Тема урока: «Чрезвычайные ситуации природного характера. Вулканы»
план-конспект занятия по обж (7 класс)
7 кл Тема урока: «Чрезвычайные ситуации природного характера. Вулканы»
- Вулкан.
- Вулканическая активность.
- Основные типы вулканических построек.
- Вулканические продукты.
- Районы вулканической активности.
- Последствия извержения вулканов.
- Защита населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_vulkany.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Чрезвычайные ситуации природного характера. Вулканы»
Разработка урока
Преподаватель-организатор ОБЖ Морозов Дмитрий Анатольевич
Задачи:
Углубить знания учащихся о чрезвычайных ситуациях природного характера, вулканах.
Дать учащимся представление о порядке оповещения и защите населения от последствий извержения вулканов.
Методы и приёмы преподавания:
Беседа в сочетании с проверкой домашнего задания, демонстрацией наглядных пособий, презентаций.
Средства обучения:
Сообщения учащихся, презентации, учебные пособия
Проверка знаний:
Что такое — чрезвычайная ситуация.
Что такое — опасное природное явление.
Механизм происхождения ОПЯ. Классификация ОПЯ.
Правила поведения населения в ЧС природного характера.
Изучение нового материала.
Вулкан.
Вулканическая активность.
Основные типы вулканических построек.
Вулканические продукты.
Районы вулканической активности.
Последствия извержения вулканов.
Защита населения.
Вулканы.
Вулкан — геологическое образование на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластические потоки.
Вулкан — коническая гора, из которой время от времени вырывается раскалённое вещество — магма. Магма образуется при высоких давлениях и температурах в земной коре и верхней мантии ( в литосфере ). Процесс образования магмы происходит при тектонических движениях плит литосферы на активных её окраинах. Слово вулкан происходит от имени от бога огня Вулкана. Наука, изучающая вулканы — вулканогия.
Вулканы классифицируются:
-По форме (щитовые, стратовулканы);
-активности (действующие, спящие, потухшие);
-местонахождению (наземные, подводные, подледниковые) и другие.
Вулканическая активность.
Среди вулканологов нет единого мнения, как определить активный вулкан. Период активности вулкана может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет. Астрофизики считают, что вулканическая активность вызванная, в свою очередь, приливным воздействием других небесных тел, может способствовать появлению жизни. В частности, именно вулканы внесли вклад в формирование земной атмосферы и гидросферы, выбросив значительное количество углекислого газа и водяного пара, так же учёные считают, что слишком активный вулканизм, как например, на спутнике Юпитера Ио, может сделать поверхность планеты непригодной для жизни.
Основные типы вулканических построек.
Существуют три типа извержения вулканов.
Если газы выделяются из магмы относительно спокойно, то она изливается на поверхность, образуя лавовые потоки. Такое извержение получило название — эффузивного.
Если газы выделяются быстро, происходит как бы мгновенное вскипание магматического расплава, и он разрывается расширяющимися газовыми пузырьками. Происходит мощное взрывное извержение, которое получило название — эксплозивного.
Если магма очень вязкая и её температура невелика, то она медленно выдавливается на поверхность. Такое извержение называется — экструзивным.
Вулканические продукты.
Типы извержений.
В зависимости от количества вулканических продуктов газообразных, жидких и твёрдых, и состава лавы выделяют 4 основных типа извержений :
Гавайский — спокойное излияние жидкой лавы.
Стромболианский — наряду с обильным излиянием лавы, отмечаются небольшие взрывы.
Купольный — выжимание и выталкивание вязкой лавы.
Вулканический — характеризуется выбросом большого количества обломков горных пород, лавы, пепла. ( Существуют и подводные извержения).
В момент поступления на поверхность, продукты извержения вулканов, представлены:
лавой разной степени вязкости;
пирокластическим материалом (тефрой);
разнообразными по составу и температуре вулканическими газами, аэрозолями
Жидкая лава перемещается со скоростью 40-50км/ч, формируя лавовые потоки. Наиболее мелкий вулканический пепел может разноситься на расстояния свыше 1000 км, покрывая огромные площади. Субмикронные вулканические частицы вместе с капельками серной, соляной и других кислот образуют вулканические аэрозоли, которые, попадая в стратосферу, разносятся по всему земному шару.
Районы вулканической активности.
Вулканов на Земле около 500. Примерно 370 из них находятся на берегах и островных дугах Тихого океана (Алеутские, Курильские, Японские, Филиппинские, Зондские острова) и на окраинах материков Северной Америки, Центральной Америки, в Андах на западе Южной Америки. 9 действующих вулканов находятся в Антарктиде. Несколько вулканических островов находятся в Индийском океане. В Атлантическом океане их только 45.
Кроме Тихоокеанской зоны, на Земле есть две области вулканизма. Одна из них находится в Африке, где есть действующие вулканы Килиманджаро в Кении и Камерун в Центральной Африке. Известны действующие вулканы в Эфиопии, Уганде, Танзании. Другая область включает Средиземноморье и Малую Азию, а также Восточную Турцию и Иран.
На территории России деятельность вулканов наблюдается в районах Камчатки и Курильских островов. Так, например вулкан Авачинский, расположенный недалеко от города Петропавловска - Камчатского, за последние 200 лет извергался 16 раз.
Последствия извержения вулканов.
Наиболее опасными явлениями для человека и окружающей среды при извержении вулканов являются образующиеся при этом продукты извержения вулканов. Они бывают жидкими, твёрдыми и газообразными. В соответствии с этим вулканы могут извергать:
-лавовые потоки;
-вулканические грязевые потоки;
-твёрдые вулканические продукты;
-палящую вулканическую тучу;
-вулканические газы.
Защита населения.
Для обеспечения защиты населения от последствий извержения вулканов организуется постоянное наблюдение за предвестниками этого явления.
Предвестниками извержения являются вулканические землетрясения, которые связаны с пульсацией магмы, продвигающейся вверх по подводящему каналу. Специальные приборы регистрируют изменения наклона земной поверхности вблизи вулканов. Перед извержением меняется местное магнитное поле и состав вулканических газов, выделяющихся из фумарол (места выхода вулканических газов на поверхность Земли).
В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведется непрерывное наблюдение за вулканами.
Организуется надежная система оповещения органов управления промышленных предприятий и населения об угрозе извержения вулкана.
У подножия вулканов запрещается строительство предприятий, жилых зданий, автомобильных и железных дорог, запрещается производить взрывные работы.
Наиболее надёжным способом защиты населения от последствий извержения вулкана является эвакуация. При поступлении сигнала об угрозе извержения вулкана необходимо немедленно покинуть здание и прибыть в пункт эвакуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОБЖ на тему: "Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера" в 10 классе
Разработка подробного конспекта урока...
Урок-ОБОБЩЕНИЕ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс.
Методическая разработка урока с целью проверить знания учащихся. Урок проводится с использованием презентации. Проверка усвоения знаний составлена в игровой форме ( игра "...
Урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»...
Открытый урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Открытый урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»...
Презентация к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера".
Презентация к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера"....
разработка урока по ОБЖ,в 5 классе, по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера"
разработка урока 5 классе по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера».Тип учебного занятия по дидактической цели – урок усвоения новых знаний.Оборудование: учебник, р...