Обобщение опыта Никульшиной А.В., учителя немецкого языка МБОУ СОШ №2 г. Киржача Владимирской области
опыты и эксперименты по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Тема: «Формирование коммуникативной компетенции школьников через реализацию деятельностного подхода в обучении иностранным языкам».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_nikulshinoy_a.v.-2017g.docx | 103.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Никульшина Антонина Викторовна, учитель немецкого языка.
Тема: «Формирование коммуникативной компетенции школьников через реализацию деятельностного подхода в обучении иностранным языкам».
МБОУ СОШ №2 г.Киржача
Владимирской области.
2017г.
- Условия возникновения и становления опыта.
Испокон веков процесс обучения строился как процесс передачи информации от учителя к ученику; вместе с тем это противоречит человеческой природе. Только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир, пытается создать определенные жизненные блага, решить личные и профессиональные проблемы.
Несоответствие между деятельностью, диктуемой человеческой природой и той, которую требуют выполнять в школе, рождает массу педагогических проблем: одна их них неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. Тогда возникает вопрос?
А зачем тогда нужны эти знания? Это стало причиной того, что в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование личности, готовой к саморазвитию.
Эта цель успешно реализуется при деятельностном подходе в обучении, который лежит в основе ФГОС второго поколения, отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностногоподхода.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю — не знаю, умею — не умею, владею — не владею, а где есть тезис ищу — и нахожу, думаю — и узнаю, тренируюсь — и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать — еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики — знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду, не открыть."
Исходя из этого, иной становятся задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
2.Актуальность и перспективность опыта.
Каждый учитель сталкивался с проблемой, когда ученику не хватает дополнительного стимула для дальнейшего овладения предметом. Современная система образования предполагает поиск активных форм и методов обучения немецкому языку. Изменение способов подачи материала придает гибкости учебному процессу. Формирование и развитие познавательной мотивации – одно из приоритетных и актуальных направлений в педагогике. Необходимо организовать учебный процесс, используя разнообразные методы обучения: игровые методы, метод проектов, кейс метод и ИКТ технологии.
Развитие познавательного интереса через взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности актуально, т.к. существуют противоречия между большим объемом знаний и трудностью усвоения в ограниченные сроки. Высокая познавательная активность способствует поиску совместного творчества, качественному сотрудничеству, взаимоуважению и повышению результативности.
Актуальность опыта вытекает из анализа противоречия сложившегося в
современной школе:
- Противоречие между полученными знаниями и умениями учащихся
и их применением в различных ситуациях общения.
Противоречие предполагает формулировку задач по их решению. На мой взгляд эти задачи следующие:
- Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
- Введение активных форм обучения и обновлённых форм контроля за освоением знаний и умений учащихся на разных этапах обучения, где ученик - ключевая фигура в овладении знаний.
Опыт позволяет реализовать цель: «Формирование коммуникативной компетенции школьников через реализацию деятельностного подхода в обучении иностранным языкам».
Актуальность данной проблемы проявляется в том, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося. Я считаю, что мною выбранная тема на сегодняшний момент времени актуальна и перспективна.
3.Новизна опыта.
Для обучения иноязычному общению, освоению иноязычной культуры учащихся на уроках иностранного языка учитель должен вводить в практику такие формы обучения и контроля, которые позволяют «разбудить» дремлющую в каждом ребёнке жажду познания и развитие у учащихся способностей к общению на изучаемом языке. Основу данной способности образуют коммуникативная компетенция, ядро которой составляют коммуникативные умения, а также личностные качества, такие как коммуникабельность, раскованность, способность к социальному взаимодействию и др. Воспитывающие и развивающие функции коммуникативной компетенции наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода. В этих условиях: а) ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности, то есть ее активным инициатором, деятелем и контролером; б) по мере взросления учащиеся все более самостоятельно выдвигают значимые для них учебные цели; в) школьники выполняют учебные задания, имеющие четкий личностный смысл; г) на уроках осуществляется взаимодействие с учителем; д) учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельности; е) учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
Деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
- от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
4.Ведущая педагогическая идея.
Деятельностный подход, как технология формирования языковой компетенции школьников.
5.Технология опыта.
Психологические основы деятельностного подхода.
Деятельностный подход в жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. Она играет решающую роль в формировании физических и духовных качеств личности.
Педагогами и психологами доказано, что учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Доказано и то, что способности человека проявляются в деятельности, но главное в том, что они создаются в ней.
Если учитывать деятельностную природу человека, то следует признать, что цель по развитию учащихся может быть достигнута только единственным способом: через «включение» их в самостоятельное выполнение тех видов деятельности, которые указаны в цели. В самом деле, для того чтобы научиться рассуждать, надо рассуждать, чтобы научиться думать — надо думать и т.п.
Что такое деятельностный подход в обучении?
Деятельностный подход – это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося.” Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.
При деятельностном подходе задача учителя, например, при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно, все объяснить, рассказать и показать. Теперь он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю — не знаю, умею — не умею, владею — не владею, а где есть тезис ищу — и нахожу, думаю — и узнаю, тренируюсь — и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Образно говоря, если в наглядном обучении учитель выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети — роль зрителей, то в деятельностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а учитель — дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.
Система дидактических принципов деятельностного подхода.
Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения.
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Деятельностный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур. Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Деятельностный характер соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.
Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -
1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -
4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
- Возникновение проблемной ситуации
- Методы постановки учебной проблемы:
- побуждающий, подводящий диалоги;
- мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
III. Постановка учебной задачи -
4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать
(вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) -
7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление -
4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
- фронтальная работа, работа в парах;
- комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) -
4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
- Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
- Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение -
7-8 минут.
- Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
- новый алгоритм, новое понятие.
- Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) -
2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
и другие.
На уроках, где реализуется деятельностный подход учитель стимулирует обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни сделать ошибку, получить неправильный ответ и т.п. Важным является поощрение стремления ребёнка находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Необходимым условием является создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановки для естественного самовыражения ученика.
Практика работы показывает, что при использовании деятельностного подхода уже на начальном этапе обучения иностранному языку эффективно «обучение в сотрудничестве», когда обучающиеся читают вполголоса в группе разные микротексты, помогая друг другу в случае затруднений, а затем зачитывают их вслух другим группам,
метод проектов, игровые технологии, обучение путем общения в динамических или статических парах. Например, на обобщающих уроках используются задания, которые различаются по сложности. Учащиеся выполняют задания в парах. Это побуждает ребят не только разобраться с заданиями самому, но и помочь соседу. При этом развиваются коммуникативные способности детей и взаимовыручка.
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. Игровая форма чаще применяется на завершающих тему уроках. Такие уроки ставят цель в интересной форме проверить, как усвоен материал. Задания готовятся различной сложности: задания репродуктивного характера и творческие. Кроме этого игры используются на первых этапах урока в качестве повторения. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу.
ОТРАБОТКА НАВЫКОВ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
Учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. С целью отслеживания процесса усвоения материала учащимися используются ролевые игры с постоянной сменой ролей. Такие, как например «Игра в учителя», «Игра в знакомство» и др.
Необходимо приблизить речевую ситуацию к реальным условиям, для этого организуется общение в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями, например в 8 классе «Как пройти?», «В гостях у наших друзей», «Где ты живёшь?» в 10,11 классах «Подростки о субкультурах», пресс-конференция «Средства массовой информации» и др., где учащиеся должны «примерить» разные роли.
А именно – игра, игровые ситуации. В ролевой игре развиваются формы речевого высказывания: инструктирующее, повествующее и др. Ребёнок вырабатывает умение ориентировать своё высказывание на различных партнёров, на разные ситуации общения. Игра удовлетворяет потребности ребёнка побыть хоть немного чем-то или кем-то иным. Это потребность проверить себя, установить свой смысл для себя и для других. В играх ребёнок ищет себя, проходит через разные роли, и при этом сохраняет своё «я». В игре появляется и ещё один важнейший момент – общение со сверстниками. Игра, игровые ситуации являются способом формирования коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция – это способность организовать своё речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения. Для её формирования следует создавать такие ситуации общения, в которых ученик мог бы реализовать свой коммуникативный опыт, а также использовать упражнения, которые помогают раскрыться каждому ученику независимо от его способностей. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем. Игра даёт возможность робким, застенчивым, неуверенным в себе ребятам говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Регулярное использование ролевых игр на уроке немецкого языка способствует успешному решению не только практических, но также воспитательных и образовательных задач. С целью включения обучающихся в исследовательскую, поисковую и реальную практическую деятельность, применяется в работе метод проектов. Как правило, проектная работа выходит за рамки урока, поэтому проводится поэтапно.
Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Большое значение в организации процесса играет мотивация общения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приёмы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемыхупражнений.
Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Таким образом, деятельностный подход реально способствует развитию учащихся, формирует у них определённые навыки на основе взаимоотношений и практической работы в классе, развивает личную инициативу, выявляет индивидуальные способности учащихся, воспитывает ученика как активного субъекта учебной деятельности.
Реализация деятельностного подхода в различных видах речевой деятельности предполагает:
- Создание педагогического комфорта у учащихся;
- Учёт возрастных особенностей, знаний, умений, навыков, социальных качеств ребёнка;
- Создание атмосферы сотрудничества и равноправного речевого партнёрства;
- Введение обновлённого содержания и форм контроля за знаниями и умениями на разных этапах процесса обучения.
В рамках деятельностного подхода формируются умения школьников самостоятельно решать коммуникативные задачи в различных ситуациях непосредственного и опосредственного общения, развитию умений школьников выражать своё личностное отношение к информации, получаемой в устной или в письменной форме.
Одним из факторов, определяющих успех обучения, является создание на уроке особого микроклимата – отношений речевого партнёрства и сотрудничества.
6.Теоретическая база опыта.
Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией. (А.Н.Леонтьев)
Понятие системно-деятельностного подхода было введено нами в 1985 году как понятие особого рода. Этот подход объединяет в себе системный,
(который разрабатывался в исследованиях таких учёных как Б.Г.Ананьев, Б.Ф. Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В. Занков, Д.В. Эльконин, В.В.Давыдов, А.Р.Лурия).
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для многих разработок. Несколько замечательных учёных разными путями шли к этому подходу и касались разработки программ. Прежде всего, это В.Д. Шадриков.
Что же значит «деятельность»? Деятельность – это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, предполагается нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности. А.Н. Леонтьев говорил о «результате как мотиве и ценности деятельности». Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.
Второе понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Н.А.Бернштейн называл её «коррекцией». П.К.Анохин – «обратной ориентацией».
Третий момент: деятельность как система всегда имеет генетически развивающий план анализа, а тем самым, если говорить о разработке тех или иных программ каждый раз надо выделять психолого-возрастные индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущие этим особенностям формы деятельности. Д.Б. Эльконин говорил, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является детская игра. «Обучение должно войти в начальную школу через ворота детской игры. Без этого ничего не получится. В Возрасте 14-15 лет на первый план выступает деятельность общения.
Компетенция должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой личности. Это значит знание в действии. Учащийся должен научиться универсальным учебным действиям, которые формируют фундаментальное ядро образования. Дать способы культурного мышления – вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен.
Основной функцией учителя является создание условий для каждого ученика, чтобы он достиг метапредметных и предметных результатов, личностно развиваясь.
Задачи учителя:
-весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач, выраженных в форме компетенций, освоение которых является достигнутым учащимся результатом обучения. Учащиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение. Нужно создать такую среду обучения, которая формирует эту ответственность. При этом учащиеся имеют возможность активно взаимодействовать.
- обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации.
-обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях.
Алгоритм педагогической деятельности основывается на потребностях обучающихся и учитывает их уровень развития и возрастные особенности.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
7.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
При применении элементов деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетенции:
- У учащихся значительно повысился уровень мотивации и работоспособности;
- Возрос уровень обученности: учащиеся продуктивнее и глубже овладевают языковым материалом, отдельными речевыми умениями, различными видами аудирования и чтения;
- У учащихся развиваются способности к самореализации, самосовершенствованию, самоанализу;
- Повышается социокультурная компетенция школьников.
Ученик является субъектом образовательного процесса, он может выступать в роли эксперта, учителя, гида. Учитывается мнение любого ученика, на уроке создаётся атмосфера сотрудничества.
По итогам 2014-2017гг.: средний бал, полученный учащимися по предмету - 4, качество знаний учащихся составил выше 60%, 100% успеваемость учащихся по немецкому языку.
Начиная с 2010/2011учебного года мною введено обучение немецкому языку в начальной школе. В своей работе я использую игровые формы обучения, что способствует коммуникативно-речевому развитию младших школьников. Ведётся обучение немецкому языку как второму иностранному в 7, 8, 9 классах гимназического уровня.
Воспитание и обучение учащихся, способных участвовать в межкультурном общении, используя информационно-компьютерную технологию и обмениваться накопленным опытом в достаточно широком социуме невозможно без мероприятий, проводимых во внеурочное время, которые способствуют развитию познавательных интересов учащихся, совершенствованию их коммуникативных навыков и социокультурной компетенции, для этого я использую: конкурсы (конкурс на лучший отзыв о книге, конкурс на лучшего рассказчика, конкурс на лучшего переводчика), викторины, тематические вечера, КВН.
В сентябре проводим во 2-х,3-х,4-х классах конкурс стихов на тему: «Schulanfang“, посвящённую начало учебного года, ежегодно в конце первой четверти проводим с учащимися 2-го класса праздник, посвящённый алфавиту « Das Fest des ABC“ . в октябре конкурс на лучшее написание письма моим немецким друзьям Свену и Марлиз, в ноябре конкурс на лучшее приглашение к Дню рождения по теме: «Einladungen zum Geburtstag“, в декабре конкурс на лучшее написание открытки к Рождеству и Новому году по теме: «Weinachten und das Neujahr»,а также выпустили стенгазету на тему «Weinachten in Deutschland“, посвящённая празднику Рождества в Германии и празднику Нового года в России, с сентября по январь работали над проектом по теме: «Weinachten in Deutschland“ в конце декабря была защита этого проекта, в январе проводим конкурс на лучшее сочинение на тему: «Meine Winterferien“ как я провёл свои зимние рождественские каникулы? и конкурс рисунков на тему: «Was mache ich am Samstag und am Sonntag?» как я провожу свои выходные дни? В феврале проводим конкурс детских немецких песен во 2-м,3-м,4-м классах, с 01.02 2014г. по 28.02.2015г. была проведена в начальных классах немецкая неделя сказок и поставлены инсцинировки сказок: «Die goldene Gans“ во 2-м классе, «Schneewitchen» в 3-м классе, „ Die Töpfe des Breies“ в 4-м классе, в марте - конкурсы на лучшего рассказчика по теме: «Jahreszeiten» и на лучшего художника по этой же теме. В марте начинаем подготовку над проектом по теме: «Ostern in Deutschland und Russland». В апреле организуем викторину по темам: «Die deutsche Städte“, „Die Feste in Deutschland“, в мае – КВН на тему: «„Die Sehenswürdichkeiten in Deutschland“. В конце года проводим с учащимися 2-го, 3-го, 4-го классов праздник, посвящённый окончанию учебного года «Tschüs 2-e, 3-e, 4-e Klasse!».
Активное участие принимаю в работе районного методического объединения учителей немецкого языка Киржачского района. Ежегодно участвую в районных семинарах, направленных на обмен опытом с учителями и поиск наиболее активных форм развития учащихся, мною представлен опыт по темам: «Компетентностный подход к организации контроля по иностранному языку на среднем и старшем этапах обучения», «Деятельностный подход в формировании коммуникативной компетенции младших школьников через раннее обучение иностранному языку», «Составление КИМ по языковой и речевой компетенций в контексте ЕГЭ с использованием ИКТ». Мною составлены тесты для итогового контроля учащихся 2,3,4,5, 6,7,8,9,10,11 классов с использованием программного материала по немецкому языку и ежегодно составляются мною олимпиадные работы для учащихся 5-11 классов по немецкому языку.
№ | Уровень, год | тема | Форма представления |
1. | Районный, 2014 | «Реализация ФГОСов по немецкому языку в начальной школе» | Семинар |
2. | Районный, 2014 | «Реализация деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетенции младших школьников через новые педагогические технологии раннего обучения иностранным языкам»
| Практический семинар |
3. | Районный, 2015 | «Реализация деятельностного подхода в формировании языковой компетенции школьников через билингвальное обучение иностранным языкам (второй язык)» | Семинар-практикум совместно с учителями английского языка |
4. | Районный, 2015 | «Электронное портфолио педагога иностранного языка. Ознакомление и заполнение технологической карты по немецкому языку» | Практическое занятие по заполнению технологической карты по немецкому языку. |
5. | Районный, 2016 | «Понятие «универсальные учебные действия». Виды универсальных учебных действий» | Практическое занятие с использованием УУД на уроке немецкого языка. |
6. | Районный, 2016 | Связь универсальных учебных действий с учебным предметом «иностранный язык» | Семинар-практикум. |
7. | Районный, 2016 | «Использование современных воспитательных технологий в образовательном учреждении. Организация КТД в классе» | Семинар заместителей по воспитательной работе |
8. | Региональный, 2017 | «Интегративный подход в формировании коммуникативной компетенции школьников на уроках музыки, истории, литературы и немецкого языка во внеурочной деятельности как средство реализации ФГОС ООО». | Курсы повышения квалификации, ВИРО. |
Анализ анкетирования учащихся 9 - 11 классов о значении немецкого языка для их будущего, о месте предмета среди других изучаемых дисциплин, подтверждает положительный вывод о том, что мотивация ребят к изучению предмета постоянно растет. Это связано с популярностью иностранных языков, их востребованностью. Итоги психолого – диагностической работы с учащимися показывают, что прослеживается увеличение процента учащихся в классах, испытывающих интерес к изучению предмета.
В сфере отношения к обучению общий показатель в 2014 - 2015 учебном году составляет - 53%, - это достаточно высокий уровень. В 2015 – 2016 учебном году – 52 % и в 2016 – 2017 – 55%.
Выводы: большинство учащихся имеют высокую и хорошую школьную мотивацию.
Диагностика групповой сплочённости (Социометрия Морено)
Вывод: в подростковой среде существуют различные межличностные и межгрупповые отношения. Выявлены учащиеся, оказавшиеся в зоне пренебрежения. Психологом Головий О.И. совместно с классным руководителем Никульшиной А.В. им оказана психологическая поддержка (индивидуальная работа с целью обучения коммуникативным навыкам), в классах проведены классные часы и беседы с целью сплочения коллектива.
МБОУ СОШ № 2
2016-2017 учебный год
8-б класс
Классный руководитель: Никульшина А.В.
Результаты диагностики
ТЕСТ «Карта интересов обучающихся по предметам»
Цель: выявление интересов деятельности.
1. Биология - 4
2. Химия - 2
3. Физика - 4
4. Информатика, программирование - 6
5. Экономика - 3
6. Иностранные языки - 8
7. Математика - 1
8. Право - 5
9. Русский язык - 4
10. География - 9
11. Обществознание - 8
12. История - 2
13. Литература – 1
Сентябрь 2016 го
- 100 %-я успеваемость учащихся за последние 9 лет;
- Высокий уровень качества знаний учащихся:
2014 - 2015 | 2015 - 2016 | 2016 - 2017 | |
1.1. Процент учащихся, освоивших государственные программы по немецкому языку на «4» и «5» | 71% | 72% | 78% |
1.1.Средний балл, полученный учащимися по предмету | 3,98 | 4,0 | 4,1 |
1.2. Рост числа выпускников 9 класса, сдавших ОГЭ по предмету на «4» и «5» | класса не было | класса не было | класса не было |
1.3.Рост числа выпускников 11 классов, сдавших итоговую аттестацию по предмету выше 55 баллов | Класса не было | Класса не было | 1- 90 баллов (100%) |
Увеличение числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровне
Старшеклассница Мельник Мария ежегодно занимала призовые места на школьной олимпиаде по немецкому языку. Трижды – Кукушкина Юля, дважды – Большакова Арина. Для участия в районных олимпиадах делегируется от школы только победители школьной олимпиады. Количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней, постоянно растет, что подтверждается протоколами проверки работ учащихся:
Учебный год | Количество участников Всероссийской олимпиады | |
школьный этап | районный уровень | |
2014 – 2015 | 5 | 1 |
2015 - 2016 | 8 | 1 |
2016 - 2017 | 12 | 1 |
Количество учащихся – победителей и призёров Всероссийской олимпиады по предмету
В классах, где я преподаю, школьники являются участниками и призёрами Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку муниципального, регионального, всероссийского и международного этапов:
Учебный год | Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по немецкому языку | |
Количество участников | Количество призёров и победителей | |
2014 - 2015 | 3 | Попова Анна (9 класс), Ерохина Кристина (9класс), Мельник Мария (9 класс). |
2015 - 2016 | 1 | 1 (Мельник Мария, 10 класс) |
2016 - 2017 | 1 | 1 (Мельник Мария, 11 класс) |
Учебный год | Региональный тур Всероссийской олимпиады по немецкому языку | |
Количество участников | Количество призёров и победителей | |
2014 - 2015 | Не было | Не было |
2015 - 2016 | 1 | 1 (Мельник Мария, 10 класс) - победитель |
2016 - 2017 | 1 | 1 (Мельник Мария, 11 класс) - призёр |
Учебный год | Всероссийский тур Всероссийской олимпиады по немецкому языку | |
Количество участников | Количество призёров и победителей | |
2014 - 2015 | не было | не было |
2015 - 2016 | 1 | 1 (Мельник Мария, 10 класс) – участник |
2016 - 2017 | 1 | 1 (Мельник Мария, 10 класс) – призёр |
Учебный год | Международный тур Всероссийской олимпиады по немецкому языку | |
Количество участников | Количество призёров и победителей | |
2014 - 2015 | не было | не было |
2015 - 2016 | 1 | 1 (Мельник Мария, 10 класс) – победитель |
2016 - 2017 | 1 | 1 (Мельник Мария, 11 класс) – участник |
Таким образом, использование деятельностного подхода к изучению предмета немецкий язык дает положительные результаты. Рост качества успеваемости, уровня обученности и общей успеваемости показывают повышение познавательной активности обучающихся. Многие выпускники школы выбирают свои профессии, тесно связанные с немецким языком.
Естественным продолжением урочной работы со школьниками является продуманная система внеурочных занятий. За годы работы у меня сложилась целостная система по созданию условий самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Ребята постепенно овладевают этапами научного познания.
Основными направлениями внеурочной деятельности считаю:
- Работу с одаренными учащимися;
- Организацию предметных недель;
- Творческую поисковую деятельность учащихся;
- Факультативные, элективные курсы;
Именно это способствует расширению и углублению знаний о немецком языке, стимулирует интерес учащихся к изучению предмета, развивает умения коммуникативной деятельности, способствует всестороннему развитию личности. Стоит отметить, что учащиеся сами разрабатывают способы работы на внеклассных занятиях.
Результатом такой работы является то, что мои ученики регулярно занимают призовые места на школьных и районных олимпиадах.
Учебный год | Всероссийская олимпиада по немецкому языку | |||
Количество призёров и победителей школьного уровня | Количество призёров и победителей муниципального уровня | Количество призёров и победителей регионального уровня | Количество призёров и победителей международного уровня | |
2014/15гг. | 8 | 3 | нет | нет |
2015/16гг. | 5 | 1 (Мельник Мария, 10 класс) | 1 (Мельник Мария, 10 класс) | 1 (Мельник Мария, 10 класс) |
2016/17гг. | 12 | 1 (Мельник Мария, 10 класс) | 1 (Мельник Мария, 10 класс) | участник |
В 2016 – 2017 учебном году обучающаяся 11 класса Мельник Мария принимали участие в Олимпиаде школьников «Ломоносов», г. Москва - призёр. Предметная олимпиада по немецкому языку Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2015/16гг.– Мельник Мария (10 класс) – победитель.
Общее количество учащихся - участников
конкурсов, конференций
2014 - 2015 | 2015- 2016 | 2016 - 2017 | |
Школьные призеры и победители | 18 | 17 | 19 |
Региональная | - | 1 | |
Предметная олимпиада по немецкому языку Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2015/16гг.– Мельник Мария (10 класс) - победитель. | - | - | |
Олимпиада школьников «Ломоносов» | - | - | 1 |
В 2016 – 2017 учебном году обучающаяся 11 класса Мельник Мария принимали участие в Олимпиаде школьников «Ломоносов», г. Москва - призёр. | |||
итого | 18 | 18 | 20 |
Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по предмету (проектов, исследований др.) за последние 3 года
Мои учащиеся постоянно занимаются научной и исследовательской деятельностью под моим руководством. Отмечается рост числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, а также увеличения количества и повышение качества творческих работ, проектов.
С 2014 учебного года являюсь руководителем научного общества школьников (НОУ). Члены научного общества активно осуществляют исследовательскую деятельность, являются победителями и лауреатами школьных и районных научно – практических конференций. После изучения определенного блока уроков учащиеся выходят на такой вид деятельности, как электронный проект. Ребята работают в сотрудничестве по поиску информации в сети Интернет, отбору и переработке материала, созданию компьютерных презентаций. С каждым годом количество и качество проектов растет, так как учащиеся успешно осваивают не только компьютерные технологии выполнения проекта, но и умеют находить, анализировать, адаптировать нужную информацию.
Примером может служить:
Мельник Мария (11 класс 2016 – 2017 учебного года) является победителем школьной научно-практической конференции (секция «предметы гуманитарного цикла») в 2016 – 2017 учебном году. Мария провела большую исследовательскую работу по теме: «Значение немецких имён и фамилий». Работа представляет большой интерес не только для старшеклассников, но и для учащихся основной школы.
В 2015 - 2016 учебном году - Петрова Анастасия - 8 «а» (класс), Ерохина Кристина – 9 «а» (класс), Попова Анна – 8 «а» (класс), Ильина Настя – 8 «б» (класс, Потопнин Алексей – 8 «б» (класс), Полиевцев Владислав – 8 «б» (класс), Кириллова Настя – 7 «б» (класс), Кузьмина Тоня – 7 «б» (класс), Альгасова Настя – 6 «б» (класс), Ким Милана – 6 «б» (класс), Кукушкина Юля – 6 «б» (класс) создали очень интересную, и поучительную презентацию на тему: «Легенды Германии», целью данной презентации - познакомить учащихся с легендами Германии, пробудить интерес к изучаемому языку и получили 2 место на школьной научно-практической конференции (секция «предметы гуманитарного цикла»). Учащиеся самостоятельно подбирали легенды, а затем в группе обсуждали происхождение этих легенд.
