Дополнительная программа Естественнонаучной направленности "ЭКО-ЛЕС"
рабочая программа по обж (6, 7 класс)
Программа расчитана на два года. Для 6-7 классов Имеет эколого-биологичекую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_eko-les.docx | 479.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хотьковская средняя школа №1
Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Рассмотрено на заседании ШМО Учителей химии, биологии, географии От «________________ 2019г протокол № ____________ | Утверждаю Директор МБОУ Хотьковская СОШ№1 ________Маслаков С.М «__»___________2019г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«ЭКО-ЛЕС»
Автор-Составитель:
Мошнакова Татьяна Владимировна
учитель географии, ОБЖ
I квалификационной категории
г.Хотьково
2019-2020 уч.год
Программа "ЭКО-ЛЕС"
1.Пояснительная записка
Пусть всегда будут звери,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть Земля хорошеет
Каждый день, круглый год.
И леса на планете
Снова будут родиться.
И, как прежде, с весною
Все вокруг расцветет.
Подростковый возраст - это возраст стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. А главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя.
Перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей. В связи с социально-экономическими преобразованиями в стране, модернизацией системы образования, на первый план вышло определение стратегии и тактики развития эколого-биологического образования, природоохранной и лесоводческой деятельности, которые безусловно нужно создавать и воспитывать с детства.
Человечеству, чтобы выжить, необходимо принять иную модель развития, изменить способ своей жизнедеятельности, провести кардинальные изменения в различных сферах. Достижению этих целей во многом способствует экологическое образование школьников. Человек, обладающий экологической культурой, не сможет по своим убеждениям совершать поступки, вредящие природе.
Лес – ценное богатство нашей страны. Где бы не росли леса, всюду они приносят неоценимые услуги человеку, являясь источником разнообразных материальных благ, эстетического наслаждения, радости, вдохновения и здоровья.
Школьные лесничества являются одной из эффективных форм подготовки подрастающего поколения к труду, воспитания бережного отношения к природе, формирования у учащихся навыков правильного природопользования, а также получения подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности.
В целях воспитания у обучающихся любви и бережного отношения к лесным богатствам страны, углубления их природоохранных знаний, приобретения навыков проведения лесохозяйственных мероприятий наша школа (МБОУ ХСОШ №1) заключила договор от 25 декабря 2018 г. с лесничеством ГКУ МО "Мособллес". На базе школы создано школьное лесничество с наименованием "Лесовички".В него вошли учащиеся 7-ых классов в количестве 20 чел.
В связи с этим была разработана программа кружка «ЭКО -ЛЕС».
Программа«ЭКО -ЛЕС» рассчитана на 2года.
Обучающиеся привлекаются к работе школьного лесничества "Мособллес" и участию в экологических акциях. Обучающиеся подробно знакомятся с технологией создания проектов и создают свои собственные проекты, направленных на улучшение окружающей среды своего региона.
Подробно изучается проблема мусора, загрязнение воды, почвы, воздуха. Используя лабораторные приборы, обучающиеся оценивают состояние окружающей среды.
Программа дополнительного образования кружка «ЭКО-ЛЕС"имеет эколого-биологическую и естественнонаучную направленность.
Осуществляется работа по направлениям:
Природоохранная деятельность:
- Охрана лесов от пожаров (патрулирование).
- Проведение природоохранных рейдов, опросов населения.
- Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, кормушек, скворечников, создание презентаций, видеофильмов.
Лесохозяйственная деятельность:
- Уход за лесными культурами.
- Сбор лесных семян.
- Сбор лекарственного сырья.
- Изготовление кормушек, скворечников.
- Работа в школьном дендрарии.
Эколого-просветительская деятельность:
- Изготовление средств наглядной агитации (аншлагов, плакатов, листовок, видеофильмов, презентаций и т.д.).
- Проведение экологических форумов, конференций, семинаров, игр, викторин, вечеров, встреч с работниками лесного хозяйства.
Учебно-исследовательская деятельность:
- Теоретические занятия.
- Проведение опытов.
- Проведение исследовательских работ.
- Создание экологических проектов.
Организационная деятельность:
- Составление плана работы школьного лесничества на следующий учебный год.
- Оформление отчетов, документов о работе школьного лесничества.
