Использование игровых технологий на уроках ОБЖ
статья по обж

Петлицын А.А.

Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободных учебных заведениях, к которым мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. Для это­го-то и нужно использовать активные методы обучения, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого обучающегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_na_urokah_obzh.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках ОБЖ

 Человек играющий — может и должен жить в

 каждом из нас, помогая находить себя в разных спектаклях

 жизни и переживать через игры с природой и другими людьми  

радость открытия своего Я в бесконечно меняющемся мире.

 А. Асмолов

Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободных учебных заведениях, к которым мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

 Для этого-то и нужно использовать активные методы обучения, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого обучающегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни учащегося, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают приемы учения. Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет обучающемуся быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Это позволяет увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать   допущенные ошибки, в том числе и те, которые были сделаны другими участниками игрового взаимодействия.

Если игровые технологии будут систематически использоваться в учебном процессе, то это будет способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся и воспитанию познавательных интересов

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (По определению Игоря Семёновича Кона

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-   коммуникативную: освоение диалектики общения;

-   самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-  игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-  функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-  межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога:

  • по отбору, разработке, подготовке дидактических игр,
  • включению обучающихся в игровую деятельность,
  • осуществлению самой игры,
  • подведению ее итогов и результатов

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Это игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Игры - путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются обучающимися в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: пожарного, спасателя, медицинского работника, сотрудника ГОЧС и т.д. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности обучающихся, их свободной фантазией.

Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности обучающихся - это игры с готовыми правилами.

Как правило, они требуют от обучающихся умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями суворовец учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги,   

воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим обучающимся уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:

•  дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;

•  воспитывающие:  воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

•  развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения,  развитие мотивации учебной деятельности;

• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Игры-соревнования, на мой взгляд, являются наиболее захватывающими и азартными. Именно этот вид игр чаще всего используется мною в классах. В соревнованиях принимают участие 6-7 человек (индивидуальное соревнование) или 2-3 команды (коллективное соревнование). Знание, сообразительность, быстрота – вот те три шага, которые надо сделать, чтобы прийти к победе. Для снятия эмоциональной напряжённости обучающихся стараюсь ориентировать на такую форму соревнования, которому присущи юмор, оригинальность и нестандартность решений и ответов. Вот один из примеров:

Применение игры «Морской бой» для лучшего запоминания дней воинской славы России

На предыдущем занятии, в рамках подготовки к игре «Зарница» с учащимися были изучены дни воинской славы России. Для закрепления материала им была предложена игра «Морской бой».

 Правила игры были слегка изменены и упрощены. Так флотилия составлялась только из однопалубных кораблей, а игровое поле было уменьшено до 6х6

Правила игры

Согласно жеребьевки начинающая команда называет координаты ячейки на поле противника. Руководитель смотрит по своему материалу куда попал «выстрел» и контролирует противоположную команду. Если выстрел не попал в цель, то право хода переходит к противоположной команде. Если «выстрел» попал в цель отмеченную на поле противника, то ведущий говорит, что было попадание в цель. Но суть игры в том, чтобы команда, которая произвела результативный «выстрел», правильно ответила на вопрос, который скрыт под этой ячейкой. Для обдумывания ответа на вопрос команде дается установленное время. Тогда цель считается пораженной. В таком случае ей засчитывается победное очко, и она имеет право на следующий выстрел. Капитан команды определяет кто из игроков будет отвечать. Если же команда не смогла дать правильный ответ, то победное очко не засчитывается и право выстрела переходит к команде противника, а один из игроков команды по решению капитана выбывает из игры на один или несколько ходов. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков

При проведении игры можно использовать различные варианты для ответов.

Возможно использовать вариант предоставления нескольких ответов, для выбора правильного. Но, по моему мнению, для активизации памяти ученика, лучше что бы он сам искал правильный ответ без подсказки.

Данную игру можно использовать в любых вариантах, для изучения любых тем. В более старших группах возможно включать в игру вопросы из различных тем, разные по сложности.

Возможно модернизировать игровое поле, включив в него ячейки с минами-ловушками. При попадании на такую ячейку возможны варианты игры:

  • Ход переходит к противнику
  • Капитан отвечает один за всю команду
  • Блиц-опрос из 3 вопросов.
  • И т.д.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

К важнейшим свойствам игры относится тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности.

Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках физики в 7 - 8 классах

Предлагаю несколько заготовок для использования на уроках в качестве изучения нового материала, а так же для обобщающего повторения ранее изученного. Данный материад будет полезен и учителям друг...

Использование игровых технологий на уроках английского языка

Выступление на зональном семинаре "Спользование современных образовательных технологий в обучении английскому языку" с докладом "Использование игровых технологий на уроках английского языка"19.12.2011...

«Использование игровых технологий на уроках (на уроках английского языка)».

«В игре человек испытывает такое наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества»Ф. Шиллер...

использование игровых технологий на уроках технологии

использование на уроках технологии...

Конспект урока в 5 классе к УМК « New Millennium English» с использованием игровых технологий. Тема урока « Прогулка по Лондону».

Урок проводится в игровой форме. Соревнуются три команды. Цели урока: повторение, обобщение и систематизация материала страноведческого характера о Лондоне....

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Использование игровых технологий на уроках на уроках изобразительного искусства и черчения

Любой программный материал дети легче усваивают в процессе игры. Она вступает в свои права как способ организации детей в педагогическом процессе. Игра способна исполнить роль дополнительного стимула,...