Доклад на тему: «Формирование правовой культуры старшеклассников»
материал

Усов Николай Иванович

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18_formirovanie_pravovoy_kultury_starsheklassnikov.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя  школа»

Гагаринского района Смоленской области

Доклад

на тему: «Формирование правовой культуры старшеклассников»

Выполнил: Усов Николай Иванович

учитель истории и обществознания

д. Родоманово

 2018 г.

Российское общество переживает сложный этап своего становления, ведется интенсивный поиск новой системы ценностей, формируются основы гражданского общества, способного обеспечить гражданам реализацию демократических прав и свобод.

Особенно актуальными стали вопросы соотношения законности и свободы личности, гражданской ответственности, развития правосознания, поскольку обеспечение прав человека не совместимо с анархией, вседозволенностью, произволом, а свобода в существующих нравственных и правовых нормах означает такой вариант поведения субъекта, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением общества и государства. Всё это отражает специфику управления процессами овладения правовой информацией, включения старшеклассников в жизнь общества через правовое обучение и воспитание.  Поэтому, актуальной составляющей частью содержания школьного образования становится изучение документов о правах человека наряду с нормами международного и российского законодательства.

Общеизвестно, что юридические знания рассматриваются на современном этапе как важнейший феномен культуры, от которого зависит создание гражданского общества и правового государства.

В связи с этим особую значимость для теории и практики современного образования приобретает проблема создания оптимальных условий для формирования правовой культуры старших школьников. Её решению будет способствовать разработка концептуальной модели, реализация которой предполагает в качестве результата становление правовой зрелости и функциональной грамотности старшеклассников.

Правовая культура -  специфический  феномен  правового сознания, содержание которого меняется в ходе общественного развития.

         Правовая культура – это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение прав каждым отдельным членом общества.         Основная цель изучения правового курса заключается в воспитании свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которую отличают устойчивые нравственные качества и умения жить плодотворной жизнью в мире и согласии в поликультурной и многонациональной среде. Эта цель реализуется в процессе непрерывного обучения детей в соответствии с их возрастными особенностями.                

     В 2017-2018 учебном году в учебный план МБОУ «Родомановская средняя  школа»  (9-е классы) был включен элективный курс «Мои права».   

   Элективные курсы – новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы старших школьников.  

  Программа элективного курса «Мои права» предназначена для изучения учащимися 9 классов.  Развивая содержание базисного курса, предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию их правовой культуры и социальной активности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные отношения с окружающими. Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защитить ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны.

Цель элективного  курса «Мои права» - воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.

Задачи курса:

  • Формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
  • Развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
  • Профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
  • Развитее умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
  • Формирование собственных норм и ценностей.

Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений,  развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки.Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащие в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность

Объем программы составляет 17 часов.

Методы преподавания элективного курса:

Методы поисков, экспериментального, исследовательского характера, тренинги, развивающие творческую инициативу учащихся, метод проблемных задач, самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, семинары «мозговой штурм».

Предполагаемый результат: соотносить единичные факты и общие явления и процессы; сравнивать исторические события и исторических деятелей; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей; определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.

Инструментарий для оценивания результатов: фронтально-дифференциальный

контроль, письменный контроль, тест, тренинг.

Курс рассчитан на 17 часов (II полугодие).

 По окончании изучения курса учащиеся должны:

1. усвоить ряд сведений из истории становления идеи прав человека;

2. овладеть навыками работы с различными источниками информации, умению сравнивать, анализировать, делать выводы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Для 11 класса был введён элективный курс «Человек и закон»  рассчитан на 33 часа (I и  II полугодие).

  Цели курса:

 -  создать условия для формирования и развития у учащихся уважения к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства, стремления к взаимопониманию, терпимости, равенству и дружбе между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами; умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека; творческих способностей; коммуникативных навыков;

 - сформировать у учащихся теоретические знания и практические умения в области уголовного и административного права.

Задачи курса:

-   сформировать у учащихся правовые компетенции, обеспечивающие успешность в обществе, умения анализировать правовых ситуации, строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей;

-   развить умения и навыки публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе;

-   раскрыть особенности уголовного процесса;

-   развить навыки критичного анализа информации;

 - повысить правовую культуру учащихся.

Формы работы — индивидуальная и групповая.

Условием реализации курса является обеспечение учащихся текстами Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Конвенции о статусе беженцев.

Методы проведения занятий:

  • работа с документами, высказываниями, материалами СМИ
  • эвристическая беседа
  • дидактические игры
  • составление таблиц и схем
  • беседа с использованием практических заданий
  •  решение проблемных ситуаций
  • сюжетно-ролевая игра
  • лекция
  • обсуждение проблемных ситуаций
  • эссе
  • создание проектов

Содержание курса. 

Курс состоит из двух разделов:

1 раздел--  «Международное и российское законодательство о правах  человека», ориентированного на знакомство учащихся с основными документами по проблеме;

 2 раздел--  «Права человека в современном мире. Правонарушения», посвященного реализации прав и свобод человека и призванного расширить и углубить знания учащихся по 1 разделу, а также включает в себя  темы, в которых раскрываются виды правонарушений, основные понятия уголовного права, виктимологии, особенности уголовного процесса и его участников, правах и обязанности потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого, особенности судебного разбирательства.

       В 10 и 11 классах, так же,  изучается программа курса «Право». Она составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования, рассчитана на обучение школьников 10-11 классов и является логическим продолжением элективних курсов.

Данный курс ориентирован на реализацию современной системы правового обучения и воспитания подростков, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем.

Цель курса – формирование правовой культуры и правового сознания старшеклассников, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и профессии.

Задачи курса:

-формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве.

         Курс рассчитан  на 34 часа в год в 10-11-м  классе при 1-м часе в неделю.

Содержание программы. В 10-м классе школьники знакомятся с историей происхождения государства и права, основными вопросами по теории государства и права, с конституционным правом и правовой культурой. В 11-м классе учащиеся изучают основы избирательного, гражданского, семейного, уголовного, трудового, административного, жилищного, налогового, международного права, а также проблемы правового регулирования в различных сферах общественной жизни.                                               Курс «Право» (10-11 класс) способствует становлению правовой культуры и правового сознания старшеклассников, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и профессии.

Он содействует также формированию правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение  ориентироваться в правовом пространстве.

Содержание программы, включающей основные вопросы  по теории государства и права, элементарные аспекты существующих отраслей права позволяет выпускникам школы успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Задача создания в России правового государства, развития гражданского общества является одной из наиболее актуальных проблем современной общественной жизни страны. Очевидно, что правовое государство невозможно без граждан, уважающих дух и букву закона, обладающих высоким уровнем духовно-нравственного развития. Трудно переоценить роль образования в становлении человека, наделенного всеми необходимыми качествами свободного и ответственного перед государством, страной, другими людьми гражданина.

В целом, мы пришли  к выводу, что изучение в школьном курсе предмета «Право» способствует четкой профессиональной ориентации учащихся и успешной сдаче итоговой аттестации выпускниками средней школы.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовой культуры учащихся

Эта книга - результат работы творческой группы в моей школе. В основе формирования правовой культуры  лежат приёмы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", которые испол...

Выступление "Формирование правовой культуры на старшей ступени"

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду  Конституция Российской Федерации, законодательство об ответственности несовершеннолетних ...

Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников

Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников...

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В методических рекомендациях представлен алгоритм организации проектной деятельности, в ходе которой возможно осуществить формирование экологической культуры учащихся.  Для этого можно использова...

Коммуникативные универсальные учебные действия и формирование коммуникативной культуры старшеклассников.

Формирование коммуникативной культуры школьников возможно при формировании коммуникативных УУД. В статье говорится о том, что входит в понятие "коммуникативная культура школьника" и какие фо...