Цель программы:формирование у учащихся представления о мире, бережного отношения к окружающей среде, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания.
Задачи курса:
- расширить кругозор учащихся по лесоведению и экологии;
- помогать в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств;
- научить правильному использованию леса, его восстановлению;
- пропагандировать знания о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей;
- изучить профессии, связанные с работой в лесном хозяйстве;
- уметь давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;
- знать видовой состав растений и животных своего края.
Образовательные
• научить ребенка умению жить, через познание себя, изучение мира и его законов и преобразовывать себя и свою жизнь через трудовые отношения;
• формировать исследовательские навыки;
• обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.
• формировать знания о единстве природы, закономерностях природных явлений, о взаимодействии природы, общества, человека, об экологических проблемах и способах их разрешения;
Развивающие
• развивать способности к анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;
• способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка.
• развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;
• формировать умение публичных выступлений;
• развивать критическое мышление;
• способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей;
• развивать нравственные и эстетические чувства;
Воспитательные
• воспитывать нового человека через осознание творческого взаимодействия человека и окружающего его мира;
• совершенствовать способности к самообразованию;
• формировать стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды;
• способствовать развитию духовной потребности в общении с природой;
• воспитать экологически направленные ценностные ориентации личности, мотивов и потребностей, привычки экологически целесообразного поведения и деятельности;
• способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни;
• создавать условия для воспитания личности обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию, умение работать в группе для нахождения общего согласованного решения;
• проявлять стремление и желание улучшить состояние окружающей среды своей местности, свой образ жизни.
Планируемые личностные результаты:
У обучающихся будет сформировано:
- ценностное отношение к природе, бережливость в отношении ее ресурсов;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- система знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «человек-природа» как основа экологического образования и воспитания учащихся;
- умение оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
Обучающиеся получат возможность сформировать:
- активную жизненную позицию;
- мотивацию стать активными защитниками окружающей среды;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Метапредметные результаты отражаются:
- в умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- в формировании и развитии экологического мышления, в умении применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации .
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер).
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенного и искать самостоятельно средства достижения цели;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- определять возможные источники необходимых сведений;
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
- использованию биологических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных проблем и проектирования путей их решения;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- определять общие цели;
- распределять роли;
- договариваться друг с другом;
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Обучающийся получит возможность научиться:
- организации работы в малых группах
- использованию элементов технологии продуктивного чтения
Предметные результаты:
обучающиеся научатся:
- моделям поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
- сберегать в быту природные ресурсы: воду, природный газ и другие энергоносители, различные материалы;
- способам экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- способам ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды и других природных ресурсов);
- применять познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях;
Результатом работы в школьном лесничестве является:
- Участие в региональных, федеральных конкурсах
- Участие в региональном слёте школьных лесничеств Московской области.
- Участие в акциях.
Формы подведения итогов реализации программы кружка "ЭКО-ЛЕС"
Результаты работы школьников будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх, акциях и т.д. Учитель ведёт учёт всех достижений кружковцев, фиксирует их в своём журнале, а учащиеся получают условные баллы. В качестве поощрения школьники получат благодарности, диплом, грамоты, ценные подарки.
Содержание курса (7 классы - 36 час )
1. Введение в работу школьного лесничества.Визитная карточка Подмосковья. (2ч)
2.Климатические условия нашего района. Сезонные изменения в нашем регионе. Климат и природа.(1час)
3. Лес и его значение.Лесоведение. Лесовосстановление.Лесная таксация.Леса Московской области, экологическое и хозяйственное значение.Изучение объектов животного и растительного мира, включенных в Красную книгу Московской области.Лесные семена. Лесные питомники.Семенное и вегетативное размножение.Краткие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растениях. Дикорастущие растения, используемые в пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений(21ч)
4. Участие в экологических акциях (12 ч)5. Организация, подготовка и представление проектных работ. Выступление агитбригады. (4 ч.)
