«Кронштадт в годы войны»
методическая разработка по обж (6 класс)
Материалы викторины «Кронштадт в годы войны»
для учащихся 6-8 классов
Идея: привлечение внимания учащихся и их родителей к изучению героического прошлого нашего народа.
Цель: формирование интереса к героическому прошлому своей малой родины через краеведение как важной составной части исторического образования.
Форма проведения: конкурсная интеллектуальная игра- викторина для разных возрастных групп учащихся.
Задачи конкурса:
- создание условий для активизации интереса к изучению истории родного края, развитие коммуникативных умений;
- воспитание любви к родному краю, чувства гордости за стойкость и мужество кронштадтцев в годы Великой Отечественной войны, за проявленное мужество советских граждан в борьбе за свободу Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.razrabotka_1.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы викторины «Кронштадт в годы войны»
для учащихся 6-8 классов
Идея: привлечение внимания учащихся и их родителей к изучению героического прошлого нашего народа.
Цель: формирование интереса к героическому прошлому своей малой родины через краеведение как важной составной части исторического образования.
Форма проведения: конкурсная интеллектуальная игра- викторина для разных возрастных групп учащихся.
Задачи конкурса:
- создание условий для активизации интереса к изучению истории родного края, развитие коммуникативных умений;
- воспитание любви к родному краю, чувства гордости за стойкость и мужество кронштадтцев в годы Великой Отечественной войны, за проявленное мужество советских граждан в борьбе за свободу Отечества.
Особенности реализации программы:
До начала игры в школе проводится рекламная акция. Оформляется стенд, на котором вывешиваются объявления о конкурсе, плакаты, где указываются условия игры, а также темы конкурсных заданий и пояснения к ним. Отдельно вывешивается список рекомендуемой литературы. Консультации проводятся как для команд, так и индивидуально для отдельных ребят.
72 года назад праздничный салют из 24 орудий известил всему миру: «Самая жестокая и самая длительная война, унёсшая миллионы жизней, закончилась». Огромные невосполнимые потери понесли граждане Советской страны – около 27 млн. человек, полностью разрушено 1710 городов и посёлков, 32 тыс. крупных предприятий вышли из строя, разрушено около 48 тыс. км железных дорог, 1870 мостов, 427 музеев.
Всё меньше остаётся тех, кто, рискуя своей жизнью, с честью прошёл дорогами войны, внёс решающий вклад в победу над фашистской Германией и её союзниками. В нашем городе сегодня проживают около 484 ветеранов Великой Отечественной войны и около 1500 блокадников. Живые свидетели военной поры, они и сейчас активно (в меру своих возможностей) участвуют в общественной жизни города. Связь поколений осуществляется через встречи, которые ежегодно организуют Совет ветеранов и руководители района.
Казалось бы, живущие на нашей планете люди знают, что несут с собой войны и военные конфликты. Однако и сейчас на разных континентах вспыхивают локальные войны. И сегодня гибнут люди, дети теряют родителей. Рушатся мечты о простом человеческом счастье, о мирном небе над головой. Остановить это безумие сможет молодое подрастающее поколение, но лишь тогда, когда взрослое население нашей планеты, с огромной ответственностью, мобилизуя силы мирового сообщества, встанет на защиту жизни без войн и конфликтов. Когда у ребёнка с пелёнок будут закладываться чувства сострадания и сопереживания, воспитываться дух неприятия к любому насилию над человеком.
Сегодня тема войны и мира одна из самых актуальных проблем человечества.
Данная интеллектуальная игра приглашает совершить путешествие по страницам истории нашей Родины в годы великих испытаний. В ходе подготовки к викторине участники смогут пополнить свои знания новыми фактами героической борьбы советского народа против фашистской Германии.
Готовятся приглашения для ветеранов Великой Отечественной войны и блокадников (см. прил. № 2).
Организаторы игры, члены Совета школьного музея принимают заявки, как от отдельных ребят, так и от классных коллективов. Конкурсный отбор проводится индивидуально в форме собеседования по заданным темам, предложенным на конкурс.
Из тех, кто прошёл собеседование, формируются команды.
Количество участников - по 3 человека от каждой параллели 6-х, 7-х, 8-х классов. Общее число участников конкурса – 9 человек, т.е. по три человека в каждой команде.
Игра проводится в 4 этапа. На каждом этапе от всех команд вступают в игру по 1 человеку. Они набирают очки, которые идут в общую копилку команды.
Команда- победитель определяется по количеству набранных баллов.
День проведения. 27 января (День полного снятия блокады Ленинграда).
Время проведения игры: начало -16-00 часов, заканчивается - в 17-00 часов (с учётом
3-х минутных пауз между конкурсами, когда меняются участники игры и подводятся итоги каждого этапа).
Организаторы: ведущие- 2 человека, члены жюри – 3 человека. Детское жюри – 3 человека. Счётная комиссия – 3 человека. (Всего:11 человек).
Гости: ветераны Великой Отечественной войны, блокадники, родители.
Оборудование:
а) техническое обеспечение - компьютер, проектор, фотоаппарат, магнитофон, видеокамера, трибуны для участников игры;
б) музыкальное и художественное оформление - песни о Кронштадте, видеофильм о Кронштадте, плакаты: «Помним, храним, гордимся», фотографии памятников истории Великой Отечественной войны в Кронштадте (см. прил. № 5), детские рисунки о войне и блокаде.
Условия игры:
- игра проводится в 4 этапа, на каждом этапе предлагаются 5 тем (15 вопросов);
- в конкурсе участвуют 9 человек, которые успешно прошли собеседование. Из них формируются 3 команды по 3 человека. В 3-х этапах участвуют, сменяя друг друга, игроки от каждой команды, а в четвёртом – играют участники (по одному от каждой команды), которые набрали наибольшее количество баллов. С ними на 4-м этапе в качестве помощников и консультантов играют родители, по одному человеку от каждой команды.
Всего предлагается 16 тем. На первом этапе каждому участнику нужно ответить на 5 вопросов к темам № 1- 5. (См. прил. № 6)
Время на обдумывание ответов: 15 секунд.
На втором этапе следующие участники (3 чел.) отвечают на 5 вопросов к темам
№ 6 – 10.(См. прил. № 7).
Время на обдумывание ответов: 15 секунд.
На третьем этапе оставшиеся участники (3 чел.) отвечают на 5 вопросов к темам № 11- 15. (См. прил. № 8) .
Время на обдумывание ответов: 15 секунд.
На 4 этапе предлагаются 10 вопросов темы № 16 (см. прил. № 9). Играют те, кто набрал в предыдущих конкурсах наибольшее количество баллов.
На этом этапе в игру включаются родители в качестве помощников и консультантов. Вопросы заключительного этапа поочерёдно высвечиваются на экране сразу для всех участников. Конкурсанты письменно отвечают на все 10 вопросов, при этом они могут посоветоваться со своими помощниками-родителями.
Время на обдумывание ответов: 15 секунд.
Рекомендуемая литература
- Блонский Л.В., Титкова Т.В. «Флот России», М, ООО «Дом Славянской книги», 2008;
- Брокгауз Ф., Ефрон И. «Россия», Иллюстрированный энциклопедический словарь. Современная версия, М., ЭКСМО, 2006, стр. 347-351.;
- Дыгало В.А. «Российский флот». Три века на службе Отечеству. М.; Вече, 2007- стр. 5-27, 30-59, 352-354. 357 - 359
- Колина А., Колина Я., «Вторая Мировая война. День за днём.1939-1945», М., ЭКСМО, 2005, стр. 60-64;
- Колосов Д.В., Вронский О.Г., «Великие битвы в истории России», ООО «Дом славянской книги», М., 2008;
- Крестьянинов В.Я. «Кронштадт. Крепость, город, порт», СПБ, «Остров», 2002;
- Петров Г.Ф. «Кронштадт», Л., Лениздат, 1995, стр. 248-299;
- Потрашков С. «История Российского флота», ООО «ЭКСМО», М., 2007, стр. 104-127;
- Суриков В.Л. «Кронштадт. Война. Блокада», Книга-альбом, СПБ, «Голанд»,2005;
- Шлендова М.А. «Они родились в Кронштадте», СПБ, Изд. «МКС», 2004
11. Шлендова М.А. «Город морской славы», СПБ., изд., «СПГУТД»,2004;
12. Энциклопедии:
а) Советская военная энциклопедия т №7, №8, №9, Воениздат, М., 1979
б) Советская историческая энциклопедия, т №14, 15, 16,Воениздат, М, 1979
- Книга-дайджест по публикациям газеты «Рабочий Кронштадт» за 1941-1945 гг. и «Кронштадтский вестник» за 1998 -2005;
Приложение № 6
Темы | «3» | «4» | «5» |
1. Флот | |||
2. Флотские традиции | |||
3. Войны и сражения | |||
4. Великая Отечественная война | |||
5. Подвиг |
Темы | «3» | «4» | «5» |
6. Фото «Знаете ли вы?» | |||
7. Блокада | |||
8. 1941 год | |||
9. Поговорки | |||
10. Корабли - легенды |
Приложение № 7
Приложение № 8
Темы | «3» | «4» | «5» |
11. Хроника событий | |||
12. Памятники в Кронштадте | |||
13. Люди, факты, события | |||
14. Разное | |||
15. Награды героям |
Приложение №9
4.Сколько памятников и памятных знаков, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, находятся в Кронштадте сегодня?
5. Сколько учебных заведений работало в Кронштадте в годы блокады?
6.Сколько учебных заведений и учреждений дополнительного образования, восстановленных после войны, перестроенных и вновь открытых в наши дни, работает в Кронштадте сегодня?
10. 27 апреля 2009 г президент РФ Медведев Д.А. подписал указ о присвоении городу Кронштадту почётного звания «Город воинской славы». На церемонию награждения 7 мая выехала делегация, в составе которой были представители общественности, ветераны войны и труда. Сколько человек участвовало в этом торжестве?
Приложение № 11
I тема «Флот»
1. До недавнего времени к родам сил ВМФ относилось 5 групп войск: подводные, морская авиация, береговая артиллерия, надводные силы, Назовите пятую, хорошо зарекомендовавшую себя в годы Великой Отечественной войны. (3 балла)
2. Для этих видов кораблей сопротивление воды гораздо меньше. Они не боятся ни ветров, ни волн, ни обледенения и удобны для плавания в северных морях. Что это за корабли? (4 балла)
3.В годы Великой Отечественной войны ареной упорной борьбы моряков и бойцов других родов войск стали реки, озёра, моря. Назовите моря, ставшие местом героической схватки с фашистской Германией. (5 баллов)
Тема – 2 «Флотские традиции»
1. 23 сентября 1941 года, стоявший у стенки Усть-Рогатки линкор был серьёзно повреждён, сел на грунт. Но мужественные моряки, несмотря на тяжёлые потери, продолжали вести артиллерийский и зенитный огонь по врагу. Имя корабля? (3 балла)
2. В честь какого события Великой Отечественной войны в Кронштадте ежегодно в январе месяце проходит мемориальный легкоатлетический пробег под названием «Атака века»? (4 балла)
3. За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, Указом президента РФ от 27 апреля 2009 года №462 Кронштадту присвоено Почётное звание. Какое? (5 баллов)
Тема -3 «Войны и сражения»
1. Какая война началась 1 сентября, а закончилась 2 сентября? (3 балла)
2. В начале 1943 года на Ленинградском фронте стратегическая инициатива перешла в руки советского командования, хотя положение оставалось сложным. 12-18 января 1943 года успешно проведённая операция решила главную задачу: блокада была прорвана. Какое кодовое название имела эта операция. (4 балла)
3. Сколько долгих изнурительных дней и ночей длилась Великая Отечественная война, унёсшая около 30 миллионов жизней наших соотечественников? (5 баллов)
Тема 4 « Великая Отечественная война».
1. Женщина- снайпер, полный кавалер Ордена Славы. В возрасте 49 лет она ушла добровольцем на фронт, дошла до Берлина, погибла, не дожив до победы 8 дней. Назовите её имя. (3 балла)
2. 3 июня 1942 г. у острова Мидуэй состоялся первый в истории морской бой, в котором корабли противника так и не увидели друг друга. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Ч.У.Нимиц представил главного героя сражения так: «Его величество король…» Как звали короля? (4 балла)
3. Какой из 4-х советских флотов закончил Великую Отечественную войну Дважды Краснознамённым? Флоты: Северный, Балтийский, Тихоокеанский, Черноморский. (5 баллов)
5 тема «Подвиг»
1. Поисковые отряды проходят по местам былых сражений и находят в земле останки воинов, которые посылают нам, живущим сегодня, весточку о себе. На месте гибели Кронштадтско - петергофского десанта найдена гильза с запиской, в которой звучит призыв к будущему поколению. В записке 4 слова. Что это за слова? (3 балла)
2. За подвиг, совершённый при освобождении гор. Николаева на Украине, этому матросу из Кронштадта посмертно присвоено звание Герой Советского Союза. Назовите его имя. (4 балла)
3 .Его называли «Балтийским Маресьевым», ибо он воевал без ступней ног, с обгоревшими руками и лицом. В годы войны он совершил 400 боевых вылетов и сбил 13 самолётов врага. В 1957 году за мужество и героизм ему присвоено звание Героя Советского Союза. Назовите его имя. (5 баллов)
Приложение № 12
Таблица «Количество баллов, полученных командами в ходе игры»
Этапы | Баллы команды № 1 | Баллы команды № 2 | Баллы команда № 3 |
№ 1 | |||
№ 2 | |||
№ 3 | |||
№ 4 | |||
Всего | |||
Лидер, набравший большее количество баллов. |
Приложение № 13
6 тема Фотографии «Знаете ли вы?»
На фото изображёны памятники, поставленные в память о событиях времён Великой Отечественной войны. Где они находятся? Что вы о нём знаете?
1. Торпедный катер. (3 балла)
2. Орудие Тамбасова. (3 балла)
3. Стела в честь погибших 23 сентября 1941 года моряков линкора «Марат». (4 балла)
4. Мемориал защитникам Кронштадта. (4 балла)
5. Памятник рабочим морского завода. (5 баллов)
6. Памятник герою Советского Союза Жильцову В.М. (5 баллов)
7 тема « Блокада»
1. Осада Ленинграда группой войск «Север» обошлась городу более чем в один миллион жизней за 900 дней, пока Ленинград был в окружении. Когда началась и когда была полностью снята блокада? (3 балла)
2. Название операция, в результате которой полностью снята блокада Ленинграда, проведённая соединёнными силами фронтов в январе 1944года? (4 балла)
3. Многие авторы оставляют на полях произведений свои пометки. Что означают пометки «ВТ» на полях рукописи 7-й симфонии Д.Шостаковича, написанной, как известно, в блокадном Ленинграде? (5 баллов)
8 тема «1941 год»
1. Эта преграда в Финском заливе была глубоко эшелонирована, а в июле 1941 года достигла огромных масштабов, нанося колоссальный урон Советскому флоту. Что это за преграда? (3 балла)
2.Когда началась война, в Ленинграде были зарыты в землю все скульптуры из Летнего сада. Памятники на площадях и на улицах укрыты защитными футлярами и замаскированы. Но одну статую штаб обороны оставил неприкрытой, она стояла во время обстрелов как бы на боевом посту. Чей это памятник? (4 балла)
3. В память о каком событии Великой Отечественной войны в октябре 2001 года появилась могила «Неизвестному матросу» в парке города Петродворец на берегу Финского залива? (5 баллов)
9 тема « Поговорки»
- Лучше биться орлом, чем …………(3 балла)
- Смелый там найдёт, где …………..(3 балла)
- Где нет борьбы, там ………………(4 балла)
- Героем упадёшь – поднимут, а ……(4 балла)
- На смелого собака лает, а …………(5 баллов)
- Мужество делает ничтожными ……(5 баллов)
10 тема «Корабли- легенды»
1.Какой корабль возглавил переход кораблей из Таллинна в Кронштадт? (3 балла)
2.Какая п/л во время войны совершила кругосветный переход на Северный Флот с Дальнего Востока? Сейчас она является мемориальным памятником на стоянке. (4 балла)
3. Назовите корабли, повторившие судьбу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в годы Великой Отечественной войны в боях за Моонзундские острова. (5 баллов)
Приложение. № 14
11 тема «Хроника событий»
1. Какие трагические события произошли 28-29 августа 1941 года в истории БФ? (3 балла)
2. В начале сентября 1941 года наступление фашистов в этом районе было остановлено. Какое трагическое событие стало следствием захвата фашистами Шлиссельбурга? (4 балла)
3. Назовите дату вступления кораблей ВМФ в первые бои с фашистами в ВОВ. (5 баллов)
12 тема «Памятники войны»
1. Где в Кронштадте стоит памятник, на котором написано: «Здесь в годы блокады Ленинграда проходила Малая дорога жизни Горская- Кронштадт - Ораниенбаумский плацдарм. 1941-1944гг»? (3 балла)
2.Что написано на лицевой стороне памятника рабочим Морского завода? (4 балла)
3.Где находится мемориал, посвященный защитникам Кронштадтской крепости в годы войны и блокады. (5 баллов)
13 тема «Люди, события, факты»
1. Какое здание в Кронштадте фашисты использовали как ориентир для артобстрела кораблей, стоящих на кронштадтском рейде? (3 балла)
2. Где в Кронштадте стоит памятник, на котором написано: «Здесь в годы блокады Ленинграда проходила Малая дорога жизни Горская- Кронштадт - Ораниенбаумский плацдарм. 1941-1944гг»? (4 балла)
3. Кронштадтские моряки мужественно переносили лишения первых месяцев войны, однако с пониманием отнеслись к приказу Военного Совета Ленфронта от 30 сентября 1941 года о выполнении важного стратегического задания. О каком стратегическом задании идёт речь? (5 баллов)
14 тема «Разное»
1.В конце декабря 1942 года в здании по ул. Восстания, 5 срочно разместили необычных жильцов, которые весной 1943 года станут на боевую вахту. О ком идёт речь? (3 балла)
2.Как шутливо называли моряки- балтийцы своё соединение кораблей типа: «Ураган», «Буря», «Вихрь», «Пурга», «Снег», «Тайфун», «Туча» и «Циклон»? (4 балла)
3.Кругосветные и другие плавания с длительным пребыванием в южных широтах потребовали ввести более лёгкую, удобную для работы с парусами и хорошо видную на их фоне одежду. Что родилось в результате? (5 баллов)
15 тема «Награды героям»
1. 18 августа близ хутора Харку, что находится в 12 км от Таллинна, гитлеровцы захватили в плен тяжело раненного разведчика. Фашисты жестоко пытали моряка, но ничего не добившись, привязали к сосне и заживо сожгли. Верному сыну Отечества посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя? (3 балла)
2. 24 мая 1943 года сторожевой катер МО-207 в паре с катером МО-303 вступил в неравный бой с 14 катерами противника. Тяжело раненый командир катера продолжал руководить боем. Фашисты рвались к фарватеру, но на их пути встал катер МО-207. Несколько часов измученная команда вела бой, потопив 3 и повредив 2 катера противника. Когда силы были на исходе, радист Соколов сообщил: «Из Кронштадта идёт поддержка». За мужество, проявленное в бою, команда награждена правительственными наградами. Кто командовал этим легендарным боем? (4 балла)
3.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944 года были учреждены ордена и медали, названные именами выдающихся русских адмиралов. Их вручали тем, кто сражался с врагом на море. Назовите их. (5 баллов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Кронштадт"
Учащиеся 7 класса создали презентацию после экскурсии в Кронштадт в рамках учебного курса "история и культура Санкт-Петербурга"...
Материал о создании музея "Остров Котлин" в школе № 422 Кронштадта.
Школьный музей был открыт в день рождения города Кронштадта в 2004 году. В музее 3 зала. Экспонаты рассказывают о борьбе России за выход в Балтийское море, о строительстве на острове крепости Кронштад...
Лист-путеводитель "Математическое путешествие по Кронштадту"
Лист-путеводитель для учащихся к уроку в 5 классе на тему "Действия с натуральными числами. Математическое путешествие по Кронштадту" в формате ФГОС....
«Место Кронштадта в истории России»
Тип занятий: интегрированный с использованием творческих работ учащихся. Мини-дискусия, постановка проблемной задачи.Цели:образовательная - расширение знаний об истории города, определение роли Кроншт...
Конспект урока по математике в 5 классе "Действия с натуральными числами. Математическое путешествие по Кронштадту"
Конспект урока в формате ФГОС по математике в 5 классе "Действия с натуральными числами. Математическое путешествие по Кронштадту"....
Урок-презентация кронштадт
Урок-презентация кронштадт...
"Легендарный Кронштадт"
Литературно- музыкальная композиция о Кронштадте....