Рабочая программа по ОБЖ 11 класс
рабочая программа по обж (11 класс)
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 11 классов», под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2018 год, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объёмом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_11_klass_2022-2023.docx | 60.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное Общеобразовательное учреждение г. Улан-Удэ
«Средняя общеобразовательная школа №35»
«Утверждаю» | «Согласовано» | «Рассмотрено» |
Директор МАОУ СОШ № 35 | на МС школы | на ПМГ учителей |
_________________________ | протокол №________________ | _________________________ протокол № _______ |
Приказ № ________ | от « ____» __________ 20 __ г. | от « ____» _________20 __ г. |
от « ___» __________20 __ г. | Руководитель МС | Руководитель ПМГ |
___________________________ | __________________________ |
Поурочное планирование
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11 классы
На 2022 – 2023 учебный год
Учитель: Подлесный Анатолий Петрович
Год реализации программы : 2022/2023 учебный год
Класс: 11
Общее количество часов по плану: 34 час
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 11 классов», под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2018 год, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объёмом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану
«____» ________________ 20 __ г.
__________________________________
(подпись)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и общего образования»
2. Закона об образовании Российской Федерации.
3. Закона об образовании Республики Бурятия.
4. Положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года ( Указ Президента России от 12 мая 2009г. № 537).
5. Концепции Федеральной подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2009г. №134-Р)
6. Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Смирнов А.Т.. Издательство: Просвещение, 2020 г)
7. Положения о рабочих программах МАОУ г. Улан-Удэ СОШ №35.
8. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 « Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
9. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №254»
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 11 классах:
1. Углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
2. Расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике.
3. Совершенствования военно-патриотического воспитания и повышения мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы.
4. Распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях.
5. Окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
6. Применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности.
7. Анализирование основных направлений организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций.
8. Обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
9. Формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье.
10. Формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Основы безопасности жизнедеятельности», представлены в единстве все функции процесса обучения: образовательная, развивающая и воспитательная. Эти функции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Образовательная функция предполагает усвоение обучаемыми определенного объема общенаучных и специальных знаний и формирование на их основе различных умений и навыков.
Развивающая функция обеспечивает, помимо формирования знаний, умений и навыков, общее интеллектуальное развитие учащихся, становление их познавательных качеств и творческой активности.
Воспитательная функция формирует волевые, эстетические, нравственные, патриотические и другие качества, диалектическое мировоззрение и как результат — всесторонне и гармонично развитую личность. Значимость курса обусловлена тем, что в нем реализуются требования Конституции Российской Федерации, ряда важнейших федеральных законов и нормативных правовых документов федерального уровня
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (11 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.
Учебные модули | |||||
Модуль-1 | Модуль-2 | Модуль-3 | |||
Основы безопасности личности, общества и государства. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | Обеспечение военной безопасности государства. | |||
Разделы | |||||
1 | Основы комплексной безопасности | 4 | Основы здорового образа жизни | 6 | Основы обороны государства |
3 | Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ | 5 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 7 | Основы военной службы ( в т.ч. учебные сборы) |
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Основу содержания данного раздела составляет характеристика терроризма и экстремизма, формирование у учащихся антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта. Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 11 классах.
Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:
- Последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Сформировать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях.
- Уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности.
- Сформировать морально-психологические и физические качества и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
- Более подробно ознакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
- Повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности.
- Эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся целостной картины окружающего мира.
- Обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на третьей ступени образования.
- Более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам.
- Более эффективно организовывать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.
Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классах в программе предусмотрено 34 часа в год ( 1 час в неделю).
Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне (разделы 1-6 программы).
Промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных работ, тестов, входных и итоговых контрольных работ. Основная форма контроля – зачет.
Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Реализация задач ОБЖ в рамках внеурочной деятельности организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственного, физкультурно-спортивного и оздоровительного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного) в таких формах, как:
• участие в соревнованиях по спортивному туризму, по военно-прикладным и другим видам спорта, а также мероприятиях, проводимых в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы и военно-спортивной игре «Зарница»
• участие в научно-практических конференциях, олимпиадах по ОБЖ, научных исследованиях в области безопасности жизнедеятельности, школьных научных обществах
Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».
Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.
Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.
Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.
Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.
Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.
Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.
Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.
Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооруженных Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Нравственность и здоровье.
Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.
ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.
Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой при ранениях. Понятия об асептике и антисептике.
Основные правила оказания первой помощи.
Правила остановки артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.
Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.
Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.
Раздел 6. Основы обороны государства
Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства.
Основные задачи современных Вооруженных Сил.
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.
Символы воинской части.
Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающие на предназначение воинской части и её принадлежность.
Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.
Воинская обязанность.
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт. Обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Организация воинского учета, основное назначение воинского учета.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет.
Обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.
Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к военной службе и их основные особенности.
Требования к индивидуальным качествам военнослужащих – специалистов по сходным воинским должностям.
Подготовка граждан по военно-учётным специальностям, её предназначения и порядок осуществления.
Добровольная подготовка граждан к военной службе, основные её направления.
Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Основное предназначение освидетельствования и порядок его проведения.
Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения профессиональной пригодности призывника к воинской службе.
Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса в зависимости от возраста граждан.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ИТОГАМ
ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОБЖ»
Основы комплексной безопасности
Выпускник научится:
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;
– использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения; – объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
– действовать согласно указанию на дорожных знаках; – пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
– комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
– использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
– распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
– описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
– определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки; – опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
– опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
– пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;
– прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
– распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
– соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
– использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
– применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;
– распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
– использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Основы противодействия терроризму и экстремизму Российской Федерации
Выпускник научится:
– Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
– объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
– оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
– раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;
– объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
– комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
– описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
– пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;
– использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
– распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
– распознавать симптомы употребления наркотических средств; – описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
– использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
– описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
– описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
– составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
– использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;
– оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
– описывать факторы здорового образа жизни;
– объяснять преимущества здорового образа жизни;
– объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
– описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
– раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
– распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выпускник научится:
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;
– использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
– отличать первую помощь от медицинской помощи;
– распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
– вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
– выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
– действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
– составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
– комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
– использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
– оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
– классифицировать основные инфекционные болезни;
– определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
– действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.
Основы обороны государства
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;
– характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
– описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
– приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
– приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
– раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
– разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
– оперировать основными понятиями в области обороны государства; – раскрывать основы и организацию обороны РФ;
– раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
– объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
– описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;
– характеризовать историю создания ВС РФ;
– описывать структуру ВС РФ;
– характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
– распознавать символы ВС РФ;
– приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Основы военной службы
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;
– использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
– оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;
– раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;
– характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
– раскрывать организацию воинского учета;
– комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
– использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;
– описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
– объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;
– различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
– описывать основание увольнения с военной службы;
– раскрывать предназначение запаса;
– объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
– раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
– объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
– Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
– использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
– оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
– выполнять строевые приемы и движение без оружия;
– выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
– выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
– приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
– описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
– выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
– описывать порядок хранения автомата;
– различать составляющие патрона; – снаряжать магазин патронами; – выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
– описывать явление выстрела и его практическое значение;
– объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;
– объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
– выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
– объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
– выполнять изготовку к стрельбе;
– производить стрельбу;
– объяснять назначение и боевые свойства гранат;
– различать наступательные и оборонительные гранаты;
– описывать устройство ручных осколочных гранат;
– выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
– выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
– объяснять предназначение современного общевойскового боя;
– характеризовать современный общевойсковой бой;
– описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;
– выполнять приемы «К бою», «Встать»;
– объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания; – выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
– определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;
– передвигаться по азимутам;
– описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);
– применять средства индивидуальной защиты;
– действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
– описывать состав и область применения аптечки индивидуальной; – раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
– выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
– Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
– объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
– оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;
– характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;
– использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
- Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
- Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
- Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
- Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
- Стимулирования и мотивации.
- Самостоятельной учебной деятельности.
- Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
- Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
- Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Виды и формы контроля:
- Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Тематическое планирование
11 класс
№ урока | Тема | Основной материал | Кол-во часов |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства | |||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности | |||
Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни ( 4 ч) | |||
1. | Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности | Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. | 1 |
2. | Правила личной безопасности при пожаре | Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. | 1 |
3. | Обеспечение личной безопасности на водоемах | Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и не обору- дованных местах. Безопасный отдых у воды. | 1 |
4. | Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях | Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Практическая работа №1. | 1 |
5. | Обеспечение личной безопасности в сфере современных молодежных увлечений | Меры безопасности в интернете. Меры безопасности при катании на роликах и на сноуборде. Безопасность при управлении велосипедом, мопедом, мотоциклом ( объем двигателя до 125 куб см.) | |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | |||
Глава 2. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации ( 4 часа) | |||
6 | Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи | Основные задачи, состав НАК на сайте www.nak.fsb.ru | 1 |
7. | Контртеррористическая операция и условия ее проведения Правовой режим контртеррористической операции | Контртеррористическая операция, ее предназначение и условия проведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию. Правовой режим контртеррористической операции. Окончание контртеррористической операции. . | 1 |
8. | Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму | Силы ГО, руководство ГО, структура МЧС и мероприятия | 1 |
9. | Применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом. Участие Вооруженных Сил РФ в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны | Нормативная база привлечения ВС РФ к борьбе с терроризмом. Участие в проведении контртеррористической операции, пресечение международной террористической деятельности за пределами территории РФ. | 1 |
Модуль2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |||
Раздел 4 . Основы здорового образа жизни | |||
Глава 3 Нравственность и здоровье ( 5 часов) | |||
10. | Правила личной гигиены. | Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма. | 1 |
11. | Нравственность и здоровый образ жизни. | Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический, культурный, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. | 1 |
12. | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики | Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. | 1 |
13. | Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ-инфекции. | ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. | 1 |
14. | Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье. | Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанность родителей. Конституция РФ и ФЗ РФ, Семейный кодекс (гл.1,3,7,8) | 1 |
Раздел 5 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | |||
Глава 4. Первая помощь при неотложных состояниях ( 9 часов) | |||
15. | ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте. | Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании ПМП. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. ПМП при инсульте. Практическая работа №4. | 1 |
16. | Первая медицинская помощь при ранениях (практическое занятие) | Причины и признаки кровотечений. Виды ранений. Понятие об асептике и антисептике. | 1 |
17. | Основные правила оказания первой помощи | Последовательность действий при оказании первой помощи. Как рекомендуется освобождать ногу от обуви при травмах голени или стопы. Как действовать при травматическом шоке у пострадавшего (после аварии, травмы) | 1 |
18. | Правила остановки артериального кровотечения | Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Методы временой остановки кровотечения | 1 |
19. | Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. | Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего. Практическая работа №6. | 1 |
20. | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм и основные правила в оказании первой медицинской помощи. Практическая работа №7. | 1 |
21. | Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди и живота. | Причины и признаки, возможные последствия, ПМП травм головы, груди, живота. Практическая работа №8. | 1 |
22. | Первая медицинская помощь при травмах области таза, повреждении позвоночника, спины. | Причины и признаки, возможные последствия, ПМП травм таза, позвоночника, спины. Практическая работа №9. | 1 |
23. | Первая медицинская помощь при остановке сердца. | Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Практическая работа №10. | 1 |
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства | |||
Раздел 6. Основы обороны государства | |||
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства ( 1 час) | |||
24. | Основные задачи современных Вооруженных Сил РФ. Международная (миротворческая) деятельность ВС РФ. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ | Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств. Основные задачи: по обеспечению военной безопасности; по опережению вооруженного нападения; в операциях по поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах. Значение и роль миротворческой деятельности ВС. Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности ВС РФ.. | 1 |
Глава 6. Символы воинской чести (2 часа) | |||
25. | Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, достоинства и славы | Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. | 1 |
26. | Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих | История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством. Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение. | 1 |
Глава 7 Воинская обязанность ( 6 часов) | |||
27. | Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учёта. | Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету. | 1 |
Время и состав комиссии по первоначальной постановки гражд | |||
28. | Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту. | Время и состав комиссии по первоначальной постановки граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы. | 1 |
29. | Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе | Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определенное ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. | 1 |
30. | Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям Подготовка граждан по военно-учетным специальностям | Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения, водительские должности, технические и прочие воинские должности. Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям. Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину при призыве на военную службу, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности | 1 |
31. | Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учёт. Профессиональный психологический отбор и его предназначение | Основное предназначение и порядок проведения мед.освидет-я граждан при постановке их на воинский учет. Порядок мед.освидет-я граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего проф.образования. Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе. | 1 |
32. | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. | Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы. | 1 |
Раздел 7 основы военной службы | |||
Глава 8 Особенности военной службы ( 1 час ) | |||
33. | Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего.. Военные аспекты международного права. | Защита Отечества в Конституции РФ и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об обороне». Общие понятия о статусе военнослужащего, права и льготы военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод военнослужащего. Время, с которого граждане приобретают статус военнослужащего. Общие понятия о «Праве войны». Международные правила, которые необходимо соблюдать военнослужащим в бою. Категории лиц и объектов, которым международным правом войны предоставлена особая защита. | 1 |
Глава 9. Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества ( 1 час) | |||
34. | Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности Требования воинской деятельности, предъявляемые к военнослужащему. | Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности военнослужащего. Учебно-боевая подготовка; служебно-боевая деятельность; реальные боевые действия. Зависимость воинской деятельности от вида ВС и рода войск, от воинской должности и класса сходных воинских должностей. Общие виды и основные элементы воинской деятельности. | 1 |
Общие требования воинской деятельности, устойчивость, внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения. Морально-психологические требования |
ИТОГО: 34 ЧАСА
Список литературы
Нормативно-правовое обеспечение
1. Закон РФ «О безопасности». – Спб: Речь, 2005. – 15 с.
2. Закон РФ «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.1995г. № 196-ФЗ). - М.: Омега, 2005. – 32 с.
3. Закон РФ «О борьбе с терроризмом». – М.: Омега, 2005. – 32 с.
4. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» (№ 53-ФЗ от 28.03.1998г.). - М.: ЭКСМО, 2003. – 288 с.
5. Закон РФ «О гражданской обороне» (от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ)
6. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». – М.: ЭКСМО, 2001. – 42 с.
7. Закон РФ «О пожарной безопасности».– М.: Омега, 2005.– 22 с.
8. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (от 9.01.1996г. № 3-ФЗ в ред.ФЗ от 22.12.04г. №122-ФЗ).– М.: Омега, 2005.– 34 с.
9. Закон РФ «Об обороне» (от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ). - М.: ЭКСМО, 2003. – 32 с.
10.Закон РФ «Об образовании». – М.: Приор, 2005. – 48 с.
11.Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». – М.: Омега, 2002. – 18 с.
12.Конституция Российской Федерации.- М.: ЭКСМО, 2006. 64 с.
13.Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997г. № 1300) // Российская газета. – 1997. – 26 декабря. - № 247.
Тесты 11 класс Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1. Определите из приведенных ниже основные причины пожаров в жилых зданиях
А. нарушения правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами
Б. неосторожное обращение с огнем
В. неисправность внутренних пожарных кранов
Г. нарушения правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей
Д. беспечность и небрежность при обращении с огнем
Е. неисправность телефонной связи.
2. Что необходимо сделать, если в квартире начался пожар? Укажите ответы в правильной последовательности.
А. попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения
Б. открыть окно для удаления дыма
В. немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь
Г. позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре
Д. позвать на помощь взрослых
Е. позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре.
3. Что запрещается делать при пожаре в квартире?
А. выходить через задымленную лестничную площадку и пользоваться лифтом
Б. при выходе по незадымленной лестнице держаться за стены и поручни
В. выпрыгивать из окна, спускаться по водосточным трубам при помощи простыни и веревок
Г. при увеличении концентрации дыма передвигаться пригнувшись или ползком
Д. открывать двери и окна и тушить огонь до прибытия пожарной охраны
Е. сообщать о пожаре в пожарную охрану, пока об этом не сообщено родителям на работу
Ж. гасить водой включенные в сеть электроприборы.
4. Придя вечером из школы, вы обнаружили, что из-под двери вашей квартиры идет дым. Выберите варианты дальнейших действий и определите их очередность.
А. Войти в квартиру и узнать причину задымления
Б. взять у соседей ведро и потушить огонь
В. пойти к соседям и позвонить по «01»
Г. позвонить родителям.
5. Во время просмотра телепередачи загорелся телевизор. Определите правильную очередность действий.
А. взять ведро с водой и залить пламя
Б. обесточить телевизор или полностью отключить электропитание в квартире
В. сообщить о возгорании в пожарную охрану
Г. если телевизор взорвался и пожар усилился, открыть окно и попытаться сбить пламя
Д. если пожар усилился, покинуть помещение, закрыв двери и окна
Е. если после отключения телевизор продолжает гореть, накрыть его плотной тканью, одеялом.
6. Главными направлениями государственной политики в транспортной сфере является
А. развитие и совершенствование форм и методов обучения населения безопасности дорожного движения
Б. создание системы формирования общественного мнения, проведения широкой разъяснительной работы
В. совершенствование системы контроля за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения РФ, и принуждение к их соблюдению
Г. совершенствование правил дорожного движения.
Что лишнее?
7. Культура поведения на дорогах включает в себя компоненты
А. изучение и совершенствование знаний правил дорожного движения
Б. воспитание в себе внутренней потребности и дисциплины в соблюдении правил дорожного движения
В. умение оценить обстановку на дорогах, предвидеть события и возможность возникновения опасной ситуации
Г. владение умениями и способами избегать опасных ситуаций на дороге
Д. умение действовать адекватно в ДТП для снижения фактора риска
Е. умение пользоваться средствами защиты автотранспорта.
Что лишнее?
8. Дорожные знаки подразделяются на несколько групп
А. предупреждающие Б. приоритета В. Запрещающие Г. Предписывающие Д. информационные
Е. сервиса Ж. дополнительной информации З. особых предписаний И. особых запрещений.
Что лишнее?
9. Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных аварий
А. отсутствие разметки на дороге Б. плохие погодные условия
В. невнимательность участников дорожного движения Г. отсутствие светофоров на перекрестках
Д. отсутствие подземных переходов Е. невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств
Ж. неправильное поведение пассажиров.
10. Основными зонами опасности в метро являются
А. вход в метро Б. турникеты на входе В. площадка перед эскалатором Г. Эскалатор Д. перрон Е. вагон поезда
Ж. выход из метро.
11. В ненастную сырую погоду вы едете в троллейбусе, когда произошел обрыв контактного провода и упал на крышу троллейбуса. Как вы будете покидать троллейбус после того, как водитель открыл двери?
А. через окно Б. будете выходить через двери по ступенькам В. будете покидать троллейбус через дверь только прыжком.
12. Основными опасными зонами на железнодорожном транспорте являются
А. железнодорожные пути Б. железнодорожный вокзал В. привокзальная площадь Г. залы ожидания
Д. железнодорожные переезды Е. посадочные платформы.
13. Во время движения поезда в вашем вагоне появился сильный запах гари и дым. Как вы будете действовать?
А. дерните за рукоятку стоп-крана Б. сообщите проводнику, соберете вещи и перейдете в другой вагон
В. сообщите проводнику, соберете вещи, и будете ждать в купе указаний
Г. сообщите проводнику, соберете вещи, и потребуете, чтобы вас пересадили в другой вагон.
14. основными причинами несчастных случаев на воде являются
А. купание в запрещенных и незнакомых местах Б. длительное пребывание на солнце В. прыжки и падения в воду Г. шалости и игры в воде Д. ненастная погода и сильный ветер
Е. нарушение правил безопасности при использовании плавсредствами..
15. Как поступить, если поблизости нет специально оборудованных пляжей
А. купание допускается, если предварительно известна глубина и безопасность места купания
Б. руководитель группы лично обязан проверить глубину и безопасность места, выбранного для купания
В. удобный спуск, отсутствие камней, ям и др.
Г. купание возможно, если плавцы-разрядники укажут границы купания всем купающимся.
16. Допускается ли купание детей ночью?
А. не допускается Б. допускается в присутствии преподавателя
В. допускается, если водоем окружен осветительными сигнальными буями.
