Интегрированный открытый урок Организация обеспечения безопасности и оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на автомобильном транспорте
методическая разработка по обж (11 класс) на тему

Зенина Наталья Вячеславовна

Актуальность предложенной темы интегрированного урока обусловлена тем, что в современном обществе все большее внимание уделяется проблемам безопасности жизнедеятельности, противостоянию угрозе террористических актов, интеграции в мировое транспортное пространство. Функционируют и развиваются такие международные организации как Глобальное Партнёрство по Безопасности Дорожного Движения (Global Road Safety Partnership – GRSP), Европейский Совет по Безопасности Дорожного Движения (ЕСБДД) – European Traffic Safety Council (ETSC) ETSC, Институт Международной Автомобильной Федерации (FIA Institute). Основным направлением работы таких организаций является содействие повышению безопасности и снижению аварийности на транспорте.

Целями России в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года среди прочего являются: интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны, повышение уровня безопасности транспортной системы.

Этим определяется роль и значение вопросов безопасности на транспорте, необходимость детального, практического изучения предложенной организации обеспечения безопасности и оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на автомобильном транспорте.

Новизна урока обусловлена интеграцией содержания отдельных учебных дисциплин для выявления внутреннего единства всей образовательной программы, реализуемой при подготовке специалистов по сервису на транспорте, содействия формированию компетентности выпускников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  УТВЕРЖДАЮ

                      Зам. директора по учебной работе

 _______________ Э.Р. Ризванова 

Одобрено

предметно-цикловой комиссией ___________________________

название ПЦК

Протокол №  

от «    »                         2013г.

председатель ПЦК  

______________ /____________/

Одобрено

предметно-цикловой комиссией        

            ___________________________

                                                          название ПЦК

Протокол №  

от «    »                         2013г.

председатель ПЦК  

______________ /____________/

Методическая разработка

«Интегрированный открытый урок»

по дисциплинам:

        «Сервис на транспорте» и                                                                                   «Основы безопасности

жизнедеятельности»

Тема:  «Организация обеспечения безопасности и оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на автомобильном транспорте»

Разработчики:  

Дидушенко Е.В.

Зенина Н.В.

Москва, 2013 год


Пояснительная записка

к интегрированному открытому уроку по дисциплинам «Сервис на транспорте» и «Безопасность жизнедеятельности»

Тема «Организация обеспечения безопасности и оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на автомобильном транспорте» проводится по дисциплинам «Сервисная деятельность» в 3 семестре 2го курса специальности 100120 «Сервис на транспорте» и «Безопасность жизнедеятельности» и актуализирует межпредметные связи указанных дисциплин. Наличие межпредметных связей обусловлено содержанием названых дисциплин и формируемыми общими и профессиональными компетенциями выпускников по специальности 100120 «Сервис на транспорте».

Содержание учебного занятия определено видами профессиональной деятельности выпускников, требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы в виде общих и профессиональных компетенций выпускников согласно ФГОС СПО по специальности 100120 «Сервис на транспорте», примерными и рабочими программами дисциплин. Тема урока рассчитана на два академических часа.

Урок проводится в форме комбинированного интегрированного урока, что обусловлено логикой изучения дисциплины, содержанием учебного материала, целями и задачами, поставленными при изучении данной темы. Комбинированный урок включает в себя следующие этапы: актуализация полученных ранее знаний, умений, навыков, сформированных компетенций, объяснение нового материала, закрепление приобретенных на уроке знаний и умений, домашнее задание и инструктаж к нему.

        Данная тема выбрана для проведения открытого интегрированного урока, так как в ней раскрыта роль и значение обеспечения безопасности и оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на автомобильном транспорте при овладении студентами профессиональными компетенциями в рамках изучения общепрофессиональной дисциплины «Сервис на транспорте» и общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:

ПК 3.1. Оказывать первую помощь пострадавшим и принимать необходимые меры при несчастных случаях.

ПК 3.2. Выполнять мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте.

ПК 3.3. Выполнять мероприятия по пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта.

ПК 3.4. Обеспечивать защиту деятельности транспорта от актов незаконного вмешательства.

