Проект урока по теме "Применение производной в различных областях науки и техники" с применением технологии разноуровневого обучения
методическая разработка по алгебре
Урок проводится по технологии разноуровневого обучения. Его цель-показать важность значения производной в исследовании процессов окружающего мира.Урок призван способствовать развитию у студентов исследовательских навыков, умению работать с большим объемом информации, осуществлять отбор и анализ информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология разноуровневого обучения | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по дисциплине «Математика»
по теме «Применение производной в различных областях науки и техники»
Открытый урок по теме «Применение производной в различных областях науки и техники» входит в систему уроков по теме «Производная и ее геометрический смысл». Его цель – показать важность значения производной в исследовании процессов окружающего мира. Урок призван способствовать развитию у студентов исследовательских навыков, умению работать с большим объемом информации, осуществлять отбор и анализ информации.
По типу урок комбинированный, он включает семь этапов. Основным этапом является этап представления и защиты исследовательских работ, при подготовке к которому студенты провели теоретические исследования и подобрали задачи с практическим содержанием. В ходе урока на этапе актуализации знаний используется групповая работа, позволяющая более слабым студентам получать консультации не только от преподавателя, но и от своих товарищей, что более ценно. Задания предлагаются разноуровневые и ориентированы на более глубокое усвоение знаний и развитие самостоятельных навыков в выборе методов решения.
Технологическая карта урока
Специальность: 38.02.07 Банковское дело
Преподаватель: Сидорова Н.И.
Тема: Применение производной в различных областях науки и техники
Вид занятия: Урок теоретического и практического исследования
Тип урока: Комбинированный
Образовательная технология: технология разноуровневого обучения
Целевые ориентации занятия |
| |
Основное содержание темы | Формулы и правила дифференцирования. Геометрический, механический, биологический, химический, географический, экономический смысл производной. | |
Термины и понятия | Производная, скорость, путь, ускорение, кинетическая энергия, сила тока. | |
Планируемые результаты | ||
Личностные умения: Внимание к собеседнику, докладчику, аккуратность в высказываниях, уважение мнения других, расширение кругозора. | Метапредметные умения Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии); умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждений, аргументировать свои действия. Регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки. Коммуникативные: умение слушать преподавателя, выступающих студентов, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, умение находить общее решение. | Предметные умения Студенты должны знать и уметь: А: формулы и правила дифференцирования, геометрический и механический смысл производной; уметь находить производные элементарных функций, пользуясь таблицей производных и правилами дифференцирования суммы(разности) и произведения; Б: формулу дифференцирования сложной функции, уметь вычислять производные сложных функций, применяя формулы дифференцирования и правило дифференцирования частного; свободно «читать» графики; В: уметь применять полученные знания при решении прикладных задач. |
Организация образовательного пространства | ||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Химия, география, физика, биология, экономика | Информационный материал:
Интерактивный материал: Мультимедийное приложение к уроку Раздаточный материал: разноуровневые задания, рабочие листы. | Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. |
№ | Этапы занятия | Цель этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Время |
1 | Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Приветствует студентов с целью создания благоприятной атмосферы урока. | Приветствие преподавателя. Настраиваются на восприятие материала. | 2 мин |
2 | Сообщение темы, постановка цели. | Сообщение темы, обеспечение принятия студентами цели учебно-познавательной деятельности. | Задает вопросы, чтобы определить цель и задачи:
Объявляет тему урока и сообщает цели урока. | Диалог со студентами: обмениваются мнениями, отвечают на вопросы. Записывают тему в тетрадь. | 2 мин |
3 | Мотивация к учебной деятельности | Создание условий для формирования внутренней потребности студентов во включении в учебную деятельность. | Создает условия для формирования внутренней потребности студентов во включении в учебную деятельность | Готовность студентов к активной учебной деятельности | 5мин |
4 | Актуализация знаний | Проверка качества и уровеня знаний студентов по изучаемой теме, их коррекция. | Задание1. «Лови ошибку!» Задание2.«Заполните таблицу» Задание3.«Задачи в картинках» Задание4. Выполнение заданий по уровням: А: №876(1) Б: №883(2) В: №891 | Студенты выполняют задания в группах | 30 мин |
5 | Представление и защита работ студентами-исследователями | Исследование и представление работ по применению производной в различных областях науки и техники. | Предлагает прослушать и проанализировать результаты исследовательских работ. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Представляют исследовательские работы: Производная в физике. Производная в химии и биологи. Производная в географии. Производная в экономике. Студенты слушают докладчиков, анализируют, записывают выводы и формулы. | 40 мин |
6 | Рефлексия | Целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого студента собственного отношения к изучаемому материалу. | Организует беседу с группой по вопросам:
| Обобщают материал урока. Анализируют свои действия и оценивают результат. | 6 мин. |
7 | Подведение итогов урока. Оценка деятельности студентов. | Формулирование выводов | Объявляет и комментирует оценки. | Оценивают свою деятельность | 3 мин |
8 | Домашнее задание | Мотивация выполнения домашнего задания. | Демонстрирует слайд с домашним заданием, дает к нему комментарии. | Записывают в тетрадь. | 2 мин |
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы, постановка цели занятия.
Сегодня, я хочу начать урок с того, что предложить вам самим определить тему, а для этого вы должны отгадать ключевое слово. Даю вам несколько подсказок:
- с ее появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;
- Ньютон назвал ее «флюксией» и обозначал точкой;
- бывает 1-ой, 2-ой и …
- обозначается штрихом.
Да, действительно сегодня мы будем говорить об этой удивительной производной и ее применении в различных областях науки.
Запишите тему урока: «Производная и её применение в различных областях науки и техники».
Цель: исследовать применение методов дифференциального исчисления к решению задач из различных областей науки и техники.
Поэтому в качестве девиза будут слова немецкого поэта, мыслителя Иоганна Гете:
«Просто знать – еще не все, знания нужно использовать»
- Мотивация к учебной деятельности.
Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Немало выдающихся ученых посвятили свою жизнь исследованиям в области дифференциального исчисления: французские математики Пьер ферма и Рене Декарт открыли метод касательных к алгебраическим кривым, который лег в основу дифференциального исчисления. Основоположниками дифференциального исчисления считают немецкого математика, философа Г.Лейбница и И.Ньютона – великого математика, физика, о ярком даровании которого свидетельствует эпиграмма XVIII века:
«Был этот мир глубокой тьмой окутан
Да будет свет! И вот явился Ньютон».
Значительный вклад в развитие дифференциального исчисления в результате решения прикладных задач внесли швейцарский математик Якоб Бернулли, голландский ученый Христиан Гюйгенс после решения задачи о форме, подвешенной за концы массивной цепи написал известному французскому математику Гиному Лопиталю о широте применения методов дифференциального исчисления: «Я вижу с удивлением и восхищением обширность и плодовитость нового метода. Куда бы я ни обратил взор, я замечаю для него новые приложения, я предвижу его бесконечное развитие и прогресс».
Действительно, методы дифференциального исчисления и сегодня находят многочисленные практические применения в решении задач производства и экономики.
Поэтому я предложила вам пойти по пути великих ученых и провести свои исследования в этой области. Сегодня мы увидим насколько успешно вы справились с задачей самостоятельного отбора и анализа информации.
А чтобы у вас была путеводная звезда, к которой бы вы шли, я выдвинула гипотезу :
«Дифференциальное исчисление - это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники».
В ходе исследовательской работы вы должны были либо подтвердить, либо опровергнуть данную гипотезу.
IV. Актуализация знаний
- Но перед тем как мы перейдем к представлению и обсуждению ваших проектов, проверим ваши знания по теме «Производная и ее геометрический смысл».
Каждой группе предлагаются задания:
1.Сопоставьте функцию и ее производную:
Функция | Производная |
| 1. |
2. ax lna | |
| 3. |
| 4.pxp-1 |
| 5.cosx |
| 6. |
| 7. |
| 8.ex |
| 9.-sinx |
- Вычислить производную функции
- Указать пары: «Функция- график ее производной»
4.Каждая группа выполняет разноуровневые задания с последующем оформлением на доске.
А: №876(1)
Б: №883(2)
В: №891
- Представление и защита работ студентами – исследователями.
При подготовке к занятию каждая творческая группа провела самостоятельно исследования по темам:
- Производная в физике
- Производная в химии и биологии
- Производная в географии
- Производная в экономике
и, надеюсь, что каждый из вас убедился в важности роли производной в исследовании процессов окружающего мира, практической необходимости и теоретическую значимости темы "Производная".
Защита проектов.
Первая группа работала над темой «Производная в физике». Они рассмотрели теоретические аспекты и практические задачи в области механики и электричества.
В химии и биологии дифференциальное исчисление также нашло широкое применение для построения математических моделей химических реакций и последующего описания их свойств. Подробнее об этом расскажут студенты второй творческой группы.
А хотели бы вы узнать, как производная применяется в географии и как с ее помощью решается вопрос о численности населения на ограниченной территории в данный момент времени? Такие исследования провели студенты третьей группы.
Вы будущие банковские работники, но уже сейчас вам знакомы такие понятия как издержки производства, спрос и предложение. В прогнозах и анализе ценовой политики широко применяется понятие эластичности спроса относительно цены товара. Оказывается, производная тоже нашла применение в решении этих вопросов. Исследования в области экономики провели студенты группы 4. Предоставим им слово.
VI. Рефлексия
Мы прослушали все выступления. Что же вы скажете о нашей гипотезе «Дифференциальное исчисление – это описание окружающего нас мира на математическом языке»? подтвердили мы ее или опровергли?
Студенты делают вывод:
Производная функции используется всюду, где есть неравномерное протекание процесса:
- Неравномерное механическое движение;
- Переменный ток;
- Химические реакции;
- Радиоактивный распад вещества;
- Социологические исследования прироста населения;
- Оборот предприятия по выпускаемой продукции.
Думаю, мы убедились в важности изучаемой темы «Производная», ее роли в исследовании процессов науки и техники, в возможности конструирования по реальным событиям математической модели для решения важных задач.
VII. Подведение итогов урока. Оценка деятельности студентов.
VIII. Домашнее задание
А: №878
Б: №883(б)
В: №890
Творческое задание: составить кроссворд по теме «Применение производной»
В заключении хочу вам прочитать стихотворение американского математика Мориса Клайна.
«Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Философия- удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
А математика способна достичь всех этих целей».
Приложение.
Рабочий лист группы № | ||
Консультант: | ||
Тема: Применение производной в различных областях науки и техники | ||
Области применения | Основные понятия | Формулы |
Оценочный лист | ||
Задание | Максимальное количество баллов | Набранное количество баллов |
Лови ошибку! | 9 | |
Заполни таблицу. | 4 | |
Задачи в картинках. | 3 | |
Разноуровневые задания | А: 3балла Б: 4балла В: 5баллов | |
Защита проекта | 5 | |
Итого | 33 | |
Ваша оценка за урок: | 26-33: оценка «5» 19-25: оценка «4» 16-18: оценка «3» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по применению технологии разноуровневого обучения
В данном материле кратко описан мой опыт работы по технологии разноуровневого обучения. Применение данной технологии способствует созданию в классе чувства "успешности" у каждого учащегося. В качестве...
Разработка урока по алгебре для 11 класса. Тема: "Применение производной в различных областях науки"
Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию к данному уроку, а также раздаточный материал для самостоятельной работы детьми. Презназначен для закрепления и обобщения темы "Производная" ,...
Открытый урок на тему: "Применение производной в различных областях науки".
Урок по теме «Применение производной в различных областях науки». Урок проводится после изучения физического смысла производной, производных элементарных функций. Форма организации у...
Доклад на методическом объединении "Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода на уроках столярного дела через применение технологии разноуровневого обучения"
Технология разноуровневого обучения на уроках трудового обучения в специальнойкоррекционной школе VIII вида предполагает учёт индивидуальных особенностейучеников. Это соответствует совреме...
План урока "Геометрический смысл производной. применение производной в различных областях науки и техники"
Конспект открытого урока в 11 классе...
Применение технологии разноуровневого обучения на уроках истории
Фрагменты уроков истории, на которых применяется технология разноуровневого обучения....
Методическая разработка практического занятия по немецкому языку для студентов 1 курса с применением технологии разноуровневого обучения в системе СПО на тему: "Выбор профессии - дело ответственное"
Учебное занятие по немецкому языку на тему «Выбор профессии – дело ответственное» разработано и спланировано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательн...