Презентация по теме "Безопасность в природной среде" - Тест "Чрезвычайные ситуации геофизического характера"
презентация к уроку по обж (9 класс)
Презентация по теме "Безопасность в природной среде" - Тест "Чрезвычайные ситуации геофизического характера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_chrezvychaynye_situatsii_geofizicheskogo_haraktera.docx | 597.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест
«Чрезвычайные ситуации геофизического характера»
Задание 1
Заполните до конца таблицу. Запишите в левой колонке наименования видов чрезвычайных ситуаций природного характера, в зависимости от приведенных примеров
Наименование видов чрезвычайных ситуаций природного характера | Примеры чрезвычайных ситуаций природного характера |
Геофизического характера | Землетрясения, извержение вулканов |
Геологического характера
| Оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склонные смывы, абразия и эрозия почвы, курумы, пыльные бури |
Метеорологического и агрометеорологического характера | Бури, ураганы, смерчи, шквалы, выпадение крупного града, сильные дожди (ливни), снегопады, гололеды, морозы, метели, жара, туманы, засухи, суховеи, заморозки |
Морского гидрологического характера | Тропические циклоны (тайфуны) цунами, сильные волнения мори (5 баллов и более), напор льдов, непроходимые льды |
Гидрологического характера | Высокие уровни воды (наводнения) половодья, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, ранние ледоставы |
Гидрогеологического характера | Низкие уровни грунтовых вод, высокие уровни грунтовых вод |
Природные пожары | Лесные пожары, степные пожары, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых |
Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных
| Единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, энзоотии, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии |
Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями | Прогрессирующие эпифитотии, панфитотии, болезни, невыясненной этиологии, массовое распространение вредителей растений |
Инфекционная заболеваемость людей | Единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, эпидемии, пандемии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии. |
Задание 2
Определите значение магнитуды по шкале Рихтера внешних проявлений землетрясения, изображенных на рисунках
Проявление землетрясения | Магнитуда по Рихтеру |
Отмечается только чувствительными сейсмоприборами
|
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4-5 |
|
6 |
|
7-8 |
| 8 и выше |
Задание 3
Установите соответствие вулканических явлений с их описанием, ответ внесите в таблицу. Соотнесите названия вулканических явлений с их определениями
Название вулканического явления | Характеристика вулканического явления | |||
1. | Мофеты | А | Геологическое образование, представляющее собой отверстие или углубление на поверхности земли, либо конусообразное возвышение с кратером, из которого постоянно или периодически на поверхность Земли извергаются грязевые массы и газы, часто сопровождаемые водой и нефтью. | |
2. | Сольфатары | Б | Вид фумарол, трещины и отверстия в вулканических районах, выделяющие струи углекислого газа с примесью водяного пара и других газов (азота, водорода, метана). | |
3. | Гейзер | В | Источник, периодически выбрасывающий фонтан горячей воды и пара. Являются одним из проявлений поздних стадий вулканизма, распространены в областях современной вулканической деятельности. | |
4. | Грязевой вулкан | Г | Вид фумарол, испарения сернистого газа и паров воды с примесью углекислого газа, сероводорода и других веществ, которые выделяются из трещин и каналов на стенках и дне вулканического кратера, а также на склонах вулканов, а также на склонах вулканов. Явление характерно для потухших или близких к этому вулканов. |
Ответ:
1 - Б
|
2 - Г |
3 - В |
4 - А |
Задание 4
Установите соответствие между характером действия и проявления поражающих факторов с видом стихийного бедствия. Результат внесите в таблицу, вписав соответствующие цифры
Виды ЧС |
| Поражающие факторы |
Землетрясение | 1. Аэродинамическое давление, вибрация | |
2. Подъем уровня воды, гидродинамическое давление воды | ||
Наводнение | 3. Сейсмический удар, деформация горных пород. | |
4. Выдувание и засыпание верхнего покрова почвы, посевов | ||
Оползень | 5. Повышение грунтовых вод | |
6. Гравитационное смещение горных пород | ||
Смерч, вихрь | 7. Динамическое, механическое давление смещенных масс, удар | |
8. Смещение (обрушение) пород в береговой части |
Землетрясение | Наводнение | Оползень | Смерч, вихрь |
3, 6 | 2, 5 | 7, 8 | 1, 4 |
Задание 5
Эндогенными процессами называют:
а) процессы, происходящие в социуме, вызванные нестандартными действиями его членов б) поверхностные геологические процессы, вызванные внешними по отношению к Земле природными и техногенными факторами в) процессы, вызванные внутренними силами Земли и протекающие в ее недрах.
Задание 6
Внесите в таблицу названия литосферных плит, на которые разделена земная кора вместе с расположенными на ней континентами и океанами
Африканская | Основные литосферные плиты земли | Антарктическая |
Индийская | Евразийская | |
Американская | Тихоокеанская |
Задание 7
Как действовать во время извержения вулкана? Впишите в текст недостающие фрагменты.
А. Как подготовиться к извержению вулкана
Следите за предупреждением о возможном извержении вулкана (допускается ответ: «за состоянием или поведением вулкана»). Вы спасете себе жизнь, если своевременно покинете опасную территорию. При получении предупреждения о выпадении пепла закройте все окна, двери и дымовые заслонки (допускается ответ о действиях по герметизации помещения). Поставьте автомобили в гаражи. Поместите животных в закрытые помещения. Запаситесь источниками освещения и тепла с автономным питанием, водой, продуктами питания на 3 – 5 суток.
Б. Как действовать во время извержения вулкана
Защитите тело и голову от камней и пепла. Извержение вулканов может сопровождаться бурным паводком, селевыми потоками, затоплениями, поэтому избегайте берегов рек и долин вблизи вулканов, старайтесь держаться возвышенных мест (допускается ответ о необходимости перемещения на возвышенности), чтобы не попасть в зону затопления или селевого потока.
В. Как действовать после извержения вулкана
Закройте марлевой повязкой рот и нос (допускается ответ о действиях по защите органов дыхания любыми средствами), чтобы исключить вдыхание пепла. Наденьте защитные очки и одежду, чтобы исключить ожоги. Не пытайтесь ехать на автомобиле после выпадения пепла – это приведет к выходу его из строя. Очистите от пепла крышу дома, чтобы исключить ее перегрузку и разрушение (достаточным является ответ о защите от разрушения).
Задание 8
Подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний, являются
а) землетрясением
б) вулканическим землетрясением в) эпицентром землетрясения г) обвалом
Задание 9
Впишите в таблицу определения, связанные с опасными геологическими явлениями и процессами, соответствующие приведённым ниже характеристикам
- Упругие колебания, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений и взрывов.
- Подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.
- Область возникновения подземного удара в толще земной коры или верхней мантии, являющегося причиной землетрясения.
- Проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.
- Один из признаков предстоящего или вероятного землетрясения, выражаемый в виде форшоков, деформаций земной поверхности, изменений параметров геофизических полей, состава и режима подземных вод, состояния и свойств вещества в зоне очага вероятного землетрясения.
- Слабое колебание земной поверхности, вызываемое дрожанием стенок магмопроводящих каналов при движении магмы в процессе подготовки или в момент вулканического извержения.
- Период активной деятельности вулкана, когда он выбрасывает на земную поверхность раскаленные или горячие твердые, жидкие и газообразные вулканические продукты и изливает лаву.
- Форма залегания лавы, излившейся из вулкана, характеризующаяся значительной, достигающей нескольких десятков километров длиной при относительно небольшой ширине и мощности.
- Отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор, речных долин и морских побережий, происходящие главным образом за счет ослабления связности горных пород под влиянием процессов выветривания, деятельности поверхностных и подземных вод.
- Смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов.
Ответ:
№ п/п | Определение (слово или словосочетание) |
1. | сейсмическая волна |
2. | землетрясение |
3. | очаг землетрясения |
4. | эпицентр землетрясения |
5. | предвестник землетрясения |
6. | вулканическое землетрясение |
7. | вулканическое извержение |
8. | лавовый поток |
9. | обвал |
10. | оползень |
Задание 10
По характеристике землетрясения определите его магнитуду и балльность. Характеристика землетрясения: сильное, локального масштаба
а) магнитуда 6…7
б) балльность 7…8
в) магнитуда 5…6
г) балльность 5…6
д) балльность 6…7
Задание 11
Землетрясение интенсивностью 6 баллов характеризуется по шкале MSK-64 как: а) заметное б) испуг в) всеобщие повреждения зданий г) всеобщие разрушения зданий
Задание 12
Вулкан - это геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на поверхность извергаются расплавленные горные породы (лава), пепел, горячие газы, пары воды и обломки.
Опасность для человека представляют явления, прямо или косвенно связанные с извержениями. При помощи стрелок установите связь между явлениями и их характеристиками
Тучи пепла и газов |
| При взрывах вулканов объем выбросов измеряется кубическими километрами. При взрыве, направленном в сторону, ударная волна с температурой до нескольких сотен градусов разрушительна на расстоянии до 20 км, разбрасываемые вулканические бомбы имеют диаметр 5-7 м и отлетают на расстояние до 25 км. |
Палящие лавины | Скорость их течения достигает 100 км/ч. Они проходят путь до десятков километров, покрывают площадь до сотен квадратных километров и сжигают все на своем пути. | |
Взрывная волна и разброс обломков | Выбрасываются в атмосферу на высоту 15-20 км, а при мощных взрывах - до 50 км. Толщина слоя откладывающегося пепла вблизи вулкана может превосходить 10 м, а на расстоянии 100-200 км от источника -1м.
| |
Раскалённые лавовые потоки | Движутся со скоростью до 90-100 км/ч. Проходят путь от 50 до 300 км. Покрывают площади в сотни квадратных километров. | |
Резкие колебания климата | Состоят из глыб, песка, пепла и вулканических газов с температурой до 700 °С. Спускаются по склону вулкана со скоростью до 150-200 км/ч и проходят путь до 10-20 км. | |
Водные и грязекаменные потоки | Обусловлены изменением теплофизических свойств атмосферы из-за ее загрязнения вулканическими газами и аэрозолями. При крупнейших извержениях вулканические выбросы распространяются в атмосфере над всей планетой. |
Задание 13
Укажите знаком «+» в крайнем левом или крайнем правом столбце, какие из перечисленных мест в квартире являются наиболее безопасными, а какие наиболее опасными во время землетрясения
Ответ | Место | Ответ | ||
| Б Е З О П А С Н Ы Е | Дверной проем в капитальной стене | О П А С Н Ы Е |
|
| Внешние углы, образованные капитальными стенами |
| ||
| Дверной проем в легкой перегородке |
| ||
| Балкон |
| ||
| Под балкой каркаса |
| ||
| Лестница |
| ||
| Оконные проемы |
| ||
| Внутренние углы, образованные капитальными стенами |
| ||
|
|
|
Задание 14
Заполните схему действий при получении сигнала «Внимание всем!»
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Природные лекарственные средства" к проекту "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"
Презентация - один из продуктов проекта "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"...
Презентация к уроку ОБЖ в 8 классе на тему: "Чрезвычайные ситуации техногенного характера, Общая характеристика"
Презентация предназначена для электронного сопровождения урока по предмету Основы безопасности жизнедеятельности в 8 классе. основным лейтмаотвом урока является противоречие между сущностью чрезвычайн...
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».
Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 19 «Добровольное пребывание человека в природной среде».
Данная презентация иллюстрирует девятнадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Добровольное пребывание человека в природной среде» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 класс...
Презентация по теме "Безопасность в природной среде" - Тест "Чрезвычайные ситуации метеорологического характера"
Презентация по теме "Безопасность в природной среде" - Тест "Чрезвычайные ситуации метеорологического характера"...
Презентация "География мировых природных ресурсов. Взаимодействие человеческого общества и природной среды."
Комплект презентаций "География мировых природных ресурсов. Взаимодействие человеческого общества и природной среды" состоит из 3 частей и предназначен для изучения экономической и социально...
Конспект урока ОБЗР для 8 класса по ФРП ООО "2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера."
Конспект урока ОБЗР для 8 класса по ФРП ООО "2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера."...