Применение кластеров при обучении ОБЖ.
методическая разработка по обж (6 класс)
Комплекс уроков по ОБЖ в 6 классе для главы «Автономное существование человека в природе» с применением кластеров и графических интерактивных материаловкомплекс уроков по ОБЖ в 6 классе для главы «Автономное существование человека в природе» с применением кластеров и графических интерактивных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makyan_g.a._primenenie_klasterov_pri_obuchenii_obzh.doc | 336 КБ |
Предварительный просмотр:
Макян Гарегин Андреевич
«Применение кластеров при обучении
основам безопасности жизнедеятельности»
(комплекс уроков по ОБЖ в 6 классе для главы «Автономное существование человека в природе» с применением кластеров и графических интерактивных материалов)
Глава 1. Типология и структура уроков.
Структура урока, то есть совокупность его элементов, способствующая достижению цели, и формы организации учебной работы во время урока в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность.
Элементы урока: актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного. В реальном педагогическом процессе они выступают и как этапы процесса обучения, и как основные, неизменные, обязательно присутствующие на каждом уроке обобщенные дидактические задачи, и как компоненты дидактической структуры урока.
Характер связей и взаимодействие этих компонентов предопределены логикой процесса обучения, поэтапным движением ученика от незнания к знанию, которое сводится к тому, что всякое формирование новых званий и способов деятельности осуществляется непосредственно на базе актуализации прежних знаний и опыта деятельности и систематического применения усвоенных знаний и опыта в теоретической и практической учебной деятельности школьника. Целью и результатом этапа применения усвоенного как составного компонента дидактической структуры урока является формирование у учащихся умений и навыков.
Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью. Так, на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др.; на другом – показ способов деятельности, его воспроизведение учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.
Таким образом, если дидактическая структура урока является постоянной и в деятельности учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока, то методическая подструктура обязывает его планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учеников; объяснение материала с применением адекватных методов и средств; решение практических и учебных задач под руководством учителя и самостоятельно, классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактческой целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:
1-й тип – уроки изучения нового учебного материала;
2-й тип – уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
3-й тип – уроки обобщения и систематизации;
4-й тип – комбинированные уроки;
5-й тип – уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Уроки изучения нового материала. Целью данного типа уроков является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельная поисковая деятельность, формирование системы ценностных ориентаций. Формы урока могут быть самыми разнообразными: лекция; объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений; эвристическая беседа; самостоятельная работа с учебником, другими источниками; постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д. Отсюда и виды уроков, применяемые в рамках этого типа, являются весьма разнообразными: урок-лекция, урок-семинар, киноурок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов на одном уроке). Общим для всех этих видов уроков является то, что время урока отводится на работу учащихся с новым материалом, в ходе которой применяются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников. Все это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем, поддержание внимания и активизацию мыслительной активности учащихся при работе с ним. Кроме того, общим является и то, что на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного.
Уроки совершенствования званий, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках:
а) систематизация и обобщение новых знаний;
б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
г) формирование умений и навыков;
д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
В большинстве классификаций этот тип урока подразделяется на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); б) лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок-экскурсия; д) урок-семинар.
Уроки обобщения и систематизации. Уроки этого типа нацелены на решения двух основных дидактических задач – установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, и проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.
Спецификой уроков обобщения и систематизации является то, что учитель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы для повторения, заранее указывает источники, воспользоваться которыми необходимо учащимся, проводит при необходимости обзорные лекции, задает задания для коллективно-группового выполнения вне урока, проводит как групповые, так и индивидуальные консультации, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, дает рекомендации по самостоятельной работе.
Комбинированные уроки наиболее распространенный тип уроков в существующей практике работы школы. На них решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Основными элементами урока, составляющими его методическую подструктуру, являются:
а) организация учащихся на занятии;
б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;
в) введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению;
г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;
д) домашнее задание и инструктаж по его выполнению;
е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла (оценки) за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.
Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены, которые в данной классификации рассматриваются в качестве особой разновидности уроков, и другие. Они проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом.
После уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.
Глава 2. Кластеры как средство формирования информационно-коммуникативных компетенций школьников.
В процессе обучения организованном в развивающей системе на основе теории учебной деятельности В.В.Давыдова, единственным каналом эффективного усваивания внешней информации, является собственная учебная деятельность, и поэтому учащихся надо целенаправленно обучать способам самостоятельного познания. Так как одним из источников знаний являются тексты, то следует организовывать работу с ними по технологии «Развитие критического мышления через письмо и чтение» (РКМЧП). Любой текст имеет свои характерные особенности (логику, структуру, стиль, назначение и т.д.), поэтому приёмы активного включения ученика в процесс его освоения использую в соответствии с особенностями текста. Изучение нового материала через работу с текстом и переработку его в виде графических схем и таблиц интересны и посильны учащимся 6–11-х классов. Из разнообразных графических способов (ментальные карты, денотатные графы, схемы «фишбоун», концептуальные таблицы, причинные карты и др.) учеников больше привлекают кластеры. Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала, чем при изучении текста с использованием других приёмов, например, составления плана, тезисов или конспекта.
Слово «кластер» происходит от английского cluster – гроздь, груда, рой, скопление. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность.
Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, «с высоты птичьего полёта». Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.
Важно и то, что построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в интернете, а также для определения основных направлений исследований учащихся, выбора тем учебных проектов.
Любой способ деятельности состоит из набора определённых операций. Способ самостоятельного обучения на основе текста можно разделить на несколько этапов (операций) (см. таблицу № 1). Все эти этапы обеспечивают диалогичность учебного процесса: диалог с автором текста, с предметным содержанием, внутри предметного содержания, с самим собой, с партнёром, с педагогом.
Таблица № 1. Технология обучения на основе творческой переработки текста.
Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. Эти факторы способствуют усвоению нового материала на уровне понимания и осмысления, развитию учебно-познавательной мотивации и активности (особенно у тех, кто плохо вписывается в систему традиционного, иллюстративно-объяснительного обучения). И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.
Глава 3. Поурочное планирование главы «Автономное существование человека в природе» с применением графических организаторов.
Урок № 1. Основные правила поведения в экстремальной ситуации.
Учебные вопросы:
- Выживание в природных условиях.
- Основные правила безопасного поведения человека в экстремальных ситуациях (далее - ЭС) на природе.
Цель: по окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных правилах безопасного поведения при выживании в ЭС на природе.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с правилами безопасного поведения в ЭС на природе.
- развивающие: формирование умений и навыков безопасного поведения в природных условиях.
- воспитательные: формирование культуры безопасности на отдыхе.
Рекомендуемая литература:
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учеб заведений. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Методическое пособие. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока:
Структура | Методы и приемы обучения | Наглядное пособие | Время |
1. Вводная часть а. вводная часть б. постановка познавательных задач урока в. связь с предыдущем материалом | Рассказ У. с элементами фронтальной беседы. | - | 5 мин. |
2. Изучение нового материала | Объяснение, рассказ, графические организаторы. | Мультимедийная поддержка посредствам интерактивной доски. | 25 мин. |
3. Закрепление полученного материала | Фронтальная беседа. | - | 10 мин. |
4. Заключительная часть | Инструктаж учащихся. | - | 5 мин. |
Основное содержание урока.
Неожиданность наступления экстремальных ситуаций и первоочередные правила поведения в них:
1. Умей предвидеть опасность; 2. Умей контролировать свое поведение; 3. Будь самостоятельным; 4. Умей думать и придумывать; 5. Принимай быстрые решения; 6. Будь настойчивым и упорным, когда это потребуется; | 7. Умей подчиниться, если это нужно; 8. Не отчаивайся, если нет больше сил бороться за свою жизнь; 9. Ищи другие пути, прежде чем сдаться окончательно; 10. И даже тогда не сдавайся!!! |
Действия в случае аварии транспортных средств и при стихийных бедствиях.
Правила поведения и принятие решений после выхода в безопасную зону (оценка обстановки, решение выходить к населенному пункту, или оставаться на месте и т.п.).
Правила поведения, если принято решение остаться на месте (оборудование аварийного лагеря и необходимость устройства временного жилища). Условия оборудования аварийного лагеря.
Распределение обязанностей и виды работ между членами группы. Роль командира группы в экстремальных ситуациях. Недопустимость конфликтных ситуаций в группе.
Что нужно знать, если вы попали в экстремальную ситуацию.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
Расскажите последовательность действий при возникновении экстремальной ситуации. В каких случаях надо выходить самостоятельно к населенным пунктам, дорогам, а в каких - ждать на месте? Какие способы успокоиться вы знаете? Как вы думаете, зачем надо стараться дать поручение каждому члену группы?
Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.1.
Практическое задание. Летом на даче вместе с родителями запланируйте прогулку в лес на целый день. К этому мероприятию привлеките друзей. Дайте поручение каждому члену вашей группы. Выберете командира. Проведите соответствующую подготовку. После прогулки подведите итоги. Как выполняли полученные задания члены группы? Были ли конфликты, или предпосылки к ним? Как они устранялись?
При рассмотрении этого урока целесообразно использовать следующие графические организаторы:
Алгоритм № 1. Что нужно делать, если вы попали в ЭС на природе (1).
Алгоритм № 2. Что нужно делать, если вы попали в ЭС на природе (2).
Урок № 2 Определение направления выхода.
Учебные вопросы.
- Определение направления выхода в ситуации, когда человек заблудился.
- Определение направления выхода в случае отставания от группы.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны знать способы и правила определения направления выхода в ситуации, когда человек заблудился или отстал от группы.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с алгоритмом действий в том случаи, если они заблудились или отстали от группы.
- развивающие: формирование умений и навыков безопасного поведения в природных условиях; навыков определения примерного расстояния до источника звука, света, направления движения лыжника и пр.
- воспитательные: формирование культуры безопасности на отдыхе.
Рекомендуемая литература:
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учеб заведений. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Методическое пособие. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока:
Структура | Методы и приемы обучения | Наглядное пособие | Время |
1. Вводная часть а. вводная часть б. постановка познавательных задач урока в. связь с предыдущем материалом | Рассказ У. с элементами фронтальной беседы. | - | 5 мин. |
2. Проверка домашнего задания | Индивидуальный и фронтальный опрос | - | 10 мин. |
3. Изучение нового материала | Объяснение, рассказ, графические организаторы. | Мультимедийная поддержка посредствам интерактивной доски. | 15 мин. |
4. Закрепление полученного материала | Фронтальная беседа | - | 10 мин. |
5. Заключительная часть | Инструктаж учащихся. | - | 5 мин. |
Вопросы для проверки домашнего задания:
Расскажите последовательность действий при возникновении экстремальной ситуации. В каких случаях надо выходить самостоятельно к населенным пунктам, дорогам, а в каких - ждать на месте? Какие способы успокоиться вы знаете? Как вы думаете, зачем надо стараться дать поручение каждому члену группы?
Основное содержание урока.
Потеря ориентировки как наиболее частая экстремальная ситуация в природе.
Действия человека, заблудившегося в лесу (наличие и отсутствие тропы). Способы определения расстояния и направления выхода (характерные детали местности, звуки транспорта или деятельности человека, источники света, маркировка туристических маршрутов, определение хоженых и нехоженых троп).
Особенности определения направления выхода в зимнее время по лыжне.
Что делать, если вы заблудились в лесу? Акцентируйте внимание учеников на том, что не нужно делать, если человек заблудился в лесу. Действия человека (туриста) отставшего от группы.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
Почему не следует пугаться при потере ориентировки? Как по гулу движущейся машины определить кратчайшее направление к дороге? По каким признакам можно отличить хоженую тропу от заброшенной, нехоженой? Почему не следует уходить со встретившейся тропы? Почему отставшему туристу не следует догонять группу, если появилась развилка тропы, лыжни?
Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.2.
Практические задания.
1. Во время прогулки в лесу попытайтесь определить обратную дорогу по своим следам на траве до ближайшей тропинки, просеки, дороги. По каким признакам их можно найти?
2. Находясь в лесу, парке определите примерное расстояние до автомобильной или железной дороги, дачного поселка или деревни по шуму машин, поезда, лаю собак. После этого пройдите в том направлении, откуда был слышан шум. Сколько времени вам потребовалось на выход? Какое расстояние прошли? Расстояние определите по своим шагам.
3. Зимой во время лыжных прогулок, увидев свежую лыжню определите направление движения лыжника.
4. Отгадайте загадку: Не живая - а идет, Не подвижна - а ведет. (Дорога).
При рассмотрении этого урока целесообразно использовать следующие графические организаторы:
Алгоритм № 3. Что НЕ нужно делать, если вы заблудились.
Алгоритм № 4. Что нужно делать, если вы заблудились и не можете найти свои следы.
Алгоритм № 5. Что нужно делать, если вы в походе отстали от группы.
Урок № 3. Ориентирование
Учебные вопросы.
- Способы ориентирования на местности.
- Правила ориентирования по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам и приметам.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками в определении сторон горизонта разными способами.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся со способами ориентирования на местности
- развивающие: формирование умений и навыков ориентирования по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам и приметам.
- воспитательные: формирование культуры безопасности на отдыхе.
Рекомендуемая литература:
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учеб заведений. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Методическое пособие. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока:
Структура | Методы и приемы обучения | Наглядное пособие | Время |
1. Вводная часть а. вводная часть б. постановка познавательных задач урока в. связь с предыдущем материалом | Рассказ У. с элементами фронтальной беседы. | - | 5 мин. |
2. Проверка домашнего задания | Индивидуальный и фронтальный опрос | - | 10 мин. |
3. Изучение нового материала | Объяснение, рассказ, графические организаторы. | Мультимедийная поддержка посредствам интерактивной доски. | 15 мин. |
4. Закрепление полученного материала | Фронтальная беседа | - | 10 мин. |
5. Заключительная часть | Инструктаж учащихся. | - | 5 мин. |
Вопросы для проверки домашнего задания:
Почему не следует пугаться при потере ориентировки? Как по гулу движущейся машины определить кратчайшее направление к дороге? По каким признакам можно отличить хоженую тропу от заброшенной, нехоженой? Почему не следует уходить со встретившейся тропы? Почему отставшему туристу не следует догонять группу, если появилась развилка тропы, лыжни?
Основное содержание урока.
Способы определения сторон света на местности. Местные предметы и приметы, по которым не рекомендуется определять стороны света.
Правила ориентирования по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам: по стволам и коре деревьев, по состоянию снежного покрова на склонах, по мху и лишайникам, по траве, по муравейникам и другие.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
Назовите способы определения сторон света на местности. Какие вы знаете способы определения сторон света по местным предметам? Приведите примеры определения направления на север по местным предметам и постарайтесь объяснить их. Почему снег больше подтаивает на южном склоне бугра и на северном склоне ямки? Почему трава гуще на северной стороне поляны и у отдельно стоящих деревьев, пней?
Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.3.
Практические задания.
1. После окончания занятий по дороге домой определите, в каком направлении находится ваш дом, школа, библиотека, бассейн относительно школы.
2. Определите с помощью родителей направление на север. По их команде пройдите 50 метров на восток, далее 75 метров на юг, 50 метров на запад, 75 метров на север.
Если вы вернетесь в исходную точку, то вы выполнили задание правильно. Такое же упражнение: 50 метров на запад, 25 метров на юго-восток, 50 метров на восток, 25 метров на северо-запад. Перед выполнением этих заданий определите длину своего шага (или пары шагов).
3. При прогулке в лесу или парке потренируйтесь в определении направления на юг, используя описанные в учебнике способы.
При рассмотрении этого урока целесообразно использовать следующие графические организаторы:
Алгоритм № 6. Способы определения сторон света на местности.
Урок № 4. Выход к населенному пункту.
Учебные вопросы.
- Сохранение направления движения. Движение по азимуту.
- Техника движения. Способы переправы через реку и преодоления болот.
- Опасность и меры предосторожности при передвижении по льду водоемов.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) владеть навыками движения по азимуту;
б) иметь представления о технике и правилах движения при выходе к населенному пункту.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с компасом, понятиями азимут и ориентир.
- развивающие: формирование умений и навыков по технике движения в условиях пересеченной местности, способам переправы через болота и реки, передвижению по льду.
- воспитательные: формирование культуры безопасности на отдыхе.
Рекомендуемая литература:
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учеб заведений. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Методическое пособие. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока:
Структура | Методы и приемы обучения | Наглядное пособие | Время |
1. Вводная часть а. вводная часть б. постановка познавательных задач урока в. связь с предыдущем материалом | Рассказ У. с элементами фронтальной беседы. | - | 5 мин. |
2. Проверка домашнего задания | Индивидуальный и фронтальный опрос | - | 10 мин. |
3. Изучение нового материала | Объяснение, рассказ, графические организаторы. | Мультимедийная поддержка посредствам интерактивной доски. | 15 мин. |
4. Закрепление полученного материала | Фронтальная беседа | - | 10 мин. |
5. Заключительная часть | Инструктаж учащихся. | - | 5 мин. |
Вопросы для проверки домашнего задания:
Назовите способы определения сторон света на местности. Какие вы знаете способы определения сторон света по местным предметам? Приведите примеры определения направления на север по местным предметам и постарайтесь объяснить их. Почему снег больше подтаивает на южном склоне бугра и на северном склоне ямки? Почему трава гуще на северной стороне поляны и у отдельно стоящих деревьев, пней?
Основное содержание урока.
Необходимость сохранения направления движения. Понятие азимута. Движение по азимуту с использованием компаса.
Движение в лесу по выбранному направлению по одному и по нескольким ориентирам. Техника передвижения на маршруте. Особенности передвижения в горной местности. Преодоление водных преград. Выбор места переправы. Правила переправы через реки, преодоление болот.
Акцентируйте внимание учеников на том, что не рекомендуется делать при преодолении водных преград.
Правила преодоления водных преград и болот целесообразно излагать.
Особенности движения на природе зимой. Передвижение по глубокому снегу.
Опасность водоемов зимой. Опасные для переправы места и их признаки: промоины, проталины, полыньи, проруби, рыбацкие лунки, места выколки льда и т.п. Меры предосторожности при передвижении по льду водоемов.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
Назовите способы определения сторон света на местности. Какие вы знаете способы определения сторон света по местным предметам? Приведите примеры определения направления на север по местным предметам и постарайтесь объяснить их. Почему снег больше подтаивает на южном склоне бугра и на северном склоне ямки? Почему трава гуще на северной стороне поляны и у отдельно стоящих деревьев, пней?
Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.4.
Практические задания.
1. Во время прогулки по лесу выберите ровную просторную поляну. На противоположной стороне поляны попросите встать кого-то из родителей. Закройте глаза и идите по направлению к ним. Оцените на сколько вы отклонились от намеченной цели. Тоже происходит при движении без ориентиров в лесу, в степи, в условиях плохой видимости.
2. Попросите взрослых на дачном участке или недалеко от дачи (лучше на поляне) сделать из подручного материала препятствие, как показано на рисунках. Вы можете придумать и свои препятствия. Вместе с друзьями устройте соревнования по преодолению этих препятствий.
При рассмотрении этого урока целесообразно использовать следующие графические организаторы:
Алгоритм № 7. Как правильно преодолеть водные преграды (см. далее).
Алгоритм № 7. Как правильно преодолеть водные преграды.
Алгоритм № 8. Что не нужно делать при преодолении водных преград.
Урок № 5. Сооружение временного жилища.
Учебные вопросы.
- Выбор места сооружения временного жилища.
- Виды и способы сооружения временного жилища.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных видах и правилах сооружения временных жилищ и укрытий.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с видами временных жилищ и укрытий.
- развивающие: формирование умений и навыков сооружения временных убежищ и укрытий, в т.ч. с правилами выбора места под их строительство.
- воспитательные: формирование культуры безопасности на отдыхе.
Рекомендуемая литература:
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учеб заведений. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Методическое пособие. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока:
Структура | Методы и приемы обучения | Наглядное пособие | Время |
1. Вводная часть а. вводная часть б. постановка познавательных задач урока в. связь с предыдущем материалом | Рассказ У. с элементами фронтальной беседы. | - | 5 мин. |
2. Проверка домашнего задания | Индивидуальный и фронтальный опрос | - | 10 мин. |
3. Изучение нового материала | Объяснение, рассказ, графические организаторы. | Мультимедийная поддержка посредствам интерактивной доски. | 15 мин. |
4. Закрепление полученного материала | Фронтальная беседа | - | 10 мин. |
5. Заключительная часть | Инструктаж учащихся. | - | 5 мин. |
Вопросы для проверки домашнего задания:
Назовите способы определения сторон света на местности. Какие вы знаете способы определения сторон света по местным предметам? Приведите примеры определения направления на север по местным предметам и постарайтесь объяснить их. Почему снег больше подтаивает на южном склоне бугра и на северном склоне ямки? Почему трава гуще на северной стороне поляны и у отдельно стоящих деревьев, пней?
Основное содержание урока.
Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища или укрытия. Основные правила выбора места для сооружения временного жилища целесообразно излагать. Акцентируйте внимание учеников на том, что не рекомендуется делать при сооружении временного жилища. Основные виды жилища и укрытий в летнее время (шалаш, навес) и способы их сооружения. Особенности укрытий в горах (грот, пещера). Основные виды жилища и укрытий в зимнее время (иглу, траншея, снежная пещера) и способы их сооружения.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
Перечислите требования к выбору места для жилища и поясните их. Чем объяснить сохранение тепла в снежной пещере, иглу? Нарисуйте возможные варианты устройства снежной пещеры, используя рельеф местности.
Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.5.
Практические задания.
1. Возьмите с собой на прогулку кусок полиэтиленовой пленки и попробуйте оборудовать навес.
2. Во время прогулки в лесу выберите место для лагеря туристической группы, которое соответствовало бы всем необходимым требованиям.
3.
| Впишите в клеточки слово, означающее временное жилище. Это слово должно одинаково читаться слева направо, справа налево, по диагонали. Сколько раз вы можете прочитать это слово? Ответ: шалаш. |
При рассмотрении этого урока целесообразно использовать следующие графические организаторы:
Алгоритм № 9. Как выбрать место для сооружения временного жилища.
Алгоритм № 10. Что надо делать при сооружении временного жилища.
Урок № 6. Способы добывания огня.
Учебные вопросы.
- Выбор места и правила разведения костра.
- Виды костров.
- Способы добывания и сохранения огня.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками разведения костра.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с видами костров.
- развивающие: формирование умений и навыков разведения костров, выбора места для них, способа сохранения и переноски огня.
- воспитательные: формирование культуры безопасности на отдыхе.
Рекомендуемая литература:
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учеб заведений. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Методическое пособие. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока:
Структура | Методы и приемы обучения | Наглядное пособие | Время |
1. Вводная часть а. вводная часть б. постановка познавательных задач урока в. связь с предыдущем материалом | Рассказ У. с элементами фронтальной беседы. | - | 5 мин. |
2. Проверка домашнего задания | Индивидуальный и фронтальный опрос | - | 10 мин. |
3. Изучение нового материала | Объяснение, рассказ, графические организаторы. | Мультимедийная поддержка посредствам интерактивной доски. | 15 мин. |
4. Закрепление полученного материала | Фронтальная беседа | - | 10 мин. |
5. Заключительная часть | Инструктаж учащихся. | - | 5 мин. |
Вопросы для проверки домашнего задания:
Перечислите требования к выбору места для жилища и поясните их. Чем объяснить сохранение тепла в снежной пещере, иглу? Нарисуйте возможные варианты устройства снежной пещеры, используя рельеф местности.
Основное содержание урока.
Основные требования к месту и особенностям выбора места, где предполагается развести костер. Соблюдение мер пожарной безопасности.
Что не надо делать, разводя костер:
- Не разводите костер возле деревьев
- Не используйте для костра живые деревья
- Не разводите костер на торфяных болотах
- Не оставляйте без присмотра горящий костер
Разведение костра. Условия разведения костра. Растопка, ветки, поленья. Правила укладки топлива и разведения костра. Особенности разведения костра в ненастную погоду. Заготовка дров. Акцентируйте внимание учеников на том, что не рекомендуется делать, разводя костер.
Виды костров: пламенные, жаровые, дымовые, и их назначение. Типы жаровых костров: «шалаш», «колодец», «решетка», «звездный», «таежный», «нодья». Устройство экрана для увеличения тепла во время ночевки под навесом.
Способы добывания огня с помощью огнива, кремня и трута; с помощью «лука» и палочки. Способы сохранения огня.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
Перечислите функции костра. Что необходимо сделать перед разжиганием костра? Как выбрать место для костра? Перечислите меры противопожарной безопасности при разжигании костра. Назовите виды костров и их назначение. Какие способы разведения огня вы знаете?
Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.6.
Практическое задание. Во время прогулки в лесу или на даче выберите подходящее место для костра. Покажите родителям, как укладываются дрова для костра типа «шалаш», «колодец», «звездный», «таежный», «нодья». Организуйте соревнования - кто быстрее разожжет костер (возьмите при этом одинаковое количество спичек и приготовьте растопку).
При рассмотрении этого урока целесообразно использовать следующие графические организаторы:
Алгоритм № 11. Как правильно развести костер.
Место для разведения костра
Разведение костра.
Урок № 7. Обеспечение питанием и водой.
Учебные вопросы.
- Обеспечение питанием в условиях автономного существования.
- Обеспечение водой в условиях автономного существования.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о способах обеспечения водой и питанием в условиях автономного существования.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с основами обеспечения питанием и водой в условиях автономного существования.
- развивающие: формирование умений и навыков по обеспечению водой и питанием в условиях автономного существования.
- воспитательные: формирование культуры безопасности на отдыхе.
Рекомендуемая литература:
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учеб заведений. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Методическое пособие. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока:
Структура | Методы и приемы обучения | Наглядное пособие | Время |
1. Вводная часть а. вводная часть б. постановка познавательных задач урока в. связь с предыдущем материалом | Рассказ У. с элементами фронтальной беседы. | - | 5 мин. |
2. Проверка домашнего задания | Индивидуальный и фронтальный опрос | - | 10 мин. |
3. Изучение нового материала | Объяснение, рассказ, графические организаторы. | Мультимедийная поддержка посредствам интерактивной доски. | 15 мин. |
4. Закрепление полученного материала | Фронтальная беседа | - | 10 мин. |
5. Заключительная часть | Инструктаж учащихся. | - | 5 мин. |
Вопросы для проверки домашнего задания:
Перечислите функции костра. Что необходимо сделать перед разжиганием костра? Как выбрать место для костра? Перечислите меры противопожарной безопасности при разжигании костра. Назовите виды костров и их назначение. Какие способы разведения огня вы знаете?
Основное содержание урока.
Сохранение работоспособности при отсутствии пищи и воды в условиях автономного существования.
Обеспечение питанием из резервов природы. Съедобные растения, насекомые, животные. Поиск и сбор растительной пищи - гарантия выживания при полном отсутствии продуктов питания.
Обеспечение водой. Потребность человека в воде. Использование воды из водоемов. Использование снега, льда.
Проблема очистки и обеззараживания воды в природных условиях. Способы очистки и обеззараживания воды. Способы добывания воды: сбор дождевой воды или росы с веток деревьев; специальное устройство для добывания воды.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
Чем является пища и вода для организма? Какую растительную пищу в вашей местности можно найти? Какие способы очистки воды вы знаете? Назовите способы получения воды при отсутствии водоисточников.
Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.7.
Практические задания.
Попробуйте собрать воду в полиэтиленовый пакет, накинутый на ветку, а также используя перегонное устройство для сбора воды.
При рассмотрении этого урока целесообразно использовать следующие графические организаторы:
Алгоритм № 12. Как сохранить работоспособность при отсутствии пищи и воды.
Алгоритм № 13. Обеспечение водой в автономном существовании.
Алгоритм № 14. Обеспечение питанием в автономном существовании.
Урок № 8. Поиск и приготовление пищи.
Учебные вопросы.
- Поиск и сбор растительной пищи.
- Способы приготовления пищи.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками приготовления пищи на костре в условиях автономного существования на природе.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с правилами использовании заготовки, использования и хранения растений.
- развивающие: формирование умений поиска, сбора и приготовления пищи.
- воспитательные: формирование культуры безопасности на отдыхе.
Рекомендуемая литература:
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учеб заведений. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Методическое пособие. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
Рекомендуемые мультимедиа:
- Мультимедийное учебное пособие ОБЖ 6 класс. – Департамент гражданской защиты МЧС России. 2006.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока:
Структура | Методы и приемы обучения | Наглядное пособие | Время |
1. Вводная часть а. вводная часть б. постановка познавательных задач урока в. связь с предыдущем материалом | Рассказ У. с элементами фронтальной беседы. | - | 5 мин. |
2. Проверка домашнего задания | Индивидуальный и фронтальный опрос | - | 10 мин. |
3. Изучение нового материала | Объяснение, рассказ, графические организаторы. | Мультимедийная поддержка посредствам интерактивной доски. | 15 мин. |
4. Закрепление полученного материала | Фронтальная беседа | - | 10 мин. |
5. Заключительная часть | Инструктаж учащихся. | - | 5 мин. |
Вопросы для проверки домашнего задания:
Чем является пища и вода для организма? Какую растительную пищу в вашей местности можно найти? Какие способы очистки воды вы знаете? Назовите способы получения воды при отсутствии водоисточников.
Основное содержание урока.
Поиск и сбор дикорастущих съедобных растений. Период сбора растений. Использование для пищи листьев, стеблей и побегов. Использование для пищи нижних частей растений - клубней, корней, луковиц. Меры предосторожности при употреблении растительной пищи.
Способы кипячения воды и приготовления растительной пищи при отсутствии посуды. Использование для варки нагретых камней. Приготовление пищи на костре.
Способы приготовления на костре рыбы и мелких животных. Рыбная ловля в условиях автономного существования. Рекомендации по рыбной оснастке и некоторые правила ловли рыбы.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
Когда лучше собирать листья, стебли и побеги растений? Почему растения, находящиеся в тени, имеют более сочные листья? Какие меры предосторожности надо соблюдать при приготовлении клубней, корешков? Как вскипятить воду, не имея посуды? Какие еще приспособления вы можете предложить для подвешивания или установки посуды над костром?
Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.8.
Практическое задание. Попросите папу (брата) сходить с вами на рыбалку. Для этого приготовьте наживку, снасти. Удачи вам!
Урок № 9. Сигналы бедствия.
Учебные вопросы.
- Способы подачи сигналов бедствия.
- Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками в изготовлении простейших сигнальных средств - сигнальные зеркала и иметь представление о способах подачи сигналов бедствия.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с международной кодовой таблицей символов, с сигнальными зеркалами.
- развивающие: формирование умений и навыков подачи сигналов бедствия; изготовления сигнальных зеркал.
- воспитательные: формирование культуры безопасности на отдыхе.
Рекомендуемая литература:
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учеб заведений. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Методическое пособие. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока:
Структура | Методы и приемы обучения | Наглядное пособие | Время |
1. Вводная часть а. вводная часть б. постановка познавательных задач урока в. связь с предыдущем материалом | Рассказ У. с элементами фронтальной беседы. | - | 5 мин. |
2. Проверка домашнего задания | Индивидуальный и фронтальный опрос | - | 10 мин. |
3. Изучение нового материала | Объяснение, рассказ, графические организаторы. | Мультимедийная поддержка посредствам интерактивной доски. | 15 мин. |
4. Закрепление полученного материала | Фронтальная беседа | - | 10 мин. |
5. Заключительная часть | Инструктаж учащихся. | - | 5 мин. |
Вопросы для проверки домашнего задания:
Когда лучше собирать листья, стебли и побеги растений? Почему растения, находящиеся в тени, имеют более сочные листья? Какие меры предосторожности надо соблюдать при приготовлении клубней, корешков? Как вскипятить воду, не имея посуды? Какие еще приспособления вы можете предложить для подвешивания или установки посуды над костром?
Основное содержание урока.
Использование сигналов бедствия в экстремальных ситуациях. Сигнальные костры и их устройство. Использование одежды для подачи сигналов.
Специальные знаки международной кодовой таблицы сигналов.
Сигнальное зеркало (одинарное и двойное), его изготовление и правила подачи сигналов бедствия.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
Перечислите способы подачи сигналов бедствия днем? Ночью? Почему туристы, спасатели стараются одеваться в яркую одежду? Приобретают рюкзаки и палатки ярких расцветок? Для чего применяется сигнальное зеркало? Из чего можно выложить знаки международной кодовой таблицы сигналов в экстремальной ситуации?
Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.9.
Практические задания.
1. Вместе с родителями выберите полянку в лесу и разложите из ярких лент несколько специальных знаков из кодовой таблицы символов.
2. Изготовьте вместе с папой (братом) сигнальное зеркальце. Попробуйте его использовать в солнечную погоду.
Заключение
Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, «с высоты птичьего полёта». Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.
Созданный мною комплекс уроков и комплекс графических интерактивных материалов к ним повысит интерес учащихся к освоению курса основ безопасности жизнедеятельности, что в дальнейшем приведет к целостному формированию их культуры безопасности, предполагающей развитие навыков сравнения, сопоставления, обобщения, анализа информации. В результате обучения учащиеся поймут причинно - следственную взаимосвязь событий с их дальнейшим развитием, научатся работать с информацией в разных знаковых системах.
С грядущей ротацией педагогических кадров в средней школе будет планомерней внедрятся деятельностный подход к обучению, который сейчас почти не используются, к сожалению сейчас процесс обучения в основном носит объяснительно-иллюстративный, репродуктивный характер.
Список используемой литературы.
- Абаскалова Н. П. Основы методики преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности в вузе»: учебно–методическое пособие. – Новосибирск, изд. НГПУ, 2004.
- Абаскалова Н.П.: Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2008.
- Айзман Р.И., Шуленина Н. С., Ширшова В. М. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. - Сибирское университетское издательство, 2009
- Генике Е.А, Трифонова Е.А. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Том 1. Под общей ред. Л.И. Семиной. – Москва, изд. Бонфи, 2002.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения - Москва, изд. ИНТОР, 1996.
- Драйден Г., Вос Дж. Революция в обучении. Пер. с англ. – Москва, ООО «Парвинэ», 2003.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. - Москва, изд. Педагогика, 1989.
- Жигарев О.Л. Безопасный отдых и туризм: учебно-методический комплекс. – Новосибирск, изд. НГПУ,2008.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва, изд. Академия, 2001.
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. – Москва, изд. Просвещение, 2004.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – Москва, Педагогический поиск, 2003 г.
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учеб заведений. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
- Кузнецов М.И, Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Методическое пособие. – Москва, изд. Дрофа, 2008.
- Павлова О.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Автономное существование в природных условиях. 9 класс: элективный курс. – Волгоград, изд. Учитель, 2007.
- Пидкасистый П.И. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – Москва, Педагогическое общество России, 1998.
- Ряписов Н.А., Ряписова А.Г. Формы организации обучения: учебно-методическое пособие. – Новосибирск, изд. НГПУ, 2005.
- Стил Дж., Мередит К.С., Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления: Междисциплинарная программа в 8 частях. – Москва, Институт «Открытое общество», 1997.
- Уайзман Дж. Руководство по выживанию – Москва, изд. АСТ, 2005 г.
- Халпери Д. Психология критического мышления. – Санкт-Петербург, изд. Питер, 2000 г.
Приложение № 1.
Контрольная работа по главе «Автономное существование человека в природе».
Вариант 1.
1. Что нужно знать, если вы попали в экстремальную ситуацию?
2. Что нужно знать, если вы заблудились и не можете найти свои следы?
3. Какими способами можно определить стороны света на местности?
4. Как выбрать место для сооружения временного жилища?
5. Как сохранить работоспособность при отсутствии пищи и воды?
6. Какие вы знаете способы приготовления пищи и кипячения воды при отсутствии посуды?
Вариант 2.
1. Что нужно делать, если вы попали в экстремальную ситуацию?
2. Что нужно делать, если в походе вы отстали от группы?
3. Какие способы преодоления водных преград вы знаете? Как нужно правильно преодолевать водные преграды (реки, болота)?
4. Как надо правильно разводить костер?
5. Перечислите основные правила обеспечения питанием и водой в условиях автономного существования.
Приложение № 2
Комплекс графических интерактивных материалов для главы «Автономное существование человека в природе», созданный при помощи программы Microsoft Office Power Point.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРименение технологии "Эвристическое обучение" в процессе обучения математике
Данная статья содержит краткое описание технологии ЭО, а также примеры ее практического применения...
Методика и содержание обучения учащихся 5 классов с применением технических средств обучения.
В данной работе представлена авторская программа раздела с пояснительной запиской. Разработаны методические подходы к организации учебного процесса с составлением планов-конспектов уроков. Приве...
Применение кластеров на уроках истории.
Статья о применении визуализации материала урока в форме кластера....
Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики
Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...
Проект урока по теме "Применение производной в различных областях науки и техники" с применением технологии разноуровневого обучения
Урок проводится по технологии разноуровневого обучения. Его цель-показать важность значения производной в исследовании процессов окружающего мира.Урок призван способствовать развитию у студентов иссле...
Статья "Применение кластеров на уроках математики"
Применение кластеров на уроках математики....