Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс)
рабочая программа 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_10_kl._2022-2023.docx | 210.87 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
в 10 аб классах
(среднее общее образование)
Количество часов: 34
Программа составлена на основе
ФГОС среднего общего образования - Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией С. В. Ким 10—11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / С.В. Ким, В.А. Горский — М. : Вентана-Граф, 2020. — 96 с
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: базовый уровень: учебник/ С.В. Ким, В.А. Горский. -2-е изд., стереотип – М.: Вентана-Граф, 2020 -396.
Составитель: Муравлёв И.В.,
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ гимназии г. Советский
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ФГОС СОО, 10-11 класс)
Рабочая программа по ОБЖ для 10-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 №304-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред.Приказов Минпросвещения России от 23.12.2020№766);
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола № 2/16-з от 28.06.2016 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
- Рабочая программа по предмету «ОБЖ» составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС 10-11 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2022 г. №444 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2022-2023 учебный год».
- Рабочая программа составлена на основе учебно-методического пособия / С. В. Ким. — М.:Вентана-Граф, 2019. — 105 с. — (Российский учебник). ISBN 978-5-360-11102-3
Общая характеристика курса
Концепция учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» подразумевает формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности в современном обществе на основе научных знаний об опасностях окружающей среды и способах защиты от них.
Содержательные линии учебника позволяют достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
Основные цели изучения предмета ОБЖ:
— содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз;
— содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
— формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
— осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия, заботы, ответственности;
— профилактика асоциального поведения учащихся, формирование анти экстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач в образовательном процессе:
— обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания;
— воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания;
— развитие личных духовных и физических качеств: само-дисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.
При отборе содержания курса авторы исходили из следующих педагогических принципов:
1. Социогуманитарная обусловленность— учет требований Федерального государственного образовательного стандарта в предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Природ сообразность— учет возрастных психофизических особенностей и потребностей старшеклассников, актуализация субъектной позиции обучающихся по социально-правовой подготовке в области безопасности жизнедеятельности.
3. Преемственность всех ступеней образования — информационно-методическое соответствие целей и содержания предмета ОБЖ в средних и старших классах школы.
4. Научность, связь теории с практикой— опора на методологические средства теории безопасности жизнедеятельности; формирование конкретных умений.
5. Системность— представление среды и ее объектов в качестве систем, изучение взаимодействия которых ведет к анализу причин и следствий проявления опасностей в среде жизнедеятельности.
6. Интерактивность—межпредметные и внутрипредметные связи гуманитарного и естественно-научного знания по проблеме безопасности жизнедеятельности.
7. Культур сообразность— расширение представлений о ценности, значимости культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества, о ее месте и роли в совокупном комплексе общей культуры жизнедеятельности человека и общества в современной среде обитания.
Место курса в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет изучается в 10—11 классах по одному часу в неделю: 34 часов в 10 классе и 34 часов в 11 классе (всего 68 часов). По окончании 10 класса проводятся учебные сборы по основам военной службы продолжительностью 35 часов.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана способствовать освоению учащимися теоретических знаний и практических умений в обеспечении личной и общественной безопасности в настоящем и будущем, в формировании культуры безопасного поведения и деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Курс ОБЖ является интегрированным, т. е. объединяет несколько предметных областей (экология, физическая культура, охрана труда, гражданская оборона, начальная военная подготовка, основы медицинских знаний) по проблеме безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Предметные результаты освоения курса ОБЖ ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированного курса ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
2. Планируемые результаты изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе
Личностные результаты:
• развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
• формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности;
• развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды обитания;
• формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с людьми в поликультурном социуме;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты предполагают формирование универсальных учебных действий, определяющих развитие умения учиться. Таким образом, учащиеся приобретают: умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):
• формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);
• анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
• выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; планировать— определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;
• применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни; умения коммуникативные:
• взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
• выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства;
• формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);
• анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
• выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; планировать— определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;
• применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни;тумения коммуникативные:
• взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
• выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства; умения регулятивные (организационные):
• само регуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью —построение индивидуальной образовательной траектории;
• владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения;
• владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.
Предметные результаты
Предполагают формирование основ научного (критического, исследовательского) типа мышления на основе научных представлений о стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности; о подходах теории безопасности жизнедеятельности к изучению опасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; о социально-демографических и экологических процессах на территории России; о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, включая противодействие экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых ресурсах государства по защите населения и территорий в ценностно-ориентационной сфере:
• ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации, анти экстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
• осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений в коммуникативной сфере:
• умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;
• умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации последствий экстремальной ситуации;
• стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации в эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
• умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности) в бытовой, трудовой и досуговой сфере:
• грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
• соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
• соблюдение правил отдыха в загородной зоне;
• знание номеров телефонов для вызова экстренных служб;
• умение оказывать первую помощь;
• правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере, в сфере физической культуры и здорового образа жизни:
• накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
• выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;
• соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления и стресса здоровыми способами физической активности;
• умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической культурой и в экстремальных ситуациях.
Особенности содержания курса
В содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учтены положения федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и содержания программы курса принят модульный принцип ее построения и принцип «мини-макса» к отбору и наполнению учебно-познавательной информацией.
Программа реализует роль навигации индивидуального образовательного маршрута старшеклассника в образовательном пространстве реальной и виртуальной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности. Интеллект личности, экологическое мировоззрение и мотивация, научно-практические знания и умения — основные ресурсы культуры безопасности.
Модульный принцип определяет выделение трех учебных разделов, охватывающих весь объем содержания курса ОБЖ, а принцип «минимакса» положен в основу структурирования учебной информации каждого раздела. Модульный принцип позволяет:
— эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс по формированию культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников с учетом ресурсных возможностей разных типов организаций основного образования и особенностей среды жизнедеятельности населения разных регионов России;
— обеспечить межпредметные связи при изучении содержания ОБЖ и преемственность содержания учебных модулей (тематики ОБЖ) в средних и старших классах школы, в учреждениях основного и дополнительного образования;
— разработать варианты оценки достижений, учащихся на репродуктивном, продуктивном, творческом уровнях, используя методы шкалирования, балльно-рейтинговой оценки, кредитно-модульной, экспертной оценки портфолио, позволяющие проследить продвижение школьника на индивидуальном образовательном маршруте по формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Учебная информация структурирована по принципу «минимакса»:
— в каждом параграфе приводятся общие термины и понятия, определяющие условные границы компетентности школьника по изучаемой теме максимум);
— в начале параграфа выделены ключевые термины и понятия, определяющие обязательный для школьника минимум теоретико-практических знаний, требуемый для прохождения итогового контроля по изучаемой теме в форме тестирования, собеседования, презентации учебно-исследовательской работы, экзамена. Принцип «минимакса» предполагает формирование компетентности и культуры безопасности жизнедеятельности личности не за счет роста объема учебно-познавательной информации, а за счет ее повторения, обобщения и систематизации знаний всех школьных предметов.
Структурные компоненты программы ОБЖ — три содержательных модуля:
— основы безопасности личности, общества, государства в современной среде обитания;
— основы обороны государства и военная безопасность;
— основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Каждый модуль программы — это раздел содержания курса ОБЖ, который состоит из нескольких частей (глав). Каждая глава включает пять тем (параграфов). Содержание учебного материала в каждом классе представлено в форме опорного конспекта (всего 35 тем), в котором кратко изложены ключевые понятия, основные характеристики опасных и чрезвычайных ситуаций, научные подходы к теории безопасности жизнедеятельности, вопросы, задания, примерная тематика учебно-исследовательской работы школьников, рекомендации специалистов по предупреждению опасных ситуаций и безопасному поведению населения. Раздел завершается самопроверкой теоретической готовности ученика по ключевым вопросам.
3.Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
в 10 классе.
Тема | Программное содержание | Деятельность обучающихся |
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (15 час.) Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 час.) | Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | Актуализируют ранее полученные знания о роли государства в обеспечении безопасности личности и общества. Характеризуют значение культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества в современном мире. Формулируют личные понятия о безопасность. Изучают задачи создания научной теории безопасности жизнедеятельности. Характеризуют стратегию и тактику управления безопасностью жизнедеятельности. Анализируют причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций. Выявляют причинно- следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Генерируют идеи, моделируют индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Выявляют общие принципы, закономерности и механизмы адаптации человека. Характеризуют медико-биологические основы здоровья человек. Определяют цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Выбирают средства реализации поставленных целей, оценивают результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности. |
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства (5 час.) | Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в РФ. | Характеризуют и формулируют основное содержание федеральных законов и подзаконных актов. Рассматривают нормы международного права и положения Конституции Российской Федерации по правам человека. Анализируют военную политику государства. Приводят примеры вооруженных конфликтов; локальных, региональных и крупномасштабных войн. Работают с интерактивными схемами и заданиями. Характеризуют внутренние опасности России. Устанавливают и сравнивают разные точки зрения. Изучают федеральные законы по защите от экстремизма. Характеризуют основные принципы и направления противодействия экстремизму. Определяют направления деятельности спецслужб и правоохранительных органов. Характеризуют меры противодействия терроризму и наркотизму. Изучают федеральные законы по защите населения от социальных угроз. Приобретают навыки противостояния социальным угрозам, вырабатывают нравственные качества и убеждения. |
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях (5 час.) | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. | Рассматривают территориальные и функциональные подсистемы, режим функционирования РСЧС. Характеризуют структуру и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Формулируют основные задачи и формы обучения в области гражданской обороны. Характеризуют предназначение и основные задачи гражданской обороны. Рассматривают структуру и органы управления. Изучают основные меры защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Называют права и обязанности граждан в области гражданской обороны. Совершенствуют практические навыки и умения при выполнении действий по сигналам оповещения. Характеризуют опасные природные явления и их последствия, перечисляют поражающие факторы и особенности чрезвычайных ситуаций природного характера. Закрепляют правила безопасного поведения в зоне чрезвычайных ситуаций природного характера. Характеризуют чрезвычайные ситуации техногенного характера. Закрепляют правила безопасного поведения в зоне чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Характеризуют правила безопасного поведения при оповещении об аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ. Решают ситуационные задачи, выполняют интерактивные задания. Закрепляют и совершенствуют правила безопасного поведения на транспорте. Выясняют роль инженерной защиты в системе мер по защите населения. Объясняют необходимость добровольного и обязательного страхования. |
Раздел 2. Военная безопасность государства (10 час.) Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5 час.) | Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. | Рассматривают чрезвычайные ситуации военного характера и различные виды оружия массового поражения. Характеризуют индивидуальные и коллективные средства защиты населения. Характеризуют радиационную безопасность населения и территорий. Формулируют общие рекомендации при угрозе ядерного заражения. Работают с интерактивными схемами и заданиями. Рассматривают средства коллективной защиты населения. Закрепляют знания о защитных свойствах и характерных особенностях убежищ и укрытий. Характеризуют особенности противорадиационного укрытия. Актуализируют знания по экологической безопасности. Характеризуют источники биолого-социальной и экологической опасности. Изучают характеристику биологических чрезвычайных ситуаций. Актуализируют полученные ранее знания о специальных и простейших средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Характеризуют виды и особенности противогазов. Совершенствуют умения и навыки практического. |
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 час.) | Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. | Характеризуют структуру и анализируют организационную основу Вооруженных Сил Российской Федерации. Расширяют знания о структуре Вооруженных Сил. Анализируют состав и основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируют знания и дают краткую характеристику видов Вооруженных Сил. Закрепляют знание федеральных законов. Определяют главное предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Закрепляют знание законодательных основ военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Определяют структуру и содержание воинской обязанности. Рассматривают законодательные основы социальной защиты военнослужащих. Изучают права и обязанности военнослужащих. Характеризуют общие, должностные, специальные обязанности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий. Характеризуют боевые традиции и структуру воинских ритуалов. Изучают порядок проведения наиболее важных ритуалов Вооруженных Сил Российской Федерации. |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 час.) Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания (5 час.) | Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем. | Объясняют социальную обусловленность здоровья человека в современной среде обитания. Анализируют понятия «индивидуальное здоровье» и «общественное здоровье». Делают умозаключения и формулируют выводы. Раскрывают сущность понятия «здоровый образ жизни», его значение и составляющие. Формируют целостное представление о здоровом образе жизни как средстве обеспечения общего благополучия человека. Расширяют знания об инфекционных заболеваниях и методах их профилактики. Перечисляют источники инфекционных заболеваний и факторы риска. Характеризуют меры профилактики инфекционных заболеваний. Актуализируют знания об основных неинфекционных заболеваниях. Перечисляют и характеризуют факторы риска неинфекционных и сердечно-сосудистых заболеваний. Объясняют меры профилактики. Формируют целостное представление о культуре взаимоотношений юношей и девушек. Изучают и анализируют симптомы, последствия заболеваний, передающихся половым путем, и меры профилактики. Систематизируют знания по данной теме. |
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (5 час.) | Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. | Актуализируют знания по оказанию помощи при неотложных состояниях. Характеризуют неотложные состояния, требующие оказания первой помощи. Работают с интерактивными заданиями. Актуализируют и расширяют знания по данной теме. Перечисляют противошоковые мероприятия. Характеризуют виды кровотечений и способы их остановки. Расширяют и систематизируют свои знания по данной теме. Систематизируют и расширяют знания о проведении сердечно-легочной реанимации. Характеризуют признаки жизни и признаки смерти. Перечисляют порядок оказания реанимационных мероприятий. Перечисляют порядок действий при оказании первой помощи при ушибах, вывихах, растяжении связок и переломах. Систематизируют знания об иммобилизации и транспортировке. |
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения.
Формы обучения учащихся на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
- Методы устного изложения учебного материала (рассказ, объяснение, беседа, лекция с элементами беседы, инструктаж);
- Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, материальной базы);
- Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
- Практические занятия (решение теоретических и практических задач).
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
10аб | ||||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. | 1 | 1 -я неделя | |
2 | Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности | 1 | 2-я неделя | |
3 | Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания | 1 | 3-я неделя | |
4 | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания | 1 | 4-я неделя | |
5 | Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 | 5-я неделя | |
6 | Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности | 1 | 6-я неделя | |
7 | Защита национальной безопасности государства от военных угроз | 1 | 7-я неделя | |
8 | Защита личности, общества, государства от угроз социального характера | 1 | 8-я неделя | |
9 | Противодействие экстремизму | 1 | 9-я неделя | |
10 | Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации | 1 | 10-я неделя | |
11 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 1 | 11-я неделя | |
12 | Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях | 1 | 12-я неделя | |
13 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера | 1 | 13-я неделя | |
14 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | 14-я неделя | |
15 | Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование | 1 | 15-я неделя | |
16 | Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения | 1 | 16-я неделя | |
17 | Защита населения и территорий от радиационной опасности | 1 | 17-я неделя | |
18 | Средства коллективной защиты от оружия массового поражения | 1 | 18-я неделя | |
19 | Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности | 1 | 19-я неделя | |
20 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи | 1 | 20-я неделя | |
21 | Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы | 1 | 21-неделя | |
22 | Состав Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 | 22-я неделя | |
23 | Воинская обязанность и военная служба | 1 | 23-я неделя | |
24 | Права и обязанности военнослужащих | 1 | 24 -я неделя | |
25 | Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. | 1 | 25-я неделя | |
26 | Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья | 1 | 26-я неделя | |
27 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 1 | 27-я неделя | |
28 | Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики | 1 | 28-я неделя | |
29 | Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики | 1 | 29-я неделя | |
30 | Профилактика заболеваний, передающихся половым путем | 1 | 30-я неделя | |
31 | Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок | 1 | 31-неделя | |
32 | Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях | 1 | 32-я неделя | |
33 | Первая помощь: сердечно-легочная реанимация | 1 | 33-я неделя | |
34 | Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. | 1 | 34-я неделя |
Критерии оценки
Оценка устных ответов обучающихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ обучающегося дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. При оценивании устных ответов, обучающихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...