальной пассивности и инфантильности выпускников, их дезадаптации; проблема правонарушений и асоциального поведения учащихся. Во-вторых, достигнутые результаты в ходе реализации проекта могут быть, по нашему мнению, использованы другими общеобразовательными учреждениями.

Данный проект, реализуемый в гимназии, важен для каждого классного руководителя. Он, во-первых, способствует работе классного руководителя реализовать поставленные задачи в формирования законопослушного гражданина. Во-вторых, оказывает помощь в организации органов самоуправления в классном коллективе, помогает увидеть внутренние связи классного сообщества, проанализировать состояние межличностных отношений, влияние лидеров в классном коллективе. И наконец, главное назначение деловых игр — уменьшить для учащихся степень новизны и неожиданности вероятных жизненных ситуаций.

  Проект «Я и выборы» оказывает большую помощь в работе классных руководителей по обеспечению позитивных межличностных отношений между учащимися.  

07.10.2011  

  Руководитель МО классных руководителей _________/Костина О.Е./

Приложение  2

Отзыв родителей учащихся 2011 г. выпуска

        В последнее время все часто жалуются,  что выпускники образовательных учреждений    плохо подготовлены к самостоятельной жизни. Моделирование жизненных ситуаций  посредством учебной игры   позволяет  лучше подготовить выпускников  к взрослой действительности.

На это направлена огромная внеклассная работа гимназии.  В течение трех последних лет родители  наблюдают за реализацией проекта «Мои первые выборы». Системно, в течение нескольких лет, педагоги  целенаправленно воспитывают в наших детях чувства патриотизма, гражданственности.

Педагоги не  останавливаются на достигнутом, постоянно совершенствуют свои знания, ищут новые пути и методы обучения и воспитания детей, учитывая при этом   возрастные особенности всех обучающихся.

На протяжении трех последних лет родители являются не только наблюдателями, но и активными участниками деловых игр, проводимых в гимназии. Считаем,  что такие мероприятия помогают    сплочению ученического и родительского коллективов. Благодаря таким мероприятиям у детей появляется возможность участвовать в решении  вопросов по организации жизнедеятельности в гимназии. Каждый ребенок чувствует, что его голос может повлиять на ход каких - либо событий. Считаем важным и то, что дети активно привлекают своих родителей, призывая их проявлять свою гражданскую позицию, участвуя в выборах, проводимых в нашем государстве.

            Творческая атмосфера и неформальный подход к организации учебно-воспитательного процесса создает все предпосылки для развития полноценной личности наших детей, получению знаний и самое главное, на наш взгляд,  неугасаемого интереса к учению и школьный жизни в целом.  Педагоги умело организуют интересную внеклассную работу с детьми, развивая  у учеников самостоятельность и инициативу.

Приложение

Бюллетень для голосования (образец).

 Место для подписи двух

                                                                                                                                             членов избирательной

                                                                                                                                                        комиссии.                

Центральная    избирательная     комиссия.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №3

Одобряете ли вы предложенный проект кодекса чести школы:

                   за

           против

Поставьте любой знак в свободном поле рядом с соответствующим вашему мнению утверждением.

Приложение 3.

Подпись членов ЦИК

Избирательный Бюллетень

для выборов

Председателя ГимСД

Кандидаты:

Ершов Сергей

Фалалеева Ирина

(поставьте знак в любом из квадратиков)

Подпись членов ЦИК

Избирательный Бюллетень

для выборов

Председателя ГимСД

Кандидаты:

Ершов Сергей

Фалалеева Ирина

(поставьте знак в любом из квадратиков)

Приложение 4.

Положение о проведении референдума
                             по вопросу принятия кодекса чести МОУ СОШ УИОП № 3.

Референдум-голосование избирателей по вопросу государственной или

общественной жизни.
Цель:

1. Повышение политической и правовой культуры учащихся в условиях становления правового государства.

2. Повышение активности будущих избирателей.

3. Принятие кодекса чести школы всенародным голосованием как основы построения отношений в образовательном пространстве школы.

Задачи:

1. Овладение учащимися и учителями школы механизмами организации и проведения референдума.

2. Развитие навыков межличностной коммуникации

3. Создание условий для свободного выбора и формирования стойкой гражданской позиции Основные положения:

1. Компания по проведению референдума проводится с 3 октября 2007 года по 26 октября 2007 года.

