Тема урока: «Действия при пожаре, обрушении конструкций в общественных местах и на объектах с массовым пребыванием людей»
план-конспект урока по обж (8 класс)

Зайкова Наталья Александровна

Цель урока. Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник, тетради

Задачи урока:

Обучающая:

1. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.

2. Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.

Развивающая:

1. Развивать сообразительность, находчивость.

Воспитательная:

1. Воспитывать нравственные качества: мужество, самоотверженность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Действия при пожаре, обрушении конструкций в общественных местах и на объектах с массовым пребыванием людей»

Цель урока. Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник, тетради

Задачи урока: 

Обучающая: 

1. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.

2. Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.

Развивающая: 

1. Развивать сообразительность, находчивость.

Воспитательная:

1. Воспитывать нравственные качества: мужество, самоотверженность.

Правила поведения при пожаре в общественном месте

Пожар в общественном месте – это в первую очередь паника. Справиться с ней при большом скоплении людей невозможно. Люди, спасая свою жизнь, готовы забыть обо всех добродетелях. Но среди них всегда найдутся те, у кого здравый рассудок преобладает над любыми ситуациями, даже архи критичными. Поэтому пожарными службами были разработаны правила поведения при пожаре в общественном месте, с которыми каждый должен ознакомиться. И именно люди с холодным рассудком ими умеют пользоваться.

Как действовать при пожаре в общественном месте

Все начинается с подготовки. Придя в театр, кинотеатр, торговый центр, постарайтесь запомнить некоторые очень важные моменты:

- где располагается план эвакуации, именно этот графический документ точно покажет, в каком направлении идти;

- место расположения табличек с указанием, куда надо двигаться во время пожара, эти таблички собой представляют или подсвечиваемые плафоны, или наклейки (все зеленого цвета с бегущим человечком);

- обязательно обратите внимание, где располагаются аварийные выходы, здесь надо обязательно учесть, с какой стороны от лестниц они располагаются;

-  не забывайте о кнопах оповещения (они красного цвета), не проходите мимо них обязательно воспользуйтесь ими, чтобы оповестить всех остальных, находящихся в здании.

Как не запаниковать:

Нельзя поддаваться панике – так начинаются все инструкции, касающиеся поведения в общественном здании. Сложно с этим не согласиться, но сложнее выполнить это требование, когда вокруг хаос и страх за свою собственную жизнь. Но существуют некоторые приемы, которые помогут немного успокоиться.

1.Надо сделать два-три глубоких вдоха и выдоха, контролируя диафрагму. На это потребуется всего лишь пара секунд, но появляется тут же возможность контролировать свою психику.

2.Бежать нельзя, хотя этого сильно хочется (страх подталкивает). В толкотне можно споткнуться, упасть и никогда не встать, вас просто затопчут.

3.Главное правило поведения во время пожара в общественном месте – сосредоточится. В первую очередь надо найти глазами близкого человека, притянуть его к себе как можно ближе, вспомнить, куда надо идти, где есть запасные выходы. Если есть возможность (это по ситуации) набрать номер пожарной охраны, вызвать ее. Эти несложные действия должны быть проведены на автомате.

4.Если с вами ребенок, то его надо просто успокоить, найдя правильные слова. Если есть возможность, успокаивайте и других. Это в первую очередь отвлечет вас от ситуации и поможет всем остальным

Вообще, паникеры делятся на две группы: гиперактивные и апатичные.

 С первыми сложнее всего, они никого не видят, ничего не замечают, основное для них – быстро выбраться из горящего здания. Они толкаются, кричат, создают панику. Для них правильное поведение при пожаре в общественном месте – полный ноль. Главная задача с ними – остановить, предупредив панические настроения других. Для этого все средства и методы хороши. В этой ситуации минимальное зло – навредить паникеру.

С апатичными людьми проблем меньше, потому что они тут же становятся вялыми, у них заторможенная реакция. Выход один – применять грубую силу в виде пощечины. Это отрезвит их, что приведет к спасению жизни.

Как выжить в толпе при пожаре

Среди большого количества людей, которые стремятся выбраться быстрее, сложно не запаниковать. Поэтому несколько рекомендаций, как действовать при пожаре в общественном месте.

  1. Пропустите вперед себя более слабых: детей, женщин, пожилых и стариков.
  2. Постарайтесь оставить между впереди идущими и вами пространство. Сохраняйте его, даже если сзади вас подпирают другие.
  3. Паникеров приводите в чувство. Не жалейте их.
  4. Если попали в давку, опять-таки не поддавайтесь панике. Согните руки в локтях, пригнитесь, соберитесь в комок и в таком положении продолжайте движение.
  5. Если вы все же упали, то постарайтесь встать на колени, упирайтесь руками в пол. Сделайте резкой движение вверх, отталкиваясь одной ногой.
  6. Если с вами маленький ребенок, то поставьте его впереди себя, он не должен идти рядом. Если дым небольшой, то можно малыша посадить себе на плечи.

Если нет возможности выбраться

Пожар в общественных местах – ситуация сложная и непредсказуемая. Не всем удается выбраться из горящего здания. Что может продлить жизнь и возможность выбраться. Что делать при пожаре в общественном месте в такой ситуации.

1.Закройтесь в помещении. Зазоры между входной дверью и элементами здания постарайтесь закрыть любыми средствами. Основная задача – не впустить дым в комнату.

2. Закройте вентиляционные решетки. Нельзя создавать тягу.

3.Найдите тряпки, используйте платки. Сделайте из них маски. Если есть вода, смочите их.

4.Если тряпок много, к примеру, занавески на окнах, драпировка мебели, то используйте их в качестве противопожарных средств. Их надо смочить и расстелить по полу. Чем больше воды, тем лучше.

5.Если дым стал все-таки проникать в помещение, то завернитесь в одну из тряпок, смоченную водой.

6.Ищите любые выходы из комнаты. Это могут быть чердачные люки, выходя на пожарные лестницы.

7.Постарайтесь через окно, не разбивая стекло, дать о себе знать. Можно на время открывать его, выбрасывая на улицу предметы мебели, тряпки. Основная задача – обозначить место вашего нахождения.

8.Не прыгайте из окна, если представители МЧС не подготовили средства приема.

Действия при обрушениях зданий и сооружений
Что делать, если произошел подрыв здания?
1.Во время подрыва необходимо лечь на пол, желательно используя в качестве дополнительной защиты парту или стол, прикрыть руками голову от осколков и поджать под себя ноги, сокращая до минимума возможную   площадь поражения.
2.Если же после подрыва не произошло полного обрушения и вас не завалило обломками здания, а обстоятельства позволяют, то укройтесь под главными  стенами, отойдите от перегородок, зеркал, люстр и других предметов  интерьера, обломки и осколки которых способны причинить вред здоровью.
3.Если вашему здоровью ничего не угрожает(например, пожар), то ожидайте  указания от администрации учреждения(при нахождении в школе – от администрации школы или классного руководителя). Взрослым  понадобиться некоторое время для оценки обстановки и принятия решения  об эвакуации.

Если произошло обрушения здания и вы оказались под завалом, то необходимо предпринять следующие  действия:
1. Попытайтесь преодолеть панические настроения, не падать духом и предпринять
все возможное, чтобы выжить.
2. При необходимости и наличии такой возможности окажите себе первую помощь,
постепенно адаптируйтесь, приспособьтесь к обстановке, пытаясь одновременно
найти возможный выход. Постарайтесь определить, где вы находитесь и есть ли
рядом другие люди.
3. Постарайтесь защитить органы дыхания от пыли – дышите через платок или ткань
одежды, желательно смоченной водой. Зовите на помощь только тогда , когда
услышали рядом голоса спасателей, что также защитит органы дыхания от пыли и
избавит от ненужных затрат энергии.
4. Поищите предметы, которые помогут подать звуковые или световые сигналы,
привлечь внимание спасателей.
5. При длительном нахождении под завалом не пользуйтесь спичками или
зажигалками, так как при утечке газа возможен взрыв или пожар.
6. Если единственный путь выхода – это узкий лаз, то попытайтесь протиснуться
через него. Для этого расслабьте мышцы и двигайтесь, прижав локти к телу.

Вопросы  к уроку.

  1. Пламя, широко охватившее что-либо.   (пожар)
  2. Средство тушения огня.     (вода)
  3. Предмет, по которому поступает вода во время тушения пожара.   (рукав)
  4. Обожженное место на теле. (ожог)
  5. Величина, характеризующая тепловое состояние чего-либо.   (температура)
  6. Один из путей эвакуации.  (окно)
  7. Частица горящего или раскалённого вещества.   (искра)
  8. Часть лица, защищаемая при пожаре специальным щитком.   (глаза)
  9. Группа пожарных.  (бригада)
  10. Учебные уроки, время учения.  (занятия)
  11. Горящий и светящийся, раскалённый огонь.  (пламя)

12.Прибор для защиты органов дыхания при пожаре.    (противогаз)

13.Горячий, сильно нагретый воздух.  (жар)

14.Мероприятие по спасению людей с места пожара.  (эвакуация)

15.Поднимающиеся вверх серые клубы – летучие продукты горения.  ( дым)

16. Система сигналов о пожаре.  (сигнализация)

17. Отряд, воинское подразделение.   (команда)

18. Животное, которое помогает находить и спасать людей во время бедствий.   (собака)

19. Вещество, способное взрываться при пожаре.   (газ)

20. Инструмент пожарного.  (кирка).

Д/З. В памятке вместе с родителями заполнить список телефонных номеров экстренной помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями"

Урок-путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями"...

Тема урока. Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них (обобщение)

Тема урока. Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них (обобщение)...

Занятие по речевому этикету по теме "Нормы поведения и использование этикетных выражений в общественных местах"

Данная разработка (технологическая карта) поможет учителю построить свое внеклассное занятие по программе "Речевой этикет" при изучении речевых формулировок и норм поведения в общественных местах....

«55- летие первого полёта человека в космос». Тема урока: «Действия с дробями»

Цели урока:Предметные: закрепить изученный материал по теме «Действия с дробями».Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.Коммуникативные: учить формулирова...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.Тема урока: «Умножение дробей». Дата проведения: 28.10.2021. Место проведения: МАОУ Абатская СОШ №1.(Бурмистрова Е.Ю.)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.Тема  урока: «Умножение дробей». Дата проведения: 28.10.2021.  Место проведения: МАОУ Абатская СОШ №1.(Бурм...

Конспект урока "Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах"

Конспект урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс...