Технологическая карта урока ОБЖ, 8 класс «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»
план-конспект урока по обж (8 класс)
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя Целиков Андрей Николаевич
Предмет: основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 8
Тема: Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
УМК: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс», рабочая программа разработана на основе Госстандартов среднего общего образования, авт. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Цель урока: формирование умений школьников самостоятельно работать, изучать учебный материал в процессе изучения причин, классификации, условий возникновения пожаров.
Задачи урока:
Общеобразовательная: изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров и их последствия.
Воспитательная: воспитывать осторожное отношение к огню, формировать навыки безопасного поведения.
Развивающая: развитие умений самостоятельно работать с комплексной разнообразной информацией познавательного характера.
Формируемые УУД: Личностные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: причины, классификацию, условия возникновения пожаров.
Уметь: применять закон сохранения импульса при решении задач.
Личностные: развивать умение оценивать усваиваемое содержание, исходя из
социальных и личностных ценностей с точки зрения нравственно-
этических норм.
Метапредметные: совершенствовать умение систематизировать изучаемый материал,
умение общаться, умение строить высказывание в устной форме.
Средства обучения, демонстрации: компьютер, мультимедийный проектор, плакат «Условия возникновения пожара»
Методы и приемы технологии критического мышления.
Объём: 1 час
Тип урока: комбинированный (урок изучения и первичного закрепления новых знаний).
Место урока в теме: урок 3 из 15 уроков, отведенных на изучение раздела "Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, защита населения от их последствий".
Технологическая карта урока ОБЖ в 8 классе
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность | Цель работы на данном этапе | Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды (УУД) | ||||||
Организационный момент (2 мин.) | Учитель приветствует класс. Осуществляет межличностный контакт и создает комфортную психологическую атмосферу на уроке. Проверяет готовность к уроку. | Контролируют готовность к уроку. Концентрация внимания. Учащиеся приветствуют учителя. | Цель: Подготовка учащихся к мотивационной работе на занятии. | Регулятивные: формировать взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми | ||||||
Актуализация знаний (2 мин) | Нацеливает каждого ученика на решение учебных целей урока. Рассказ учителя: Согласно греческой мифологии бог Прометей похитил с Олимпа огонь и подарил его людям. Однако, приучив огонь, люди приобрели не только помощника, но и коварного врага, ищущего малейшую возможность продемонстрировать свою силу и независимость. «Знаете ли вы, что..» Только в 2004 году в России произошло более 230 тыс. пожаров, в которых погибло около 18,5 тыс. человек. (см.приложение: историческая справка по Смоленской области) | Учащиеся слушают учителя | Цель: Создать условия для активной и продуктивной деятельности учащихся для усвоения новых знаний. | Личностные: социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми); Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения со взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредмтных результатов обучения. | ||||||
Сообщение темы и цели урока.(2 мин.) | -О какой техногенной ситуации идет речь? - Попробуйте определить тему урока? - Какую цель мы можем поставить перед собой, чтобы более подробно рассмотреть данный вопрос? -Давайте подведем итог: цель нашего урока - изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров в жилых помещениях, общественных зданиях. - | Учащиеся самостоятельно или совместно с учителем формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. | Цель: Формировать умение самостоятельно формулировать тему урока и его цели. | Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности. | ||||||
Изучение нового учебного материала. (18 мин) | I. этап. Переходим к изучению новой темы: -Что же такое «пожар»? Попробуйте сформулировать: -чем пожар отличается от костра? -Если горит урна- это пожар? -из МГУ ежедневно вывозят около 10тонн мусора. Если этот мусор загорится – это возгорание или пожар? (заслушиваем ответы учащихся и записываем вывод в тетрадь) Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. -При каких условиях возникает пожар? Рассмотрим плакат «Условия возникновения пожара». Мы видим, что таких условий 3: Это наличие - горючего вещества, - окислителя, - источника воспламенения. Если эти совмещение этих трех условий – неконтролируемый процесс, то возникает пожар. Для современного человека особенно опасны пожары, которые происходят при возгорании зданий. Пожары в зданиях характеризуются: - быстрым повышением температуры; - задымлением помещений; -распространением огня открытым путем; - потерей конструкциями несущей способности. Поэтому очень важна характеристика материалов с точки зрения их огнестойкости. II. Этап Рассмотрим схему 2 на странице учебника 28. На какие же группы по степени огнестойкости делятся строительные и отделочные материалы? (горючие, трудногорючие и негорючие) Откройте конверт № 1 с раздаточным материалом. Ваша задача распределить карточки с названиями строительных материалов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) на три группы, используя схему 2.
