Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-Б класс 2020 - 2021 учебный год
рабочая программа по обж

Сеноженский Михаил Александрович

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -  11-х классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в концепции государственных стандартов общего образования второго поколения. Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».   Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_obzh_10_-b_klass.docx70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«Согласовано»                                                                      «Утверждено»                                                  

заместитель директора по учебно-                           ДиректорМБОУСОШ№1 г. Советский

воспитательной  работе                                    приказом от «   «                2020   г.  ________________________ Т.В. Дидич

«      «                 2020   г.

Программа учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

10-Б класс

2020 - 2021 учебный год

Учитель: Сеноженский Михаил Александрович

Квалификационная категория: первая

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол №  от «  »               2020  г.

г.Советский

2020г.

Пояснительная записка

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -  11-х классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в концепции государственных стандартов общего образования второго поколения. Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».   Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Программа составлена на основе «Комплексной программы основ безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т.Смирнова,2009год, Москва, Изд. «Просвещение». Количество учебных часов – 35.

Используемый УМК основной:

Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников »Основы безопасности жизнедеятельности» 10кл.Москва, «Просвещение»2017г.

Дополнительный: »Общевоинские уставы РФ», Новосибирск, сибирское университетское издательство 2009г.

И.Ф.Богоявленский »Оказание ПМП в очагах ЧС» Санкт – Петербург, Медиус 2005год

Цифровой ресурс: ОБЖ: 5-11 класс [Электронный ресурс]: Библиотека электронных наглядных пособий. - М.: Кирилл и Мефодий, 2003.

Итоговой аттестации нет. Тематический контроль: тесты, домашние задания в тетради, рефераты, устные и письменные ответы.

Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов( в каждом модуле по два раздела).

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 1. Основы здорового образа жизни.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 1. Основы обороны государства.

Раздел 2. Основы военной службы.

Ключевые компетентности, которыми должны овладеть учащиеся:

  • Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм ЗОЖ, знание опасности курения, алкоголизма, употребления наркотиков, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека; свобода и ответственность выбора образа жизни человека.
  • Компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг, знания и гордость за символы государства.
  • Компетенции ценностно – смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры; истории цивилизаций, собственной страны, религии.
  • Компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность.
  • Компетенции специальные: умение вести себя в различных ЧС; оказание само и взаимопомощи в зависимости от поражающего фактора; умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшему; знать основы воинской службы быть готовым  к службе в ВС РФ.

Базовым учебником является учебник А.Т. Смирнова Б.О.Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности» изд.»Просвещение»2010год. «-е издание.

Модульный принцип построения курса ОБЖ в этом учебнике позволяет решить следующие задачи:

  • последовательно и логически взаимосвязанно структурировать тематику курса ОБЖ;
  • повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам, а так же с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности;
  • эффективнее использовать межпредметные связи;
  • обеспечить непрерывность образования;
  • более эффективно использовать ТСО;

Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Реализация программы поможет так же определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.

Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для завершения формирования у учащихся 10-11-х классов основных понятий в области  безопасности жизнедеятельности и предлагает, наряду с изучением  проблем личной безопасности, получения школьниками определенных знаний по вопросам национальной безопасности.

Поэтому главной функцией программы среднего (полного) общего образования является не только ориентация ее на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций  по защите населения и территорий от ЧС мирного и венного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороны(ГО) РФ как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а так же государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан. Изучение основ безопасности в 10-м классе направлено на достижение следующих целей:

1.Усвоение и закрепление учащимися знаний:

  • О ЧС природного, техногенного и социального характера;
  • О влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • Об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса;
  • О государственной системе обеспечения защиты  населения страны от ЧС мирного и военного времени;
  • Об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ;
  • Об организации подготовки населения страны к действиям в условиях ЧС, при угрозе террористического акта;
  • О мерах профилактики наркомании;
  • О роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны;
  • О правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • Об оказании первой медицинской помощи при неотложных  состояниях;

2. Усвоения учащимися содержания:

  • Основных положений Конституции РФ и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму;
  • Нормативно – правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;

3. Усвоение учащимися знаний:

  • О предназначении, основных функциях и задачах ВС РФ;
  • О видах ВС и родах войск;
  • О руководстве и управлении ВС РФ;
  • Об участии ВС РФ в контртеррористических операциях;
  • О государственных и военных символах РФ;
  • Формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином РФ конституционного долга и обязанностей по защите Отечества.

