Рабочая программа разработана по учебному курсу " Учимся жить безопасно" 5 класс.
рабочая программа по обж (5 класс)

Забалуева Кристина Николаевна

Курс «Учимся жить безопасно» открывает цикл изучения вопросов ОБЖ в основной школе. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_uk_uchimsya_zhit_bezopasno_5.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Князевская  основная общеобразовательная школа

Рамонского муниципального района Воронежской области

___________________________________________________

  «СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР  

__________ Ю.В.Евтеева

«____» августа 2020  г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ Князевская ООШ

Приказ № ___ от «____» августа 2020 г.

___________________ И.В.Романова

                                       Учебный курс

                   "Учимся жить безопасно" 5 класс

                                                Учитель ОБЖ: Забалуева К.Н.

\

д. Князево – 2020 г.

Рабочая программа разработана с учетом следующих нормативных документов:

1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;

2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10« Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

3. ФГОС ООО.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. №1897 (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 №40937)

7. Учебный план МКОУ Князевская ООШ на 2020-2021 учебный год.

Пояснительная записка

Курс «Учимся жить безопасно» открывает цикл изучения вопросов ОБЖ в основной школе. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Для реализации программы используется учебник Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 классы: учебник / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Вента-Граф, 2019.

Цель программы: расширение знаний и формирование умений младших подростков по организации здорового образа жизни, правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.

Главное назначение курса — развивать общую культуру младшего подростка, формировать осознание необходимости беречь своё здоровье, овладевать умениями и навыками решения жизненных задач, связанных с опасными ситуациями.

Основными задачами изучения данного курса являются следующие:

  •  формировать осознание необходимости знания правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения умением ориентироваться в них;
  •  воспитать способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;
  •  формировать представления о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;
  •  развивать навыки самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.

На изучение курса «Учимся жить безопасно» в 5 классах выделяется по 17 часов (0,5 часа в неделю) из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Содержание занятий курса формируется и осуществляется, в основном, посредством форм организации, отличных от урочной системы обучения.  

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами обучения   являются:

•   осознание важности здорового образа жизни;

•   соблюдение правил здорового образа жизни;

•   соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках и способность оценивать своё поведение в разных жизненных ситуациях с точки зрения безопасности; способность предвидеть опасные ситуации и избегать их;

•  быть готовыми к преодолению опасных  ситуаций в случае их неизбежности.

Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:

• анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;

•  сравнением примеров опасного и безопасного поведения;

•  планированием и организацией своей жизни и деятельности с учётом безопасности;

•   обобщением изученного материала, формулированием выводов о возможных причинах возникновения опасных ситуаций,

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • расширение знаний о здоровом образе жизни, ситуациях, которые нарушают его, и причинах их возникновения;
  • использование полученных знаний в учебных ситуациях, применение знаний для прогнозирования и оценки поведения;
  •  расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

  1. Содержание учебного курса

Раздел 1. Введение

Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».

Раздел 2. Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя

    Особенности организма человека. Организм человека как единое целое. Функции разных систем органов тела. Почему нужно знать свой организм. Укрепление нервной системы, тренировка сердца, дыхательной системы. Принципы рационального питания. Первая помощь при отравлении и пищевой аллергии.

     Здоровье органов чувств. Охрана органов чувств. Первая помощь при попадании в глаз инородного тела.

    Как вести здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизентерия, глисты, вши).2

    Движение это жизнь. Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности.

   Закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила закаливания младшего подростка.

   Компьютер и здоровье. Правила безопасного пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.

Раздел 3. Мой безопасный дом

     Безопасный дом. Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы). Техника безопасности в доме. Первая помощь при ушибах, отравлении химическими веществами (парами клея, краски, газом) и поражении электрическим током.

  Раздел 4. Школьная жизнь

     Выбор пути: безопасная дорога в школу. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Дорожное  движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога. Выбор безопасного пути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. Оценка пешеходом дорожной ситуации. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных для пешехода мест и ситуаций. Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в разных видах транспорта.

Правила поведения в школе. Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе школы. Поведение на занятиях, переменах, во время передвижения по школе, в столовой. Может ли общение привести к беде. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении. Помощь заболевшему ребёнку.

Ориентирование в школьных помещениях. Меры предупреждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах.

   Практические работы

Измерение пульса, проверка выносливости; тренировка дыхательной системы; проверка степени загрязнения воды; анализ режима питания; овладение приёмами тренировки глаз; проверка уровня физической подготовки учащегося; составление программы закаливания; освоение правил пользования компьютером; выбор безопасного маршрута от дома до школы; оценка дорожной обстановки; освоение правил дорожного движения; выбор правильного решения в конфликтной ситуации; эвакуация из здания школы; действия при пожаре в школе.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ раздела

Разделы программы

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

1 ч.

Объяснение необходимости изучения предмета ОБЖ. Анализ информации, представленной в тексте учебника. Обсуждение и оценивание проблемных ситуаций, представленных в иллюстрациях. Анализ и характеристика знаков - символов ОБЖ.

2

Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя.

Организм человека и его безопасность.

Как вести здоровый образ жизни.

9 ч.

Объяснить, почему нужно знать свой организм. Знакомство с системой органов, доказать истинность высказывания «Организм человека – единое целое».

Обсуждение и анализ, что любит нервная система. Составление плана укрепления нервной системы «Что мы обязательно должны делать каждый день, чтобы укреплять нервную систему».

О чём «рассказывает» пульс. Тренировка сердца. Измерение пульса до и после нагрузки.

Объяснить, что такое дыхательная система человека, её функции и значение. Обсуждение «Правил бережного отношения к дыхательной системе». Выполнение упражнений дыхательной системы

Объяснить, почему важно обращать внимание на правильное питание. Принципы рационального питания. Первая помощь при отравлениях и пищевой аллергии. Выполнение практической работы «Меню для подростка».

Объяснение правил бережного отношения к органам чувств. Выполнение практической работы: тренировка глаз.

Анализ и высказывание мнения «Что влияет на здоровье». Оценивают себя в тесте «Знаешь ли ты себя?».

Объяснение, что такое гигиенические процедуры младшего подростка, какие бывают заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизентерия, глисты, вши). Работа в группах: составление памятки «Правила личной гигиены».

Показать комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности. Объяснить, чем полезны занятия физкультурой и спортом.

Объяснить, что такое закаливание — средство охраны и укрепления здоровья. Составление программы и правил закаливания.

Объяснить правила безопасного пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.

3

Мой безопасный дом.

Наводим в доме чистоту.

Дела домашние: техника безопасности.

2 ч.

Объяснить, как поддерживать чистоту и порядок в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы). Составление плана уборки квартиры.

Объяснить технику безопасности в доме. Первая помощь при ушибах, отравлении клеем, его парами, газом и при поражении током. Обсуждение правил безопасности при пользовании электроприборами.

4

Школьная жизнь.

Выбор пути: безопасная дорога в школе.

Правила поведения в школе.

4 ч.

Объяснить, что школьная жизнь начинается с дороги. Безопасная дорога от дома до школы. Выполнение практической работы: безопасный маршрут до школы.  

Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Правила безопасного поведения пассажира и пешехода. Оценивание дорожной ситуации с позиций безопасности. Составление схемы «Разные способы регулирования дорожного движения».

Объяснить правила поведения на дорогах и улицах. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных для пешехода мест и ситуаций. Составление рассказа «Как переходить дорогу».

Рассказать, как ориентироваться в школьных помещениях. Расположение помещений в школе. Функции разных школьных помещений. Общие правила безопасного поведения в школьных помещениях и во дворе школы. Работа в группах: рисунок плана школы с указанием основных помещений. Составление памятки «Общие правила поведения в школе». Рассказ о первой помощи при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении.

Объяснить меры предупреждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах. Объяснить, как вести себя, если в школе начался пожар. Правила эвакуации при пожаре. Работа в группах: чтение схемы эвакуации при пожаре в школе.

5

Итоговый урок

1 ч.

Итого: 17 часов

       

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Литература

  1. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 5-6 классы: учебник / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана- Граф, 2019.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Правила дорожного движения Российской Федерации.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации.
  5. Закон «Об образовании».
  6. Федеральный закон «О пожарной безопасности».
  7. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
  8. Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы».
  9. Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов,

пассажиров, водителей. 5—9 классы»

Интернет-источники:

1. http://festival.1september.ru/

2. http://www.opasno.net/

3. http://www.bezopasnost.edu66.ru/

Перечень учебно-методических средств обучения:

1. Компьютер

2. Интерактивная доска

3. Комплект принадлежностей для оказания первой медицинской помощи,

4. Плакаты

- Умей действовать при пожаре. Комплект плакатов. М: Военные знания, 2004.

- Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях. Комплект плакатов. М: Военные знания, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШевченкоНиныВасильевны по учебному курсу «Алгебра и начала анализа» 10 класс Учебник: С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин,

Рабочая программа составлена для 10 общеобразовательного класса по учебнику С. М. Никольского, М. К. Потапова и др.Она может быть использована в работе молодыми специалистами....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5-6 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Рабочая программа  по природоведению 5-6 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) ГЕОГРАФИЯ 6-9 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Рабочая программа  по географии 6-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной от...

Рабочая программа (ID 1079785) учебного курса «Математика» для обучающихся 6 класса

Рабочая программа (ID 1079785)  учебного курса «Математика» для обучающихся 6 класса...

1. Рабочая программа (ID 342867) учебного курса «Математика» для обучающихся 5-6 классов, составила учитель математики Лобсанова Е.С)

Рабочая программа учебного курса "Математика" для обучающихся 5-6 классов. 5класс 170 часов по программе. 6класс 170 часов по программе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 797227) учебного курса «Математика» для обучающихся 5-9 классов. Обновлённый ФГОС

zwnj;На изучение учебного курса «Математика» отводится 340 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 170 часов (5 часов в неделю).‌‌‌&zwnj...