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение в работу школьного лесничества | 1 | 1 | ||
2 | Экологическая акция «Посади дерево» | 2 | 2 | творческая работа (фотоматериалы, сочинения) | |
3 | Визитная карточка Подмосковья. Где мы живем? | 1 | 1 | ||
4 | Климатические условия нашего района | 1 | 1 | ||
5 | Лес и его значение | 3 | 1 | 2 | презентации |
6 | Лесоведение. Живая природа (почвы, растительность, животный мир) | 3 | 1 | 2 | |
7 | Знакомство с историей создания и структурой Красной книги Московской области | 1 | 1 | презентации | |
8 | Лесоводство. Дендрология. Виды рубок в лесу. Лесные дары. | 3 | 1 | 2 | |
9 | Лесовосстановление. Лесные семена. Лесные питомники. Семенное и вегетативное размножение. | 3 | 1 | 2 | |
10 | Лесная таксация. Понятие о лесной таксации. Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса. | 3 | 1 | 2 | |
11 | Охрана и защита леса. Организация охраны леса. Вредители и болезни леса и меры борьбы с ними. | 2 | 1 | 1 | Просмотр видеофильма |
12 | Лесная селекция. Составление гербария разных растений | 2 | 2 | Составление гербария | |
13 | Экскурсия в природу «Зеленые» патрули | 2 | 2 | творческая работа (фотоматериалы, сочинения) | |
14 | Проведение фотоконкурса "Природа зимой" | 1 | 1 | творческая работа (фотоматериалы, сочинения) | |
15 | Акция: «Берегите лес от пожара» | 1 | 1 | конкурсы плакатов, развешивание по городу листовок противопожарной направленности | |
16 | Акция: «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца». | 1 | 1 | Изготовление кормушек для птиц, скворечников. | |
17 | Выступления агитбригады в начальной школе: «Да сохранится шар земной!» | 1 | 1 | Презентациивыступление | |
18 | Уход за растениями в школьном саду | 2 | 2 | творческая работа (фотоматериалы,) | |
19 | Акция:"Мы за чистый лес! " | 2 | 2 | творческая работа (фотоматериалы,) | |
20 | Подготовка проекта к защите . | 1 | 1 | Видеофильм, презентация | |
итог | 36 | 10 | 26 |
Содержание курса (8 классы - 36 ч)
1. Введение в работу школьного лесничества (2ч.)
2. Виды ресурсов и их использование в истории человечества. Ресурсосбережение. Экологические проблемы общества (13 ч.)
3.Водные ресурсы Подмосковья.Реки,родники,озера Подмосковья.
4.Оценка состояния атмосферы, шумового загрязнения. Влияние леса на шумовое загрязнение (6ч.)
5. Участие в экологических акциях (8 ч.)
6. Организация, подготовка и представление проектных работ (7 ч.)
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Введение в работу школьного лесничества | 2 | 1 | 1 | ||
2 | Экологические акции: «Посади дерево», «Лес Победы». | 2 | 2 | творческая работа (фотоматериалы, сочинения) | ||
3 | Водные ресурсы Подмосковья.Реки,озера Подмосковья | 3 | 2 | 1 | ||
4 | Экологическое состояние водоема. Пути загрязнения воды в природных водоемах. | 2 | 1 | 1 | Фотоотчеты, презентации | |
5 | Необходимость экономии воды в быту. Способы экономии воды. | 1 | 1 | |||
6 | Оценка состояния атмосферы, шумового загрязнения | 2 | 1 | 1 | ||
7 | Разрушение почв леса, загрязнение твердыми бытовыми отходами | 2 | 1 | 1 | Фотоотчет, реферат | |
8 | Сохранение памятников природы | 2 | 1 | 1 | презентации | |
9 | Формирование ландшафтов. | 1 | 1 | |||
10 | Экскурсии на природу: «Зеленые» патрули», «Лес наш друг» | 2 | 2 | творческая работа (фотоматериалы, сочинения) | ||
11 | Экскурсия в лес для определения состава и полноты древостоя | 2 | 2 | |||
12 | Акция «Мы – за чистую воду» | 1 | 1 | Сочинения, фотоматериалы, | ||
13 | Акция « С голубого ручейка…» | 1 | 1 | |||
14 | Изучение и сохранение зон отдыха. | 2 | 1 | 1 | Презентация, фотоотчет | |
15 | Практические занятия в лесу.Работа в лесном питомнике. | 4 | 4 | фотоотчет | ||
16 | Подготовка проекта к защите . | 6 | 3 | 3 | Презентация,реферат | |
Урок-конференция.Защита исследовательских работ | 1 | 1 | Зачет | |||
Итого | 36 | 13 | 23 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для проведения занятий необходимо наличие:
- базовых кабинетов биологии и географии;
- компьютера;
- мультимедийного проектора;
- экрана;
- наглядныхпособий, гербариев и коллекций минералов;
- канцелярских принадлежностей;
- литературы и методических пособий;
- нормативных документов и регламентирующих актов;
- картографических карт и других материалов;
- закрепленного лесного участка;
- школьного лесного питомника;
- инструментов и оборудования для ведения лесохозяйственных работ;
- таксационных измерительных инструментов и приборов;
- лесохозяйственной техники.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- методы обучения: наглядный, практический, исследовательский проблемный, проектный;
- формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная;
- формы организации учебного занятия: акция, беседа, встреча с интересными людьми, выставка, защита проектов, игра, практическое занятие, выставка творческих работ;
- педагогические технологии: технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология коммуникативного общения, здоровьесберегающая технология.
