Открытый урок ОБЖ
план-конспект урока по обж (5 класс)

Кондаков Николай Владимирович

Безопасное поведение на железнодорожном транспорте 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse_obzh.docx49.39 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок ОБЖ в 5А классе (класс сильный).

Тип урока. Практическое занятие.

Дата проведения: 21.01.2019г.

Место проведения: МОУ Магистральнинская СОШ №22

Учитель: Кондаков Н.В., I квалификационная категория.

Тема: «Безопасное поведение на железнодорожном транспорте».  Практическое  занятие.

Цели урока:

обучающая–закрепить знания по правилам безопасного поведения на железнодорожном транспорте;

развивающая - сформировать навыки по правилам поведения в аварийных ситуациях;

воспитательная – формирование культуры личной безопасности и ответственного отношения к безопасности окружающих людей.

Тема и цель определяется в конце урока,  вместе с учениками.

Оборудование. Учебники, плакаты, схемы, сигнальные карточки зеленого и красного цвета,  карточки с тестами, карточки с заданиями, «барабан» для игры в «Поле чудес», материалы для выполнения заданий:

  1.  минеральная вода; газированная вода; сок; кефир; сметана; блюдце; платок; салфетка; лимонная кислота; пищевая сода; листочек где написано «собственная моча», пустая бутылка из под водки полоски ткани, шнурки и др.;
  2. сумка с вещами; туфля с каблуком; консервная банка; пластмассовая бутылка с водой; стеклянная бутылка с минералкой; связка ключей; магнитофон; спички; шарик; молоток; ключ гаечный; шарф; шариковая  ручка  и другое;
  3. шапка, варежки, куртка, ботинки, одеяло, подушка, матрац, часы, серьги, зеркальце, расческа, галстук, очки, калькулятор, спички и т.д..

План урока.

п\п

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Отводимое

время

1

Организационный момент.

Представить сотрудников с железной дороги.

Объявляется план урока.

2 мин.

2

Проверка домашнего задания.  

Проверить усвоение материала с предыдущего занятия по данной тематике.

5 мин.

3

Вступительное слово учителя.

Фронтальная беседа с участием представителей  ж.д..

Активизация знаний по рассматриваемой теме.

Необходимость соблюдения правил безопасности на ж.д..

Ситуации криминального характера на ж.д..

10 мин.

4

Практическая работа.

Применение полученных знаний на практике.

Выполнение заданий в группах.

В конце их выполнения проводится игра «Поле чудеc»,  для психологической разгрузки учащихся.

5 мин.

5 мин.

5

Закрепление знаний

полученных при выполнении практических заданий.

Проверка выполнения практического задания в группах.

Ответы учащихся о результатах работы.

Устный опрос нескольких учащихся  по заданиям выполняемыми другими группами.  

8 мин.

6

Сообщение домашнего задания.

Разъяснить содержание и порядок выполнения домашнего задания, источники дополнительной информации.

2 мин.

7  

Подведение итогов урока.

Вместе с учащимися выяснить тему и цель урока.

 Оценка работы в группах.

 Вопросы, над которыми необходимо поработать учащимся.

3 мин.

         Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся и гостей урока.

Представление сотрудников железной дороги.

Отмечается, что тема и цель урока учащиеся постараются определить самостоятельно в конце урока.

Объявляется план урока.

II. Проверка домашнего задания.

Осуществляется в группах.

На 5-6 парт выдаются карточки с тестами. Одну карточку выполняют два человека. После их  выполнения, учащиеся меняются карточками и по выданным ключам, проверяют правильность их выполнения, с самостоятельным выставлением оценки.

Остальные учащиеся, отвечают по основному материалу и по дополнительному в форме докладов, рефератов, сообщений, по данной тематике.

III. Вступительное слово учителя.

Все мы прекрасно знаем, что, железнодорожный транспорт является самым востребованным видом транспорта,  для перевозки пассажиров и различных грузов. Но  вместе с тем, железнодорожный транспорт является зоной повышенной опасности, из-за происходящих аварийных ситуаций, получения травм и гибели людей. Это происходит как по техническим причинам, так и из-за того, что человек иногда не знает самых элементарных правил безопасного поведения. Например, не знает, что может возникнуть электрическая дуга при приближении к контактной электросети, или задыхаются в дыму, не зная,  что дышать через влажную ткань намного легче. А иногда,  просто попадаются на удочку мошенников. Чтобы не было панического страха перед всеми этими проблемами, к ним можно подготовиться заранее. Ведь когда человек чувствует себя уверенно? Правильно, когда знает, что можно предпринять в той или иной ситуации.

Сегодня мы с вами проведем необычный урок.  Сначала мы послушаем уважаемых, гостей, которые нам расскажут, что на железной дороге  нужно быть предельно осторожным  и не забывать о мерах безопасности.  

Фронтальная беседа.

Приглашенные гости рассказывают о необходимых мерах безопасности, находясь рядом с железной дорогой,  как в роли пешехода, так и в роли пассажира.  При необходимости задают вопросы учащимся.

IV. Выполнение практических заданий по группам.

Слово учителя:

- А теперь мы приступаем к выработке практических навыков и умений в некоторых опасных  ситуациях, направленных на обеспечение личной и общественной  безопасности.  Ведь недаром есть выражение: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В начале урока на столы выставляется весь материал необходимый для выполнения заданий.

Каждая группа, а их будет три, по выданным карточкам, прочитывает свое задание и приступает к его выполнению. По мере необходимости учитель помогает, советует учащимся, как можно выполнить задание. Приглашенным гостям также можно оказывать помощь.

Перечень и тематика заданий.

(Проблемные ситуации).

1 группа. Из представленных предметов выберите те, которые можно использовать при сильном задымлении в вагоне. Продемонстрировать приемы фиксации повязки на лице.

2 группа. Из представленных предметов выберите те, которыми можно разбить стекло в вагоне при аварийной ситуации.

3 группа. Выберите из представленного то, что поможет при экстренной эвакуации из вагона, на ходу поезда. Объясните, почему?

(Ситуационные задания).

1 группа. В купе, хорошо одетая попутчица предлагает вам свой лимонад, конфеты и т.п.. Как вы поступите в данной ситуации?

2 группа. Как вы поступите, если в вагоне обнаружите бесхозную сумку? 

3 группа. Как вы поступите, если отстали от поезда?

После выполнения заданий, желательно, для психологической разгрузки учащихся, провести игру «Поле чудес». Призами для победителей могут быть сладкие призы или оценки.

Слова и задания для игры:

Ж

Е

Л

Е

З

Н

О

Д

О

Р

О

Ж

Н

Ы

Й

- один из видов транспорта;

Б

Е

З

О

П

А

С

Н

О

С

Т

Ь

- это то, к чему должен стремиться человек в своей жизнедеятельности, чему мы учимся на уроках ОБЖ

А

В

А

Р

И

Я

- это то, что может произойти при нарушении правил на любом виде транспорта.

         

         V. Закрепление знаний полученных в процессе выполнения, практической части урока.

Учащиеся демонстрируют и объясняют результаты своей деятельности. Учащиеся из других групп слушают и оценивают их ответы с помощью сигнальных карточек. При необходимости делают замечания или дополнения.

Немаловажным является то, что учащимся разрешается подходить к другим группам для обозрения выполненного задания. При этом преследуется две цели: зрительного восприятия материала и способствует двигательной активности учащихся на уроке.

Для проверки усвоения материала задаются вопросы:

  • на каком расстоянии от контактного провода создается электрическая дуга?
  • Каков в среднем тормозной путь железнодорожного состава?
  • Что можно использовать для защиты органов дыхания,  при задымлении?
  • Чем можно разбить окно в вагоне?
  •  Что можно использовать при эвакуации из вагона на ходу поезда?

VI. Сообщение домашнего задания.

1 группа. Разработать памятку, по правилам безопасного поведения на железнодорожном транспорте (учебник, помощь учителя, работников  ж.д., интернет)

2 группа. Подготовить материал об истории развития железнодорожного транспорта  (информацию искать в интернете, библиотеке, расспросить родителей, родственников).

3 группа. Подготовить сообщения о происшествиях на ж.д. транспорте. Выяснить причины происшедшего, последствия и какие нужно предпринимать меры, по их предупреждению (интернет, СМИ).

VII. Подведение итогов урока.

Учащиеся самостоятельно определяют тему и цель урока.

Затем учитель отмечает группы, справившиеся с заданием. Заостряет внимание учащихся на тех вопросах, в которых были допущены ошибки и о необходимости работы над ними.

В конце урока, учитель дает возможность каждому ученику, самостоятельно оценить свой вклад в работу на уроке и выставить себе оценку в дневник.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...