Конспект занятия для подростков 13-17 лет "Здоровье-не всё, но всё - ничто без здоровья"
классный час по обж (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 989.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №1 «Здоровье – не всё, но всё - ничто без здоровья.
Цель: формировать у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье.
Задачи: расширить представления подростков о полезных и вредных привычках, приобщать ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела, способствовать предупреждению у подростков вредных привычек, развивать у подростков стремление приобретать полезные привычки.
Содержание занятия: Приветствие. Упражнение «Открытый микрофон». Знакомство с правилами работы в группе. Анкетирование. Методика выявления степени информированности подростков о вредных привычках. Упражнение «Открытый микрофон». Просмотр видео «О хороших и дурных привычках». Игра «Привычка». Мозговой штурм «Почему люди принимают ПАВ?». Упражнение «Жизнь в радости». Упражнение с мячом «Если бы…». Упражнение «Альтернативная реклама». Вручение «Трекера полезных привычек». Рефлексия. Подведение итогов.
Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, карточки с заданиями, проектор, переносной экран, ноутбук, видео «О хороших и дурных привычках».
Продолжительность: 45 минут.
Ход занятия:
- Организационный этап.
Социальный педагог (далее - СП): Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать вас на этой встрече! Меня зовут Юлия Ивановна, я социальный педагог. «Здравствуйте» - это пожелание «здравствования», «здоровья» тому, кого приветствуем. Поздороваться можно по-разному. Ваша задача – поздороваться друг с другом так, чтобы приветствие ни разу не повторилось. Мы начинаем: «Привет», «здравствуй» и т.д. (участники придумывают свои приветствия: добрый день, вечер, утро, салют, здравия желанию, по-английски, приветствую вас…, передавая мяч, произносят слова приветствия). Молодцы! Приступаем к следующему упражнению.
Упражнение «Открытый микрофон».
Участники занятия поочередно продолжают фразу: « Я (называет своё имя), у меня лучше всего получается…».
СП: В начале нашей встречи нам нужно обсудить основные правила работы в группе (начинает педагог, дети добавляют) нужно обсудить основные правила:
- не опаздывать,
- уважать друг друга и старших,
- помогать тем, кто просит помощи,
- пользоваться гаджетами только по необходимости (другие правила, которые дети сами предложат). Важно, чтобы правила действительно соблюдались!
Анкетирование.
Цель: выяснение отношения участников к употреблению ПАВ, алкоголя и табакокурения в подростковой среде. Необходимый материал: анкеты, ручки (приложение).
СП: Каждую нашу встречу мы будем начинать с нескольких простых, но эффективных упражнений, направленных на поддержание нашего здоровья и интеллектуального благополучия.
Упражнение «Массаж ушных раковин».
СП: Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. Потяните уши вперёд, в стороны, назад. В конце упражнения разотрите уши руками (участники выполняют упражнение).
Упражнение «Крюки».
Цель: Интеграция работы двух полушарий, снижение напряжения.
Можно выполнять стоя, сидя или лежа. Скрестите лодыжки ног. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Вдох через нос, выдох через рот. Дыхание спокойное, тело расслабленное.
2. Основной этап.
СП: СП: Наши занятия будут посвящены здоровому образу жизни, проще говоря, ЗОЖ. Каждый день мы будем узнавать много важной и полезной информации. Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически, практически, жизненно необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких. И поэтому каждый день мы будем узнавать много важной и полезной информации.
В самом деле, представьте, что у вас болит зуб, а вам нужно идти на важную встречу или сосредоточиться на выполнении какой-то контрольной работы. Вы же понимаете, что это либо очень сложно, либо вовсе невозможно сделать. Больной зуб напоминает вам о себе все время. И все наши мысли связаны исключительно с ним. И мы будем думать о нем до тех пор, пока не вылечим его. Но стоит только вылечить его, мы уже не думаем о зубах, и снова зарабатываем себе очередной кариес. Таким образом, когда у нас что-то болит – мы только об этом и думаем. Если же всё в порядке – о здоровье мы напрочь забываем. И не просто забываем. Более того, мы ещё и с удовольствием вредим нашему здоровью.
СП: Сегодня мы поговорим о привычках, попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и об их влиянии на наше здоровье.
Просмотр видео «О хороших и дурных привычках».
СП: - Что означает слово «привычка»? (Ответы детей).
В «Толковом словаре» Д.Ушакова привычка обозначает «образ действий, состояние, поведение, усвоенные кем-нибудь за определенный период жизни, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным».
Привычка - это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка рано ложиться спать, чистить зубы, заправлять постель и так далее.
Привычки формируются в результате многократных повторений. Когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
Увидеть, как формируется привычка, нам поможет игра «Привычка».
Игра «Привычка»
Описание игры: дети встают перед ведущим (педагогом). Если команда ведущего начинается со слова «Прошу!», то все выполняют различные движения: «Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять левую руку» и так далее. Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники игры привыкли выполнять их. В определенный момент педагог перед командой не произносит слово «Прошу», и тогда дети не должны выполнять его указания.
Анализ игры:
СП: - Привыкнув выполнять команды, многие из вас не сразу смогли переключиться и выполняли команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас привычки: стоит только многократно повторить то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.
У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека.
Как называются привычки, способствующие сохранению здоровья человека?(Ответы детей – полезные, хорошие). Как называются привычки, наносящие вред здоровью человека? (Ответы детей: вредные, плохие).Да, верно.
СП: - Вам необходимо поделиться на 2 команды. У меня есть карточка с заданием. В ней перечислен список привычек. Я их зачитываю. 1 команда отмечает полезные привычки, а 2 команда отмечает вредные привычки.
Список привычек:
- Обманывать
- Драться
- Умываться
- Конфликтовать
- Чистить зубы
- Соблюдать гигиену
- Грызть ногти
- Соблюдать режим дня
- Класть вещи на место
- Прогуливать занятия
- Сутулиться
- Много сидеть у телевизора
- Выполнять домашнее задание
- Читать книги
- Пропускать уроки
- Закаляться
- Заниматься спортом
- Посещать кружки
- Говорить правду
- Грубить
- Лениться
- Не уважать старших
- Читать лёжа
- Курить
СП: - Ребята первой команды зачитайте свой список привычек (Дети зачитывают). Молодцы! Ребята, второй команды зачитайте и вы свой список привычек (ребята зачитывают). Молодцы!
- Известно, что в нашем обществе вредные привычки порицаются, то есть считаются ненормальными. Значит, в нашем обществе есть определенные нормы. Мы можем с ними соглашаться или не соглашаться, но они существуют, и мы обязаны с ними считаться, т.к. мы в этом обществе живем. Наиболее гармонично чувствует себя человек, который принимает эти нормы и делает их своими.
СП: Ребята, обратите внимание на вопрос и ответьте на него: Что такое ПАВ? (ответы детей).
СП: ПАВ – это любое вещество, которое при попадании в организм человека изменяет настроение человека, восприятие, поведение и двигательные функции. Обычно психоактивными веществами именуются наркотики, однако, это и алкоголь, и табак, и др.
Мозговой штурм «Почему люди принимают ПАВ?»
СП: «Ребята, как вы думаете, почему люди начинаю употреблять психоактивные вещества? Я прошу каждого по очереди ответить на вопрос, но следите, чтобы ваши ответы не повторялись». (Ответы детей).
Социальный педагог подводит итог ответам подростков: Ребята, действильно причин употребления ПАВ очень много. И вот основные из них: давление со стороны сверстников — некоторые люди имеют друзей, которые принимают ПАВ и поэтому, чтобы не отдаляться от своих друзей, они вынуждены тоже принимать ПАВ. Любопытство — многие люди любят экспериментировать. Например, им интересно, какой будет эффект от употребления ПАВ. Имитация — молодежь видит, как их родители, родственники, близкие друзья принимают ПАВ. Им кажется, что это совершенно нормальное поведение. Например, «Мои родители расслабляются, когда они выпивают алкогольные напитки, следовательно, я могу сделать тоже самое, чтобы расслабиться». Стратегия копирования поведения — если в семье произошло какое-либо трагическое событие (смерть родственника, развод, насилие), и ПАВ помогают справиться с неприятностями. Ради забавы — некоторые люди полагают, что ПАВ могут поднять настроение и создать забавные ситуации. Бунт — иногда люди чувствуют необходимость сделать что-нибудь, что противоречит обычной ежедневной жизни потому, что они не удовлетворены своей жизнью и хотят выделиться. Например, они слушают особую музыку, делают вызывающие прически и одеваются не как все, наносят татуировки. Некоторые молодых людей ПАВ привлекают потому, что их употребление опасно и противоречит общеизвестным истинам. Имидж — есть люди, которые не довольны собой и думают, что окружающие считают их скучными и неинтересными. Поэтому, чтобы изменить свой «имидж» они начинают пить, курить или принимать ПАВ. Самоуверенность и самооценка — в жизни молодых людей происходит много изменений, с которыми они не всегда могут справиться. При этом они могут потерять уверенность в себе и неадекватно оценивать возникшие ситуации. ПАВ придают ложную уверенность в своих силах и возможность выполнить то, что при других обстоятельствах они бы никогда не сделали. Это никого не касается — можно выделить группу людей, которые считают себя никому ненужными. Им кажется, что у них нет будущего, и они даже не надеются на какие-либо изменения в своей жизни. Следовательно, такие люди не осознают риска употребления ПАВ. Поддержка сверстников — очень часто в семьях родители бывают слишком заняты собой или своими проблемами, у них не хватает времени для своих детей. Есть семьи, в которых родители ведут себя агрессивно, оказывают насилие над детьми, поэтому дети с радостью убегают из дома. Они собираются с такими же обиженными сверстниками, которые принимают ПАВ, и им кажется, что здесь они нашли свою новую семью. В такой семье эти ребята играют важную роль и являются частью чего-то нового и привлекательного).
Упражнение «Жизнь в радости».
СП: Ребята, вам предлагается в виде мозгового штурма выполнить упражнение. Вам необходимо ответить на вопрос: «Как можно получать радость в повседневной жизни, не принимая при этом никаких психоактивных веществ?». Варианты записываются на доску. Затем подводится фигурная скобка и пишется ЖИЗНЬ. Справа пишется ПАВ и ставится знак равно. Детям задается вопрос «Могу ли я поставить знак равно?».
Обсуждение.
Упражнение с мячом «Если бы…»
СП: Ребята, пожалуйста, продолжите предложение: «Если бы люди не знали о существовании ПАВ, то…». (Ответы детей).
Обсуждение.
СП: Спасибо, ребята! А скажите, ребята, вы знаете, что такое здоровье? (Ответы детей). После педагог обращает внимание подростков на плакат: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (устав ВОЗ).
Упражнение «Альтернативная реклама»
СП: А сейчас мы с вами разделимся на команды (по 2-4 человека) и сделаем рекламу и слоган на данную тему: «Мой выбор – жизнь!». Детям раздаются чистые листы, и они рисуют.
Обсуждение.
СП: Ребята, вот мы и выслушали рекламу многих хороших привычек. Хорошо, если мы сумеем их усвоить. Тогда нам удастся жить в ладу с собой, с людьми, с окружающим миром. Вы отлично справились с заданиями! Ваша уверенность в правильном выборе здорового образа жизни растет с каждой минутой. Будем же всегда говорить «Да!» полезным привычкам. Для того, чтобы появились и закрепились хорошие привычки, предлагаю каждому из вас завести «Трекер полезных привычек» (Приложение 1).С какой полезной привычки вы начнете? (Ответы детей).
#1056;ефлексия, подведение итогов.
СП: - Здоровье и здоровый образ жизни не являются ценностью, когда тебе 14-17 лет. В этот период человек не может быть сосредоточен на том, чем и так обладает в полной мере. У него другие приоритеты: он активно познает мир вокруг себя и себя в этом мире. Здоровье – не самоцель, а средство для достижения цели. Средство для того, что бы стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным авторитетом и успешным профессионалом. При этом мы понимаем, что запасы здоровья – не бесконечны. И здесь уместна аналогия с природными ресурсами. В преддверии экологической катастрофы человечество осознало, что нельзя хищнически относиться к природным богатствам, иначе будущее просто не наступит. Так и со здоровьем: мы не достигнем никаких целей, если ресурс нашего здоровья будет по-глупому истрачен в юности. Светлое будущее может и не наступить!
- Как вы считаете, нужно ли нам было говорить о наших привычках? (Ответы детей). Какие причины, толкающие подростков к употреблению ПАВ, кажутся вам самыми сложно разрешимыми? (Ответы детей).
Продолжите фразы:
Упражнение «Продолжи предложение»
- На занятии мне понравилось…
- Я считаю полезным…
- Я буду вспоминать…
- Мне очень понравилось…
- У меня вызвало затруднение…
- На занятии я узнал новое…
- Я буду применять в своей жизни…
СП: Ребята, я благодарю вас за работу! До скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для подростков "Поверь в себя"
Представляю конспект занятия для подростков "Поверь в себя".Цели:· Повышение ответственности подростков за собственное поведение, развитие самосоз...
Конспект занятия для подростков "Радуга общения"
Конспект занятия для детей подросткового возраста, направленный на развитие коммуникативных навыков. Подростки много времени проводят в социальных сетях. Это общение обеднено невербальными средствами....
План-конспект занятия для подростков по формированию жизнестойкости
Занятие подходит для учащихся средних и старших классов. Направлено на развитие навыков ассертивного (уверенного) поведения подростков, работы в группе, снятие эмоционального напряжения, групповой спл...
План-конспект занятия для подростков по формированию жизнестойкости
Данное занятие хорошо вплетается в систему работы с подростками по личностностному росту, в подготовку перед сдачей ОГЭ и как отдельное занятие по работе со страхом....
План-конспект занятия для подростков. Начальный в системе тренингов по жизнестойкости
Данное занятие может быть начальным (первым) в системе тренинговых занятий по формированию у детей жизнестойкости, уверенного поведения, групповой сплоченности....
Конспект занятия для подростков «В научной лаборатории «Лидер»
Цель занятия: дать представление о личностных качествах, необходимых для того, чтобы быть лидером в коллективе, создать ситцацию успеха для каждого подростка на занятии...
План-конспект занятия с подростками по теме "Правила безопасного общения подростков в сети"
Материалы содержат алгоритм занятия с подростками по формированию навыков безопасного общения в сети....