Стресс. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам
план-конспект урока по обж (8 класс)

Сарапулов Алексей Егорович

урок по ОБЖ в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Стресс.77.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сарапулов А.Е. преподаватель-организатор ОБЖ, высшей категории              МБОУ Побединская сош  Усть-Таркского района Новосибирской области

Тема урока:  Стресс.  Физиологическая и психологическая адаптация              к нагрузкам.  Профилактика срывов.

Цель: Научить планировать режим деятельности в период повышения нагрузок, владеть техниками быстрого снятия стресса, противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Уровни усвоения:  - сформировать убеждение о способности человека адаптироваться в сложных жизненных ситуациях  (отношение);

-дать представление о воздействии стресса на организм человека (представление);

-формировать навыки эффективного противостояния стрессу                     (способы поведения).

Оборудование урока: логическая загадка «Три криминалиста»,  тесты :               «В порядке ли у вас нервы?»; «Определите свой темперамент»; «Определение уровня стрессоустойчивости»;  «Умеете ли вы справляться со стрессом?»; приемы (упражнения) аутогенной тренировки; карикатура  Бидструпа.

                                        План урока

  1. Вводная часть. Задача – актуализация знаний учащихся о способностях человека к адаптации.

Методы:- Учащимся предлагается логическая загадка «Три криминалиста»: Шерлок Холмс, Джеймс Бонд и майор Пронин поспорили: кто из них быстрее без фонаря поймает грабителя, который безлунной ночью должен был проникнуть в неосвещенный королевский сад. В ожидании 12 часов криминалисты занимались  каждый своим делом:  Холмс - читал, Бонд - смотрел телевизор, а Пронин отправился в соседнюю комнату, выключил свет и о чем-то задумался. В 12 часов грабитель проник в сад, криминалисты выбежали на улицу, и майор Пронин первым схватил его. Почему он был первым?

         (Правильный ответ: его глаза быстрее адаптировались к ночной темноте,   так как до этого он находился в темной комнате).

При обсуждении обратить внимание учащихся на приспособление к  изменениям окружающей среды. Раскрыть понятие : Адаптация - приспособление организма к различным факторам внешней среды.

- Почему при перегревании, человек краснеет и потеет?

Ответ: кожные артерии и капиляры расширяются, количество крови увеличивается  (краснеет), температура тела повышается ( потеет).

Почему человек замерзнув,  бледнеет и дрожит?

 (происходят обратные процессы).

Механизмы приспособления организма к резким колебаниям температуры объясняется процессами совершенствования терморегуляции.

Вывод: Избегая резких переходов от тепла к холоду и наоборот, мы тем самым лишаем наш терморегуляцорный аппарат возможности тренироваться. В результате организм теряет способность своевременно реагировать на меняющиеся температурные условия, делается изнеженным и легче подвергается простудным заболеваниям ( необходимо закаливание организма).

После того, как учащиеся придут  к выводу о способности человека к физиологической адаптации обсудить с ними вопрос о возможности психологической адаптации.

2.Основная часть. Задача-формирование и уточнение представлений о стрессе как изменении (иногда и положительном), вынуждающем человека приспосабливаться.

Методы: - Предложить учащимся перечислить ситуации, при которых необходима  психологическая  адаптация (например: посещение кабинета зубного врача. Если вы здоровы, то у вас при этом возникает легкое сердцебиение. Если же у вас проблема с зубами, то реакция будет более выражена: учащается пульс, дыхание, повышается давление.)

Тест   «В порядке ли у вас нервы» (приложение №1)

Такие реакции называются  стресс - реакциями. Обсудить, что такое стресс?

Стресс – это сильное или слишком длительное эмоциональное напряжение.

Еще в 1926 году канадский ученый  Ганс  Селье  обратив внимание, что независимо от раздражителя  (физическая нагрузка, воздействие холода, инфекция и прочее)  организм отвечает одним и тем же комплексом реакций: учащение пульса, повышением артериального давления крови, увеличением содержания в крови гормонов надпочечников.

Реакция организма является приспособительной и состоит из 3 фаз:

- фаза тревоги («общий призыв к оружию защитных сил организма»)

- фаза  повышенной  сопротивляемости

- фаза  истощения

          Люди в обычных условиях используют лишь малую долю своих потенциальных возможностей. Истинные возможности проявляются в экстремальных условиях.  Известно, что каждый может быстро бегать, если сзади будет мчаться рычащая овчарка. Вспомним историю, случившуюся в Китае накануне Олимпийских игр в Токио. Полиция преследовала одного грабителя и загнала его в тупик, из которого не было выхода. С трех сторон улицу ограждали  высоченные заборы. Полиция торжествовала - участь воришки была предрешена. Но вор продолжал мчаться вперед, наращивая скорость; включили сирену и прожектор – это окончательно испугало несчастного. Издав душераздирающий вопль, он с прямого разбега, толчком с правой ноги взлетел над забором высотой 2м 51 см и скрылся. В газетах было объявлено, что если данный преступник добровольно явится на стадион в сектор прыжков в высоту, то ему все будет прощено, а кроме того его включат в олимпийскую команду и выплатят солидное денежное вознаграждение. На стадион явилось семь человек. Самый лучший прыгнул на 2м 03см. Это было ниже олимпийского норматива.

Вывод: стрессовая реакция обеспечивает мобилизацию жизненно важных систем организма при экстремальных воздействиях и является необходимым условием для борьбы со стресс-факторами, повышая адаптивные способности организма.

Стресс не только требует адаптации, но и тренирует способность человека к ней. Стресс связан не только с отрицательными, но и положительными эмоциями (например  сильная  радость,  влюбленность).

Однако адаптационные возможности человека не являются безграничными. Перенапряжение адаптационных систем может привести к дезадаптации. В этом случае наблюдается понижение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, работоспособности, нарушается сон, аппетит, человек становится раздражительным, неуравновешенным. Люди, находящиеся в стрессовых ситуациях, вызванных потерей самообладания, непосильными нагрузками, несбывшимися надеждами, межличностными конфликтами подвержены депрессиям (дать определение депрессии; способы борьбы с ней), неврозам.                               Наркомания, алкоголизм, табакокурение нередко являются патологическими реакциями на стресс. Одно из последствий психоэмоционального напряжения -  невроз неотреагированных эмоций. Любые сильные эмоции сопровождаются выделением большого количества гормона  адреналина , который усиливает сердечную деятельность, учащает дыхание, тормозит работу кишечника.

Это обусловлено тем, что у предков человека после сильных эмоций всегда следовала интенсивная физическая нагрузка: они защищались, нападали или убегали, а выделившийся адреналин сгорал в топке действующей мускулатуры.               У современного человека это не всегда так, и подавляемый гнев направляется внутрь организма, оказывая сильное отрицательное воздействие на внутренние органы, что может лежать в основе возникновения инфарктов, гипертонии, язвенной болезни, а также нарушений психического здоровья.

Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»  (приложение №2)

Продолжите фразу: «Стресс –  хорошо, потому что…»                                   (повышает  адаптивные способности ; мобилизует системы организма при экстремальных воздействиях)

Продолжите фразу: «Стресс -  плохо, потому что…»                                                    (может вызвать перенапряжение адаптационных систем, что ведет к нарушениям психического и физического здоровья)

Итак огромное число сильных раздражителей вынуждает нас постоянно принимать те или иные решения. Люди по разному реагируют на стресс.

Выделяют три типа стресс-реакций: мобилизационный (концентрация сил на преодоление стресса); паралитический (человек в подобной ситуации теряется и как бы цепенеет); панический (начинает действовать беспорядочно, мечется от одного к другому).

В первом случае, когда человек активен и деятелен, перенапряжения организма как правило не бывает. Второй и третий типы реакций могут вызвать перенапряжение организма, повлечь за собой различные заболевания.            Знание своей стресс-реакции помогает прогнозировать свое поведение и направлять его в правильное русло.

Реакция на стресс во многом определяется такой психологической особенностью, как темперамент. Существуют четыре типа: холерик,  сангвиник,  флегматик, меланхолик. Определите свой тип темперамента на стрессовую ситуацию с помощью карикатуры Бидструпа  (приложение№3).

Более точно определить свой темперамент можно с помощью теста (приложение №4) – выполняют  дома.

Из истории нам известно, что когда Юлий Цезарь отбирал из новобранцев воинов для своих непобедимых легионов, то он старался вначале,  как следует напугать человека. Испуг проявляется у разных людей по разному  - у одних бледнеет кожа лица , а у других напротив вследствие прилива крови к кожному покрову-краснеет. Подумайте и скажите - бледнеющих  или краснеющих Цезарь старался заполучить в свою армию?

Ответ: краснеющих (эти люди обладают сильным, уравновешенным и подвижным сангвиническим темпераментом, в экстремальной ситуации у них возникает «стресс льва». В кровь поступает большое количество адреналина, гормона стимулирующего двигательную активность. Опасность, как бы подстегивает такого человека, заставляет его действовать смело, уверенно, решительно).

У бледнеющего человека слабая нервная система и в крови у него выделяется ацетилхолин – гормон с действием, противоположным действию адреналина.      В экстремальной ситуации возникает «стресс  кролика» - дезорганизация деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и  торможение. Сильная или слабая нервная система – это врожденное свойство (учитывается при выборе профессии).  Важно уметь властвовать над своей психикой.

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности   (приложение№5).

Практически любой человек при должной подготовке и тренировке обладает способностью к эмоционально-волевой саморегуляции. Методы: само убеждение,  само приказ, самовнушение. Следует проявлять максимум силы воли, чтобы сделать то, что не хочется.

3.Заключительная часть. Задача – отработка  личной стратегии противостояния стрессу. Как противостоять стрессу, не допустить дезадаптации?  Вот  несколько советов: - эмоциональному стрессу можно активно сопротивляться с помощью мышечных нагрузок (физическая культура и спорт, работа по дому);                         – мышечное расслабление (аутогенная тренировка);                                                    - эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведений искусства, красоты окружающей природы;                                            - тихое хобби (любимое занятие): вязание, коллекционирование и т.п.;                     - положительные эмоции (новая любовь, оптимизм, коренные изменения в жизни)     - сон - лекарство от многих бед, он позволяет восстановить силы;                                   - общение с близким человеком;                                                                                      - время, самый сильный  успокаивающий фактор;

Итог урока. Задача – обобщение опыта.  Методы: «Аукцион идей» - основные принципы борьбы со стрессом и способы его быстрого снятия.

По итогам урока необходимо проверить:

- Формируется ли убеждение о способности человека адаптироваться в сложных жизненных ситуациях?

- Имеется ли представление о воздействии стресса на организм?

- Формируются  ли навыки эффективного противостояния стрессу?

Домашнее задание:

- Обсудите с членами семьи способы быстрого снятия стресса.

- Подумайте, какие меры, способные снизить количество стрессовых ситуаций для учащихся, вы могли бы предложить администрации школы?

- С помощью теста определите свой темперамент (приложение№4)

                                           

   

                                              Приложение №1

Тест "В порядке ли ваши нервы?"

Ускоряющийся ритм нашей жизни все увеличивает нагрузку на нашу нервную систему. И она все чаще начинает проявлять себя в раздражительности, вспыльчивости, нервозности... Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент? Хотя бы примерный ответ на этот вопрос, быть может, даст этот тест.

Варианты ответов на вопросы: очень, не особенно, ни в коем случае.

Раздражает ли вас:

— смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?

— женщина «в летах», одетая, как молоденькая девушка?

— чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час пик)?

— курящая на улице женщина?

— когда какой-то человек кашляет в вашу сторону?

— когда кто-то грызет ногти?

— когда кто-то смеется невпопад?

— когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?

— когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?

— когда в кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма?

— когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть?

— когда вам дарят ненужные предметы?

— громкий разговор в общественном транспорте?

— слишком сильный запах духов?

— человек, который жестикулирует во время разговора?

— коллега, который часто употребляет иностранные слова?

За каждый ответ «очень» запишите 3 очка, за ответ «не особенно» — по 1 очку, за ответ «ни в коем случае» — 0.

Более 50 очков.  Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это слишком расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие.

От 12 до 49 очков.  Вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.

11 и менее очков.  Вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее уязвимые стороны так в нем и не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия.

                                Приложение №2

Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Утверждение                                       Часто        Редко         Никогда

1. Я чувствую себя счастливой.                            0        1        2  

2. Я сама могу сделать себя счастливой                  0        1        2

3. Меня охватывает чувство безнадёжности        2        1        0

4. Я могу расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю.        0        1        2

5. Если бы я испытывала очень сильный стресс, я бы обязательно обратилась к врачу        0        1        2

6. Я склонна к грусти        2        1        0

7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим         2        1        0

8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте        2        1        0

9. Я легко расстраиваюсь        2        1        0

Интерпретация результатов:

0 – 3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.

4 – 7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где – то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приёмы, помогающие справляться со стрессом.

8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

                                       Приложение №3

Определите свой тип темперамента на стрессовую ситуацию с помощью карикатуры Бидструпа  

                             

http://4.bp.blogspot.com/-wEtMwenyhlU/UG7s9PqU17I/AAAAAAAADEI/ZRgq8tuZ1y4/s1600/%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B5+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0.gif

                                         

                                      Приложение №4

Тест на определение темперамента

Возьмите лист бумаги. Напишите цифры вопросов от 1 до 20, напротив них отмечайте  букву ответа («а», «б», «в», или «г»). Пройдя тест подсчитайте общее количество букв.

Из четырех утверждений вам необходимо выбрать одно, наиболее подходящее для вас.

  1. а) суетливы и неусидчивы;

б) жизнерадостны и веселы;

в) хладнокровны и спокойны;

г) застенчивы и стеснительны.

  1.  а) вспыльчивы и невыдержанны;

б) деловиты и  энергичны;

в) обстоятельны и последовательны;

г) в новой обстановке теряетесь.

  1. а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям;

б) склонны себя переоценивать;

в) умеете ждать;

г) сомневаетесь в свои силах.

  1. а) незлопамятны;

б) если что-то перестает интересовать, быстро остываете;

в) строго придерживаетесь  системы в работе и распорядка дня;

г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника.

  1. а) вы обладатель порывистых, резких движений;

б) быстро засыпаете;

в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке;

г) покорны.

  1. а) к недостаткам нетерпимы;

б) работоспособны, выносливы;

в) в своих интересы постоянны;

г) легко ранимы, чувствительны.

  1. а) нетерпеливы;

б) бросаете начатые дела;

в) рассудительны и осторожны;

г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми.

  1. а) у вас выразительная мимика;

б) быстрая, громкая речь с живыми жестами;

в) медленно включаетесь в работу;

г) очень обидчивы.

  1.  а) у вас быстрая, страстная речь;

б) в новую работу включаетесь быстро;

в) порыв сдерживаете легко;

г) очень впечатлительны.

  1.  а) работаете рывками;

б) за любое новое дело беретесь с увлечением;

в) попусту сил не растрачиваете;

г)  у вас тихая , слабая речь.

 

  1.  а) вам присуща несобранность;

б) настойчивы в достижении цели;

в) вялы, малоподвижны;

г) ищите сочувствия других.

  1.  а) быстро решаете и действуете;

б) в сложной обстановке сохраняете самообладание;

в) ровные отношения со всеми;

г) необщительны.

  1.  а) инициативны и решительны;

б) быстро схватываете новое;

в) не любите попусту болтать, молчаливы;

г) одиночество переносите легко.

  1.   а) стремитесь к новому;

б) у вас всегда бодрое настроение;

в) любите аккуратность;

г) робки, малоактивны.

 15.    а) упрямы;

б) в интересах и склонностях не постоянны;

в) у вас спокойная, ровная речь с остановками;

г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность.

16.а) имеете склонность к горячности;

     б) тяготитесь однообразной кропотливой работой;

в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению;

г) у вас  высокие требования к окружающим и себе.

   17.  а) склонность к риску;

          б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко;

          в) начатое дело доводите до конца;

          г) у вас быстрая утомляемость.

 18.   а) резкие смены настроения;

        б) склонны отвлекаться;

       в) обладаете выдержкой;

       г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению.

19.     а) бываете агрессивным, задирой;

         б) отзывчивы и общительны;

         в) незлобивы;

         г) мнительны, подозрительны.

 20.   а) в споре находчивы;

б) неудачи переживаете легко;

в) терпеливы и сдержанны;

г) имеете склонность уходить в себя.

 Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.

Например:

«а»     — 7 раз   * 5 = 35%      «б»     — 10 раз * 5 = 50%

«в»     — 2 раза  * 5= 10%       «г»     —  1 раз    * 5 =  5%

 

Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента.

«а» — тип холерика

«б» — тип сангвиника

«в» — тип флегматика

«г» — тип меланхолика.

В нашем примере доминирует тип «б» — сангвиник (50%). Определите свой доминантный тип.

   Типы темперамента.

Холерик.

Неуравновешенный тип. Бурные эмоции, вспышки. Речь неровная, сбивчивая. Резкая смена настроений. С людьми неуживчив, прямолинеен. Не умеет ждать, нетерпелив. Стремится к новому постоянно, неустойчив в интересах.

Сангвиник.

«Живой», общителен, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Легко входит в новый коллектив, не скован. Быстро переключается с одной работы на другую. В решениях часто не собран. Речь четкая, громкая, быстрая.

Флегматик.

Уравновешенный. Рассудителен, осторожен, общителен в меру. Малоподвижен, инертен. Устойчив в интересах. Придерживается строгого распорядка на рабочем месте. Медленно переключается с одной работы на другую.

Меланхолик.

Малоподвижный, неуравновешенный. Все эмоции внутри. Нерешителен, не верит в себя, очень чувствителен. Замкнут, склонен к одиночеству. Устойчив в интересах. На контакты идет тяжело.

                                                   Приложение №5

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности

Способность к саморегуляции — очень важное качество, помогающее человеку сохранить внутреннее равновесие, не допуская в сознание сведения, несущие угрозу для его благополучия.
Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу. Стрессоустойчивостъ — это свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты, обеспечивающие оптимальное достижение цели без вреда для здоровья человека. Ниже предлагается тест, который позволит тебе получить оценку твоего уровня стрессоустойчивости.

(Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. — М.: ВЛАДОС, 2001. Ч. 1. Основы психологии: 10 класс. — С. 187-188.)
Инструкция. Постарайся отвечать на вопросы как можно более искренне и откровенно. Обведи кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).

Утверждения

Редко

Иногда

Часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе

1

2

3

2. Я стараюсь работать, даже если совсем не здоров

1

2

3

3. Я постоянно переживаю за качество своей работы

1

2

3

4. Я бываю настроен агрессивно

1

2

3

5. Я не терплю критики в свой адрес

1

2

3

6. Я бываю раздражителен

1

2

3

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно

1

2

3

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым

1

2

3

9. Я страдаю бессоницей

1

2

3

10. Своим недругам я могу дать отпор

1

2

3

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

1

2

3

12. У меня не хватает времени на отдых

1

2

3

13. У меня возникают конфликтные ситуации

1

2

3

14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя

1

2

3

15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

1

2

3

16. Я делаю все быстро

1

2

3

17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт

1

2

3

18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки

1

2

3

Обработка и интерпретация результатов. Далее подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости, по таблице:

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустойчивости

51-54

1 - очень низкий

53-50

2 - низкий

49-46

3 - ниже среднего

45-42

4 - чуть ниже среднего

41-38

5 - средний

37-34

6 - чуть выше среднего

33-30

7 - выше среднего

29-26

8 - высокий

18-22

9 - очень высокий

Чем меньше число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.

Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...

Выступление на педагогическом совете "Физиологические и психологические причины неуспеваемости"

Раскрываются физиологические и психологические причины неуспеваемости школьников....

Статья "АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ТАНЦАМ"

При обучении детей классическому танцу успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей, что позвол...

Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе

Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе...

Урок по ОБЖ на тему: «Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»

Урок проводился в 9 классе в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель здоровья -2015"...

Презентация к уроку на тему «Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»

Для сопровждения урока на тему "Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка" выполнена презентация в программе Power Point. Слайды имеют описание. Периодичность ч...