Программа курса внеурочной деятельности " Основы безопасности и жизнедеятельности". 1-4 класс
рабочая программа по обж
Программа курса внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности» предназначена для обучающихся 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа. | 53.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Шкуринской
Программа внеурочной деятельности
«Основы безопасности и жизнедеятельности»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7-12лет (1-4 класс)
Ф.И.О., должность автора программы: учитель начальных классов
Шапка Надежда Викторовна
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
1.1.Общая характеристика курса.
2.Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся по курсу «Основы безопасности и жизнедеятельности ».
3.Программа формирования базовых учебных действий (БУД) на занятиях по курсу внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности».
4.Содержание программного материала занятий по курсу внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности».
5.Тематическое планирование занятий по курсу внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности».
6.Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности» (личностные и предметные).
7.Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения программы по курсу внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности».
1.Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности» предназначена для обучающихся 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
– Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
– Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
– Примерными адаптированными основными общеобразовательными программами (АООП) начального общего образования для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
– Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.);
– Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
– Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
– Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические 12 требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
- Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае».
Внеурочная деятельность это - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Поэтому, наряду с учебной деятельностью внеурочная деятельность играет большую роль в формировании, развитии и коррекции всех процессов у детей с интеллектуальными нарушениями.
Занятия по внеурочной деятельности могут проводиться в разных формах, это раскрепощает ребенка, делает его более активным, инициативным. Важную роль играет безоценочная система. Ребенок знает, что плохую оценку он не получит, это позволяет внутренне освободиться от тревоги, ожидания неуспеха и направить все силы на определенную деятельность.
Введение курса « Основы безопасности и жизнедеятельности» в учебный план начальной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья
специальной (коррекционной) школы, подтверждается потребностями современной жизни: данными статистики о травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, данными о состоянии здоровья школьников.
Цель курса «Основы безопасности и жизнедеятельности»:
- формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.
Задачи курса «Основы безопасности и жизнедеятельности»:
- вырабатывание необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование важнейших качеств современного культурного человека – долг, честь, терпимость, милосердие;
- формирование способности предвидеть и предотвращать возможную опасность;
- развитие у обучающихся чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- развитие у обучающихся самостоятельности в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- воспитание чувства ответственности за сохранение собственного здоровья и безопасность окружающих, чувство сопричастности к жизни общества и природы.
1.1.Общая характеристика курса.
Основной формой организации учебного процесса является внеурочная система обучения. В ходе учебного процесса используются как традиционные формы занятий (объяснения нового материала, обобщения и систематизации, контроля), так и особенно актуальные для младшего школьника следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).
Программа курса внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности» включает следующие разделы:
1класс
Раздел I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.
1.1. Безопасное поведение на дорогах.
1.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре.
1.3.Безопасное поведение в доме.
1.4. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.
Раздел II. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
2.1. Чрезвычайные ситуации
2класс
Раздел I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
1.1. Чрезвычайные ситуации.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
2.1.Болезни, их причины и связь с образом жизни.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.
Раздел III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения обучающихся.
3.1. Безопасное поведение на воде.
3.2. Безопасное поведение на природе.
3 класс
Раздел I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни,
правила поведения обучающихся.
1.1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
1.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре.
1.3. Безопасное поведение дома.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации.
2.1. Чрезвычайные ситуации.
2.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
4 класс
Раздел I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни,
правила поведения обучающихся.
1.1. Предупреждение бытового травматизма.
1.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах..
1.3. Безопасное поведение на воде.
1.4. Безопасное поведение на природе.
Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи .
2.1.Основные виды и причины травм у детей младшего школьного возраста.
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
3.1. Основные понятия - «здоровье» и «здоровый образ жизни».
3.2. Пути укрепления здоровья.
Раздел IV. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
4.1.ЧС мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).
2.Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся по курсу «Основы безопасности и жизнедеятельности».
На курс внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности» отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа в год. Продолжительность занятий: 2-4 класс 40 минут, 1 класс 35 минут. Курс предусматривает безоценочную систему.
Структура занятия может быть представлена следующим образом:
Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.
Основная часть. Объяснение темы занятия. Сообщение информации. Анализ информации. Использование различных методов и приемов в соответствии с темой занятия.
Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.
3.Программа формирования базовых учебных действий (БУД) на занятиях по курсу внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности».
Личностные учебные действия:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению, достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные учебные действия:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- освоение способа решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Познавательные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях.
4.Содержание программного материала занятий по курсу внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности».
1 класс
Раздел I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.
1.1. Безопасное поведение на дорогах.
Движение пешеходов на улицах и дорогах. Дорога, ее составные части, виды автомашин. Улицы, перекрестки, площади. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы, которые подает водитель. Практическое занятие «Мне на улице не страшно!». Безопасность пассажиров. Ж/д транспорт. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза для сидения.
1.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре.
Пожар в транспорте, правила поведения. Пожар в общественных местах и его причины. Страх и паника. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах
1.3.Безопасное поведение в доме.
Опасные незнакомцы. Как защитить себя и свой дом. Звонок по телефону. Предметы бытовой химии и их безопасное применение. Как нужно обращаться с электроприборами. Газ, огонь и человек. Как растопить печку.
1.4. Безопасное поведение в ситуациях террористического характера.
Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
Раздел II. «Защита человека в чрезвычайных ситуациях».
2.1. Чрезвычайные ситуации.
Стихийные бедствия. Как предупреждают о стихийных бедствиях. Бури, ураганы, тайфуны и смерчи. Лесной пожар. Действия школьников по их предупреждению. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Организация оповещения населения о ЧС. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
2 КЛАСС
Раздел I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
1.1. Чрезвычайные ситуации.
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
2.1.Болезни, их причины и связь с образом жизни.
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
Раздел III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения обучающихся.
3.1. Безопасное поведение на воде.
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
3.2. Безопасное поведение на природе.
Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
3.3. Безопасное поведение на дорогах.
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть
3 КЛАСС
Раздел I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни,
правила поведения обучающихся.
1.1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Дорога, ее составные части, виды автомашин. Улицы, перекрестки, площади. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы, которые подает водитель. Безопасность пассажиров. Дорожное движение, безопасность участников движения. Опасные ситуации на транспорте. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
1.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре.
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.3. Безопасное поведение дома.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением. Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации.
2.1. Чрезвычайные ситуации.
Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. Лесные пожары. Действия по их предупреждению.
2.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
4 КЛАСС
Раздел I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни,
правила поведения обучающихся.
1.1. Предупреждение бытового травматизма.
Основные причины травматизма у детей. Правила поведения в помещениях. Правила пользования электробытовыми приборами. Пожарная безопасность. Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота. Как правильно пользоваться огнетушителем.
1.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Виды транспортных средств. Интенсивность и скорость движения транспорта. Тормозной путь. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Основные правила езды и меры безопасности. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности Дорожного Движения (ГИБДД). Предназначение и задачи ГИБДД. Что делать в ЧС на дороге. Поведение школьников вблизи ж/д путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды. Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
1.3. Безопасное поведение на воде.
Водоемы нашей местности. Правила купания в открытых водоемах. Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные и подручные спасательные средства спасения на воде.
1.4. Безопасное поведение на природе.
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам.
Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.
Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи .
2.1.Основные виды и причины травм у детей младшего школьного возраста. Первая медицинская помощь при травмах. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечения из носа - оказание первой медицинской помощи. Выработка умения оказывать первую медицинскую помощь при травмах. Лекарственные и ядовитые растения.
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
3.1. Основные понятия - «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Понятие здоровья и факторах , влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.
3.2. Пути укрепления здоровья.
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. Курение и его влияние на состояние здоровья. Профилактика вредных привычек.
Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни. Личная и общественная гигиена.
Раздел IV. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
4.1.ЧС мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).
ЧС – что это? Правила поведения при ЧС. Уроки безопасности. Основные мероприятия ГО по защите населения. Служба спасения. МЧС. Умение преодолевать страх.
5.Тематическое планирование занятий по курсу внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности».
1класс (33 часа).
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. Безопасное поведение на дорогах. Безопасность пассажиров. | 1 |
2. | Движение пешеходов на улицах и дорогах. | 1 |
3. | Дорога, ее составные части, виды автомашин. | 1 |
4. | Улицы, перекрестки, площади. Сигналы светофора и регулировщика. | 1 |
5. | Сигналы, которые подает водитель. Практическое занятие «Мне на улице не страшно!». | 1 |
6. | Железнодорожный транспорт. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. | 1 |
7. | Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза для сидения. | 1 |
8. | Пожарная безопасность и поведение при пожаре. | 1 |
9. | Пожар в транспорте, правила поведения. | 1 |
10. | Пожар в общественных местах и его причины. | 1 |
11. | Страх и паника. | 1 |
12. | Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. | 1 |
13. | Безопасное поведение в доме. | 1 |
14. | Опасные незнакомцы. | 1 |
15. | Как защитить себя и свой дом. | 1 |
16. | Звонок по телефону. | 1 |
17. | Предметы бытовой химии и их безопасное применение. | 1 |
18. | Как нужно обращаться с электроприборами. | 1 |
19. | Газ, огонь и человек. | 1 |
20. | Как растопить печку. | 1 |
21. | Безопасное поведение в ситуациях террористического характера. | 1 |
22. | Правила обеспечения сохранности личных вещей. | 1 |
23. | Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. | 1 |
24. | Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы. | 1 |
25. | «Защита человека в чрезвычайных ситуациях». Чрезвычайные ситуации. Стихийные бедствия. | 1 |
26. | Как предупреждают о стихийных бедствиях. | 1 |
27. | Бури, ураганы, тайфуны и смерчи. | 1 |
28. | Лесной пожар. | 1 |
29. | Действия школьников по их предупреждению. | 1 |
30. | Чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 |
31. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | 1 |
32. | Организация оповещения населения о ЧС. | 1 |
33. | Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения | 1 |
2 класс (34 часа).
№п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации. | 1 |
2. | Чрезвычайные ситуации природного происхождения. | 1 |
3. | Наводнения, причины наводнений. | 1 |
4. | Мероприятия по защите от наводнений. | 1 |
5. | Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. | 1 |
6. | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. | 1 |
7. | Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». | 1 |
8. | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Болезни, их причины и связь с образом жизни. | 1 |
9. | От чего зависит наше здоровье. | 1 |
10. | Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. | 1 |
11. | Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник | 1 |
12. | Органы дыхания | 1 |
13. | Болезни и их возможные причины. | 1 |
14. | Пути передачи инфекционных заболеваний. | 1 |
15. | Заноза, кровотечение, укус, ушиб. | 1 |
16. | Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами. | 1 |
17. | Отравления. | 1 |
18. | Причины отравлений. | 1 |
19. | Признаки отравлений. | 1 |
20. | Первая помощь при отравлении грибами. | 1 |
21. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения обучающихся. Безопасное поведение на воде. | 1 |
22. | Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. | 1 |
23. | Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. | 1 |
24. | Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. | 1 |
25. | Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. | 1 |
26. | Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. | 1 |
27. | Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. | 1 |
28. | Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них. | 1 |
29. | Безопасное поведение на дорогах. | 1 |
30. | Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. | 1 |
31. | Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. | 1 |
32. | Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. | 1 |
33. | Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. | 1 |
34. | Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть | 1 |
3 класс (34 часа).
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения обучающихся . Безопасное поведение на улицах и дорогах. | 1 |
2. | Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. | 1 |
3. | Элементы дорог. Дорожная разметка. | 1 |
4. | Перекрестки. Их виды. | 1 |
5. | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 |
6. | Дорога, ее составные части, виды автомашин. Улицы, перекрестки, площади. | 1 |
7. | Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы, которые подает водитель. | 1 |
8. | Безопасность пассажиров. Дорожное движение, безопасность участников движения. Опасные ситуации на транспорте. | 1 |
9. | Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. | 1 |
10. | Виды транспортных средств. | 1 |
11. | Специальные транспортные средства. | 1 |
12. | Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. | 1 |
13. | Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. | 1 |
14. | Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге. | 1 |
15. | Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. | 1 |
16. | Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. | 1 |
17. | Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза. | 1 |
18. | Пожарная безопасность и поведение при пожаре. | 1 |
19. | Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. | 1 |
20. | Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения. | 1 |
21. | Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения. | 1 |
22. | Безопасное поведение дома. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. | 1 |
23. | Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. | 1 |
24. | Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением. | 1 |
25. | Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. | 1 |
26. | Профилактика отравлений. | 1 |
27. | Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом. | 1 |
28. | Чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации. | 1 |
29. | Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия | 1 |
30. | Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. | 1 |
31. | Их последствия, мероприятия по защите. | 1 |
32. | Лесные пожары. Действия по их предупреждению. | 1 |
33. | Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения | 1 |
34. | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях. | 1 |
4 класс (34 часа).
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения обучающихся . Предупреждение бытового травматизма. | 1 |
2. | Основные причины травматизма у детей. Правила поведения в помещениях. Правила пользования электробытовыми приборами. | 1 |
3. | Пожарная безопасность. Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота. Как правильно пользоваться огнетушителем. | 1 |
4. | Безопасное поведение на улицах и дорогах. Безопасность пешеходов при движении по дорогам. | 1 |
5. | Виды транспортных средств. Интенсивность и скорость движения транспорта. Тормозной путь. | 1 |
6. | Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Основные правила езды и меры безопасности. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами. | 1 |
7. | Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности Дорожного Движения (ГИБДД). Предназначение и задачи ГИБДД. Что делать в ЧС на дороге. | 1 |
8. | Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды. Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. | 1 |
9. | Безопасное поведение на воде. Водоемы нашей местности. Правила купания в открытых водоемах. Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. | 1 |
10. | Способы и средства спасания утопающих. Основные и подручные спасательные средства спасения на воде. | 1 |
11. | Безопасное поведение на природе. Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам. | 1 |
12. | Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. | 1 |
13. | Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра. | 1 |
14. | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи . Основные виды и причины травм у детей младшего школьного возраста. | 1 |
15. | Первая медицинская помощь при травмах. Переломы, вывихи и растяжения связок. | 1 |
16. | Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. | 1 |
17. | Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос. | 1 |
18. | Первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. | 1 |
19. | Кровотечения из носа - оказание первой медицинской помощи | 1 |
20. | Выработка умения оказывать первую медицинскую помощь при травмах. | 1 |
21. | Лекарственные и ядовитые растения. | 1 |
22. | Основы здорового образа жизни. Основные понятия - «здоровье» и «здоровый образ жизни». Понятие здоровья и факторах , влияющие на него. | 1 |
23. | Основы здорового образа жизни и безопасность человека. | 1 |
24. | Режим дня. | 1 |
25. | Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. | 1 |
26. | Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний. | 1 |
27. | Пути укрепления здоровья. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. | 1 |
28. | Курение и его влияние на состояние здоровья. Профилактика вредных привычек. | 1 |
29. | Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни. Личная и общественная гигиена. | 1 |
30. | Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Уроки безопасности. | 1 |
31. | ЧС мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). | 1 |
32. | ЧС – что это? Правила поведения при ЧС. | 1 |
33. | Основные мероприятия ГО по защите населения. | 1 |
34. | Служба спасения. МЧС. Умение преодолевать страх. | 1 |
6.Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности» (личностные и предметные).
Личностные результаты.
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания;
- развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
- способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами собственной работы;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
- формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни;
- готовность обучающегося целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни.
Предметные результаты.
- соблюдение меры предосторожности при движении по льду водоемов;
- выполнение правила поведения на пляже, правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
- соблюдение правила безопасного поведения в лесу, в поле; правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада;
- оказание первой медицинской помощи при травмах, порезах, ссадинах, царапинах и отравлениях;
- распознавание чрезвычайной ситуации природного происхождения;
- переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
- оценивать скорость движения транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
- правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
- правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
- разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
- соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
- оказывать первую помощь при отравлении угарным газом;
- осознавать ценность здорового образа жизни и необходимость нести ответственность за его сохранение, соблюдать правила безопасного поведения в быту.
7.Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения программы по курсу внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности».
Учебно-методическое обеспечение курса внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности», научно-методическая литература:
1. Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 0-4 классы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Москва, издательство «Просвещение», 2011 г.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. Москва, издательство «Просвещение, 2013 г.
3. Безопасное поведение на улицах и дорогах. 1 – 4 классы. П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, И. В. Александрова, М. В. Маслов. «Просвещение», 2008 г.
4. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 – 4 классы. Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками. Издательство «Учитель», 2006 г.
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Основы безопасности и жизнедеятельности»:
Технические средства обучения:
1.Мультимедийная установка (ноутбук, проектор, демонстрационный экран, ЦОРы).
2. Видеокамера.
3. Фотокамера.
Демонстрационный дидактический материал:
1.Наглядный материал к каждому разделу (изделия, предметные и сюжетные картинки).
Инструменты и материалы для практических работ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности". 6 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», для обучающихся 6 класса, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс...