Проект урока по теме "Применение производной в различных областях науки и техники" с применением технологии разноуровневого обучения
методическая разработка по алгебре

Урок проводится по технологии разноуровневого обучения. Его цель-показать важность значения производной в исследовании процессов окружающего мира.Урок призван способствовать развитию у студентов исследовательских навыков, умению работать с большим объемом информации, осуществлять отбор и анализ информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока по дисциплине «Математика»

 по теме «Применение производной в различных областях науки и техники»

    Открытый урок по теме «Применение производной в различных областях науки и техники» входит в систему уроков по теме «Производная и ее геометрический смысл». Его цель – показать важность значения производной в исследовании процессов окружающего мира. Урок призван способствовать развитию у студентов исследовательских навыков, умению работать с большим объемом информации, осуществлять отбор и анализ информации.

    По типу урок комбинированный, он включает семь этапов. Основным этапом является этап представления и защиты исследовательских работ, при подготовке к которому студенты провели теоретические исследования и подобрали задачи с практическим содержанием. В ходе урока на этапе актуализации знаний используется групповая работа, позволяющая более слабым студентам получать консультации не только от преподавателя, но и от  своих товарищей, что более ценно. Задания предлагаются разноуровневые и ориентированы на более глубокое усвоение знаний и развитие самостоятельных навыков в выборе методов решения.

Технологическая карта урока

Специальность: 38.02.07 Банковское дело

Преподаватель: Сидорова Н.И.

Тема: Применение производной в различных областях науки и техники

Вид занятия: Урок теоретического и практического исследования

Тип урока: Комбинированный

Образовательная технология: технология разноуровневого обучения

Целевые ориентации занятия

  1. Предметные: показать важность значения производной в исследовании процессов окружающего мира; объяснить теоретическую и практическую необходимость производной для решения задач в различных областях науки и техники.
  2. Метапредметные: создать условия для развития мыслительных способностей студентов в процессе работы с различными источниками информации, осуществлять выбор (источников информации, видов и типов проектов, форм пррезентаций); выполнения разноуровневых заданий; развивать умения применять математические знания при решении задач прикладного характера; развивать умение делать выводы на основе большого количества информации.  
  3. Личностные: создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы, способствовать формированию коммуникативных навыков.

Основное содержание темы

Формулы  и правила дифференцирования. Геометрический, механический, биологический, химический, географический, экономический смысл производной.

Термины и понятия

Производная, скорость, путь, ускорение, кинетическая энергия, сила тока.

Планируемые результаты

Личностные умения:

Внимание к собеседнику, докладчику, аккуратность в высказываниях, уважение мнения других, расширение кругозора.  

Метапредметные умения

Познавательные:

умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии); умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждений, аргументировать свои действия.

Регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки.

Коммуникативные: умение слушать преподавателя, выступающих студентов, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, умение находить общее решение.

Предметные умения

Студенты должны знать и уметь:

А: формулы и правила дифференцирования, геометрический и механический смысл производной; уметь находить производные элементарных функций, пользуясь таблицей производных и правилами дифференцирования суммы(разности) и произведения;

Б: формулу дифференцирования сложной функции, уметь вычислять производные сложных функций, применяя формулы дифференцирования и правило дифференцирования частного; свободно «читать» графики;

В: уметь применять полученные знания при решении прикладных задач.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Химия, география, физика, биология, экономика

Информационный материал:

  1. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / [ Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева и др.] – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.  – 463 с.

Интерактивный материал: Мультимедийное приложение к уроку

Раздаточный материал: разноуровневые задания, рабочие листы.

Фронтальная.

Индивидуальная.  

Групповая.


Этапы занятия

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Время

1

Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Приветствует студентов с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Приветствие преподавателя. Настраиваются на восприятие материала.

2 мин

2

Сообщение темы, постановка цели.

Сообщение темы, обеспечение принятия студентами цели учебно-познавательной деятельности.

Задает вопросы, чтобы определить цель и задачи:

  1. С ее появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;
  2. Ньютон назвал ее «флюксией» и обозначил точкой;
  3. Бывает первой, второй…
  4. Обозначается штрихом.  

Объявляет тему урока и сообщает цели урока.

Диалог со студентами: обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.

Записывают тему в тетрадь.

2 мин

3

Мотивация к учебной деятельности

Создание условий для формирования внутренней потребности студентов во включении в учебную деятельность.

Создает условия для формирования внутренней потребности студентов во включении в учебную деятельность

Готовность студентов к активной учебной деятельности

5мин

4

Актуализация знаний

Проверка качества и уровеня знаний студентов по изучаемой теме, их коррекция.

Задание1. «Лови ошибку!»

Задание2.«Заполните таблицу»

Задание3.«Задачи в картинках»

Задание4. Выполнение заданий по уровням:

А: №876(1)

Б: №883(2)

В: №891

Студенты выполняют задания в группах

30 мин

5

Представление и защита работ студентами-исследователями

Исследование и представление работ по применению производной в различных областях науки и техники.

Предлагает прослушать и проанализировать результаты исследовательских работ.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Представляют исследовательские работы:

Производная в физике.

Производная в химии и биологи.

Производная в географии.

Производная в экономике.

Студенты слушают докладчиков, анализируют,  записывают выводы и формулы.

40 мин

6

Рефлексия

Целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого студента собственного отношения к изучаемому материалу.

Организует беседу с группой по вопросам:

  1. Достигли ли вы цели урока?
  2. Что было главным на уроке?
  3. Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
  4. Что нового вы узнали?
  5. Что было интересным?
  6. Чему научились?

Обобщают материал урока.

Анализируют свои действия и оценивают результат.

6 мин.

7

Подведение итогов урока. Оценка деятельности студентов.

Формулирование выводов

Объявляет и комментирует оценки.

Оценивают свою деятельность

3 мин

8

Домашнее задание

Мотивация выполнения домашнего задания.

Демонстрирует слайд с домашним заданием, дает к нему комментарии.

Записывают в тетрадь.

2 мин

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, постановка цели занятия.

   Сегодня, я хочу начать урок с того, что предложить вам самим определить тему, а для этого вы должны отгадать ключевое слово. Даю вам несколько подсказок:

- с ее появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;

- Ньютон назвал ее «флюксией» и обозначал точкой;

- бывает 1-ой, 2-ой и …

- обозначается штрихом.

   Да, действительно сегодня мы будем говорить об этой удивительной производной и ее применении в различных областях науки.

   Запишите тему урока: «Производная и её применение в различных областях науки и техники».

   Цель: исследовать применение методов дифференциального исчисления к решению задач из различных областей науки и техники.

   Поэтому в качестве девиза будут слова немецкого поэта, мыслителя Иоганна  Гете:

              «Просто знать – еще не все, знания нужно использовать»

  1. Мотивация  к учебной деятельности.

   Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Немало выдающихся ученых посвятили свою жизнь исследованиям в области дифференциального исчисления: французские математики Пьер ферма и Рене Декарт открыли метод касательных к алгебраическим кривым, который лег в основу дифференциального исчисления. Основоположниками дифференциального исчисления считают немецкого математика, философа Г.Лейбница и И.Ньютона – великого математика, физика, о ярком даровании которого свидетельствует эпиграмма XVIII века:

«Был этот мир глубокой тьмой окутан

Да будет свет! И вот явился Ньютон».

   Значительный вклад в развитие дифференциального исчисления в результате решения прикладных задач внесли швейцарский математик Якоб Бернулли, голландский ученый Христиан Гюйгенс после решения задачи о форме, подвешенной за концы массивной цепи написал известному французскому математику Гиному Лопиталю о широте применения методов дифференциального исчисления: «Я вижу с удивлением и восхищением обширность и плодовитость нового метода. Куда бы я ни обратил взор, я замечаю для него новые приложения, я предвижу его бесконечное развитие и прогресс».

   Действительно, методы дифференциального исчисления и сегодня находят многочисленные практические применения в решении задач производства и экономики.

   Поэтому я предложила вам пойти по пути великих ученых и провести свои исследования в этой области. Сегодня мы увидим насколько успешно вы справились с задачей самостоятельного отбора и анализа информации.

   А чтобы у вас была путеводная звезда, к которой бы вы шли, я выдвинула гипотезу : 

«Дифференциальное исчисление - это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники».

  В ходе исследовательской работы вы должны были либо подтвердить, либо опровергнуть данную гипотезу.

IV.  Актуализация знаний

  1. Но перед тем как мы перейдем к представлению и обсуждению ваших проектов, проверим ваши знания по теме «Производная и ее геометрический смысл».

 Каждой группе предлагаются задания:

1.Сопоставьте функцию и ее производную:

Функция

Производная

  1. хр

1.

2. ax lna

  1. sinx

3.

  1. ex

4.pxp-1

  1. ctgx

5.cosx

  1. cosx

6.

  1. ax

7.

  1. lnx

8.ex

  1. tgx

9.-sinx

  1. Вычислить производную функции
  2. Указать пары: «Функция- график ее производной»

4.Каждая группа выполняет разноуровневые задания с последующем оформлением на доске.

А: №876(1)

Б: №883(2)

В: №891

  1. Представление и защита работ студентами – исследователями.

При подготовке к занятию каждая творческая группа провела самостоятельно исследования по темам:

  • Производная в физике
  • Производная в химии и биологии
  • Производная в географии
  • Производная в экономике

 и, надеюсь, что каждый из вас убедился в важности роли производной в исследовании процессов окружающего мира,  практической необходимости и теоретическую значимости темы "Производная".

Защита проектов.

     Первая группа работала над темой «Производная в физике». Они рассмотрели теоретические аспекты и практические задачи в области механики и электричества.

     В химии и биологии дифференциальное исчисление также нашло широкое применение для построения математических моделей химических реакций и последующего описания их свойств. Подробнее об этом расскажут студенты второй творческой группы.

     А хотели бы вы узнать, как производная применяется в географии и как с ее помощью решается вопрос о численности населения на ограниченной территории в данный момент времени? Такие исследования провели студенты третьей группы.

     Вы будущие банковские работники, но уже сейчас вам знакомы такие понятия как издержки производства, спрос и предложение. В прогнозах и анализе ценовой политики широко применяется понятие эластичности спроса относительно цены товара. Оказывается, производная тоже нашла применение в решении этих вопросов. Исследования в области экономики провели студенты группы 4. Предоставим им слово.

VI.  Рефлексия

Мы прослушали все выступления. Что же вы скажете о нашей гипотезе «Дифференциальное исчисление – это описание окружающего нас мира на математическом языке»? подтвердили мы ее или опровергли?

Студенты делают вывод:

Производная функции используется всюду, где есть неравномерное протекание процесса:

  • Неравномерное механическое движение;
  • Переменный ток;
  • Химические реакции;
  • Радиоактивный распад вещества;
  • Социологические исследования прироста населения;
  • Оборот предприятия по выпускаемой продукции.

Думаю, мы убедились в важности изучаемой темы «Производная», ее роли в исследовании процессов науки и техники, в возможности конструирования по реальным событиям математической модели для решения важных задач.

VII. Подведение итогов урока. Оценка деятельности студентов.

VIII.  Домашнее задание

       А: №878

       Б: №883(б)

       В: №890

Творческое задание: составить кроссворд по теме «Применение производной»

В заключении хочу вам прочитать стихотворение американского математика Мориса Клайна.

         «Музыка может возвышать или умиротворять душу,

          Живопись – радовать глаз,

          Философия- удовлетворять потребности разума,

          Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,

           А математика способна достичь всех  этих целей».

Приложение.                                                                

                                                                           

Рабочий лист группы №

Консультант:

Тема: Применение производной в различных областях науки и техники

Области применения

Основные понятия

Формулы

Оценочный лист

Задание

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Лови ошибку!

9

Заполни таблицу.

4

Задачи в картинках.

3

Разноуровневые задания

А:  3балла

Б:  4балла

  В:  5баллов

Защита проекта

5

Итого

33

Ваша оценка за урок:

26-33:  оценка «5»

19-25: оценка «4»

16-18: оценка «3»

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по применению технологии разноуровневого обучения

В данном материле кратко описан мой опыт работы по технологии разноуровневого обучения. Применение данной технологии способствует созданию в классе чувства "успешности" у каждого учащегося. В качестве...

Разработка урока по алгебре для 11 класса. Тема: "Применение производной в различных областях науки"

Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию к данному уроку, а также раздаточный материал для самостоятельной работы детьми. Презназначен для закрепления и обобщения темы "Производная" ,...

Открытый урок на тему: "Применение производной в различных областях науки".

Урок по теме «Применение производной в различных областях науки». Урок проводится после изучения физического смысла производной, производных элементарных функций. Форма организации у...

Доклад на методическом объединении "Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода на уроках столярного дела через применение технологии разноуровневого обучения"

Технология разноуровневого обучения на уроках трудового обучения в специальнойкоррекционной школе VIII   вида предполагает учёт индивидуальных особенностейучеников. Это соответствует совреме...

Применение технологии разноуровневого обучения на уроках истории

Фрагменты  уроков истории, на которых  применяется  технология разноуровневого обучения....

Методическая разработка практического занятия по немецкому языку для студентов 1 курса с применением технологии разноуровневого обучения в системе СПО на тему: "Выбор профессии - дело ответственное"

Учебное занятие по немецкому языку на тему «Выбор профессии – дело ответственное» разработано и спланировано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательн...