«Правовой калейдоскоп»
методическая разработка по праву по теме
Данный материал - методическое пособие по разработке и внедрению учебной программы
по правовому просвещению школьников
Отличительной особенностью данной программы являетсято, что она адаптирована к условиям образовательного процесса образовательного учреждения. Главная особенность – это практическая направленность и реализация ее через различные формы занятий.
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Сроки реализации программы– 1 год (1-2 часа в месяц, не более 20 часов в год).
Прогнозируемый результат и способы определения результативности:
По окончании реализации программы школьник должен знать:
- содержание прав и свобод человека и гражданина;
- понятие и принципы правосудия;
- органы и способы защиты прав человека.
Школьник должен уметь:
- характеризовать организации и деятельность органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;
- использовать различные формы социальной защиты и социального обеспечения.
Формами подведения итогов реализации данной просветительской правовой программы являются:
- участие в олимпиадах, конкурсах, проектах по праву;
- повышение правовой культуры школьников 5-11 классов;
- снижение уровня правонарушений среди школьников;
- участие в проведении социальных акций.
Цель программы:
1. Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей.
2. Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
Задачи:
1. Вооружение обучающихся, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
2. Формирование правового самосознания.
3. Формирование активной жизненной позиции.
4. Формирование у детей навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
5. Оказание помощи несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умения общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
6. Привлечение специалистов различных государственных структур с целью популяризации правовых знаний среди подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoj kalejdoskop.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Слободо-Туринская районная избирательная комиссия,
МОУО Слободо-Туринского муниципального района
Конкурсная работа
Методическое пособие по разработке и внедрению учебной программы
по правовому просвещению школьников
«Правовой калейдоскоп»
Разработчик: Зырянова Ирина
Владимировна,
учитель истории и обществознания,
заместитель директора по воспитательной работе
2011 год
Сведения об участнике
Фамилия, имя, отчество: Зырянова Ирина Владимировна
Место жительства: Свердловская область,
Слободо-Туринский район,
с. Ницинское,
ул. Советская,
д. 33, кв. 1.
Паспортные данные: серия 6509 №876304
выдан ТП УФМС России по Свердловской области в Слободо-Туринском районе
24.05.2010 г.
ИНН: 665100333705
Место работы: МКОУ «Ницинская средняя общеобразовательная школа»
Должность: учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе.
Адрес ОУ: Свердловская область,
Слободо-Туринский район,
с. Ницинское,
ул. Советская,
д. 29.
Телефон для контакта: 3436126240 (рабочий), 3436126222 (домашний).
Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку.
(Н.В. Шелгунов)
I. Пояснительная записка
Среди важнейших проблем, эффективное решение которых обеспечивает нормальное развитие любого общества, особое место занимает защита прав и интересов несовершеннолетних. Острота проблемы правового воспитания обусловлена тем, что ребенок является не только объектом, но и субъектом правовых отношений. Как свидетельствует статистика, несмотря на общеконституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав несовершеннолетних встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом, в результате чего ребенок становится жертвой произвола взрослых членов общества. Кроме того, несовершенство, а порой и полное отсутствие знаний законов, защищающих права каждого ребенка, делает его участником правонарушений и преступлений, формирует толерантность и снисходительное отношение к различным формам девиантного поведения. Это, в свою очередь, ведет к искажению процесса социализации.
Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.
Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей.
Поэтому программа носит развивающий и профилактический характер. Материалы помогают в развитии социальной уверенности ребенка и предупреждении социально неуверенного поведения.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса образовательного учреждения. Главная особенность – это практическая направленность и реализация ее через различные формы занятий.
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Сроки реализации программы – 1 год (1-2 часа в месяц, не более 20 часов в год).
Прогнозируемый результат и способы определения результативности:
По окончании реализации программы школьник должен знать:
- содержание прав и свобод человека и гражданина;
- понятие и принципы правосудия;
- органы и способы защиты прав человека.
Школьник должен уметь:
- характеризовать организации и деятельность органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;
- использовать различные формы социальной защиты и социального обеспечения.
Формами подведения итогов реализации данной просветительской правовой программы являются:
- участие в олимпиадах, конкурсах, проектах по праву;
- повышение правовой культуры школьников 5-11 классов;
- снижение уровня правонарушений среди школьников;
- участие в проведении социальных акций.
II. Цели и задачи программы
Цель программы:
- Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей.
- Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
Задачи:
- Вооружение обучающихся, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
- Формирование правового самосознания.
- Формирование активной жизненной позиции.
- Формирование у детей навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
- Оказание помощи несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умения общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
- Привлечение специалистов различных государственных структур с целью популяризации правовых знаний среди подростков.
Принципы:
1. Безусловное уважение личности подростка.
2. Защита прав и законных интересов обучающихся.
3. Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации.
4. Взаимодействие различных заинтересованных служб.
III. Содержание воспитательного процесса
Открытые часы общения по правовому воспитанию: (ответственные – классные руководители)
- Беседа “Я и право”(1,2 кл.)
- Познавательная беседа “Ваши права и обязанности”(3,4 кл.)
- КВН “Что мы знаем о Конституции” (5 кл.)
- Видеоурок “Я – подросток. Я – гражданин” (6 кл.)
- Диспут “Герои нашего времени” (7 кл.)
- Эрудицион “Права и обязанности обучающихся” (8 кл.)
- Викторина “Я и право” (9 кл.)
- Диспут “Мораль и закон” (10 кл.)
- Правовой турнир (11 кл)
Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:
- правила, право, обязанности, закон, правонарушения;
- устав школы, конвенция о правах ребенка, конституция РФ;
- право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;
- правила общения в коллективе;
- правила безопасной жизнедеятельности.
Урочные и внеурочные занятия: (ответственные – преподаватели обществознания, педагог-психолог, педагог-организатор)
Учено-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | |||||||
Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | ||
1 | Введение. Знакомство с программой. | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
2 | Теоретический курс. Право. Нормы права. Источники права. | + | + | + | + | ||||||||||
3 | Воспитание гражданственности и правовое просвещение школьников | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
4 | Рейды по профилактике правонарушений (курение на территории школы и др.) | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
5 | Подготовка к олимпиаде, проведение олимпиады по праву и интеллектуальных игр. Выпуск стенгазет «Подросток и закон» | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
6 | Правоотношения. Юридическая ответственность. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
7 | Организация и проведения недели правовых знаний. | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
8 | Конституционное право. Конституция РФ. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
9 | Гражданские правоотношения. | + | + | + | + | + | |||||||||
10 | Психологический практикум «Детективное агентство». | + | + | + | |||||||||||
11 | Экскурсия в ОВД. Практикум «Судебная защита гражданских прав». Юридическая консультация для школьников. | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
12 | Трудовой право. | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
13 | Уголовное право. | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
14 | Рейды по проверке соблюдения правил поведения и Устава ОУ. | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
В С Е Г О: | 5 | 8 | 5 | 8 | 6 | 10 | 7 | 9 | 7 | 9 | 7 | 9 | 7 | 9 |
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | |||||||
Форма | Дата | Форма | Дата | Форма | Дата | Форма | Дата | Форма | Дата | Форма | Дата | Форма | Дата | ||
1 | Введение. Знакомство с программой. | беседа | 09 | беседа | 09 | беседа | 09 | беседа | 09 | Беседа | 09 | беседа | 09 | беседа | 09 |
2 | Теоретический курс. Право. Нормы права. Источники права. | беседа | 09-10 | беседа | 09-10 | беседа | 09-10 | беседа | 09-10 | беседа | 09-10 | ||||
3 | Воспитание гражданственности и правовое просвещение школьников | беседа | 10 | беседа | 10 | беседа | 10 | беседа | 10 | беседа | 10 | ||||
4 | Рейды по профилактике правонарушений (курение на территории школы и др.) | рейд | 10 | рейд | 10 | рейд | 10 | рейд | 10 | рейд | 10 | рейд | 10 | рейд | 10 |
5 | Подготовка к олимпиаде, проведение олимпиады по праву и интеллектуальных игр. Выпуск стенгазет «Подросток и закон» | Консуль-тации, практ. занятия | 11-12 | Консуль-тации, практ. занятия | 11-12 | Консуль-тации, практ. занятия | 11-12 | Консуль-тации, практ. занятия | 11-12 | Консуль-тации, практ. занятия | 11-12 | Консуль-тации, практ. занятия | 11-12 | Консуль-тации, практ. занятия | 11-12 |
6 | Правоотношения. Юридическая ответственность. | Лекции беседы | 12 | Лекции беседы | 12 | Лекции беседы | 12 | Лекции беседы | 12 | Лекции беседы | 12 | ||||
7 | Организация и проведения недели правовых знаний | Смотр дости-жений, подвед. итогов | 12 | Смотр дости-жений, подвед. итогов | 12 | Смотр дости-жений, подвед. итогов | 12 | Смотр дости-жений, подвед. итогов | 12 | Смотр дости-жений, подвед. итогов | 12 | Смотр дости-жений, подвед. итогов | 12 | Смотр дости-жений, подвед. итогов | 12 |
8 | Конституционное право. Конституция РФ. | Лекции беседы | 01 | Лекции беседы | 01 | Лекции беседы | 01 | Лекции беседы | 01 | Лекции беседы | 01 | Лекции беседы | 01 | Лекции беседы | 01 |
9 | Гражданские правоотношения. | Практ. занятия | 01-02 | Практ. занятия | 01-02 | Практ. занятия | 01-02 | Практ. занятия | 01-02 | Практ. занятия | 01-02 | Практ. занятия | 01-02 | Практ. занятия | 01-02 |
10 | Психологический практикум «Детективное агентство». | Беседы, просмотр vodeo | 02 | Беседы, просмотр vodeo | 02 | Беседы, просмотр vodeo | 02 | Беседы, просмотр vodeo | 02 | Беседы, просмотр vodeo | 02 | ||||
11 | Экскурсия в ОВД. Практикум «Судебная защита гражданских прав». Юридическая консультация для школьников. | Беседы, Лекции сотр. правоохр. органов | 03 | Беседы, Лекции сотр. правоохр. органов | 03 | Беседы, Лекции сотр. правоохр. органов | 03 | Беседы, Лекции сотр. правоохр. органов | 03 | Беседы, Лекции сотр. правоохр. органов | 03 | Беседы, Лекции сотр. правоохр. органов | 03 | Беседы, Лекции сотр. правоохр. органов | 03 |
12 | Трудовой право. | Лекции беседы | 03-04 | Лекции беседы | 03-04 | Лекции беседы | 03-04 | Лекции беседы | 03-04 | Лекции беседы | 03-04 | Лекции беседы | 03-04 | Лекции беседы | 03-04 |
13 | Уголовное право. | Лекции беседы | 03-04 | Лекции беседы | 03-04 | Лекции беседы | 03-04 | Лекции беседы | 03-04 | Лекции беседы | 03-04 | Лекции беседы | 03-04 | Лекции беседы | 03-04 |
14 | Рейды по проверке соблюдения правил поведения и Устава ОУ. | рейд | 04-05 | рейд | 04-05 | рейд | 04-05 | рейд | 04-05 | рейд | 04-05 | рейд | 04-05 | рейд | 04-05 |
Содержание программы
№ | Тема занятия | Содержание | Форма работы |
1 | Введение. Знакомство с программой. | Учащиеся знакомятся с содержанием программы. В каждой возрастной группе, проводятся выборы координаторов предстоящей работы. | Работа проводится в виде ознакомительной беседы |
2 | Теоретический курс. Право. Нормы права. Источники права. | Учащиеся должны знать понятия: право, правовая норма. Элементы системы права. Источники права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы. | Работа проводится в форме лекций или бесед в 7-11 классах с участием работников правоохранительных органов |
3 | Воспитание гражданственности и правовое просвещение школьников | Учащиеся готовятся для проведения тематических классных часов | Беседы |
4 | Рейды по профилактике правонарушений (курение на территории школы и др.) | Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников | Рейды с участием школьников (5-11 кл.), учителей, представителей администрации, участкового милиционера, мед. персонала |
5 | Подготовка к олимпиаде, проведение олимпиады по праву и интеллектуальных игр. Выпуск стенгазет «Подросток и закон» | Подготовка учащихся к школьным, районным олимпиадам по праву. Углубление и систематизация знаний. Работа с ГК РФ, решение правовых задач. Отбор материала для стенгазет по праву под общей тематикой «Права и обязанности несовершеннолетних» | Работа проводится в виде консультаций, практических занятий. Организовать группы детей, ответственных за выпуск стенгазет. |
6 | Правоотношения. Юридическая ответственность. | Учащиеся должны знать понятия – правоотношения, виды юридической ответственности. | Лекции и беседы с уч-ся 7-11 классов |
7 | Организация и проведения недели правовых знаний | Организация и проведение социальных акций, бесед по правам ребенка, просмотров кино- и видеофрагментов, конкурса инсценировок | Работа проводится в форме смотра достижений и подведения итогов |
8 | Конституционное право. Конституция РФ. | Учащиеся должны знать конституционные права гражданина РФ и способы их защиты. | Лекции и беседы с просмотром видеороликов по праву |
9 | Гражданские правоотношения | Знакомство с ГК РФ, решение правовых задач, умение составлять «Исковое заявление» | Работа проводится в форме практических занятий с уч-ся 7-11 классов |
10 | Психологический практикум «Детективное агентство» | Организаций психологического практикума для 5-6 классов «Детективное агентство», направленного на развитие наблюдательности, внимания и памяти. | Практические занятия с привлечением работников правоохранительных органов, психолога. |
11 | Экскурсия в ОВД. Практикум «Судебная защита гражданских прав». Юридическая консультация для школьников. | Углубление знаний по праву, повышение мотивации познавательной деятельности; работа с УК РФ, ролевые игры. | Работа проводится в форме экскурсий в ОВД р-на, бесед с привлечением работников ОВД и прокуратуры |
12 | Трудовое право. | Уч-ся должны знать содержание трудовых правоотношений, процедуру оформления трудового договора, основания прекращения трудового договора, коллективный договор, его стороны, содержание. Уметь решать правовые задачи. | Беседы и лекционные занятия |
13 | Уголовное право | Учащиеся должны знать, что такое преступление, его признаки, состав преступления, категории преступлений, основные группы преступлений, уголовная ответственность несовершеннолетних. Дети должны уметь решать правовые задачи. | Работа проводится в виде лекций, бесед и практических занятий с привлечение работников ОВД и прокуратуры |
14 | Рейды по проверке соблюдения правил поведения и Устава ОУ. | Организация рейдов по проверке соблюдения правил поведения и Устава школы | Рейды |
Подпрограмма правового воспитания "Маленькие дети с большими правами" (для учащихся 7-11 лет, 4 года обучения).
1-й год
Задачи:
* познакомить с понятиями "правила", "право";
* изучить Устав школы;
* отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
* разработать правила общения в коллективе.
№ | Тема | Содержание |
1 | Дискуссия "Правила вокруг нас" | Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в школе. |
2 | Знакомство с Уставом школы. | Устав школы, права и обязанности учащихся |
3 | Беседа "Конвенция о правах ребенка" | Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка - документ, который тебя защищает. |
4 | Игровая программа "Я и право" | Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка |
5 | Классный час "Мой класс и мои друзья" | Права учащихся в нашей школе и нашем классе. Ответственность. Разработка правил поведения в классе. |
6 | Анкетирование "Я и мой класс" | Взаимоотношения в классе. Поддержка, взаимопомощь и сочувствие. |
7 | Конкурс рисунков "Я и моя школа" |
|
8 | Фестиваль имен "Что в имени твоем" | Право на имя |
9 | Игра"Азбука для пешехода" | Участники дорожного движения. Виды транспорта. Мы пассажиры. |
10 | Экскурсия "Безопасная дорога домой" | Виды пешеходных переходов. Сигналы и виды светофора. Дорожные знаки. |
11 | Встреча с работником ГИБДД | Безопасные места для детей. |
12 | Музыкально-театрализованное представление "Мой класс- моя семья" |
2-й год
Задачи:
* Познакомить с понятиями "гражданство", "право на заботу", "право на образование";
* отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
* соблюдать правила общения в коллективе
№ | Тема | Содержание |
1 | Классный час "Я - гражданин России" | Государство, граждане, государственные символы |
2 | Конкурс компьютерных рисунков "Герб класса" | Герб, флаг. |
3 | Встречи с известными людьми города | Почетные жители города |
4 | Викторина "Знатоки родного края" | Государственные символы, природа родного края. |
5 | Беседа "Наша школа" | Право на образование. Знакомство с внутренним распорядком школы. Устав школы - основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство с администрацией образовательного учреждения. |
6 | Конкурс "Самый, самый, самый" |
|
7 | Классный час "Мой дом - моя крепость" | Право детей на жизнь в семье. Права и обязанности членов семьи. Право ребенка на защиту от жестокого обращения. |
8 | Обсуждение ситуаций: "Если вдруг…" | Памятка "Если ты оказался в трудной ситуации..." (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации). |
9 | Конкурс рисунков "Моё село" | Дом, в котором я живу. Моё село. Мои соседи. |
10 | Конкурс и защита проектных работ "Герб семьи" | Нравственные ценности в семье |
11 | Выставка "Увлечения моей семьи" | Традиции, обычаи семьи. |
12 | Музыкально-театрализованное представление "Подари улыбку другу |
3-й год
Задачи:
* Познакомить с понятиями "национальность", "индивидуальность", "право пользоваться родным языком";
* отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
* научить соблюдать правила этикета в коллективе.
№ | Тема | Содержание |
1 | Викторина "Народные сказки" | Традиции, ценности, герои разных народов |
2 | Беседа "Мы - дети разных национальностей" | Знакомство с культурой людей разных национальностей, их бытом, традициями, обычаями. |
3 | Экскурсия в краеведческий музей | Коми народ, его быт, обычаи и традиции. |
4 | Проектная работа "Путеводитель для гостей г. Усинска" | Культурно-исторические места нашего города. |
5 | Конкурсная программа "Новый год в разных странах" | Традиции, ценности, обычаи разных народов |
6 | Классный час "Я иду в гости" | Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Разговор по телефону. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях. |
7 | Беседа "Право на индивидуальность" | |
Индивидуальность, толерантность, | ||
8 | Конкурс "Рекорда нашего класса" |
|
9 | Музыкальная программа "Фестиваль талантов" | Талант, дар |
10 | Игра-тренинг "Учимся принимать решения" | Как помочь детям научиться принимать индивидуальное решение, которое значимо не только для принимающего решение и зависит не только от него, которое учитывает интересы и возможности окружающих, но при этом является самостоятельным и ответственным выбором конкретной личности? |
11 | Игра "Я один дома" | Опасные ситуации, правила поведения в опасной ситуации |
12 | Музыкально-театрализованное представление "Вместе дружная семья" | Традиции, обычаи разных народов России |
4-й год
Задачи:
* Познакомить с понятиями "органы власти", "президент", "право на охрану здоровья";
* отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
* научить соблюдать правила этикета в коллективе.
№ | Тема | Содержание |
1 | Беседа "Профилактика заболеваний" | Здоровье, гигиена, закаливание, витамины, правильное питание, закаливание
|
2 | Спортивные соревнования "Мама, папа и я - спортивная семья" | Здоровый образ жизни |
3 | Встреча с медицинскими работниками | Право на медицинские услуги |
4 | Проектная работа "Олимпийские резервы нашего класса" | Олимпиада, рекорд |
5 | Классный час "Российская Федерация. Власть в нашей стране" | Государство, гражданство, органы власти, президент, органы местного самоуправления |
6 | Знакомство с Конституцией РФ | Конституция, закон |
7 | Дискуссия "Что является правонарушением?" | Правонарушение, преступление. |
8 | Дискуссия "Защитите меня!?" | Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. |
9 | Составление памятки "Кто может меня защитить?" | Защита прав ребенка в школе. |
10 | Встреча с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН | Права и обязанности несовершеннолетних |
11 | Викторина "Мои права и обязанности" | Права, обязанности детей |
12 | Музыкально-театрализованное представление "Мы на свет родились, чтобы радостно жить" для воспитанников детского сада | Конвенция о правах ребенка, уважение к правам и обязанностям каждого человека, любовь и доброе отношение детей к окружающим, уверенность в себе и в своих возможностях. |
V. Участники воспитательного процесса
Основными участники воспитательного процесса являются:
- классный руководитель,
- учащиеся 7-10 лет (1-4 кл.);
- родители учащихся.
Функции участников:
Классный руководитель:
- координирует и направляет деятельность по реализации программы;
- проводит мероприятия по правовому воспитанию.
Родительский комитет:
- оказывает помощь в проведении мероприятий по правовому воспитанию;
- контролирует соблюдение прав учащихся.
Совет класса:
- определяет содержание конкретных мероприятий;
- обсуждает и вносит предложения в план реализации содержания программы;
- проводит мероприятия по правовому воспитанию.
Темы родительских собраний по правовому воспитанию (ответственные – классные руководители):
- Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей
- Конвенция прав ребенка
- Ответственность несовершеннолетних за умышленные поджоги
- Административное право. Правонарушения. Взыскания
- Уголовное право. Преступление. Ответственность
- Семейное право. Права и обязанности родителей
- Как уберечь детей от употребления наркотиков
- Трудовое право и несовершеннолетние
VI. Ожидаемые результаты:
- Усвоение ключевых понятий "закон", "право", "обязанности", "правонарушения", "национальные отношения", "государство".
- Формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода, гуманизм, патриотизм, толерантность.
- Улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву.
- Овладение конкретными правилами поведения в школе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права.
Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Он должен иметь представление о государстве, в котором живет, знать его символику. Учащиеся четко должны выполнять правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у школьников должно выработаться представление о главных ценностях человека.
VII. Методическое обеспечение программы
Для реализации данной программы необходимо учитывать и использовать современные технологии:
- технология уровневой дифференциации;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- игровые технологии;
- информационно-компьютерные технологии;
- личностно-ориентированную технологию в воспитательном процессе.
В кабинетах обществоведческого цикла необходимо иметь разработки дидактического материала:
- Разработки бесед с учащимися «права человека и гражданина», «права ребенка», «Причины правонарушений несовершеннолетних» и т.д.;
- Разработки бесед с родителями: «Как воспитать ребенка без физического наказания», «Причины правонарушений несовершеннолетних», «Что делать, если ваш ребенок попал в милицию» и т.д.;
- Разработки интеллектуально-правовых и деловых игр;
- Разработки социальных акций;
- Раздаточный материал «Дееспособность несовершеннолетних», «Правоспособность» и т.д.;
- Психологический практикум «Детективное агентство»;
- Комплекты правовых задач;
- Разработки тестов по темам «»Конституционное право. Конституция РФ», «Трудовой право», «Уголовное право»;
- Разработки презентаций по правам ребенка, кино- и видеофрагменты по праву.
Библиографический список
Программы:
- Мустафина М.Ф. Правоведение. 10-11 кл.: элективные курсы/М.Ф.Мустафина, Волгоград: «Учитель», 2007,с.136.
Литература для учителя:
- Гордеева В.В. Правовое воспитание в школе. 9-11 кл. Разработки организационно-деятельностных игр/В.В.Гордеева, Волгоград, «Учитель», 2007, с.207.
- Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 кл. «Подросток и закон»/Н.Ф.Дик, Ростов-на-Дону, !Феникс», 2006, с.315.
- Кашанина Т.В. Российское право. Учебник для ВУЗов./Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин, Вита-Пресс, 2007.
- Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. - 1992. - №1-2.
- Палаткина Г.В. Этнотолерантность в мультикультурных регионах // Школьные технологии. - 2003. - №3.
- Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М., 2005.
- Права ребенка: Сборник документов и статей. - М., 1992.
- Смирнов В.А. Детский правовой клуб: технология создания и развития. Методическое пособие./В.А.Смирнов, Кострома, «Авантиум», 2006.
- Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. - 2002. - №2.
Литература для учащегося:
- Конституция РФ 1993г.
- Конвенция о правах ребенка-М.2009г.
- Всеобщая декларация прав человека и гражданина-М.2009г.
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- Кодекс РФ об административных правонарушениях-М. «Кодекс»,2009г.
- Гражданский Кодекс РФ-М. «Кодекс»,2008г.
- Трудовой Кодекс РФ-М. «Кодекс»,2007г.
- Уголовный кодекс РФ-М. «Норма»,2008г.
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ-М. «Норма», 2008г.
- Ветров Н.И. Уголовное право. Учебник для ВУЗов./Н.И.Ветров.-М. Юриспруденция, 2007г.
- Лазарев В.В. Конституционное право. Учебник для ВУЗов./В.В.Лазарев-М.2004г.
- Кашанина Т.В. Основы права 10-11 кл./Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин-Ростов-на-Дону,Вита-Пресс,2007г.
- Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь./А.Ф.Никитин-М. «Дрофа»,2007г.
- Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. - М., 1995.
- Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2004.
- Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий игровой программы "Правовой калейдоскоп"
Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной игры, целью проведения которой является формирование правовых знаний учащихся, их правовой культуры. Проведению игры предшествовали многочислен...
"Правовой калейдоскоп"
Классный час проведенный в 8 классе на тему: "Права ребенка в современном обществе"....
Внеклассное мероприятие "Правовой калейдоскоп"
Все учащиеся 9-10 классов делятся на 4 команды, каждая из которых придумывает себе название. Ведущий проговаривает вопрос, на который участники в течение минуты должны написать ответ. Ведущий го...
Правовой калейдоскоп
Классный час о правах учащихся...
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...
Методическая разработка деловой игры «Правовой калейдоскоп» для профессий среднего профессионального образования «общеобразовательный цикл»
Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязан...