Безопасность в цифровой среде
методическая разработка по обж (9 класс)
Обобщение знаний о безопасности в цифровой среде, о правилах защиты от вредоносного ПО, от мошенников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_v_tsifrovoy_srede.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Безопасность в цифровой среде: опасные программы и явления
Методическая разработка урока ОБЖ 9 класс
Лесбуридис Е. В,
преподаватель-организатор ОБЖ
ГБОУ СОШ №13 с углубленным
изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Безопасность в цифровой среде: опасные программы и явления
Цель: Обобщение знаний о безопасности в цифровой среде; о правилах защиты от вредоносного ПО, от мошенников;
Задачи:
1.Освоить понятия: вирусы, троянские программы, вредоносное программное обеспечение, фишинг, спам.
2.Освоить действия, направленные на обеспечение цифровой безопасности;
3.Развить навыки поведения в Интернете;
4.Обобщить знания о защите от мошенников;
Форма работы: работа в группах, каждая группа презентует результаты своей работы;
Оборудование:
-Компьютер, проектор;
-Учебник под редакцией Ю. С. Шойгу «Основы безопасности жизнедеятельности», 2-я часть;
-Заготовки таблиц-опросников, комплект смайликов;
Ход урока:
1.Организационный момент
(продолжительность - 3 минуты)
Деление на группы;
Группы заполняют табличку:
В начале урока: | В конце урока: | ||
Знаю | Хочу узнать | Что узнал? | Как узнал? |
После обсуждения таблицы записываем цель урока на доске;
2.Задание для групп:
(продолжительность 30 минут)
Пользуясь учебником, стр. 95, тема 2, рассказом учителя, просматривая презентацию, составить правила работы на компьютере в Интернете; Уметь защититься от мошенников, стремящихся воспользоваться личными данными;
Задание для 1-й группы: перечислите три основные опасности, с которыми может столкнуться пользователь цифровой среды;
Задание для 2-й группы: перечислите правила кибергигиены;
Задание для 3-й группы: перечислите наиболее распространенные виды вредоносного программного обеспечения;
Задание для 4-й группы: перечислите, как можно защититься от мошенников, стремящихся воспользоваться вашими личными данными;
Цифровая среда
Пространство, доступ в которое осуществляется посредством электронных устройств и в котором с помощью программных средств происходит активное взаимодействие людей между собой или людей с электронными сервисами: создание поисковых запросов и получение информации по ним, публикация постов, фото- и видеоматериалов, отправка сообщений.
Пользуясь различными гаджетами, подключаясь к Интернету, мы погружаемся в цифровую среду – быстро меняющееся и динамично реагирующее на наши запросы пространство, которое формирует интернет-сайты, поисковые серверы, социальные сети и форумы, мессенджеры, мобильные приложения, электронные почтовые сервисы, компьютерные игры.
В цифровой среде люди выступают как цифровые сущности – аккаунты и профили (анонимные и персональные). Пользователь цифровой среды действует в ней, с одной стороны, как активный потребитель информации (выбирает контент, формирует поисковые запросы), а с другой стороны, как создатель и распространитель контента (размещает сообщения, комментарии, фото и видео информацию).
Большинство интернет-пользователей чувствуют себя в цифровой среде достаточно защищенными, но, несмотря на то, что в виртуальном пространстве действуют государственные законы, общепринятые нормы поведения и даже формируются новые правила (сетевой этикет), гарантий полной безопасности не существует.
Это обусловлено совокупностью факторов:
В цифровом пространстве отсутствует контакт «лицом к лицу». Замена его взаимодействием цифровых сущностей создает иллюзию анонимности, что снижает у некоторых людей степень ответственности за свои поступки и вызывает желание нарушить правила поведения и этические нормы, которые они в реальной жизни, как правило, соблюдают.
Другое заблуждение, свойственное пользователям цифровой среды – иллюзия приватности – необоснованная уверенность в том, что он полностью контролирует размещенную информацию, включая персональную. Сведениями личного характера могут воспользоваться злоумышленники в корыстных целях.
При работе в цифровом пространстве необходимо помнить об угрозе заражения цифровых устройств вредоносными программами, которые могут вывести технику из строя или привести к потере пользователем данных. В цифровом пространстве присутствуют персоны, противоправную деятельность которых полностью предотвратить невозможно. Об обеспечении безопасности в цифровой среде заботятся как на индивидуальном, так и на общественном и государственнном уровнях: принимаются специальные цифровые законы, выпускаются антивирусные программы, владельцы социальных сетей разрабатывают и обновляют правила поведения в них. Но каждый пользователь должен лично принимать участие в обеспечении собственной безопасности.
Основные опасности цифровой среды
Электронные риски или киберриски, угрожающие самому устройству (планшету, ноутбуку, смартфону), установленным на нем программам, банковским счетам, паролям (трояны, вирусы, кибератаки).
Информационные риски, угрожающие сознанию владельца цифрового устройства (цифровая зависимость, фальшивые новости, вовлечение в деструктивные группы, психологические травмы).
Цифровая зависимость
Серьезная социальная и медицинская проблема.
Необходимо обратить внимание:
- если пользователь бесцельно и хаотично ищет что-то в Интернете;
- постоянно и подолгу переписывается в мессенджерах и чатах;
- много времени (более 7-8 часов каждый день) проводит за компьютерной игрой ( или игрой на смартфоне) и общением в социальных сетях;
- беспрерывно смотрит фильмы, видеоролики, сериалы через Интернет;
- совершает множество бесконтрольных покупок в Интернете;
- постоянно читает новости;
Чрезмерное погружение в цифровую реальность чревато привыканием.
Основные признаки цифровой зависимости
- придание сверхзначимости постоянному присутствию и общению в соцсетях;
- формирование эмоциональной зависимости, колебания настроения в зависимости от возможности присутствия в Интернете;
- потребность в увеличении времени присутствия в Интернете;
- возникновение «синдрома отмены» - ухудшение самочувствия при отсутствии возможности доступа в цифровую среду;
- возникновение нарушений (недоразумений, конфликтов) в общении в личной жизни;
- потеря самоконтроля, возникновение срывов при попытках отрегулировать время присутствия в цифровой среде;
Дополнительные признаки цифровой зависимости
- ухудшение здоровья (набор или потеря веса, мышечные боли), психологическая (депрессия, тревога, апатия);
- нарушение ритма жизни, пренебрежение общением, отказ от хобби;
- использование обмана с целью доступа в Интернет;
Игромания
Патологическая склонность к играм, в цифровой среде выражается в навязчивой потребности играть в онлайн -видеоигры; ВОЗ с 01.01.2022 включила зависимость от видеоигр в перечень болезней и расстройств.
Опасный контент
Информационные материалы, способные причинить моральные страдания человеку, нанести урон его психике.
Хищные персоны – манипуляторы, вербовщики в деструктивные движения, мошенники, интернет-тролли.
Вербовщики – люди, занимающиеся привлечением к какой-либо деятельности (зачастую преступной).
Троллинг – провокативное и издевательское общение в соцсетях.
Правила поведения
- быть внимательным к тем, кто пытается стать вашим виртуальным другом;
- не сообщать незнакомым или малознакомым людям информацию о себе( адрес, номер телефона, место учебы), если кто-то настойчиво хочет ее получить, сказать об этом взрослым;
- свой профиль держать закрытым;
Электронные риски
Угрожают электронным устройствам и программному обеспечению.
Программы, приложения
Программами принято называть программное обеспечение (ПО), используемое на компьютере;
Приложениями принято называть ПО, используемое на смартфонах и планшетах;
Вредоносное программное обеспечение
Что вам известно о вредоносном ПО?
-это программы, предназначенные для осуществления несанкционированного доступа к информации или ресурсам информационной системы и воздействия на них.
Наиболее распространенные виды вредоносного ПО :
Какие виды вредоносных программ вы знаете?
-вирусы – внедряются в программы, распространяются по каналам связи, могут удалить операционную систему, отдельные файлы, блокировать работу пользователей; потребляют ресурсы системы, занимают место на накопителях информации;
-троянские программы (трояны) – проникают в компьютер под видом легального ПО, могут собирать данные банковских карт, нарушать работоспособность компьютера и даже использовать IP-адрес пользователя.
Опасные явления в Интернете
Какие опасные явления вам известны?
Фишинг (рыбная ловля, выуживание) – вид Интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальной информации. Нередки случаи, когда пользователь получает письмо (или сообщение в социальной сети) от банка, в котором у него оформлена карта (или интернет-магазина, в котором он делал заказ), содержащее ссылку на сайт этого банка (интернет-магазина). Адрес в ссылке будет практически неотличим от реального, визуально знакомого. Пройдя по этой ссылке, потенциальная жертва мошенничества попадает на страницу, где ей будет предложено заполнить специальную форму – ввести личные данные, данные банковской карты (логин, пароль), номер телефона.
Спам – распространенное явление в Интернете, которое можно назвать условно мошенническим.
Как правило, спам-сообщения носят рекламный или агитационный характер. Например, это может быть реклама новой акции в каком-либо магазине, письмо с просьбой помочь человеку, попавшему в беду. Спам может нанести вред компьютеру, причинить неудобства пользователю, поскольку открытие некоторых сообщений может повлечь за собой установку вредоносного ПО. Если попасть в базу рассылки спамеров, сообщения от них будут поступать постоянно. Считается, что первая спам-рассылка была осуществлена в конце XIX века с помощью телеграфа: когда компания «Вестерн Юнион» разрешила отправку телеграмм сразу нескольким адресатам, ряд британских политиков получили рекламное сообщение о предлагаемых им услугах дантиста. Установлено, что 45% всех отправленных электронных писем являются спамом.
Социальная инженерия – совокупность приемов, направленных на получение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации и основанных на знании особенностей психологии людей. Мошеннические схемы и технологии постоянно совершенствуются.
Пуш-уведомления – небольшие всплывающие окна на экране устройства. Уведомления могут выводиться на экране любого устройства, имеющего область оповещений.
Прообраз компьютерного вируса был создан в 1971 году, программа получила название Creeper. Creeper не являлся полноценным вирусом, так как вреда системе не было нанесено никакого. Всё что он делал, это занимался поиском по сети компьютеров, затем мог самостоятельно скопировать на них и вывести на терминале сообщение: Я Крипер, поймай меня, если сможешь! («I'm the creeper, catch me if you can!»). В том случае, если Creeper уже обнаружил на машине существующую копию самого себя, то «перепрыгивал» на другую машину;
Защита
Как можно защитить себя от мошеннических сообщений?
критичное отношение ко всем входящим сообщениям. Если вас просят перевести деньги, сообщить пароль, код, пришедший по СМС и т. п, то предпринимать действия рекомендуется только после проверки подлинности сообщения и его источника.
Правила кибергигиены
Соблюдение ряда простых правил поможет вам если не полностью обезопасить компьютер и мобильные устройства, то по крайней мере снизить риск их заражения, а также сохранить ваши средства и персональные данные.
Как и что скачивать:
- постоянно пользуйтесь антивирусным программным обеспечением, регулярно обновляйте и не отключайте его;
- скачивайте только проверенные программы и приложения из надежных источников, читайте отзывы от них (вас должно насторожить, если при установке приложение запрашивает слишком много прав);
- скачивайте только те программы и приложения, которые вам действительно нужны;
- избегайте скачивания различных «расширений» и «улучшителей» функционала для широко распространенных приложений;
Как защититься от вредного вредоносного ПО
- проверьте права установленных у вас приложений, поставьте ограничения;
- избегайте подписки на пуш-уведомления сайтов в браузерах (это наделит владельцев этих сайтов обширными возможностями);
Как защититься от мошенников, стремящихся воспользоваться личными данными
- не рекомендуется переходить по ссылкам и заполнять формы, в которых необходимо указывать личные данные; Если вам нужно выполнить какие-либо операции с банковской картой, сделайте это тс помощью официального сайта банковского учреждения;
- номер и пин-код банковской карты, логины и пароли от личных кабинетов должны знать только вы и на всякий случай ваши родители( на письма, сообщения, звонки с просьбой уточнить/перепроверить/подтвердить личные данные отвечайте отказом, а о поступившем предложении сообщите взрослым);
- не храните пин-коды от карт рядом с самими картами. Запишите в мобильный телефон номер службы поддержки банка или установите мобильное приложение от банка, чтобы в случае утери или кражи карты можно было сразу же обратиться в банк и заблокировать карту;
- не разрешайте фотографировать документы и банковские карты, если кто-то предпринял эти попытки, сообщите взрослым;
- относитесь к копиям ваших документов (электронным и бумажным) так же внимательно, как и к самим документам, не оставляйте их на виду и постарайтесь не пересылать их по электронной почте;
- если вам на электронную почту пришло сообщение от финансового учреждения с просьбой перейти по ссылке и заполнить некую форму, перенаправьте это письмо в службу безопасности финансового учреждения, таким образом вы поможете предотвратить мошеннические действия в отношении себя и других пользователей;
- если не хотите получать уведомления от компаний или интернет-магазинов, не соглашайтесь на рассылку от них сообщений или направьте письмо с просьбой исключить вас из списка рассылки;
Правила создания и хранения паролей
- всегда придумывайте сложные пароли;
- используйте разные пароли для разных устройств;
- периодически меняйте пароли;
- старайтесь не записывать пароли на листках бумаги и не хранить их рядом с банковскими картами;
- используйте программы для хранения паролей;
Как защититься от спам-рассылок
- заблокируйте этих авторов, письма поместите в папку «Спам» или удалите;
- постарайтесь не оставлять без надобности ФИО , адрес электронной почты и телефон при совершении покупок;
Как обезопасить себя при совершении операций на электронных торговых площадках
- не вносите предоплату и не сообщайте данные своей карты, даже если покупка кажется вам очень выгодной (вас должно насторожить, если продавец создает иллюзию ажиотажного спроса на его товар, побуждая вас внести предоплату);
- внимательно читайте правила и условия пользования сайтами, если оставляете на нем свои персональные данные;
Каждая группа презентует результаты своей работы (продолжительность 12 минут)
Пользуясь учебником, стр. 95, тема 2, рассказом учителя, просматривая презентацию, составить правила работы на компьютере в Интернете; Уметь защититься от мошенников, стремящихся воспользоваться личными данными;
Задание для 1-й группы: перечислите три основные опасности, с которыми может столкнуться пользователь цифровой среды;
Задание для 2-й группы: перечислите правила кибергигиены;
Задание для 3-й группы: перечислите наиболее распространенные виды вредоносного программного обеспечения;
Задание для 4-й группы: перечислите, как можно защититься от мошенников, стремящихся воспользоваться вашими личными данными;
Закрепление
Обмен вопросами – каждая группа задает вопрос другой группе;
Рефлексия
Участники заполняют табличку:
Что узнал? | Как узнал? |
Д/З: тема 2, стр.95.Ответить на вопрос стр.100: «Напишите пять признаков опасной ситуации, связанной с социальной инженерией».
Отвечают на вопрос «Мое отношение к уроку» смайл –голосованием (каждый ученик прикрепляет на доску магнит с грустным или веселым смайликом, в зависимости от своего ощущения на этом уроке), по количеству магнитов каждого вида наглядно видно эмоциональное состояние на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦИФРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Система образования, много лет успешно готовила для страны высококвалифицированные кадры. Обращение к информационно-коммуникационным технологиям расширяет состав и возможности образователь...
Сертификат Региональной конференции «Цифровая среда: точки роста качества образования»
к аттестации...
Сертификат Региональной конференции «Цифровая среда: точки роста качества образования»
к аттестации...
Сертификат Региональной конференции «Цифровая среда:точки роста качества образования»
к аттестации...
Как создать эффективную цифровую среду в классе?
Как цифровая образовательная средапомогает в организации учебного процесса с использованием дифференцированных заданий.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23532159","attributes":{...
Новые технологии и цифровая среда – средство повышения качества образования
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?Каждый учител...
Презентация по теме "Безопасность в информационном пространстве" -Тест "Безопасность в цифровой среде"
Презентация по теме "Безопасность в информационном пространстве" -Тест "Безопасность в цифровой среде"...