Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс)
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 10 классов», под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2018 год, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объёмом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_rabochaya_programma_po_obzh_10_klass_2022-2023.docx | 118.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 классы
На 2022 – 2023 учебный год
Учитель: Подлесный Анатолий Петрович
Год реализации программы : 2022/2023 учебный год
Класс: 10
Общее количество часов по плану: 34 час
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 10 классов», под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2007 год, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объёмом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану
«____» ________________ 20 __ г.
__________________________________
(подпись)
г. Улан-Удэ
2019
Пояснительная записка
Программа предназначена для углубленного изучения учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребности в повышении безопасности жизнедеятельности, для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Занятия по «Основам безопасности жизнедеятельности» в 10 классе проводятся по комплексной программе под редакцией А.Т. Смирнова. В основу занятий в соответствии с этой программой положен учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы Смирнов А.Т., Хренников Б.О., М.: изд. Просвещение, 2009. В учебно-методический комплект входят: Методическое пособие по ОБЖ в 5-11 классах авторы: А.Т Смирнов., Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев М.: Просвещение, 2009; Дидактические материалы по ОБЖ в 5-11 классах, авторы Васнев В.А., Дурнев Р.А. М.: Просвещение, 2009. Рекомендации по организации и проведению учебных сборов в 10х классах, авторы Смирнов А.Т., Хренников Б.О. В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования
Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное и четкое представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности общества и государства от внешних и внутренних угроз России в области безопасности жизнедеятельности. Реализация поможет определить направления деятельности учащегося в направлении подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессии и повседневной жизни, исходя из его возможностей и потребностей.
Рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и общего образования»
2. Положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года ( Указ Президента России от 12 мая 2009г. № 537).
3. Концепции Федеральной подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2009г. №134-Р)
4. Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В. Издательство: Просвещение, 2014 г)
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011г. № 2885 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год».
6. Учебного плана
7. Закона об образовании
8. ООП МАОУ СОШ №35
9. Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №35
Цель и задачи учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Основной целью ОБЖ на ступени основного общего образования является формирование личности «безопасного типа» и культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.
Основными задачами ОБЖ на ступени основного общего образования являются освоение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков для осознания и содействия в обеспечении:
• личной безопасности при опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного характера;
• безопасности общества от воздействия негативных факторов социально-криминогенного характера;
• безопасности на государственном уровне по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, внешних и внутренних угроз, экстремизма и терроризма.
Общая характеристика учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Предмет ОБЖ на ступени основного общего образования нацелен на формирование у обучающихся:
• культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, исключающего употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• понимания роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимания необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
• антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знаний основных факторов проявления опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства, и умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, быть готовым проявить предосторожность в ситуациях неопределенности;
• знаний и умений применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умения оказывать первую помощь пострадавшим;
• умения принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• основ проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.
Учебные модули | |||||
Модуль-1 | Модуль-2 | Модуль-3 | |||
Основы безопасности личности, общества и государства. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | Обеспечение военной безопасности государства. | |||
Разделы | |||||
1 | Основы комплексной безопасности | 4 | Основы здорового образа жизни | 5 | Основы обороны государства |
2 | Защита населения РФ от ЧС природного и техногенного характера | 6 | Основы военной службы ( в т.ч. учебные сборы) | ||
3 | Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ |
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Основу содержания данного раздела составляет характеристика терроризма и экстремизма, формирование у учащихся антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта. Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 10 классах.
Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:
- Последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Сформировать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях.
- Уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности.
- Сформировать морально-психологические и физические качества и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
- Более подробно ознакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
- Повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности.
- Эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся целостной картины окружающего мира.
- Обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на третьей ступени образования.
- Более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам.
- Более эффективно организовывать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
– обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;
– государственная система обеспечения безопасности населения;
– основы обороны государства и воинская обязанность.
Итоговый и промежуточный (в конце I полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Реализация задач ОБЖ в рамках внеурочной деятельности организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственного, физкультурно-спортивного и оздоровительного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного) в таких формах, как:
• участие в соревнованиях по спортивному туризму, по военно-прикладным и другим видам спорта, а также мероприятиях, проводимых в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы и военно-спортивной игре «Зарница»
• участие в научно-практических конференциях, олимпиадах по ОБЖ, научных исследованиях в области безопасности жизнедеятельности, школьных научных обществах
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия обучающихся:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия обучающихся:
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) навыки смыслового чтения;
Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся:
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения «Основы безопасности жизнедеятельности» в составе предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Планируемые результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности
Обеспечение безопасности в обществе
Выпускник научится:
- разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания;
- анализировать и характеризовать причины и последствия загрязнения окружающей природной среды;
- анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации;
- описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации;
- объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства;
- моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
- прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Выпускник научится:
- классифицировать и описывать потенциально опасные объекты экономики, расположенные в районе проживания;
- классифицировать и описывать чрезвычайные ситуации техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
- анализировать и характеризовать причины и последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- разрабатывать план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
- руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
- характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
- анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
- описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ.
Выпускник получит возможность научиться:
- формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Первая помощь
Выпускник научится:
- характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
- классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье;
- характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
- систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества;
- формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, составляющих.
