Инновационные методики в системе общего образования по предмету ОБЖ
методическая разработка по обж (8, 9, 10, 11 класс)

Олег Владимирович Зинченко

Внедрение метода «кейс-стади» для развития компетенции принятия решения у учащихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в системе общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта

Зинченко Олега Владимировича, преподавателя-организатора ОБЖ, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия»

города Югорска Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

Тема педагогического опыта: Внедрение метода «кейс-стади» для развития компетенции принятия решения у учащихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в системе общего образования.

Направление педагогического опыта: инновационные методики обучения в системе общего образования.

Сейчас много разговоров о том, каким должен быть учащийся ХХІ века, учитель ХХІ века и качество образования. Каждый день появляются новые технологии, которые будоражат наши умы, а мы, иногда чувствуем, что наши занятия не идут в ногу со временем, даже если и применяем модель «перевернутого класса», используем Интернет и образовательные платформы. Каковы же современные учителя? И чему они должны учить? Обладаем ли мы современными навыками преподавания?

Как учителя, мы постоянно должны проверять, оценивать и обновлять наши учебные стратегии, чтобы выровнять их с культурной, технологической и педагогической этикой эпохи, в которой мы живем.

Теоретически, смысл образования наших детей – подготовить их к миру будущего, вдохновить их активно работать для дальнейшего улучшения этого мира.

Успешность образования заключается уже не в овладении определённым объемом знаний, а в расширении этих знаний и получении навыков их применения в новых ситуациях. Любой школьный урок – место, где ученики могут не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания, управлять собой и работать в команде. Проще говоря, мир больше не поощряет людей за владение знаниями – поисковые машины знают всё – важно, как они распоряжаются этими знаниями, как ведут себя в мире и как адаптируются к нему. Потому что это и есть отличительное качество нашего времени: суть образования сегодня заключается в развитии креативности, критического мышления, умения общаться и сотрудничать; в актуальности знаний, понимании и способности использовать потенциал новых технологий; и последнее, но немаловажное – в личных качествах, благодаря которым люди могут самореализоваться и работать бок о бок для устойчивого развития человечества. Актуальным становится формирование компетентности критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации (4К) – навыков XXI века.

Проблема внедрения метода «кейс-стади» в практику образования обуславливается тенденцией, которая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации на формирование компетенций, развитие способностей личности, формирования навыков XXI века, способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.

Умение размышлять, анализировать, принимать нестандартные решения рассматривается сегодня как важнейшее достижение человека и механизм для его дальнейшего развития. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования этих навыков и формирования индивидуальности учащегося. Изучение ОБЖ чаще всего начинается с 5-го класса и одной из первых тем является «Личная безопасность в повседневной жизни». Интерес ребенка к предмету рождается с первых занятий, и чем интереснее они будут, тем больше возникнет желания изучать этот предмет, и тем легче будет поддерживать этот интерес в дальнейшем.

Основная идея инновационного педагогического опыта заключается в применении метода «кейс-стади» для развития компетенции принятия решения у учащихся МБОУ «Гимназия» на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.

Методологическая основа педагогического опыта.

Вопросы применения инновационных технологий на уроках по основам безопасности жизнедеятельности и их внедрение в образовательную практику находится на стадии всестороннего анализа и является предметом исследований многих известных отечественных и зарубежных педагогов (Белова С.В., Вангородского С.Н., Завгородней А.В., Лебедева В.И., Луи И. Барнаса, Селевко Г.К., Русак О.Н., Эбби Жд. Хансена и др.).

Теоретико-методические основы применения Case Study исследовали зарубежные ученые, среди них можно отметить Эрскина Дж., Лидере М., Монтера Э., Норфи М.

В отечественной образовательной практике использование такого метода на уроках по основам безопасности жизнедеятельности находится на начальном этапе. Анализ психолого-педагогической литературы выявил отсутствие фундаментальных исследований, посвященных использованию метода «кейс-стади» на уроках по основам безопасности жизнедеятельности. Проблема применения этого метода в обучении основам безопасности жизнедеятельности школьников требует более детальной проработки в контексте современных образовательных тенденций, которые направлены на развитие компетенции принятия решения у учащихся на всех образовательных уровнях.

Метод «кейс-стади» был впервые применен в учебном процессе Гарвардской школы бизнеса в начале XX века. В дополнение к лекциям преподаватели начали использовать разнообразные ситуации, которые активно обсуждались студентами и рассматривались различные варианты их решения. Поэтому и неудивительно, что нередко данный метод называют ситуационной методикой или Гарвардским методом.

Метод «кейс-стади» (кейс-метод, метод анализа ситуаций) определяется как метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на использовании конкретных случаев (ситуаций, историй, текстов, называемых «кейсом») для совместного обсуждения, анализа и выработки решений учащимися из определенного раздела учебной дисциплины. Эти ситуации являются особым видом учебного материала, поскольку дают возможность использовать этот материал в образовательном процессе особым способом, что обуславливает ориентир его содержания на развития компетенции принятия решения у учащихся, сознательное усиление их мотивации к образовательной деятельности.

Метод анализа ситуаций позволяет одновременно отражать не только практическую проблему, но и актуализировать определенный комплекс знаний, который должен быть усвоен учениками при решении этой проблемы. Основное в изложенной проблеме то, что она не имеет однозначных решений.

Так, работа над проблемной ситуацией происходит в группах учеников, и ее можно условно разделить на следующие фазы: анализ представленного материала, формулировка проблемы; поиск и сбор дополнительной информации (в случае необходимости); обсуждение различных вариантов решения проблемы; выбор лучшего варианта решения на основе сравнения всех предложенных вариантов; презентация и защита решения.

Кейс состоит из трех частей: информации нужной для ситуационного анализа, описания конкретной проблемной ситуации и практических задач. В совокупности это единый информационный комплекс, где удачно сочетаются учебная, аналитическая и воспитательная деятельность, что, бесспорно, является эффективным и действенным в реализации современных задач системы образования.

Кейс-конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (последовательности событий), в которой обнаруживается несколько проблем для обсуждения.

Кейс-стади–форма урока с использованием кейсов, учебных конкретных ситуаций специально разрабатываемых на основе фактического материала с целью последующего разбора на занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в "команде", проводить анализ и принимать управленческие решения. Главная особенность метода - изучение учащимися прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из реальной жизни. [1]

Суть кейс-метода: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Кейс-метод - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, умения выслушивать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою, принимать аргументы и признавать свои ошибки. С помощью этого метода учащиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Метод кейс-стади необходимо органично сочетать с другими методами обучения, в том числе традиционными. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления; чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что ученик окажется без необходимого "нормативного скелета", все его знания будет сводиться к знанию множества ситуаций без определенного методологического принципа или системы [5].

Типы и функции кейсов

Классификация кейсов может производиться по различным основаниям. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность:

- иллюстративные учебные ситуации; цель - на определенном практическом примере обучение учащихся алгоритму принятия правильного решения в конкретной ситуации;

- учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель - диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

- учебные ситуации - кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель - самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом имеющихся данных;

- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель - поиск путей решения проблемы. [5]

Можно использовать следующую классификацию кейсов:

- Тренировочный кейс – тренировка навыкам деятельности в изменяющихся условиях;

- Обучающий кейс – овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов;

- Аналитический кейс – выработка умений и навыков аналитической деятельности;

- Исследовательский кейс – получение нового знания относительно развивающихся объектов;

- Систематизирующий кейс – систематизация ситуационного знания;

- Прогностический кейс – получение сведений о развитии данной системы [3].

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у учеников некоторые затруднения, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события или историю развития многих событий за многие годы. Кейс может включать известные академические модели или не соответствовать ни одной из них.

Нет определенного стандарта представления кейсов. Часто кейсы представляются в печатном виде, на электронных носителях, в виде иллюстраций, включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для учеников. С такой информацией легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в аудио - или видео – вариантах. Возможности мультимедиа представления кейсов сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения [7].

Кейсы бывают вопросными, при их разрешении ученику нужно дать ответы на поставленные вопросы, либо кейсы-задания, которые формулируют задачу или задание.

Опыт показывает, что успешность применения кейс - технологии зависит не в последнюю очередь от качества самого кейса, его сюжета и всесторонней проработки материала.

При организации образовательной деятельности преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности может использовать материал характерный для данной местности как источник формирования кейсов. Наиболее активно обсуждение кейсов о ЧС, которые могут произойти или происходили в данной местности и т.п.

