Рабочая программа по ОБЖ 9 класс
рабочая программа по обж (9 класс)

рабочая программа по ОБЖ 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obzh_dlya_9_klassa_2_-_kopiya.doc561.5 КБ

Предварительный просмотр:

1

  1. Рабочая программа по ОБЖ
  2. Учитель  ОБЖ : Севальнев Николай Сергеевич
  3. Год реализации программы: 2022/2023учебный год
  4. Класс: 9 А.Б.В.
  5. Общее количество часов по плану: 34часа
  6. Количество часов в неделю: 1 часа
  7. Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов, комплексной программы  по «Основам безопасности жизнедеятельности для  5-11  классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2021г.  

        

  1. Учебники – «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса под редакцией   М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, А.Т. Смирнова и др. издательство М., АСТ:Истрель, 2021г.

  1. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.

- Федеральный закон от 9 декабря 2012 года N 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию,

!!!!!ДЛЯ 5-9 кл

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

- Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

-  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

-  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.11.2021 № 819 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

-  Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 № 03–1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и 234 учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году» разъяснен порядок использования учебно-методических комплектов в период перехода на обновленные ФГОС 2021.

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 22.03.2021 No 115;

- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2

- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга  от 15.04.2022 No 801-

р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных

учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные

программы, в 2022/2023 учебном году»;

                                                                                               

 

 Цель

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся базового уровня культуры  безопасности жизнедеятельности  в соответствии с современными потребностями личности, общества  и государства, что  предполагает:

— способность построения модели индивидуального безопасного  поведения на  основе понимания  необходимости ведения здорового образа жизни,  причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и  умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при  их  про- явлении;

— сформированность активной  жизненной  позиции,  осоз- нанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;

— знание и понимание роли государства и общества в реше- нии задач обеспечения национальной безопасности и  защиты населения от  опасных и  чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

     ----Создать воспитательно-образовательную среду реализации духовного, нравственного, физического развития ребенка, его социализации.

Задачи:

  1. Формирование способности использовать приобретенные предметные знания и опыт в практической деятельности.
  2. Формирование готовности выпускников основной и полной школы к трудовой деятельности.
  3. Сохранение психологического и физического здоровья школьников.

Пояснительная записка                                                                                                     2

     Комплексная  учебная  программа  по  основам  безопасности  жизнедеятельности (ОБЖ) для 9 класса разработана в соответствии с  положениями Конституции Российской Федерации и федеральными  законами  Российской  Федерации  в  области  безопасности  жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На  основе  Федерального  компонента  государственного  стандарта по основами безопасности жизнедеятельности.  При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции  государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и  подготовки их к военной службе.

        Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 9 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное  количество учебных часов в неделю – 1 час.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью  в  процессе  жизнедеятельности  каждого  человека.  Они  несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей  природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека,  общества и государства.

   Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.

Структурно программа курса состоит из  трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к  ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;                                                                                                                          

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной

на выздоровление. 

Изучение  тематики  данной  учебной программы направлено решение следующих задач:

· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества

· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях,  а  также развитие  способностей оценивать опасные  ситуации, принимать решения и  действовать безопасно  с  учетом  своих возможностей.

Изучение  тематики  данной  учебной программы направлено  достижение следующих целей:

· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;

о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;  

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

 об организации подготовки населения к действиям в  условиях  опасных и  чрезвычайных  ситуаций;

 о  здоровом  образе жизни;

об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение  в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

· развитие  умений предвидеть возникновение опасных  ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе

анализа специальной информации, получаемой из  различных источников;

принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование     4.   навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.

          Освоение программы курса ОБЖ в  9 классе заканчивается итоговой  аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена  по  выбору  сдавать экзамен по ОБЖ.                                            

     В аттестат о среднем  (основном)  общем  образовании  обязательно выставляется итоговая  отметка  по  предмету  "Основы  безопасности  жизнедеятельности"

.                                                

        Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации; технологии обучения - традиционная; виды и формы контроля — тесты, зачеты.  

Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»  9 класс

Раздел I.

 «Безопасность в социуме»

   -приводить примеры межличностного и группового конфликта;

   -характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;

   -характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля);

   -приводить примеры манипуляций и способов противостоять манипуляциям (например, вовлечение в преступную,   асоциальную, деструктивную деятельность, в том числе в субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности);

    -соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);

    -соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;

    -безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях;

    -распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных молодёжных увлечений.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

    -формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

    -выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации техногенного  характера и адекватно противодействовать им

-формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей

Новизна программы

Программа имеет модульную структуру: состоит из 2 модулей , 4 –х разделов и 9 тем,  которые охватывают весь минимум содержания.

Модуль I «Основы безопасности личности, общества и государства. Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Модуль решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь

Межпредметные связи.

Курс  представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В естествознании это сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые изучаются в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В физической культуре – основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся,  проведения интегрированных уроков и т.д

Особенности организации учебного процесса по ОБЖ

Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.

Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.

Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)

 Методы обучения включают устное изложение материала (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция), обсуждение объясняемого материала (беседа, классно-групповое занятие, семинар), демонстрация, упражнение, самостоятельная работа.

Виды интерактивных методов используемых в обучении -мозговая атака, обучение в малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов.

Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения  конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.

Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.

Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам. Основные виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный, телеурок, лекция и т.д.

Контроль результатов  обучения

Основной формой текущего контроля знаний учащихся  в ГБОУ гимназия №61 являются устные ответы учащихся на теоретические вопросы. Письменный контроль предлагается осуществлять в форме тестирований. Тесты по содержанию вопросов и уровню их сложности позволяют учителю осуществить проверку знаний, а учащимся дают возможность подготовиться к опросу, зачетам и самостоятельно проверить правильность усвоения материала. Итоговая контрольная письменная работа проводится после изучения  программы курса ОБЖ в конце учебного года.

Контрольные работы служат для контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На основании выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях

 Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.

  1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

  1. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

  1. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС        5 России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

  1. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

  1. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом    

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.  

Система борьбы  с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.  

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.

Профилактика наркомании.

Раздел II.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как  индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области          6    безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.

Безопасность дорожного движения

Учебно-тематическое план для 9 класса.

№ модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

Количество часов

теоретические

практические

Раздел-1

Безопасность в социуме

11

Тема 1

Общение-основа социального взаимодействия

2

1

1

Тема 2

Конфликты в процессе общения

2

1

1

Тема 3

Манипуляции и способы противостоять ей

2

2

Тема 4

Опасные проявления конфликтов и манипуляций

1

1

Тема 5

Безопасное поведение и современные увлечения молодежи

1

1

Тема 6

Действия в сложных ситуациях

1

1

Тема 7

Опасные увлечения подростков

2

1

1

Раздел-2

Защита населения РФ от  ЧС

ситуацийситуаций

12

   

  Тема 5

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

2

1

Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

5

4

1

Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

4

4

Раздел-3I

Основы здорового образа жизни

8

Тема 8

Основы здорового образа жизни

3

3

Тема 9

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

2

1

1

Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

1

2

Pаздел-4

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

3

Тема 11

Оказание первой медицинской помощи

3

1

2

Итоговое занятие

1

1

Всего часов

34

 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

«ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» НА  УРОВНЕ  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящая Программа чётко ориентирована на  выполнение требований, устанавливаемых  ФГОС  к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные  и  предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты  достигаются в  единстве учебной и воспитательной деятельности  в  соответствии с  традиционны- ми  российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами по- ведения.  Способствуют процессам самопознания, самовоспита- ния и  саморазвития, формирования внутренней позиции лич- ности и проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего  в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и  безопасного образа жизни  и  соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого  ценностного отношения к себе,  к окружающим людям и к жизни в целом.

Личностные результаты, формируемые в ходе  изучения учебного  предмета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на  её основе.

1. Патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и  многоконфессиональном  обществе, проявление интереса к познанию родного языка,  истории, культуры Рос- сийской Федерации, своего края,  народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —  России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, госудаственным праздникам, историческому и природному наследию и  памятникам,  традициям  разных народов, проживающих в родной стране;

формирование чувства гордости за  свою  Родину, ответственного  отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества.

2. Гражданское воспитание:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его  прав, уважение прав, своби  законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,  дискриминации;  понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об  основных  правах,  свободах и  обязанностях  гражданина, социальных  нормах и  правилах  межличностных  отношений в  поликультурном и  многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;  готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаи- мопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к  участию в  гуманитарной  деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер  безопасности личности, общества и государства;

понимание и  признание особой   роли России в  обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций при- родного, техногенного и социального характера;

знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму,  экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его  мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.

3. Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на  моральные  ценности и  нормы в  ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё  поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с пози- ции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и  ответственность личности в условиях индивидуального  и общественного пространства;

развитие ответственного отношения к ведению здорового об- раза жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;

формирование личности безопасного типа, осознанного и  ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей.

4. Эстетическое воспитание:

формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и  создавать прекрасное в повседневной жизни;

понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.

5. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об  основных закономерностях развития  чело- века, природы и  общества, взаимосвязях  человека с  природ- ной  и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

формирование современной научной картины мира, понимание  причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);

установка на  осмысление опыта, наблюдений и  поступков, овладение способностью оценивать и  прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.

  1. Физическое воспитание, 

формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его  значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему  здоровью и установка на  здоровый образ жизни (здоровое питание,  соблюдение гигиенических  правил,  сбалансированный режим занятий и  отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,  наркотиков,  курение) и  иных форм вреда для физического и  психического здоровья; соблюдение чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);

установка на  осмысление опыта, наблюдений и  поступков, овладение способностью оценивать и  прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.

7. Трудовое воспитание:

установка на  активное участие в решении практических за- дач  (в рамках семьи, организации, города, края) технологичской и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода  деятелность; интерес к практическому изучению профессий и  труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей  жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважен к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и  безопасного поведения  в  опасных и  чрезвы- чайных ситуациях;

овладение умениями оказывать  первую помощь пострадавшим при  потере сознания, остановке дыхания, наружных крвотечениях, попадании инородных тел  в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;

установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при  коммуникации, при  воздействии рисков культурной среды).

8. Экологическое воспитание:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их  решения; активное неприятие действий, приносящих вред  окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологи- ческой и  социальной сред; готовность к участию в  практической деятельности экологической направленности;

освоение основ   экологической культуры,  методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности  с учётом природных, техногенных и социальных рисков на  территории проживания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты  характеризуют  сформированность у  обучающихся межпредметных понятий  (используются  в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из  различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные,  регулятивные);  способность их   использовать в  учебной, познавательной  и  социальной практике.  Выражаются в  готовности к самостоятельному планированию осуществлению учебной деятельности  и  организации учебного  сотрудничества с педагогами и  сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;  овладению навыками  работы с информацией: восприятие и  создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде.

Метапредметные результаты, формируемые в ходе  изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать:

1. Овладение универсальными  познавательными  действиями.

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов  (явлений);

устанавливать существенный признак  классификации,  основания для обобщения и  сравнения, критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и  наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при  изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по  аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно  выбирать  способ    решения   учебной  задачи  (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее  подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

формулировать  проблемные вопросы, отражающие  несоответствие между рассматриваемым и  наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;

обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;

проводить (принимать  участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать при- чинно-следственные связи;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их  развитии в нов условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и  запросы при поиске и отборе информации или данных из  источников с учётом  предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну  и ту  же  идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно  выбирать  оптимальную  форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,  иной графикой и  их  комбинациями;

оценивать надёжность информации по  критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение  системой  универсальных   познавательных   действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.

Овладение универсальными навыками;

Общение:

уверенно высказывать  свою  точку зрения в  устной и  письменной речи, выражать  эмоции в  соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения кон- фликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои  взгляды;

сопоставлять свои  суждения с суждениями других участников  диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

в ходе  общения задавать вопросы и  выдавать ответы по  существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;

публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.

Совместная деятельность (сотрудничество):

понимать и  использовать преимущества командной и  индивидуальной работы при  решении конкретной учебной задачи; планировать организацию совместной

деятельности (распределять роли и понимать свою  роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделят общую    точку зрения, договариваться о результатах)

определять свои  действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли  нахождение общего решения,  оценивать  качество  своего вклада  в  общий продукт  по  заданным участниками группы критериям,  разделять сферу ответственности и  проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение системой универсальных коммуникативных  действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными  действиями.

Самоорганизация:

выявлять  проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;

аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ  решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов

составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за  принятое решение

Самоконтроль (рефлексия):

давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при  решении учебной задачи, и вносить  коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь на-

ходить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект:

управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям  других, выявлять и анализировать их  причины;

ставить себя  на  место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ  выражения эмоций.

Принятие себя  и других:

осознанно относиться к другому человеку, его  мнению, при- знавать право на  ошибку свою  и чужую;

быть открытым  себе  и  другим,  осознавать невозможность контроля всего  вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных дей- ствий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ  культуры безопасности жизнедеятельности  и проявляются в способности построения и следования мо- дели индивидуального безопасного поведения и  опыте её  применения в повседневной жизни.

Приобретаемый опыт проявляется  в  понимании существующих  проблем безопасности и  усвоении обучающимися  минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ  комплексной без- опасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопас- ного  поведения в повседневной жизни.

Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и  основы безопасности жизнедеятельности»  должны обеспечивать:

По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятель- ности»:

1)  сформированность культуры безопасности жизнедеятель- ности  на   основе освоенных  знаний  и  умений, системного и комплексного  понимания  значимости  безопасного поведения в условиях опасных и  чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;

2)  сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и  нанесения  иного вреда соб- ственному здоровью и здоровью окружающих;

3)  сформированность активной жизненной позиции, умений и  навыков личного участия  в  обеспечении мер   безопасности личности, общества и государства;

4)  понимание и  признание особой   роли России в  обеспече- нии государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению нар- котических средств;

5)  сформированность чувства гордости за  свою  Родину, от- ветственного отношения к выполнению конституционного дол- га  — защите Отечества;

6)  знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты насе- ления от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техно- генного и социального (в том числе террористического) характера;

7) понимание причин, механизмов возникновения и  по- следствий распространённых видов опасных и  чрезвычайных ситуаций,  которые могут произойти во  время  пребывания  в различных  средах (бытовые условия, дорожное движение, об- щественные места и социум, природа, коммуникационные свя- зи  и каналы);

8)  овладение знаниями и умениями применять меры и сред- ства   индивидуальной защиты,  приёмы рационального и  без- опасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

9)  освоение основ  медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при  потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании ино- родных тел  в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела,ожогах,обморожениях,отравлениях.

10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы  обстановки  и  принимать  обоснованные решения  в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;

11)  освоение основ  экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на  территории проживания;

12)  овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и  чрезвычайных ситуаций во  время пребывания в  раз- личных средах (бытовые условия, дорожное движение, обще- ственные места и  социум, природа, коммуникационные связи и каналы).

Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения  в указанную  программу  предметных  результатов  освоения мо- дулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Организация  вправе самостоятельно определять последовательность модулей для освоения обучающимися модулей учебного  предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Предлагается распределение предметных результатов, в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,сгруппировать по учебным модулям.

Требования к уровню подготовки учащихся 9-х классов

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классах ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;                                                                               7
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • государственную политику противодействия наркотизму;

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • активного отдыха в природных условиях;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • соблюдения норм здорового образа жизни.

Требования к уровню усвоения дисциплины.

  • Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
  • Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
  • Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
  • Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

                                                                                                                                                                                                                                8  

Учебно-методическое обеспечение по ОБЖ (9 класс).

Учебник

Литература для      учителя

Литература для учащихся

Интернет-ресурсы

1.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебн.для учащихся 9 классов ОУ. Издательство «Просвещение», 2008

 2.ОБЖ: 9-й кл: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007 г.

1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:

5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.

2. Поддубная Л.Б. ОБЖ. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Смирнова А.Т. Волгоград: ИТД «Корифей»

1.Бубнов В.Г., Бубнова Н.В.  Как оказать помощь при автодорожном происшествии: 9-11 классы-М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997

2. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 9-11 классов М.: ООО

«Издательство АСТ-ЛТД».,1997

3.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007

1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.

                                                                                                                                                                                                                                            9

                               Календарно – тематическое планирование по ОБЖ для 9 класса.                      10                                                                                                                                                          

№ урока

Кол-во часов

Дата факт

Дата план

Тема урока

Тип, форма урока

Содержание учебного материала

Выполнение требований стандарта

Форма контроля

Домашнее

задание

Знания

Умения

1

2

Общение-основа социального взаимодействия.

 Лекция

Соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми ( в том числе подозрительными)

Общение с  друзьями, родителями

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

Конспект

2

2

Конфликты в процессе общения

Лекция

Примеры межличностных конфликтов

Как избегать конфликтных ситуаций

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

Конспект

3

2

Манипуляция и способы противостоять ей

 Лекция

Основные угрозы манипуляций интересам и безопасности  

Влияние определенного поведения каждого человека

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

Конспект

4

1

Опасные проявления конфликтов и манипуляций

лекция

Соблюдать праила конфликтов и манипуляций

С подозрительными лицами

Умение анализировать ситуации

тест

конспект

 5

1

Действия в сложных ситуациях

Лекция

Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека

Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа.

Умение анализировать и делать выводы

Тест

Конспект

6

1

Безопасное поведение и современные увлечения молодежи

 Беседа,

характер, их причины и последствия.

характера, их причины и последствия.

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

конспект

7

2

Опасные увлечения подростков

Лекция

характера их причина и последствия

Классификация ., основные причины

Умение работать с конспектом

зачет

конспект

8

1

Безопасность в информационном пространстве

Лекция

Опасный контент и опасные люди.

Безопсное поведение

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

конспект

9

1

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.

комбинрованн

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.

Основные правила поведения , если вас захватили в заложники

Умение работать с учебником, выделять главное

Контрольная работа

Стр.163-166, стр. 166 вопрос №1-7

10

1

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Лекция

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Устный опрос

11

1

Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС)

. лекция

Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера

Умение анализировать и делать выводы

Конспект (тема №11)

12

1

Г О как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

Лекция

Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время.

Тест

Конспект (тема №12)

13

1

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения  и территорий от ЧС

Лекция

Роль МЧС России в формировании культуры  в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

Конспект (тема №13)

14

1

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Лекция

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

Конспект (тема №14)

15

1

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

комбин

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

Тест

Конспект (тема №15)

16

1

Оповещение населения о ЧС

комбин

Оповещение населения о ЧС. Централизованна система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба на базе телефона  01.создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Система оповещение, Сигнал «Внимание веем»

Действие населения при угрозе нападения, при оповещения о химическом заражении, в очаге инфекционного заболевания, при оповещении о радиоактивном заражении

Устный опрос

П.1.1. П.1.5 стр.

198 зад 5

17

1

Эвакуация населения.

комбин

Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон ЧС. Экстренная эвакуация, рассредоточения персонала объектов экономики  из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Эвакуация, план эвакуации учреждения,

средства индивидуальной защиты

Правила эвакуации, использование различных укрытий и защитных сооружений

Словарный диктант

Конспект (тема №15)

18

1

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

комбин

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Умение анализировать и делать выводы

зачет

Конспект (тема №18)

19

1

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Лекция

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

Конспект (тема №19)

20

1

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.

Беседа,

Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие  борьбу с терроризмом.

Основные задачи ГО по защите населения от террористических актов.

Устный опрос

Конспект (тема №20)

21

1

Система борьбы с терроризмом.

Лекция

Существующие в мировой практике формы борьбы  терроризмом. Организация информирования населения  о террористической акции

Уголовная ответственность, предусмотреннаяза участие в террористической деятельности

Умение анализировать и делать выводы

Тест

22

1

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Беседа сам. работа

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара и  в случае возникновения террористического акта

Устный опрос

Конспект (тема №22)

23

1

Государственная политика  противодействия  наркотизму.

 лекция

Основные меры борьбы  наркоманией.

Наказание, принимаемые в России для борьбы с наркоманией

Умение работать с учебником, выделять главное

Словарный диктант

Конспект (тема №23)

24

1

Профилактика наркомании.

Лекция

Профилактика наркомании.

Профилактика наркомании.

Контрольная работа

Конспект (тема №24)

25

1

Здоровье человека как индивидуальная  так и общественная ценность

Лекция

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное  здоровью в Уставе  ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровье,  ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья

Иметь представление об основных положениях здорового образа жизни

Устный опрос

Стр.85, конспект

26

1

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Лекция

 ЗОЖ и его составляющие. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация

Отрабатывать навыки личной гигиены, занятие физкультурой

Устный опрос

П.4.2.,

вопрос 1-4

27

1

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Укреплять здоровье, восстанавливать душевное равновесие

зачет

Конспект (тема №27)

28

1

Ранние половые связи и их последствия.

Лекция

Ранние половые связи и их последствия.

Ранние половые связи и их последствия.

Словарный диктант

Конспект (тема №28)

29

1

Инфекции, передаваемые половым путем.

Беседа, сам.раб

Инфекции, передаваемые половым путем.

Инфекции, передаваемые половым путем.

Умение работать с учебником, выделять главное

Конспект (тема №29)

30

1

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

Лекция

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

Тест

31

1

Брак и семья

Роль семьи в формировании  ЗОЖ

Основные положении семейного кодекса

Устный опрос

Конспект (тема №31)

32

1

Семья и здоровый образ жизни человека

Лекция

Роль семьи в формировании ЗОЖ

Основные положении семейного кодекса

Фронтальный опрос

Конспект (тема №32)

33

1

Основы семейного права в Российской Федерации.

Лекция

Роль семьи в формировании ЗОЖ

Основные положении семейного кодекса

Знание основных понятий

Устный опрос

Конспект (тема №33)

34

1

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

Лекция

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

Умение работать с учебником, выделять главное

Конспект (тема №34)

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

по учебному предмету  «Основы безопасности жизнедеятельности»

9 КЛАСС

  1. Назначение КИМ: работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе
  2. Форма промежуточной аттестации: тестовая работа.
  3. Характеристика структуры и содержания КИМ: работа состоит из 21 задания,

19- из которых представляют собой тестовые задания закрытого типа (с выбором одного или нескольких вариантов ответа);

1- выстоить правильную последовательность

1– дать полный развернутый ответ

 Количество вариантов:  1 (один)

4.Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета:

Учащийся научится:

- комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

- классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;

- классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;

- классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;

- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;

- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

Учащийся получит возможность научиться:

- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

Содержание КИМ

задания

Характеристика задания

Уровень

выполнения

№ 1,2,4,5,6,

10,11

 Проверка знаний определений относящихся к национальной безопасности России

базовый

№ 7

 Проверка знаний примеров ЧС техногенного характера

базовый

8

Проверка знаний примеров ЧС социального характера

базовый

№ 9

Проверка знаний примеров стихийных бедствий

базовый

№ 12

Проверка знаний правил поведения при ЧС

базовый

№13

Проверка знаний правил поведения при нахождении взрывного устройства

базовый

№ 14

Проверка знаний правил поведения при захвате заложников

базовый

№15

Проверка знаний правил поведения в толпе

базовый

№16,17,18

Проверка знаний системы РСЧС и ГО

базовый

№ 19

Проверка знаний нормативно- правовых актов

базовый

№20

Проверка знаний ПМП при отравлении

базовый

№21

Проверка знаний видов эвакуации

повышенный

5.Продолжительность выполнения работы обучающимися: 45 минут, не включая время для инструктажа перед работой

6.Перечень дополнительных материалов и оборудования, которое используется во время выполнения работы:  нет

7.Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом 

Выполнение каждого из заданий с 1 по 20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ.

Выполнение задания21 оценивается 0 или 5 баллами в соответствии с критериями и ключами, приведенными в п.13.

Максимальный балл за выполнение всей работы  - 25.

Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале осуществляется в соответствии с таблицей:

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0 –10

11-17

18-22

23-25

8.Описание формы бланка для выполнения работы: работа выполняется непосредственно в тексте работы, ответы вносятся в соответствии с указаниями в заданиях.

9.Инструкция для учащихся (цель работы, структура, пояснения по оформлению)

На выполнение работы отводится 45 минут (без учета времени для проведения инструктажа).

Работа включает в себя 22 заданий.

При выполнении 1-19 заданий нужно указывать только ответы. Из всех приведенных к заданию ответов верный только один, его необходимо обвести (либо обвести цифру, соответствующую верному ответу). Если вы ошиблись при выборе ответа, то зачеркните неверный ответ  («крестом» – Х) и обведите другой  ответ.

В 20-  необходимо выстроить правельную последовательность

В 21  задании  нужно дать полный развернутый ответ

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, справочными материалами, электронными устройствами.

Выполнять задания можно в любом порядке, главное – правильно решить как можно больше заданий. Советуем Вам для экономии времени пропускать задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходить к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, можно будет вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!

10.Текст работы: прилагается, распечатывается на листах формата А4 с двух сторон.

1. Какому понятию соответствует определение – «Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»:

А) Безопасность;

Б) Жизненно важные интересы;

В) Угроза безопасности.

2. Какому понятию соответствует определение – «Совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства»:

А) Безопасность;

Б) Жизненно важные интересы;

В) Угроза безопасности.

3. Крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного случая это:

А) Опасность;

Б) Опасное явление;

В) Экстремальная ситуация.

4. Явление, приводящее к формированию вредных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды это:

А) Опасность;

Б) Опасное явление;

В) Опасная ситуация.

5. Опасное техногенное явление, происходящее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, при котором происходят повреждения и разрушения машин, механизмов, транспортных средств, зданий и сооружений, но без гибели людей это:

А) Авария;

Б) Катастрофа;

В) Чрезвычайная ситуация.

6. Катастрофическое природное явление и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, нередко к человеческим жертвам это:

А) Авария;

Б) Катастрофа;

В) Стихийное бедствие.

7.   Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям техногенного характера?

А) Терроризм;

Б) Пожары;

В) Землетрясение;

Г) Наркомания;

Д) Взрывы;

Е) Лесные пожары.

8.   Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям социального характера?

А) Терроризм;

Б) Пожары;

В) Землетрясение;

Г) Наркомания;

Д) Взрывы;

Е) Лесные пожары.

9. К стихийным бедствиям не относятся:

А) Аварии;

Б) Сели;

В) Оползни;

Г) Снежные лавины;

Д) Терроризм;

Е) Эпизоотии.

10. Система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания – это:

А) Мониторинг;

Б) Прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

В) Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

11. Вывод из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, обучающихся школ, лицеев, колледжей и т. п. – это:

А) Общая эвакуация;

Б) Частичная эвакуация;

В) Рассредоточение.

12. Что нужно сделать в первую очередь при нахождении в местах массового скопления людей, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации не попасть в толпу?

А) Изучать правила безопасного поведения;

Б) Приготовить мобильный телефон;

В) Заранее наметить пути возможного отхода.

13. Что нужно сделать, обнаружив предмет, похожий на взрывное устройство?

А) Позвать друзей и развернуть вместе;

Б) Не трогать его, предупредить окружающих, сообщить о находке в полицию или любому должностному лицу;

В) Ничего не предпринимать.

14. При захвате террористами общественного здания, в котором вы находились вместе с другими гражданами, необходимо соблюдать нижеперечисленные правила безопасного поведения. Какое из них является ошибочным?

А) Не пытайтесь самостоятельно обезвредить террористов, не вступайте с ними в споры, выполняйте все их требования;

Б) Если освобождают часть заложников, детей и больных, старайтесь попасть в их число;

В) Воспользуйтесь мобильным телефоном, чтобы сообщить о своем местонахождении.

15. Главная опасность толпы в условиях ЧС

А) Паника, чреватая разрушениями;

Б) Паника, чреватая давкой и травмами людей;

В) Воровство.

       16.Систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, называют:

А) система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;

Б) система сил и средств для ликвидации последствий ЧС;

В) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

17. Кто в образовательном учреждении является начальником ГО?

А)директор школы

Б)один из заместителей директора

В)лицо, назначенное приказом директора школы

18.Назовите «лишний» уровень РСЧС: 

А)Федеральный

Б)Территориальный

В)Местный

Г)Районный

19. Назовите закон, в России определяющий правовые и организационные нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

А) закон РФ «О безопасности»;

Б) Федеральный закон «Об обороне»;

В) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

 Г) Федеральный закон «О гражданской обороне».

20.Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при алкогольном отравлении.

А)Промыть желудок

Б)Положить на голову холодный компресс

В)Дать понюхать ватку, смоченную в нашатырном спирте

Г)Уложить на бок и очистить дыхательные пути

21.В чрезвычайной ситуации МЧС может осуществить эвакуацию населения. В чём заключается сущность эвакуации? Предположите, в какой конкретной ситуации может быть проведена заблаговременная эвакуация, а в какой – экстренная. Ответ________________________________________________________________________

11.Ключ с ответами для проверки

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

А

9

А, Д

17

А

2

Б

10

А

18

г

3

В

11

Б

19

В

4

Б

12

В

20

Г,А,В,Б

5

А

13

Б

6

В

14

Б

7

Б, Д

15

Б

8

А, Г

16

В

21.

1) ответ на вопрос, например: эвакуация – это организованный вывоз (выход) населения из зоны чрезвычайной ситуации / зоны, в которой ожидается наступление чрезвычайной ситуации, в безопасные районы; (Ответ на вопрос может быть сформулирован иначе.)

 2) предположение, например: заблаговременная эвакуация может быть проведена тогда, когда возникновение чрезвычайной ситуации только ожидается (например, при угрозе наводнения), а экстренная – непосредственно в чрезвычайной ситуации (например, при аварии на АЭС).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...