Рабочая программа по ОБЖ 9 класс. Н.Ф. Виноградова
рабочая программа по обж (9 класс)
Рабочая программа по ОБЖ 9 класс. Н.Ф. Виноградова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9klobzhvinogradova_21-22g.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет Администрации Шелаболихинского района Алтайского края по образованию
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крутишинская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
Принято Утверждено
на педагогическом совете приказом МБОУ «Крутишинская СОШ»
Протокол от 30.08.2021 г. № 1 от 30.08.2021 г. № 68
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
(Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности)
для учащихся 9 класса
Основное общее образование.
2021-2022 учебный год
Разработчик программы:
М.С. Палкина
учитель ОБЖ
с. Крутишка
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 классы: рабочая программа / Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов, А. Б. Таранин. — М.: Просвещение, 2021.
- Основы безопасности жизнедеятельности: 8-9 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др. – 3-е изд, М.: Просвещение,2021.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
- Освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными, опасными и чрезвычайными ситуациями;
- сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;
- эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;
- формирование способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;
- устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации и обобщения получаемой информации;
- сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из различных источников и в разных видах (текст, иллюстрация, графическое представление);
- сравнивать чрезвычайные ситуации и классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;
- осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в опасных и чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила безопасного поведения в различных ситуациях; ◼ контролировать своё поведение, проявлять желание и способности предвидеть последствия своих действий и поступков;
оценивать различные опасные и чрезвычайные ситуации, определять ошибки и недостатки в действиях людей, попавших в такие ситуации, искать способы устранения негативных последствий. Коммуникативные Обучающиеся научатся:
- участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);
- формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
- составлять обоснованные суждения о правилах безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
- характеризовать термины и понятия (в рамках изученных), пользоваться энциклопедиями и словарями для уточнения их значения и смысла;
- характеризовать термины и причины происходящих негативных явлений и событий, делать выводы о возможных способах их предупреждения
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, тер-
пимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать
суждения участников);
- формулировать обобщения и выводы по изученному
материалу;
- составлять обоснованные суждения о правилах безо-
пасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
- характеризовать термины и понятия (в рамках изучен-
ных), пользоваться энциклопедиями и словарями для уточне-
ния их значения и смысла;
- характеризовать термины и причины происходящих
негативных явлений и событий, делать выводы о возможных
способах их предупреждения.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- объяснять смысл основных терминов и понятий (в рамках изученного материала);
- характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и ликвидацией их последствий (в рамках изученного материала);
- раскрывать особенности семьи как важного социального института; характеризовать факторы, влияющие на взаимоотношения в семье;
- выявлять положительные и отрицательные факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
- раскрывать правила и особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;
- классифицировать и характеризовать основные виды чрезвычайных ситуаций, отличать особенности каждого вида;
- анализировать и оценивать различные ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни отдельного человека и населения в масштабах региона;
- различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, техногенные, социальные); приводить информацию о таких ситуациях;
- предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в различных ситуациях;
- проявлять стремление противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, сверстников и взрослых;
- организовывать режим и распорядок своей жизнедеятельности, включая в неё двигательную активность, закаливание и другие мероприятия;
проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, при пользовании бытовыми электрическими и газовыми приборами;
- правильно ориентироваться в дорожной обстановке, строго соблюдать Правила дорожного движения;
- оказывать первую помощь при различных травмах.
Содержание курса
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать
Немного истории. Забота о здоровье человека в древности и в наши дни.
Окружающая среда и безопасность. Что такое опасность, виды опасностей.
Какие знания и умения вы получите, изучая предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Связь предмета с другими науками, его цели и задачи.
Здоровый образ жизни. Что это?
Зависит ли здоровье от образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Физическое здоровье, условия его укрепления и сохранения. Психическое здоровье человека. Эмоциональное благополучие и здоровье человека. Внешние признаки здорового человека: уверенная походка, правильная осанка, приятное выражение лица, активность.
Физическое здоровье человека. Факторы, определяющие физическое здоровье человека. Физическая культура и здоровье. Закаливание, как один из способов тренировки организма. Правила гигиены.
Правильное питание. Что такое правильное питание. Зависит ли здоровье от питания. Жиры, белки и углеводы. Экология питания. Продукты питания как экологический фактор. О чём может рассказать этикетка продукта. Как защититься от гриппа. Диета.
Психическое здоровье человека. Показатели психического здоровья и нездоровья. Планирование своей жизнедеятельности. Воздействие шума на организм человека. Правила общения с компьютером. Информационная безопасность.
Социальное здоровье человека. Понятие о социальном здоровье. Источники опасности для социального здоровья. Осознанное и добровольное принятие нравственных ценностей общества и их добровольное и добросовестное исполнение как критерий социального здоровья.
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана. Что такое репродуктивное здоровье. Правила ухода за своим телом. Влияние семьи на здоровье подрастающего поколения, его психическое и эмоциональное благополучие. Социальные (общественные) институты и организации, участвующие в охране жизни и здоровья граждан.
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни.
Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожара. Правила пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре. Первая помощь при ожогах. Средства пожаротушения. Меры безопасности при пользовании пиротехникой.
Чрезвычайные ситуации в быту. Безопасность при использовании бытового газа, предметов бытовой химии. Первая помощь при отравлении угарным газом, ядохимикатами и уксусной кислотой. Правила поведения при затоплении квартиры. Правила пользования электроприборами. Первая помощь при электротравмах.
Разумная предосторожность. Выбор безопасного места для отдыха. Внимательное отношение к объявлениям технических, экологических, санитарных служб. Безопасное поведение на улицах населённого пункта. Опасное время суток. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении. Подручные средства, которые можно использовать для самообороны.
Опасные игры. Неразорвавшиеся боеприпасы. Экстремальные виды спорта и развлечений. Способность предвидеть последствия своего поведения, умение справиться с эмоциями при выборе занятий и развлечений. Первая помощь при переломах.
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе.
Лес — это серьёзно. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Съедобные и не съедобные грибы. Правила приготовления грибов. Первая помощь при отравлении грибами. Встреча в лесу с дикими животными. Если в лесу застала гроза.
Водоём зимой и летом. Опасные ситуации на воде. Правила поведения на водоёмах. Как помочь тонущему человеку. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Первая помощь при обморожении.
Современный транспорт и безопасность
Транспорт в современном мире. Роль транспорта в мире. Виды транспорта. Экологически безопасный автомобильный транспорт. Альтернативный транспорт.
Чрезвычайные ситуации на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия. Причины и последствия. Нарушение Правил дорожного движения как главная причина дорожных происшествий. Опасные игры на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Поведение в дорожно-транспортных происшествиях. Первая помощь при кровотечении.
Опасные ситуации в метро. Правила поведения на станции метро, эскалаторе, в вагоне поезда. Авиакатастрофы. Поведение в салоне авиалайнера. Пожар на борту лайнера или другие чрезвычайные ситуации: правила безопасного поведения.
Железнодорожные катастрофы. Правила поведения при железнодорожной катастрофе. Опасные игры на железнодорожном транспорте и отношение к ним.
Террористические акты на транспорте. Понятие о террористическом акте. Уголовная ответственность за террористическую деятельность.
Безопасный туризм
Обеспечение безопасности в туристских походах. Виды туризма. Объективные и субъективные трудности туристского похода. Групповое снаряжение туристской группы. Виды опасностей в походе. Движение по маршруту, график движения. Правила безопасного преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности при переправах через водные препятствия. Правила разведения костра. Правила поведения туриста, отставшего от группы. Сигналы бедствия. Туризм и экология окружающей среды.
Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Снаряжение для водного туризма. Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения на воде. Узлы в туристском походе.
Когда человек сам себе враг
Курение убивает! Причины приобщения подростка к курению. Негативное влияние курения на организм подростка. Состояние здоровья подростка-курильщика.
Алкоголь разрушает личность. Воздействие алкоголя на организм человека. Отравление алкоголем. Первая помощь при алкогольном отравлении.
Скажем наркотикам «Нет!». Наркотики — яд. Влияние наркотиков на организм человека. Распад личности человека под влиянием наркотиков.
Токсикомания — страшная зависимость. Понятие о токсикомании. Влияние токсичных веществ на организм человека. Признаки токсикомании.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Что такое чрезвычайная ситуация: основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций, их характеристика и особенности. Система оповещения в чрезвычайных ситуациях, общие правила эвакуации.
Природные чрезвычайные ситуации. Характеристика наиболее распространённых и опасных чрезвычайных ситуаций природного характера. Землетрясения, наводнения, природные пожары, извержения вулканов, цунами, сели, оползни и др. Предвестники природных чрезвычайных ситуаций. Безопасное поведение во время природных чрезвычайных ситуаций.
Техногенные чрезвычайные ситуации. Причины и виды таких ситуаций. Безопасное поведение в техногенных чрезвычайных ситуациях.
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации
Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм? Крайние проявления экстремизма. Проявления терроризма. Как снизить угрозу теракта. Как вести себя в плену у террористов. Взрывы в жилых домах.
Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Государственные мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Личная безопасность при похищении (попытке похищения) или захвате в заложники, при обнаружении подозрительного предмета. Поведение во время взрыва в местах скопления людей, в жилом доме.
Национальная безопасность России. Понятие о национальной безопасности. Условия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Практические работы
(примерные темы работ)
- Подготовка программы закаливания для человека, часто болеющего простудными заболеваниями.
- Анализ пищевой пирамиды.
- Составление рациона питания с учётом соотношения белков, жиров и углеводов.
- Анализ информации на этикетке какого-либо продукта.
- Определение своего роста и веса, анализ соотношения роста и веса.
- Источники шума в современной городской квартире.
- Правила пользования газовыми и электрическими приборами.
- Устройство пожарного шкафа и применение пожарного крана.
- Устройство и порядок применения воздушно-пенного и углекислотного
огнетушителей.
- Психологическая подготовка к встрече с преступником.
- Использование подручных предметов в качестве средств самообороны.
- Как вести себя, если злоумышленник пытается проникнуть в квартиру.
- Первая помощь при переломах.
- Практическая отработка приёмов проведения сердечно-лёгочной реанимации.
- Аварийная посадка самолёта.
- Распределение снаряжения между участниками туристского похода.
- График движения по туристскому маршруту.
- Организация поиска потерявшегося туриста и его действия в такой ситуации.
- Вязание узлов и их применение.
- Навыки работы с документами: Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
- Виды и особенности чрезвычайных ситуаций.
- Оказание первой помощи при небольших ранах, ссадинах, переломах, ушибах.
- Навыки работы с документами: Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности».
- Навыки работы с документами: Федеральный закон «О противодействии терроризму».
Проектная деятельность
(примерные темы работ)
- Программа закаливания для подростка с учётом его индивидуальных особенностей и условий проживания.
- Одиночество — путь к социальному нездоровью.
- Общение — важная человеческая потребность.
- Как обеспечить высокий уровень социального здоровья общества?
- Опасные игры.
- Отдых на природе: опасности, которые могут подстерегать.
- История великих кораблекрушений.
- Правила безопасного поведения при чрезвычайной ситуации на корабле.
- Как укрыться от непогоды.
- Отношение к пьянству в России в разные времена.
- Мифы о пьянстве на Руси.
- Отражение темы пьянства в карикатуре.
- Наркотикам — нет!
- Как смягчить последствия природных чрезвычайных ситуаций?
- Техногенная катастрофа.
- История ВЧК — ФСБ.
- Военная служба — особый вид федеральной государственной службы.
Тематическое планирование
№п/п | Раздел/ Тема | Кол-во часов |
Безопасный туризм (10ч) | 10 | |
1 | Обеспечение безопасности в туристских походах. Объективные трудности туристского похода. | 1 |
2 | Групповое снаряжение туристской группы. Виды опасностей в походе. | 1 |
3 | Движение по маршруту. График движения. Правила безопасного преодоления естественных препятствий. | 1 |
4 | Обеспечение безопасности при переправах через водные препятствия Практическая деятельность: распределение снаряжения между участниками туристского похода; | 1 |
5 | Правила разведения костра. | 1 |
6 | Правила поведения туриста, отставшего от группы. Практическая деятельность: график движения по туристскому маршруту; | 1 |
7 | Сигналы бедствия. Туризм и экология окружающей среды. | 1 |
8 | Обеспечение безопасности в водном туристском походе. | 1 |
9 | Снаряжение для водного туризма. Подготовка к водному туристскому походу. | 1 |
10 | Правила безопасного поведения на воде. Узлы в туристском походе. Проектная деятельность: «Как укрыться от непогоды». | 1 |
Когда человек сам себе враг (5ч) | 5 | |
11 | Курение убивает! Почему подростки курят? Практическая деятельность: навыки работы с документами: Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». | 1 |
12 | Что можно обнаружить в табачном дыму? Cостояния здоровья подрост- ка-курильщика. | 1 |
13 | Алкоголь разрушает личность. Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при алкогольном отравлении. | 1 |
14 | Скажем наркотикам «Нет!». Наркотики — яд. Влияние наркотиков на организм человека. Проектная деятельность: «Мифы о пьянстве на Руси», «Наркотикам — нет!». | 1 |
15 | Токсикомания — страшная зависимость. Понятие о токсикомании. Влияние токсичных веществ на организм человека. | 1 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения (12ч) | 12 | |
16 | Чрезвычайные ситуации и их классификация. | 1 |
17 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 1 |
18 | Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций. | 1 |
19 | Система оповещения в чрезвычайных ситуациях. | 1 |
20 | Общие правила при эвакуации. | 1 |
21 | Природные чрезвычайные ситуации на территории России. | 1 |
22 | Последствия чрезвычайных ситуаций. | 1 |
23 | Предвестники чрезвычайных ситуаций. Практическая деятельность: виды и особенности чрезвычайных ситуаций. | 1 |
24 | Особенности безопасного поведения во время различных природных чрезвычайных ситуаций. | 1 |
25 | Техногенные чрезвычайные ситуации. Проектная деятельность: «Как смягчить последствия природных чрезвычайных ситуаций?», «Техногенная ката- строфа». | 1 |
26 | Причины возникновения и виды техногенных чрезвычайных ситуаций. | 1 |
27 | Виды пожаров по признакам горения, месту распространения, времени начала тушения. | 1 |
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации (8ч) | 8 | |
28 | Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм? Крайние проявления экстремизма. | |
29 | Проявление терроризма. Пути снижения угрозы теракта. Как вести себя в плену у террористов. Взрывы в жилых домах. | |
30 | Законодательство Российской Федерации о противодействии экстремизму и терроризму. | |
31 | Государственные мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом. | |
32 | Поведение при обнаружении подозрительного бесхозного предмета, взятии в заложники, во время спецоперации по освобождению заложников; после взрыва в жилом доме. | |
33 | Практическая деятельность: оказание первой помощи при небольших ранах, ссадинах, переломах, ушибах; навыки работы с документами: Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»; навыки работы с документами: Федеральный закон «О противодействии терроризму». | |
34 | Национальная безопасность России. Понятие о национальной безопасности. | |
35 | Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации. Проектная деятельность: «История ВЧК—ФСБ», «Военная служба — особый вид федеральной государственной службы». | |
Итого | 35 |
Лист внесения изменения
Дата | Содержание | Обоснование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая тетрадь №4 Л. В. Виноградова
рабочая тетрадь для 4 класса...
«Формирование учебной деятельности младших школьников по системе Н.Ф. Виноградовой в свете ФГОС»
Статья и презентация были подготовлены для муниципального семинара учителей начальной школы и посвящен изучению возможностей УМК Н.Ф.Виноградовой на формирование учебной деятельности младших школьнико...
Презентация к уроку по основам духовно-нравственной культуры в 5 классе, учебник Н.Ф. Виноградовой , тема "Плод добрых трудов славен"
Презентация содержит материал к уроку №6 "Плод добрых трудов славен". В материал включены вопросы для проверки домашнего задания, сформулирована проблемная задача, даны задания для самостоятельной раб...
Виноградова С.Ю., Гончарова Л.Д. Интегрированный урок по изобразительному искусству и английскому языку по теме "Твои игрушки./ Your toys."
Цели и задачи: Образовательные – знакомство с образной стороной игрушек. Знакомство с работой Мастеров в создании заводских и народных игрушек. Формирование знаний об основных приемах изображения игру...
Виноградова С.Ю., Копылова М.Н. Интегрированный урок физической культуры и английского языка в 4 классе по теме "Развитие физических качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. "
Цель урока: реализация приобретённых знаний и развитие речевых умений и навыков, в том числе в игровой форме. Формирование у учащихся интереса к спорту, к Олимпийским играм. Задачи урока: Об...
Презентация по теме "Нечисти русских сказок" Виноградова Анна
В данной презентации представлены герои нечистой силы русских народных сказок....
Презентация по теме"Русалки". Дудкина Елизавета, Виноградова Ангелина
В презентации представлен мифологический образ русалки....