Фрагмент открытого урока на заседании РМО
методическая разработка по обж
Формирование навыков ЗОЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zdorovogo_obraza_zhizni_u_ml_shkolnikov.docx | 39.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков здорового образа жизни
у младших школьников через моделирование и проигрывание ЧС
Введение
Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
Изучение состояния здоровья различных контингентов детей не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, (рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения).
Проблема здоровья у всех на слуху. Почему?
Недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующие детскую психику, — всё это было и осталось. Но в современных демократических условиях прежний стиль преподавания оказался ещё более дезадаптирующим. Продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм.
Таким образом, перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.
Поэтому я стремилась и стремлюсь перестроить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В системной последовательности приобщение к проблеме здоровья выглядело так:
- Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости её разрешения.
- Признание своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья учеников.
- Овладение необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.
- Изучение литературы по данной проблеме.
- Реализация полученной подготовки на практике в тесном взаимодействии с учащимися, медиками, родителями.
Как же здравствовать, то есть быть здоровым? Что может сделать каждый человек, чтобы здравствовать? Как сохранить себе жизнь и не навредить? Именно на эти вопросы мы с ребятами ищем ответы на внеурочной деятельности.
Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни. Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.
Таким образом, здоровый образ жизни — понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение как каждого человека, так и общества в целом.
Формирование здорового образа жизни в семье.
Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение многих лет давать ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда.
Древневосточная мудрость
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям.
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.
Второе условие — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
1) Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.
Установлен контакт с родителями по вопросам здоровья детей:
- информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников;
- индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — спортивная семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой».
- Лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, пожарной охраны, психолога, социолога):
- Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
- Физическое воспитание детей в семье.
- Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
- Основы здорового питания.
- Ранняя профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
- Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
- Профилактика вредных привычек.
- Формирование у детей навыков личной гигиены.
- Лето — «кузница здоровья».
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях.
Родители моих учеников — хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни.
Заключение
Здоровье — мудрых гонорар.
П. Беранже
В течение жизни на здоровье человека воздействуют следующие основные факторы:
- образ жизни – 50%
- окружающая среда- 20%
- наследственность- 20%
- развитие системы здравоохранения- 10%.
Выраженная в процентах степень воздействия этих факторов на здоровье показывает, что избранный человеком образ жизни может изменить состояние его здоровья на 50%.
Поэтому, мои ученики осознали следующие задачи:
- необходимость быть здоровым;
- здоровье — категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;
- каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;
- каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его на 50%, избрав рациональный образ жизни.
Правильная организация оздоровительной работы, а именно:
- строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул);
- правильная организация урока (построение урока с учётом динамики работоспособности и рациональное использование наглядных средств;
- обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление);
- использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;
- совместные усилия учителя, родителей, медиков и самих учащихся — всё это позволило изменить негативную динамику на позитивную.
Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физкультпаузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика, спортчасы в группе продленного дня, и т.д.) за счёт усиления интенсивности обменных процессов и активизации кровообращения привели к прибавке длины и массы тела у учащихся, способствовали хорошей работе органов пищеварения, улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям «насытить» свою потребность в движении, снять эмоциональное напряжение.
Работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя—воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
Глобальность проблемы здорового образа жизни заставляет уделять внимание целому спектру взаимосвязанных направлений деятельности учителя, итогом которой должно стать создание в школьной среде умонастроений, направленных на охрану здоровья, когда каждый школьник примет на себя ответственность за собственное здоровье как высшую ценность.
Что такое внеурочная деятельность?
- Внеурочная деятельность в начальной школе – это такая деятельность младших школьников, проводимая вне уроков, которая дает возможность решать задачи воспитания и социализации детей.
- Именно во внеурочной деятельности ребенок может познать свои возможности и раскрыть таланты.
- Внеурочная деятельность в начальной школе очень подходит родителям тех учеников, которые не имеют возможности водить своих детей в секции и кружки по каким-либо причинам. Однако, и те дети, которые посещают секции вне школы, могут совмещать школьную и внеурочную деятельность и дополнительные занятия вне стен школы.
Цель работы:
- Научить детей применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
- Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача.
- Прививать обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни.
- Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
- Формировать способность предвидеть и предотвращать возможную опасность.
- Развивать у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Воспитывать чувство ответственности за сохранения собственного здоровья и безопасность окружающих.
- Внеурочная деятельность в начальной школе используется для развития способностей школьников, что закладывает основы последующего успешного обучения ребенка.
Почему Я выбрала эту тему?
- Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
- За последние пять лет, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, (рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения).
- Таким образом, перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.
- Поэтому я стремилась и стремлюсь перестроить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Практическая часть
Сегодня мне помогут коллеги разыграть небольшую сценку про грипп!
Действующие лица:
- Непогодушка (Татьяна Александровна)
- Апчхи (Любовь Викторовна)
- Вирус (Ольга Сергеевна)
- Ребенок (Диана Владимировна)
- Доктор (Я)
Непогодушка:
Да, тётушка, да, Непогодушка, кстати,
Что-то я обчихала всё своё платье.
На всё чихала в жизни я
И непогода – вся моя.
Я ненавижу солнце и вьюги.
Со слякотью лучшие мы подруги.
На сером небе тяжёлые тучи.
Люблю непогодой детей я помучить.
Мне сырость просто как воздух нужна,
Апчхи, я всё время чихать должна. Апчхи!
Апчхи:
Ты позвала или просто чихнула?
Непогодушка:
Апчхи…
Апчхи:
Опять ты меня обманула.
Непогодушка:
Ну что ты, Апчхи, это случайно,
А нужен ты мне чрезвычайно.
Я хочу детей извести,
В учебные дни грязь развести,
Чтобы было ни пройти, ни проехать.
Станет всем тогда не до смеха.
Сначала мы в эту толпу внедримся,
А позже славно повеселимся:
Мы дружно с тобою будем чихать!
Апчхи:
Рот у детей раскрыт – это очень удачно,
Микробы туда гурьбою поскачут.
Бациллы и палочки,
Вирусы, кокки –
В них всех болезней наших истоки.
Все начнут тут же кашлять, чихать.
Непогодушка:
Что можно лучшего пожелать?
Апчхи:
Со школы ринутся дружно домой.
Непогодушка:
На улице – снова встреча со мной,
Серое небо в клочьях тумана.
Слякоть и дождь, всё без обмана.
Апчхи:
Но все же начнут тебя дружно ругать!
Непогодушка:
А вот на это мне просто чихать! Апчхи!
На сцене появляется вирус.
- Я – вирус гриппа. Страшный и коварный. Я – всесильный!!! Я легко могу уложить вас в постель на целую неделю, вызвать у вас страшные головные и мышечные боли, повысить температуру вашего тела, а также вызвать тяжелейшие осложнения после болезни. Я очень живучий. В воздухе и помещении я живу от 2 до 9 часов, на бумаге, картоне, в тканях – 8-12 часов, на коже рук – 8-15 часов, на металлических предметах и пластмассе – 24-28 часов, а на поверхности стекла - аж 10 дней! Ну, как я вам? Хорош, не правда ли? Найдутся ли среди вас смельчаки, готовые сразиться со мной?
Доктор: Мы сразимся с тобой!
Кто это тут расчихался?
Кто это тут распространяет простуду и заражает детей гриппом?
Не слушайте, ребята, тётушку Непогодушку и дядюшку Апчхи. Ничего хорошего от них не ждите!
Тётушка Непогодушка и дядюшка Апчхи тихонько удаляются.
А ведь так и гриппом заболеть недолго!
Ребёнок: А что такое грипп? Пошлите на прием к доктору!
Как помочь себе оставаться здоровым? Профилактика гриппа и ОРВИ.
Грипп в переводе с французского означает "схватывать".
Грипп – острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа.
- С наступлением холодного времени года резко возрастает число острых инфекционных заболеваний дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа
- Причиной же может быть вирус группы возбудителей острых респираторных инфекций, проникший в организм человека.
- Известен с конца XVI века.
- В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа.
Главная опасность гриппа в том, что он может приводить к серьезным осложнениям:
- Заболевание органов дыхания
- Болезни сосудов и сердца
- Заболевания центральной
нервной системы
Ежегодно в мире заболевают гриппом 20% населения земного шара. Более 500 тыс. из них умирают. В самых крупных эпидемиях последних ста лет погибло:
- в 1955 году — 2 млн. человек,
- в 1968−м — 1 млн.,
- в 1918−1920 годах, при известном
испанском гриппе, — более 40 млн.
- На сегодняшний день объявлен международный режим ЧС, в связи с глобальной вспышкой нового коронавируса . По последним данным, в мире зарегистрировано свыше 185 тысяч случаев заражения коронавирусом, более 7.3 тыс. человек умерли. Всемирная организация здравоохранения объявила, что вспышку COVID-19 можно характеризовать как пандемию. Симптомы очень схожи с гриппом, что человек сразу и не поймет, что он болен именно коронавирусом.
Заразиться можно:
1. Находясь рядом с больным человеком, особенно если он кашляет и чихает.
2. Обмениваясь тетрадями и письменными принадлежностями с больными учениками, сидя с ними за одной партой без защитной повязки или пользуясь одной посудой.
3. Не соблюдая правил личной гигиены, таких как мытье рук перед едой, содержание в чистоте одежды.
Как понять, что ты заболел?
- Озноб, слабость и вялость;
- Сильная головная боль;
- Высокая температура;
- Боль в горле, насморк, сухой кашель;
- Боль в животе, тошнота
Профилактика:
Одним из самых эффективных методов профилактики ГРИППА является ежегодная ВАКЦИНАЦИЯ.
Профилактика гриппа в домашних условиях:
- Включить в свой ежедневный рацион лук и чеснок – природные антибиотики, активно уничтожающие микробы и бактерии.
- Включать фрукты и овощи, содержащие большое количество витамина С:
- Можно начать принимать аптечные препараты – витаминов (например, «Супрадин»)
Меры предосторожности при контакте с гриппующими – требования личной безопасности
- Перед выходом на улицу желательно смазывать ноздри оксолиновой мазью или испытанным народным средством – раствором мыла.
- Во время эпидемии старайтесь поменьше посещать людные места. Также в целях безопасности, передвигаясь на общественном транспорте, закрывайте шарфом рот и нос.
- Что делать, если ты уже заболел?
- 1. Не посещать школу.
- 2. Лечь в постель.
- 3. Измерить температуру.
- 4. Вызвать врача на дом - только он сможет назначить правильное лечение!
- 5. Пить сладкий горячий травяной или ягодный чай, можно с медом.
- 6. До прихода врача стараться не принимать лекарства.
- 7. Снижать температуру с помощью обтирания холодной водой с добавлением уксуса.
- 8. Ходить всем членам семьи в масках. Ёе проглаживать через два часа.
- 9. Посуду больного мыть отдельно с пищевой содой.
Десять шагов против гриппа:
- 1 шаг: Тщательно мой руки перед едой. На твоих руках находится
большое количество микробов и бактерий. Если ты не будешь мыть
руки, микробы вместе с пищей попадут в твой организм и вызовут
различные заболевания.
- 2 шаг: Закаляйся. Закаливание – это специальная тренировка, которая
помогает быть здоровым. Для того чтобы не бояться холода, нужно
чаще бывать на свежем воздухе, обливаться прохладной водой,
купаться. Закаливанием нужно заниматься только с родителями.
- 3 шаг: Делай зарядку каждое утро. Для того чтобы тело было гибким,
здоровым, сильным и красивым, надо регулярно делать зарядку, она
поможет еще и защитить организм от болезней.
- 4 шаг: Ешь много овощей и фруктов. Они также помогают защититься от болезней, а еще укрепляют организм, потому что содержать витамины и полезные вещества.
- 5 шаг: Проветривай свою комнату. На вещах и предметах в твоей комнате оседает пыль, различные микробы и бактерии. Для того чтобы все это не попадало в твой организм, очень важно проветривать помещение, где ты спишь, играешь, учишь уроки.
- 6 шаг: Береги свое здоровье. Если рядом с тобой кто-то болеет, надень специальную маску, она тебя защитит от заболевания.
- 7 шаг: Подружись с веселой тубой «Оксолиновая мазь». Вместе вы сможете победить простуду и грипп.
- 8 шаг: Не переохлаждайся, одевайся по погоде.
- 9 шаг: Во время эпидемии гриппа откладывай посещение мест с большим скоплением людей.
- 10 шаг: В случае угрозы эпидемий, следуй советам врачей и не бойся делать прививки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФРАГМЕНТ ОТКРЫТОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.Тема урока: “Family”.
ФРАГМЕНТ ОТКРЫТОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.Тема урока: “Family”. Проведен в рамках районного семинара учителей английского языка....
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Фрагмент открытого урока на конкурс "Учитель года"
В архив помещен конспект, презентация и раздаточный материал к уроку....
Фрагмент открытого урока в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение».
В этом документе размещен фрагмент открытого урока в 5 классе...
Фрагмент открытого урока ПДО Давлетшиной А.Ф.
Упражнения Пор-де-бра....
публикация "Применение ИКТ-технологий на уроках английского языка" + фрагмент открытого урока
Статья " Эффективные методы применения ИКТ-технологий на уроках английского языка" написана в форме отчета по результатам проведения открытого урока на городском семинаре «Системный по...
Открытый урок на заседании ОМО
Открытый урок раздел Гимнастика 5 класс. Тема урока: Функциональная грамотность на уроках физической культуры (читательская, математическая, естественно- научная). Овладение способами оздоровлени...