Конкурсный материал участника муниципального этапа конкурса «Лучший учитель ОБЖ - 2017». Учитель ОБЖ МБОУ СОШ №6 г. Киржача Владимирской области Зиновьев Александр Михайлович
проект по обж (9 класс)

Смирнова Светлана Александровна

Стратегической целью образования является создание среды, способствующей физическому и нравственному развитию детей и подростков. Поэтому в образовательных учреждениях введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Его целью является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умение оказывать само - и взаимопомощь, получить минимальные умения и знания о службе в армии. Иными словами, цель преподавания курса ОБЖ в школе - это подготовка физически, духовно и морально развитого гражданина, способного обезопасить свое существование в этом непростом мире, знающего свое место и роль в жизни, понимающего ее смысл и готовых к труду на благо себя, своей Родины и других людей, исходя из собственных сил и возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий проект «Служить Отечеству готовы!»

( направление «Ориентир на патриотическое воспитание, службу в ВС РФ, навыков выживание в экстремальных условиях»)

Зиновьев Александр Михайлович, педагог-организатор ОБЖ, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Киржача Владимирской области.

Конкурсный материал участника муниципального этапа конкурса  «Лучший учитель ОБЖ - 2017»

Актуальность проекта: В настоящее время очевидна тенденция к росту патриотических настроений в России, как следствие улучшается отношение к ВС РФ и к службе в армии. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране,  в мире. В тоже время возрастает процент катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения населения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. В нашей жизни всегда существовали и будут существовать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий. Эти умения могут пригодиться как в обычной «гражданской» жизни, так и при службе в российской армии.

Стратегической целью образования является создание среды, способствующей физическому и нравственному развитию детей и подростков. Поэтому в образовательных учреждениях введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Его целью является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умение оказывать само - и взаимопомощь, получить минимальные умения и знания о службе в армии. Иными словами, цель преподавания курса ОБЖ в школе - это подготовка физически, духовно и морально развитого гражданина, способного обезопасить свое существование в этом непростом мире, знающего свое место и роль в жизни, понимающего ее смысл и готовых к труду на благо себя, своей Родины и других людей, исходя из собственных сил и возможностей.

В нашем образовательном учреждении уделяется большое внимание этому предмету. Обучение ОБЖ ведётся в 7 - 11 классах. Составлены рабочие программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанные на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 - 11классы. А.Т. Смирнов. М.: Просвещение, 2012г. Пятидневная рабочая неделя не позволяет преподавание отдельного предмета ОБЖ в начальных классах, поэтому его реализация осуществляется через уроки окружающего мира, технологии, физической культуры. Линия преподавания этого предмета не прерывается, что способствует более полному представлению о всех направлениях безопасности своей жизни и здоровья.

Одним из приоритетных направлений при преподавании ОБЖ в 7-11 классах это формирование умения выживать в экстремальных условиях, правильного поведения в нестандартных ситуациях, а также в 9 – 11 классах формирование навыков необходимых при несении службы в вооружённых силах России. Дети с удовольствием посещают такие уроки, их привлекают разнообразные формы занятий: игры, конкурсы, викторины, знакомство с вооружением, посещение тира, музеев и т.д.

«Изюминкой» является проведение в МБОУ СОШ № 6 в феврале каждого года декады ОБЖ и физической культуры. В рамках которой проводятся: смотр «Строя и песни» в начальной школе, конкурс «Театрализованной военной песни» в 5-8 классах, конкурс допризывной молодежи «Служить Отечеству готовы!» в 9 – 11 классах.

Организация уроков и внеклассных мероприятий.

С 2000 года работаю учителем ОБЖ. В своей учебной и внеучебной деятельности активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова».

Урок-игра помогает в формировании навыков выживания в экстремальных условиях либо в нестандартных жизненных ситуациях. Для реализации целей такого урока использую мультимедийные презентации, материалы к которой подбираю из сети Интернет, а также отрывки видеофильмов со всевозможными ситуациями, использую тренажер сердечно-легочной реанимации «Максим».  Компоненты урока  гармонично вписываются в структуру занятия, и позволяют плавно переходить от одной деятельности к другой, что соответствует требованиям здоровьесберегающих технологий. Управление учебной деятельностью школьников осуществляется через форму занятия, стимулирование, контроль.  Урок – игра направлен на реализацию  следующих принципов: принципа научности, связи с жизнью, принципа доступности, принципа сознательности, самостоятельности при выполнении заданий. Стимулирование положительного отношения к предмету осуществляется через игровые моменты, творческое самовыражение. Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. На уроке присутствует связь с биологией, географией, химией, физикой.

 Приемы работы на уроках ОБЖ с соревнованиями благотворно влияют на развитие детей.

Один из приемов формирования коммуникативных навыков на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которым даются командные задания по теме, затем их сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся и совершенствуют навыки работы в команде и совершают движения во время напряженного трудного урока.

Развитию физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе.

«Уроки-праздники» способствуют формированию патриотизма у учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность, где он выполняет различные роли. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач.

Сознательно и целенаправленно способствует формированию первичных представлений о службе в армии у учащихся выполнение практических заданий по строевой подготовке, изучение устройства АКМ, пневматической винтовки и пистолета, муляжей различных типов гранат, противогаза, костюма химической защиты, аптечки.  Тематика уроков ОБЖ дает старшеклассникам широкое представление о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых по защите населения; знакомятся с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации Ч/С и гражданской обороны (ГО). Уроки по темам ГО и ЧС проектируются мною как  практико-ориентированные с применением технологии критического мышления и носят не только теоретический характер. Оснащение кабинета ОБЖ позволяет закрепить теоретические навыки на практике, применяя цифровые датчики: с помощью дозиметра измерить уровень радиации в различных точках территории школы; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты органов дыхания и кожи (цифровые датчики артериального давления, регистрации ЭКГ, датчик пульса,  частоты дыхания).  Закрепляемые учебные действия и практические умения могут позволить обучающимся в случае нестандартной ситуации сохранить собственную жизнь и помочь окружающим.

Кроме того, провожу обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.

Одной из главных особенностей преподавания ОБЖ является наличие специализированного кабинета, который укомплектован оборудованием. Такой кабинет ОБЖ имеется в нашей школе, в нём есть стенды, тренажёры, муляжи, собрана видеотека. Всё это способствует развитию интереса к предмету.

           Обобщение опыта работы по данной теме проходил в форме районного семинара учителей ОБЖ.

Ежегодно проводится праздник, посвящённому 23 февраля, в преддверии которого объявляется межшкольная акция, цель которой вовлечь как можно больше учащихся в подготовку к различным мероприятиям: конкурс стенгазет, акция «Открытка», смотр «Строя и песни»,  конкурс допризывной молодёжи и другие мероприятия.

 Такое же ежегодное событие это военно-полевые сборы, этап учебного плана, которым учащиеся завершают учебный курс 10 класса. Они вызывают у обучающихся особый интерес и мотивацию, проводятся с целью подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества,  закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ в школе, приобретению практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу, воспитания у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины. Юноши посещают воинскую часть, где учащиеся получают представление  о жизни солдатов-срочников и музей «Боевой Славы» для знакомства с экспозициями об  истории вооруженных сил РФ, с образцами боевого оружия и обмундирования прошлых лет. В то время, как юноши заняты военно-полевыми сборами, девушки 10 класса проходят специальную практику в школе, по направлению оказание первой медицинской помощи. 

Социальное партнерство МБОУ СОШ №6 по данному направлению деятельности.

Реализация данного направления работы при преподавании ОБЖ осуществляется комплексно. Школа организует работу с семьёй, другими учреждениями и ведомствами: военкомат, совет ветеранов, отделение МЧС, РОВД.

Системная работа учителей ОБЖ с обучающимися и их родителями, представителями других учреждений, вовлечение их в разные виды деятельности привела к следующим результатам: к формированию активного интереса учащихся к приобретаемым знаниям, полученным в совместной творческой и практической работе, личностностный рост учащихся, повышение качества знаний, повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в формировании у школьников навыков выживание в экстремальных условиях, поддержка родителями деятельности школы по патриотическому воспитанию обучающихся. Мониторинг «Удовлетворённость учащихся процессом и результатами обучения ОБЖ», проведённый в ОУ в ноябре 2017 г., показал следующие результаты: учебный предмет ОБЖ в нашем ОУ необходим; дети удовлетворены преподаванием этого предмета; отмечают творческий подход в его изучении и преподавании; отмечают его полезность.

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой, педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания и воплощают в педагогическую практику содержание  образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока к муниципальному этапу конкурса "Лучшее электронное приложение к уроку" по теме "Формулы сокращённого умножения" Алгебра - 8 класс, Ю.Н.Макарычев

Цели урока:*систематизировать и обобщить знания, умения и навыки применения формул сокращенного умножения при преобразовании выражений;*формирование логического мышления, любознательности, разви...

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2016"

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2016"...

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» (номинация «Лучший учитель)

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» (номинация «Лучший учитель)...

Обобщение опыта Никульшиной А.В., учителя немецкого языка МБОУ СОШ №2 г. Киржача Владимирской области

Тема: «Формирование коммуникативной компетенции школьников через реализацию деятельностного подхода в обучении иностранным языкам»....

Конкурсный материал участника муниципального этапа конкурса «Лучший учитель ОБЖ - 2015». Учитель ОБЖ МБОУ СОШ №6 г. Киржача Владимирской области Зиновьев Александр Михайлович

Актуальность проекта: В настоящее время очевидна тенденция к росту патриотических настроений в России, как следствие улучшается отношение к ВС РФ и к службе в армии. Это связано с событиями, происходя...