17. Допустимая толщина льда при передвижении по нему людей должна быть
А. не менее пяти сантиметров Б. не менее восьми сантиметров В. не менее десяти сантиметров.
18. Не допускается подходить к кромке льда ближе, чем
А. на три метра Б. на пять метров В. на семь метров Г. на десять метров.
19. В каких случаях запрещается переправа по льду водоемов?
А. при наличии сильного ветра Б. по нависшему над водой льду любой толщины В. в группе менее трех человек
Г. по льду, уровень воды под которым после замерзания понизился
Д. переправляться в одиночку.
20. Как вы будете переправляться, если лед ненадежен, а обойти его нет возможности?
А. с шестом, держа его горизонтально на уровне груди Б. ползком
В. обычным шагом, простукивая лед впереди палкой.
21. Антропогенные изменения в природе – это изменения, происходящие в результате
А. ЧС природного характера Б. воздействия солнечной энергии В. хозяйственной деятельности человека.
22. Причинами изменения теплового баланса в атмосфере земля являются
А. ураганы, бури и смерчи Б. загрязнение атмосферы мелкодисперсной пылью В. техногенные аварии
Г. парниковый эффект Д. энергия, выделяемая в результате хозяйственной деятельности человека.
23. Главным нормативом качества окружающей природной среды является
А. количество поступающей солнечной энергии Б. количество экологически безопасных производств.
В. предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде и почве.
24. Опасность фреонов для окружающей среды заключается в том, что
А. они отравляют атмосферу Б. отражают солнечный свет, понижая температуру атмосферы
В. разрушают озоновый слой земли и приводят к образованию озоновых дыр.
25. Выбросы каких химических соединений, попадая в атмосферу и взаимодействие с влагой, образуют кислотные осадки?
А. свинец и его соединения Б. ртуть В. диоксид серы Г. оксиды азота.
11 класс
II. Основы медицинских знаний.
1.Каковы основные признаки наружного кровотечения?
а. медленное и тягучее кровотечение;
б. быстрое и пульсирующие кровотечение;
в. сильная боль в повреждённой части тела;
г. кровь ярко-красного цвета;
д. кровь темно-красного цвета.
2.Каковы признаки поверхностного венозного кровотечения?
а. кровь спокойно вытекает из раны;
б. кровь фонтанирует из раны;
в. кровь ярко-красного цвета;
г. кровь тёмно-красного цвета;
д. слабость.
3.Каким образом наложить жгут при артериальном кровотечении?
а. прижать пальцем артерию ниже кровотечения;
б. прижать пальцем артерию выше кровотечения, на 3-5 см выше раны наложить вокруг конечности чистую мягкую ткань;
в.плотно приложить жгут к конечности и сделать необходимое количество оборотов, а также прикрепить к жгуту записку с указанием даты и точного времени наложения;
г. доставить пострадавшего с наложенным жгутом в медицинское учреждение;
д. на 3-5см ниже раны наложить вокруг конечности чистую ткань.
4.Как правильно наложить давящую повязку?
а. обработать края раны перекисью водорода или марганцовкой;
б. обработать края раны вазелином или кремом;
в. прикрыть рану стерильной салфеткой, а на неё положить сложенный в несколько раз бинт;
г. наложить повязку.
5.Укажите признаки внутреннего кровотечения?
а. порозовение кожи в области повреждения;
б. посинение кожи в области повреждения;
в. учащённый слабый пульс и частое дыхание;
г. кашель с кровянистыми выделениями;
д. повышение артериального давления;
е. чувство неутолимого голода.
6.В чём заключается оказание первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах?
а. промыть рану содовым раствором и обработать её спиртом;
б. промыть рану перекисью водорода (раствором марганцовки) и обработать её йодом;
в. смазать рану вазелином или кремом;
г. заклеить рану бактерицидным пластырем или наложить стерильную повязку.
7.Каким образом оказывается первая медицинская помощь при ушибах?
а. наложением холода на место ушиба;
б. наложением тепла на место ушиба;
в. наложением на место ушиба тугой повязки и обеспечением повреждённому месту покоя.
8. В чём заключается оказание первой медицинской помощи при растяжениях?
а. наложить на повреждённое место холод;
б. наложить на повреждённое место тепло;
в. наложить на повреждённое место тугую повязку и обеспечить ему покой;
г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
9.Каким образом оказывается первая медицинская помощь при вывихах?
а. обеспечить повреждённой конечности покой;
б. наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обильное питьё;
в. наложить тугую повязку и дать пострадавшему обезболивающие средство;
г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
10.Какой должна быть первая медицинская помощь при открытых переломах?
а. вправить вышедшие наружу кости;
б. остановить кровотечение и обработать края Раны антисептиком;
в. на рану в области перелома наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обезболивающие средство;
г. провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повреждения.
11.Как оказать первую медицинскую помощь при закрытых переломах?
а. провести иммобилизацию места перелома;
б. устранить искривление конечности;
в. положить на место травмы холод и дать пострадавшему обезболивающее средство;
г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
12.Какой должна быть первая медицинская помощь при подозрении на сотрясение головного мозга?
а. надо обеспечить пострадавшему абсолютный покой;
б. на голову пострадавшему наложить тёплую грелку;
в. на голову пострадавшему положить холод;
г. вызвать врача.
13.Как оказать экстренную реанимационную помощь пострадавшему?
а. положить пострадавшего на спину на твёрдую ровную поверхность;
б. положить пострадавшего на спину на мягкую ровную поверхность;
в. произвести прекардиальный удар в область грудины;
г. приступить к непрямому массажу сердца и проведению искусственной вентиляции лёгких, вызвать «скорую помощь».
Тест по ОБЖ за 1 полугодие 11 класс
1. Что такое оборона Российской Федерации?
А. Военное учреждение;
Б. Военные законы;
В. Система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к вооружённому нападению на противника;
Г. Система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения.
2 Что представляет собой военная служба?
А. Особый вид наказания граждан Российской Федерации;
Б. Военная служба имеет приоритет перед другими видами государственной службы, осуществляется только на воинских должностях в армии и на флоте;
В. Особый вид общественной работы граждан Российской Федерации;
Г. Особый вид государственной службы граждан Российской Федерации.
3. Как называются люди, находящиеся на военной службе?
А. Гражданами;
Б. Военнообязанными;
В. Призывниками;
Г. Военнослужащими.
4.В каком возрасте призывают мужчину на военную службу в Российскую армию?
А. От 16 до 18 лет;
Б. От 18 до 27 лет;
В. От 28 до 32 лет;
Г. От 33 до 35 лет.
5. В какие сроки осуществляется призыв на действительную военную службу граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности?
А. С 15 октября по 31 декабря;
Б. С 1 января по 31 марта;
В. С 1 апреля по 30 июня;
Г. В любые сроки.
6. Какое наказание ожидает гражданина, уклоняющегося от призыва на военную или альтернативную службу в соответствии со статьёй 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации?
А. В виде лишения свободы на срок до 15 суток;
Б. В виде лишения свободы на срок до одного года;
В. в виде лишения свободы на срок до двух лет;
Г. В виде лишения свободы на срок до трёх лет.
7. Какая мера наказания предусмотрена законом, если гражданин уклоняется от призыва путём причинения себе телесного повреждения или симуляции болезни, посредством подлога или путём другого обмана?
А. Лишение свободы на срок до одного года;
Б. Лишение свободы на срок от одного до пяти лет;
В. Лишение свободы на срок от двух до шести лет;
Г. Лишение свободы на срок от трёх до восьми лет.
8. Под воинской обязанностью понимается:
А. Установленный законом почётный долг граждан с оружием в руках защищать своё Отечество, нести службу в рядах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подготовку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности;
Б. Прохождение военной службы в мирное и военное время, самостоятельная подготовка к службе в Вооруженных Силах;
В. Долг граждан нести службу в Вооруженных Силах в период военного положения и в военное время.
9. Военная служба исполняется гражданами:
А. Только в Вооруженных Силах Российской Федерации;
Б. В Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации и в войсках гражданской обороны;
В. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах и формированиях.
10. Граждане Российской Федерации проходят военную службу:
А. По призыву и в добровольном порядке ( по контракту);
Б. только в добровольном порядке ( по контракту);
В. только по призыву, по достижении определенного возраста.
11.Составная часть воинской обязанности граждан Российской Федерации, которая заключается в специальном учете всех призывников и военнообязанных по месту жительства, - это:
А. Воинский учет;
Б. Воинский контроль;
В. Учёт военнослужащих.
12. Заключение по результатам освидетельствования категории «Д» означает:
А. Не годен к военной службе;
Б. ограниченно годен к военной службе;
В. Годен к военной службе.
13. Под увольнением с военной службы понимается:
А. Установленное законом освобождение от дальнейшего несения службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
Б. Снятие военнослужащего со всех видов довольствия;
В. Убытие военнослужащего в краткосрочный отпуск.
14. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен для:
А. Развертывания армии при мобилизации и её пополнения во время войны;
Б. Создания резерва дефицитных военных специалистов;
В. Развертывания в военное время народного ополчения.
15.Граждане, состоящие в запасе, могут призываться на военные сборы продолжительностью:
А. До двух месяцев, ноне чаще одного раза в три года;
Б. До одного месяца, но не чаще одного раза в пять лет;
В. До трех месяцев, но не чаще одного раза в четыре года.
16.Уставы ВС РФ подразделяются на :
А. Боевые и общевоинские;
Б. Тактические, стрелковые и общевоинские;
В. Уставы родов войск и строевые.
17. Боевые уставы ВС РФ содержат:
А. Теоретические положения и практические рекомендации на использование войск в бою;
Б. Организационные принципы боевой деятельности военнослужащих;
В. Практические рекомендации родам войск о их задачах в военное время.
18. Общевоинские уставы ВС РФ регламентируют:
А. Жизнь, быт и деятельность военнослужащих армии;
Б. Действия военнослужащих при ведении военных операций;
В. Основы ведения боевых действий.
19. Началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе и призванных на службу, считается:
А. День убытия из военного комиссариата к месту службы;
Б. День прибытия в воинское подразделение;
В. День принятия воинской присяги.
20. Окончанием военной службы считается день:
А. В который истек срок военной службы;
Б. Подписания приказа об увольнении со срочной военной службы;
В. Передачи личного оружия другому военнослужащему.
11 класс
III. Воинская обязанность.
1.Дополни предложение.
Воинская обязанность-это…
а. особый вид государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых силах и других войсках;
б. установленный государством воинский долг по военной защите своей страны;
в. установленный государством почётный долг граждан с оружием в руках защищать своё Отечество, нести службу в рядах, Вооружённых сил, проходить вневоинскую подготовку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности.
2.Что предусматривает воинская обязанность граждан в период мобилизации, военного положения и в военное время?
а. отсрочку от военной службы;
б. призыв на военную службу;
в. прохождение военной службы;
г. военное обучение;
д. призыв на военные сборы и их прохождение.
3.Какаие санкции принимаются в отношении гражданина, на являющегося по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины?
а. моральная и материальная ответственность;
б. дисциплинарная ответственность в соответствии с законодательством РФ;
в. административная ответственность в соответствии с законодательством РФ;
г. уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
4.Что предусматривает обязательная подготовка к военной службе?
а. подготовку по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях и учебных пунктах органов местного самоуправления,
б. участие в военно-патриотической работе и подготовку в военно-патриотических объединениях;
в. членство в какой либо организации, имеющей военную направленность;
г. овладение одной или несколькими военно-учётными специальностями;
д. прохождение медицинского освидетельствования.
5.Какая может быть вынесена оценка по результатам профессионального психологического отбора о пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности?
а. рекомендуется вне очереди - высшая категория профессиональной пригодности;
б. рекомендуется в первую очередь – первая категория профессиональной пригодности;
в. рекомендуется – вторая категория профессиональной пригодности;
г. рекомендуется условно – третья категория профессиональной пригодности;
д. не рекомендуется – четвёртая категория профессиональной пригодности.
6.Что рекомендуется делать гражданам в рамках добровольной подготовки к военной службе?
а. ежедневно выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики4
б. заниматься военно-прикладными видами спорта;
в. обучаться по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в ВУЗах.
г. обучаться в соответствии с дополнительными образовательными программами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...