- использовать знания о здоровом образе жизни для выработки осознанного негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
∙ основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
∙ потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
∙ основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
∙ основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
∙ порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
∙ состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
∙ основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
∙ основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
∙ требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
∙ предназначение, структуру и задачи РСЧС;
∙ предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
∙ владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
∙ пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
∙ оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
∙ для ведения здорового образа жизни;
∙ оказания первой медицинской помощи;
∙ развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
∙ вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
Тематическое планирование
10 класс
№ урока | Тема | Основной материал | Кол-во часов |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства | |||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности | |||
Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни ( 3 ч) | |||
1. | Автономное пребывание человека в природной среде. Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде. | Возможные причины попадания человека в условия автономного существования, меры профилактики. Первоочередные действия потерпевших бедствие. Отработка правил ориентирования, движения по азимуту, обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня. Практическая работа №1. | 1 |
2. | Обеспечение личной безопасности на дорогах. | Основные причины ДТП. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах. | 1 |
3. | Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. | Обсуждение возможных ситуаций на улице, в общественных местах, на массовом мероприятии, в транспорте, подъезде дома, лифте. Практическая работа №2. | 1 |
Глава 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайной ситуации (2 ч) | |||
4. | Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера | Правила поведения во время землетрясения, сходе оползней, селей, обвалов, лавин, при возникновении ураганов, бурь, смерчей, при наводнении и природных пожарах. Отработка практических навыков безопасного поведения. Практическая работа №3. | 1 |
5. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера. | Правила поведения при пожарах и взрывах, при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ, при гидродинамических и транспортных авариях. Отработка практических навыков безопасного поведения. Практическая работа №4. | 1 |
Глава 3. Современный комплекс проблем безопасности военного характера (2 ч) | |||
6. | Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона. Стратегия национальной безопасности до 2020г. | Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства. | 1 |
7. | Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Основные направления модернизации ВС РФ | Вооруженный конфликт, военный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война | 1 |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | |||
Глава 4. Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (2 ч) | |||
8. | Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Конституция РФ- основной закон Федерации | Конституция РФ, ФЗ «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от ЧС», «О пожарной безопасности», «О ГО», «О безопасности дорожного движения», «О противодействию терроризму» и др. Краткое содержание, права и обязанности граждан. | 1 |
9. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи. Основные права и обязанности граждан РФ по защите от ЧС природного и техногенного характера | История создания РСЧС, предназначение, стр-ра, цели и задачи, органы управления. Силы и средства РСЧС. | 1 |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму | |||
Глава 5. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные ситуации для общества и государства ( 2 ч) | |||
10. | Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния. | Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Пути распространения экстремистских идей. | 1 |
11. | Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности | Законы и акты, направленные на защиту от экстремизма и терроризма | 1 |
Глава 6. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации ( 2 ч) | |||
12. | Положения Конституции РФ, Концепции противодействия терроризму в РФ, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности» | Законы и акты, направленные на защиту от экстремизма и терроризма | 1 |
13. | Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ | Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года | 1 |
Глава 7. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму ( 2 ч) | |||
14. | Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения | Значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения. | 1 |
15. | Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления. Профилактика террористической деятельности | Культура безопасности жизнедеятельности как условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления. | 1 |
Глава 8. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности и экстремистской деятельности ( 1 ч) | |||
16. | Уголовная ответственность за террористическую и ответственность за осуществление экстремистской деятельности | Основные статьи Уголовного кодекса и виды наказаний для террористов, экстремистов | 1 |
Глава 9. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта ( 1 ч) | |||
17. | Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта | Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения, если подвергались нападению с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами. Обеспечение безопасности при перестрелке. О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону. | 1 |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |||
Раздел 4. Основы здорового образа жизни | |||
Глава 10. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний ( 2 ч) | |||
18. | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности | Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества | 1 |
19. | Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике | 1 |
Глава 11. Здоровый образ жизни и его составляющие ( 3 ч) | |||
20 | Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека | Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности личности. Рациональное питание, режим труда и отдыха. Двигательная активность, физическая культура и закаливание. Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности | 1 |
21 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности, необходимость выработки привычки к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности, долголетия. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. | 1 |
22 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек | Табакокурение и его влияние на организм курящего и окружающих людей. Алкоголь и репродуктивная функция. Профилактика разрушающего влияния алкоголя, наркомании и токсикомании. | 1 |
| |||
Раздел 6. Основы обороны государства | |||
Глава 12. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны ( 5 ч) | |||
23 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | История создания, предназначение и задачи ГО. Организация ГО на территории РФ, силы и средства ГО. | 1 |
24 | Основные виды оружия и их поражающие факторы. Виды оружия на новых физических принципах | Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения. | 1 |
25. | Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Система оповещения, способы оповещения. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!», действия населения по сигналам оповещения. Защитные сооружения ГО, предназначение и виды. Правила поведения в защитных сооружениях. | 1 |
26. | Средства индивидуальной защиты. Что входит в аптечку индивидуальную | Средства защиты органов дыхания, кожи, правила их использования. Медицинские средства защиты. Практическая работа №7. | 1 |
27. | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении. | Предназначение и содержание работ. Организация санитарной обработки населения после пребывания их в зоне заражения. Задачи обучения в области ГО, формы обучения. План ГО. Практическая работа №8. | 1 |
Глава 13. Вооруженные Силы Российской Федерации - защита нашего Отечества (2 ч) | |||
28. | История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Памяти поколений – дни воинской славы России. | Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, создание регулярной армии. Военные реформы во 2 половине XIXв., создание массовой армии. Дни воинской славы России – дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории гос-ва. Формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях. | 1 |
29. | Состав Вооруженных Сил РФ. Руководство и управление ВС РФ | Виды и рода войск, история их создания. Предназначение различных родов войск. Сухопутные, ВВС, ВМФ, РВСН, ВДВ, космические войска. | 1 |
Глава 14. Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации ( 4 ч) | |||
30. | Виды и рода войск ВС РФ. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ. | Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск. | 1 |
31. | Виды и рода войск ВС РФ. Военно-космические Силы. Военно-морской флот. Вооружение и военная техника ВКС и ВМФ | Военно-космические Силы (ВКС), их состав и предназначение. Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника. | 1 |
32. | Виды и рода войск ВС РФ. Ракетные войска стратегического назначения. Вооружение и военная техника РВСН. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение | Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника. | 1 |
33. | Виды и рода войск ВС РФ. Другие войска и воинские формирования и органы, привлекаемые к обороне страны. | Другие войска и воинские формирования и органы, привлекаемые к обороне страны. Пограничные органы ФСБ, внутренние войска МВД, войска гражданской обороны МЧС России. | 1 |
Глава 15 Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации ( 1 ч) | |||
34. | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений | Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма. Понятие о боевых традициях, героизме, мужестве, воинской доблести и чести. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни. | 1 |
Основы военной службы
(практические занятия на базе военной части во внеурочное время)*( 40 ч)
1 день сборов | Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках ( 1 ч) | ||
Размещение и быт военнослужащих ( 3 ч) | |||
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда ( 4 ч) | |||
2 день сборов | Организация караульной службы, обязанности часового( 4 ч) | ||
Строевая подготовка ( 4 ч) | |||
3 день сборов | Огневая подготовка (8 ч) | ||
4 день сборов | Огневая подготовка (6 ч) | ||
Тактическая подготовка ( 2 ч) | |||
5 день сборов | Тактическая подготовка ( 3 ч) | ||
Физическая подготовка ( 5 ч) | |||
Всего 40 часов | |||
ИТОГО 34 ч + 40 ч = 74 часов |
ТЕСТ по ОБЖ 10 класс Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
1. РСЧС создана с целью:
а) прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) объединения усилий органов центральной власти, органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) обеспечения первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.
2. РСЧС состоит из:
а) территориальных;
б) функциональных;
в) ведомственных подсистем.
Найдите допущенную ошибку.
3. Территориальные подсистемы РСЧС создаются:
а) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и районах;
б) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в поселках и населенных пунктах;
в) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах;
г) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
4. РСЧС имеет пять уровней. Назовите их:
а) объектовый;
б) производственный;
в) местный;
г) поселковый;
д) районный;
е) территориальный;
ж) региональный;
з) республиканский;
и) федеральный.
5. Каждый уровень РСЧС имеет:
а) координирующие органы;
б) постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) органы повседневного управления;
г) силы и средства;
д) силы оперативной готовности;
е) финансовые и материальные резервы;
ж) системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Найдите допущенную ошибку.
6. Координирующим органом РСЧС на территориальном уровне, охватывающим территорию субъекта Российской Федерации, является комиссия по чрезвычайным ситуациям:
а) межведомственная;
б) ведомственная;
в) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
7. Комиссия по чрезвычайным ситуациям органа местного самоуправления является координирующим органом РСЧС на:
а) региональном уровне;
б) федеральном уровне;
в) объектовом уровне;
г) местном уровне;
д) территориальном уровне.
8. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
а) повседневной деятельности;
б) прогнозирования обстановки;
в) повышенной готовности;
г) чрезвычайной ситуации;
д) оперативного реагирования.
Из приведенных режимов выберете те, которые не относятся к режимам функционирования РСЧС.
Тесты 10 класс Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
1. Что нельзя делать в лесу в пожароопасный сезон? :
1. Бросать горящие спички и окурки
2.Использовать автомашины и мотоциклы с неисправной системой питания двигателя горючим
3. Разводить костры
2. Что необходимо прежде всего сделать, прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом химически опасных веществ? :
1. помочь эвакуируемым разместиться на сборном эвакопункте, пройти на пункт питания, исключить какие-либо физические нагрузки и лечь отдыхать
2. снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза и прополоскать рот
3.немедленно зарегистрироваться, после регистрации надеть одежду, вытереть ботинки, пройти в здание и умыться
3. Что надо делать если ураган (буря) застал вас в каком-нибудь здании? :
1.Выбрать наиболее безопасное место — подальше от окон, у капитальной стены на первом этаже. Разлетающиеся осколки оконных стекол могут стать причиной тяжелых ранений
2. Быстрее добраться домой
3. Позвонить родителям
4. Какие основные признаки наличия взрывных устройств? :
1. Присутствие проводов, небольшой антенны, изоленты, скотча на машине или каком-либо хозяйственном предмете (сумке, чемодане, коробке и т.д.)
2. Бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, мешки, ящики, коробки
3. Присутствие шума внутри обнаруженного предмета (тикание часов, щелчки или какие-либо другие звуки)
5. Что надо делать в случае технической аварии - затопления жилища? :
1. Позвонить родителям на работу
2. Перекрыть водопровод
3. Сообщить о случившемся соседям
6. Что надо делать в случае пожара в общественном транспорте?:
1. Сообщить по телефону 01 о возгорании транспорта
2. Сообщить о появлении дыма огня водителю
3. Если существует угроза для твоей жизни, постараться покинуть транспортное средство
7. Как себя вести при захвате самолета, автобуса, поезда террористами?:
Выполнять требования террористов, не создавайте конфликтных ситуаций
Спрашивать разрешения на все действия
При штурме самолета группой захвата лечь на пол и не подниматься до конца операции
8. Какие первоочередные меры надо предпринять при возникновении пожаров? :
1. Предпринять попытку его тушения
2. Сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, назвав точный адрес, свою фамилию. По возможности организовать встречу прибывших подразделений
3. Если в общественном здании прозвучал сигнал тревоги, немедленно покинуть помещение согласно плану эвакуации
9. Какова последовательность действий в случае оповещения об аварии с выбросом опасных химических веществ? :
1. Включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии
2. Включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии
3. Надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии
10. Что надо учитывать при выборе места для стоянки лагеря? :
1. Защищенность от внезапного подъема воды в реке, схода лавины, камнепада
2. Отсутствие кровососущих насекомых
3. Наличие питьевой воды и топлива для костра в непосредственной близости от лагеря
11. Что надо делать в случаях опасности разрушения здания?:
Спрятаться под кровать, стол, под парту (в школе), закрыв голову руками
Если находишься на первом или втором этаже, выйти на улицу
Если живешь выше второго этажа, устройся у окона, двери, лестницы
12. Что надо взять с собой при получении информации о начале эвакуации? :
1. Пакет с документами и деньгами
2. Постельное белье и туалетные принадлежности комплект верхней одежды и обуви
3. Медицинскую аптечку, трехдневный запас продуктов
13. Что лучше использовать в качестве топлива для костра? :
1. Крупный, нетронутый гнилью валежник (дубовый, березовый)
2. Ветки, лежащие на земле
3. Свежую хвою
14. Что является источником естественной радиации?:
1. залежи урановых руд
2. ртуть
3. солнечное излучение
10 класс
I. Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.
1.Дополни предложение.
Выживание человека – это…
а. активное существование в среде себе подобных;
б. способ существования белковых тел;
в. активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях;
г. Активная деятельность, направленная на улучшение качества жизни и здоровья человека в повседневных условиях.
2.Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в первую очередь?
а. не следует что-либо предпринимать до приезда спасателей;
б. перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
в. покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;
г. Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.
3.При каких условиях принимается решение остаться на месте аварии?
а. местонахождение ближайшего населённого пункта примерно известно, расстояние до него не далеко.
б. место происшествия не определено, местность неизвестная и малопроходимая.
в. сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
г. Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм;
д. нет связи только в течении трёх суток.
4.При каких условиях принимается решение об уходе с места аварии?
а. когда точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него не велико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;
б. когда примерно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него точно не определено и состояние здоровья большинства людей позволяет преодолеть небольшое расстояние;
в. когда возникла непосредственная угроза жизни (лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение);
г. Когда люди не обнаружены спасателями на данном месте из-за густой растительности; в течении трёх суток нет связи;
д. когда авария произошла на малознакомой и труднопроходимой местности.
5.Какие известны основные способы ориентирования на местности?
а. по памяти;
б. по растениям;
в. по небесным светилам;
г. По компасу;
д. по местным признакам.
6.Какие факторы необходимо учесть при оборудовании временного жилища (укрытия)?
а. наличие по близости населённого пункта, где можно взять материалы и инструменты;
б. температуру воздуха и насекомых;
в. наличие материалов, необходимых для строительства укрытия, и продолжительность предполагаемой стоянки;
г. количество и физическое состояние потерпевших бедствие.
7.Какие известны основные виды костров?
а. опознавательные;
б. сигнальные;
в. пламенные и простейшие очаги;
г. жаровые.
8.Для чего предназначается опознавательный костёр?
а. такого не существует;
б. для опознавания людей;
в. для подачи сигналов;
г. для обозначения границ лагеря.
9.Для чего предназначается сигнальный костёр?
а. такого не существует;
б. для обеспечения своего местонахождения;
в. для опознавания людей;
г. для подачи сигналов внутри лагеря.
10.Для чего предназначается пламенный костёр?
а. такого не существует;
б. для приготовления пищи;
в. для просушки вещей;
г. для освещения поляны лагеря;
д. для подачи сигналов.
11.Для чего предназначается простейший очаг?
а. для приготовления большого количество пищи;
б. для приготовления пищи;
в. для просушки вещей;
г. для согревания людей, если они ночуют около костра.
12.Для чего предназначается жаровой костёр?
а. для оповещения и обогрева лагеря;
б. для приготовления большого количества пищи;
в. для просушки вещей;
г. для согревания людей, если они ночуют у костра.
13.Что может послужить основными источниками пищи в условиях автономного выживания?
а. насекомые и их личинки;
б. дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы;
в. пища животного происхождения;
г. крупные волосатые гусеницы и черви.
10 класс
II. Правила безопасного поведения в ситуациях криминального характера.
1.Как следует себя вести, если есть с собой крупная сумма денег?
а. деньги окружающим надо показывать только при необходимости;
б. не считать деньги на виду у всех;
в. избегать мест большого скопления народа;
г. держаться подальше от рынков и любой толпы;
д. лучше держать деньги в наружных карманах, оттуда их легче достать при совершении покупки.
2.Как необходимо вести себя, если возникла необходимость выйти из дома в тёмное время суток?
а. двигаться по кратчайшему маршруту, чтобы быстрее преодолеть плохо освещённые и малолюдные места;
б. стараться избегать малолюдных и плохо освещённых мест;
в. на улицах держаться подальше от стен домов и подворотен;
г. держаться поближе к стенам домов.
3.Как следует отнестись к предложению незнакомого водителя подвести на машине?
а. согласиться и сесть в машину;
б. посоветоваться с друзьями;
в. согласиться, если водитель внушает доверие;
г. не принимать предложение.
