РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 10-11 классов
рабочая программа по обж
Аннотация к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности
10-11 класс
Цели изучения ОБЖ
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Место предмета в учебном плане: 1 час в неделю 35 часов в год в 10-х класса, 34 часа в год в 11-х классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.2._poyasnitelnaya_zapiska_10-11_klass.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Руководитель МО | Заместитель директора по ОП | Директор МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко-Сале |
_________/З.Ж. Юмагужин | _________ /И.В. Полякова | _____________/Г. Е. Кортунова |
Протокол № 5 от « 24 » мая 2019 года | «29» августа 2019 года | Приказ № 444 от 29 августа 2019 года |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 10-11 классов
Составил: Учитель первой категории
Кнодель Евгений Викторович
«Рассмотрено» | ||
на заседании методического совета | ||
____________/Т.Г. Симонова | ||
Протокол № 5 от « 29» августа 2019 года |
2019-2020 учебный года
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. N 1089, от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69) (далее - ФК ГОС) с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Рабочая программа по ОБЖ СОО реализует основные цели определенные, ФК ГОС среднего общего образования:
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: "Что произойдет, если..."). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности обучающихся определены Образовательной программой среднего общего образования Колобовской муниципальной средней общеобразовательной школы.
Рабочая программа конкретизирует содержание учебного предмета, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри-предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, содержит оценочные и методические материалы.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» среднего общего образования состоит из 3 разделов и 15 тем.
I раздел «Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности» - предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и формирования здорового образа жизни, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5 – 9 классах. Раздел состоит из 3 обобщающих тем: «Здоровье и здоровый образ жизни», «Личная безопасность в повседневной жизни», «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи».
II раздел «Государственная система обеспечения безопасности населения» - предназначен для формирования у обучаемых знаний по организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Раздел состоит из 4 тем, раскрывающих организацию и содержание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
III раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность» - предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из 8 тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Цели изучения ОБЖ
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» среднего общего образования изучается в объеме 2 часов в неделю в 10-11 классах (по 1 часу в неделю в каждом классе), 35 часов в 10-х классах, 34 часа в 11-х классах.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности
Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие здоровье.
Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены, беременность и гигиена беременности, уход за младенцем.
Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).
Государственная система обеспечения безопасности населения
Основные положения концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) и социального (терроризм, вооруженные конфликты) характера.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения.
Основы обороны государства и воинская обязанность
Защита Отечества - долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.
Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства. История создания Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск.
Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.
Общие обязанности и права военнослужащих.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Альтернативная гражданская служба.
Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- УЧЕЬНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | Виды учебной деятельности | Рабочая программа/ | |
10 кл | 11 кл | |||
I | Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья | 9 | 7 | |
1 | Здоровье и здоровый образ жизни | Словесный. Наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности. Наглядный. Наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции. Практический, проблемно-поисковый и метод самостоятельной работы., Необходимы для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса. Репродуктивный. Получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда. Индуктивный и дедуктивный. Обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления. Работы в группе Взаимные вопросы и задания групп. Беседа. Драматизация (театрализация). Использование информационно-коммуникационных технологий | 4 | 2 |
2 | Личная безопасность в повседневной жизни | 5 | ||
3 | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 5 | ||
II | Государственная система обеспечения безопасности населения | 8 | 7 | |
4 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени | 1 | 2 | |
5 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций военного времени | 3 | ||
6 | Основные мероприятия, проводимые в стране по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 | 3 | |
7 | Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан | 1 | 2 | |
III | Основы обороны государства и воинская обязанность | 17 | 20 | |
8 | Воинская обязанность | 2 | 4 | |
9 | Военная служба – особый вид федеральной государственной службы | 4 | 4 | |
10 | Вооруженные силы Российской Федерации – основа обороны государства | 3 | 1 | |
11 | Боевые традиции Вооруженных Сил России | 2 | 1 | |
12 | Государственные и военные символы Российской Федерации | 3 | 2 | |
13 | Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества | 1 | 3 | |
14 | Военно-профессиональная ориентация и подготовка специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации | 3 | 5 | |
Итого на базе школы | 35/2 | 34/2 | ||
Итого | 35 | 34 |
- В распределении часов под дробью количество контрольных работ
Содержание учебной программы ОБЖ (X класс)
I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
1. Опасные чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, н правила безопасного поведения
1.1Правила поведения на улице и в общественном транспорте.
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций в общественном транспорте, правил поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
1.2. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях
Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.
1.3. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила самозащиты от насильников и хулиганов
Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте.
Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.
1.4. Уголовная ответственность несовершеннолетних Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
1.5. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
1.6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности.
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы РФ, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны
2.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
2.2. Современные средства поражении, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
2.4. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях),
2.5. Средства индивидуальной защиты населения
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
2.6. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
2.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
3.1. Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
4. Основы здорового образа жизни
4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
4.2. Биологические ритмы и работоспособность человека Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние
биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
4.3. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур.
4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
III. Основы военной службы
5. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества
5.1. История создания Вооруженных Сил России
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
5.2. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск.
Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.
Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска.
Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение.
5.3. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил
Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил, ее этапы и их основное содержание.
5.4. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики РФ по военному строительству
Пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.
6. Боевые традиции Вооруженных Сил России
6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества
Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.
Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
6.2. Памяти поколений — дни воинской славы России
Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
6.3. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество — боевая традиция Российской Армии и флота.
7. Символы воинской чести
7.1. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы
Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
7.2. Ордена —почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
8. Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время)
8.1. Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (11 КЛАСС)
Раздел 1.Государственная система обеспечения безопасности населения
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от пожаров. Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне» и др. Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан. Основные мероприятия, проводимые в стране по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Задачи, цели Национального антитеррористического комитета. Структура комитета. Правовой режим контртеррористической операции.
Раздел 2. Здоровье и здоровый образ жизни. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи 1. Основы здорового образа жизни
1.1Правила личной гигиены и здоровье
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма. 1.2Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. 1.3Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики
Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины,
способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
1.4СПИД и его профилактика.
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. 1.5Семья в современном обществе. Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. 1.6Права и обязанности родителей и несовершеннолетних детей.
Права и обязанности родителей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей. Права и обязанности детей. Защита государства. 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи 2.1.Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, инфаркте и инсульте (практические занятия) Сердечная недостаточность. Основные понятия и определения. Инфаркт. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, инфаркте и инсульте. 2.2.Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия) Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.
Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью. 2.3.Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травмах груди, живота, позвоночника. 2.4. Первая медицинская помощь при остановке сердца (практические занятия) Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и её признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких. Правила сердечно-лёгочной реанимации
Раздел 3. Основы военной службы 3 Воинская обязанность 3.1Основные понятия о воинской обязанности Воинская обязанность, определение воинской обязанности и её содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. 3.2 Профессионально-психологический отбор в вооруженных силах РФ. 3.3 Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.). 3.4Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах и в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. 3.5Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. 3.6Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.
4 Особенности военной службы
4.1Правовые основы военной службы
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права. 4.2Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации -
закон воинской жизни Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения. 4.3Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России
Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для
выполнения каждым военнослужащим воинского долга.
4.4Прохождение военной службы по призыву
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек. Общие, специальные и должностные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды. 4.5Прохождение военной службы по контракту
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу но контракту. Сроки военной службы. Права и льготы, представляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. 4.6Права и ответственность военнослужащих
Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, её сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (невыполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). 4.7Альтернативная гражданская служба
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил 5.1Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить своё воинское звание — защитник Отечества; любовь к Родине, её истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя России, народа и Отечества. 5.2Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием
и военной техникой. Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя. 5.3Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодёжи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). 5.4Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться своим командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу. 5.5Как стать офицером Российской армии
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приёма граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки военных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. 5.6Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил
Российской Федерации Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента
- Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- владеть навыками в области гражданской обороны;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
- Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по Основам безопасности жизнедеятельности.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку («3», «4», «5»).
Оценка «5» ставится, когда ученик:
Обоснованно излагает основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени.
Обоснованно излагает особенности прохождения военной службы, основные требования к призывнику на военную службу, военной специальности, обязанности воина.
Обоснованно излагает порядок организации первоначальной постановки на воинский учет.
Имеет четкие представления об организации РСЧС.
Имеет четкие представления о современных средствах поражения, их поражающих факторах и способах защиты от них. Имеет четкие представления о здоровье, ЗОЖ и факторах, влияющих на здоровье. Владеет навыками в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца. Владеет навыками в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии.
Владеет навыками в подготовке и правилах поведения в туристическом походе.
Интересуется учебным предметом. Полностью овладел программным материалом.
Оценка «4» ставится, когда ученик:
С небольшими затруднениями излагает основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени. Допускает незначительные (несущественные) ошибки. С небольшими затруднениями излагает особенности прохождения военной службы, основные требования к призывнику на военную службу, военной специальности, обязанности воина. Допускает незначительные (несущественные) ошибки.
С небольшими затруднениями излагает порядок организации первоначальной постановки на воинский учет. Допускает незначительные (несущественные) ошибки. Имеет представления об организации РСЧС. Имеет представления о современных средствах поражения, их поражающих факторах и способах защиты от них.
Имеет представления о здоровье, ЗОЖ и факторах, влияющих на здоровье.
С небольшими затруднениями в основном владеет навыками в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.
В основном владеет навыками в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии.
В основном владеет навыками в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии.
С небольшими затруднениями в основном владеет навыками в подготовке и правилах поведения в туристическом походе.
Интересуется учебным предметом.
Полностью овладел программным материалом.
Оценка «3» ставится, когда ученик:
Основной материал знает нетвердо, отвечает неуверенно, требует постоянной помощи учителя.
Знает большую часть изучаемого материала, но допускает много ошибок при изложении.
Рабочую тетрадь ведет небрежно, отсутствуют одна-две темы в изученном разделе.
Имеет слабые представления об организации РСЧС.
Имеет слабые представления о современных средствах поражения, их поражающих факторах и способах защиты от них.
Имеет слабые представления о здоровье, ЗОЖ и факторах, влияющих на здоровье.
Слабые навыки в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.
Слабые навыки в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии.
Слабые навыки в подготовке и правилах поведения в туристическом походе.
Интересуется учебным предметом.
Полностью овладел программным материалом.
Оценка «2» ставится, когда ученик:
(старшее звено – 10-11 классы дополнительно)
Основной программный материал не знает, часто ответить на поставленный вопрос не может. Рабочую тетрадь не ведет или ведет периодически, отсутствуют более трех тем в изученном разделе. Имеет слабые представления по изучаемому вопросу, не умеет анализировать причины опасных ситуаций и вырабатывать порядок действий.
Не имеет представления об организации РСЧС. Не имеет представления о современных средствах поражения, их поражающих факторах и способах защиты от них.
Не имеет представления о здоровье, ЗОЖ и факторах, влияющих на здоровье.
Не владеет навыками в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.
Не владеет навыками в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии.
Не владеет навыками в подготовке и правилах поведения в туристическом походе.
Не интересуется учебным предметом
При оценке:
умения пользоваться средствами пожаротушения;
умения оказывать ПМП при различных видах травм;
умения определять стороны горизонта различными способами;
умения разводить костер и готовить пищу в походных условиях;
выполнения нормативов применения средств индивидуальной защиты;
следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в повышении умений за определенный период времени. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий (отработок действий) дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.
Формы отчетности учащихся по выявлению уровня знаний, умений и навыков на уроках
Основ безопасности жизнедеятельности.
1. Устный фронтальный опрос по вопросам домашнего задания.
2. Подготовка и ответ у доски по вопросам домашнего задания.
3. Письменный ответ по вопросам индивидуального задания (карточки).
4. Письменный ответ на вопросы тестового задания.
5. Самостоятельная работа с учебником.
6. Самостоятельная работа (проверочная по домашнему заданию или по заданию в классе).
7. Контрольная работа (по теме или разделу).
8. Отработка практических действий (практические занятия) по правильности и нормативам.
9. Написание и защита рефератов.
10. Защита проектов.
11. Подготовка и выступление с сообщением на тему урока (по желанию учащегося).
12. Активное участие на уроке, нахождение ответов на проблемный вопрос.
13. Ведение конспекта уроков
- Материально-техническое сопровождение учебного процесса.
1. Учебно-методическая литература:
Конституция Российской Федерации, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, Положение о Национальном антитеррористическом комитете, Правила дорожного движения Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О гражданской обороне", Закон "Об образовании", Федеральный закон "О радиационной безопасности населения", Федеральный закон "О пожарной безопасности", Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", Федеральный закон "О противодействии терроризму", Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности", Подшивки журналов и газет "Гражданская защита", "Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура.
Мультимедиапроектор, Экран настенный
3. Средства программного обучения и контроля знаний.
Компьютерное учебное пособие "Безопасность на улицах и дорогах"
4. Макеты, муляжи, модели.
Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе
Макеты убежищ, укрытий с основными системами жизнеобеспечения, приборы ВПХР, ДП -5б.
6. Стенды, плакаты.
7. Средства индивидуальной защиты.
Ватно-марлевые повязки, противопылевые тканевые маски, противогазы (ГП-5, ПДФ-7,.), Средства защиты кожи ОЗК, Л-1
8. Аудиовизуальные пособия.
Учебные видеофильмы Действия учащихся по сигналам ГО
- Список учебно-методической литературы.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 5 марта 2004г.
- Примерная программа среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности;
Учебники: «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-11 класс, Москва, изд. «Просвещение»,2011- 2012 г. Авторы-составители: А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников.
Интернет –источники:
Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», Москва «Просвящение» 2007г. Авторы-составители: А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин
Пособие для учителя "Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы"
Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
Программа для системы дополнительного образования детей "Безопасность дорожного движения". Справочник для учащихся "Основы безопасности жизнедеятельности"
Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных носителях
Календарно - тематическое планирование
10 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Дата по плану | Дата по факту | Формы работы для учащихся с ОВЗ | |||
1 | Правила поведения на улице и в общественном транспорте. | 1 | Безопасность на улице. Безопасность в общественном транспорте. | Учащиеся узнают об основных правилах безопасного поведения на улице и транспорте. Учащиеся научатся правильному безопасному поведению. | Поэтапное разъяснение | |||||
2 | Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. | 1 | Ориентирование на местности. Магнитный меридиан, азимут | Учащиеся повторяют материал по ориентировании на местности. Учащиеся научатся правильным действиям в походе, составления плана маршрута. | Направленное чтение | |||||
3 | Правила поведения в ситуациях криминального характера. | 1 | Криминальные ситуации на улице, в общественном транспорте. | Учащиеся узнают о действиях при угрозе возникновения криминальной ситуации в парке, поезде и т.п. Учащиеся научатся защищать себя или предотвращать от угроз криминального характера. | Поэтапное разъяснение | |||||
4 | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | УК РФ. Ответственность несовершеннолетних за преступления. | Учащиеся узнают об уголовной ответственности несовершеннолетних. Учащиеся усвоят меры наказания, которые применяют к несовершеннолетним за те, или иные преступления. | Направленное чтение | |||||
5 | Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. | 1 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Правила поведения. | Учащиеся повторяют правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. Учащиеся научатся оценивать ситуацию и правильно вести себя при ЧС природного и техногенного характера. | Поэтапное разъяснение | |||||
6 | РСЧС. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности. | 1 | Единая Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. | Учащиеся узнают о задачах РСЧС, законодательной базе по обеспечению безопасности граждан РФ. Учащиеся научатся давать определение РСЧС, задачам и правовым обеспечением системы по ЧС. | Пометки на полях | |||||
7 | ГО, основные понятия и определения, задачи ГО. | 1 | Гражданская оборона, история развития, основные понятия и задачи. | Учащиеся узнают о задачах ГО, законодательной базе по обеспечению безопасности граждан в военное время. Учащиеся получают знания о необходимости существования таких структур, как РСЧС, ГО. | Поэтапное разъяснение | |||||
8 | Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. | 1 | Оружие массового поражения, их классификация, поражающие факторы. Современные средства поражения. | Учащиеся узнают о современных средствах поражения. Учащиеся научатся классифицировать и давать основные характеристики современным средствам поражения. | Пометки на полях | |||||
9 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающие в ЧС военного и мирного времени. | 1 | Система оповещения населения при возникновении угрозы ЧС в военное и мирное время. | Учащиеся узнают об оповещении, информировании населения при возникновении ЧС в военное и мирное время. Учащиеся научатся сигналам оповещения: «Внимание всем!», «Воздушная тревога» и т.п. | Пометки на полях | |||||
10 | Организация инженерной защиты. | 1 | Средства массовой защиты населения, укрытия. | Учащиеся узнают об организации инженерной защиты. Учащиеся научатся пользоваться имеющими средствами массовой защиты населения. | Поэтапное разъяснение | |||||
11 | Средства индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС | 1 | Противогазы, средства защиты кожи. Аварийно-спасательные формирования. Организация проведения неотложных работ в зоне ЧС. | Учащиеся узнают о средствах индивидуальной защиты. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Учащиеся научатся пользоваться индивидуальными средствами защиты. | Поэтапное разъяснение | |||||
12 | Организация ГО в общеобразовательном учреждении. | 1 | Структура ГО в общеобразовательных учреждениях, цели и задачи. | Учащиеся узнают об организации ГО в школе. Учащиеся усваивают знания о необходимости ГО в общеобразовательных учреждениях. | Направленное чтение | |||||
13 | Контрольная работа | 1 | Контрольная работа по теме: «Защита населения от ЧС в мирное и военное время». | Учащиеся закрепляют и проверяют свои знания по организации и проводимым мероприятиям по защите населения в случае возникновения угрозы ЧС в мирное и военное время. | Поэтапное разъяснение | |||||
2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | ||||||||||
14 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. | 1 | Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. | Учащиеся узнают о инфекционных болезнях, симптомах заболеваний. Учащиеся научатся профилактике по укреплению иммунной системы. | Пометки на полях | |||||
15 | Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | 1 | Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья | Учащиеся узнают о влиянии окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Учащиеся научатся понимать о необходимости сохранения и укрепления здоровья. | Направленное чтение | |||||
16 | Основы здорового образа жизни. | 1 | Здоровый образ жизни и его составляющие, Факторы, влияющие на здоровье. | Учащиеся узнают об основах здорового образа жизни. Учащиеся научатся ценить свое здоровье и мероприятиям по укреплению и сохранению высокого уровня здоровья. | Поэтапное разъяснение | |||||
17 | Контрольная работа | 1 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, | Учащиеся закрепляют и проверяют свои знания по основам медицинских знаний. | Направленное чтение | |||||
3. Основы военной службы. | ||||||||||
18 | История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. | 1 | История возникновения ополчения, регулярной армии в Российском государстве. | Учащиеся узнают об истории создания военных формирований, армии, Вооруженных Сил в Российской Федерации. Учащиеся должны знать историю своего Отечества по созданию В.С. | Направленное чтение | |||||
19 | Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. | 1 | Виды Вооруженных сил, Рода войск. История их создания и предназначение. | Учащиеся узнают о структуре Вооруженных Сил Российской Федерации. Учащиеся научатся классифицировать и давать характеристику структурам ВС РФ. | Поэтапное разъяснение | |||||
20 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны. | 1 | Комплектование, управление, национальный интерес, основные задачи Вооруженных Сил России. | Учащиеся узнают об основных задачах Вооруженных Сил, целях современной реформы в Российской Армии. Учащиеся должны знать об основных функциях, задачах современных ВС РФ. | Пометки на полях | |||||
21 | Другие войска, их состав и предназначение. | 1 | Пограничные войска, Внутренние войска, Войска гражданской связи, Войска связи и информации. | Учащиеся узнают о предназначении других войск РФ. Учащиеся должны знать о других войск России и их задачах. | Поэтапное разъяснение | |||||
22 | Контрольная работа | 1 | Структура Вооруженных Сил, функции и задачи | Учащиеся закрепляют и проверяют свои знания по Вооруженным Силам России | Направленное чтение | |||||
23 | Боевые традиции Вооруженных Сил России. | 1 | История создания боевых традиций Вооруженных Сил России. | Учащиеся узнают о боевых традициях Вооруженных Сил России. Учащиеся должны знать о славных традициях наших Вооруженных Сил. | Пометки на полях | |||||
24 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. | 1 | Понятие патриотизма, Отечества, Родины, долга, чести. Воинский долг. | Учащиеся узнают о духовных и нравственных понятиях. Учащиеся должны воспитывать в себе любовь в Родине, чувства патриотизма и долга. | Пометки на полях | |||||
25 | Памяти поколений – дни воинской славы России. | 1 | 15 дней воинской славы России. | Учащиеся узнают о Днях воинской славы (победных днях) России. Учащиеся запоминают даты дней победы Российских ВС. | Поэтапное разъяснение | |||||
26 | Дружба, войсковое товарищества – основы боевой готовности частей подразделений. | 1 | Понятие дружбы, товарищества, взаимовыручка в войсковых подразделениях | Учащиеся узнают о дружбе и войсковом товариществе, как неотъемлемых составляющих Российской Армии. | Направленное чтение | |||||
27 | Проверочная работа | 1 | Урок проверки знаний | Военный патриотизм, товарищество, дружба. Боевые традиции ВС России. | ||||||
28 | Боевое Знамя воинской части – символ воинской части, доблести и славы. | 1 | Предназначение воинского знамени, Роль воинского знамени в воспитании морально-боевых качеств воинов. | Учащиеся узнают о назначении воинского знамени. Учащиеся понимают о роли воинского знамени в повышения морально-патриотического духа воинов. | Поэтапное разъяснение | |||||
29 | Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. | 1 | Основные ордена и воинские отличия Российской Федерации. | Учащиеся узнают и запоминают об орденах Российской империи, СССР, современной Российской Федерации. | ||||||
30 | Военная форма одежды. | 1 | Знаки различия, военная форма в различных видах и родах войск. | Учащиеся узнают и запоминают о военной форме . Требования в ношению военной формы | Направленное чтение | |||||
31 | Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках. | 1 | Начальная военная подготовка граждан до призыва и в войсках. | Учащиеся узнают о целях и задачах начальной военной подготовки граждан. Учащиеся должны понимать о необходимости начальной военной подготовки граждан. | Поэтапное разъяснение | |||||
32 | Размещение и быт военнослужащих, основы безопасности военной службы. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. | 1 | Распределение времени и повседневный порядок в войсках. Быт, повседневный порядок в частях Российской Армии. | Учащиеся узнают о распорядке времени в войсках, несение суточного наряда. Учащиеся должны понимать о важности безопасности в военной службе. | Направленное чтение | |||||
33-34 | Организация караульной службы, обязанности часового. Строевая подготовка. | 1 | Караул. Обязанности часового. Строевая подготовка Современный бой. Виды военной подготовки в Российской Армии. | Учащиеся узнают об организации караульной службы. Учащиеся должны понимать о важности безопасности в военной службе. Учащиеся узнают о тактической и огневой подготовке в войсках. Учащиеся должны понимать о назначении различных систем подготовки личного состава в войсках. | Поэтапное разъяснение | |||||
35 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Основы медицинских знаний и военной службы. | Учащиеся закрепляют и проверяют знания по усвоенным темам 10 класса. | Направленное чтение |
Календарно - тематическое планирование
11класс
№ | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Дата по плану | Дата по факту | Формы работы с детьми ОВЗ |
Государственная система обеспечения безопасности населения | |||||||
1-2 | Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. | 2 | Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от пожаров | Учащиеся узнают о структуре, силах и средств противопожарной службы, о ее целях и задачах. Учащиеся должны знать о своих правах и обязанностях в рамках закона «О пожарной безопасности». | Направленное чтение | ||
3-4 | Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан | 2 | Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне» и др. Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан. | Учащиеся узнают о содержании основных законов организаций, по защите населения от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Учащиеся должны знать о своих правах и обязанностях в рамках законов | Поэтапное разъяснение | ||
5-6 | Основные мероприятия, проводимые в стране по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 2 | Основные мероприятия, проводимые в стране по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Учащиеся узнают о структуре, силах и средств РСЧС, ГО, мероприятиях по организации защиты населения | Направленное чтение | ||
7 | Национальный антитеррористический комитет. Основные задачи | 1 | Задачи, цели Национального антитеррористического комитета. Структура комитета. Правовой режим контртеррористической операции | Учащиеся узнают о структуре, силах национального антитеррористического комитета, о его целях и задачах Учащиеся должны знать о своих правах на защищенность от террористических актах и действий в экстремальных ситуациях | Поэтапное разъяснение | ||
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья | |||||||
Здоровье и здоровый образ жизни. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | |||||||
8 | Правила личной гигиены и здоровья. | 1 | Гигиена. Личная гигиена, Гигиен кожи, волос. | Учащиеся узнают о правилах личной гигиены. Учащиеся научатся правилам ухода за собой. | Пометки на полях | ||
9 | Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. | 1 | Семья, нравственные отношения полов. | Учащиеся узнают о формировании взаимоотношения полов. Учащиеся должны научится формировать правильные взаимоотношения с противоположным полом. | Поэтапное разъяснение | ||
10 | СПИД и его профилактика. Семья в современном обществе. Законодательство и семья. | 1 | СПИД, ВИЧ-инфекция. Семья – ячейка общества. | Учащиеся узнают о СПИДе, о семейных отношениях. Правовая защита семьи. Учащиеся получат знания о ценности семейного благополучия. Законы, защищающие семейные отношения. | Пометки на полях | ||
11 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. | 1 | Сердечно-сосудистая система. Первая помощь при острой сердечной недостаточности. | Учащиеся узнают о системе кровообращения человека. Основы оказания помощи при острой сердечной недостаточности. Учащиеся научатся принимать решения по оказанию первой помощи при инсульте, инфаркте. | Поэтапное разъяснение | ||
12 | Первая медицинская помощь при ранениях. Первая медицинская помощь при травмах. | 1 | Травма, раны. Оказание первой помощи при ранениях. Характеристики травм. Оказание первой помощи при различных травмах | Учащиеся узнают о травмах, ранениях. Учащиеся научатся оказанию первой помощи при ранениях. Учащиеся должны научиться оказывать первую помощь себе и окружающим при получении травмы. | Пометки на полях | ||
13 | Первая медицинская помощь при остановке сердца. | 1 | Признаки остановки сердца, определение пульса, первая помощь при остановке сердца. | Учащиеся узнают о реанимации, причинах клинической смерти, о первой помощи при остановке сердца Учащиеся должны научится проводить непрямой массаж сердца, искусственную вентиляцию легких. | Поэтапное разъяснение | ||
14 | Контрольная работа. | 1 | Оказание первой медицинской помощи. | Учащиеся закрепляют и проверяют знания по оказании первой помощи. | Поэтапное разъяснение | ||
Основы обороны государства и воинская обязанность | |||||||
15 | Основные понятия о воинской обязанности. | 1 | Воинская обязанность – священный долг граждан нести службу и выполнять обязанности по обороне страны. | Учащиеся узнают о воинской обязанности, мобилизации, военном положении. Учащиеся усваивают понятия о воинской обязанности. | |||
16-17 | Организация воинского учета и его предназначение. | 2 | История образования Вооруженных Сил России. Постановка граждан на учет, обязанности граждан по воинскому учету. | Учащиеся узнают об образовании ВС РФ, какие документы необходимы призывнику, какие обязанности возлагаются на граждан по воинскому учету. Учащиеся осознают необходимость и важность воинского учета | Поэтапное разъяснение | ||
18-19 | Добровольная и обязательная подготовка граждан к военной службе. | 2 | Периоды обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе. Требования к качествам специалистов по воинским должностям. | Учащиеся узнают о разновидностях военной подготовки граждан к военной службе. Учащиеся определяют свое отношение к дальнейшей добровольной подготовке к военной службе. | Направленное чтение | ||
20- 21 | Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет. | 2 | Порядок прохождения медицинского освидетельствования при постановке на воинский учет. | Учащиеся узнают о медицинском освидетельствовании при военкоматах, категориях годности к военной службе. Учащиеся запоминают об организации медосмотра граждан при постановке на воинский учет. | Пометки на полях | ||
22 | Увольнение граждан с воинской службы и пребывание в запасе. | 1 | Запас ВС РФ. Состав запаса, военные сборы. Присвоение воинских званий. | Учащиеся узнают о формировании запаса Вооруженных Сил Российской Федерации. Пребывание граждан в запасе. Учащиеся запоминают о составе запаса ВС и возможных действиях (в рамках обороны страны) граждан в период пребывания в запасе | Поэтапное разъяснение | ||
23 | Контрольная работа. | 1 | Основные понятия о воинской обязанности. | Учащиеся проверяют свои знания по основным понятиям воинской обязанности. | |||
24 | Правовые основы военной службы. | 1 | Единоначалие, подчиненные, начальники. Военная форма, знаки различия. Статус и права военнослужащих. | Учащиеся узнают о правовой основе в ВС РФ. Учащиеся должны запомнить о правах, обязанностях, ответственности, льготах военнослужащих | Поэтапное разъяснение | ||
25 | Общевоинские уставы ВС РФ. | 1 | Устав внутренней службы, корабельный устав, дисциплинарный устав, устав гарнизонной м караульной служб. | Учащиеся узнают о законах воинской жизни, регулирующие уставами ВС РФ. Учащиеся запоминают основные сущности уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. | Направленное чтение | ||
26 | Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России. | 1 | Сущность военной присяги в Вооруженных Силах Российской Федерации | Учащиеся узнают о военной присяге. Учащиеся запоминают ритуал проведения присяги в воинских частях. | Поэтапное разъяснение | ||
27 | Прохождение военной службы по призыву. | 1 | Весенний, осенний призыв. Отсрочки и освобождения по призыву. Прохождение военной службы. | Учащиеся узнают о процессе и сроках призыва. Освобождение и отсрочка от призыва Учащиеся запоминают порядок организации призыва на военную службу. | Пометки на полях | ||
28 | Прохождение военной службы по контракту. | 1 | Военная служба по контракту. Права и льготы при прохождении службы по контракту. | Учащиеся узнают о военной службе по контракту. Учащиеся запоминают про ответственность, права и льготы служащих по контракту. | Поэтапное разъяснение | ||
29 | Права и ответственность военнослужащего. | 1 | Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Уголовная ответственность военнослужащих. | Учащиеся узнают про дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность. Учащиеся запоминают о сущности и значении воинской дисциплины, виды ответственности за нарушения. | Направленное чтение | ||
30 | Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание Защитника Отечества. | 1 | Понятие патриотизма, Родины, Отечества. Воинская честь. | Учащиеся узнают об основных морально-психологических качествах, которыми должен обладать современный военнослужащий. Учащиеся должны научится воспитывать в себе чувства патриотизма с высокими морально-психологическими качествами. | Пометки на полях | ||
31 | Военнослужащий – специалист в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. | 1 | Основные виды воинской деятельности и их особенности. Учебная и боевая деятельность. | Учащиеся узнают об основных видах воинской деятельности и их особенностях. Учащиеся научатся давать определения основным элементам воинской деятельности и их предназначениям. | Поэтапное разъяснение | ||
32 | Требование воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально – психологическим качествам гражданина. | 1 | Общие требования воинской деятельности. Морально-психологические требования. | Учащиеся узнают об общих требованиях воинской деятельности, морально-психологических требованиях. Учащиеся научатся проводить анализ своего повышения морально-психологической подготовки к дальнейшему жизненному пути. | Направленное чтение | ||
33 | Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и Законы РФ. | 1 | Воинская дисциплина, единоначалие. Основные критерии, определяющие дисциплинированность военнослужащего. | Учащиеся узнают об основных критериях, определяющих дисциплинированность военнослужащих. Учащиеся научатся давать определения основным направлениям формирования высокой дисциплины воина. | Поэтапное разъяснение | ||
34 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Основы медицинских знаний и военной службы. | Учащиеся закрепляют и проверяют знания по усвоенным темам 11 класса. | Направленное чтение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-А класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-г класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-А класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-В класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-г класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-Б класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х - 11-х классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасн...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-А класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х - 11-х классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасн...