Рабочая программа по ОДНКНР. 5 класс.
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по ОДНКНР (учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков) разработана на основе ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnknr.docx | 46.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в общеобразовательных организациях регулируется рядом нормативных документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года:
(http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/);
статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации»;
статья 8, п.10 и статья 18, п.4 (об организации обучения в соответствии с перечнем учебников, рекомендованных к использованию);
статья 28, п.2 («Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам")
2. ФГОС НОО (standart.edu.ru);
3. ФГОС основного общего образования (standart.edu.ru);
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (standart.edu.ru);
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (standart.edu.ru);
6. Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253 (с изменениями от 08.06.15) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (http://минобрнауки.рф/новости/4136);
7. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников» (Приложение 1. «Учебники предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 классов»);
8. Письмо Минобрнауки РФ от 9.02.2012 г. №МД-102-03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;
9. Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089» (http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_12/m69.html);
10. Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_12/m74.html);
11. Приказ Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_12/m1060.html );
12. Приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193445/ )
13. Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» (http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=5006)
14. Письмо Минобрнауки РФ от 07.08.2015г. № 08-1228 «Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=184948
15. Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.15 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188536 )
16. Методические рекомендации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.15 №09-3564 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_190700/)
Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.
Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Задачи курса:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;
• углубление и расширение представлений о средствах и методах хранения и передачи общечеловеческих ценностей;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником истории его народа, его страны.
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в доминировании нравственных ценностей над материальными.
Основное содержание курса
Раздел 1. В мире культуры.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, с тем, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью ИКТ;
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- построение речевых высказываний в устной и письменной форме;
- ориентация на разнообразие способов решения задач;
- основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление синтеза как составление целого из частей;
- проведение сравнения, сериации и классификации по заданным критериям;
- устанавливание причинно-следственных связей;
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
Календарно-тематическое планирование по основам духовно-нравственной культуры народов России на 5 класс (34 ч)
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Кол-во часов | Дата проведения | ||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | план. | факт. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Раздел 1. В мире культуры (2 ч) | |||||||||
1. | Величие многонациональной российской культуры. | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России». | Научиться рассказывать об учёных, деятелях литературы и искусства России разных исторических эпох и времён, их вкладе в многонациональную культуру России. | П: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из иллюстраций учебника. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний. | Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания. | 1 | |||
2. | Человек – творец и носитель культуры. | Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов). | Иметь общие представления о том, что в процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в неё, и это зависит от его таланта, способностей, упорства. | П: ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию, выполнять учебно-познавательные действия. К: доносить свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Р: осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, умения проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность. | 1 | |||
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (16 ч) | |||||||||
3-4. | «Береги землю родимую, как мать любимую». | Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. | Научиться анализировать древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины, приводить примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. | П: выполнять учебно-познавательные действия, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. К: доносить свою позицию до других, уметь слушать собеседника. Р: составлять план и последовательность действий. | Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | 2 | |||
5-6. | Жизнь ратными подвигами полна. | Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России. | Научиться рассказывать о героических страницах истории нашей страны, приводить примеры участия церковнослужителей в организации защиты Отечества. | П: выполнять учебные задачи, высказывать предположения, читать, извлекая нужную информацию. К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Р: определять цели и задачи усвоения новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. | 2 | |||
7. | В труде – красота человека. | Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли. | Осознать, что трудолюбие как нравственное качество человека является основой трудовой деятельности. | П: искать и выделять необходимую информацию, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Р: оценивать качество и уровень усвоения материала. | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | 1 | |||
8. | «Плод добрых трудов славен». | Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока. | Научиться определять главную мысль произведений фольклора о трудолюбии, отношении к труду. | П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. К: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Р: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия. | Формирование умения анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. | 1 | |||
9-10. | Люди труда. | Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. | Научиться выяснять, какие качества должны быть у человека, чтобы его труд был успешным, анализировать ситуации из жизни сверстников. | П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить, делать обобщения, выводы. К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли. Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, желания выполнять учебные действия. | 2 | |||
11-12. | Бережное отношение к природе. | Актуализация и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. | Научиться бережно и рационально относиться к природе; иметь представление о том, как люди в древние времена одушевляли предметы и явления окружающего мира. | П: ориентироваться в своей системе знаний. К: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи. Р: анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. | Формирование навыков анализа и сопоставления, навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | 2 | |||
13-15. 16. 17-18. | Семья – хранитель духовных ценностей. Сказки бабушки моей… Семья – хранитель духовных ценностей. Семья – первый трудовой коллектив. Семья – хранитель духовных ценностей. Любовь – главная семейная ценность. | Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи. | Научиться понимать, что семья – первая «школа», где ребёнок получает уроки нравственности, знать историю своей семьи, её обычаи и традиции; научиться рассказывать о семейных ценностях в православии, исламе, буддизме и иудаизме. | П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, обсуждать проблемные вопросы. К: формировать навыки речевых действий, формулировать собственные мысли; уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: оценивать качество и уровень усвоения материала. | Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать, применение правил делового сотрудничества, сравнение разных точек зрения, умение считаться с мнением другого человека. | 6 | |||
Раздел 3. Религия и культура (10 ч) | |||||||||
19. | Роль религии в развитии культуры. | Актуализация имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки». | Научиться объяснять роль религии в развитии культуры и общества, уметь называть религиозные праздники, культовые сооружения. | П: самостоятельно находить информацию в материалах учебников, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. К: формировать навыки речевых действий, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, желание приобретать новые знания, умения. | 1 | |||
20-22. | Культурное наследие христианской Руси. | Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. | Иметь представление о том, как Древняя Русь приняла христианство; научиться рассказывать о влиянии церкви на образование и культуру; уметь называть исторических личностей, оказавших влияние на развитие культуры Руси. | П: обсуждать проблемные вопросы, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация). К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Р: принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала. | Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать. | 3 | |||
23-24. | Культура ислама. | Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации. | Научиться рассказывать о возникновении религии ислама, раскрывать роль ислама в развитии мировой культуры; иметь представление об искусстве, литературе и архитектуре ислама. | П: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное. К: правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу. Р: контролировать процесс и результаты деятельности. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, желания приобретать новые знания, умения. | 2 | |||
25-26. | Иудаизм и культура. | Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи». | Научиться рассказывать о возникновении религии иудаизма, о священной книге иудеев – Торе и Ветхом Завете; анализировать информацию учебника, представленную в виде текстов и репродукций картин. | П: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний. К: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, отвечать на поставленный вопрос. Р: анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. | 2 | |||
27-28. | Культурные традиции буддизма. | Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». | Научиться рассказывать о возникновении религии буддизма, о народах России, исповедующих буддизм; раскрывать влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. | П: ставить и формулировать проблемы, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, делать обобщения, выводы. К: формировать умение работать в малых группах. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, адекватно оценивать свои достижения. | Формирование навыков анализа и сопоставления, взаимопроверки, способность к самооценке своих действий. | 2 | |||
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3 ч) | |||||||||
29. | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. | Иметь представления о том, как государство заботится о сохранении духовной культуры и её развитии; рассказывать о восстановлении на территории России памятников религиозной культуры. | П: уметь извлекать информацию, проверять её и находить дополнительную, используя справочную литературу. К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ними. Р: оценивать качество и уровень усвоения материала. | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, умения осознавать трудности и стремиться к их преодолению. | 1 | |||
30-31. | Хранить память предков. | Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории. | Научиться понимать, что без памяти нет нравственности, совести, уважать труд, обычаи, веру предков. | П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Р: принимать и сохранять учебную задачу, расширять и углублять знания. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | 2 | |||
Раздел 5. Твой духовный мир (3 ч) | |||||||||
32-33. | Что составляет твой духовный мир. | Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете». | Научиться называть составляющие духовного мира человека, знать и соблюдать правила хорошего тона – этикет. | П: выполнять учебно-познавательные действия, преобразовывать информацию из одной формы в другую. К: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться. Р: прогнозировать результаты и уровень усвоения знаний. | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, положительного отношения к процессу познания. | 2 | |||
34. | Защита творческих проектов. Обобщение и систематизация знаний по изученным разделам. | Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей | Научиться представлять и защищать свои творческие проекты, оценивать свою работу и работы одноклассников. | П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме. К: формировать навыки речевых действий, выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы. Р: расширять и углублять знания по выбранной теме. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса к предмету исследования, способности к адекватной самооценке. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016...
рабочая программа по ОДНКНР 5 класс
рабочаая программа по ОДНКНР 5 класс...
Рабочая программа по ОДНКНР (5 класс).
В рабочую програму входит календарно-тематическое планирование на 34 часа....
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс...
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для работы в 5 классе общеобразовательной школы...