Научность и строгость кейсу придают статистические материалы, сведения о состоянии того или иного ЧС природного характера. Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Использование научной литературы при разработке кейса придает ему большую строгость и корректность. Хорошим источником материала для кейсов является Интернет, этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Структура кейса и принципы его создания

Выделяют следующие основные этапы создания кейсов:

  1. Формирование дидактических целей кейса. Определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление "зоны ответственности" за знания, умения и навыки учеников.
  2. Определение проблемной ситуации.
  3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
  4. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
  5. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность; проверка ее соответствия реальности.
  6. Выбор жанра кейса.
  7. Написание текста кейса.
  8. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, для выяснения эффективности данного кейса.
  9. Подготовка окончательного варианта кейса.
  10. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий.
  11. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для учеников и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса [6].

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

- Знакомство с ситуацией, ее особенностями.

- Выделение основной проблемы (проблем), выделение факторов и персоналий,

которые могут реально воздействовать.

- Предложение концепций или тем для "мозгового штурма".

- Анализ последствий принятия того или иного решения.

- Решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Анализ кейсов может быть как специализированным, так и всесторонним. Специализированный анализ должен быть сосредоточен на конкретном вопросе или проблеме. Всесторонний (подробный) анализ подразумевает глубокое погружение в ключевые вопросы кейса [3].

Презентация, или представление результатов анализа кейса, выступает очень важным аспектом метода «кейс-стади». Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его рекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным интегральным качеством современного ученика. Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убежденность, целенаправленность, достоинство и т.п.; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа [2].

Оценивание участников дискуссии является важнейшей проблемой обучения посредством метода кейс-стади. Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения. При этом выделяются следующие требования к оцениванию:

- объективность - создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;

- обоснованность оценок - их аргументация;

- систематичность - важнейший психологический фактор, организующий и дисциплинирующий учеников, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели;

- всесторонность и оптимальность.

Оценивание выполняет следующие функции:

- контролирующую, поскольку выявляет знания, умения и навыки учеников;

- обучающую, т.к. требует достижения учениками определенного уровня обучения;

- воспитывающую, поскольку в процессе ее получения идет формирование личностных качеств учеников;

- организующую деятельность ученика;

- развивающую мышление и волевые, нравственные качества учеников;

- методическую, позволяющую совершенствовать методику преподавания.

Нужно оценивать ученика за содержательную активность в дискуссии или публичной (устной) презентации, которая включает в себя следующие составляющие:

- выступление, которое характеризует попытку серьезного предварительного анализа (правильность предложений, подготовленность, аргументированность и т.д.);

- обращение внимания на определенный круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения;

- владение категориальным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий;

- демонстрация умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам;

- предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания;

- предложение определенного плана действий или плана воплощения решения;

- определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса;

- заметное участие в обработке количественных данных, проведении расчетов;

- подведение итогов обсуждения.

Следует подчеркнуть, что оценочное творчество учителя должно носить обоснованный характер. Ученик должен понимать не только правила разбора кейса, но и систему его оценивания учителем, последнее требует обязательного ее разъяснения до начала работы над кейсом. Учителю не следует забывать о воспитательном эффекте оценки, обусловленном не только открытостью, понятностью для ученика системы оценивания, но и ее справедливостью [3].

Анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее серьезную фазу обучения. Начало занятия (дискуссии или презентации) - это единственный момент, когда ситуация полностью находится в руках преподавателя. От того, как начнется обсуждение кейса, зависит общий тон, интерес и направленность всего занятия [4].

Чтобы быть эффективной, учебная стратегия обсуждения должна быть тщательно подготовлена, структурирована, регламентирована во времени и контролируема.

Обычно дискуссия начинается с постановки учителем стимулирующих вопросов, подготовленных заранее. Учитель должен стараться предусмотреть возможную реакцию аудитории на поставленные вопросы, направляя обсуждение на достижение учебных целей.

Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении кейсов учителем формулируются четыре основных вопроса:

1. Почему ситуация выглядит как дилемма?

2. Кто принимал решение?

3. Какие варианты решения имел тот, кто принимал решение?

4. Что ему надо было сделать?

Уроки основ безопасности жизнедеятельности, составленные по кейс технологии акцентируют внимание на обеспечение условий для развития личности обучающихся, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамических изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, новые стандарты акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождение новых людей, выход на исследование, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование.

Оптимальность представленного опыта заключается в том, что он является условием успешного формирования как ключевых компетенций, так и навыков XXI века, в том числе и развития компетенции принятия решения, охватывающей весь образовательный процесс (урочную и внеурочную деятельность) и направленный на достижение цели образования – обучение способам умственных действий.

Результативность педагогического опыта отражается в результативных показателях участия в творческих и интеллектуальных конкурсах по направлению деятельности.

Предложенный педагогический опыт работы является актуальным на протяжении последних лет и будет востребован в ближайшем будущем, так как отражает социальный заказ государства.

С точки зрения социальной направленности, с одной стороны, педагогический опыт способствует успешной социализации личности ребенка, т.к. позволяет создать условия для включения учащихся в учебный процесс и найти методы, адекватные именно его психофизиологическим особенностям. В полной мере реализуется системно - деятельностный подход, позволяющий организовать работу учащихся, приводящую в конечном итоге не только к усвоению учебного материала по предмету, но и к формированию и развитию у учащихся компетенции принятия решения.

С другой стороны, применение педагогического опыта положительно влияет на развитие профессионального и творческого потенциала и способствует профессиональной самореализации педагогов. Особенно это актуально на современном этапе, когда новые требования к результатам образования требуют изменения условий организации образовательной деятельности.

Овладение инновационными методиками позволяет учителю глубже понять сущность образования на современном этапе, прогнозировать его результаты, оптимизировать собственную деятельность на учебном занятии, развить свои профессиональные практические умения: устанавливать субъект-субъектные отношения с учащимися, создавать творческие ситуации на уроке, рефлексировать результаты образования, придавать процессу обучения нестандартный образ, что придает социальную направленность педагогическому опыту.

Реализация данного педагогического опыта возможна в рамках любого учебного предмета и на уровне любого образовательного учреждения. Воспроизведение представленного инновационного педагогического опыта не требует особых затрат, а также доступно для применения в массовой практике и предполагает возможность изменения содержательной и организационной части образовательного процесса в соответствии со спецификой предмета, уровнем квалификации педагога и уровнем материально-технического оснащения. Это отражает научно-практическую ценность инновации. В рамках реализации национального проекта «Образование», перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения данная инновация будет востребована педагогическим сообществом, так как отражает концептуальные установки образовательной политики государства.

Воспроизведение основной идеи представленного педагогического опыта при соблюдении всех условий обеспечивает высокий результат обучения.

Реализация представленного педагогического опыта требует от учителя знания методики построения уроков и методологии компетентностно-деятельностного подхода в обучении, знания содержания Федеральных государственных образовательных стандартов, а также технологий критического мышления, проблемного обучения.

Целевая аудитория реализации опыта работы: учащиеся 8-11 классов, педагоги.

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса: компьютер, принтер, интерактивная доска, фотоаппарат, видеокамера, проектор, электронные образовательные ресурсы, доступ в интернет.

Результативные параметры.

- Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Результаты освоения образовательной программы по ОБЖ

Учебный год

2019-2020

2020-2021

2021-2022

2022-2023

% общая успеваемость

100%

100%

100%

100%

% качественная успеваемость

88%

89%

90%

91%

Рейтинг успешности участников олимпиад, конкурсов, научных конференций

Участие и результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах, официальных конкурсах

Уровень конкурса, соревнования, олимпиады.

Название конкурса, соревнования, олимпиады.

Количество участников

Результат

Год

Региональный

1

«Безопасное колесо-2019»

4

10 место

2019

2

«Безопасное колесо-2020»

4

8 место

2020

Муниципальный этап

3

Всероссийская олимпиада школьников по Основам безопасности жизнедеятельности

9 человек

17 человек

12 человек

10 человек

Победитель -1

Призер- 2

Победитель-1

Призер-3

Участники

Призер-3

2019

2020

2022

2023

4

Спартакиада школьников среди учащихся общеобразовательных школ города Югорска.

46 человек

50 человек

4 место

1 место

1 место

1 место

2019

2020

2021

2022

5

«Школа безопасности-2019»

«Школа безопасности-2020»

«Школа безопасности-2021»

«Школа безопасности-2022»

15 человек

15 человек

15 человек

15 человек

1 место

1 место

1 место

1 место

2019

2020

2021

2022

6

Городские соревнования по Пожарно-прикладному спорту

20 человек

20 человек

20 человек

20 человек

1 место

2 место

3 место

2019

2020

2021

2022

7

Соревнования среди отрядов Юных инспекторов движения «Безопасное колесо»

4 человек

4 человек

4 человек

4 человек

1 место

1 место

3 место

2019

2020

2021

2022

8

Городская военно-спортивная игра «Гонка патрулей»

6 человек

6 человек

3 место

2 место

2019

2020

Результаты внеурочной деятельности обучающихся (заочные олимпиады, конкурсы, конференции научных обществ, выставки, турниры)

Уровень конкурса, соревнования, олимпиады.

Название конкурса, соревнования, олимпиады.

Количество участников

Результат

Год

1

Международный

Интернет-

олимпиада

«Солнечный свет»

5

1-е место

(№ диплома ДО

2398646

2019

2

Международный

Интернет-

олимпиада «Солнечный свет»

10

1-е место

(№ диплома ДО 2398634

2020

3

Всероссийский

Всероссийская олимпиада «Время знаний»

5

3-место (№ диплома 20-71740198)

2020

4

Региональный

Региональная интернет-олимпиада ЮГУ по «Безопасности жизнедеятельности»

20

2-е место

2023

Всероссийский

Всероссийская электронная олимпиада по пожарной безопасности

15

Сертификатучастника

2023

Международный

Международная олимпиада «Классный час» по дисциплине «Мир без наркотиков»

16

Победитель

2022

Результаты участия обучающихся в конкурсах проектных работ

Учебный год

Название проекта, исследования

Победители/оценки за проект, исследование

Школьный этап проектных и исследовательских работ

2019-2020

Изготовление памятки по безопасному подходу к школе для родителей и учащихся начальных классов

3 (удовлетворительно)

Создание учебного фильма «Обеспечение пожарной безопасности в общеобразовательных заведениях и эвакуация учащихся в случае возникновения пожара».

4 (хорошо)

Исследовательская работа «Причины дорожно-транспортных происшествий»

5 (отлично)

2022-2023

- Создание памятки «Правила пожарной безопасности в помещении»

- Создание памятки «Первая помощь при бытовых травмах (ожоги, электричество, порезы)»

- Составить памятку «Защита атомных электростанций в чрезвычайных ситуациях»

3 (удовлетворительно)

4 (хорошо)

4 (хорошо)

- Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.

Организация образовательного процесса с системным применением метода «кейс-стади» на уроках основ безопасности жизнедеятельности позволило повысить мотивацию к изучаемому предмету и добиться стабильных результатов: 100% учащихся успешно освоили образовательную программу по основам безопасности жизнедеятельности.

- Распространение педагогического опыта.

Диссеминация педагогического опыта:

- выступление на методическом объединении учителей физической культуры по теме: «Выживание в условиях вынужденной автономии» (2019)

- публикации на сайте Конспекты уроков.рф урока по основам безопасности жизнедеятельности «Действия при возникновении пожара в квартире» с использованием цифрового оборудования и применением методики Case Study (2018);

- Технологическая карта урока и мультимедийная презентация «Действия при возгорании электроприбора на кухне в квартире», разработана для участия в конкурсе «Лучшая методическая разработка по предметам»

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» и

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (2023)

Таким образом, если традиционные формы обучения связаны с получением и механическим отображением знаний, то представленная в работе кейс технология позволяет овладеть законами применения знаний, открывают возможности для индивидуализации обучения, способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса обучающихся, несут элементы творческого, исследовательского подхода, открывают путь для самообразования, способствуют формированию самостоятельности и творческой активности.

Директор В.В. Погребняк

М.П.

Список литературы

  1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности “Безопасность жизнедеятельности”, 2006 г. №1, с 4-10).
  2. Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б. / Основы безопасности жизнедеятельности. 7-9 классы - Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  3. Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3071
  4. Русак О.Н. и др., Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие 3-е изд. СПб Изд. "Лань" 2008г. Русак О.Н. и др., Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие 3-е изд. СПб Изд. "Лань" 2008г.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  6. Фролов М.П., Юрьева М.В., Шолох В.П., Корнейчук Ю.Ю., Мишин Б.И. / Под ред. Воробьёва Ю.Л. - Основы безопасности жизнедеятельности / Издательство Астрель.
  7. Ярочкин В. И. Секьюритология — наука о безопасности жизнедеятельности. — М.: Ось - 89, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"

Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по...

Инновационная деятельность в системе общего образования в 2018 году: ключевые результаты государственной поддержки

Булаева Наталья Александрова, канд. экон. наукДанилова Ольга АнатольевнаЗарайская Татьяна Викторовна Аннотация. В статье проведен комплексный анализ итогов государственной поддержки инновационной...

Статья «Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Принципы построения учебного предмета в системе развивающего обучения для всех предметов одинаковы, тогда как формы, методы и приемы организации контроля могут отличаться. Таким образом возникла необх...

«Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Наша школа имеет многолетний опыт внедрения технологии развивающего обучения. На начальных этапах становления системы в школе приоритетным направлением выделялась контрольно-оценочная деятельность на ...

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...