Презентация по теме "Безопасность в природной среде" - Тест "Чрезвычайные ситуации геофизического характера"
презентация к уроку по обж (9 класс)

Валерий Мазманян

Презентация по теме "Безопасность в природной среде" - Тест "Чрезвычайные ситуации геофизического характера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_chrezvychaynye_situatsii_geofizicheskogo_haraktera.docx597.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тест

«Чрезвычайные ситуации геофизического характера»

Задание 1

Заполните до конца таблицу. Запишите в левой колонке наименования видов чрезвычайных ситуаций природного характера, в зависимости от приведенных примеров

Наименование видов чрезвычайных ситуаций природного характера

Примеры чрезвычайных ситуаций природного характера

Геофизического характера

Землетрясения, извержение вулканов

Геологического характера

Оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склонные смывы, абразия и эрозия почвы, курумы, пыльные бури

Метеорологического и агрометеорологического характера

Бури, ураганы, смерчи, шквалы, выпадение крупного града, сильные дожди (ливни), снегопады, гололеды, морозы, метели, жара, туманы, засухи, суховеи, заморозки

Морского гидрологического характера

Тропические циклоны (тайфуны) цунами, сильные волнения мори (5 баллов и более), напор льдов, непроходимые льды

Гидрологического характера

Высокие уровни воды (наводнения) половодья, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, ранние ледоставы

Гидрогеологического характера

Низкие уровни грунтовых вод, высокие уровни грунтовых вод

Природные пожары

Лесные пожары, степные пожары, торфяные пожары, подземные пожары горючих

ископаемых

Инфекционная заболеваемость

сельскохозяйственных животных

Единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, энзоотии, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии

Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями

Прогрессирующие эпифитотии, панфитотии, болезни, невыясненной этиологии, массовое распространение вредителей растений

Инфекционная заболеваемость людей

Единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, эпидемии, пандемии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии.

Задание 2

Определите значение магнитуды по шкале Рихтера внешних проявлений землетрясения, изображенных на рисунках

Проявление землетрясения

Магнитуда по Рихтеру

Отмечается только чувствительными сейсмоприборами

1

2

3

4-5

6

7-8

8 и выше

Задание 3

Установите соответствие вулканических явлений с их описанием, ответ внесите в таблицу. Соотнесите названия вулканических явлений с их определениями

Название вулканического явления

Характеристика вулканического явления

1.

Мофеты

А

Геологическое образование, представляющее собой отверстие или углубление на поверхности земли, либо конусообразное возвышение с кратером, из которого постоянно или периодически на поверхность Земли извергаются грязевые массы и газы, часто сопровождаемые водой и нефтью.

2.

Сольфатары

Б

Вид фумарол, трещины и отверстия в вулканических районах, выделяющие струи углекислого газа с примесью водяного пара и других газов (азота, водорода, метана).

3.

Гейзер

В

Источник, периодически выбрасывающий фонтан горячей воды и пара. Являются одним из проявлений поздних стадий вулканизма, распространены в областях современной вулканической деятельности.

4.

Грязевой вулкан

Г

Вид фумарол, испарения сернистого газа и паров воды с примесью углекислого газа, сероводорода и других веществ, которые выделяются из трещин и каналов на стенках и дне вулканического кратера, а также на склонах вулканов, а также на склонах вулканов. Явление характерно для потухших или близких к этому вулканов.

Ответ:

1 - Б

2 - Г

3 - В

4 - А

Задание 4

Установите соответствие между характером действия и проявления поражающих факторов с видом стихийного бедствия. Результат внесите в таблицу, вписав соответствующие цифры

Виды ЧС

Поражающие факторы

Землетрясение

1. Аэродинамическое давление, вибрация

2. Подъем уровня воды, гидродинамическое давление воды

Наводнение

3. Сейсмический удар, деформация горных пород.

4. Выдувание и засыпание верхнего покрова почвы, посевов

Оползень

5. Повышение грунтовых вод

6. Гравитационное смещение горных пород

Смерч, вихрь

7. Динамическое, механическое давление смещенных масс, удар

8. Смещение (обрушение) пород в береговой части

Землетрясение

Наводнение

Оползень

Смерч, вихрь

3, 6

2, 5

7, 8

1, 4

Задание 5

Эндогенными процессами называют:

а) процессы, происходящие в социуме, вызванные нестандартными действиями его членов б) поверхностные геологические процессы, вызванные внешними по отношению к Земле природными и техногенными факторами в) процессы, вызванные внутренними силами Земли и протекающие в ее недрах.

Задание 6

Внесите в таблицу названия литосферных плит, на которые разделена земная кора вместе с расположенными на ней континентами и океанами

Африканская

Основные литосферные плиты земли

Антарктическая

Индийская

Евразийская

Американская

Тихоокеанская

Задание 7

Как действовать во время извержения вулкана? Впишите в текст недостающие фрагменты.

А. Как подготовиться к извержению вулкана

Следите за предупреждением о возможном извержении вулкана (допускается ответ: «за состоянием или поведением вулкана»). Вы спасете себе жизнь, если своевременно покинете опасную территорию. При получении предупреждения о выпадении пепла закройте все окна, двери и дымовые заслонки (допускается ответ о действиях по герметизации помещения). Поставьте автомобили в гаражи. Поместите животных в закрытые помещения. Запаситесь источниками освещения и тепла с автономным питанием, водой, продуктами питания на 3 – 5 суток.

Б. Как действовать во время извержения вулкана

Защитите тело и голову от камней и пепла. Извержение вулканов может сопровождаться бурным паводком, селевыми потоками, затоплениями, поэтому избегайте берегов рек и долин вблизи вулканов, старайтесь держаться возвышенных мест (допускается ответ о необходимости перемещения на возвышенности), чтобы не попасть в зону затопления или селевого потока.

В. Как действовать после извержения вулкана

Закройте марлевой повязкой рот и нос (допускается ответ о действиях по защите органов дыхания любыми средствами), чтобы исключить вдыхание пепла. Наденьте защитные очки и одежду, чтобы исключить ожоги. Не пытайтесь ехать на автомобиле после выпадения пепла – это приведет к выходу его из строя. Очистите от пепла крышу дома, чтобы исключить ее перегрузку и разрушение (достаточным является ответ о защите от разрушения).

Задание 8

Подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний, являются

а) землетрясением

б) вулканическим землетрясением в) эпицентром землетрясения г) обвалом

Задание 9

Впишите в таблицу определения, связанные с опасными геологическими явлениями и процессами, соответствующие приведённым ниже характеристикам

  1. Упругие колебания, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений и взрывов.
  2. Подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.
  3. Область возникновения подземного удара в толще земной коры или верхней мантии, являющегося причиной землетрясения.
  4. Проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.
  5. Один из признаков предстоящего или вероятного землетрясения, выражаемый в виде форшоков, деформаций земной поверхности, изменений параметров геофизических полей, состава и режима подземных вод, состояния и свойств вещества в зоне очага вероятного землетрясения.
  6. Слабое колебание земной поверхности, вызываемое дрожанием стенок магмопроводящих каналов при движении магмы в процессе подготовки или в момент вулканического извержения.
  7. Период активной деятельности вулкана, когда он выбрасывает на земную поверхность раскаленные или горячие твердые, жидкие и газообразные вулканические продукты и изливает лаву.
  8. Форма залегания лавы, излившейся из вулкана, характеризующаяся значительной, достигающей нескольких десятков километров длиной при относительно небольшой ширине и мощности.
  9. Отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор, речных долин и морских побережий, происходящие главным образом за счет ослабления связности горных пород под влиянием процессов выветривания, деятельности поверхностных и подземных вод.
  10. Смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов.

Ответ:

№ п/п

Определение (слово или словосочетание)

1.

сейсмическая волна

2.

землетрясение

3.

очаг землетрясения

4.

эпицентр землетрясения

5.

предвестник землетрясения

6.

вулканическое землетрясение

7.

вулканическое извержение

8.

лавовый поток

9.

обвал

10.

оползень

Задание 10

По характеристике землетрясения определите его магнитуду и балльность. Характеристика землетрясения: сильное, локального масштаба

а) магнитуда 6…7

б) балльность 7…8

в) магнитуда 5…6

г) балльность 5…6

д) балльность 6…7

Задание 11

Землетрясение интенсивностью 6 баллов характеризуется по шкале MSK-64 как: а) заметное б) испуг в) всеобщие повреждения зданий г) всеобщие разрушения зданий

Задание 12

Вулкан - это геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на поверхность извергаются расплавленные горные породы (лава), пепел, горячие газы, пары воды и обломки.

Опасность для человека представляют явления, прямо или косвенно связанные с извержениями. При помощи стрелок установите связь между явлениями и их характеристиками

Тучи пепла и газов

При взрывах вулканов объем выбросов измеряется кубическими километрами. При взрыве, направленном в сторону, ударная волна с температурой до нескольких сотен градусов

разрушительна на расстоянии до 20 км, разбрасываемые вулканические бомбы имеют диаметр 5-7 м и отлетают на расстояние до 25 км.

Палящие лавины

Скорость их течения достигает 100 км/ч. Они проходят путь до десятков километров, покрывают площадь до сотен квадратных километров и сжигают все на своем пути.

Взрывная волна и разброс обломков

Выбрасываются в атмосферу на высоту 15-20 км, а при мощных взрывах - до 50 км. Толщина слоя откладывающегося пепла вблизи вулкана может превосходить 10 м, а на расстоянии

100-200 км от источника -1м.

Раскалённые лавовые потоки

Движутся со скоростью до 90-100 км/ч. Проходят путь от 50 до 300 км. Покрывают площади в сотни квадратных километров.

Резкие колебания климата

Состоят из глыб, песка, пепла и вулканических газов с температурой до 700 °С. Спускаются по склону вулкана со скоростью до 150-200 км/ч и проходят путь до 10-20 км.

Водные и грязекаменные потоки

Обусловлены изменением теплофизических свойств атмосферы из-за ее загрязнения вулканическими газами и аэрозолями. При крупнейших извержениях вулканические выбросы распространяются в атмосфере над всей планетой.

Задание 13

Укажите знаком «+» в крайнем левом или крайнем правом столбце, какие из перечисленных мест в квартире являются наиболее безопасными, а какие наиболее опасными во время землетрясения

Ответ

Место

Ответ

Б

Е

З

О

П

А

С

Н

Ы

Е

Дверной проем в капитальной стене

О

П

А

С

Н

Ы

Е

Внешние углы, образованные капитальными стенами

Дверной проем в легкой перегородке

Балкон

Под балкой каркаса

Лестница

Оконные проемы

Внутренние углы, образованные капитальными стенами

Задание 14

Заполните схему действий при получении сигнала «Внимание всем!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Природные лекарственные средства" к проекту "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"

Презентация - один из продуктов проекта "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"...

Презентация к уроку ОБЖ в 8 классе на тему: "Чрезвычайные ситуации техногенного характера, Общая характеристика"

Презентация предназначена для электронного сопровождения урока по предмету Основы безопасности жизнедеятельности в 8 классе. основным лейтмаотвом урока является противоречие между сущностью чрезвычайн...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 19 «Добровольное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует девятнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Добровольное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 класс...

Презентация по теме "Безопасность в природной среде" - Тест "Чрезвычайные ситуации метеорологического характера"

Презентация по теме "Безопасность в природной среде" - Тест "Чрезвычайные ситуации метеорологического характера"...

Презентация "География мировых природных ресурсов. Взаимодействие человеческого общества и природной среды."

Комплект презентаций "География мировых природных ресурсов. Взаимодействие человеческого общества и природной среды" состоит из 3 частей и предназначен для изучения экономической и социально...

Конспект урока ОБЗР для 8 класса по ФРП ООО "2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера."

Конспект урока ОБЗР для 8 класса  по ФРП ООО "2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера."...