2. Решение, принятое на референдуме действует бессрочно,

3. Участниками референдума являются учащиеся 5-11 классов и учителя школы.

4. Референдум проводится на основе всеобщего, равного прямого и свободного волеизъявления учащихся и учителей школы при тайном голосовании.

Учащиеся и учителя школы имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Участник референдума голосует за вынесенный на референдум вопрос за или против него непосредственно.

5. Ход кампания по проведению референдума:

 Назначение референдума

Назначение   референдума   осуществляет  директор   МОУ   СОШ УИОП № 3 по инициативе Школьного совета Дела. Директор назначает Центральную избирательную комиссию.  В состав ЦИК входят 4 педагога и 11 учащихся 10-11 классов.Из состава ЦИК избирается председатель ЦИК.

*ЦИК составляет списки избирателей на основе сведений , поданных от командиров КСД-1 . Списки составляются в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени и класса избирателя, предусматривается место для проставления подписи за получение бюллетеня.

*ЦИК утверждает списки  за  10 дней  до  голосования(  т.е.  14 октября 2007 г.)

 2. Ход кампании:

1 этап- проект кодекса чести школы предоставляется на обсуждение в классные коллективы и учителям школы. Результаты обсуждения предоставляются В ЦИК.

2 этап- проведение голосования по вопросу , выдвинутому на референдум.

3 этап- вступление в силу принятого решения.

ЦИК признает решение принятое на голосовании, если за вопрос

проголосовали более 50 % участников референдума, принявших

участие в голосовании.

3. Голосование

Время голосования с 8.00. до 15.00.

Изготовление бюллетеней осуществляет ЦИК

Избиратель,  пришедший  на  избирательный  участок,   получает

бюллетень   по   предъявлении   паспорта   или   подтверждении

классного руководителя.

При получении бюллетеня избиратель ставит подпись в списки

избирателей.

Голосование происходит лично.

Голосование вне помещения для голосования не предусмотрено

Голосование   производится   путем   внесения      избирателем   в

бюллетень любого значка в квадрат «за» или « против».

Помещение   для   голосования   безвозмездно   предоставляется

директором МОУ СОШ УИОП № 3

В помещении должны быть размещены кабины для голосования,

оборудован информационный стенд, который включает в себя

информацию    о    проекте    кодекса    чести    школы.,    образцы

заполненных бюллетеней, стационарные ящики для голосования.

4. Финансирование референдума.

Финансирование референдума осуществляется директором МОУ

СОШ УИОП № 3 .

5. Вступление в силу.

Документ- Кодекс чести МОУ СОШ УИОП № 3 вступает в силу   в

торжественной  обстановке  через  2  дня   после  официального

опубликования результатов референдума( т.е. 26 октября 2007года.)


Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение гимназия  


г. Вятские поляны Кировской области        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учительский проект на тему: «Выбор профессии дело каждого»

Проект предназначен для учащихся седьмого класса и направлен для ознакомления с классификацией мира профессий, с  конкретными  профессиями, требующимися в порту, в  нашем городе.Этот пр...

проект МОЛОДЕЖЬ И ВЫБОРЫ

Цель проекта: Повышение политической и правовой грамотности молодежи и ее избирательной активности...

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Мой профессиональный выбор»

Отчет о проделанной работев рамках проекта «Мой профессиональный выбор» и реализации программы по профориентации учащихся  8-9 «А» класса МАОУ «СОШ № 24»г. Перми«Я выбираю САМ!»За 2012-2014 ...

ПРОЕКТ «СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!»

СПИД… От него умирает каждый заразившийся человек. СПИД не является болезнью одной страны или одного региона. СПИД представляет большую опасность для всех. Чтобы узнать самим и поделиться информа...

Проекты положений о выборах президентов ГДОО "Школьный актив города" и школьных спортивных клубов

В материале представлено три проекта, посвященных выборам президентов школьных споритивных клубов, ГДОО "ШАГ", лидеров самоуправления....

Социальный проект "Наши первые проекты"

Первый проект 5а класса "Орловское полесье"...

«От федеральных проектов к региональным практикам» Воспитание гражданина через федеральный проект «Движение первых»

Ученик должен понимать что такое «гражданственность», а так же он должен научиться реализовывать свои права и обязанности по отношению к себе, к семье, к коллективу и к своей Родине. Я счи...