Методы обучения на уроках ОБЖ
методическая разработка по обж (9 класс)
Предварительный просмотр:
Методы обучения.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Более подробно остановлюсь на следующих методах обучения: метод – кластер, кейс-метод, баскет-метод, метод проектов, метод проблемного обучения.
Через метод - кластер можно графически представить изучаемый материал, используя смысловые единицы, построить логические цепочки. Например, при изучении темы «Первая помощь», составляем алгоритм действий по оказанию первой помощи.
Кейс-метод, ситуационные задания - это учебные ситуации, которые имитируют какую-то проблему лично-значимого характера важного для всех. Например, при изучении темы «Первая помощь» создаю теоретический и практический кейс с разными видами травм (переломы, кровотечения, обморожения и т.д.). На основе этого в теоретической части разбираем в каких случаях могут возникнуть травмы и как оказать первую помощь. В практической части обучающиеся в парах или группах отрабатывают умения и навыки по оказанию первой помощи.
Баскет-метод - метод обучения на основе имитации ситуаций. Позволяет научиться систематизировать и отбирать наиболее важные дела повседневной действительность, классифицировать их с учетом важности и срочности, сформулировать пути решения. Например, при изучении темы «Наводнение», обучающимся предлагается выступить в роли членов штаба по чрезвычайным ситуациям, определить какие действия надо выполнить при угрозе наводнения, при наводнении, при ликвидации последствий, посчитать нанесенный ущерб.
На развитие функциональной грамотности очень хорошо работают задания, которые предполагают общение или учебное сотрудничество (работа в группах, парах). Использование кейс - метода, баскет- метода позволяют формировать функциональную грамотность. Например, при изучении темы «Техногенные катастрофы», предлагаю обучающимся рассчитать возможный масштаб и последствия.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности. Метод проектов – одна из форм обучения, способствующая активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Проекты на занятиях практикую, как в рамках одного урока - краткосрочные так и длительные проекты. Например, в рамках изучения раздела «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения» выполняется практико-ориентированный проект «Моя безопасность в условиях ЧС мирного и военного времени». Перед учащимися ставится задача разработать и представить комплект пособий по данной проблеме. Продукты проекта: тестовый материал, буклеты, инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени.
Проекты на тему «Здоровый образ жизни» выполняются учащимися при изучении раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Продукт проекта: буклеты с призывами к ЗОЖ; видеоролики, фотоколлажи пропагандирующие здоровый образ жизни.
Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Суть познавательной активизации учащихся через метод проблемного обучения заключается не в обычной умственной активности мыслительных операций по решению стереотипных репродуктивных заданий, она состоит в активизации его мышления путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение использую:
- При изложении нового материала предлагаю сопоставляющие факторы;
- При выполнении проекта, когда обучающийся самостоятельно формирует проблему и последовательно решает задачи;
- При проведении военно-спортивных игр. Например «Орленок», «Зарница».
- При проведении учебных тренировок по пожарной и антитеррористической безопасности.
Учебные занятия с использованием элементов проблемного обучения активизируют познавательный интерес и умственную активность.
Пример 1. Тема: Здоровый образ жизни и его составляющие, Вредные привычки и их пагубное влияние. Предлагается таблица «Мой выбор»: Употребление алкоголя аргументы «за» -1-я графа, аргументы «против» 2-я графа
Пример 2. Программируемый опрос. Тема: Первая медицинская помощь при ранениях и травмах. Показываю модель (рисунок) пораженного. Предлагается несколько вариантов ответов с единственно верным.
Пример 3. Нужно по тексту определить, о каком стихийном бедствии идет речь и как нужно действовать при угрозе и возникновении данного стихийного бедствия?
Применение на уроках ОБЖ проблемного обучения различных уровней сложности позволяет, с одной стороны, более дифференцированно подходить к изучению данного предмета, а с другой – работать с группами обучающихся, которые имеют различный уровень подготовленности. Кроме того, проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески, что отвечает требованиям современной школы.
Использование современных образовательных методов дало положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы вышеуказанных методов позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, в максимальной степени учесть личностно – ориентированные потребности и особенности учащихся. Повысилась результативность обучения. Учащиеся школы активно участвуют в муниципальных и региональных конкурсах и соревнованиях, олимпиадах, показывая высокую результативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"
Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...
Активные Методы Обучения на уроках физкультуры в классах 3 ступени обучения.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы для стимуляции познавательной деятельности обучающихся. Строятся на диалоге, в котором есть свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы...
Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.
Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно формирование базовых учебных действий, духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...
"Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно-игрового метода"
использование различных методов...
«Активные методы обучения на уроках английского языка как средство повышения учебной мотивации школьников на начальном и среднем этапах обучения»
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО способствуют формированию ...
Активные методы обучения на уроках географии как один из методов развития способностей обучающихся в рамках ФГОС
Тема, цель и задачи самообразования...