Повышение качества образования современными средствами обучения (на примере уроков ОБЖ)
статья по обж
образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Новые подходы к формированию современной модели образования нашли отражение в нормативно- правовых документах: законе «Об образовании», новых образовательных стандартах, Концепциии модернизации российского образования, профессиональном стандарте преподавателя, который содержит требования, соответствующие сегодняшним представлениям о качестве педагогической деятельности.
Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
средства обучения | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение качества образования современными средствами обучения
(на примере уроков ОБЖ)
Казаков Е.А.
Преподаватель ОБЖ
«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно»
Р. Киплинг
Качество обучения волновало всегда. В этом нет ничего нового. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Новые подходы к формированию современной модели образования нашли отражение в нормативно- правовых документах: законе «Об образовании», новых образовательных стандартах, Концепциии модернизации российского образования, профессиональном стандарте преподавателя, который содержит требования, соответствующие сегодняшним представлениям о качестве педагогической деятельности.
В современной школе повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Главная цель введения ФГОСов -повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Как сказано в ФГОСах «от новых целей к новым результатам».
Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.
Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.
. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.
Образовательный процесс в современной школе достигает наивысшей эффективности при широком, но оправданном использовании преподавателем всего богатого арсенала дидактики - через разумную комбинацию различных педагогических форм, методов, способов, средств, приемов, режимов и алгоритмов обучения. В этом умении, мастерстве - важнейший показатель профессиональной компетентности и дееспособности преподавателя.
Таким образом, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и суворовцев. Умелое применение учеников, расширить возможности организации на уроке их индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении рабочего материала. Лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», когда сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно ученикам давать возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают современные средства обучения.
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения».
Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Выбор средств обучения определяется:
- задачами урока или занятия;
- содержанием учебного материала;
- применяемыми методами обучения;
- предпочтениями учителя.
Функции средств обучения:
1. Познавательная функциясостоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).
2.Формирующая функциязаключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.
Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.
I.Вербальные средства обучения:
- Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.
- Главный инструмент общения, передача знаний.
2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении.
Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.
К визуальным средствам относятся:
- Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).
- Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.
- Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.
С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.
Для получения качества образования, должно быть качественное проведение уроков. «Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции» В.А. Сухомлинский
Правильное чередование методов и средств обучения позволяет организовать эффективный процесс усвоения знаний обучающимися. Минуты напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4. Аттестация. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активн
Справка. Формирование современной образовательной средыСвидетельство. Вебинар. Возможности использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей с ОВЗ в основной школе Свиде...
5.Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие
5.1. Формирование современной образовательной среды (создание учебного кабинета, творческой лаборатории, мастерской, музея и т.п.)5.2. Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование но...
Раздел 6. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения. Транслирование опыта положительных результатов своей профессиональной, экспериментальной и инновационной деятельности.
Раздел 6.1. Совершенствоание методо обучения и воспитания обучающихся....
Раздел 6. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения. Транслирование опыта положительных результатов своей профессиональной, экспериментальной и инновационной деятельности.
Раздел 6.2. Использование новых образовательных технологий....
Раздел 6. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения. Транслирование опыта положительных результатов своей профессиональной, экспериментальной и инновационной деятельности.
Раздел 6.3. Распространение педагогического опыта....
Раздел 6. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения. Транслирование опыта положительных результатов своей профессиональной, экспериментальной и инновационной деятельности.
Раздел 6.4. Результаты инновационной, экспериментальной деятельности....
3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствования методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение«Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус» (ГБОУ «РШИ «ТКК») Сценар...