Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа безопасности»
рабочая программа по обж (5, 6, 7 класс)
Предварительный просмотр:
Отдел образования Моршанского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Устьинская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Принято на заседании методического совета протокол № 1 от 31.08.2020г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Устьинской СОШ _____________ А.П. Попов приказ № 222 от 31.08. 2020 года |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Школа безопасности»
Возраст учащихся - 12-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Костин Илья Евгеньевич
преподаватель-организатор ОБЖ
2020 год
1. Пояснительная записка
1.1 Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа безопасности» имеет социально-педагогическую направленность.
1.2. Уровень программы
Уровень программы – базовый.
1.3. Актуальность программы
Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.
1.4. Цель программы
Непрерывная подготовка обучающихся в области пожарной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, создание условий для изучения правил пожарной безопасности, предотвращение пожароопасных ситуаций с участием детей и подростков, организация досуга воспитанника в общей системе воспитания с пользой для себя и для окружающих.
1.5. Задачи программы
Образовательные:
- обучить детей и основам безопасности жизнедеятельности в условиях общества, общественной среды и среды обитания - природы;
Воспитательные:
-формирование у детей осознания нравственного и правового долга, чувства ответственности за свое поведение, безопасность поведения и сохранение здоровья собственного и окружающих;
-формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме и природной среде, навыков здорового образа жизни.
Развивающие:
-развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.;
-развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу;
-развивать наблюдательность, усидчивость характера, интерес к познанию окружающего мира;
-содействовать формированию основ здорового образа жизни детей.
1.6. Отличительные особенности данной программы
Ориентация обучающихся на изучение природы своего родного края, правилам безопасного поведения в окружающей и социальной среде.
По признаку – программа специализированная и направлена на выявление, развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний и умений в пешеходном туризме, пребывания человека в экстремальных ситуациях и событиях техногенного и криминогенного характера, формирование навыков на уровне практического применения.
Программа отличается такими качествами, как:
• актуальность (ориентация на решение наиболее серьёзных проблем);
• прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
• рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
• контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определённых целей).
1.7. Возраст обучающихся
Возраст: с 12 до 14 лет. На занятия по данной программе принимаются все желающие.
1.8. Формы и режим занятий
В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:
- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);
- дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);
- работа в парах.
1.9. Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 год.
1.10. Планируемые результаты
Данная программа предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Обучающиеся не столько приобретают дополнительные знания по основам безопасности жизнедеятельности, сколько развивают способности самостоятельного приобретения знаний, критически оценивать сложившуюся ситуацию. Обучающиеся смогут практически использовать свои знания в различных чрезвычайных ситуациях.
2. Формы аттестации и оценочные материалы
Проведение научно-практических конференций, соревнований, подготовка презентаций, исследовательских проектов, тестирование, участие в интеллектуальных конкурсах.
2.1. Формы контроля
В ходе обучения предметная диагностика проводится в форме опросов, и тестов. Каждая тема предполагает выполнение практической работы, которая служит для закрепления теоретического материала, а также способствует обеспечению текущего контроля. Все практические работы хранятся в электронном виде, что позволяет сравнивать работы и отбирать лучшие для участия в конкурсах. На занятиях работы систематически обсуждаются всем коллективом. Обучающиеся учатся анализировать свои достижения и давать оценку своей работе.
3. Содержание программы
3.1 .Учебно-тематический план
№ блока | № занятия | Тема блока, занятия | Количество часов | ||
Всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | 5 | 0 | |
1 | Инструктаж Город и село как среда обитания человека | 1 | |||
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 | |||
3 | Особенности природных условий в городе и селе | 1 | |||
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе и селе | 1 | |||
5 | Безопасность в повседневной жизни | 1 | |||
2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | 4 | 2 | |
6-8 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 2 | 1 | ||
9 | Пожарная безопасность | 1 | |||
10-11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | 1 | ||
3 | Опасные ситуации природного характера | 4 | 2 | 2 | |
12-13 | Погодные явления и безопасность человека | 1 | 1 | ||
14-15 | Безопасность на водоемах | 1 | 1 | ||
4 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 4 | 2 | 2 | |
16-17 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | 1 | ||
18-19 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | 1 | ||
5 | Активный отдых на природе | 11 | 9 | 2 | |
20 | Природа и человек | 1 | |||
21 | Природа и места для активного отдыха Моршанского района | 1 | |||
22-23 | Ориентирование на местности | 1 | 1 | ||
24 | Подготовка к выходу на природу | 1 | |||
25-26 | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе | 1 | 1 | ||
27 | Подготовка и проведение пеших походов | 1 | |||
28 | Подготовка и проведение лыжных походов | 1 | |||
29 | Водные походы и обеспечение безопасности на воде | 1 | |||
30 | Велосипедные походы и безопасность туристов | 1 | |||
6 | Опасные ситуации в природной среде | 2 | 2 | ||
31 | Безопасность при встрече с дикими животными | 1 | |||
32 | Укусы насекомых и защита от них | 1 | |||
7 | Первая помощь при неотложных ситуациях | 3 | 1 | 2 | |
33 | Личная гигиена и оказание первой помощи в природной среде | 1 | |||
34 | Оказание первой помощи при различных видах травм | 1 | |||
35 | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении, переохлаждении и ожоге | 1 | |||
8 | 36 | Итоговое занятие «Помоги себе и другу» | 1 | 1 | |
Всего | 36 | 26 | 10 |
3.2. Содержание учебно-тематического плана
1.Человек, среда его обитания, безопасность человека
Город и село как среда обитания человека
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
Особенности природных условий в городе и селе
Взаимоотношения людей, проживающих в городе и селе
Безопасность в повседневной жизни
2. Опасные ситуации техногенного характера
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
Пожарная безопасность
Безопасное поведение в бытовых ситуациях
3. Опасные ситуации природного характера
Погодные явления и безопасность человека
Безопасность на водоемах
4.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
5.Активный отдых на природе
Природа и человек
Природа и места для активного отдыха Моршанского района Тамбовской области
Ориентирование на местности
Подготовка к выходу на природу
Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе
Подготовка и проведение пеших походов
Подготовка и проведение лыжных походов
Водные походы и обеспечение безопасности на воде
Велосипедные походы и безопасность туристов
6.Опасные ситуации в природной среде
Безопасность при встрече с дикими животными
Укусы насекомых и защита от них
7. Первая помощь при неотложных ситуациях
Личная гигиена и оказание первой помощи в природной среде
Оказание первой помощи при различных видах травм
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении, переохлаждении и ожоге
8.Итоговое занятие соревнование-практикум «Помоги себе и другу»
4.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
№п/п | Название раздела, темы | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал и техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Человек, среда его обитания, безопасность человека | рассказ беседа инструктаж | Словесный фронтальный контроль | Инструкция по ТБ Правила поведения обучающихся на занятии | Наблюдение, устный опрос |
2 | .Опасные ситуации техногенного характера | Рассказ Беседа демонстрация | Словесный демонстрация | Компьютер Учебники таблицы | Наблюдение устный опрос |
3 | Опасные ситуации природного характера | Рассказ Беседа демонстрация | Словесный демонстрация | Компьютер Учебники таблицы | Наблюдение устный опрос |
4 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | Рассказ Беседа демонстрация | Словесный демонстрация | Компьютер Учебники таблицы | Наблюдение устный опрос |
5 | Активный отдых на природе | Рассказ Беседа демонстрация | Словесный демонстрация | Компьютер Учебники таблицы | Наблюдение устный опрос |
6 | Опасные ситуации в природной среде | Рассказ Беседа демонстрация | Словесный демонстрация | Компьютер Учебники таблицы | Наблюдение устный опрос |
7 | Первая помощь при неотложных ситуациях | Рассказ Беседа демонстрация | Словесный демонстрация | Компьютер Учебники таблицы | Наблюдение устный опрос |
8 | Итоговое занятие соревнование-практикум «Помоги себе и другу» | Занятие -практикум | Демонстрация | Оборудование для оказания первой медицинской помощи Компьютер | Определение призовых мест и победителя |
4.2. Литература
Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.
Изучение правил дорожного движения: Сценарии театрализованных занятий / Авт.-сост. Е.А. Гальцова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 90 с.
Карпова Е.В. Игровые классные часы. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 128 с. - (Воспитать человека).
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Система работы в образовательном учреждении / Авт.-сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 112 с.
Безопасность дорожного движения: Программы для системы дополнительного образования детей / В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников и др.; под ред. П.В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Безопасность дорожного движения).
Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Программно-методическое пособие для педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 204 с.
ДурневР.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений. / Авт.- Козловская Е.А., Козловский Е.А. – М.: Изд. Дом Третий Рим, 2006. – 48 с.
Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник для учащихся / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев и др.; под ред. А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями / Авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. -2-е изд., стереотип. -Волгоград: Учитель, 2008. -222 с.
Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 48 с.
для обучающихся и родителей:
Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008.-285с.
Вайнер Э.Н. Учиться без ущерба для здоровья: Учебное пособие дляобучающихся в 5-8 классах общеобразовательной школы. - Липецк: ЛИРО, 2007. - 104 с.
ДурневР.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник для учащихся / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев и др.; под ред. А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями / Авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. -2-е изд., стереотип. -Волгоград: Учитель, 2008. -222 с.
Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗНАЕМ ВСЁ О БЕЗОПАСНОМ КОЛЕСЕ»
Данная программа помогает педагогам подготовить детей для участия в конкурсе "Безопасное колесо"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа игрушки "Рыжий слон"
Возраст обучающихся: 10-14 лет. Срок реализации: 2 года....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Школа конструирования» (стартовый уровень)
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere» - создание модели, построение, приведение в определенном порядке и взаимоотношение различных определенных пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Школа здоровья»
Здоровье людей относится к числу главных проблем человечества.Проблема снижения уровня здоровья населения России стоит чрезвычайно остро.Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ЛАБОРАНТА-ХИМИКА»
Данная программа является основным звеном в реализации образовательной практики Центра, нацеленной на подготовку к конкурсу профессионального мастерства по стандартам Worldskills. Образовательная прак...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школа дизайна: 3-D моделирование»
Стремительное внедрение в жизнь новых технологий предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущих специалистов самых разных областей. Системы автоматизированного проектирования, основывающие...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Школа безопасности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» (далее ДООП) имеет естественнонаучную направленность.Реализация программы ориентирована на формирование и ...