Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа безопасности»
рабочая программа по обж (5, 6, 7 класс)
Предварительный просмотр:
Отдел образования Моршанского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Устьинская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Принято на заседании методического совета протокол № 1 от 31.08.2020г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Устьинской СОШ _____________ А.П. Попов приказ № 222 от 31.08. 2020 года |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Школа безопасности»
Возраст учащихся - 12-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Костин Илья Евгеньевич
преподаватель-организатор ОБЖ
2020 год
1. Пояснительная записка
1.1 Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа безопасности» имеет социально-педагогическую направленность.
1.2. Уровень программы
Уровень программы – базовый.
1.3. Актуальность программы
Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.
1.4. Цель программы
Непрерывная подготовка обучающихся в области пожарной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, создание условий для изучения правил пожарной безопасности, предотвращение пожароопасных ситуаций с участием детей и подростков, организация досуга воспитанника в общей системе воспитания с пользой для себя и для окружающих.
1.5. Задачи программы
Образовательные:
- обучить детей и основам безопасности жизнедеятельности в условиях общества, общественной среды и среды обитания - природы;
Воспитательные:
-формирование у детей осознания нравственного и правового долга, чувства ответственности за свое поведение, безопасность поведения и сохранение здоровья собственного и окружающих;
-формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме и природной среде, навыков здорового образа жизни.
Развивающие:
-развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.;
-развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу;
-развивать наблюдательность, усидчивость характера, интерес к познанию окружающего мира;
-содействовать формированию основ здорового образа жизни детей.
1.6. Отличительные особенности данной программы
Ориентация обучающихся на изучение природы своего родного края, правилам безопасного поведения в окружающей и социальной среде.
По признаку – программа специализированная и направлена на выявление, развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний и умений в пешеходном туризме, пребывания человека в экстремальных ситуациях и событиях техногенного и криминогенного характера, формирование навыков на уровне практического применения.
Программа отличается такими качествами, как:
• актуальность (ориентация на решение наиболее серьёзных проблем);
• прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
• рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
• контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определённых целей).
1.7. Возраст обучающихся
Возраст: с 12 до 14 лет. На занятия по данной программе принимаются все желающие.
1.8. Формы и режим занятий
В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:
- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);
- дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);
- работа в парах.
1.9. Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 год.
1.10. Планируемые результаты
Данная программа предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Обучающиеся не столько приобретают дополнительные знания по основам безопасности жизнедеятельности, сколько развивают способности самостоятельного приобретения знаний, критически оценивать сложившуюся ситуацию. Обучающиеся смогут практически использовать свои знания в различных чрезвычайных ситуациях.
2. Формы аттестации и оценочные материалы
Проведение научно-практических конференций, соревнований, подготовка презентаций, исследовательских проектов, тестирование, участие в интеллектуальных конкурсах.
2.1. Формы контроля
В ходе обучения предметная диагностика проводится в форме опросов, и тестов. Каждая тема предполагает выполнение практической работы, которая служит для закрепления теоретического материала, а также способствует обеспечению текущего контроля. Все практические работы хранятся в электронном виде, что позволяет сравнивать работы и отбирать лучшие для участия в конкурсах. На занятиях работы систематически обсуждаются всем коллективом. Обучающиеся учатся анализировать свои достижения и давать оценку своей работе.
3. Содержание программы
3.1 .Учебно-тематический план
№ блока | № занятия | Тема блока, занятия | Количество часов | ||
Всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | 5 | 0 | |
1 | Инструктаж Город и село как среда обитания человека | 1 | |||
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 | |||
3 | Особенности природных условий в городе и селе | 1 | |||
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе и селе | 1 | |||
5 | Безопасность в повседневной жизни | 1 | |||
2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | 4 | 2 | |
6-8 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 2 | 1 | ||
9 | Пожарная безопасность | 1 | |||
10-11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | 1 | ||
3 | Опасные ситуации природного характера | 4 | 2 | 2 | |
12-13 | Погодные явления и безопасность человека | 1 | 1 | ||
14-15 | Безопасность на водоемах | 1 | 1 | ||
4 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 4 | 2 | 2 | |
16-17 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | 1 | ||
18-19 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | 1 | ||
5 | Активный отдых на природе | 11 | 9 | 2 | |
20 | Природа и человек | 1 | |||
21 | Природа и места для активного отдыха Моршанского района | 1 | |||
22-23 | Ориентирование на местности | 1 | 1 | ||
24 | Подготовка к выходу на природу | 1 | |||
25-26 | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе | 1 | 1 | ||
27 | Подготовка и проведение пеших походов | 1 | |||
28 | Подготовка и проведение лыжных походов | 1 | |||
29 | Водные походы и обеспечение безопасности на воде | 1 | |||
30 | Велосипедные походы и безопасность туристов | 1 | |||
6 | Опасные ситуации в природной среде | 2 | 2 | ||
31 | Безопасность при встрече с дикими животными | 1 | |||
32 | Укусы насекомых и защита от них | 1 | |||
7 | Первая помощь при неотложных ситуациях | 3 | 1 | 2 | |
33 | Личная гигиена и оказание первой помощи в природной среде | 1 | |||
34 | Оказание первой помощи при различных видах травм | 1 | |||
35 | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении, переохлаждении и ожоге | 1 | |||
8 | 36 | Итоговое занятие «Помоги себе и другу» | 1 | 1 | |
Всего | 36 | 26 | 10 |
3.2. Содержание учебно-тематического плана
1.Человек, среда его обитания, безопасность человека
Город и село как среда обитания человека
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
Особенности природных условий в городе и селе
Взаимоотношения людей, проживающих в городе и селе
Безопасность в повседневной жизни
2. Опасные ситуации техногенного характера
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
Пожарная безопасность
Безопасное поведение в бытовых ситуациях
3. Опасные ситуации природного характера
Погодные явления и безопасность человека
Безопасность на водоемах
4.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
5.Активный отдых на природе
Природа и человек
Природа и места для активного отдыха Моршанского района Тамбовской области
Ориентирование на местности
Подготовка к выходу на природу
Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе
Подготовка и проведение пеших походов
Подготовка и проведение лыжных походов
Водные походы и обеспечение безопасности на воде
Велосипедные походы и безопасность туристов
6.Опасные ситуации в природной среде
Безопасность при встрече с дикими животными
Укусы насекомых и защита от них
7. Первая помощь при неотложных ситуациях
Личная гигиена и оказание первой помощи в природной среде
Оказание первой помощи при различных видах травм
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении, переохлаждении и ожоге
8.Итоговое занятие соревнование-практикум «Помоги себе и другу»
4.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
№п/п | Название раздела, темы | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал и техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Человек, среда его обитания, безопасность человека | рассказ беседа инструктаж | Словесный фронтальный контроль | Инструкция по ТБ Правила поведения обучающихся на занятии | Наблюдение, устный опрос |
2 | .Опасные ситуации техногенного характера | Рассказ Беседа демонстрация | Словесный демонстрация | Компьютер Учебники таблицы | Наблюдение устный опрос |
3 | Опасные ситуации природного характера | Рассказ Беседа демонстрация | Словесный демонстрация | Компьютер Учебники таблицы | Наблюдение устный опрос |
4 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | Рассказ Беседа демонстрация | Словесный демонстрация | Компьютер Учебники таблицы | Наблюдение устный опрос |
5 | Активный отдых на природе | Рассказ Беседа демонстрация | Словесный демонстрация | Компьютер Учебники таблицы | Наблюдение устный опрос |
6 | Опасные ситуации в природной среде | Рассказ Беседа демонстрация | Словесный демонстрация | Компьютер Учебники таблицы | Наблюдение устный опрос |
7 | Первая помощь при неотложных ситуациях | Рассказ Беседа демонстрация | Словесный демонстрация | Компьютер Учебники таблицы | Наблюдение устный опрос |
8 | Итоговое занятие соревнование-практикум «Помоги себе и другу» | Занятие -практикум | Демонстрация | Оборудование для оказания первой медицинской помощи Компьютер | Определение призовых мест и победителя |
4.2. Литература
Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.
Изучение правил дорожного движения: Сценарии театрализованных занятий / Авт.-сост. Е.А. Гальцова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 90 с.
Карпова Е.В. Игровые классные часы. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 128 с. - (Воспитать человека).
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Система работы в образовательном учреждении / Авт.-сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 112 с.
Безопасность дорожного движения: Программы для системы дополнительного образования детей / В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников и др.; под ред. П.В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Безопасность дорожного движения).
Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Программно-методическое пособие для педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 204 с.
ДурневР.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений. / Авт.- Козловская Е.А., Козловский Е.А. – М.: Изд. Дом Третий Рим, 2006. – 48 с.
Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник для учащихся / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев и др.; под ред. А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями / Авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. -2-е изд., стереотип. -Волгоград: Учитель, 2008. -222 с.
Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 48 с.
для обучающихся и родителей:
Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008.-285с.
Вайнер Э.Н. Учиться без ущерба для здоровья: Учебное пособие дляобучающихся в 5-8 классах общеобразовательной школы. - Липецк: ЛИРО, 2007. - 104 с.
ДурневР.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник для учащихся / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев и др.; под ред. А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями / Авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. -2-е изд., стереотип. -Волгоград: Учитель, 2008. -222 с.
Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"
Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение мотивации к изучению английского языка и обретение...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗНАЕМ ВСЁ О БЕЗОПАСНОМ КОЛЕСЕ»
Данная программа помогает педагогам подготовить детей для участия в конкурсе "Безопасное колесо"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа игрушки "Рыжий слон"
Возраст обучающихся: 10-14 лет. Срок реализации: 2 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Школа конструирования» (стартовый уровень)
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere» - создание модели, построение, приведение в определенном порядке и взаимоотношение различных определенных пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Школа здоровья»
Здоровье людей относится к числу главных проблем человечества.Проблема снижения уровня здоровья населения России стоит чрезвычайно остро.Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ЛАБОРАНТА-ХИМИКА»
Данная программа является основным звеном в реализации образовательной практики Центра, нацеленной на подготовку к конкурсу профессионального мастерства по стандартам Worldskills. Образовательная прак...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школа дизайна: 3-D моделирование»
Стремительное внедрение в жизнь новых технологий предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущих специалистов самых разных областей. Системы автоматизированного проектирования, основывающие...