4.Как следует вести себя, если показалось, что кто-то преследует?
а. остановиться и выяснить, что надо преследователю;
б. следует менять темп ходьбы;
в. перейти несколько раз на противоположную сторону улицы;
г. бежать к освещённому месту или к людям, которые могут помочь.
5.Где лучше занять место, зайдя в кафе или ресторан?
а. подальше от выхода, спиной к стене;
б. поближе к выходу, спиной к стене;
в. рядом со стойкой;
г. подальше от стойки;
д. в слабо освещённом углу, чтобы не заметили.
6.Как поступить, если необходимо поменять валюту?
а. менять валюту в любом месте по наиболее выгодному курсу;
б. менять валюту только в специально предназначенных для этого местах;
в. действовать по обстоятельствам;
г. посоветоваться с прохожими;
7.Как следует поступить, если предлагают принять участие в азартных играх?
а. согласиться, чтобы увеличить свой капитал;
б. посоветоваться с друзьями;
в. подумать и , если предлагающие вызывают доверие, рискнуть;
г. не следует принимать приглашение.
8.Как необходимо действовать, если подошёл к остановке пустой автобус (троллейбус, трамвай)?
а. не следует садиться;
б. следует сесть на заднее сидение;
в. следует сесть, где понравиться;
г. следует сесть поближе к водителю.
9.Где следует находиться в автобусе, если в нем нет свободных сидячих мест?
а. рядом с подножкой;
б. в проходе у выхода;
в. в центральном проходе;
г. там, где есть место;
10. Как необходимо обходить стоящий трамвай?
а. как удобно пешеходу;
б. сзади, как и автобус;
в. спереди;
г. как большинство других пешеходов;
д. сзади и спереди.
11.Как следует поступить, если посторонние люди предлагают выпить алкогольные напитки, пиво, лимонад?
а. поблагодарить и выпить,
б. поблагодарить и отказаться;
в. посоветоваться с родственниками;
г. выпить, если предлагающие внушают доверие.
12.Как необходимо поступить человеку, если в подъезд вместе с ним доходит незнакомец?
а. не следует обращать на постороннего внимания;
б. пропустить незнакомца вперёд;
в. под любым предлогом задержаться у подъезда;
г. войдя в подъезд побежать наверх.
13.Что необходимо принять человеку, если он всё-таки вошёл в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение?
а. не следует ничего предпринимать, вести себя как обычно;
б. заговорить с незнакомцем;
в. нажать кнопки «диспетчер» и «стоп», завязать разговор с диспетчером и ехать на свой этаж;
г. постоянно наблюдать за действиями незнакомца.
10 класс
III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
1.Какие известны факторы воздействия (риска) на здоровье человека?
а. гомеопатические;
б. физические;
в. химические и биологические;
г. социальные и психические.
2.Какие известны виды микроорганизмов, влияющих на организм человека?
а. сапрофиты;
б. спорофиты;
в. условно патогенные;
г. болезнетворные (патогенные);
д. безусловно патогенные.
3.Каковы внешние признаки большинства инфекционных заболеваний?
а. снижение температуры тела;
б. подъём температуры тела;
в. озноб, разбитость во всём теле;
г. головная боль.
4.Какими путями обычно передаются инфекции?
а. фекально-оральным;
б. фекально-капельным;
в. воздушно-капельным и жидкостным;
г. контактным или контактно-бытовым путём, а также переносчиками зоонозных инфекций.
5.Дополните предложение.
Иммунитет с биологической точки зрения-это…
а. основа хорошего здоровья каждого человека;
б. способ защиты внешнего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;
в. способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;
г. способы защиты организма от живых существ и вредных веществ.
6.Дополните предложение.
Здоровый образ жизни-это…
а. способ существования разумных существ;
б. государственная политика, направленная на формирование у людей правильного поведения;
в. индивидуальная система поведения человека , направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.
7.Перечислите основные составляющие тренированности организма человека?
а. сердечно-дыхательная выносливость;
б. сердечная сила и дыхательная выносливость;
в. мышечная сила и выносливость;
г. скоростные качества и гибкость.
8.Каковы основные признаки отравления человека никотином?
а. покраснение лица, повышение температуры тела;
б. кашель, тошнота;
в. головокружение;
г. горечь во рту.
9.На какие железы внутренней секреции алкоголь оказывает наиболее сильное отрицательное воздействие?
а. на щитовидную;
б. на слюнные и лимфатические;
в. на поджелудочную;
г. на половую.
10.На сколько короче продолжительность жизни алкоголика по сравнению с непьющим человеком?
а. на 5 лет в. на 10 лет
б. на 2 года г. на 15 лет
11.Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при алкогольном отравлении?
а. положить на живот горячую грелку;
б. уложить набок и очистить дыхательные пути, а также промыть желудок;
в. положить на голову холодный компресс и вызвать «скорую помощь;
г. дать понюхать вотку, смоченную нашатырным спиртом;
12.Вчём заключается помощь пострадавшему при наркотическом отравлении?
а. уложить пострадавшего на спину;
б. очистить дыхательные пути пострадавшего;
в. уложить пострадавшего на бок или живот;
г. дать понюхать пострадавшему ватку, смоченную в нашатырном спирте и вызвать «скорую помощь»;
13.Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при отравлении лекарственными препаратами?
а. дать обезболивающие средство;
б. вызвать «скорую помощь»;
в. промыть пострадавшему желудок;
г. дать пострадавшему крепкого чая (кофе) и чёрных сухарей.
10 класс
Темы зачета
Вооруженные силы РФ – защитники нашего Отечества.
Боевые традиции ВС РФ.
Символы воинской чести.
Безопасность дорожного движения.
Основные цели:
- освоение знаний в области обороны государства, основ военной службы;
- освоение знаний в области безопасности дорожного движения.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Знать:
- основные термины и определения;
- историю ВС РФ, их структуру, функции, задачи и роль в системе обеспечения национальной безопасности государства;
- о реформе ВС РФ, о боевых традициях, символах воинской чести;
- правила безопасности дорожного движения.
Уметь:
- перечислять основные положения Военной доктрины РФ, касающиеся обеспечения военной безопасности государства;
- пользоваться правилами безопасности дорожного движения.
№ п/п | Содержание учебного материала | Используемый учебник |
I | Основы обороны государства. ВС РФ – защитники нашего Отечества.
| Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. 10 класс. М., 2010. Параграфы 5.1-5.4 |
II | Боевые традиции ВС РФ.
Памяти поколений – Дни воинской славы России. | Параграфы 6.1-6.3 |
III | Символы воинской чести.
| Параграфы 7.1-7.2. |
IV | Безопасность дорожного движения
| Параграфы 9.1-9.3 |
Вопросы для самоконтроля
- Назовите этапы развития ВС в нашей стране.
- Какова организационная структура в ВС РФ?
- Охарактеризуйте реформу ВС РФ.
- Что такое «другие войска»? Каковы их состав и назначение?
- Назовите основные понятия и определения «патриотизма», «российского гражданина» и «воина».
- Что такое «Дни воинской славы России», и каким законом они определены?
- Каково значение воинского товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений?
- В чем предназначение и роль воинского знамени?
- Назовите основные государственные награды РФ. За какие заслуги награждаются граждане России?
- Каковы пути разрешения конфликтных ситуаций на дороге «Пешеход – транспортное средство»?
- В чем сходства и разница водителей мужчин и водителей-женщин?
- Каковы меры административного воздействия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения?
ТЕСТ
1. Вооруженные силы – это
А. вооруженная организация государства, одно из важнейших орудий политической власти
Б. составная часть государства, защищающая его рубежи от нападения противника, владеющая современной военной техникой и вооружением
В. вооруженная система государства, обеспечивающая защиту его интересов, и находящаяся в постоянной боеготовности для отпора возможной агрессии со стороны другого государства
2. К видам ВС РФ относятся
А. ракетные войска стратегического назначения, артиллерийский войска, войска ПВО, мотострелковые войска
Б. сухопутные войска, ВВС, ВМФ
В. сухопутные войска, ВДВ, танковые войска.
3. Основы боевой мощи ВВС составляют
А. истребительная и бомбардировочная авиация
Б. сверхзвуковые всепогодные самолеты, оснащенные разнообразным бомбардировочным, ракетным и стрелково-пушечным вооружением
В. личный состав ВВС, ВДВ, самолеты различных модификаций.
4. В организационном отношении ВМФ России включает
А. Северный, Тихоокеанский, Черноморский, Балтийский флоты, Каспийскую флотилию и военно-морскую базу в Санкт-Петербурге
Б. Черноморский, Балтийский, Дальневосточный, Каспийский флоты, военно-морские базы в Санкт-Петербурге и Мурманске.
5. Тыл вооруженных сил – это
А. силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время
Б. вид войск, осуществляющих техническое обеспечение и вещевое снабжение армии и флота в военное время
В. род войск, осуществляющий обеспечение армии и флота военной техникой и вооружением в мирное время.
6. Специальные войска предназначены для
А. выполнения стратегических задач по разгрому противника на его территории
Б. выполнения задач по обеспечению боевой и повседневной деятельности ВС
В. выполнения первоочередных боевых задач при обороне или наступлении.
7. Под обороной государства понимается
А. вооруженная система государства, обеспечивающая защиту его интересов от агрессии со стороны другого государства
Б. система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ.
8. Какие из приведенных ниже войск не входят в состав ВС РФ.
А. пограничные войска, войска ГО, ЖД войска, войска федерального агентства правительственной связи и информации
Б. инженерные войска, войска связи, войска радиационной, химической и биологической защиты
В. автомобильные, дорожные, железнодорожные, трубопроводные, радиотехнические и топографические спец.войска.
9. Боевые традиции – это
А. правила и требования к несению военной службы и выполнению боевых задач
Б. исторически сложившиеся в армии и на флоте, и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с образцовым выполнением боевых задач и несением воинской службы.
В. специальные нормы, предъявляемые к психологическим и нравственным качествам военнослужащих в период прохождения военной службы.
10. Особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части, а также указывающий на ее принадлежность к ВС РФ – это
А. специальная грамота командования о присвоении воинской части гвардейского звания
Б. государственная награда воинской части за боевые заслуги
В. Боевое Знамя воинской части.
11. Почетные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги – это
А. ордена и медали
Б. личное боевое оружие
В. Боевое Знамя воинской части.
12. Медали как государственные награды впервые были учреждены
А. после окончания Крымской войны в 1856 г.
Б. в начале XVIII в. при Петре I
В. в период создания советских вооруженных сил после февраля 1918 г.
13. Герою Российской Федерации вручается
А. медаль Золотая Звезда и Орден Мужества
Б. медаль Золотая Звезда, Орден Почета и грамота о присвоении звания Героя РФ
В. медаль Золотая Звезда, грамота о присвоении звания Героя РФ.
14. Парад отдания воинской чести, производство салютов относятся к воинскому ритуалу
А. повседневной деятельности
Б. учебно-боевой деятельности
В. боевой деятельности.
15. Что может хранить в прикроватной тумбочке военнослужащий
А. туалетные бритвенные принадлежности, носовые платки, подворотнички, принадлежности для чистки одежды и обуви, книги, уставы, фотоальбомы, тетради и др. письменные принадлежности и мелкие предметы личного пользования.
Б. туалетные бритвенные принадлежности, принадлежности для чистки одежды и обуви, уставы, тетради, запасной комплект обмундирования и др. предметы личного пользования
В. туалетные бритвенные принадлежности, носовые платки, запасной комплект пастельного белья, сапожные и одежные щетки, книги, фотоальбомы, другие письменные принадлежности, набор продуктов питания на сутки.
16. Каким образом должно храниться стрелковое оружие и боеприпасы в воинском подразделении
А. стрелковое оружие – в пирамидах, пистолеты и боеприпасы – в металлических шкафах или ящиках, закрывающихся на замок
Б. стрелковое оружие – в деревянных шкафах, боеприпасы и пистолеты – в несгораемых сейфах
В. стрелковое оружие в металлических пирамидах, пистолеты и боеприпасы – в деревянных ящиках и шкафах, закрывающихся на замок.
17. Сколько времени для сна должно быть предусмотрено в распорядке дня воинской части
А. 8 часов
Б. 7 часов
В. не более 8 часов.
18. Промежутки между приемами пищи военнослужащими в соответствии с распорядком дня не должны превышать
А. 7 часов
Б. 8 часов
В. 6 часов.
19. В современном бою в пешем порядке в зависимости от местности и огня противника солдат может передвигаться
А. ускоренным шагом, бегом, перебежками
Б. обычным шагом, медленным бегом, на четвереньках и переползанием
В. чередуя ходьбу с бегом, переползанием перекатами.
20. Дорожные знаки
А. предупреждающие
Б. приоритета
В. запрещающие
Г. предписывающие
В. информационно-указательные
Д. информационные.
Что лишнее?
21. Меры ответственности за нарушения правил дорожного движения
А. административная ответственность
Б. уголовная ответственность
В. гражданская ответственность
Г. материальная ответственность.
Что лишнее?
22. Меры административной ответственности предусматривают наказания
А. предупреждения
Б. штраф
В. лишение права на управление транспортным средством
Г. нарекание
Что лишнее?
23. Дорожно-транспортное происшествие
А. столкновение
Б. опрокидывание
В. наезд на неподвижные предметы.
Г. наезд на людей
Д. выпадение из транспортного средства
Г. разбрызгивание лужи.
Что лишнее?
24. Если на шоссе обозначено три дорожные полосы, отделенные продольными прерывающимися чертами, то следует ехать
А. по правой или средней полосе, по собственному усмотрению
Б. по средней полосе
В. по правой дорожной полосе на расстоянии одного метра от края проезжей части.
25. После приема двухсот граммов водки за руль садиться можно не ранее, чем через
А.10 часов
Б. 5 часов
В. 15 часов
Г. 24 часа.
АКР по ОБЖ для 10 класса 2019 учебный год Вариант 1
1. | Где должны двигаться пешеходы? 1) по тротуарам, велосипедным дорожкам; 2) по тротуарам,или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам; 3) по тротуарам,или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по краю проезжей части; 4) пешеходы могут двигаться там, где удобно, не мешая транспортным средствам. |
2. | Как необходимо поступить человеку, если в подъезд вместе с ним заходит незнакомец?
|
3. | Каким из нижеперечисленных правил рекомендуется воспользоваться при возвращении домой в вечернее время с тренировки или дополнительных занятий?
|
4. | Что запрещается делать при разведении костра? 1) использовать для разведения костра сухостой; 2) разводить костер на торфяных болотах; 3) использовать для разведения костра сухую траву; 4) оставлять дежурить у костра менее 3-х человек. |
5. | Что не запрещается пассажирам?
|
6. | Вы заметили, что напротив вашего дома группа подростков громко шумят, совершают хулиганские действия. Как вы намерены поступить из предложенных вариантов ответа?
|
7 | Выберите самый надежный способ обеззараживания воды в полевых условиях: 1) очистка через фильтр из песка и материи; 2) очистка через фильтр из песка, ваты и материи; 3) кипячение воды; 4) добавление в воду марганцовки. |
8. | Как нужно себя вести, если вы оказались заложником?
|
9. | Вы находитесь дома один. Вдруг задрожали стекла и люстры, с полок начали падать посуда и книги. Вы срочно:
|
10. | Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения: А. «Тревога!»; Б. «Внимание! Опасность!»; В. «Внимание всем!»; Г. «Химическая (радиационная) опасность!» |
11. | Если землетрясение застало человека дома, то ему необходимо: а) срочно покинуть здание, используя лифт; б) быстро выйти на балкон; в) подойти к окну и посмотреть, что происходит на улице; г) укрыться в безопасном месте. |
12. | Дать развернутый ответ: Как действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии |
13 | Дать развернутый ответ: Основные внешние военные опасности РФ в современном мире |
Ответы на 1 вариант
Вопрос | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | Вопрос 6 | Вопрос 7 | Вопрос 8 |
Ответ | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 |
Вопрос | Вопрос 9 | Вопрос 10 | Вопрос 11 | Вопрос 12 | Вопрос 13 | Вопрос 14 | Вопрос 15 | Вопрос |
Ответ | 2 | В | Г |
АКР по ОБЖ для 10 класса 2019 учебный год Вариант 2
1. | Как должны двигаться пешеходы по краю проезжей части загородной дороги? 1) не имеет значения, как следовать; 2) должны следовать по ходу движения транспортных средств; 3) выбирать место движения в зависимости от наличия на проезжей части транспотных средств; 4) должны идти навстречу движению транспортных средств. |
2. | Где рекомендуется расположиться в салоне общественного транспорта, если в нем нет свободных мест для сидения? А. занять свободное место на передней площадке транспортного средства; Б. нужно постараться встать в центре прохода, держась руками за поручень или специальные подвески; В. расположиться на задней площадке транспортного средства; Г. не имеет значения, где будет находиться пассажир при отсутствии мест для сидения. |
3. | Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех, шум и понимает, что этажом выше на лестничной площадке находится компания молодежи. Выберите из предлагаемых вариантов действий тот, который могли бы посоветовать девушке: А. спокойно подниматься домой, но при этом проявлять осторожность; Б. ждать, пока они уйдут; В. дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры, либо позвонить родителям, чтобы встретили; Г. дойти до молодежной компании, может среди них окажутся знакомые юноши или девушки, завести с ними непринужденный разговор. |
4. | Передвигаясь по засушливой местности, вы очень хотите пить. У вас полная фляга воды. Как следует поступить? 1) пить часто, но по одному глотку; 2) беречь воду и пить по одной чашке в день; 3) пить только при сильной жажде, промочить рот и выпить один – два глотка; 4) утолить жажду, выпив половину имеющейся воды. |
5. | С какой скоростью разрешается движение транспотных средств в населенных пунктах, в жилых зонах и на дворовых территориях? А. в населенных пунктах не более 40 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 30 км/ч; Б. в населенных пунктах не более 50 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 10 км/ч; В. в населенных пунктах не более 50 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 15 км/ч; Г. в населенных пунктах не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч. |
6. | Что нужно сделать в первую очередь при нахождении в местах массового скопления людей, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации не попасть в толпу? А. вести себя как обычно, быть ближе к тем, с кем общаешься; Б. не проявлять излишней тревоги и беспокойства; В. приготовить мобильный телефон; Г. заранее наметить пути возможного отхода. |
7 | Если Вы обнаружили подозрительный предмет в общественном транспорте - не оставляйте этот факт без внимания! Что надлежит предпринять в данном случае? А. опросить людей находящихся рядом, постараться установить принадлежность предмета (сумки и т.д.) или кто мог его оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщить о находке водителю (машинисту и т.д.); Б. не обращать внимания на неизвестную сумку или чемодан; В. переложить сумку в более безопасное место в общественном транспорте (например, под сиденье кресла, где нет пассажиров); Г. осторожно осмотреть содержимое сумки, может быть там найдутся документы владельца сумки. |
8. | Как действовать при захвате автобуса (троллейбуса, трамвая) террористами? А. не привлекайте к себе их внимание. Осмотрите салон, отметьте места возможного укрытия в случае стрельбы. Успокойтесь, попытайтесь отвлечься от происходящего, читайте, разгадывайте кроссворды; Б. если спецслужбы предпримут попытку штурма, постарайтесь как можно быстрее покинуть салон и бежать в сторону представителей специальных подразделений; В. после освобождения немедленно покиньте автобус (троллейбус, трамвай), т.к. не исключена возможность предварительного его минирования террористами и взрыва (возгорания); Г. снимите ювелирные украшения, не смотрите в глаза террористам, не передвигайтесь по салону и не открывайте сумки без их разрешения. Не реагируйте на их провокационное или вызывающее поведение. Женщинам в мини-юбках желательно прикрыть ноги. |
9 | Как следует выходить из зоны лесного пожара?: А. навстречу ветру, используя для этого просеки, дороги; Б. перпендикулярно направлению ветра, используя для этого открытые пространства; В. если загорелась одежда, то нужно бегом покинуть опасную зону по направлению ветра; Г. если вы в составе группы, то нужно разделиться и по одному выходить навстречу ветру. |
10. | Вы пришли домой и заметили, что входная дверь распахнута, замок на входной двери сломан. На ваш вопрос «Есть кто дома?» ответа нет. Как вы поступите? А. войдёте в квартиру, осмотрите все комнаты и позвоните родителям; Б. войдете в квартиру, осмотрите ее и установите, какие вещи исчезли, о чем сообщите в полицию; В. не будете входить в квартиру, а вызовете полицию по телефону от соседей или по мобильному телефону, попросите соседей побыть вместе с вами; В. войдете в квартиру и сразу позвоните в полицию по телефону «02». |
11 | Если землетрясение застало на улице, необходимо: ( 3 ответа ) а) укрыться около высокого здания; б) при необходимости передвигаться, укрываясь у стен зданий; в) выйти на открытое место; г) при необходимости передвигаться в удалении от зданий; д) не подходить к полуразрушенным зданиям; е) укрыться у полуразрушенного здания |
12 | Дать развернутый ответ: Как действовать при химической аварии |
13. | Дать развернутый ответ: Основные военные угрозы РФ в современных условиях |
Ответы на 1 вариант
Вопрос | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | Вопрос 6 | Вопрос 7 | Вопрос 8 |
Ответ | 4 | В | В | 3 | Г | Г | А | В |
Вопрос | Вопрос 9 | Вопрос 10 | Вопрос 11 | Вопрос 12 | Вопрос 13 | Вопрос 14 | Вопрос 15 | Вопрос |
Ответ | А | 3 | в; г; д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...