Рабочая программа по ОДНКНР. 5 класс.
рабочая программа (5 класс) на тему

Варданян Мариа Араики

Рабочая программа по ОДНКНР (учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков) разработана на основе ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnknr.docx46.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков  из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф и  реализуется с помощью учебника Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016. 

Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в общеобразовательных организациях регулируется рядом нормативных документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года:

(http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/);

 статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации»;

 статья 8, п.10 и статья 18, п.4 (об организации обучения в соответствии с перечнем учебников, рекомендованных к использованию);

 статья 28, п.2 («Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам")

2. ФГОС НОО (standart.edu.ru);

3. ФГОС основного общего образования (standart.edu.ru);

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (standart.edu.ru);

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (standart.edu.ru);

6. Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253 (с изменениями от 08.06.15) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (http://минобрнауки.рф/новости/4136);

7. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников» (Приложение 1. «Учебники предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 классов»);

8. Письмо Минобрнауки РФ от 9.02.2012 г. №МД-102-03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;

9. Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089» (http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_12/m69.html);

10. Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_12/m74.html);

11. Приказ Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_12/m1060.html );

12. Приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193445/ )

13. Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» (http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=5006)

14. Письмо Минобрнауки РФ от 07.08.2015г. № 08-1228 «Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=184948

15. Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.15 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188536 )

16. Методические рекомендации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.15 №09-3564 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_190700/)

Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.

Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Задачи курса:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;

• углубление и расширение представлений о средствах и методах хранения и передачи общечеловеческих ценностей;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником истории его народа, его страны.

• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в доминировании нравственных ценностей над материальными.

Основное содержание курса

Раздел 1. В мире культуры.

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура.

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Планируемые результаты обучения

В  соответствии  с  федеральным  государственным  стандартом  основного  общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных  и  предметных  результатов  освоения  основной  образовательной программы.

Личностные  цели  представлены  двумя  группами.  Первая  отражает  изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

•  готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

•  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

•  личностные  качества,  позволяющие  успешно  осуществлять  различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая  группа  целей  передает  социальную  позицию  школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

•  формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  понимания особой  роли  многонациональной  России  в  современном  мире;  воспитание  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

•  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

•  понимание  роли  человека  в  обществе,  принятие  норм  нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

•   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, с тем, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью ИКТ;
  • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
  • построение речевых высказываний  в устной и письменной форме;
  • ориентация на разнообразие способов решения задач;
  • основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;
  • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществление синтеза как составление целого из частей;
  • проведение сравнения, сериации и классификации по заданным критериям;
  • устанавливание причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные  результаты  обучения  нацелены  на  решение,  прежде  всего, образовательных задач:  

•  осознание  целостности  окружающего  мира,  расширение  знаний  о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

•  использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

•  расширение  кругозора  и  культурного  опыта  школьника,  формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

К концу обучения учащиеся научатся:

•  Воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и прослушанных объяснений учителя.

•  Сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  Проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их  поведение  с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

•  Участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

•  Создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

•  Оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания

известных личностей.

•  Работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей.

•  Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

•  Высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека.

•  Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

•  Работать с историческими источниками и документами.

Календарно-тематическое планирование по основам духовно-нравственной культуры народов России на 5 класс (34 ч)

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности

Планируемые результаты

Кол-во часов

Дата проведения

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел 1. В мире культуры (2 ч)

1.

Величие многонациональной российской культуры.

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста   учебника. Рассматривание и анализ   иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих   людей?  Чем они  прославили Россию?».  Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося  деятеля культуры России».

Научиться рассказывать об учёных, деятелях литературы и искусства России разных исторических эпох и времён, их вкладе в многонациональную культуру России.

П: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из иллюстраций учебника.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания.

1

2.

Человек – творец и носитель культуры.

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и     носитель культуры».    Конструирование  схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры»   (на основе иллюстративного материала). Восприятие  и оценка  информации, представленной   в   рассказе   учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов).

Иметь общие представления о том, что в процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в неё, и это зависит от его таланта, способностей, упорства.

П: ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию, выполнять учебно-познавательные действия.

К: доносить свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Р: осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, умения проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность.

1

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (16 ч)

3-4.

«Береги землю родимую, как мать любимую».

Объяснение  значения пословиц    и поговорок о Родине и патриотических чувствах.    Чтение  текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного   портрета героя.   Оценка образца словесного        портрета, представленного учителем. Совместная деятельность  в парах: чтение    и обсуждение  башкирской  легенды  об Урал-батыре.                Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств.      Учебный диалог  «Обсудим  вместе»: сравнение эпических героев.

Научиться анализировать древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины, приводить примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.

П: выполнять учебно-познавательные действия, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

К: доносить свою позицию до других, уметь слушать собеседника.

Р: составлять план и последовательность действий.

Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

2

5-6.

Жизнь ратными подвигами полна.

Работа с информацией, представленной  в  тексте.  Выделение  главной  мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой  «Картинная        галерея»: описание  героя   картины. Чтение и оценка   информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России.

Научиться рассказывать о героических страницах истории нашей страны, приводить примеры участия церковнослужителей в организации защиты Отечества.

П: выполнять учебные задачи, высказывать предположения, читать, извлекая нужную информацию.

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р: определять цели и задачи усвоения новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

2

7.

В труде – красота человека.

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок).                       Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста   татарской   сказки   «Звёздочка Зухра». Чтение  и  анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем   народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два    плуга?», выделение  главной мысли.

Осознать, что трудолюбие как нравственное качество человека является основой трудовой деятельности.

П: искать и выделять необходимую информацию, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Р: оценивать качество и уровень усвоения материала.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

1

8.

«Плод добрых трудов славен».

Учебный  диалог: обсуждение высказывания буддийского     монаха Шантидевы. Определение  главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока.

Научиться определять главную мысль произведений фольклора о трудолюбии, отношении к труду.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.

К: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Формирование умения анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их.

1

9-10.

Люди труда.

Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы:   «Как  может проявляться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика,     чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

Научиться выяснять, какие качества должны быть у человека, чтобы его труд был успешным, анализировать ситуации из жизни сверстников.

П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить,  делать обобщения, выводы.

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, желания выполнять учебные действия.

2

11-12.

Бережное отношение к природе.

Актуализация  и  использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди   относились к природе?».       Анализ  информации, представленной в рассказе-обобщении учителя.     Совместная  работа  в группах: анализ информации, представленной в текстах. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

Научиться бережно и рационально относиться к природе; иметь представление о том, как люди в древние времена одушевляли предметы и явления окружающего мира.

П: ориентироваться в своей системе знаний.

К: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи.

Р: анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

Формирование навыков анализа и сопоставления, навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

2

13-15.

16.

17-18.

Семья – хранитель духовных ценностей. Сказки бабушки моей…

Семья – хранитель духовных ценностей. Семья – первый трудовой коллектив.

Семья – хранитель духовных ценностей. Любовь – главная семейная ценность.

Учебный диалог на основе иллюстративного                  материала. Коммуникативная        деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения   «Бабушкины   сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».

Анализ информации, представленной в материалах       рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа  по картине.    Совместная деятельность в   группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный   диалог: обсуждение  темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение  текстов и   анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?».

Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи.

Научиться понимать, что семья – первая «школа», где ребёнок получает уроки нравственности, знать историю своей семьи, её обычаи и традиции; научиться рассказывать о семейных ценностях в православии, исламе, буддизме и иудаизме.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, обсуждать проблемные вопросы.

К: формировать навыки речевых действий, формулировать собственные мысли; уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: оценивать качество и уровень усвоения материала.

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать, применение правил делового сотрудничества, сравнение разных точек зрения, умение считаться с мнением другого человека.

6

Раздел 3. Религия и культура (10 ч)

19.

Роль религии в развитии культуры.

Актуализация  имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».

Научиться объяснять роль религии в развитии культуры и общества, уметь называть религиозные праздники, культовые сооружения.

П: самостоятельно находить информацию в материалах учебников, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы.

К: формировать навыки речевых действий, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, желание приобретать новые знания, умения.

1

20-22.

Культурное наследие христианской Руси.

Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.

Иметь представление о том, как Древняя Русь приняла христианство; научиться рассказывать о влиянии церкви на образование и культуру; уметь называть исторических личностей, оказавших влияние на развитие культуры Руси.

П: обсуждать проблемные вопросы, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,  иллюстрация).

К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать.

3

23-24.

Культура ислама.

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации.

Научиться рассказывать о возникновении религии ислама, раскрывать роль ислама в развитии мировой культуры; иметь представление об искусстве, литературе и архитектуре ислама.

П: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное.

К: правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.

Р: контролировать процесс и результаты деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, желания приобретать новые знания, умения.

2

25-26.

Иудаизм и культура.

Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях   живописи».

Научиться рассказывать о возникновении религии иудаизма, о священной книге иудеев – Торе и Ветхом Завете; анализировать информацию учебника, представленную в виде текстов и репродукций картин.

П: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний.

К: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, отвечать на поставленный вопрос.

Р: анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

2

27-28.

Культурные традиции буддизма.

Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь».

Научиться рассказывать о возникновении религии буддизма, о народах России, исповедующих буддизм; раскрывать влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры.

П: ставить и формулировать проблемы, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, делать обобщения, выводы.

К: формировать умение работать в малых группах.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, адекватно оценивать свои достижения.

Формирование навыков анализа и сопоставления, взаимопроверки, способность к самооценке своих действий.

2

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3 ч)

29.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

Иметь представления о том, как государство заботится о сохранении духовной культуры и её развитии; рассказывать о восстановлении на территории России памятников религиозной культуры.

П: уметь извлекать информацию, проверять её и находить дополнительную, используя справочную литературу.

К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ними.

Р: оценивать качество и уровень усвоения материала.

Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, умения осознавать трудности и стремиться к их преодолению.

1

30-31.

Хранить память предков.

Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить    благо».    Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять                  участие в благотворительности? Составление  портрета          героя художественного  полотна  (И.  Репин. Портрет   С.И.   Мамонтова). Учебный диалог  (обсудим вместе):    оценим жизненные истории.

Научиться понимать, что без памяти нет нравственности, совести, уважать труд, обычаи, веру предков.

П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, расширять и углублять знания.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2

Раздел 5. Твой духовный мир (3 ч)

32-33.

Что составляет твой духовный мир.

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?».    Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный    диалог:  обсудим  вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».

Научиться называть составляющие духовного мира человека, знать и соблюдать правила хорошего тона – этикет.

П: выполнять учебно-познавательные действия, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

К: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться.

Р: прогнозировать результаты и уровень усвоения знаний.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, положительного отношения к процессу познания.

2

34.

Защита творческих проектов. Обобщение и систематизация знаний по изученным разделам.

Использование полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей
деятельности.

Научиться представлять и защищать свои творческие проекты, оценивать свою работу и работы одноклассников.

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

К: формировать навыки речевых действий, выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы.

Р: расширять и углублять знания по выбранной теме.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса к предмету исследования, способности к адекватной самооценке.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016...

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

рабочаая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР (5 класс).

​В рабочую програму входит календарно-тематическое планирование на 34 часа....

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для работы в 5 классе общеобразовательной школы...