ОБЖ 11 класс
рабочая программа по обж (11 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
-Уставом МБОУ «Баянгольская СОШ»;
-Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ "Баянгольская СОШ",
- Положением МБОУ "Баянгольская СОШ"о рабочей программе педагога, в соответствии с требованиями ФГОС ООО
-примерной программы по предмету ОБЖ 10-11класс по учебнику ОБЖ Москва Издательский центр «Вентана-Графа» , 2020г.
Актуальность рабочей программы по ОБЖ заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом и т.п.
Цели и задачи изучения предмета.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
- содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз;
- содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
- осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни
- любви, равноправия, заботы, ответственности.
- профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:
- обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания;
- воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания;
- развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.
Место учебного предмета в учебном плане
11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана способствовать освоению учащимися теоретических знаний и практических умений в обеспечении личной и общественной безопасности в настоящем и будущем, в формировании культуры безопасного поведения и деятельности с учетом индивидуальных особенностей.
Курс ОБЖ является интегрированным, т. е. объединяет несколько предметных областей (экология, физическая культура, охрана труда, гражданская оборона, начальная военная подготовка, основы медицинских знаний) по проблеме безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Предметные результаты освоения курса ОБЖ ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированного курса ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
В основе педагогического процесса могут применяться формы организации учебной деятельности:
- Комбинированный урок;
- Урок-лекция;
- Урок-практикум, кабинете «Точка роста»
- Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:
1. Тематический срез знаний;
2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;
3. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;
4. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;
5. Итоговые контрольные работы;
6. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
Содержательные линии учебника позволяют достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности личности, общества и государства. | |
|
|
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | |
|
|
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | |
|
|
Военная безопасность государства | |
|
|
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни | |
|
|
Основы военной службы (Раздел обязателен для изучения с юношами, а с девушками по их выбору) – 10 класс | |
|
|
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения ОБЖ:
Регулятивные универсальные учебные действия учащихся (организационные):
| Обучающийся сможет:
|
| Обучающийся сможет:
|
| Обучающийся сможет:
|
| Обучающийся сможет:
|
| Обучающийся сможет:
|
Познавательные универсальные учебные действия учащихся (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):
| Обучающийся сможет:
|
| Обучающийся сможет:
|
Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся:
| Обучающийся сможет:
|
| Обучающийся сможет:
|
| Обучающийся сможет:
|
Предметными результатами освоения ОБЖ является овладение учащимися:
- Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.
- Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.
- Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.
- Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
- Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии терроризму и экстремизму.
- Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
- Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера.
- Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.
- Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора.
- Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества и демографическую ситуацию в государстве.
- Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной организации государства.
- Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.
- Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
- Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях
Критерии оценки результатов освоения программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
- Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
- Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
- Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
- Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
- Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
Особенности содержания учебного предмета
В содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учтены положения федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и содержания программы курса принят модульный принцип ее построения и принцип «минимакса» к отбору и наполнению учебно-познавательной информацией.
Программа реализует роль навигации индивидуального образовательного маршрута старшеклассника в образовательном пространстве реальной и вирт уальной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности. Интеллект личности, экологическое мировоззрение и мотивация, научно-практические знания и умения — основные ресурсы культуры безопасности.
Модульный принцип определяет выделение трех учебных разделов, охватывающих весь объем содержания курса ОБЖ, принцип «минимакса» положен в основу структурирования учебной информации каждого раздела. Модульный принцип позволяет:
- эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс по формированию культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников с учетом ресурсных возможностей разных типов организаций основного образования и особенностей среды жизнедеятельности населения разных регионов России;
- обеспечить межпредметные связи при изучении содержания ОБЖ и преемственность содержания учебных модулей (тематики ОБЖ) в средних и старших классах школы, в учреждениях основного и дополнительного образования;
Учебная информация структурирована по принципу «минимакса»:
- в каждом параграфе приводятся общие термины и понятия, определяющие условные границы компетентности школьника по изучаемой теме (максимум);
- в начале параграфа выделены ключевые термины и понятия, определяющие обязательный для школьника минимум теоретико-практических знаний, требуемый для прохождения итогового контроля по изучаемой теме в форме тестирования, собеседования, презентации учебно-исследовательской работы, экзамена.
Принцип «минимакса» предполагает формирование компетентности и культуры безопасности жизнедеятельности личности не за счет роста объема учебно-познавательной информации, а за счет ее повторения, обобщения и систематизации знаний всех школьных предметов. Структурные компоненты программы ОБЖ — три содержательных модуля:
- Основы безопасности личности, общества, государства в современной среде обитания.
- Основы обороны государства и военная безопасность.
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Каждый модуль программы — это раздел содержания курса ОБЖ, который состоит из нескольких частей (глав). Каждая глава включает пять тем (параграфов). Содержание учебного материала в каждом классе представлено в форме опорного конспекта (всего 35 тем), в котором кратко изложены ключевые понятия, основные характеристики опасных и чрезвычайных ситуаций, научные подходы к теории безопасности жизнедеятельности, вопросы, задания, примерная тематика учебно-исследовательской работы школьников, рекомендации специалистов по предупреждению опасных ситуаций и безопасному поведению населения. Раздел завершается самопроверкой теоретической готовности ученика по ключевым вопросам.
Содержание курса. 11 класс
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности. Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Глава 3. Экстремальные ситуации безопасность человека. Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии. Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами
Календарно – тематическое планирование 11 класс.
№ | Раздел / Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Стр. | Дата | |
По плану | По факту | |||||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства 14 | ||||||
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. 5ч | ||||||
1 | Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания | 1 | Вопросы для обсуждения: • причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества; • образование и социальное воспитание — основы культуры безопасности жизнедеятельности; • личная ответственность — условие повышения общей безопасности жизнедеятельности. Ключевые понятия темы: институт социального воспитания; социальное взросление личности | Стр.184 | ||
2 | Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий | 1 | Вопросы для обсуждения: • экологичность, биоэтичность, ориентиры и критерии развития науки и технологий; • экологическая безопасность; • биоэтика — комплексная оценка культуры безопасности жизнедеятельности объектов техносферы. Ключевые понятия темы: научная картина мира; биоэтика; ключевые вопросы биоэтики | Стр.188 | ||
3 | Общенаучные методологические подходы к изучению глобальных проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания | 1 | Вопросы для обсуждения: • научные основы общей теории безопасности жизнедеятельности; • основные объекты общей теории безопасности жизнедеятельности и научные подходы к их изучению; • закон сохранения жизни, энергии в системе «человек — среда обитания» и показатели благополучия и безопасности среды для человека. Ключевые понятия темы: моделирование; методологические подходы: системный, средовой, экологический, аналитический, функциональный (объектный), синергетический | Стр.194 | ||
4 | Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности | 1 | Вопросы для обсуждения: • виды и источники антропогенных опасностей, критерии безопасности; • антропогенные, техногенные, социогенные проблемы; • система принципов и системный подход в обеспечении безопасности. Ключевые понятия темы: безопасность; антропогенные опасности; потенциальная, реальная и реализованная опасности; идентификация; номенклатура опасностей; системный анализ безопасности | Стр.201 | ||
5 | Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания» | 1 | Вопросы для обсуждения: • системный подход к проектированию систем управления безопасностью; • система принципов обеспечения безопасности, стратегия управления безопасностью жизнедеятельности; • эргономические и психологические основы проектирования систем безопасности. Ключевые понятия темы: управление безопасностью жизнедеятельности; управление риском; уровни безопасности; виды совместимости; гигиеническое нормирование | Стр.205 | ||
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства 5ч | ||||||
6 | Обеспечение национальной безопасности России | 1 | Вопросы для обсуждения: • национальная безопасность России в современном мире; • Стратегия национальной безопасности России. Ключевые понятия темы: национальные интересы; национальная безопасность; Стратегия национальной безопасности; социальная безопасность; оборона | Стр.212 | ||
7 | Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности | 1 | Вопросы для обсуждения: • взаимосвязь социальноэкономического развития и национальной безопасности: Стратегия социальноэкономического развития России; • социальная безопасность и меры ее обеспечения; • государственная безопасность и меры ее обеспечения. Ключевые понятия темы: глобализация; социальная безопасность; социальный институт; государственная безопасность | Стр.217 | ||
8 | Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России | 1 | Вопросы для обсуждения: • роль государства в противодействии терроризму; ФСБ России; • Национальный антитеррористический комитет (НАК): задачи; • контртеррористическая операция и взаимодействие властных структур государства. Ключевые понятия темы: Пограничная служба ФСБ России; пограничная деятельность; терроризм; экстремизм; Национальный антитеррористический комитет; контртеррористическая операция Вопросы для обсуждения: • государственные меры защиты населения и территорий: РСЧС; • деятельность «чрезвычайного министерства»; • профессиональные и моральные качества спасателей — специалистов поисковоспасательной службы МЧС России. Ключевые понятия темы: поисково-спасательная служба МЧС; добровольная пожарная дружина; добровольчество | Стр.222 | ||
9 | Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму | 1 | Вопросы для обсуждения: • документы международного права и внешняя политика России; • гуманитарная помощь и миротворческая помощь; • участие России в деятельности Организации Объединенных Наций (ООН). Ключевые понятия темы: национальные интересы России; Европейский союз (ЕС); Организация Объединенных Наций (ООН); гуманитарная помощь; волонтерское движение; гуманитарная миссия; гуманитарная катастрофа | Стр.231 | ||
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях 4ч. | ||||||
10 | Экстремальные ситуации криминогенного характера | 1 | Вопросы для обсуждения: • характеристика чрезвычайных ситуаций криминогенного характера и уголовная ответственность несовершеннолетних; • хулиганство, грабеж, разбой, воровство, насилие, вандализм; • самооборона и меры предупреждения криминогенной опасности. Ключевые понятия темы: криминальный; криминогенный; преступление; экстремальная ситуация криминогенного характера; самооборона | Стр.235 | ||
11 | Экстремизм, терроризм и безопасность человека | 1 | Вопросы для обсуждения: • зоны повышенной криминогенной опасности в городе; толпа как скрытая опасность, меры спасения в толпе; • уголовная ответственность за совершение ряда преступлений; • меры безопасности человека и общества в криминогенной ситуации. Ключевые понятия темы: зона повышенной криминогенной опасности; толпа; заложник; терроризм; психологическая готовность | Стр.240 | ||
12 | Наркотизм и безопасность человека | 1 | Вопросы для обсуждения: • наркотизм как социальное зло, личная, общественная и государственная проблема; • наркотизм и меры безопасности. Ключевые понятия темы: наркотики; наркотизм; наркомания; токсикомания | Стр.245 | ||
13 | Дорожно-транспортная безопасность | 1 | Вопросы для обсуждения: • культура безопасности дорожного движения; • роль государства в обеспечении безопасности дорожного движения: федеральные целевые программы; • роль общественных организаций в повышении безопасности дорожного движения. Ключевые понятия темы: дорожно-транспортное происшествие (ДТП); дорога; участники дорожного движения; Правила дорожного движения (ПДД); Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) | Стр.248 | ||
14 | Вынужденное автономное существование в природных условиях | 1 | Вопросы для обсуждения: • причины и проблемы вынужденной автономии; • меры преодоления страха, стресса, правила выживания; • необходимые умения по обеспечению автономного существования в природной среде; • подача сигналов бедствия. Ключевые понятия темы: выживание; вынужденное автономное существование; факторы выживания; стресс; страх; НАЗ (носимый аварийный запас) | Стр.251 | ||
Раздел 2. Военная безопасность государства 10ч | ||||||
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность 5ч. | ||||||
16 | Основные задачи Вооруженных Сил | 1 | Вопросы для обсуждения: • история армии: история побед и реформ; • основные задачи Вооруженных Сил в мирное и военное время; • другие войска, воинские формирования и органы. Ключевые понятия темы: рекрутский набор; всеобщая воинская обязанность; Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»; Вооруженные Силы Российской Федерации | Стр.256 | ||
17 | Правовые основы воинской обязанности | 1 | Вопросы для обсуждения: • правовые основы воинской обязанности; • воинский учет граждан России: назначение и содержание; • военная служба по контракту; • Военная присяга: социальное и военное назначение. Ключевые понятия темы: воинская обязанность; воинский учет; военная служба по контракту; военный комиссариат; Военная присяга | Стр.260 | ||
18 | Правовые основы военной службы | 1 | Вопросы для обсуждения: • федеральные законы и воинские уставы; • взаимосвязь единоначалия и воинской дисциплины; • права и свободы военнослужащих; • увольнение с военной службы и запас Вооруженных Сил. Ключевые понятия темы: устав; мобилизация; запас Вооруженных Сил; воинский устав; внутренняя служба; увольнение с военной службы; военные сборы | Стр.264 | ||
19 | Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная | 1 | Вопросы для обсуждения: • обязательная подготовка граждан к военной службе; • добровольная подготовка граждан к военной службе; • военно-учетные специальности. Ключевые понятия темы: обязательная подготовка к военной службе; добровольная подготовка к военной службе; военно-учетная специальность | Стр.268 | ||
20 | Требования воинской деятельности к личности военнослужащего | 1 | Вопросы для обсуждения: • виды воинской деятельности и воинские обязанности; • морально-психологические требования к военнослужащим; • общие и специальные обязанности военнослужащих. Ключевые понятия темы: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации; гарнизонная служба; караульная служба; боевое дежурство; коллективизм | Стр.270 | ||
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. 5ч. | ||||||
21 | Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы | 1 | Вопросы для обсуждения: • прохождение военной службы по призыву; • значение воинской дисциплины; • значение принципа единоначалия в армии; • альтернативная гражданская служба. Ключевые понятия темы: военная служба по призыву; воинская дисциплина; единоначалие; исполнительность; альтернативная гражданская служба | Стр.274 | ||
22 | Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира | 1 | Вопросы для обсуждения: • право войны и «горячие точки» в международной политике; • гуманитарная помощь и миротворческие операции России. Ключевые понятия темы: право войны; миротворцы; комбатант; «горячая точка»; гуманитарная помощь; гуманитарная катастрофа | Стр.277 | ||
23 | Военные операции на территории России: борьба с терроризмом | 1 | Вопросы для обсуждения: • участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом; • роль руководителя в обеспечении успеха контртеррористической операции; • особый правовой режим контртеррористической операции. Ключевые понятия темы: контртеррористическая операция; группировка сил контртеррористической операции; бандит; бандформирование | Стр.283 | ||
24 | Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 | Вопросы для обсуждения: • военные учения; • военная стратегия и тактика. Ключевые понятия темы: военные учения; стратегия; тактика; стратегическая цель; театр военных действий; геополитика | Стр.286 | ||
25 | Боевая слава российских воинов | 1 | Вопросы для обсуждения: • «викториальные дни» России; • Дни воинской славы Российской Федерации; • традиции памяти — духовная связь поколений. Ключевые понятия темы: Дни воинской славы; «викториальные дни» | Стр.289 | ||
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 9ч | ||||||
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. 5ч | ||||||
26 | Демографическая ситуация в России | 1 | Вопросы для обсуждения: • демография и здоровье россиян: причины, проблемы, решения; • медицинское обеспечение населения России и культура здоровья. Ключевые понятия темы: демография; депрессия; транквилизаторы; астения (астенический синдром) | Стр.294 | ||
27 | Культура здорового образа жизни | 1 | Вопросы для обсуждения: • компоненты культуры здорового образа жизни; • рациональная организация режима труда и отдыха; • принципы рациональности режима дня и биологические ритмы. Ключевые понятия темы: режим труда и отдыха; подростковый возраст; усталость; утомление, биологические ритмы | Стр.299 | ||
28 | Культура питания | 1 | Вопросы для обсуждения: • что означает понятие «культура питания»; • главное правило рационального питания; • основные принципы рационального питания. Ключевые понятия темы: рациональное питание; культура питания; главное правило рационального питания; здоровое питание; основные принципы рационального питания; умеренность в питании; сбалансированность питания; четырехразовое питание; полноценное питание; качество продуктов; диетология | Стр.304 | ||
29 | Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье | 1 | Вопросы для обсуждения: • подходы к пониманию сущности репродуктивного здоровья; • биологическое и социальное взросление юноши и девушки; • социальная обусловленность культуры в отношениях представителей противоположных полов. Ключевые понятия темы: подростковый возраст; репродуктивное здоровье; репродуктивная система; целомудрие; духовность | Стр.309 | ||
30 | Вредные привычки. Культура движения | 1 | Вопросы для обсуждения: • причины и последствия вредных привычек; • двигательная активность и физическая культура — полезные привычки; • как связаны культура движения и здоровье. Ключевые понятия темы: привычка; вредная привычка; полезная привычка; кинезофилия; культура движения; физическая культура; спорт | Стр.312 | ||
Глава 7.Оказание первой помощи при неотложных состояниях. 4ч | ||||||
31 | Медико-психологическая помощь | 1 | Вопросы для обсуждения: • права и обязанности очевидцев происшествия по оказанию первой помощи; • психотравмирующие ситуации и первая психологическая помощь; • медицина катастроф и службы экстренной медицинской помощи. Ключевые понятия темы: экстремальная ситуация; шок; травматический шок; первая помощь; кома; асфиксия; аспирация; первая психологическая помощь; медицина катастроф | Стр.320 | ||
32 | Первая помощь при ранениях.Т.Р. | 1 | Вопросы для обсуждения: • виды ран, их причины и особенности; • осложнения при ранениях: столбняк, сепсис, газовая гангрена; • первая помощь при ранениях: обработка ран и наложение повязок. Ключевые понятия темы: поверхностное ранение; глубокое ранение; раны: колотая, резаная, рубленая, ушибленная, укушенная, огнестрельная; сепсис; столбняк; газовая гангрена; повязка | Стр.329 | ||
33 | Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.Т.Р. | 1 | Вопросы для обсуждения: • последствия радиации, взрывов, отравляющих веществ; • первая помощь при комбинированных травмах, электротравмах; • первая помощь при ожогах: термических, химических. Ключевые понятия темы: комбинированная травма; ожог; ожоговый шок; отравление; яд; обморожение. Вопросы для обсуждения: • острое отравление и его причины; • первая помощь при отравлении никотином; • первая помощь при отравлении алкоголем и его суррогатами; • первая помощь при отравлении лекарственными препаратами; • первая помощь при отравлении наркотическими веществами. Ключевые понятия темы: острое отравление; никотин; этанол; суррогат алкоголя; метанол (метиловый спирт); этиленгликоль | Стр.333 | ||
34 | Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.Т.Р. | 1 | Вопросы для обсуждения: • правовые основы оказания первой помощи при дорожнотранспортном происшествии; • юридическая ответственность и безопасность очевидцев дорожно-транспортного происшествия; • обязанности водителя при дорожно-транспортном происшествии и правило «золотого часа» при оказании первой помощи. Ключевые понятия темы: участники дорожного движения; клиническая смерть; биологическая смерть; сердечно-легочная реанимация | Стр.339 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для преподавателя:
Основная:
- учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 – 11 класса : базовый уровень: учебник / С.В. Ким; В.А. Горский – М.; Вентана - Граф, 2019 – 396, [4] c.: ил. – (Российский учебник).
- Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации;
- Каталог «Государственные награды Российской Федерации».
Дополнительная:
- Безопасность на дорогах и на транспорте / М. В. Иашвили, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.
- Гражданская защита: энциклопедический словарь С. К. Шойгу. — М.: ДЭКС-ПРЕСС.
- Кисляков П. А., Петров С. В., Филанковский В. В. Социальная безопасность личности, общества, государства: учебное пособие. — М.: Русский журнал.
- Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие / Г. Г. Гумеров, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: Эксмо.
- Опасности техногенного характера и защита от них: учебное пособие / С. В. Петров, И. В. Омельченко, В. А. Макашѐв. — Новосибирск: АРТА.
- Основы обороны государства и военной службы: учебное пособие / А. Д. Корощенко, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.
- Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся 10—11 классов / А. А. Волокитин,Н. Н. Грачев, В. А. Жильцов и др. — М.: Дрофа.
- Петров С. В., Кисляков П. А. Информационная безопасность: учебное пособие. — М.: Русский журнал.
- Селиванов И. П., Конорева И. А. Локальные конфликты в XX веке: геополитика, дипломатия, войны. 10—11 классы:учебное пособие. — М.: Дрофа.
- Энциклопедия педагогической валеологии (основные медико-психологические, экологические, педагогические и специальные термины, определения, понятия) / под ред. проф. Г. Я. Рябинина. — СПб.
- Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5— 11 классы:методическое пособие. — М.: Дрофа.
- Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности.Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
- Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
- Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности.Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
- Харьков Н. Г. Стрелковая подготовка в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа.
- Иашвили М. В., Петров С. В. Безопасность на дорогах и на транспорте: учебное пособие. — Новосибирск: 61 АРТА.
- Хромов Н. И. Методика проведения практических занятий по основам военной службы. 10—11 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
- Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Петров С. В., Быструшкин С. К. Прикладная физическая подготовка и основы самообороны: учебное пособие. — Новосибирск: АРТА.
- Вольхин С. Н., Ляшко В. Г., Снегирев А. В., Щербаков В. А. Основы защиты от терроризма: учебное пособие. — М.: Дрофа.
- Петров С. В., Петрова А. С. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. — Новосибирск: АРТА.__
Для учащихся:
Основная:
- учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 – 11 класса : базовый уровень: учебник / С.В. Ким; В.А. Горский – М.; Вентана - Граф, 2019 – 396, [4] c.: ил. – (Российский учебник).
Дополнительная:
- Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. Ситников В.П. (1997, 447с.).
- Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы: энциклопедический справочник. — М.: Дрофа.
- Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. —М.: Дрофа.
- Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при террористических актах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....