Обучение педагогических работников оказанию первой помощи пострадавшим
методическая разработка по обж

Цвенгер Наталия Валерьевна

Образовательная программа  «Обучение педагогических работников оказанию первой помощи пострадавшим»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obuchenie_po_okazaniyu_pervoy_pomoshchi_.docx57.43 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ №32 г. Томска

_______________ М.Н.Крюкова

Приказ от 24.092020 №385-о

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Обучение педагогических работников оказанию первой помощи пострадавшим»

г. Томск, 2020

  1. Пояснительная записка

  1. Образовательная программа «Обучение педагогических работников  оказанию первой помощи пострадавшим» (далее – Программа) разработана в целях обеспечения реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
  2. Целью реализации Программы является приобретение обучающимися знаний, необходимых для оказания первой помощи пострадавшим, и их дальнейшего применения в практической деятельности в рамках обеспечения мер по профилактике детского, производственного травматизма.
  3. Программа разработана, утверждена и реализуется на базе МАОУ СОШ №32 г. Томска (далее – Образовательная организация) на основании положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», В соответствии со ст. 212,  ст. 214  Трудового кодекса Российской Федерации,   п.11 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 28,  ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан», Приказом Минздравсоцразвития  России от 4 мая 2012г. № 477 «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», положениями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29, письмом Министерства труда Российской Федерации от 09.12.2015 № 15-2/ООГ-6230, письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО»,   на основании приказа директора МОУ СОШ № 32 г. Томска от 24.09.2020 № 385 «Об организации обучения педагогических работников оказанию первой помощи пострадавшим»,

Программа модульная, реализуется с применением современных образовательных технологий в том числе, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

  1. В результате прохождения обучения по Программе обучающиеся приобретают знания об основных приемах оказания первой помощи пострадавшим, правильной последовательности действий при оценке состояния пострадавшего и вызове неотложной медицинской помощи, а также навыки оказания первой помощи пострадавшим.
  2. По завершению обучения по Программе комиссией по проверке знаний по оказанию первой помощью пострадавшим  проводится проверка знаний обучающихся.

  1. Базовые требования к содержанию Программы

  1. Настоящая программа отвечает следующим требованиям:

- ориентирована на использование современных образовательных технологий, применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

– соответствует принятым правилам оформления программ.

  1. В Программе реализован механизм варьирования между теоретической подготовкой и практикой.
  2. Содержание Программы определено учебным планом, учебно-тематическим планом и календарным учебным графиком (Приложение № 1) и содержанием учебных модулей (Приложение № 2).
  3. Условия реализации программы, оценка качества освоения Программы и кадровые условия представлены в приложениях № 3, 4 соответственно.

  1. Требования к результатам обучения

  1. В результате освоения Программы обучающиеся  должны знать:
  • основные правила оказания первой помощи пострадавшим;
  • средства оказания первой помощи пострадавшим.
  1. В результате освоения Программы слушатели должны уметь:
  • правильно оценивать ситуацию;
  • правильно оказывать первую помощь пострадавшим;
  • пользоваться подручными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
  1. В результате освоения образовательной программы слушатели должны:

 1. Использовать знания о первоочередных действиях при оказании первой помощи пострадавшим.

2. Использовать знания по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи пострадавшим.

2. Использовать знания по определению состояния, при которых, оказывается, первая помощь пострадавшим.

4. Использовать мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим при различных видах травм, при неотложных состояниях.

5. Использовать способы транспортировка пострадавших.

Приложение № 1

УЧЕБНЫЙ ПЛАН, УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И

 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Образовательной программы

«Обучение педагогических работников оказанию первой помощи пострадавшим»

Цель обучения – получение обучающимися необходимых знаний и навыков в области оказания первой помощи пострадавшим.

Категория слушателей – педагогические  работники МАОУ СОШ №32 г. Томска

Количество часов: 16 академических часов.

Форма обучения: очная, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Количество часов

№ п/п

Наименование компонентов       П  рограммы

Всего

Лекции

Практические      занятия

Самостоятельная

работа

Контроль

1

Раздел 1. Первоочередные действия при оказании первой помощи больным и пострадавшим

1

1

2

Раздел 2. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации

3

2

1

3

Раздел 2. Алгоритмы оказания первой помощи пострадавшим при травматических повреждениях и неотложных состояниях

3

2

1

4

Раздел 3. Алгоритмы первой помощи при неотложных состояниях

4

4

5

Раздел 4. Придание пострадавшему оптимального положения тела

1

1

6

Раздел 5. Извлечение пострадавшего из автомобиля или труднодоступного места

1

1

7

Раздел 6. Способы транспортировки пострадавших

1

1

8

Состав аптечки первой помощи

1

1

9

Проверка знаний

1

1

Итого

16

12

4

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Количество часов

№ п/п

Наименование компонентов программы

Всего

Лекции

Практические

занятия / Самостоятельная

работа

Форма контроля

Раздел 1. Первоочередные действия при оказании первой помощи больным и пострадавшим

1

Первоочередные действия при оказании первой помощи больным и пострадавшим

1

1

Раздел 2. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации

2

Правила определения наличия сознания и самостоятельного дыхания. Правила проведения надавливания на грудную клетку

1

1

3

Последовательность проведения искусственного дыхания

1

1

4

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха

1

1

Раздел 2. Алгоритмы оказания первой помощи пострадавшим при травматических повреждениях и неотложных состояниях

5

Первая помощь при наружном кровотечении. Алгоритм подробного осмотра пострадавшего.

Правила иммобилизации

1

1

6

Первая помощь при травме головы.

Первая помощь при травмах глаз и век.

Первая помощь при носовых кровотечениях.

1

1

7

Первая помощь при травме шеи.

Первая помощь при ранении грудной клетки и живота.

Первая помощь при травмах конечностей

1

1

Раздел 3. Алгоритмы первой помощи при неотложных состояниях

8

Первая помощь при:

- ожогах;

-солнечном ударе;

- отморожениях;

- общем переохлаждении

1

1

9

Первая помощь при:

- отравлениях;

- поступлении токсичного вещества через рот;

- поступлении токсичного вещества через дыхательные пути

1

1

10

Первая помощь при:

- поражении электрическим током;

- укусах ядовитых змей;

- укусах насекомых;

- поражении глаз.

1

1

11

Первая помощь при:

- обмороке

- сердечном приступе

1

1

Раздел 4. Придание пострадавшему оптимального положения тела

12

Придание пострадавшему оптимального положения тела

1

1

Раздел 5. Извлечение пострадавшего из автомобиля или труднодоступного места

13

Извлечение пострадавшего из автомобиля или труднодоступного места

1

1

Раздел 6. Способы транспортировки пострадавших

14

Общие правила. Способы переноса пострадавших на носилках, с использованием подручных средств

1

1

15

Состав аптечки первой помощи

1

1

16

Проверка знаний

1

1

Итого

16

10

6

1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Наименование компонентов программы

Учебные дни

Итого часов

1

2

1

Раздел 1. Первоочередные действия при оказании первой помощи больным и пострадавшим

1

1

2

Раздел 2. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации

3

3

3

Раздел 2. Алгоритмы оказания первой помощи пострадавшим при травматических повреждениях и неотложных состояниях

3

3

4

Раздел 3. Алгоритмы первой помощи при неотложных состояниях

4

4

5

Раздел 4. Придание пострадавшему оптимального положения тела

1

1

6

Раздел 5. Извлечение пострадавшего из автомобиля или труднодоступного места

1

1

7

Раздел 6. Способы транспортировки пострадавших

1

1

8

Состав аптечки первой помощи

1

1

9

Проверка знаний

1

Всего академических часов

8

8

16

Приложение № 2

Содержание учебных модулей  Образовательной программы

«Обучение педагогических работников оказанию первой помощи пострадавшим»

Содержание

Раздел 1. Первоочередные действия при оказании первой помощи больным и пострадавшим

1

Первоочередные действия при оказании первой помощи больным и пострадавшим

Раздел 2. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации

2

Правила определения наличия сознания и самостоятельного дыхания.

Правила проведения надавливания на грудную клетку

3

Последовательность проведения искусственного дыхания.

4

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха.

Раздел 2. Алгоритмы оказания первой помощи пострадавшим при травматических повреждениях и неотложных состояниях

5

Первая помощь при наружном кровотечении.

Алгоритм подробного осмотра пострадавшего.

Правила иммобилизации

6

Первая помощь при травме головы.

Первая помощь при травмах глаз и век.

Первая помощь при носовых кровотечениях.

7

Первая помощь при травме шеи.

Первая помощь при ранении грудной клетки и живота.

Первая помощь при травмах конечностей

Раздел 3. Алгоритмы первой помощи при неотложных состояниях

8

Первая помощь при:

-солнечном ударе;

- отморожениях;

- общем переохлаждении

9

Первая помощь при:

- отравлениях;

- поступлении токсичного вещества через рот;

- поступлении токсичного вещества через дыхательные пути

10

Первая помощь при:

- поражении электрическим током;

- укусах ядовитых змей;

- укусах насекомых;

- поражении глаз.

11

Первая помощь при:

- обмороке

- сердечном приступе

Раздел 4. Придание пострадавшему оптимального положения тела

12

Придание пострадавшему оптимального положения тела

Раздел 5. Извлечение пострадавшего из автомобиля или труднодоступного места

13

Извлечение пострадавшего из автомобиля или труднодоступного места

Раздел 6. Способы транспортировки пострадавших

14

Общие правила.  Способы переноса пострадавших на носилках, с использованием подручных средств

15

Состав аптечки первой помощи

Приложение № 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Сведения о материально-техническом оснащении и учебно-методической базе МАОУ СОШ №32 г. Томска

№ п/п

Наименование специализированной

аудитории с перечнем основного      

оборудования

Адрес

1.

Учебный класс, (кабинет 113)оснащенный следующим оборудованием:

  • Экран настенный 152*200 – 1 шт.;
  • Доска магнитно-маркерная – 1 шт.;
  • Столы – 20 шт.;
  • Стулья – 40 шт.;
  • Ноутбук – 1 шт.;
  • Проектор – 1 шт.;
  • Тренажеры                для        обучения алгоритмам        оказания                первой

помощи.

г. Томск, ул. Пирогова, 2

МАОУ СОШ №32 г. Томска

Реализация программы осуществляется в соответствии с формой обучения, в том числе, с применением современных образовательных технологий, дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. Доступ к материалам осуществляется с использованием информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих возможность самостоятельного изучения обучающимися учебных материалов, а также их взаимодействия с педагогом, имеющим соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки.

Этапы формирования компетенций:

  • формирование базы знаний (теоретические и лекционные материалы, нормативно- правовые документы, дополнительная литература, учебно-методическая помощь);
  • текущий контроль знаний.

  1. Нормативно-правовое, учебно-методическое и информационное обеспечение

Программы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  4. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
  5. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
  6. Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».

Приложение № 4

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  1. Формы контроля знаний

 Для самоконтроля знаний обучающимся по результатам освоения материалов предлагается пройти тест из 5-10 вопросов по изученным темам. Тест считается успешно пройденным при предоставлении более 60% правильных ответов. Количество попыток не ограничено.

Результаты теста учитываются при проверке знаний.

К проверке допускаются обучающиеся, освоившие  учебный план в полном объеме. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена в формате тестирования. Тест состоит из 20 вопросов, ответить на которые необходимо в течение 45 минут. Тест считается успешно пройденным при предоставлении более 80% правильных ответов.

Результаты тестирования рассматриваются комиссией по проверке знаний по оказанию первой помощи пострадавшим (далее Комиссия). По итогам рассмотрения результатов проверки знаний Комиссия принимает решение об успешном завершении обучающимся обучения.

  1. Оценочные материалы

  1. При каких ожогах вызов «Скорой помощи» обязателен?

а) Площадь ожога больше ладони пострадавшего;

б) Обожжена паховая, подмышечная области, голова или шея;

в) Все перечисленное.

  1. Что необходимо сделать для остановки сильного фонтанирующего кровотечения?

а) Произвести прижатие раны и держать до доставки пострадавшего в больницу;

б) Немедленно произвести прижатие артерии выше раны, затем наложить жгут или

закрутку;

в) Немедленно произвести прижатие артерии ниже раны, затем наложить жгут или закрутку.

  1. Что такое асфиксия?

а) Бессознательное состояние, связанное с нарушением функции коры больших полушарий головного мозга, с расстройством рефлекторной деятельности и жизненно важных функций организма;

б) Близкий к шоку патологический процесс, клиническая картина позднего этапа которого очень сходна с картиной глубокого шока;

в) Затруднение дыхания, вызывающее нехватку кислорода и избыток углекислоты в                                                           крови и тканях организма;

  1. С какой силой необходимо надавливать на грудную клетку взрослого человека при проведении сердечно-легочной реанимации?

а) С такой силой, чтобы прогнуть ее в сторону позвоночника на 4 - 5 см;

б) С такой силой, чтобы прогнуть ее в сторону позвоночника на 1 - 2 см;

в) Надавливать необходимо изо всех сил;

г) С такой силой, чтобы прогнуть ее в сторону позвоночника на 6 - 7 см.

  1. Что такое ушиб?

а) Нарушение целостности мягких тканей;

б) Нарушение целостности и функции суставов;

в) Сдавливание мягких тканей с нарушением мелких кровеносных сосудов в них, с  кровоизлиянием внутрь этих тканей.

  1. По характеру причин, вызвавших травмы, последние делятся на:

а) Механические, биологические, химические;

б) Механические, термические, электрические и химические;

в) Химические и физические.

  1. Что такое шок?

а) Острая сосудистая недостаточность, обусловленная падением тонуса артериол и вен и  резким снижением артериального и венозного давления;

б) Бессознательное состояние, связанное с нарушением функции коры больших полушарий головного мозга, с расстройством рефлекторной деятельности и жизненно  важных функций организма;

в) Остро возникающая общая рефлекторная реакция организма в ответ на действие чрезвычайного раздражителя, характеризующаяся резким угнетением всех жизненных функций вследствие расстройств их нервно-гуморальной регуляции.