4. Развитие у учащихся:

  • Личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в том числе при угрозе террористического акта;
  • Потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
  • Потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности;
  • Физических и морально- психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите РФ, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных ВС РФ или других войсках.

методы   и   формы   обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Общая характеристика предмета

Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на развитие практических навыков сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и целеустремленное освоение учащимися элементов здорового образа жизни, а так же методов укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического развития. По данной теме мною добавлены уроки на мой взгляд , имеющие большую актуальность чем некоторые другие темы; психологическая безопасность личности в современном мире, информационная безопасность, безопасность питания, экологическая безопасность так как давно уже человечество стало на грань не эффективной и безопасной жизнедеятельности, а выживания. Кроме того поскольку учащиеся нашей школы являются провинциальными жителями и, большинство из них после окончания школы едут продолжать образование в больших городах и мегаполисах страны. В связи с этим мне показалось целесообразным ввести в программу несколько уроков по теме »Безопасность большого города» для того что бы выпускникам школы было легче адаптироваться в не знакомой для них и к сожалению довольно агрессивной среде.

Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть все. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающий его системное изучение.

В соответствие с ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность». При изучении этого раздела обучаемые получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о положении Конституции РФ и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной военной службы.

Программа рассчитана на 35 учебных часа в каждом классе. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока для закрепления знаний по наиболее сложным темам. Кроме того в 10-м классе предусмотрены 5-ти дневные практические занятия  по ОВС на базе воинской части или военно – спортивного оздоровительного лагеря в объеме 40 часов во вне учебное время. ЦЕЛЬ программы- формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:

  • Формирование цельного представления о безопасности жизнедеятельности и ее значении для благополучного развития личности, общества и государства;
  • Ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения в различных ситуациях;
  • Изучение правил оказания и  навыками первой медицинской помощи (ПМП) в сложных случаях при первой необходимости;
  • Ознакомление с задачами и структурами государственных  организаций, занимающихся вопросами защиты населения от ЧС природного и техногенного, и социального характера;
  • Воспитание личной заинтерисованности, сознания необходимости личного участия каждого гражданина в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
  • Изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности;
  • Оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни требований личной и общественной безопасности;
  • Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать собственное мировоззрение;
  • Осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии;

Реализация предлагаемой программы предусматривает использование учебно – методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учебные пособия, методические и учебно – методические пособия, учебные наглядные (таблицы) и электронные пособия, а так же по возможности ТСО. «ПО возможности» оговорено в связи со слабостью материальной базы предмета ОБЖ.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а так же ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета ОБЖ являются решение следующихзадач:

  1. Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности.
  2. Умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций(природного, техногенного и социального характера.)
  3. Умения анализировать свое поведение в повседневной жизни и различных опасных ситуациях, в том числе при угрозе террористического акта;
  4. Умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
  5. Умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
  6. Умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно – исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях ЧС;
  7. Умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
  8. Умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина РФ в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите государства;

Место учебного предмета в учебном плане

В 10-м классе предусмотрено проведение учебных сборов(35ч.), в течение которых учащиеся закрепляют и совершенствуют знания и умения по ОВС (строевая, огневая и тактическая подготовка), а так же знакомятся с бытом военнослужащих.

Планируемые результаты

Личностными результатами (включающими готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности) обучения ОБЖ в основной школе являются:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами (включающими освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями) обучения ОБЖ в основной школе являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами (включающими освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира) обучения ОБЖ в основной школе являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:

• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:

• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

• умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:

• формирование установки на здоровый образ жизни;

• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Выпускник на базовом уровне научится:

Основы комплексной безопасности

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
  • объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
  • действовать согласно указанию на дорожных знаках;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
  • составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
  • комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
  • распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
  • описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
  • определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
  • опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
  • опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;
  • прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
  • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
  • распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
  • соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
  • использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
  • применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;
  • распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
  • использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
  • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
  • приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
  • использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;
  • действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
  • вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
  • прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
  • составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

  • Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
  • объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
  • оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;
  • объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
  • распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
  • распознавать симптомы употребления наркотических средств;
  • описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
  • использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
  • описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
  • описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
  • составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

Основы здорового образа жизни

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;
  • оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
  • описывать факторы здорового образа жизни;
  • объяснять преимущества здорового образа жизни;
  • объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
  • описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
  • раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
  • распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации  о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.

Основы обороны государства

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;
  • характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
  • описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
  • приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
  • приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
  • раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
  • разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
  • оперировать основными понятиями в области обороны государства;
  • раскрывать основы и организацию обороны РФ;
  • раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
  • объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
  • описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;
  • характеризовать историю создания ВС РФ;
  • описывать структуру ВС РФ;
  • характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
  • распознавать символы ВС РФ;
  • приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

Элементы начальной военной подготовки

  • Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
  • использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
  • оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
  • выполнять строевые приемы и движение без оружия;
  • выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
  • выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
  • приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
  • описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
  • выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;        
  • описывать порядок хранения автомата;
  • различать составляющие патрона;
  • снаряжать магазин патронами;
  • выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
  • описывать явление выстрела и его практическое значение;
  • объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;
  • объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
  • выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
  • объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
  • выполнять изготовку к стрельбе;
  • производить стрельбу;
  • объяснять назначение и боевые свойства гранат;
  • различать наступательные и оборонительные гранаты;
  • описывать устройство ручных осколочных гранат;
  • выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
  • выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
  • объяснять предназначение современного общевойскового боя;
  • характеризовать современный общевойсковой бой;
  • описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;
  • выполнять приемы «К бою», «Встать»;
  • объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
  • выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
  • определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;
  • передвигаться по азимутам;
  • описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);
  • применять средства индивидуальной защиты;
  • действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
  • описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
  • раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
  • выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться (повышенный уровень):

Основы комплексной безопасности

  • Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

  • Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.

Основы обороны государства

  • Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;
  • приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.

Элементы начальной военной подготовки

  • Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
  • определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
  • выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
  • выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
  • описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
  • выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
  • описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
  • выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).

Содержание учебного предмета

Рабочая программа по ОБЖ для 10 класса состоит из 3-х разделов:

Раздел I Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8часов) предназначен для формирования у учащихся ясного представления о здоровом образе жизни и его составляющих; формирует у учащихся умения использовать свои навыки в повседневной жизни для поддержания собственного здоровья и сохранения здоровья своих близких; служит для ознакомления учащихся с основами медицинских знаний для формирования у них умений оказания первой медицинской помощи в критических жизненных ситуациях.

Раздел II Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (15 часов) предназначен для ознакомления учащихся с видами чрезвычайных ситуаций; служит формированию у учащихся навыков рационального поведения  при ЧС; формирует у них умения действовать грамотно, быстро и слаженно в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Раздел III Основы военной службы (11 часов) предназначен для ознакомления учащихся с основами военной службы; с историей создания Вооружённых Сил России. Раздел формирует у учащихся чувство патриотизма, чувство любви к Отчизне и готовности защищать её. Раздел даёт учащимся представление о составляющих военной службы, прививает им некоторые практические навыки, знакомит с повседневной жизнью российского военнослужащего; готовит к будущей службе в ВС России.

                                                                   

Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками/

 Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности

 Модуль Основы безопасности личности, общества и государства.

1

Автономное пребывание человека в природной среде

Изучают и анализируют основные причины вынужденного автономного существования. Учатся правильно принимать решение и действовать в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств

Получают практические навыки в выборе места для костра, разведении и тушении костра, добывании огня. Изучают источники питания и водоснабжения при автономном выживании, правила безопасного обеспечения пищей и водой

изучают основное содержание Федеральных законов «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму». С основными положениями остальных законов и подзаконных актов знакомятся 

2

Обеспечение личной безопасности на дорогах.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.

3

Правила личной безопасности при угрозе террористического акта. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности.

4

ЧС природного характера. Причины и возможные последствия. Обеспечение личной безопасности.

5

ЧС техногенного характера. Причины и возможные последствия. Обеспечение личной безопасности.

6

Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

7

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

8

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

9

Наркотизм и национальная безопасность России.

10

Закон и другие нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности. РСЧС.

Модуль 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (ЗОЖ)

11

Зож и его значение для службы в армии.

Характеризовать значение оказания первой помощи пострадавшим для сохранения их здоровья.

Характеризовать основные признаки ушибов, вывихов и растяжений.

Отработать правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах, растяжениях.

Характеризовать основные виды кровотечений и методы остановки кровотечения.

Отработать приемы остановки артериального кровотечения.

Отработать приемы остановки венозного и капиллярного кровотечения.

Характеризовать травматические переломы опорно-двигательного аппарата.

Отработать порядок оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

Характеризовать существующие виды повязок и правила их наложения.

Отработать приемы транспортно иммобилизации пострадавшего и правила его транспортировки.

Анализировать причины возникновения массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Отрабатывать приемы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Характеризовать медицинские средства защиты и профилактики, их предназначение и порядок использования

12

Биоритмы и их влияние на работоспособность человека.

13

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.

14

Оповещение населения.

15

Обычные средства поражения и ядерные средства поражения. Химическое и бактериологическое оружие.

16

Характеристика поражающих факторов ядерного оружия.

Характеризуют поражающие факторы ядерного взрыва и обучаются способам самозащиты от поражающих факторов.

17

Инженерная защита населения от поражающих факторов обычного и ядерного оружия.

Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные аварийные ситуации.

Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов.

Различают предметы бытовой химии.Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своем регионе, и анализируют их последствия.

18

Индивидуальные средства защиты населения от ОМП.

19

Организация и проведение спасательных работ в зоне ЧС. Организация ГО в школе.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Анализируют систему мониторинга чрезвычайных ситуаций и ее основные мероприятия.

Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Составляют и записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.

Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации.

20

История создания ВС РФ. Дни Воинской Славы. Руководство и управление ВС РФ.

Основывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.
Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире.
Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.
Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России.

Получают представление об организационной структуре Вооруженных Сил РФ, видов ВС и родов войск, их предназначении, составе, вооружении и оснащении

Получают представление о структуре и содержании воинской обязанности, о воинской службе как особом виде федеральной государственной службы

Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего – защитника Отчества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота

21

Сухопутные войска. Их состав и предназначение.

22

ВМФ их состав и предназначение.

23

РВСН, ВДВ  войска не входящие в состав ВС РФ.

24

Космические войска. Состав, предназначение.

25

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

26

Дружба и войсковое товарищество- основы боевой готовности частей и подразделений.

27

Размещение военнослужащих, распорядок дня, сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.

28

Суточный наряд. Обязанности дневального по роте. Обязанности дежурного по роте.

29

Организация караульной службы. Обязанности часового.

30

Строи и отделения. Выполнение воинского приветствия.

31

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.

32

Порядок неполной разборки сборки автомата Калашникова.

33

Приемы и правила стрельбы из автомата.

34

Современный бой. Обязанности солдата в бою.

35

Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях.

Поурочное планирование.

№урока

Изучаемый материал

К-во часов

Виды деятельности

Формы урока

Компетентность

Дата

Модуль 1

Основы безопасности личности, общества и государства.

10

Раздел1

Основы комплексной безопасности.

1.

Автономное пребывание человека в природной среде.

1

Фронтальная.

Индивидуальная.

Комбинированный

Компетенции относящиеся к деятельности человека; проблемные ситуации, пути их решения.

02.09

.2

Обеспечение личной безопасности на дорогах.

Личнаябезопасност в криминогенных ситуациях.

1

Фронтальная.

С книгой.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции относящиеся к деятельности человека; проблемные ситуации, пути их решения

09.09

.3

Правила личной безопасности при угрозе террористического акта. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности.

1

С книгой.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции относящиеся к деятельности человека; проблемные ситуации, пути их решения

16.09

.4

ЧС природного характера. Причины и возможные последствия. Обеспечение личной безопасности.

1

С книгой.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции относящиеся к деятельности человека; проблемные ситуации, пути их решения

23.09

.5

ЧС техногенного характера. Причины и возможные последствия. Обеспечение личной безопасности.

1

С книгой.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции относящиеся к деятельности человека; проблемные ситуации, пути их решения

30.09

6

 Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

1

Фронтальная.

Лекция

Компетенции гражданственности.

07.10

.7

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

1

Фронтальная.

Лекция

Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире.

Компетенции гражданственности.

14.10

.8

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

1

Фронтальная.

Лекция

Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире

21.10

.9

Наркотизм и национальная безопасность России.

1

Индивидуальная.

Комбинированный.

Компетенции интеграции: структурирование знаний.

11.11

10

Закон и другие нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности. РСЧС.

1

Фронтальная.

Лекция

Компетенции гражданственности.

18.11

Модуль 2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни(ЗОЖ)

6

11

Зож и его значение для службы в армии.

1

Индивидуальная. С книгой.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции гражданственности.

Компетенции здоровьесбережения.

25.11

12

Биоритмы и их влияние на работоспособность человека.

1

Индивидуальная. С книгой

Изучение нового материала.

Компетенции здоровьесбережения.

02.12

13

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

1

Фронтальная.

С книгой.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции здоровьесбережения.

09.12

14

 Оповещение населения.

1

С книгой.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции здоровьесбережения.

16.12

15

Обычные средства поражения и ядерные средства поражения. Химическое и бактериологическое оружие.

1

Индивидуальная.

Комбинированный

Компетенции здоровьесбережения.

23.12

16

Характеристика поражающих факторов ядерного оружия.

1

Лекция

Изучение нового материала.

Специальные компетенции

13.01

Модуль 3

Обеспечение военной безопасности государства.

19

17

Инженерная защита населения от поражающих факторов обычного и ядерного оружия.

1

С книгой.

Индивидуальная.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции деятельности: учение.

20.01

18

Индивидуальные средства защиты населения от ОМП.

1

С книгой.

Индивидуальная.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции деятельности: учение.

27.01

19

Организация и проведение спасательных работ в зоне ЧС. Организация ГО в школе.

1

Фронтальная.

Комбинированный

Компетенции деятельности: учение.

03.02

20

История создания ВС РФ. Дни Воинской Славы. Руководство и управление ВС РФ.

1

Фронтальная.

Лекция

Компетенции гражданственности.

10.02

21

Сухопутные войска. Их состав и предназначение.

1

Индивидуальная.

Комбинированный

Компетенции гражданственности.

17.02

22

ВМФ их состав и предназначение.

1

Индивидуальная.

Комбинированный

Компетенции гражданственности.

2.03

23

Внеурочная деятельность. РВСН, ВДВ  войска не входящие в состав ВС РФ.

1

Индивидуальная.

Комбинированный

Компетенции гражданственности.

16.04

24

Космические войска. Состав, предназначение.

1

Индивидуальная

Комбинированный

Компетенции гражданственности

16.03

25

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

1

Фронтальная.

Индивидуальная.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире

Компетенции гражданственности.

30.04

26

Внеурочная деятельность.  Дружба и войсковое товарищество- основы боевой готовности частей и подразделений.

1

Фронтальная.

Индивидуальная.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире

Компетенции гражданственности.

6.04

27

Размещение военнослужащих, распорядок дня, сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.

1

Фронтальная.

Лекция

Компетенции социального взаимодействия с коллективом.

6.04

28

Суточный наряд. Обязанности дневального по роте. Обязанности дежурного по роте.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний.

Компетенции социального взаимодействия с коллективом.

13.04

29

Организация караульной службы. Обязанности часового.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний.

Компетенции социального взаимодействия с коллективом

20.04

30

Внеурочная деятельность.  Строи и отделения. Выполнение воинского приветствия.

1

Фронтальная.

Индивидуальная.

Комбинированный.

Компетенции социального взаимодействия с коллективом

27.04

31

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.

1

Фронтальная.

Индивидуальная.

Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний.

Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний.

27.04

32

Порядок неполной разборки сборки автомата Калашникова.

1

Индивидуальная.

Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний.

Специальные компетенции.

4.05

33

Приемы и правила стрельбы из автомата.

1

Фронтальная.

Лекция

Специальные компетенции

11.05

34

Внеурочная деятельность.  Современный бой. Обязанности солдата в бою.

1

Фронтальная.

Лекция.

Специальные компетенции.

18.05

35

Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях.

1

Фронтальная

Урок экскурсия

Компетенции гражданственности

18.05

Литература:

А.Т.Смирнов «Программы общеобразовательных учреждений по ОБЖ. 5-11 кассы.» Просвещение, Москва,2009год.

А.Т.Смирнов»ОБЖ.Поурочные разработки10-11классы.» Просвещение, Москва, 2009год.

А.Т.Смирнов «ОБЖ. Методические рекомендации. 5-11классы». Просвещение, Москва, 2010г.

В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий,М.И.Хабнер»ОБЖ. Методика преподавания предмета 5-11 классы.»Москва,»ВАКО», 2010год.

Планируемые результаты

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе  

ученик должен знать:

—потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения;

—основные положения Концепции национальной безопасности РоссийскойФедерации по обеспечению национальной безопасности России;

—социально-демографические процессы,  происходящие в России, и их влияние на безопасность государства;

—перспективы развития ядерной энергетики в стране и обеспечение радиационной безопасности населения;

—индивидуальные меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта, правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника и при освобождении заложников спецподразделениями;

—основные источники опасностей в природе, техносфере и социуме;

—основные чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера и их классификацию;

—организацию в Российской Федерации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

—основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

—права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

—рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

—правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

—основы здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека, обеспечивающей ему личную безопасность и здоровье;

—основные составляющие здорового образа жизни, способствующие обеспечению духовного, физического и социального благополучия личности;

—правовые нормы взаимоотношения полов;

—основные качества личности, характерные для хорошего семьянина, способного обеспечить социальное благополучие;

—взаимосвязь репродуктивного здоровья  с социально-демографическими процессами;

—правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;

—основное положение Военной доктрины Российской Федерации по обеспечению военной безопасности государства;

—предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации, основные функции и задачи Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности государства. Виды и рода войск Вооруженных Сил. Их состав и предназначение. Другие войска и их предназначение;9

—историю Вооруженных Сил Российской Федерации и дни воинской славы России;

—основные составляющие воинской обязанности граждан Российской Федерации;

—организацию воинского учета и его предназначение;

—организацию медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет;

—содержание обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе;

—правовые основы военной службы (основные положения Конституции Российской Федерации и Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего»);

—порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту;

—права и обязанности военнослужащих;

—виды ответственности военнослужащих с учетом особенностей их правового положения;

—нормы международного гуманитарного права;

—основные виды воинской деятельности;

—содержание начальной военной подготовки военнослужащих в войсках;

—строи отделения и порядок управления ими;

—назначение и боевые свойства автомата Калашникова;

—правила ухода за автоматом, его хранения и сбережения;

—правила подготовки автомата к стрельбе;

—приемы и правила стрельбы из автомата;

—основы современного общевойскового боя;

—общие обязанности солдата в бою;

—основные способы передвижения солдата в бою;

—способы ориентирования на местности и движения по азимутам;

—ориентирование на местности по карте и определение своего местонахождения;

—основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;

—государственные и военные символы Российской Федерации;

—боевые традиции Вооруженных Сил России;

—классы сходных воинских должностей;

—общие требования к безопасности военной службы;

—порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;

К концу 10  класса ученик должен уметь:

—перечислять комплекс основных мероприятий, проводимых в регионе проживания, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

—перечислять последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;10

—правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

—перечислять основные положения Военной доктрины Российской

Федерации, касающиеся обеспечения военной безопасности государства;

—охарактеризовать основные особенности военной службы по призыву и по контракту;

—выполнять строевые приемы на месте и в движении;

—выполнять воинское приветствие на месте и в движении;

—выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

—готовить автомат к стрельбе;

—вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;

—определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и некоторым признакам местных предметов;

—ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;

—пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

—выработки потребности в соблюдении норм здорового образ жизни и устойчивой психологической невосприимчивости к вредным привычкам;

—формирования в себе качеств хорошего семьянина;

—владения навыками в области гражданской обороны;

—оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

—формирования психологической и физической готовности прохождению

военной службы по призыву;

—формирования психологической, физической и профессиональной готовности к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

—выбора военного образовательного учреждения профессионального образования и военной профессии для подготовки к трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об охране окружающей пр...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-А класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-г класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-А класс 2020 - 2021 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-В класс 2020 - 2021 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-г класс 2020 - 2021 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-А класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -  11-х классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасн...