Разработка урока ОБЖ в 11 классе
план-конспект урока по обж (11 класс)
Предварительный просмотр:
Урок ОБЖ в 11 классе
Тема: Первая медицинская помощь при ранениях.
Цели:
Обучающая:
Обучить старшеклассников методам оказания первой помощи,
Развивающая:
Содействовать развитию умений применять полученные знания в экстремальных условиях,
Воспитывающая:
Способствовать воспитанию бережного отношения к своей жизни и жизням окружающих, воспитывать общую культуру личности.
Оборудование урока: компьютер, проектор, аптечка, макеты травм, шина, макет пострадавшего для выполнения НМС и искусственной вентиляции легких.
Формы учебной работы, используемые на уроке:
1. фронтальная работа со всем классом
2. групповая работа
3. индивидуальная работа
План урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя об оказании первой помощи.
- Проверка домашнего задания.
- Практическая работа в группе: выбор участников, практическое выполнение.
- Изучение новой темы: переломы, раны.
6. Терминологическая работа.
7. Подведение итогов.
Место проведения: лаборатория информационных систем и технологий «Точки роста».
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель приветствует класс. Какую большую тему мы изучаем сейчас? Обучающиеся: Оказание первой помощи. Учитель: Напомните главные принципы оказания первой помощи пострадавшему. Обучающиеся: Правильность, целесообразность, быстрота, обдуманность, решительность, спокойствие.
Учитель объявляет тему урока. Показывает макеты травм. Чему вы должны научиться? Обучающиеся: Оказывать первую помощь при ранениях.
- Проверка домашнего задания
Учитель: Прежде чем перейдём к новой теме, вспомним, что мы изучили на прошлом уроке?
Обучающиеся: Приёмы реанимации при внезапной остановке сердца (непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких).
Учитель: Напомните, в каких случаях происходит внезапная остановка сердца.
Обучающиеся объясняют причины.
Учитель: Напомните, что такое клиническая смерть и как оказать первую помощь.
Обучающиеся рассказывают о правилах оказания первой помощи.
Учитель предлагает обучающимся провести приёмы реанимации на макете.
Группа обучающихся разыгрывают сценку оказания первой помощи. Один вызывает «Скорую помощь», другой ищет признаки клинической смерти, третий делает НМС, кто-то один руководит.
По окончании сценки обучающиеся оценивают действия группы.
- Изучение нового материала
Изучение нового материала (слайды, Приложение 1).
Учитель выдаёт обучающимся карточки с вопросами теста (Приложение 2), обучающиеся находят ответы и записывают их.
Вопросы: Что такое рана и виды ран? Что такое антисептика? Асептика и основной закон асептики.
- Практическая часть
Учитель предлагает обучающимся посмотреть видеоролик о видах кровотечения и остановке кровотечений. Используя раздаточный материал, обучающиеся отрабатывают наложение жгута и перевязок.
V. Воспроизведение материала
Проверка правильности выполнения тестовых заданий.
VI. Учитель спрашивает обучающихся, чему научились, было ли полезным проведенное занятие.
VII. Домашнее задание
Учебник А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, ОБЖ – 11 кл., §16 стр.79 – 81, используя ресурсы интернета, уметь наложить повязку на палец, жгут.
Приложение 1
Ранения
Раны — повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающиеся нарушением целостности кожи и слизистых оболочек, а иногда и более глубоко лежащих тканей (подкожная клетчатка, мышцы).
Раны могут быть огнестрельными, резаными, рублеными, колотыми, ушибленными, размозженными, рваными, укушенными и т. д.
Огнестрельные раны возникают в результате пулевого или осколочного ранения. Они могут быть сквозными (имеются входное и выходное раневые отверстия), слепыми (пуля или осколок застряли в тканях) и касательными (пуля или осколок, пролетая по касательной, повредили кожу и мягкие ткани, не застряв в них).
Резаные и колотые раны имеют малую зону повреждения, ровные края. Стенки таких ран сохраняют жизнеспособность, сильно кровоточа. Эти раны меньше других подвергаются инфицированию. Колотые проникающие раны при небольшой зоне повреждения кожи или слизистой могут быть значительной глубины и представляют большую опасность в связи с возможностью повреждения внутренних органов и заноса в них инфекции (следствием этого могут стать воспаление брюшины и заражение крови).
Рубленые раны имеют неодинаковую глубину, сопровождаются ушибом и размозжением мягких тканей.
Ушибленные и размозженные раны обычно имеют сложную форму, неровные края, пропитанные кровью, омертвленные ткани на значительном протяжении. В них, как правило, создаются благоприятные условия для развития инфекции.
Рваные раны возникают при грубом механическом воздействии, часто сопровождаются отслойкой лоскутов кожи, повреждением сухожилий, мышц и сосудов, подвергаются сильному загрязнению.
Укушенные раны всегда инфицированы слюной животных, насекомых или человека и наиболее опасны, так как невозможно исключить инфицирование пострадавшего вирусом бешенства.
Все раны, кроме операционных, считают первично инфицированными. Микробы в рану попадают вместе с ранящим предметом, землей, кусками одежды, из воздуха и при прикосновении к ране руками. Микробы, попавшие в рану, могут вызвать ее нагноение и такие осложнения, как рожистое воспаление. Мера профилактики заражения раны — быстрое наложение на нее асептической повязки, предупреждающей дальнейшее поступление в рану микробов.
Асептика - совокупность методов и приёмов работы, направленных на предупреждение попадания инфекции в рану, в организм больного, путём использования, активных обеззараживающих химических веществ, а также технических средств и физических факторов. «Всё, что соприкасается с раной, должно быть стерильно».
Антисептика (anti - против, septicus - гниение) - противогнилостный метод работы. Антисептика - система мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов в ране, патологическом очаге, органах и тканях, а также в организме больного в целом, использующая механические и физические методы воздействия, активные химические вещества и биологические факторы.
Таким образом, если асептика предупреждает попадание микроорганизмов в рану, то антисептика уничтожает их в ране и организме пациента.
Приложение 2
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИЯХ И КРОВОТЕЧЕНИЯХ. | |
1 вариант | 2 вариант |
1.Кровотечение - это: А) быстрое выделение крови из органов и тканей; Б) истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целостности их стенок ; В) выход крови наружу из поврежденных органов и тканей; | 1. Кровотечения подразделяют на следующие виды: А) венозное, артериальное, капиллярное, паренхиматозное, смешанное; Б) венозное, артериальное, легочное, носовое; В) поверхностное, глубокое, смешанное. |
2. Из приведенных примеров выберите те, которые характеризуют венозное кровотечение: А) кровь алого цвета, вытекает из раны пульсирующей струей; Б) кровь сочится по всей поверхности раны, и ее трудно остановить; В) кровь имеет темно-красный или бордовый цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно; | 2. Временную остановку кровотечения можно осуществить несколькими способами. Выберите из приведенных ответов правильные: А). пальцевым прижатием артериального сосуда ниже места ранения; Б). наложением асептической повязки на место кровотечения; В). наложением жгута на 3-5 см выше раны; Г) пальцевым прижатием артериального сосуда выше раны ; Д) максимальным разгибанием конечности; Е) наложением давящей повязки на место кровотечения; Ж) наложением жгута на 3-5 см ниже раны; З) максимальным сгибанием конечности; И) возвышенным ( несколько выше грудной полости) положением поврежденной конечности; К) минимальным сгибанием конечности. |
3. Артериальное кровотечение из сосудов верхних и нижних конечностей останавливают в два этапа: А). прижимают артерию выше места повреждения к кости, а затем накладывают стандартный или импровизированный жгут; Б). прижимают артерию чуть ниже места повреждения , после остановки кровотечения накладывают давящую повязку; | 3. Какой метод можно использовать для остановки кровотечения из сосудов кисти или предплечья? Выберите правильный вариант ответа: А). максимально отвести плечи пострадавшего назад и зафиксировать их за спиной широким бантом; Б). поместить в локтевой сустав валик из скатанной материи, согнуть руку в локтевом суставе и зафиксировать предплечье к плечу; В). согнуть руку в локтевом суставе и зафиксировать предплечье к плечу. |
4. Из приведенных ответов выберите те, которые определяют максимальное время наложения жгута летом и зимой: А). не более 30 минут ; Б). не более 60 минут; В). не более 90 минут; Г) не более 120 минут; Д) не более 150 минут; Летом --- Зимой --- | 4. При внутреннем кровотечении необходимо: А). дать пострадавшему обезболивающее средство, наложить тугую повязку, вызвать «скорую помощь»; Б). осмотреть пострадавшего, наложить тугую повязку, на поврежденное место наложить холод, вызвать «скорую помощь»; В). осмотреть пострадавшего и обеспечить ему абсолютный покой, провести непосредственное прижатие области кровотечения, наложить холод, вызвать «скорую помощь».
|
5. Какую информацию необходимо указать в записке . прикрепляемой к жгуту: А). фамилию, имя, отчество пострадавшего, вид ранения; Б). дату и точное время ( часы и минуты) наложения жгута ; В). фамилию, имя, отчество пострадавшего, время наложения жгута, фамилию, имя, отчество наложившего жгут. | 5. Как правильно оказать помощь при глубоком и обширном ранении? Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очередность: А). дать успокаивающее средство пострадавшему; Б). положить пострадавшего на спину и продезинфицировать рану; В). обеспечить неподвижность поврежденной части тела; Г) измерить температуру; Д) остановить кровотечение; Е) наложить давящую повязку; Ж) доставить пострадавшего в травматологический пункт; З) перед отправкой в травматологический пункт дать пострадавшему обезболивающее средство. |
6. Найдите ошибку, допущенную при перечислении назначения повязки: А). повязка закрывает рану; Б). повязка предохраняет рану от загрязнения ; В). повязка предохраняет рану от воздействия воздушной среды; Г) повязка уменьшает боль. | 6. Укажите соответствие между видом кровотечения и его основными характеристиками ( ответ представьте в виде цифры с буквой, например: 2г): 1. Артериальное кровотечение. 2. Венозное кровотечение. 3. Капиллярное кровотечение. 4. Паренхиматозное кровотечение. А) наблюдается при неглубоких порезах кожи, ссадинах; Б) возникает при повреждении печени, селезенки, почек; В). кровь темно-вишневого цвета и изливается медленно; Г). кровь ярко-красного цвета выбрасывается сильной пульсирующей струей ; |
7. Дополните информацию : « Асептика – метод предупреждения попадания _______________ в ________» | 7. Дополните фразу : «___________________ является местное повреждение целостности тканей организма в результате механических, физических и химических воздействий». |
8. Укажите соответствие между видом кровотечения и его основными характеристиками ( ответ представьте в виде буквы с цифрой, например …2г): 1) артериальное кровотечение 2) венозное кровотечение 3) капиллярное кровотечение 4) паренхиматозное кровотечение А) наблюдается при неглубоких порезах кожи, ссадинах Б) возникает при повреждении печени, селезёнки, почек В) кровь тёмно-вишнёвого цвета и изливается медленно Г) кровь ярко-красного цвета выбрасывается сильной пульсирующей струёй | 8. Дополните фразу : «_____________________- повреждение тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающегося нарушением целостности кожи и слизистых оболочек». |
9. Закончите фразу: «Капиллярные кровотечения – истечение крови из поврежденных мелких артерий и вен при ранении кожи. Мышц, других мягких тканей – останавливают ___________________________». | 9. Назовите основные правила остановки носового кровотечения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...