  1. Что нельзя делать в случае оказания первой помощи при обмороке?

а) Давать медикаменты и питьё пострадавшему через рот, если он без сознания;

б) Обеспечивать доступ свежего воздуха;

в) Расстегивать стесняющую одежду.

  1. Решающим фактором успешности оказания первой помощи является:

а) Везение;

б) Энергичность при оказании помощи;

в) Наличие медикаментов на месте происшествия;

г) Время начала оказания помощи.

  1. В каком случае транспортировка пострадавшего осуществляется в восстановительном положении на боку или на животе?

а) При частой рвоте;

б) При большой кровопотере;

в) При ранении верхних конечностей.

  1. При каком кровотечении из раны течет струя ярко красной крови, пульсирующая и вытекающая с большой скоростью?

а) Капиллярное кровотечение;

б) Венозное кровотечение;

в) Артериальное кровотечение.

  1. Чем опасно изменение положения конечности до прибытия врача?

а) Ничем;

б) Сильной болью и возможным усилением кровотечения;

 в) Трудно восстановить обстоятельства травмы;

г) Это затруднит сравнение с неповрежденной конечностью при осмотре.

  1. В каком положении происходит транспортировка пострадавшего при проникающем ранении грудной клетки?

а) Лежа на боку;

б) Лежа на животе;

в) Сидя или полусидя.

  1. В чем заключается опасность положения пострадавшего на спине в бессознательном состоянии?

а) Возможность остановки сердца из-за неподвижности пострадавшего;

б) В угрозе остановки дыхания из-за того, что запавший язык перекрывает верхние дыхательные пути;

в) В угрозе затекания мышц при длительном нахождении на спине.

  1. Что запрещается делать при всех видах обморожения?

а) Растирать снегом;

б) Резко согревать пораженную часть тела;

в) Все перечисленное.

  1. Каковы основные задачи первой помощи?

а) Проведение необходимых мероприятий по ликвидации угрозы для жизни пострадавшего;

б) Предупреждение возможных осложнений;

в) Обеспечение максимально благоприятных условий для транспортировки пострадавшего;

г) Все перечисленное.

  1. Что необходимо делать при носовом кровотечении?

а) Слегка наклонить голову пострадавшего назад, чтобы кровь не вытекала; сжать на 5-

10 минут нос чуть выше ноздрей, приложить холод к переносице;

б) Слегка наклонить голову пострадавшего вперед и дать стечь крови; сжать на 5-10 минут нос чуть выше ноздрей, приложить холод к переносице;

в) Слегка наклонить голову пострадавшего вперед и дать стечь крови; сжать на 1-2 минуты нос чуть выше ноздрей, приложить к переносице теплый компресс;

г) Запрокинуть голову назад и ждать до полной остановки крови.

  1. При какой степени обморожения кожа бледная, твердая и холодная на ощупь, боль интенсивная, и через некоторое время образуются пузыри, наполненные светлой жидкостью?

а) I степень;

б) II степень;

в) III степень; г) IV степень.

  1. Крайне опасно держать наложенный жгут:

а) Больше 5 мин;

б) Больше 1-1,5 часа;

в) Наложенный жгут не опасен;

г) Нельзя снимать жгут до приезда врача.

  1. В случае оказания первой помощи при ранениях запрещается:

а) Засыпать рану порошком и покрыть мазями;

б) Удалять из раны сгустки крови;

в) Заматывать рану изоляционной лентой, скотчем;

г) Все перечисленное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 8 классе "Оказание первой помощи пострадавшим от АХОВ"

Данная работа способствует повышению эффективности усвоения материала в ходе рассмотрения вопроса оказания первой помощи пострадавшим от АХОВ. В работе рассматриваются вопросы безопасности и эффективн...

План-конспект открытого урока по теме "Оказание первой помощи пострадавшему и его переноска"

Закрепление практических навыков по оказанию первой помощи пострадавшему, формирование умения принимать оптимальные решения в сложных ситуациях, актуализация знаний о важности своевременного оказания ...

Интегрированный открытый урок Организация обеспечения безопасности и оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на автомобильном транспорте

Актуальность предложенной темы интегрированного урока обусловлена тем, что в современном обществе все большее внимание уделяется проблемам безопасности жизнедеятельности, противостоянию угрозе террори...

Оказание первой помощи пострадавшим

С помощью данных презентаций Вы сможете теоретически и практически научить детей оказывать первую помощь пострадавшим....

Практический материал тесты-задания по оказанию первой помощи пострадавшему"

Тесты-задания по предмету ОБЖ для практического занятия  по теме "Первая помощь пострадавшему"...

«Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в образовательной организации» (удостоверение).

laquo;Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в образовательной организации» (удостоверение)....