"Легендарный Кронштадт"
методическая разработка (5 класс) по теме
Литературно- музыкальная композиция о Кронштадте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_100_letiyu_sobora.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества Кронштадтского района Санкт - Петербурга «Град чудес»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Колокола нашей памяти»
Автор – составитель : педагог дополнительного образования
Клопова Г.М.
Санкт - Петербург
2013г.
Пояснительная записка.
«Родной край, его история, - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Д. С. Лихачев
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А ориентиры эти там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.
Не случайным стал выбор материала о истории и существовании в нашем городе храмов, соборов и церквей. Особенно актуальным это становиться сейчас. Когда утеряна вера
Во все времена, для человека посещение храма было сродни празднику. Присутствие в нем, умиротворяло душу, бодрость тела. Человек искал любви, защиты и благословения на добрые начинания. Приходя в храм молился об исцелении, об укреплении веры и наставлении на путь истинный, о сердечной радости, о даровании благочестия и милосердия. Особенно, когда приходилось уходить в море, не ведая суждено тебе вернуться назад или нет.
Предварительно с обучающимися была проведена экскурсия по городу, по тем местам, где были расположены церкви и соборы.
Цель:
формировать у учащихся культуру миропонимания и осознание исторического прошлого и будущего в нем. Способствовать развитию интереса к истории своей малой родины и своей страны.
Задачи:
- воспитывать нравственно-патриотические чувства, гражданственность, достоинство,
- воспитывать чувство гордости и уважения за историю своего города.
- прививать любовь к поэзии
- прививать любовь к родной культуре, литературному наследию .
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему.
Форма проведения: литературная гостиная
Возраст: учащиеся 4-5 классов.
Сценарный ход мероприятия
На м/м экране заставка с названием литературной гостиной « Колокола нашей памяти»
Слайд№2
Голос за кадром
Над широкою рекой,
Пояском-мостом перетянутой,
Городок стоит небольшой,
Летописцем не раз помянутый.
Вед. А летопись уходит глубоко в прошлое.
Слайд ПетрI
Выход чтеца в костюме Петра I
Петр стоял по колено в воде и промерял глубины у берега острова. Вдруг, на мгновение, в его глазах померк свет, и закружилась голова. Государь тогда чуть не упал в ледяную воду. После этого случая, его не отпускала мысль, что именно здесь состоится битва со шведами. Он представил, как паруса неприятеля закроют горизонт, как шведы высадят десант. Но русская пехота атакует врага, и он потеряет много солдат. А следом начнется артиллерийская дуэль, в которой русские пушки накроют огнем шведский адмиральский корабль. И шведы отступят.
Строить крепость! Дабы укрепить остров, и защитить от нападок врагов Санкт-Петербург!
Звучит фонограмма треск телег, стук топоров. По очереди выбегают чтецы.
1. И началось строительство!
2. Работы велись холодной зимой 1703-1704 годов .
По льду с помощью лошадей доставлялись на санях к нужному месту бревна. Из них собирали большие ящики-ряжи, которые нагружали камнями.
3.Лед по периметру ряжей окалывали, ящики под собственной тяжестью опускались на дно, укрепленное сваями.
4.B уже весной, 1704 года, крепость была построена. Ее осветили и дали ей имя Кроншлот (Коронный замок), а в мае над фортом был поднят русский флаг - этот день считают днем рождения Кронштадта.
5. Но фортов построено было много. Они возникают один за другим, окружая остров, по своей мощи способные остановить на пути любую эскадру, состоящую из самых крупных боевых кораблей.
Петр – «Содержать сию цитадель, аще случится, хоть до последнего человека» Здесь будет морская крепость, которая навсегда закроет путь неприятелю в русские земли!»
Слайд №3
Чтец.
Бьются о берег волны седые,
Их усмиряет серый гранит,
Остров на службе в вечном дозоре
Твердо у стен Петербурга стоит.
Чтец.
Остров в заливе хоть мал, да удал-
Родиной флота российского стал!
Рвались на Котлин чужие армады
Но не под силу! Не взяли преграды!
Чтец
Остров не принял на «борт» чужаков,
Шведа согнул, надавал тумаков.
Где – то под толщей воды и поныне
Флот побежденный ржавеет в пучине
Чтецы уходят
Вед. Так и вышло. За три века не раз пришлось давать отпор врагу. Сюда пытались попасть и шведы, и немцы, и англичане, и французы. Но никому не удалось взять Кронштадтскую крепость.
Вопрос Почему? (ответ участников о фортах, расположенных вокруг острова) Перечислить названия фортов (слайды фортов)
Слайд№4
Звучит фонограмма. Звучит рында
Юноша.
Весной, когда в море не гаснет закат,
Лишь дымкой туманятся дали,
Встречает гостей легендарный Кронштадт
Свидетель петровских баталий.
Девушка
Ты создан, мой город Великим Петром
И служишь России во славу
Молва о тебе, как ликующий гром
Плывет над морскою державой.
Юноша.
Духовности символ - собор твой Морской
Стоит как маяк над волнами.
Российского флота легендой живой
он вечно останется с нами.
На сцену выходит ведущий в тельняшке и со свечой в руке.
Слайды №5 Звучит песнопение
Церковный сумрак. Мирная прохлада,
Немой алтарь.
Дрожащий свет негаснущей лампады
Теперь, как встарь.
Здесь шума нет, и сердце бьется глуше
И не болит.
Здесь много горя выплакали души
У древних плит.
Здесь люди Богу муку поручали,
Здесь вечный след
Безвестных слез, несказанной печали
Забытых лет.
Старинный храм, — защита от бессилья,
Приют для битв,
Где ангел Божий смертным дарит крылья
Для их молитв.
Слайд№5
1. Город рос, строилась мощная военная база, но городу не хватало достойного храма, который должен был стать свидетельством веры России, а также благополучия наших воинов. Первая церковь на острове Котлин была построена в 1706 году. Та церковь, что имелась на территории Кронштадта, напоминала скорее деревянную избу, нежели церковь.
Слайд №6 Церковь Святого Андрея Первозванного
2. В 1717 году была построена первая городская церковь освященная во Имя Святого Апостола Андрея Первозванного. И такое посвящение не случайно – Андреевский флаг развевается на кораблях Российского Военно-Морского флота и является его символом. Средства на строительство выделил лично А.Д.Меншиков и место было выделено рядом с его дворцом. 13 июля 1718 года в присутствии Петра 1 Храм был торжественно освящен.
Вопрос Где раньше стояла эта церковь? Что находиться сейчас на этом месте?
Слайд№7
Над водами залива седыми
Не страшась ни боев, ни блокад ,
Ты несешь свое славное имя,
Прибалтийская крепость, Кронштадт.
В час, когда обрывая причалы,
Пронеслась боевая гроза,
Ты на выстрел двумя отвечала,
Смерти глядя в пустые глаза.
Мы потомкам в наследство откажем
Эти громкие были, Кронштадт,
За отвагу твоих экипажей,
Никогда не ступавших назад.
Слайд №8
3.В 1728-1731г.г. была построена деревянная, однопрестольная, крестообразная в плане
церковь. Она имела высокую семиярусную колокольню, видимую даже из Петербурга и служившую ориентиром для кораблей. Храм строился корабельными и адмиралтейскими плотниками, столярами и резчиками, преимущественно на средства порта и пожертвования моряков. В верхних ярусах колокольни находились часы и часовой колокол, здесь же размещались и солнечные часы. Более ста лет простояла эта церковь, но в 1841 году была разобрана из-за ветхости.
4. Морская Богоявленская церковь была очень известным и любимым моряками храмом. Здесь отмечались самые различные и важнейшие события флота России, служили молебны и морских победах и панихиды по погибшим морякам. В храме хранились морские реликвии и судовые иконы. Но проходило время. Нужда в новом храме становилась все острее.
Вопрос: Как называется улица, на которой стояла церковь? Какое здание сейчас построено на этом месте?
5.В 1896 году Главный Командир Кронштадтского порта адмирал
Н.И.Казнаков, на обращение моряков, получил Высочайшее разрешение на
постройку нового каменного морского собора-памятника, взамен деревянной
Богоявленской церкви.
Вопрос: Назовите, по вашему предположению, что собирались построить взамен Богоявленской церкви?
Слайд №9
1.Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. Так, в 1901 году, был принят официальный проект строительства нового храма.
2.Строительство нового храма требовало огромных денежных вложений, государственных финансов не хватало, в сборе пожертвований храма участвовали обычные граждане города, государственные деятели. Как ни странно, но самая большая часть денежных средств была собрана обычными моряками, которые отдавали одну четвертую часть заработка на возведение храма.
3. Он по праву считался духовным центром всего Российского флота и был задуман, как памятник всем морякам, погибшим за Отечество в бою или от ран. Сюда приходили моряки и офицеры, перед дальним походом, с надеждой вернуться с победой назад.
Вопрос
1. Чье имя носит храм морского собора?
2.Почему площадь называется Якорной?
3. Назовите мореплавателей и путешественников, которые уходили в путешествия из Кронштадта?
Уходят моряки, Уходят в Магелланы...
Свою мечту нашли они в седых морях,
Уходят корабли, уходят постоянно,
И возвращенья их, ты вечно будешь ждать.
Слайд №10
4.На памятных досках были высечены имена 12 тысяч погибших за Отечество моряков, за которых в соборе ежедневно возносилась молитва. Здесь бережно сохранялись реликвии, связанные с морской славой державы. Через это наглядное изображение на стенах храма истории флота, отошедшим в вечность морякам-героям воздан будет долг благодарной памяти со стороны русского народа, а настоящим и будущим поколениям морских
чинов, в поучение и назидание, представлены будут высокие образцы мужества, самоотвержения и любви к Родине».
Жил простой моряк когда-то,
Дружный с ветром и волной.
Он седой залив Кронштадта
Называл землей родной.
Он на берег и для милой
Не спускался ни на шаг –
Неизвестный по фамилии
Дальних плаваний моряк.
Но однажды в день туманный
Уходили моряки
В край, где нет ни океана,
Ни пролива, ни реки.
Вместе с ними в тучах пыли
Шел и он сквозь дым и мрак –
Неизвестный по фамилии
Дальних плаваний моряк.
Шел тайгой непроходимой,
Шел дорогою степной.
Проплывали тучи дыма
Перед ни крутой волной.
Над землею, словно крылья,
Подымал он красный флаг –
Неизвестный по фамилии
Дальних плаваний моряк.
За родную землю эту
Всех солдат и моряков
Он, пройдя в боях по свету,
Пал вдали от берегов.
Но бессмертен в вечной были
О героях и боях –
Неизвестный по фамилии
Дальних плаваний моряк.
Этот памятник является отзвуком тех времен, когда Кронштадт был начальным и конечным пунктом всех кругосветных и дальних плаваний русских моряков. Десятки раз провожали кронштадтцы корабли, отправлявшиеся в труднодоступные и малоизвестные районы земного шара. Шли русские моряки не для разбоя и наживы, а для того, чтобы завязать дружеские и торговые отношения с иными народами, для того, чтобы открывать тайны нашей планеты. Но не всем суждено было вернуться в родную Кронштадтскую гавань. Море - злобная, коварная стихия. Иногда побеждает оно и храбрейших.
Слайд№11
Звучит песнопение. Звук колокола.
Мы в сердце, молитвой согретом,
Научимся святость беречь.
Струится спасительным светом
Алтарная русская речь.
Так было когда-то... Так будет!
Ход крестный. Победный салют.
Красивые русские люди
В намоленном храме поют.
Царит мир. Отвергнуты войны.
Над храмом - божественный свет.
Дышу и легко, и спокойно.
Есть вечность... Забвения нет!
Звучит фонограмма рынды
Используемая литература:
Раздолгин А. А. Кронштадтская крепость — Л.: Стройиздат, 1988.
Селяничев А. К. Кронштадт — крепость русской морской славы .М.: Воениздат, 1954.
Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт. — Кронштадт: Тип. газ.
Краткий путеводитель / Авт.-сост. И. П. Винокуров, П. Н. Завирюха, Т. М. Знайда. — Л.: Лениздат, 1962. «Котлин», 1904
Капустин М. Кронштадт / М. Капустин // Учительская газета. — 1990. — № 18
Елагин С. И. Начало Кронштадта / С. К. Елагин // Кронштадтский вестник. — 1866. — №.№ 1, 3, 5, 6.
1.Андрей Блох « Церковный сумрак»
2.В. Винников «Баллада о неизвестном моряке»
2.П. Прудников «Уходят моряки»
3.Ю. Инге « Крепость Кронштадт»
4.М.Аминова « Посвящение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Кронштадт"
Учащиеся 7 класса создали презентацию после экскурсии в Кронштадт в рамках учебного курса "история и культура Санкт-Петербурга"...
Материал о создании музея "Остров Котлин" в школе № 422 Кронштадта.
Школьный музей был открыт в день рождения города Кронштадта в 2004 году. В музее 3 зала. Экспонаты рассказывают о борьбе России за выход в Балтийское море, о строительстве на острове крепости Кронштад...
Лист-путеводитель "Математическое путешествие по Кронштадту"
Лист-путеводитель для учащихся к уроку в 5 классе на тему "Действия с натуральными числами. Математическое путешествие по Кронштадту" в формате ФГОС....
«Место Кронштадта в истории России»
Тип занятий: интегрированный с использованием творческих работ учащихся. Мини-дискусия, постановка проблемной задачи.Цели:образовательная - расширение знаний об истории города, определение роли Кроншт...
Конспект урока по математике в 5 классе "Действия с натуральными числами. Математическое путешествие по Кронштадту"
Конспект урока в формате ФГОС по математике в 5 классе "Действия с натуральными числами. Математическое путешествие по Кронштадту"....
Урок-презентация кронштадт
Урок-презентация кронштадт...
Технология проведения воспитательного мероприятия: виртуальная экскурсия – «Кронштадт - живой памятник истории» III учебного курса (7 класс)
ВведениеКронштадт – это город Воинской Славы, живой памятник истории. Историческая часть Кронштадта и Кронштадтская крепость входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе, который является райо...