Обучающая игра "Лёд опасен!"
материал по обж
Обучающая игра прививает навыки безопасного поведения на водоёмах в зимний период, развивает мыслительные способности, находчивость, смекалку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_obuchayushchaya_igra.docx | 333.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающая игра «ЛЕД ОПАСЕН!»
Цели: привитие навыков безопасного поведения на водоёмах в зимний период; развитие мыслительной способности, находчивости, смекалки.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания о правилах безопасного поведения в зимний период;
- Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице;
- Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности;
- Закрепить правила безопасного поведения на льду;
- Способствовать развитию мышления, способности быстро ориентироваться в предложенных ситуациях.
Игру можно провести как на параллели, так и на одном классе, разделив детей на команды.
Предварительная подготовка: мероприятие проводится в спортзале, привлекаются специалисты сотрудники МЧС.
Критерии оценки заданий – по 1 баллу за правильный ответ.
Ход игры
Ведущий. Добрый день! Сегодня мы пригласили вас для того, чтобы познакомить с причинами, по которым люди чаще всего попадают в экстремальные ситуации на льду водоемов.
Просмотр видеоролика с Сеней «Правила поведения на льду».
Выход на лед водоема всегда опасен. В любом случае решающим фактором, обеспечивающим безопасность, является умение прогнозировать экстремальную ситуацию. Поэтому, выходя на лед, нужно быть готовым к любым неожиданностям. В экстремальные ситуации люди попадают в основном по следующим причинам:
- неоправданный риск – человек заранее знает о грозящей опасности, но все-таки идет на опасный участок льда, рискуя провалиться под лед;
- невнимательность – человек не замечает грозящей опасности или его внимание чем-то отвлечено;
- шалости детей тоже становятся причиной несчастья;
- нетрезвое состояние.
Чтобы прогнозировать возникновение экстремальных ситуаций на льду, нужно знать факторы, способствующие этому.
ЗАДАНИЕ 1
Письменно указать факторы, способствующие возникновению опасности на льду.
Ответ:
- если снег мокрый, легко проваливается, оставляя на следах воду, - то выходить на лед опасно;
- в местах слива технологических отходов лед очень тонок;
- утром лед наиболее крепок, а во второй половине дня, особенно весной, ослабевает;
- наиболее тонким лед бывает на поворотах реки, где течение более быстрое;
- если уровень в водоеме падает, то подо льдом образуются пустоты, в которые легко провалиться;
- опасно находиться на льду большими группами или сверлить много лунок на небольшом участке.
Практический показ передвижения по льду: участник из каждой команды должен продемонстрировать, как передвигаться скользящим шагом и проверять прочность льда.
Ведущий. Если Вы вдруг провалились под лед, то длинная палка или шест помогут Вам выбраться из полыньи.
ЗАДАНИЕ 2
Участникам предстоит показать, каким образом приближаться к опасному участку на лыжах и последующие приемы преодоления опасного участка.
Ответ: снять рюкзак с одного плеча, расстегнуть лыжные крепления, палки взять в одну руку. При необходимости Вы сможете быстро освободиться от груза и лыж, а с помощью палок легче выбраться из полыньи, если Вы туда угодили.
ЗАДАНИЕ 3
Показать, каким образом следует подползать к тонущему человеку и оказывать ему помощь.
Ответ: в первую очередь, не поддаваться панике. Выбираться следует с той стороны, где лед наиболее крепок, при этом нужно наползать грудью на лед, широко раскинув руки, чтобы увеличить площадь опоры и уменьшить давление на кромку льда. Ногам по возможности упираться в противоположный край полыньи.
ЗАДАНИЕ 4
Оказание первой помощи человеку, попавшему в беду на замерзшем водоеме.
Ответ: подползти к тонущему на расстояние, чтобы подать человеку подручное средство. Подав палку, дождаться, пока он ухватиться за нее, осторожно тащить человека к себе или дать ему возможность выбраться самому, удерживая подручное средство. Если человек выбрался, не подползать к нему, а медленно отползти к берегу на прочный лед. Человек должен следовать за Вами.
ЗАДАНИЕ 5 Кроссворд с подсказками[1]
«Кругом вода»
По горизонтали:
2. Комбинация сильного снега и ветра. 5. Атмосферное явление, часто приводящее к наводнениям. 7. Опасный водоем, наполненный дурно пахнущей грязью, однако необходимый для поддержания водного баланса в природе. 8. Полное безветрие, часто предвещающее шторм. 10. Место, где судну лучше всего укрыться от шторма. 11. Залежи подземного ископаемого органического происхождения на месте бывшего болота, они же – зона подземных пожаров при засухе. 14. Место, наиболее угрожаемое при наводнении. 15. Самое глубокое место водного пути – судну лучше не отклоняться от него, чтобы не попасть в беду. 18. Жидкость искусственного происхождения. Некоторые исследователи утверждают, что древние греки не столько разбавляли ее водой, сколько обеззараживали ею воду. 19. Деятельность, которая в местах, особо угрожаемых при наводнениях, запрещена, но часто ведется вопреки здравому смыслу. 20. Природный объект, чаще всего становящийся источником наводнений. 21. Угрюмые леса, мало пригодные для прогулок и пикников, но необходимые для поддержания водного баланса и защищающие огромные области России от опустынивания. 23. Обширное, неприятное место, специально отведенное, чтобы городские службы и предприятия сваливали туда массы хлама и отбросов. Если оно размещено на возвышенности, то при ливне может стать источником разрушительного селевого потока (что уже не раз бывало). 24. Искусственное вместилище воды, оно же – угроза для живущих внизу от него по течению реки. 25. Самое распространенное стихийное бедствие, непосредственно связанное с водой. 27. Полезное ископаемое, которое при наводнении становится одним из самых опасных загрязнителей природной среды. 28. Часто применяемое название селевого потока, сходящего со склонов вулкана и состоящего чаще всего из кипящей грязи. 31. Удобный способ транспортировки древесины, однако, чреватый образованием заторов на реке. 33. Естественная преграда, возникающая на реке и вызывающая ее разлив. 34. Деятельность, направленная на улучшение земель, но часто, наоборот, становящаяся причиной их опустынивания или заболачивания.
По вертикали:
1. Необходимая часть оснастки парусника, но при урагане из-за нее возникает опасность опрокидывания судна. 2. Огнеопасный газ, выделяющийся из гниющих органических веществ, особенно из болот и речного ила. 3. Сильный дождь. 4. Сооружение, созданное, чтобы защитить
людей от наводнений, но при его разрушении возникает наводнение повышенной мощности, часто со всесокрушающей волной. 5. Единица измерения силы шторма. 6. Устройство, призванное регулировать уровень воды в каналах и реках. 8. Сильное волнение на большом водоеме. 9. Внезапный мощный порыв ураганного ветра, способный опрокинуть судно и породить нагонную волну. 12. Емкость, необходимая для отчистки промышленных и бытовых стоков, но при наводнении становящаяся особо опасным источником загрязнения. 13. Название промышленного вещества, которое, как утверждается, стало одной из главных причин истощения озонового слоя Земли, появления озоновых дыр и усиленного таяния ледников, грозящего всемирным потопом. 15. Сооружение, которое связано с водой и служит для украшения города. Объект под таким же названием на нефтяных разработках при наводнении становится мощным источником загрязнения. 16. Элемент одежды и реки. Чем больше у реки таких элементов, тем меньше опасность наводнения. 17. Процедура, которую надо произвести с водой, чтобы побыстрее вызволить из-под нее затопленные районы. 18. Жидкость естественного происхождения, играющая главную роль при наводнениях. Однако при наводнении становится такой грязной, что люди начинают остро ощущать ее дефицит. 22. Настил, который приходится прокладывать через болота для транспортного сообщения. 23. Разрушительный поток из жидкой грязи и камней. 26. Природный объект. Для людей ассоциируется с огнем, но на самом деле часто становится причиной селевых потоков, заторов на реках, наводнений. 29. Место, где хорошо спасаться от наводнения. 30. Неотъемлемая часть реки, которую надо углублять, чтобы предотвратить наводнение. 32. Месяц, когда в северном полушарии обычно начинается сезон половодий.
Ответы:
По горизонтали:
2. Метель. 5. Буря. 7. Болото. 8. Штиль. 10. Бухта. 11. Торфяник. 14. Низина. 15. Фарватер. 18. Вино. 19. Строительство. 20. Река. 21. Тайга. 23. Свалка. 24. Водохранилище. 25. Наводнение. 27. Нефть. 28. Лахар. 31. Лесосплав. 33. Затор. 34. Мелиорация.
По вертикали:
1. Мачта. 2. Метан. 3. Ливень. 4. Дамба. 5. Балл. 6. Шлюз. 8. Шторм. 9. Шквал. 12. Отстойник. 13. Фреон. 15. Фонтан. 16. Рукав. 17. Отвод. 18. Вода. 22. Гать. 23. Сель. 26. Вулкан. 29. Холм. 30. Русло. 32. Март.
БЛИЦТУРНИР
Ведущий. Итак, Вы сегодня узнали, что замерший водоем представляет потенциальную опасность, особенно весной и сенью. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Какие факторы увеличивают опасность провалиться под лед?
(Температура воздуха, загрязненность воды, время года, суток, место на водоеме).
2. Что является основными причинами такого рода несчастных случаев?
(Неоправданный риск, невнимательность, детская шалость, грубое нарушение мер безопасности на льду).
3. Знание каких мер предосторожности нужно соблюдать, чтобы избежать несчастья?
(Идти скользящим шагом, проверять прочность льда перед собой с помощью палки, быть внимательным, если Вы двигаетесь на лыжах, нужно снять рюкзак с одного плеча, расстегнуть крепления и взять палки в одну руку).
4. Как выбраться из полыньи, если Вы провалились?
(Раскинув руки, наползать на лед равномерно, выбравшись, не вставать на ноги сразу, а осторожно отползти или откатиться от края полыньи на более прочный участок льда).
5. Как оказать помощь человеку, который провалился под лед?
(Осторожно подползти поближе и подать ему палку, веревку, лестницу или одежду. Оказавшись на прочном льду, помочь пострадавшему, обогреть его).
Ведущий. На этом наше мероприятие заканчивается, надеюсь, полученные знания и умения помогут Вам избежать несчастных случаев на замерших водоемах.
Маршрутный лист команды
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ИТОГО |
Кол-во баллов |
[1] В этом кроссворде Вы найдете слова, так или иначе связанные с водой и ЧС. Сетка кроссворда положена на схему некой условной местности, где присутствуют опасные и потенциально опасные объекты и явления. Рисунки на карте – подсказки. Искомое слово чаще всего соответствует какому-либо рисунку и находится рядом с ним или недалеко от него. Вопросы сформулированы так, чтобы школьники глубже вникли в сущность опасностей, которые могут нести объекты или явления «зашифрованные» в нем. Внимание: клеточки двух слов изгибаются, следуя течению изображенных здесь водных потоков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чем опасен Интернет? Информационная безопасность учащихся
Внеклассное занятие для учащихся 8-го класса.Цель занятия: развить информационную компетентность учащихся, дать представление о безопасном информационно-образовательном пространстве.Задачи занят...
Опасен ли для школьников мобильный телефон?
Нужен ли ребёнку-школьнику мобильный телефон?Какой телефон ему нужен? И если дарить телефон ребёнку, как сделать так, чтобы пользование мобильной связью не мешало ему полноценно учить...
Информационно-агитационная театрализованная картинка "Сигарета-это яд! Он опасен для ребят!"
Цель: - формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу...
Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе
Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю. Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...
Презентация "Чем опасен клещ"
Презентация об опасности укуса клещем...
Обучающая игра на тему"Лед опасен!" для 6-8 классов.
Материал может быть использован классным руководителем на классном часу....
Классный час "Чем опасен огонь".
Классный час "Чем опасен огонь" для 1 класса....