- дидактические материалы – раздаточные материалы, анкеты, тесты.
Календарный учебный график
- Продолжительность 2019-2020 уч. г.:
Начало 02.09.2019г,
Окончание – 29.05.05.2020г
Количество занятий в неделю – 1
Длительность занятия -45 мин.
II. Продолжительность 2020-2021 уч. г.:
Начало02.09. 2020г
Окончание.28.052021г
Количество занятий в неделю – 1
Длительность занятия -45 мин.
Регламентирование учебного процесса на 2019-2020 уч. г.
Iчетверть.02.09.2019 -27.102019
Осенние каникулы 28.10-03.11
II четверть 04.11-30.12
Зимние каникулы 31.12-12.01
III четверть13.01-20.03
Весенние каникулы 23.03-31.03
IV четверть01.04-29.05
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Л. Ф. Греханкина ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ Методическое пособие для учителя АСОУ2017
2.Программа «Мир заповедной природы» / Л. Ф. Греханкина, А. Н. Захлебный, В. Я. Синицина, В. А. Ясвин. – М., 2001; География в школе. – 2002. – № 6.
3. Экологическое и эстетическое воспитание школьников под ред. Л.Л. Печко – М., 1984г.
4. Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практическая экология для всех. СПб, «Крисмас+», 2005.
5. .Экологическое образование и воспитание школьников: методические рекомендации. – Тула, 1990.
6. Вронский, В. А. Особо охраняемые природные территории / В. А. Вронский // География в школе. – 2000. – № 3.
7. Горохов, В. А. Национальные парки России (книга для учащихся) / В. А. Горохов, С. С. Вишневская. – М.: Просвещение, 1997.
8 . Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды. М., «ТЦ Сфера»,2005.
9. Учебные материалы по географии Москвы и Московской области: Учеб.пособие. Сост.: А.И. Алексеев, О.В.Гаврилов, В.Г.Глушкова, Л.Ф. Греханкина, Э.В. Ким. – М.: Издательство Московского Университета, 2012. - 40 стр.
Интернет-ресурсы
3.https://mosoblcenter.edumsko.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»
В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...
Образовательная дополнительная программа"Я и ты - страна Россия"
Данная образовательная программа реализуется в рамках нескольких направленностей: военно-патриотической, туристско-краеведческой, социально-педагогической. В 2002 году В Подольском муниципальном район...
Дополнительная программа по ФГОС "Мастерица"
Методическая разработка...
Дополнительная программа по предмету «Туризм» 5 класс Авторы-составители: Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна
Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредствен...
Авторская дополнительная программа по швейному делу «Маленькие секреты элегантности»
Программа предусматривает более углубленное изучение темы "Шитье по журналам мод"....
Дополнительная программа по плаванию.
программа дополнительного образования по плаванию физкультурно - спортивной направленности написана в соответствии с федеральными требованиями....
Программа по предмету "Сольное пение" является частью дополнительной программы ранней профессиональной ориентации "Музыкальное исполнительство", срок реализации - 1 год.
Учебный предмет "Сольное пение" занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе хорового отделения. Основная направленность настоящей программы - расширение у обучающи...