Методическая разработка внеклассного мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию школьников
методическая разработка по обж (8 класс)

Мухамедзянов Рашад Гаптрахманович

Методическая разработка внеклассного мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Советская средняя общеобразовательная школа №2»

Республики Марий Эл

Р.Г.Мухамедзянов

Методическая разработка

внеклассного мероприятия  

по нравственно-патриотическому

       воспитанию школьников

                                                             пгт.Советский

2020

Автор

Мухамедзянов Рашад Гаптрахманович, преподаватель-организатор ОБЖ

      МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2» п.Советский,                                                                                                                                                   Республика Марий Эл

Методическая разработка  мероприятия, посвященного Году памяти и славы 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов)

Аннотация

Методическая разработка представляет собой  конспект внеклассного мероприятия «Я помню! Я горжусь!» по формированию нравственно – патриотических чувств у детей среднего и старшего школьного возраста. На данном занятии дети знакомятся с важными героическими событиями и героями ВОВ.

Содержание учебного материала соответствует цели организованной образовательной деятельности, требованиям основной   и средней общей образовательной программы, федеральному государственному образовательному стандарту.

Данная методическая разработка может быть предложена учителям для работы с обучающимися по нравственно-патриотическому воспитанию.

          Целью данной разработки является помощь педагогам  в разработке, планировании и проведении мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

          Ценность методической разработки в её практической направленности. Её можно полностью или частично использовать при подготовке мероприятий о ВОВ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________  4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ_______________________________________  6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________  12

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК________________________ 13

ВВЕДЕНИЕ

 «Отечество—это память сердца обо всём, что было со мной и с моим народом.»

                                                                                             А.И.Дегтярев

Предлагаемая методическая разработка предназначена для реализации работы по нравственно – патриотическому воспитанию в условиях общеобразовательной организации.

Методическая разработка включает в себя внеклассное мероприятие на тему «Я помню! Я горжусь » для обучающихся 8-11 классов.

          Приоритетные образовательные области:  «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие».

Ответ на вопросы «Что такое подвиг? Кто они герои Отечества? И есть ли в сегодняшней жизни место подвигу? Сознание того, что Отечество надо любить и защищать, ведь только благодаря чувству патриотизма, человек становится частью своего народа необходимо прививать в занятиях в школе. Сегодня защита Отечества—такой же священный долг и обязанность каждого, как и много лет назад.

           Таким образом, деятельностный подход и метод проблемного диалога являются основным способом получения знаний в ходе мероприятия. Одновременно формируемые умения (ставить цели, рассуждать, извлекать информацию из документов (фронтовых писем), делать выводы и т.д.) являются и универсальными учебными действиями.  

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.

Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает и президент Российской Федерации В.В.Путин: «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…». Историю и традиции своего народа необходимо помнить, героями – гордиться.

Цель данной методической разработки: показать в какой форме можно провести мероприятие посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов..

          Мероприятие рассчитано на обучающихся среднего и старшего звена.

          Данное мероприятие в 2020 году, в год 75-летия Великой Победы, относится к серии занятий по нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Форма, содержание и методы внеклассного мероприятия были выбраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Настоящая методическая разработка может оказать посильную помощь педагогам общеобразовательных учреждений в активизации процесса воспитания патриотизма у школьников в рамках реализации  ФГОССОО.

Нормативно-правовая основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Востребованность комплексной и всесторонней работы по патриотическому воспитанию школьников получила юридическое оформление в ряде правовых документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ.

- Стратегическая общегосударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 годы» от 30 декабря 2015 года №1493.

Госпрограмма включает пять тематических блоков и ориентирована на граждан России всех возрастных и социальных категорий, при этом отмечается необходимость сохранения приоритетного внимания к воспитанию детей и молодёжи. Основной целью формирования патриотизма является духовное пробуждение народа и становление единого гражданского общества.

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования от 17. 10. 2013 № 1155.

Указы Президента России:

- Указ Президента России от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;

- Указ Президента России от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;

- Указ Президента России от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

Методика проведения мероприятия

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Образовательные технологии: ТРИЗ, тимбилдинг, игровая.

Способы организации:фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Средства ТСО: проектор, компьютер, экран, электронная презентация, фонограммы песен, музыки.

Раздаточный материал: письма фронтовиков – участников ВОВ.

Оборудование: большая древесная ветвь, имитирующая дерево без листочков

Тип занятия: внеклассное мероприятие

Форма мероприятия: встреча с интересными людьми

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

      Тема: «Я помню! Я горжусь!»

Целевая направленность мероприятия:

     Формирование патриотических чувств у детей среднего и старшего школьного возраста в ходе ознакомления с историческими событиями и памятными датами общенационального значения через различные виды деятельности. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.  

Задачи мероприятия

Образовательные:

  • формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

Воспитательные:

  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к  историческому прошлому России, к традициям родного края, воспитание чувства гордости и преклонения перед подвигом советских людей в Великой Отечественной войне;

Развивающие:

  • привлечение обучающихся к самостоятельной поисковой работе по возрождению и сохранению  духовно-нравственных ценностей на основе изучения архивных материалов;

Ход мероприятия.

  1. Организационно-мотивационныйэтап

          (Слайд 1)

Исполняется песня из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времен» (исполняют песню девушка и юноша в военной форме).

Учитель: Прозвучала песня из кинофильма «Офицеры». Это  мой                   любимый фильм  о войне , о доблести, о мужестве, о чести. Добрый день, уважаемые ребята. Я очень рад нашей встрече и думаю, вам стало понятно, чему она посвящается. Наша страна готовится, наверное, к самому главному празднику- 75летию Великой Победы. А что знаете вы об этой войне? С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, обязаны помнить о тех, кто на фронтах ковал Победу, трудился в тылу.

  1. Основной этап

(Слайд 2)

Учитель: Мы много говорим о героических подвигах солдат во время ВОВ, знаем их имена. Но так случилось, что и в наше мирное время есть герои войны, которые заслужили и заслуживают, чтобы их чтили.

(Слайд 3)

Учитель: Кто они? Герои Нашего Времени. Они живут среди нас, и мы порой даже не подозреваем о том, что это за люди. Они скромные, они не рассказывают о своих подвигах.

- Давайте вместе дадим определение слова подвиг.

(Слайд 4)

Зачитывают ученики:

1.Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. иногда любовь.

2.Подвиг – это в какой-то мере готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины и так далее.

3.Подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других. 4.Подвиг - это когда чувство любви к родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой!

     В конце нашего мероприятия вы постарайтесь дать свое определение слова «ПОДВИГ» и если сейчас в нашей жизни место подвигу.

     9 мая наш народ отметит 75-ю годовщину окончания самой страшной войны. Вы много уже знаете об этой войне. Но подвиг советских людей вновь и вновь возвращает нас к этой знаменательной дате.

    «Великая Отечественная» - так называем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком.

(Слайд 5)

Учитель: Важнейшим источником информации, той тоненькой ниточкой, связывающих нас с военным временем были и остаются письма тех далеких дней (беру пачку писем фронтовиков). В моих руках настоящая семейная реликвия, которой уже больше семидесяти лет. Это письма фронтовиков, которые передаются в семье из поколения в поколение и хранятся как память о них.

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами

На конверте в углу номер почты стоит полевой

Это в 42-ом мой отец написал моей маме

(Слайд 6)

Учитель: На столе у вас у каждой группы лежат маленькие треугольники. Это письма с фронта и письма на фронт. Давайте заглянем в них и попробуем оценить их значение как важнейшего источника, потому как именно письма могут передать эмоциональное состояние человека, его чувства, надежды, боль, переживания.

 (Слайд 7)

На слайде проблемные вопросы: (включается песня «Вспомните ребята» музыка Берковского)

Учитель: Ребята вы должны, прочитав письма, ответить на вопросы 

            1. Как в письмах отражены главная цель советских солдат и их   отношение к врагу?

          2. Какие чувства сохранились к своим родным в столь суровое время?

 3. Какие эмоции вызывают строки этих писем у вас?  

                                                   (работа в группах)

      Ответы, рассуждения ребят……

  (подводится итог работы)

      Учитель:

У каждого треугольника – своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив – здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами, десятилетиями.

                                         (звучит песня «Баллада о матери»)

(Слайд 8)

Учитель:

Мы последние поколения, которые видели

живых ветеранов! Чтите пока есть кого!

Благодарите пока есть кого благодарить!

Ведь их так мало осталось!

Спасибо им за то, что мы живём!

(Слайд 9)

Учитель: А потом были Венгрия, Чехословакия

(Слайд 10)

и, конечно же, Афганистан. 90 наших земляков выполнили свой интернациональный долг.

(Слайд 11)

  Учитель: Настоящей проверкой силы духа наших современников стали события в Чеченской республике. Тысячи наших земляков вносили свой вклад в установление конституционного строя на Кавказе.

    Сегодня у нас в гостях участник тех событий, наш хороший знакомый Дмитрий Петрович Цетва.

- Дмитрий Петрович, что для вас означает понятие долг, честь, подвиг и войсковое товарищество.

(Слово предоставляется Цетве Д.П.)

 (Слайд 12) 

  Учитель: Двоим нашим землякам посмертно было присвоено звание –Герой    России.

Это Валерий Иванов, выпускник 2-й школы г.Волжска, который ценой своей жизни спас своих сослуживцев от гибели.

 (Слайд 13) 

    Учитель: Это и Командир 6-й роты псковских десантников Марк Евтюхин, который закончил школу № 3 г. Йошкар-Ола. Десантники остановили прорыв двух тысяч боевиков Хаттаба. Сегодня исполняется 20 лет их бессмертному подвигу.

(Слайд 14)

Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновение

И в скорби постоим и помолчим.

(объявляется минута молчания)

- Памяти 6-й роты посвящается.

(видеоклип песни Трофима «Алешка»)

(Слайд 15) 

  Итак, давайте же теперь попробуем дать свои определения ПОДВИГУ Есть ли сейчас место подвигу?

(Слайд 16) 

Мы живем в прекрасной стране. И давайте этим гордится и стремиться сделать ее еще прекраснее.

(Слайд 17) 

                                      (звучит песня трио «ПроРок»)

Учитель: И в наше мирное время есть место подвигу. Мы иногда и чаще всего не замечаем этого. Так, 1 сентября 2011 года потерпел крушение самолет с хоккейной командой ярославского «Локомотива». А за полчаса до трагедии на счет детского дома поступил 1 миллион рублей от капитана команды ИВАНА ТКАЧЕНКО. Это был первый хоккеист, который перечислял половину своей зарплаты детскому дому, не придавая свой поступок огласке. Героев не обязательно знать в лицо, просто помните они среди нас.

(Слайд 18) 

 Учитель: Заставьте себя добросовестно учиться и работать, приобретите трудовые навыки - это тоже путь к подвигу! Не огорчайтесь, если вам сразу не представится случая совершить что-то необычное.
Сумейте сделать так, чтобы будничное, повседневное дело горело в ваших руках – и рано или поздно вы совершите подвиг!

     А я, как преподаватель ОБЖ, единственный, наверное, из учителей хочу вам пожелать, чтобы все то, чему я вас учил- никогда в жизни не пригодилось.

  1. Заключительный этап

Рефлексия «Древо Памяти»

(Слайд 19) 

Учитель: Вы видите символическое Древо Памяти (большая древесная  ветвь). Посмотрите, оно практически засохло. Давайте,  мы с вами попробуем его оживить. Человек живет до тех пор, пока о нем помнят.  А о героях забывать нельзя. На фронтовых треугольниках напишите ваши пожелания нашим героям, живым и не дожившим до наших дней, под одним названием: «Я буду помнить всегда…….. Я буду гордиться…… ». Ребята, может кто-нибудь захочет озвучить свое письмо?

А теперь поместим их на нашем Древе Памяти.

(Слайд 20) 

         Учитель: Я благодарю Вас за работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многообразие методов, приемов и технологий, используемых в ходе проведения мероприятия, способствовали реализации поставленных цели и задач. Задания были взаимосвязаны, соответствовали выбранной сюжетной линии, носили познавательный характер. Использование мультимедийного оборудования (презентация, музыкальное сопровождение) позволили  сделать занятие  более  трогательным, интересным, эмоциональным. Предлагаемый материал соответствовал возрасту детей. Структура  занятия  была  построена  на создании проблемных ситуаций, которые дети успешно решали, что позволило создать ситуацию успеха на мероприятии.

 Высокая работоспособность на протяжении всего занятия обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, групповой,), доброжелательным стилем общения. Это способствовало созданию на мероприятии положительной психологической атмосферы.

Предложенное мероприятие апробировано на районном Методическом объединении учителей истории и ОБЖ, имело высокую результативность, получило положительные отзывы коллег и 21.01.2020 г. - для обучающихся 8-11 классов в рамках мероприятий военно-патриотического месячника.  

   

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Ахмеджанова З.Х. Нам завещаны память и слава / З.Х. Ахмеджанова, Э.М. Галиева // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 2. – (опыт «Поста № 1 у Вечного огня»).
  2. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1.
  3. Кун Ю. След в сердцах / Ю. Кун // Директор школы. – 2014. - № 1. – С. 97-103. – (патриотич. воспит.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методические разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.

Разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для проведения в классах основной школы. Данные мероприятия посвящены истории Руси, символике государства Российского....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»

Познавательный  час, посвящённый  Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида  с использованием презинтации...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»

Познавательный  час, посвящённый  Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по программе ВНКЛ (воспитание нравственной культуры личности)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по программе ВНКЛ (воспитание нравственной культуры личности). Данное мероприятие предназначено для учащихся 4-5 классов Коррекционной школы-интерната....

Методическая разработка внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание, для обучающихся 5-6 классов

Данный сборник содержит внеклассные мероприятия, которые можно использовать во внеурочной деятельности в средней школе. Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из важнейших задач соврем...