-Проверим, что у вас получилось. Первая группа озвучит горючие материалы. Вторая – трудногорючие, третья – негорючие. По масштабам и интенсивности пожары подразделяются на отдельные, массовые и огненный шторм. На страницах 28 – 29 учебника есть описание таких пожаров. Давайте разберемся в этом материале. Прочтите текст учебника. А теперь откройте конверт № 2 (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). На карточках описание пожаров. Распределите их по степени интенсивности. Проверим работу. | Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Анализ схемы. Объяснение наблюдаемых явлений. Работа в группах. Классификация данных с опорой на схему. Работа с учебником. Работа в группах с текстом учебника. Анализ текстового материала, классификация фактов. Каждая группа отчитывается о выполненной работе.
| Цель: Изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров. Совершенствовать умение систематизировать изучаемый материал. | Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни; социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми); Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; моделировать ситуации; формировать взаимоотношения с окружающими; Познавательные: познакомиться с причинами возникновения наводнений; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми, готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения. | ||||||
III. Этап. Следующий этап урока: Мы должны выяснить причины пожара в жилище и общественных зданиях, а также их последствия. Я предлагаю вам заполнить таблицу ( 1,2 столбик)
Для усвоения новых знаний идет просмотр мультфильма. (Видеоролик «Причины пожара в жилище. Правила поведения при пожаре» - 6,5 мин) -Что же вы узнали из этого мультфильма? -Отчего в квартире может возникнуть пожар? -Каковы будут ваши действия? IV. Этап Для того чтобы более подробно изучить, отчего возникает пожар не только в доме, но и в общественных местах, ваши действия в случае пожара и его последствия для людей, прочитайте материал в учебнике. На полях ставьте условные значки: +,- , ? (прием Инсерт «Реализация смысла»(«Условные значки») Обсуждает с учащимися информацию, которую они прочитали, обращает внимание на вопросы, которые возникли у них во время прочтения материала.
| . Применение знаний в знакомой и измененной ситуации. Смотрят видеофрагмент. Анализируют сюжет. Выделяют главное. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы. Работа с учебником. Учащиеся читают и анализируют разделы параграфа о причинах возникновения пожаров в жилище и общественных зданиях, об их последствиях и действиях населения при пожаре. Обсуждают совместно с учителем прочитанное. Записывают в таблицу, что нового узнали по данной теме. Самостоятельно заполняют таблицу. | Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Развивать умение оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей. | ||||||||
Закрепление учебного материала ( 12 мин) | Для закрепления материала предлагается решить ситуационные задачи: на оценку «3» учащиеся выбирают задания с вариантами ответов. На оценку «4 или 5» дают ответ на вопрос самостоятельно. • 1. Придя домой, вы почувствовали запах газа. Ваши действия? а) включу свет и позвоню по телефону 04; б) сообщу соседям и от них позвоню в газовую службу; в) открою окна, перекрою газ. Если запах не устранится, позвоню от •2. При приготовлении пищи загорелся жир на сковородке. Ваши действия? а) выключу газ. Сковороду плотно накрою крышкой; в) залью сковороду водой; • 3.Погасло пламя газа в горелке (залила вскипевшая жидкость, а) попытаюсь сразу же вновь зажечь газ; б) перекрою газ, а потом постараюсь вновь зажечь его; в) перекрою газ, открою форточку и спустя какое-то время вновь зажгу газ Вопросы на оценку «4 или 5» Мама гладила вещи, ушла на работу и забыла выключить утюг. Вы обнаружили, что загорелось одеяло и начал гореть стол. Ваши действия?
3.Бабушка разжигала печь с помощью солярки, оставила бутылку с зажигательной смесью возле печи. Искра от пламени упала возле жидкости, и произошло возгорание. Ваши действия? 4.Что вы будете делать, если от горящей конфорки газовой плиты загорелось полотенце? 5.- Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара, если пожар случился у нас дома или на улице. А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала сигнализация? 6.- Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте. У нас в школе есть такие планы эвакуации? Где они расположены? Учитель проверяет работы, сообщает оценку на следующем уроке | Учащиеся работают самостоятельно. Решают ситуационные задачи по выбору. Ответы записывают в тетрадь. | Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных Регулятивные: уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения; сформировать навыки ориентирования на местности; моделировать ситуации Познавательные: познакомиться с последствиями пожаров. | |||||||
Подведение итогов (2 мин) | Задает вопросы по материалу урока: Что вы узнали из сегодняшнего урока? Что понравилось? Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными? Учитель подводит итоги работы каждого ученика, обращаясь выставляет оценки, дает оценку работе класса в целом и отдельным учащимся (активность, адекватность ответов, неординарность работы отдельных учащихся, прилежание, уровень самоорганизации) Предлагает учащимся выставить смайлики на доске, определив свое отношение к уроку (урок понравился или на уроке не все было ясно) | Обобщают полученные знания; выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения. Определяют свое отношение к уроку и к изученному материалу. | Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Формирование Регулятивных УУД: контроль, оценка | Личностные: социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми); Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми. | ||||||
Задание на дом. (2 мин) | Задает задание на дом. Проверка соответствующих записей. Домашнее задание.
| Записывают домашнее задание в дневник. Знакомятся с объемом домашнего задания. Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания | Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий
Наименование ЧС в зависимости от зоны поражения | Показатели масштабов ЧС | Характеристика зоны ЧС по административному делению | Уровень принимаемых решений при возникновении ЧС | ||
Количество пострадавших человек | Прямой материальный ущерб (в минимальных зарплатах) | Число человек для которых нарушены условия жизнедеятельности | |||
Локальная (объектовая) | До 10 | До 100 | До 1000 | Территория объекта | |
Местная | 11-55 | 101-300 | 1001-5000 | КЧС*субъекта РФ. Органы местного самоуправления | |
Территориальная | 51-500 | 301-500 | 5001-500 тыс. | Территория субъекта РФ** или её часть (несколько районов) | |
Региональная | 51-500 | 501-1000 | 501 тыс.-5 млн. | Правительство или КЧС субъектов РФ или Правительство РФ | |
Федеральная | Свыше 500 | Свыше 1000 | Свыше 5 млн. | Территория более двух субъектов РФ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
КОНВЕРТ № 1
Горючие | Трудногорючие | Негорючие |
ДРЕВЕСИНА | ГИПСОКАРТОН | КАМЕНЬ |
БУМАГА | СТЕКЛОПЛАСТИК | БЕТОН |
ПЛАСТИК | СТЕКЛОВОЛОКНО | СТЕКЛО |
ВАТА | АСФАЛЬТОБЕТОН | ЖЕЛЕЗО |
ПОРАЛОН | пропитанная антипиретическими средствами древесина | ПЕСОК |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
КОНВЕРТ № 2
14 февраля 1988 года случился пожар в здании Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Это был один из самых разрушительных в истории пожаров в библиотеках. |
В 1666 год. Лондон. Пожар начался в пекарне сразу после полуночи. Огонь быстро распространился по городу и вскоре охватил большую его часть. Пожар бушевал 4 дня, казавшихся горожанам бесконечными. 90% населения Лондона (70 тысяч из 80 тысяч человек) осталось без крыши над головой. Пожар разрушил 13500 домов и 87 церквей. |
4 декабря 2009 год. Пермь На праздновании дня рождения клуба «Хромая лошадь» из-за неосторожного использования пиротехники произошло возгорание внутренней отделки помещения. Подавляющее большинство посетителей погибло в давке и от отравления продуктами горения, погибло156 человек, около ста пострадали. |
В результате неосторожного обращения с огнем в деревне Каменка загорелся стог сена. Огонь перекинулся на соседние постройки. К приезду пожарной команды горело уже 7 домов. Ситуацию осложнял порывистый ветер. Несмотря на героические усилия пожарных, в деревне пострадало более трети построек. |
23 августа 1942 г. Сталинград. 8-й воздушный корпус генерала Фибига подверг варварской бомбардировке город на Волге. За штурвалами бомбардировщиков находились асы нацистского люфтваффе. В тот роковой для сталинградцев день 1200 немецких самолетов, сбросили тысячу тонн бомб на город. В последующие пять дней нацистская авиация продолжала круглосуточную бомбардировку города, методично сбрасывая на город свой смертоносный груз. Город охватило огнем. В течение недели авиационные налеты продолжались непрерывно днем и ночью продолжительностью каждый 45-50 минут с интервалами в 10-15 минут. В эти августовские дни Сталинград был практически полностью разрушен. Фашистские летчики хвастливо заявляли: "Мы превратили город в огненный ад". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия".
Урок предназначен для учащихся 7-10 классов. Проводится в рамках недели безопасности. Цель урока. Дать учащимся представление о значении огня в ж...
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
"Страшно смотреть, когда горит дворец, но когда горит лачуга, сердце сжимается еще больней. Охваченная огнем лачуга бедняка - что может быть ужасней!" Виктор Гюго1. История развития ...
§1.1_8кл_Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...
Урок ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия" 8 класс
Конспект урока ОБЖ для обучающихся 8 класс "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия". Учебная линия Смирнова, Хренникова....
урок ОБЖ 8 класс Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
1 урок ОБЖ в 8 классе...
Конспект урока в 8 классе по теме: «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»
Конспект урока в 8 классе по теме: «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»...
Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»
Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»...