Стресс. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам
план-конспект урока по обж (8 класс)
Предварительный просмотр:
Сарапулов А.Е. преподаватель-организатор ОБЖ, высшей категории МБОУ Побединская сош Усть-Таркского района Новосибирской области
Тема урока: Стресс. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам. Профилактика срывов.
Цель: Научить планировать режим деятельности в период повышения нагрузок, владеть техниками быстрого снятия стресса, противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.
Уровни усвоения: - сформировать убеждение о способности человека адаптироваться в сложных жизненных ситуациях (отношение);
-дать представление о воздействии стресса на организм человека (представление);
-формировать навыки эффективного противостояния стрессу (способы поведения).
Оборудование урока: логическая загадка «Три криминалиста», тесты : «В порядке ли у вас нервы?»; «Определите свой темперамент»; «Определение уровня стрессоустойчивости»; «Умеете ли вы справляться со стрессом?»; приемы (упражнения) аутогенной тренировки; карикатура Бидструпа.
План урока
- Вводная часть. Задача – актуализация знаний учащихся о способностях человека к адаптации.
Методы:- Учащимся предлагается логическая загадка «Три криминалиста»: Шерлок Холмс, Джеймс Бонд и майор Пронин поспорили: кто из них быстрее без фонаря поймает грабителя, который безлунной ночью должен был проникнуть в неосвещенный королевский сад. В ожидании 12 часов криминалисты занимались каждый своим делом: Холмс - читал, Бонд - смотрел телевизор, а Пронин отправился в соседнюю комнату, выключил свет и о чем-то задумался. В 12 часов грабитель проник в сад, криминалисты выбежали на улицу, и майор Пронин первым схватил его. Почему он был первым?
(Правильный ответ: его глаза быстрее адаптировались к ночной темноте, так как до этого он находился в темной комнате).
При обсуждении обратить внимание учащихся на приспособление к изменениям окружающей среды. Раскрыть понятие : Адаптация - приспособление организма к различным факторам внешней среды.
- Почему при перегревании, человек краснеет и потеет?
Ответ: кожные артерии и капиляры расширяются, количество крови увеличивается (краснеет), температура тела повышается ( потеет).
Почему человек замерзнув, бледнеет и дрожит?
(происходят обратные процессы).
Механизмы приспособления организма к резким колебаниям температуры объясняется процессами совершенствования терморегуляции.
Вывод: Избегая резких переходов от тепла к холоду и наоборот, мы тем самым лишаем наш терморегуляцорный аппарат возможности тренироваться. В результате организм теряет способность своевременно реагировать на меняющиеся температурные условия, делается изнеженным и легче подвергается простудным заболеваниям ( необходимо закаливание организма).
После того, как учащиеся придут к выводу о способности человека к физиологической адаптации обсудить с ними вопрос о возможности психологической адаптации.
2.Основная часть. Задача-формирование и уточнение представлений о стрессе как изменении (иногда и положительном), вынуждающем человека приспосабливаться.
Методы: - Предложить учащимся перечислить ситуации, при которых необходима психологическая адаптация (например: посещение кабинета зубного врача. Если вы здоровы, то у вас при этом возникает легкое сердцебиение. Если же у вас проблема с зубами, то реакция будет более выражена: учащается пульс, дыхание, повышается давление.)
Тест «В порядке ли у вас нервы» (приложение №1)
Такие реакции называются стресс - реакциями. Обсудить, что такое стресс?
Стресс – это сильное или слишком длительное эмоциональное напряжение.
Еще в 1926 году канадский ученый Ганс Селье обратив внимание, что независимо от раздражителя (физическая нагрузка, воздействие холода, инфекция и прочее) организм отвечает одним и тем же комплексом реакций: учащение пульса, повышением артериального давления крови, увеличением содержания в крови гормонов надпочечников.
Реакция организма является приспособительной и состоит из 3 фаз:
- фаза тревоги («общий призыв к оружию защитных сил организма»)
- фаза повышенной сопротивляемости
- фаза истощения
Люди в обычных условиях используют лишь малую долю своих потенциальных возможностей. Истинные возможности проявляются в экстремальных условиях. Известно, что каждый может быстро бегать, если сзади будет мчаться рычащая овчарка. Вспомним историю, случившуюся в Китае накануне Олимпийских игр в Токио. Полиция преследовала одного грабителя и загнала его в тупик, из которого не было выхода. С трех сторон улицу ограждали высоченные заборы. Полиция торжествовала - участь воришки была предрешена. Но вор продолжал мчаться вперед, наращивая скорость; включили сирену и прожектор – это окончательно испугало несчастного. Издав душераздирающий вопль, он с прямого разбега, толчком с правой ноги взлетел над забором высотой 2м 51 см и скрылся. В газетах было объявлено, что если данный преступник добровольно явится на стадион в сектор прыжков в высоту, то ему все будет прощено, а кроме того его включат в олимпийскую команду и выплатят солидное денежное вознаграждение. На стадион явилось семь человек. Самый лучший прыгнул на 2м 03см. Это было ниже олимпийского норматива.
Вывод: стрессовая реакция обеспечивает мобилизацию жизненно важных систем организма при экстремальных воздействиях и является необходимым условием для борьбы со стресс-факторами, повышая адаптивные способности организма.
Стресс не только требует адаптации, но и тренирует способность человека к ней. Стресс связан не только с отрицательными, но и положительными эмоциями (например сильная радость, влюбленность).
Однако адаптационные возможности человека не являются безграничными. Перенапряжение адаптационных систем может привести к дезадаптации. В этом случае наблюдается понижение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, работоспособности, нарушается сон, аппетит, человек становится раздражительным, неуравновешенным. Люди, находящиеся в стрессовых ситуациях, вызванных потерей самообладания, непосильными нагрузками, несбывшимися надеждами, межличностными конфликтами подвержены депрессиям (дать определение депрессии; способы борьбы с ней), неврозам. Наркомания, алкоголизм, табакокурение нередко являются патологическими реакциями на стресс. Одно из последствий психоэмоционального напряжения - невроз неотреагированных эмоций. Любые сильные эмоции сопровождаются выделением большого количества гормона адреналина , который усиливает сердечную деятельность, учащает дыхание, тормозит работу кишечника.
Это обусловлено тем, что у предков человека после сильных эмоций всегда следовала интенсивная физическая нагрузка: они защищались, нападали или убегали, а выделившийся адреналин сгорал в топке действующей мускулатуры. У современного человека это не всегда так, и подавляемый гнев направляется внутрь организма, оказывая сильное отрицательное воздействие на внутренние органы, что может лежать в основе возникновения инфарктов, гипертонии, язвенной болезни, а также нарушений психического здоровья.
Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?» (приложение №2)
Продолжите фразу: «Стресс – хорошо, потому что…» (повышает адаптивные способности ; мобилизует системы организма при экстремальных воздействиях)
Продолжите фразу: «Стресс - плохо, потому что…» (может вызвать перенапряжение адаптационных систем, что ведет к нарушениям психического и физического здоровья)
Итак огромное число сильных раздражителей вынуждает нас постоянно принимать те или иные решения. Люди по разному реагируют на стресс.
Выделяют три типа стресс-реакций: мобилизационный (концентрация сил на преодоление стресса); паралитический (человек в подобной ситуации теряется и как бы цепенеет); панический (начинает действовать беспорядочно, мечется от одного к другому).
В первом случае, когда человек активен и деятелен, перенапряжения организма как правило не бывает. Второй и третий типы реакций могут вызвать перенапряжение организма, повлечь за собой различные заболевания. Знание своей стресс-реакции помогает прогнозировать свое поведение и направлять его в правильное русло.
Реакция на стресс во многом определяется такой психологической особенностью, как темперамент. Существуют четыре типа: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Определите свой тип темперамента на стрессовую ситуацию с помощью карикатуры Бидструпа (приложение№3).
Более точно определить свой темперамент можно с помощью теста (приложение №4) – выполняют дома.
Из истории нам известно, что когда Юлий Цезарь отбирал из новобранцев воинов для своих непобедимых легионов, то он старался вначале, как следует напугать человека. Испуг проявляется у разных людей по разному - у одних бледнеет кожа лица , а у других напротив вследствие прилива крови к кожному покрову-краснеет. Подумайте и скажите - бледнеющих или краснеющих Цезарь старался заполучить в свою армию?
Ответ: краснеющих (эти люди обладают сильным, уравновешенным и подвижным сангвиническим темпераментом, в экстремальной ситуации у них возникает «стресс льва». В кровь поступает большое количество адреналина, гормона стимулирующего двигательную активность. Опасность, как бы подстегивает такого человека, заставляет его действовать смело, уверенно, решительно).
У бледнеющего человека слабая нервная система и в крови у него выделяется ацетилхолин – гормон с действием, противоположным действию адреналина. В экстремальной ситуации возникает «стресс кролика» - дезорганизация деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и торможение. Сильная или слабая нервная система – это врожденное свойство (учитывается при выборе профессии). Важно уметь властвовать над своей психикой.
Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (приложение№5).
Практически любой человек при должной подготовке и тренировке обладает способностью к эмоционально-волевой саморегуляции. Методы: само убеждение, само приказ, самовнушение. Следует проявлять максимум силы воли, чтобы сделать то, что не хочется.
3.Заключительная часть. Задача – отработка личной стратегии противостояния стрессу. Как противостоять стрессу, не допустить дезадаптации? Вот несколько советов: - эмоциональному стрессу можно активно сопротивляться с помощью мышечных нагрузок (физическая культура и спорт, работа по дому); – мышечное расслабление (аутогенная тренировка); - эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведений искусства, красоты окружающей природы; - тихое хобби (любимое занятие): вязание, коллекционирование и т.п.; - положительные эмоции (новая любовь, оптимизм, коренные изменения в жизни) - сон - лекарство от многих бед, он позволяет восстановить силы; - общение с близким человеком; - время, самый сильный успокаивающий фактор;
Итог урока. Задача – обобщение опыта. Методы: «Аукцион идей» - основные принципы борьбы со стрессом и способы его быстрого снятия.
По итогам урока необходимо проверить:
- Формируется ли убеждение о способности человека адаптироваться в сложных жизненных ситуациях?
- Имеется ли представление о воздействии стресса на организм?
- Формируются ли навыки эффективного противостояния стрессу?
Домашнее задание:
- Обсудите с членами семьи способы быстрого снятия стресса.
- Подумайте, какие меры, способные снизить количество стрессовых ситуаций для учащихся, вы могли бы предложить администрации школы?
- С помощью теста определите свой темперамент (приложение№4)
Приложение №1
Тест "В порядке ли ваши нервы?"
Ускоряющийся ритм нашей жизни все увеличивает нагрузку на нашу нервную систему. И она все чаще начинает проявлять себя в раздражительности, вспыльчивости, нервозности... Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент? Хотя бы примерный ответ на этот вопрос, быть может, даст этот тест.
Варианты ответов на вопросы: очень, не особенно, ни в коем случае.
Раздражает ли вас:
— смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
— женщина «в летах», одетая, как молоденькая девушка?
— чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час пик)?
— курящая на улице женщина?
— когда какой-то человек кашляет в вашу сторону?
— когда кто-то грызет ногти?
— когда кто-то смеется невпопад?
— когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
— когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
— когда в кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма?
— когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть?
— когда вам дарят ненужные предметы?
— громкий разговор в общественном транспорте?
— слишком сильный запах духов?
— человек, который жестикулирует во время разговора?
— коллега, который часто употребляет иностранные слова?
За каждый ответ «очень» запишите 3 очка, за ответ «не особенно» — по 1 очку, за ответ «ни в коем случае» — 0.
Более 50 очков. Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это слишком расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие.
От 12 до 49 очков. Вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.
11 и менее очков. Вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее уязвимые стороны так в нем и не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия.
Приложение №2
Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Утверждение Часто Редко Никогда
1. Я чувствую себя счастливой. 0 1 2
2. Я сама могу сделать себя счастливой 0 1 2
3. Меня охватывает чувство безнадёжности 2 1 0
4. Я могу расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю. 0 1 2
5. Если бы я испытывала очень сильный стресс, я бы обязательно обратилась к врачу 0 1 2
6. Я склонна к грусти 2 1 0
7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим 2 1 0
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте 2 1 0
9. Я легко расстраиваюсь 2 1 0
Интерпретация результатов:
0 – 3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.
4 – 7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где – то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приёмы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.
Приложение №3
Определите свой тип темперамента на стрессовую ситуацию с помощью карикатуры Бидструпа
Приложение №4
Тест на определение темперамента
Возьмите лист бумаги. Напишите цифры вопросов от 1 до 20, напротив них отмечайте букву ответа («а», «б», «в», или «г»). Пройдя тест подсчитайте общее количество букв.
Из четырех утверждений вам необходимо выбрать одно, наиболее подходящее для вас.
- а) суетливы и неусидчивы;
б) жизнерадостны и веселы;
в) хладнокровны и спокойны;
г) застенчивы и стеснительны.
- а) вспыльчивы и невыдержанны;
б) деловиты и энергичны;
в) обстоятельны и последовательны;
г) в новой обстановке теряетесь.
- а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям;
б) склонны себя переоценивать;
в) умеете ждать;
г) сомневаетесь в свои силах.
- а) незлопамятны;
б) если что-то перестает интересовать, быстро остываете;
в) строго придерживаетесь системы в работе и распорядка дня;
г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника.
- а) вы обладатель порывистых, резких движений;
б) быстро засыпаете;
в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке;
г) покорны.
- а) к недостаткам нетерпимы;
б) работоспособны, выносливы;
в) в своих интересы постоянны;
г) легко ранимы, чувствительны.
- а) нетерпеливы;
б) бросаете начатые дела;
в) рассудительны и осторожны;
г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми.
- а) у вас выразительная мимика;
б) быстрая, громкая речь с живыми жестами;
в) медленно включаетесь в работу;
г) очень обидчивы.
- а) у вас быстрая, страстная речь;
б) в новую работу включаетесь быстро;
в) порыв сдерживаете легко;
г) очень впечатлительны.
- а) работаете рывками;
б) за любое новое дело беретесь с увлечением;
в) попусту сил не растрачиваете;
г) у вас тихая , слабая речь.
- а) вам присуща несобранность;
б) настойчивы в достижении цели;
в) вялы, малоподвижны;
г) ищите сочувствия других.
- а) быстро решаете и действуете;
б) в сложной обстановке сохраняете самообладание;
в) ровные отношения со всеми;
г) необщительны.
- а) инициативны и решительны;
б) быстро схватываете новое;
в) не любите попусту болтать, молчаливы;
г) одиночество переносите легко.
- а) стремитесь к новому;
б) у вас всегда бодрое настроение;
в) любите аккуратность;
г) робки, малоактивны.
15. а) упрямы;
б) в интересах и склонностях не постоянны;
в) у вас спокойная, ровная речь с остановками;
г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность.
16.а) имеете склонность к горячности;
б) тяготитесь однообразной кропотливой работой;
в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению;
г) у вас высокие требования к окружающим и себе.
17. а) склонность к риску;
б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко;
в) начатое дело доводите до конца;
г) у вас быстрая утомляемость.
18. а) резкие смены настроения;
б) склонны отвлекаться;
в) обладаете выдержкой;
г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению.
19. а) бываете агрессивным, задирой;
б) отзывчивы и общительны;
в) незлобивы;
г) мнительны, подозрительны.
20. а) в споре находчивы;
б) неудачи переживаете легко;
в) терпеливы и сдержанны;
г) имеете склонность уходить в себя.
Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.
Например:
«а» — 7 раз * 5 = 35% «б» — 10 раз * 5 = 50%
«в» — 2 раза * 5= 10% «г» — 1 раз * 5 = 5%
Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента.
«а» — тип холерика
«б» — тип сангвиника
«в» — тип флегматика
«г» — тип меланхолика.
В нашем примере доминирует тип «б» — сангвиник (50%). Определите свой доминантный тип.
Типы темперамента.
Холерик.
Неуравновешенный тип. Бурные эмоции, вспышки. Речь неровная, сбивчивая. Резкая смена настроений. С людьми неуживчив, прямолинеен. Не умеет ждать, нетерпелив. Стремится к новому постоянно, неустойчив в интересах.
Сангвиник.
«Живой», общителен, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Легко входит в новый коллектив, не скован. Быстро переключается с одной работы на другую. В решениях часто не собран. Речь четкая, громкая, быстрая.
Флегматик.
Уравновешенный. Рассудителен, осторожен, общителен в меру. Малоподвижен, инертен. Устойчив в интересах. Придерживается строгого распорядка на рабочем месте. Медленно переключается с одной работы на другую.
Меланхолик.
Малоподвижный, неуравновешенный. Все эмоции внутри. Нерешителен, не верит в себя, очень чувствителен. Замкнут, склонен к одиночеству. Устойчив в интересах. На контакты идет тяжело.
Приложение №5
Тест на самооценку стрессоустойчивости личности
Способность к саморегуляции — очень важное качество, помогающее человеку сохранить внутреннее равновесие, не допуская в сознание сведения, несущие угрозу для его благополучия.
Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу. Стрессоустойчивостъ — это свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты, обеспечивающие оптимальное достижение цели без вреда для здоровья человека. Ниже предлагается тест, который позволит тебе получить оценку твоего уровня стрессоустойчивости.
(Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. — М.: ВЛАДОС, 2001. Ч. 1. Основы психологии: 10 класс. — С. 187-188.)
Инструкция. Постарайся отвечать на вопросы как можно более искренне и откровенно. Обведи кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).
Утверждения | Редко | Иногда | Часто |
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе | 1 | 2 | 3 |
2. Я стараюсь работать, даже если совсем не здоров | 1 | 2 | 3 |
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы | 1 | 2 | 3 |
4. Я бываю настроен агрессивно | 1 | 2 | 3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес | 1 | 2 | 3 |
6. Я бываю раздражителен | 1 | 2 | 3 |
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно | 1 | 2 | 3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | 1 | 2 | 3 |
9. Я страдаю бессоницей | 1 | 2 | 3 |
10. Своим недругам я могу дать отпор | 1 | 2 | 3 |
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность | 1 | 2 | 3 |
12. У меня не хватает времени на отдых | 1 | 2 | 3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации | 1 | 2 | 3 |
14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя | 1 | 2 | 3 |
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом | 1 | 2 | 3 |
16. Я делаю все быстро | 1 | 2 | 3 |
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт | 1 | 2 | 3 |
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки | 1 | 2 | 3 |
Обработка и интерпретация результатов. Далее подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости, по таблице:
Суммарное число баллов | Уровень вашей стрессоустойчивости |
51-54 | 1 - очень низкий |
53-50 | 2 - низкий |
49-46 | 3 - ниже среднего |
45-42 | 4 - чуть ниже среднего |
41-38 | 5 - средний |
37-34 | 6 - чуть выше среднего |
33-30 | 7 - выше среднего |
29-26 | 8 - высокий |
18-22 | 9 - очень высокий |
Чем меньше число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.
Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...
Выступление на педагогическом совете "Физиологические и психологические причины неуспеваемости"
Раскрываются физиологические и психологические причины неуспеваемости школьников....
Статья "АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ТАНЦАМ"
При обучении детей классическому танцу успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей, что позвол...
Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе
Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе...
Урок по ОБЖ на тему: «Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»
Урок проводился в 9 классе в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель здоровья -2015"...
Презентация к уроку на тему «Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»
Для сопровждения урока на тему "Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка" выполнена презентация в программе Power Point. Слайды имеют описание. Периодичность ч...
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста.
Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста....