Статья "Актуальность изучения школьниками основ безопасности жизнедеятельности на современном этапе".
статья
Уже долгое время существует человеческая популяция. Все это время люди развивали экономику, создавали и постепенно совершенствовали социально-экономическую систему безопасности, ее научные и практические основы. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий в среде обитания, уровень безопасности человека неуклонно возрастал.
Наша статья подтверждает актуальность обучения школьниковзнаниям по безопасности жизнедеятельности. Такие знания нужно давать детям на всех образовательных ступенях, наращивая объем знаний по данному разделу, а также подключая практические занятия для усвоения навыков, приемов и методов защиты себя и своих близких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_podkolzina.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность изучения школьниками основ безопасности жизнедеятельности на современном этапе.
«Никогда опасность
не преодолевается без опасности».
Публиций.
Долгое время уже существует человеческая популяция. Все это время люди развивали экономику, создавали и постепенно совершенствовали социально-экономическую систему безопасности, ее научные и практические основы. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий в среде обитания, уровень безопасности человека неуклонно возрастал. Указанное положение подтверждается тем, что в настоящее время средняя продолжительность жизни, являющаяся одним из ключевых показателей безопасности жизнедеятельности людей, составляет в наиболее развитых странах около семидесяти семи лет (В России 65-66 лет).
Человек, вторгаясь своей не всегда продуманной деятельностью в природу, создавая и внедряя новые технологии в различные сферы экономики, формировал искусственную среду обитания, так называемую техносферу. В следствие этого становится очевидным увеличение риска неблагоприятных последствий для здоровья и жизни современного человека.
При эксплуатации различных производственных объектов на территории Российской Федерации часто наблюдается антропогенное загрязнение окружающей среды токсичными веществами, твердыми и жидкими промышленными отходами, что может приводить к ухудшению экологических условий жизни населения. Повышение риска проявления тех или иных опасностей в среде обитания обусловливается различными причинами, в том числе и человеческим фактором, т.е. недостаточным знанием или недооценкой соответствующими лицами значимости соблюдения принятых норм и требований безопасности жизнедеятельности. Приведенные данные подтверждают актуальность и важность обязательной и качественной и профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе и среднего звена, по проблемам создания и поддержания условий для индивидуальной и коллективной безопасности жизнедеятельности. В этом плане каждый специалист должен располагать достаточно глубокими знаниями о возможных и реальных опасностях техносферы, владеть умением распознавать характер тех или иных негативных факторов среды обитания, определять и проводить необходимый комплекс мер по предупреждению неблагоприятного воздействия негативных факторов на организм человека, состояние здоровья трудового коллектива и экологическую безопасность населения.
В современном понимании дисциплина «Основы Безопасности Жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности. Основная цель данной дисциплины как науки-защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности. Для решения этой проблемы привлекаются многие науки. Оперируя понятиями этих наук, дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» выработала также определенную систему собственных понятий и методов исследования.
• С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей.
• Опасности причиняют вред здоровью человека, что проявляется в травмах, болезнях, иногда влекущих за собой инвалидность и даже летальный исход; соответственно, они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом.
• Профилактика опасностей и защита от них - актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой должно быть заинтересовано, прежде всего государство.
• Обеспечение безопасности — приоритетная задача для личности, общества и государства.
Как известно, современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, природной, местной (городской, сельской), бытовой и др. Таким образом, мы можем говорить о системе «человек — среда обитания», которая состоит из множества взаимодействующих элементов, имеет упорядоченность в определенных границах и обладает специфическими свойствами. Взаимодействие внутри системы определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на составляющие среды обитания.
Человека окружает среда обитания, обусловленная на данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое и косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
В системе «человек — среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в полном соответствии с законом сохранения жизни: жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело означенных выше потоков. Потоки вещества, энергии и информации во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Человек и среда его обитания гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых и человеком, и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду. Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:
– обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;
– создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных.
К вредным факторам относятся такие факторы, которые в определенных условиях могут стать причиной заболеваний или снижения работоспособности.
Опасные факторы в определенных условиях приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. Это деление условно, так как вредные факторы могут стать опасными. Некоторая часть опасных и вредных факторов — преимущественно это относится к производственной, а в какой-то мере и к другим средам обитания — имеет внешне определенные, пространственные области проявления, которые называются опасные зоны. Такие зоны характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая. Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасная ситуация. В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в такой ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают максимума, при этом он теряет способность к адекватным и рациональным поступкам и действиям. В этом случае говорят об экстремальных ситуациях.
Потенциальная опасность как явление — это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов.
Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которая измеряется риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни.
Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.
Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.
Социальный, или групповой, риск — это риск для группы людей. Говоря о социальном риске, прослеживают зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. В мировой практике в настоящее время отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска.
Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. То есть речь идет о риске, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности.
Безопасность— это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствует чрезмерная опасность.
Иными словами, это прежде всего ощущение человека, что ему ничто не угрожает. Вместе с тем это и деятельность различных элементов государственной системы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Это и совокупность накопленных обществом методик выживания в экстремальных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и, соответственно, обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки. Для защиты от негативных факторов следует создавать и активно использовать защитные средства и проводить мероприятия, всемерно ограничивающие зоны действия и уровни таких факторов. Реализация этих задач обусловила необходимость разработки специальной области научных знаний — безопасность жизнедеятельности.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что такие знания нужно давать детям на всех образовательных ступенях, наращивая объем знаний по данному разделу, а также подключая практические занятия для усвоения навыков, приемов, методов защиты себя и своих близких людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....
Авторская программа курса "Основ Безопасности Жизнедеятельности и Основ Военной Службы"
Авторская разработка по карсу ОБЖ и ОВС...
Информационная карта участника конкурса «Лучший педагог-организатор основ безопасности жизнедеятельности года Сахалинской области – 2018» и «Лучший преподаватель безопасности жизнедеятельности года Сахалинской области – 2018»
ЖелдакСергей Анатольевич Государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №5»...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...
Статья. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в школе - анализ, проблемы и перспективы учебного предмета
Обеспечение безопасность детей в повседневной жизни - первоочередная задача которую должны решать родители, педагоги. Особенно остро она стоит в городе....
«Формирование психологического здоровья современных школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности»
Активное внедрение информационных технологий в жизнь общества вызвало необходимость в создании современных образовательных технологий, которые имеют огромное значение в совершенствовании учебно-воспит...