9 класс Модуль "Экстренная реанимационная помощь"
план-конспект занятия по обж (9 класс)

Барбашина Елена Михайловна

мобульная технология 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Эдучанская средняя общеобразовательная школа»

(Эдучанская СОШ»)

Модульная программа по теме «Экстренная реанимационная помощь»

для обучающихся 9 класса.


Дидактическая цель : в результате овладения содержанием модулей учащиеся имеют возможность:

  1. Изучить правила определения признаков клинической и биологической смерти;
  2. Получить медицинские знания о назначении и функционально-анатомическом обосновании прекардиального удара, непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких;
  3. Овладеть навыками оказания экстренной реанимационной помощи;
  4. Воспитать умение работать в коллективе, научиться быть ответственными за результат труда.

МОДУЛЬ

Содержание

1

Биология. Строение и функции сердечной и легочной деятельности. Признаки клинической и биологической смерти.

2

Закрепление материала о строении и функциях сердечной и легочной деятельности, признаков клинической и биологической смерти.

3

Алгоритм экстренной реанимационной помощи (ЭРП).

4

Практическое применение знаний по ЭРП.

5

Закрепление и обобщение пройденного материала (ЭРП)

МОДУЛЬ 1.

Биология. Строение и функции сердечной и легочной деятельности. Признаки клинической и биологической смерти.

Учебный элемент

Задачи и вопросы для проверки

Задания

0

  1. Знать строение и функции сердечной и

легочной деятельности.

2. Изучить признаки клинической и биологической смерти и различия между ними.

3. Получить представление о первой помощи при остановке сердца или дыхания.

Работа в тетрадях

Работа с рисунком

Работа с учебником

МОДУЛЬ 2.

Закрепление материала о строении и функции сердечной

и легочной деятельности, признаках клинической

и биологической смерти

Учебный элемент

Задачи и вопросы для проверки

Задания

0

Цель:

  1. Закрепить знания о строении и функциях сердечной и легочной деятельности, полученные на уроках биологии.
  2. Закрепить знания о признаках клинической и биологической смерти.
  3. Развивать общеучебные навыки

работа с учебником, самоконтроль, работа в группе

Выполнение теста

1

Тестовая работа по теме: «Сердечная и легочная деятельность»

Учащиеся должны внимательно прочитать вопросы и варианты ответов, определить, какой ответ является правильным, например: 1г, 2а.

1 Сердце человека камерного типа. Чисто камер равно:

а) 2; б) 3; в) 4; г) 5; д) другое решение.

2. В состоянии относительного покоя продолжительность общей паузы в сердечном цикле, в секундах:

а) 0,1; б) 0,3; в) 0,4; г) 0,6; д) 1,0.

3. Проводящая система сердца - это:

а) система коронарных (сердечных) сосудов;

б) система лимфатических сосудов сердца;

в) специализированные мышечные волокна;

г) нервы, обеспечивающие проведение нервных
импульсов;

д) другое решение.

4. Общая продолжительность сердечного цикла -0,8 с. Это время между фазами сердечного цикла распределяется следующим образом, в секундах:

а) сокращение предсердий - 0,1; сокращение желудочков - 0,4; общая пауза - 0,3;

б) сокращение предсердий - 0,1; сокращение желудочков - 0,2; общая пауза - 0,5;

в) сокращение предсердий — 0,1; сокращение желудочков - 0,3; общая пауза - 0,4;

г) другое решение.

5. Газообмен при дыхании происходит:

а) в носу;

б) в носоглотке;

в) в гортани;

г) в трахее;

д) в легких.

6. В каждое легкое входит:

а) по одному бронху;

б) в левое легкое входит один бронх, в правое два;

в) по два бронха в каждое легкое;

г) другое решение.

7. К органам дыхательной системы не принадлежит:

а) гортань;

б) глотка;

в) пищевод;

г) полость носа;

д) трахея.

8. Воздух в легкие поступает при расширении грудной клетки благодаря сокращению:

а) всех межреберных мышц;

б) наружных межреберных мышц и диафрагмы;

в) диафрагмы и всех внутренних межреберных мышц;

г) диафрагмы

9. Дыхательный объем легких (количественное выражение глубины дыхания) - это объем воздуха, выдыхаемого или вдыхаемого при спокойном дыхании человека:

а) за 1 час;

б) 1 минуту;

в) один вдох или выдох.

Правильные ответы к тестовой работе по теме: «Сердечная и легочная деятельность»:

1-в; 2-в; 3-в; 4-в; 5-д; 6-а; 7-в; 8-6; 9-в.

Критерии самооценки для учащихся по количеству правильных ответов: высокий - 9; средний - 8; низкий - менее 7.

2

Цель:

Закрепить знания о признаках клинической и биологической смерти. Учащиеся должны:

  1. Прослушать лекцию на тему: «Признаки клинической и биологической смерти», отмечая в тетради основные моменты лекции.
  2. Выполнить самостоятельную работу.

Самостоятельная работа для учащихся 

  1. Прочитайте по учебнику № 3.1.
  2. Изучите таблицы к § 3.1 «Признаки жизни и смерти».
  3. Выполните задание № 16. Проверьте правильность его выполнения. Проанализируйте ошибки.
  4. Подготовьте устные ответы на вопросы, написанные на доске.

Задание 16

Выберите из предложенных вариантов ответов очередность правильных действий по определению признаков клинической смерти:

A. Определить наличие отечности нижних и верхних конечностей.

Б. Убедиться в полной дыхательной активности.

B. Убедиться в отсутствии дыхания.
Г. Убедиться в отсутствии сознания.

Д. Убедиться в отсутствии речи у пострадавшего.

Е. Проверить реакцию зрачков на свет.

Ж. Убедиться в отсутствии реакции зрачков на свет.

З. Убедиться в наличии у пострадавшего ушибов, травмы головы или позвоночника.

И. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии.

К. Определить наличие слуха у пострадавшего.

Ответы: Г, Ж, В, И.

Вопросы

  1. Назовите признаки клинической и биологической смерти?
  2. Как можно определить отсутствие сознания у пострадавшего?
  3. Как проверить реакцию зрачков на свет?
  4. Как определить отсутствие дыхания?
  5. Как определить наличие или отсутствие пульса на сонной артерии?

Домашнее задание

Пользуясь текстом в учебнике и записями в тетради, учащиеся должны заполнить таблицу.

Виды смерти

Сходство

Различия

МОДУЛЬ 3

Алгоритм экстренной реанимационной помощи

Учебный элемент

Задачи и вопросы для проверки

Задания

0

Цель:

  1. Изучить правила и технику проведения прекардиального удара, непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких.
  2. Научиться систематизировать последовательность действий при проведении экстренной реанимационной помощи.
  3. Проверить свои знания по оказанию первой медицинской помощи при остановке сердца и прекращению дыхания.
  4. Уметь применять по алгоритму последовательность действий при проведении экстренной реанимационной помощи.
  5. Развивать умения анализировать, осмысливать, оценивать, выделять главное.

Работа в рабочих тетрадях

1

Цель:

Получить представление о том, что же такое «реанимация».

Учащиеся должны:

  1. Проверить домашнее задание (таблица).

2. Проверить правильность заполнения таблицы, проанализировать ошибки.

3. Записать в тетрадях определение «реанимации».

Работа с учебниками,  тетрадями

2

Цель:

Получить представление о правилах проведения прекардиального удара, непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких.

Учащиеся должны:

  1. Внимательно прослушать лекцию «Алгоритм экстренной реанимационной помощи».
  2. При помощи наглядных пособий (плакатов, карточек) изучить технику выполнения ЭРП.
  3. Зафиксировать в тетрадях последовательность действий и технику выполнения ЭРП.

Просмотр видео ,

Работа с карточками, тетрадями

3

Цель:

Научиться систематизировать алгоритм проведения ЭРП.

Учащиеся должны:

  1. Составить логическую цепочку осуществления ЭРП, выполняя задания по карточкам (картинки с техникой выполнения прекардиального удара, непрямого удара сердца и искусственной вентиляции легких).(прилагаются).
  2. Обсудить в подгруппах правильность составления логической цепочки.
  1. Разобрать ошибки.

Работа в парах, группах.

4

Цель:

Проверить знания по оказанию ЭРП при решении ситуативных задач. Учащиеся должны:

  1. Разделиться на группы по пять-шесть человек.
  2. Разобрать в группах ситуативную задачу из учебника 10 класса.
  3. Составить алгоритм последовательности действий.
  4. Описать действия по ЭРП как действия спасателей.
  5. Обсудить в классе групповую работу, разобрать ошибки.

Работа в группах,

Работа с тестовыми заданиями

5

Домашнее задания.

1Составить ситуационную задачу и описать алгоритм действия в данной ситуации.

Работа в тетрадях

МОДУЛЬ 4

Практическое применение знаний по ЭРП.

Учебный элемент

Задачи и вопросы для проверки

Задания

0

Цель:

  1. Сформировать навыки и умения оказания ЭРП.
  2. Определить конкретные действия.
  3. Овладеть навыками в выполнении приемов по оказанию сердечно-легочной реанимации одним, двумя и тремя спасателями.
  4. Закрепить полученные знания по теме с демонстрацией практических умений.
  5. Воспитать ответственность за результат труда.

Опрос в парах

1

Цель:

Достигнуть понимания содержания темы и последовательности действий.

Учащиеся должны:

  1. Внимательно следить за техникой выполнения ЭРП на практике.
  2. Точно повторить действия учителя.
  3. Отработать в тройках технику выполнения ЭРП одним, двумя и тремя спасателями.

Практическая работа в парах

2

Цель:

Сформировать у учащихся умения и навыки по оказанию ЭРП в конкретной ситуации. Учащиеся должны:

  1. Прослушать инструктаж, обратив внимание на технику безопасности.
  2. На примере конкретной ситуационной задачи обсудить в подгруппе действия спасателей (ваши действия).
  3. Отработать эти действия на практике.
  4. Каждая подгруппа должна показать свои действия.

5.Выявить и исправить ошибки.

3

Домашнее задание

Подготовиться к проведению игры (класс будет делиться на четыре команды.) Придумать

девиз команды, ситуационную задачу по оказанию экстренной реанимационной помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии и один вопрос (ребус, загадку) на конкурс капитанов.

самостоятельно

МОДУЛЬ 5

Закрепление и обобщение пройденного материала (ЭРП).

Учебный элемент

Задачи и вопросы для проверки

Задания

0

Цель:

Закрепить полученные знания по ЭРП, отработать умения и навыки оказания ЭРП и наложения повязок. Занятие проводится в виде игры.

Организация урока-игры

Класс делится на четыре команды. Выбирается жюри и капитаны команд.

Учитель объясняет учащимся цель занятия - закрепление знаний и умений по ЭРП и наложению повязок. В конце урока каждый учащийся должен сделать для себя заключение: «Я это знаю, я умею это делать, я смогу применить эти знания в жизни».

Каждая команда должна набрать как можно больше очков. Все члены команды должны быть задействованы. За нарушение дисциплины очки могут сниматься.

Игра проходит в пять этапов.

Жюри подсчитывает очки, учитывая качество выполнения заданий, и объявляет победителей. Все учащиеся получают оценки в соответствии с личными и командными достижениями.

1

I этап. Разминка (5 мин)

Командам предлагается дать ответы на четыре тестовых задания.

1. Выбери три признака клинической смерти.

а) Отсутствие сознания.

б) Сильные боли в области сердца.

в) Широкие, не реагирующие на свет зрачки.

г) Отсутствие пульса на сонной артерии.

д) Помутнение роговицы и появления феномена кошачьего зрачка.

е) Стеклышко, поднесенное ко рту, не запотевает.

ж) Ворсинки ваты или пушинки, поднесенные
ко рту, остаются неподвижными.

2. Выбери признаки биологической смерти.

а) Отсутствие реакции зрачков на свет.

б) Отсутствие пульса на сонной артерии.

в) Помутнение роговицы и появление феномена кошачьего зрачка.

г) Появление трупных пятен.

д) Обильное кровотечение/

3. Комплекс сердечно-легочной реанимации включает в себя:

а) Измерение артериального давления.

б) Наложение на раны стерильных повязок.

в) Наложение шин на поврежденные конечности.

г) Прекардиальный удар.

д) Непрямой массаж: сердца.

е) Искусственную вентиляцию легких.

4. Прекардиальный удар наносят:

а) В область сердца, по левой половине грудной клетки

б) В область верхней трети грудины у места прикрепления ключиц.

в) По мечевидному отростку.

г) В область нижней трети грудины на 2-4 см выше мечевидного отростка.

д) По спине между лопатками.

е) По левой лопатке.

Тесты для всех команд одинаковые. За каждый правильный ответ - 1 бал.

II этап. Обыграть ситуацию (20 мин)

Учитель предлагает обменяться командам ситуационными задачами, придуманными в качестве домашнего задания.

Учащиеся должны:

  1. Обыграть ситуацию.
  2. Показать действия спасателей.
  3. Рассказать, что делают спасатели и почему. Максимальная оценка на этом этапе -15 баллов.

Ill этап. Наложение повязок на время (10 мин)

По два игрока от команды должны наложить повязку (один вид) друг другу.

В зависимости от времени и качества выполнения повязки команды могут набрать до 5 баллов.

IV этап. Конкурс капитанов (4 мин)
Капитанам задается вопрос из домашнего задания, подготовленного командами-соперницами.

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

V этап. Подведение итогов (5 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 11 классе Экстренная реанимационная помощь. Непрямой массаж сердца и ИВЛ

Открытый урок ОБЖ в 11 классе по теме "Экстренная реанимационная помощь. Непрямой массаж сердца и ИВЛ" содержит разработку урока, презентацию и тест....

Экстренная реанимационная помощь

Данная работа предназначена для проведения уроков биологии в 8 классе и ОБЖ ....

Экстренная реанимационная помощь - 11кл

Тесты PowerPointТест PowerPoint к теме «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для обучающихся 11 класса по курсу "ОБЖ". Автор преподаватель ОБЖ Г.В.Варенникова, МБОУ СОШ№11, Североуральс...

Экстренная реанимационная помощь

Презентация по теме для урока в 9 классе....

10 класс, Экстренная реанимационная помощь

Презентация "Экстренная реанимационная помощь"...