ОБЖ 6 класс урок №2 "Ориентирование на местности"
план-конспект урока по обж (6 класс)
Цели. Предметная: обучить учащихся навыкам определения сторон горизонта разными способами, дать знания об ориентировании различными способами, формирование сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение учащимися знаний и умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в природных условиях; Метапредметная: развивать способность анализировать, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; систематизировать информацию, работать с текстом; умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в группе; способность к саморазвитию и самосовершенствованию; воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opublbzh_kl_6_urok_2.docx | 415.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЖ класс 6 Урок № 2 09.09.2022
Тема. Ориентирование на местности.
Цели. Предметная: обучить учащихся навыкам определения сторон горизонта разными способами, дать знания об ориентировании различными способами, формирование сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение учащимися знаний и умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в природных условиях; Метапредметная: развивать способность анализировать, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; систематизировать информацию, работать с текстом; умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в группе; способность к саморазвитию и самосовершенствованию; воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Используемые технологии на уроке: проблемное обучение, игровая технология, коллективное взаимообучение.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Ориентирование на местности», раздаточный материал – компасы, часы.
Ход урока
- Оргмомент. Рапорт дежурного, приветствие – создание условий для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.
Учитель: Ребята, прозвенел звонок – начинается урок.
Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… Улыбнитесь.
- Актуализация знаний (мотивация к постановке учебной задачи).
Учитель: Вспомним, с какими основными трудностями может встретиться неподготовленный человек в природе? (ответы учащихся - можно заблудиться или получить травму).
Давайте посмотрим кадры презентации и сформулируем тему сегодняшнего урока –(несколько ответов ) -правильно - «Ориентирование на местности».
Учитель: Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему?
- Всегда ли легко применить полученные знания на практике?
-Отчего это зависит? (Заслушиваем ответы учащихся)
Сегодня мы попытаемся устранить ваши затруднения, применить наши знания на практике, выявим самых активных, сообразительных, с которыми не страшно будет отправиться в любой поход. За работу!
- Первичное усвоение новых знаний (с просмотром презентации).
1) Запишем определение Ориентирование – определение своего местоположения относительно сторон горизонта или известных ориентиров.
Способы: 1. По компасу и карте, 2. По небесным светилам, 3. По местным признакам.
Я расскажу вам о простейших астрономических приемах определения сторон горизонта.
Открыть учебник на стр.9 и прочитать, что нужно уметь для ориентирования на местности ( 4 пункта).
1. Работа в парах с компасом – сначала на с.10 прочитаем, как работать с компасом. Расположите компас горизонтально, отпустите тормоз и поверните коробочку так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с 0-делением шкалы. Тогда все буквы С, Ю, В, З на шкале будут обращены по сторонам света.
2. Астрономические методы: а) по Солнцу и часам – внимательно смотрим кадры презентации – часовую стрелку направляют на Солнце, затем угол, образованный между часовой стрелкой и направлением на цифру1( потому что в России время переведено на час вперед и полдень в 13 ч), делят пополам, т.е. провести биссектрису угла, которая и укажет направление на Юг.
Сегодня солнечный день, проверим этот метод и сравним с показаниями компаса. По желанию один из учащихся находит Юг.
б) определение сторон горизонта ночью - самый простой по Полярной звезде. Ребята, кто-то из вас знает, как найти полярную звезду на небе? Учащиеся рассказывают, что нужно найти созвездие Большая Медведица.
Смотрим на кадры презентации и представляем, как это сделать в вечернее время с родителями.
в) Учитель: Да, не всегда светит Солнце, или не видны звезды за облаками и Луна. В природе есть и много других признаков, по которым можно определить стороны света.
в пасмурную погоду при определении сторон горизонта могут быть использованы некоторые особенности, свойственные растительному и животному миру. Но путем систематических наблюдений было установлено, что нельзя ориентироваться по ветвям и кольцам деревьев.
Познакомимся с некоторыми: 1) - это муравейник.
Муравейники почти всегда построены к югу от ближайших деревьев, пней и кустов; южная сторона муравейника более отлога, севернее круче.
2) - Мох и Лишайники всегда развиты преимущественно на северной стороне стволов деревьев, пней, камней и скал.
3) - Стволы сосен покрываются вторичной коркой, которая образуется на северной стороне ; это особенно четко видно после дождей, когда корка набухает и чернеет.
В жаркое время смола на стволах хвойных деревьев выступает обильнее с южной стороны.
4. Трава весной на северных окраинах полян в лесу растет гуще; к югу от пней, стволов, больших камней трава более густая и высокая. Летом при длительно жаркой погоде трава к югу от всех этих экранов раньше желтеет и сохнет.
5. Ягоды и плоды при созревании раньше окрашиваются с южной стороны.
6. Грибы обладают следующей особенностью: родятся на северной стороне дерева.
4. Первичная проверка понимания и закрепление – Игра «Верно или неверно».
Удалой молодец на тропинке стоит, Полярная звезда указывает на Юг (НЕВЕРНО)
По середине тропы серый камень лежит, В полнолуние Луна на Юге(ВЕРНО)
Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт (НЕВЕРНО)
Полдень летний, полдень жаркий, Смола выступает с восточной стороны ствола сосны
Солнце светит за спиной, (неверно, с южной)
Справа запад, юг за мной.
(НЕВЕРНО, слева-запад)
5.Контроль освоения.
1. Какой самый надежный способ определения сторон горизонта?
2. По каким местным признакам нельзя определять стороны горизонта?
3. Кто запомнил, как определять стороны горизонта по солнцу и часам?
6. Домашнее задание п. 1.2 прочитать, попросить родителей найти Полярную звезду с помощью созвездия Большая Медведица и сделать рис в тетради, с.14
7. Рефлексия и обратная связь. (Акцент на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.)
Молодцы! Вы ответили на все вопросы и выполнили все задания.
– Какой вопрос или задание вам больше всего понравился?
Один античный мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся».
В чём же заключалась его мудрость? (Слушаем ответы)
А теперь посоветуйтесь и решите, какие отметки поставим за урок.
Я, думаю, вы со мной согласитесь. Все вместе мы сила!
Дидактические материалы:
Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности».
Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности».
Мультимедийная презентация, «Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М. Просвещение 2014 г.
Приложение №1
Полярная звезда всегда находится на севере и выделяется среди
звезд своей яркостью. Чтобы отыскать на небе Полярную звезду, необходимо найти созвездие Большой Медведицы, которое представляет собой "ковш" из 7 ярких звезд.
Если мысленно провести прямую линию через крайние звезды и отметить на ней 5-кратное расстояние между звездами, в конце пятого отрезка будет находиться Полярная звезда.
Для приблизительного ориентирования полезно знать, что летом в первую четверть луна в 20 часов находится на юге, в 2 часа ночи - на западе, в последнюю четверть в 2 часа ночи - на востоке, в восемь утра - на юге. При полнолунии ночью стороны горизонта определяют так же, как по солнцу и часам, причем луна принимается за солнце.
Спасибо за внимание!
1.https://yandex.ru/ grinikkos.com
2.А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс, М. «Просвещение», 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку географии в 6 классе "Как составить план местности".
Урок комбинированного типа. Презентация включает пояснение к работе с карточками (географическое лото) и обяснение нового материала....
СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ "ОПИСАНИЕ ОБЩЕГО ВИДА МЕСТНОСТИ"
МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СЦЕНАРИЙ УРОКА ПРО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ Л. БАБАЙЦЕВОЙ. ЭТО УРОК РАЗВИТЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ "ОПИСАНИЕ ОБЩЕГО ВИДА МЕСТНОСТИ". ФОРМА НЕСТАНДАРТНАЯ (ТВОРЧЕСК...
Разработка урока "Климат нашей местности" (6 класс)
Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Климат нашей местности" с использованием Интернет ресурсов.Прилагается подробная пошаговая презентация, которая может быть использована вместо Интерне...
Методическая разработка урока «Ориентирование на местности» 5 класс
Изучение «Ориентирование на местности» . Используется ИКТ, работа в руппах, самостоятельная работа с учебником, по ЭУ....
Технологическая карта урока : «Ориентироваться на местности с помощью компаса» 2 класс.
Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС....
урок географии 5 класс по теме "План местности"
Тема урокаПлан местностиАвтор учебникаИ.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. СонинЦели урокаСоздание условий для усвоение темы «план местности»; для формирования понятий: «план местности», «условные...
открытый урок в 8 классе Природная зона нашей местности - лесостепь
Урок в 8 классе на основе краеведческого материала нашей местности - села Палатово Красногвардейского района Белгородской области....
- Мне нравится (1)