Здоровый образ жиизни
план-конспект урока по обж (5 класс)

Григорьева Любовь Анатольевна

Технологическая карта урока ЗОЖ в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass_zozh.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Технологическая карта урока ОБЖ

Преподаватель-организатор ОБЖ  - Григорьева Любовь Анатольевна

Предмет

 Основы безопасности жизнедеятельности

Класс

 5 класс

Тема урока

 « Здоровье и здоровый образ жизни, режим дня»

Базовый учебник

 Основы безопасности жизнежеятельности.5 класс. Авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников .Москва, «Просвещение», 2012

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель обучения

Сформировать у учащихся представление о здоровье, здоровом образе жизни, составляющих здоровья и режиме дня.

Предметные

Познакомить уч-ся с понятиями «Здоровье», «Здоровый образ жизни», «Режим дня».

Метапредметные

Продолжить развивать познавательные УУД уч-ся (умение находить информацию в тексте, умение выделять главное, анализировать), создавать табличные информационные модели (в данном случае – режим дня)

Личностные

Воспитывать коммуникативные качества личности (умение общаться в процессе парного и группового взаимодействия); сформировать убеждение о необходимости вести ЗОЖ; понимание значения режима дня как одного из условий ЗОЖ.

Ресурсы:

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; раздаточный материал;

Компьютерная презентация « Здоровье, здоровый образ жизни и его составляющие, режим дня».

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

УУД познавательные коммуникативные регулятивные

                     Самоопределение к деятельности и актуализация знаний                                      

Организационный этап

 Здравствуйте, ребята. В начале урока давайте настроимся на плодотворную работу, чтобы урок для каждого из вас прошел не зря. Что такое ОБЖ? Для чего мы изучаем этот предмет?

Вопросы - ответы

Готовят своё рабочее место . Приветствуют учителя. 

Цель изучения предмета ОБЖ

формирование навыков самоорганизации

Регулятивные УУД

Мотивационно-целевой этап

Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе по его мере необходимости

   

Проектировочный этап

Для того чтобы определить тему урока, надо разгадать зашифрованный текст –он перед вами.  О чем эта немецкая пословица? (слайд 1)

 Существует выражение «Его нельзя купить за деньги». Как  вы думаете, о чем идет речь?  О здоровье.  От чего зависит здоровье?.  От образа жизни. (слайд 2.3)

Как называется образ жизни, при котором человек долгое время остается здоровым?  Здоровым.   Тема нашего урока?  (слайд  4)

 О чем мы должны сегодня узнать? Какую цель надо поставить перед собой на этом уроке? (слайд 5)

(Узнать: что такое здоровье, что значит вести ЗОЖ ) ;

Чтобы добиться поставленной цели, что нам нужно сделать? (переход к формулировке учебных задач)

Понять термины «Здоровье», «ЗОЖ», что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Для чего нам нужны знания по данной теме?

Какими способами мы можем решить поставленные задачи?

-  Ответить на вопросы

-  Преобразовать текст

-  решить кроссворд

Преобразовывают зашифрованный текст

Определяют и формулируют  тему урока

Обсуждают и формулируют цель урока

Определяют и называют способы получения знаний на уроке (прочитать учебник, поработать в группах,  интернет ресурсы, спросить родителей, )

Подведение к понятию «здоровый образ жизни»

Умение  находить выход из конкретной ситуации

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулиро-вать тему

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

 Деятельностный    этап

(основная часть урока)

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Работа в группах

Деятельностный    этап

(основная часть урока)

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Динамическая пауза

Физминутка

«мозговой штурм» - что такое здоровье?

Прежде, чем мы дадим с вами определение слова «здоровье», давайте попробуем на каждую букву слова «здоровье» найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.

- З -
- Д –
- О –
- Р –
- О -
- В –
- Ь -
- Е –

  «Умение составлять текст»

Далее предлагается учащимся самим дать определение понятию «здоровье».

(предлагаются ключевые слова)

«Умение сравнивать, самооценка»

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Наше здоровье зависит от различных факторов.

На столе лежат карточки со словами. Вам надо выбрать те , которые  по вашему мнению являются составляющими  здорового образа жизни.

 (Закаливание, рациональное питание, здоровый сон, двигательная активность, увлечение компьютером, недосыпание, гиподинамия -  работа со словарем, стресс и др.)

Какое слово было непонятным для вас? (гиподинамия) Где можно узнать значение этого слова?

Найдите и запишите определение «Здорового образа жизни»

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод:  Человеку важно сохранить здоровье и зависит это от того, как он живет.  Забота о своем организме – это забота о благополучии сегодня и успехе завтра.

А теперь нам надо отдохнуть ….

Разминка

- Выполнить  задание

- «Синквейн»

 

Составить текст (определение)

Прочитать определение в учебнике и сравнить со своим

Поиск составляющих здорового образа

Давайте поработаем со словарем жизни.

Приём «Ладошка»

(вписать 5 самых важных факторов для сохранения здоровья)

Находят определение в учебнике

Обсуждают и формулируют

Предлагают вниманию свои варианты

Заслушивают несколько вариантов в исполнении учащихся

Читают определение в учебнике  и сравнивают, записывают в тетрадь

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя.

 

Работают со словарем иностранных слов, выясняют значение слова «гиподинамия».

Записывают понятие в тетрадь

Готовятся к динамической паузе

Выполняют упражнения

Определение понятий

«Здоровье» «Здоровый образ жизни»

развитие памяти и мышления

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

- развитие логического мышления;

умение  работать с текстом учебника.  

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

- развитие логического мышления;

умение  работать с текстом учебника.  

Регулятивные УУД

                                 «Открытие» нового знания»                

Деятельностный    этап

(основная часть урока)

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

А что думают об этом авторы нашего учебника.  Найдите материал о ЗОЖ в учебнике на стр.130-131. Прочитайте и скажите, все ли составляющие ЗОЖ мы учли? РЕЖИМ ДНЯ. Вот об этом мы поговорим подробно  (слайд 6).

Итак, вторая часть  темы урока сегодня?        Записываем.     А вы, ребята,  умеете составлять режим дня? Цель: значит, этому сегодня надо научиться. (слайд 7).

 Найдите определение термина «режим дня». Какое слово ключевое в этом определении? РАСПОРЯДОК. (слайд 8)

 Для каждого возраста существуют нормы сна, питания, двигательной активности и т.д.  Дома вы должны были узнать такие нормы для себя. Каковы эти нормы для вас, ребята? (слайд 9)

Работа с текстом учебника

Проверка опережающего домашнего задания.

Ищут информацию в тексте учебника

Отвечают на вопросы о возрастных нормах

Приобретение теоретических знаний , обогащение лексикона.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Контроль за процессом деятельности и ее результатом

Применение новых знаний по изученному алгоритму.  Творческое применение полученных знаний с переносом на другой языковой материал.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

 Перед вами режимы дня учеников:  Проанализируйте  предложенный режим дня Вани  Зайцева, Нюры Булкиной, Гриши Ботаникова.

(Приложение 1) Какие ошибки они допустили, распределяя время в режиме дня? Учитывая ошибки Вани, Нюры и Гриши  и нормы, составьте свой  правильный режим дня. Режим дня не может быть одинаковым для всех. Кто-то посещает секции, музыкальную школу, кто-то помогает родителям по хозяйству. Все это надо учесть.

Анализ «ошибочного» режима дня

 Сопоставляют предложенный режим дня с нормами.

 

Развитие логического мышления, диалогической речи.

Развитие коммуникативных навыков. Организация собственной учебной деятельности.

 Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

 Самостоятельная работа по составлению режима рабочего дня.

 Составление личного режима рабочего дня

 Составляют режим собственного рабочего дня, учитывая возрастные нормы.

Режим дня как одно из условий ЗОЖ

Умение распределять свое время

Умение соотносить

свои занятия с временными нормами

 Углубление                    сформированных компетенций

 Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

Итак, что надо учитывать, составляя свой собственный режим рабочего дня?  Будет ли режим выходного дня отличаться от режима рабочего дня? В чем отличие?

Домашнее задание: составить режим своего выходного дня.

Найдите пословицы и поговорки о здоровье.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

                                            Рефлексия

 Контрольно-оценочный этап

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

- Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

-  У вас на столе есть карта для оценки своей работы.

(Приложение 2)  Как бы вы оценили свою работу?

Предлагаю вам продолжить фразу:

- Сегодня я узнал …

- Сегодня я научился

- Теперь я могу …

(Слайд 10, 11)

Задание рефлексивного характера. – Представьте себе, что вы – врач. Что бы вы посоветовали всем для сохранения и поддержания здоровья? Итак, советы доктора… Далее слово предоставляется детям.

Самооценка

Ответственность за распределение времени  как залога здоровья

Развитие самооценки

Приложение 1

Режим дня  Нюры Булкиной

1        Пробуждение        7.00

2        Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, уборка постели,

           умывание        7.00 – 7.20

3        Завтрак        7.20 – 7.40

4        Дорога в школу (прогулка)        7.40 – 7.55

5        Учебные занятия в школе        7.55 – 13.30

6        Дорога из школы домой (прогулка)        13.30 – 14.00

7        Обед        14.00 – 14.30

8        Послеобеденный отдых        14.30 – 15.00

9        Игра на компьютере                15.00-17.00  

10      Полдник 17.00- 17.10

11       Пребывание на воздухе, прогулка        17.10 – 17.30

12       Приготовление уроков        17.30 – 19.30

13       Просмотр телевизионных программ        19.30 – 20.00

14       Ужин 20.00-20.15

15       Свободные занятия (творческая деятельность, чтение

           литературы, помощь семье)        20.00 – 21.30

 16      Приготовление ко сну,   вечерний туалет        21.30 – 22.00

 17      Сон        22.00 – 7.00

                                           

  Режим дня  Вани Зайцева

1        Пробуждение        7.00

2        Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, уборка постели,

           умывание        7.00 – 7.20

3        Завтрак        7.20 – 7.40

4        Дорога в школу (прогулка)        7.40 – 7.55

5        Учебные занятия в школе        7.55 – 13.30

6        Дорога из школы домой (прогулка)        13.30 – 14.00

7        Обед        14.00 – 14.30

8        Послеобеденный отдых        14.30 – 15.00

9        Пребывание на воздухе, прогулка        15.00 – 17.00

10       Приготовление уроков        17.00 – 19.30

11       Пребывание на воздухе        19.30 – 20.00

12       Ужин и свободные занятия (творческая деятельность, чтение

           литературы, помощь семье)        20.00 – 21.30

13       Приготовление ко сну, поддержание чистоты одежды, обуви, вечерний   туалет        21.30 – 22.00

14        Сон        23.00 – 7.00

Режим дня  Гриши Ботаникова

1        Пробуждение        7.00

2        Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, уборка постели,

           умывание        7.00 – 7.20

3        Завтрак        7.20 – 7.40

4        Дорога в школу (прогулка)        7.40 – 7.55

5        Учебные занятия в школе        7.55 – 13.30

6        Дорога из школы домой (прогулка)        13.30 – 14.00

7        Обед        14.00 – 14.30

8        Послеобеденный отдых        14.30 – 15.00

9        Приготовление уроков        15.00 – 19.30

10        Пребывание на воздухе        19.30 – 20.00

11        Свободные занятия (творческая деятельность, чтение

           литературы, помощь семье)        20.00 – 21.30

12        Ужин        21.30-21.45

13       Приготовление ко сну, поддержание чистоты одежды, обуви, вечерний туалет        21.45 – 22.00

14         Сон        22.00 – 7.00

Приложение 2

Оцени свою  работу

 

№ п/п

Что надо

«Знать»

Знаю

+

Не знаю

-

Сомневаюсь

?

п/п

Что надо

«Уметь»

Знаю

+

Не знаю

-

Сомневаюсь

?

1.

Что такое  здоровый образ жизни? Его составляющие.

1.

 Находить нужную информацию в тексте

 

2.

Что такое  режим дня?

2.

  Отличать правильный режим дня от неправильного

3.

 Возрастные нормы

3.

   Учитывать  возрастные нормы при составлении режима дня.  

4.

  Составление режима рабочего дня

4.

Составлять личный режим рабочего дня

5.

  Правила  составления режима дня

5.

Использовать знания и умения по теме при выполнении творческого задания – составлении режима выходного дня

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...