Петрова Настя -10 класс в 2014 – 2015 учебном году представила на школьной научно – практической конференции творческую работу по теме: «8 мифов о немцах: правда или вымысел?», рассказав о характере, нравах и обычаях немцев. Награждена школьной грамотой за 3 место в конференции.
На этой же конференции 3 место получили учащиеся 8 - 11 классов (Мельник Мария – 9 класс, Потопнин Алёша – 9 класс, Ильина Настя – 9 класс, Канавина Вика – 8 класс, Алексеенко Оля – 8 класс, Петрова Настя – 10 класс, Курашова Катя – 10 класс, Емельянов Артём – 10 класс, Зейферт Настя – 11 класс, Каткова Софья – 11 класс ), которые как участники факультатива «Поэзия и проза» (руководитель Никульшина А.В.) занимались исследованием творчества великих немецких писателей и поэтов: Schiller, Goethe, Heine. Учащиеся работали над проектом по теме: «Die groβen Klassiker der deutschen Literatur», самостоятельно подбирали биографические материалы, искали литературные произведения Шиллера, Гёте и Гейне в оригинале, пытались перевести их самостоятельно, а затем сравнивали свои переводы с переводами великих классиков литературы: М.Лермонтова, И.Тютчева, А.Блока, И.Миримского. И как результат получился литературный вечер по произведениям великих немецких писателей и поэтов.
Тематика проектных и исследовательских работ учащихся
год | ФИО ученика, класс | тема | результат |
2014/15гг. | Мельник Мария – 9 класс, Потопнин Алёша – 9 класс, Ильина Настя – 9 класс, Канавина Вика – 8 класс, Алексеенко Оля – 8 класс, Петрова Настя – 10 класс, Курашова Катя – 10 класс, Емельянов Артём – 10 класс, Зейферт Настя – 11 класс, Каткова Софья – 11 класс | «Die groβen Klassiker der deutschen Literatur» | 1 место на школьной научно – практической конференции |
2014/15гг. | Петрова Настя - 10 класс | «8 мифов о немцах: правда или вымысел?» | 2 место на школьной научно – практической конференции |
2014/15гг. | Алексеенко Ольга - 8 «а» класс, Петрова Настя - 9 «а» класс | Конкурс юных переводчиков | 1 место на школьный этапе конкурса юных переводчиков |
2014/15гг. | Фомин Андрей – 7 «б» класс | «Aus der Geschichte Olimpischen Spiеle» | Победитель викторины в неделе немецкого языка |
2014/15гг. | Команда – 8 «б» класса | «Die Sehenswürdigkeiten in Deutschland“ | Участие в неделе немецкого языка. Победитель на школьном этапе конкурса КВН |
2014/15гг. | Большакова Арина-4 «б» класс, Домовов Вова – 4 «б» класс, Дурнев Руслан – 4 «б» класс | Конкурс «валентинок» на немецком языке | 3 победителя на школьном конкурсе в неделе немецкого языка. |
2015/16гг. | Петрова Анастасия -11 «а» класс, Ерохина Кристина – 11 «а» класс, Попова Анна – 11 «а» класс, Ильина Настя – 10 «б» класс, Потопнин Алексей – 10 «б» класс, Полиевцев Владислав – 10 «б» класс, Кириллова Настя – 8 «б» класс, Кузьмина Тоня – 8 «б» класс, Альгасова Настя – 7 «б» класс, Ким Милана – 7 «б» класс | «Легенды Германии» | 1 место на школьной научно-практической конференции |
2015/16гг. | Корягина Лиза – 2 «б» класс, Сошников Борис – 2 «б» класс, Катков Петя - 2 «б» класс – 2 место; Юлдашева Диана - 4«б» класс – 1 место, Делегач Саша - 4«б» класс - 3 место, Федяева Настя - 4«б» класс -4 место | 1-4 места на школьном конкурсе чтецов в неделе немецкого языка. | |
2015/16гг. | Кукушкина Юля - 9 «б» класс | «Die Feste in Deutschland» | Участие в неделе немецкого языка. Победитель викторины |
2016/17гг. | Мельник Мария – 11класс | «Значение немецких имён и фамилий». | 1 место на школьной научно-практической конференции |
2016/17гг. | Юлдашева Диана - 5 «б» класс, Большакова Арина - 7 «б» класс, Ким Милана - 8 «б» класс, Кириллова Настя - 9 «б» класс. | 4 победителя н школьном этапе конкурса юных переводчиков в неделе немецкого языка. | |
2016/17гг. | Команда 7 «б» класса | Участие в неделе немецкого языка. Команда 7 «б» класса-победитель страноведческой викторины | |
2016/17гг. | Корягина Лиза – 3 «б» класс, Сошников Борис – 3 «б» класс | «Einladungen zum Geburtstag» | Участие в неделе немецкого языка. 2 победителя конкурса на лучшее приглашение ко Дню рождения |
2016/17гг. | Юлдашева Диана – 5 «б» класс, Делегач Саша – 5 «б» класс | «Weinachten und das Neujahr» | 2 победителя школьного конкурса на лучшее написание открытки к Рождеству и к Новому году |
2016/17гг. | Ким Милана – 8 «б» класс, Альгасова Настя – 8 «б» класс | Участие в неделе немецкого языка - 2 победителя школьного конкурса «Своя игра» |
В 2016 – 2017 учебном году обучающаяся 11 класса Мельник Мария принимали участие в Олимпиаде школьников «Ломоносов», г. Москва - призёр. Предметная олимпиада по немецкому языку Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2015/16гг.– Мельник Мария (10 класс) - победитель.
Наличие кружков, студий, клубных объединений по предмету, которыми руководит учитель
8-9 классы:
- Программа кружка «Друзья немецкого языка».
Петрова Настя -10 класс в 2014 – 2015 учебном году представила на школьной научно – практической конференции творческую работу по теме: «8 мифов о немцах: правда или вымысел?», рассказав о характере, нравах и обычаях немцев. Награждена школьной грамотой за 3 место в конференции.
В период выполнения задания, учащиеся выполняют «Продукт» – монологическое высказывание или диалогическую речь (может быть в виде презентации), собственные выводы, подбор дополнительных высказываний, раздаточный материал – для удобства выступающего, если использование доски неудобно. Также учащийся планирует некоторые задания для первичного контроля.
Являясь руководителем МО учителей гуманитарного цикла, организую, проведение недель немецкого языка, которые способствуют развитию языковой культуры учеников, сближению учителя и учащихся. Во время проведения недели немецкого языка охватывается 100 % контингента учащихся. Под моим руководством старшеклассники разработали и провели проект - «Die groβen Klassiker der deutschen Literatur».
Руковожу секцией «Гуманитарного цикла» школьного научного общества (ШНОУ). Участники секции ведут исследовательские, частично поисковые работы. Защищают их на заключительных школьных и районных научно – практических конференциях, а также в работе факультатива «Проза и поэзия».
Развитию творчества способствуют факультативные, элективные курсы.
10-11 классы:
- Программа элективного курса «Немецкая литература: поэзия, проза».
8 - 11 классов (Мельник Мария – 9 класс, Потопнин Алёша – 9 класс, Ильина Настя – 9 класс, Канавина Вика – 8 класс, Алексеенко Оля – 8 класс, Петрова Настя – 10 класс, Курашова Катя – 10 класс, Емельянов Артём – 10 класс, Зейферт Настя – 11 класс, Каткова Софья – 11 класс), которые как участники элективного курса «Немецкая литература: поэзия и проза» (руководитель Никульшина А.В.) занимались исследованием творчества великих немецких писателей и поэтов: Schiller, Goethe, Heine. Учащиеся работали над проектом по теме: «Die groβen Klassiker der deutschen Literatur», самостоятельно подбирали биографические материалы, искали литературные произведения Шиллера, Гёте и Гейне в оригинале, пытались перевести их самостоятельно, а затем сравнивали свои переводы с переводами великих классиков литературы: М.Лермонтова, И.Тютчева, А.Блока, И.Миримского. И как результат получился литературный вечер по произведениям великих немецких писателей и поэтов. 1 место на школьной научно – практической конференции.
- Программа факультативного курса «Страноведение немецкоязычных стран».
Петрова Анастасия -8 «а» (класс), Ерохина Кристина – 9 «а» (класс), Попова Анна – 8 «а» (класс), Ильина Настя – 8 «б» (класс, Потопнин Алексей – 8 «б» (класс), Полиевцев Владислав – 8 «б» (класс), Кириллова Настя – 7 «б» (класс), Кузьмина Тоня – 7 «б» (класс), Альгасова Настя – 6 «б» (класс), Ким Милана – 6 «б» (класс), Кукушкина Юля – 6 «б» (класс) создали очень интересную, и поучительную презентацию на тему: «Легенды Германии», целью данной презентации - познакомить учащихся с легендами Германии, пробудить интерес к изучаемому языку и получили 2 место на школьной научно-практической конференции (секция «предметы гуманитарного цикла»). Учащиеся самостоятельно подбирали легенды, а затем в группе обсуждали происхождение этих легенд. В период выполнения задания, учащиеся выполняют «Продукт» – оформление монологического высказывания или диалогическую речь (может быть в виде презентации), собственные выводы, подбор дополнительных упражнений, раздаточный материал–для удобства выступающего, если использование доски неудобно. Также учащийся планирует некоторые задания для первичного контроля.
Индивидуальный подход к учащимся на уроках, практика внеклассной работы способствуют развитию и становлению личности в условиях единой школы, повышению уровня обучения. Решая сложные задачи, учащиеся становятся более уверенными в себе, способны преодолевать трудности, моделировать происходящие процессы с помощью иностранных языков (немецкого языка в том числе) и искать более простые пути. Поэтому можно отметить высокий уровень участия учащихся на различных мероприятий в школе, районе, области и России:
Уровень достижения | Фамилия, имя, класс | мероприятие, год |
школьный | Петрова Настя, 10 класс | Школьная научно -практическая конференция, 2014 г. |
школьный | Мельник Мария – 9 класс, Потопнин Алёша – 9 класс, Ильина Настя – 9 класс, Канавина Вика – 8 класс, Алексеенко Оля – 8 класс, Петрова Настя – 10 класс, Курашова Катя – 10 класс, Емельянов Артём – 10 класс, Зейферт Настя – 11 класс, Каткова Софья – 11 класс | Школьная научно – практическая конференция, 2014 г. |
школьный | Петрова Анастасия - 8 «а» класс, Ерохина Кристина – 9 «а» класс, Попова Анна – 8 «а» класс, Ильина Настя – 8 «б» класс, Потопнин Алексей – 8 «б» класс, Полиевцев Владислав – 8 «б» класс, Кириллова Настя – 7 «б» класс, Кузьмина Тоня – 7 «б» класс, Альгасова Настя – 6 «б» класс, Ким Милана – 6 «б» класс | Школьная научно – практическая конференция, 2015 г. |
школьный | Мельник Мария – 11класс | Школьная научно – практическая конференция, 2016 г. |
муниципальный | Мельник Мария, 9 класс | 1 место на районной научно – практической конференции, 2014г. |
областной | Мельник Мария, 10 класс | Предметная олимпиада по немецкому языку Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2015/16гг.– Мельник Мария (10 класс) - победитель. |
всероссийский | Мельник Мария, 11 класс | В 2016 – 2017 учебном году обучающаяся 11 класса Мельник Мария принимали участие в Олимпиаде школьников «Ломоносов», г. Москва - призёр. |
международный | Мельник Мария, 10 класс | Мельник Мария, 10 класс – победитель в языковом уровне В1 международной олимпиаде в г. Берлине. |
Мои старшеклассники понимают важность знания иностранного языка в современном мире и изучают его не только на занятиях в школе, но и во внеурочное время под моим руководством, расширяя и углубляя свои познания, принимая активное участие в районных и школьных научно-практических конференциях, олимпиадах, факультативах, кружках. Углубленные знания по предмету помогли выпускникам поступить в высшие учебные заведения не только России, но и за рубеж (Германия – Бовария (Кобург), Кёлн).
Многие связали свою судьбу с немецким языком, став учителями немецкого языка (20% всех учителей гуманитарного цикла в нашей школе – наши бывшие выпускники), инженерами-логистами с немецким языком, переводчиками, экономистами со знанием 2-х иностранных языков, в т. ч. немецким языком, финансистами со знанием 2-х иностранных языков в т.ч. немецким языком, успешно сдав предмет при поступлении в такие вузы, как МПГУ, Московская финансовая академия при правительстве РФ, Тимирязевская академия, Московский железнодорожный институт путей сообщений, ВлГУ, высшие военные учебные заведения страны, некоторые учащиеся, а именно Мельник Мария и Петрова Анастасия учатся сейчас в Германии.
8.АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Опыт моей работы может быть использован не только педагогами школ г.Киржача и Киржачского района, но и педагогами любого образовательного учреждения. Данный опыт могут использовать учителя, которые готовы выйти за рамки программного материала, способные к работе, не требующие больших временных затрат. Данный опыт возможен в классах, где учитель демократичен и нацелен на конечный результат, где педагог всего себя посвящает развитию детей, формированию личности ребёнка.
Литература:
1. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. / Г.А. Атанов. — Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001. — 160с.
2. Деятельностный подход в образовании, Санджиева А.О., Калмыцкий Государственный Университет, г. Элиста
3. Ковалёва Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва // Педагогика. - 2001. — №2 — С. 31-36.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев 2-ое изд. – М. 1977. 5. Журналы «Ин. языки в школе», «Мозаика», «Der Weg», «Juma». 6.Газеты «Deutsch».
7.Учебные пособия «Kinderatlas», A. Funk «Sowieso», A.Sankler «Spielend Deutsch lernen», A.Kappler «Tatsachen über Deutschland».
8.Кобзева Н.А. Ларец знаний: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2003.
9.Е.В.Суркова «Немецкий язык. Страноведческий материал о немецко говорящих странах» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ профессиональной деятельности учителя немецкого языка МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака Саратовской области Пригорневой Татьяны Николаевны в 2016-2017 учебном году
Самоанализ профессиональной деятельности учителя немецкого языка МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака Саратовской области Пригорневой Татьяны Николаевны в 2016-2017 учебном году...
Самоанализ профессиональной деятельности учителя немецкого языка МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака Саратовской области Пригорневой Татьяны Николаевны в 2017-2018 учебном году
Самоанализ профессиональной деятельности учителя немецкого языка МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака Саратовской области Пригорневой Татьяны Николаевны в 2017-2018 учебном году...
Конкурсное задание «Эссе» учителя немецкого языка МБОУ СОШ №18 им. И.А. Мироненко Лакомовой Маргариты Анатольевны по теме «Я – учитель».
Размышления о профессии учителя...
Программа по самообразованию учителя немецкого языка МБОУ «СОШ № 6» г. Сафоново Смоленской области Мараевой Ольги Ивановны
Цель профессионального развития: Оптимальное применение теоретических знаний на практике с целью эффективной организации образовательного процесса и достижения результатов в соответствии с ФГОС. Актуа...
Конкурсный материал участника муниципального этапа конкурса «Лучший учитель ОБЖ - 2015». Учитель ОБЖ МБОУ СОШ №6 г. Киржача Владимирской области Зиновьев Александр Михайлович
Актуальность проекта: В настоящее время очевидна тенденция к росту патриотических настроений в России, как следствие улучшается отношение к ВС РФ и к службе в армии. Это связано с событиями, происходя...
Конкурсный материал участника муниципального этапа конкурса «Лучший учитель ОБЖ - 2017». Учитель ОБЖ МБОУ СОШ №6 г. Киржача Владимирской области Зиновьев Александр Михайлович
Стратегической целью образования является создание среды, способствующей физическому и нравственному развитию детей и подростков. Поэтому в образовательных учреждениях введён курс «Основы безопа...
Из опыта педагогической деятельности Сафаровой Д.Р., учителя английского языка МБОУ СОШ с. Тербуны Тербунскогорайона Липецкой области, с позиции эффективного использования образовательной технологии театральной педагогики
В основе моей работы лежит принцип, который включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве, и который можно выразить словами В.А.Сухомлинского«В душе каждого ребенка есть невиди...