ПК 3.7. Организовывать обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Актуальность предложенной темы интегрированного урока обусловлена тем, что в современном обществе все большее внимание уделяется проблемам безопасности жизнедеятельности, противостоянию угрозе террористических актов, интеграции в мировое транспортное пространство. Функционируют и развиваются такие международные организации как Глобальное Партнёрство по Безопасности Дорожного Движения (Global Road Safety Partnership – GRSP), Европейский Совет по Безопасности Дорожного Движения (ЕСБДД) – European Traffic Safety Council (ETSC) ETSC, Институт Международной Автомобильной Федерации (FIA Institute). Основным направлением работы таких организаций является содействие повышению безопасности и снижению аварийности на транспорте.

Целями России в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года среди прочего являются: интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны, повышение уровня безопасности транспортной системы.

Этим определяется роль и значение вопросов безопасности на транспорте, необходимость детального, практического изучения предложенной организации обеспечения безопасности и оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на автомобильном транспорте.

Новизна урока обусловлена интеграцией содержания отдельных учебных дисциплин для выявления внутреннего единства всей образовательной программы, реализуемой при подготовке специалистов по сервису на транспорте, содействия формированию компетентности выпускников.

Для осуществления сервисной деятельности обучающимся необходимы знания и умения, полученные при освоении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", преподавание которой в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы, учебного плана, примерной и рабочей программы по дисциплине требует профориентации, обогащения содержания дисциплины темами, связанными с будущей профессиональной деятельностью выпускников, сервисной сферой, сервисом на транспорте.

Следует обратить внимание на то, что общепрофессиональная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" направлена на формирование всех общих компетенций выпускников, а в части формирования профессиональных компетенций дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" охватывает, среди прочих, все профессиональные компетенции, формируемые при освоении студентами дисциплины "Сервисная деятельность".

При этом внутреннее единство всей образовательной программы, включая последовательное соединение нескольких различных учебных программ в одно целое, достигается взаимодействием между содержанием отдельных учебных дисциплин.

Интегрированный урок с актуализацией межпредметных связей позволяет обучающимся выйти за рамки отдельной учебной дисциплины, видеть последствия локально совершаемых действий в будущей профессиональной деятельности.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным заключаются в том, что на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития общих компетенций, интеллектуальных умений обучающихся. Интегрированный урок способствует формированию более широкого синергетического мышления, содействует формированию не только отдельно взятых компетенции, но и общей компетентности специалиста по сервису на транспорте, развивает способность обучающихся применять теоретические знания в практической жизни, профессиональной деятельности.

Разработанный интегрированный открытый урок отражает решение методической проблемы подготовки квалифицированных специалистов по сервису на транспорте, отвечающих современным требованиям работодателя и готовых к выполнению профессиональных функций в стандартных и нестандартных условиях.

План урока направлен на достижение заданного результата, овладение обучающимися знаниями и умениями по изучаемым общепрофессиональным дисциплинам, на формирование общих и профессиональных компетенций.

Задача преподавателей: скоординировано выполнить последовательность запланированных действий, ведущих к намеченному результату обучения.

Задачи студента: активно участвовать в образовательном процессе, слушать преподавателя, вести конспект, выполнять распоряжения преподавателя, участвовать в выполнении практических заданий.

Дидактические цели урока:

Образовательные: овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями, знаниями и умениями по дисциплине и междисциплинарному курсу.

Воспитательные: формирование общих компетенций: понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, определение методов и способов решения профессиональных задач.

Развивающие: развитие навыков принятия решения и выполнения действий в нестандартных, в том числе, чрезвычайных ситуациях, профессиональное и личностное саморазвитие.

Тип урока:

интегрированный открытый урок особого типа, объединяющий в себе обучение по общепрофессиональным дисциплинам "Безопасность жизнедеятельности" и "Сервисная деятельность" для формирования компетентности специалиста на транспорте, содействие формированию общих и профессиональных компетенций.

Методы обучения:

- информационно-развивающие: объяснение, демонстрация учебных материалов, презентация;

- практического обучения: наглядно-практические методы, использование учебных моделей и образцов.

Методы контроля:

- актуализация полученных ранее знаний и умений;

- индивидуальный опрос;

- фронтальный устный опрос;

- практическая проверка.

Средства обучения:

- учебно-наглядные пособия: интерактивная доска, комплект перевязочных материалов, противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки, бинты, дощечки, жгуты, зонт-трость;

- вербальные средства обучения: основной учебник, раздаточный материал;

- технические средства обучения: презентация учебных материалов, в том числе видеоматериалов с помощью компьютерной техники.

Условия и место проведения: Занятие проходит в обычных условиях, с общепринятой для среднего профессионального образования продолжительностью два академических часа, в кабинете безопасности жизнедеятельности. Для посетителей подготовлены специальные места, расположенные за спиной обучающихся.


ПЛАН УРОКА

Примерное распределение

времени

(2 акд. часа)

Ход урока

Деятельность обучающихся

3 мин

Организационный момент:

Осуществляется приветствие, объявляется план, задачи и тема урока.

Записывают дату и номер урока, тему урока.

15 мин

Основная часть:

 I Актуализация  опорных знаний:

Чрезвычайные ситуации: опрос по пройденному материалу по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

По «Сервисной деятельности» опрос на тему: Какие из известных вам чрезвычайных ситуаций могли бы случиться на автомобильном транспорте, в чем особенности сервисной деятельности на транспорте.

Заслушивание доклада обучающихся по подготовленной презентации.

Студенты отвечают на вопросы, опираясь на полученные ранее знания.

10 мин

II Изучение нового материала. Объяснение нового материала

Презентация «Обеспечение безопасности в ЧС на автомобильном транспорте»

Лекция как метод обучения - подведение итогов презентации для фиксирования основных моментов в опорном конспекте.

Студенты записывают основные положения лекции

20 мин

Практическая часть I, освоение навыков, формирование общих и профессиональных компетенций

Первичные знания о средствах индивидуальной защиты, навык использования противогаза, респиратора, ватно-марлевой повязки.

Закрепление нового материала.

Студенты отрабатывают первичные навыки использования средств индивидуальной защиты

10 мин

Изучение нового материала. Объяснение нового материала Учебный фильм  «Оказание первой помощи»

Лекция как метод обучения - подведение итогов фильма для фиксирования основных моментов в опорном конспекте.

Студенты записывают основные положения лекции

20 мин

Практическая часть II, освоение навыков, формирование общих и профессиональных компетенций

 Решение ситуационных задач, отработка навыков оказания первой помощи, использования перевязочных материалов.

Закрепление нового материала.

Студенты отрабатывают первичные навыки оказания первой помощи

7 мин

Подведение итогов.

Преподаватели подводят итоги, делают выводы.

Преподаватели отмечают наиболее активных студентов.

Студенты осознают необходимость знаний  правильного  поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

5 мин

Преподаватели дают задание для самостоятельного исследования 

По дисциплине "Безопасность жизнедеятельности": Выполнить презентацию на тему "Способы выноса раненых и больных из мест аварий и катастроф".

По дисциплине: "Сервисная деятельность": составить схему "Порядок действий в чрезвычайной ситуации на автомобильном транспорте".

Студенты получают и записывают домашнее задание.

Самоанализ урока

Интегрированный открытый урок "Организация обеспечения безопасности и оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на автомобильном транспорте "  проводился с целью актуализации межпредметных связей в сознании обучающихся, выявления единства основой профессиональной образовательной программы через содержание отдельных учебных дисциплин.

При проведении интегрированного комбинированного урока открытого типа удалось выявить, что в группе присутствуют студенты, отслужившие в вооруженных силах РФ, имеющие знания и навыки в области военной подготовки и оказания первой помощи пострадавшим. Отдельные студенты уже сталкивались с необходимостью применения навыков оказания первой доврачебной помощи на начальном этапе своей профессиональной деятельности. Это подтвердило актуальность заявленной темы урока.

По результатам проведения интегрированного урока можно утверждать, что его главной особенностью является новый подход, ориентированный не на содержание, а на результат обучения – формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся, на интеграцию фрагментов основной профессиональной образовательной программы в единое целое, на подготовку компетентного специалиста, способного действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, адаптироваться в условиях перемен.

Предлагаемый урок обладает научной новизной, так как построен в рамках компетентностного подхода при реализации педагогических технологий подготовки специалистов среднего звена. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, построению примерных и рабочих программ общепрофессиональных дисциплин и с позиции укрупнения дидактических единиц предлагаемый урок интегрирует знания обучающихся по дисциплине "Сервисная деятельность" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" в единое целое.

Следует отметить, что данный урок не может быть рассмотрен без взаимосвязи и сочетания с другими уроками, являющимися «шагами» педагогической технологии, гарантированно приводящей к запланированному намеченному результату в виде сформированных общих и профессиональных компетенций выпускников по специальности 100120 Сервис на транспорте (автомобильный транспорт).         

При планировании данного урока были учтены возрастные и личностные особенности обучающихся. Группа студентов второго курса, в которой проводится урок – это подростки 17-18 лет, следовательно, им присущи особенности конца подросткового, начала юношеского возраста, когда привлекательными становятся практические формы занятий с большой долей самостоятельных действий, что учтено при вовлечении студентов в активную практическую работу на уроке.

При этом позитивным моментом является готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Особенно ярко это проявилось на уроке при проверке домашнего задания - презентации по теме "Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте", выполнении практических заданий - использования средств индивидуальной защиты - ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза; использовании перевязочных материалов. Это стало особенно актуальным на уроке, поскольку важным аспектом является возникновение в названном возрасте новых мотивов учения, связанных с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений. Названные возрастные особенности были учтены при подготовке заданий для выполнения обучающимися.

Личностные особенности обучающихся данной группы связаны с их желанием получать те знания, которые пригодятся им в практической деятельности. Поэтому при разработке урока было уделено особенное внимание его практической направленности, что позволило поддерживать внимание обучающихся на высоком уровне в течение всего урока. Добиться этого удалось, поскольку материал был студентам интересен, видеофрагменты были наглядны, познавательны; студентам захотелось применить получаемые теоретические знания на практике, что было выполнено. Поэтому произошло осознание практической значимости изучаемого материала.

Согласно закону «Об образовании» на уроке были поставлены образовательные, воспитательные и развивающие дидактические задачи. Была реализована их взаимосвязь, позволяющая достигнуть намеченных целей.

Построение этапов урока было выполнено рационально с опорой на традиционный подход. При этом удалось использовать интеграцию в максимальной мере - преподаватели работали скоординировано, подача фрагментов учебного материала осуществлялась логично. Это позволило добиться основной цели занятия.

В качестве формы обучения был выбран новаторский тип урока - интегрированный открытый урок, при этом были использованы принципы построения традиционного комбинированного урока, широко используемого в среднем профессиональном образовании.

В качестве методов обучения были выбраны информационно-развивающие и методы практического обучения. Используемые методы контроля адекватны поставленным целям и задачам.

При проведении урока использовались технические средства, презентации, видеоматериалы, учебно-наглядные пособия и образцы.

По результатам проведенного урока можно сделать вывод, что поставленные цели достигнуты, задачи решены. Данный урок может быть использован при тиражировании педагогического опыта - в учреждениях среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку студентов по специальности 100120 "Сервис на транспорте". Кроме того, с незначительными доработками в области профориентации урок может быть использован при подготовке студентов по родственным специальностям направления 100000 Сфера сервиса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 8 классе "Оказание первой помощи пострадавшим от АХОВ"

Данная работа способствует повышению эффективности усвоения материала в ходе рассмотрения вопроса оказания первой помощи пострадавшим от АХОВ. В работе рассматриваются вопросы безопасности и эффективн...

План-конспект открытого урока по теме "Оказание первой помощи пострадавшему и его переноска"

Закрепление практических навыков по оказанию первой помощи пострадавшему, формирование умения принимать оптимальные решения в сложных ситуациях, актуализация знаний о важности своевременного оказания ...

Оказание первой помощи пострадавшим

С помощью данных презентаций Вы сможете теоретически и практически научить детей оказывать первую помощь пострадавшим....

Практический материал тесты-задания по оказанию первой помощи пострадавшему"

Тесты-задания по предмету ОБЖ для практического занятия  по теме "Первая помощь пострадавшему"...

«Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в образовательной организации» (удостоверение).

laquo;Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в образовательной организации» (удостоверение)....