7 класс. Основы безопасности поведения в толпе. Паника. Развитие речи: комплексная работа с текстом.
план-конспект урока по обж (7 класс)

Берсенёва Светлана Николаевна

Урок по данной теме достаточно актуален. Кроме того, важен он и в плане работы над развитием у обучающихся осознанного отношения к процессу чтения текстов разного стиля (художественный, научно-публицистический). Также ведётся работа над формированием у детей навыков восприятия звычащего текста, понимания услышанного, умения усваивать информацию из прослушанных текстов. На уроке используются проблемное обучение, приём ИНСЁРТ технологии ТРКМЧП, практические методы (учитель с учеником наглядно показывают на этапе закрепления изученного приёмы безопасного поведения в толпе), комплексная работа по анализу текста, как его художественных особенностей, так и с целью повторения орфографии, пунктуации, грамматических навыков, развития культуры речи. Были использованы 2 текста: текст научно-публицистического стиля о правилах безопасного поведения в толпе при возникновении чрезвычайной ситуации и художественный текст - отрывок из рассказа Л.Н.Толстого  "Ходынка". На уроке были использованы рабочие карты, что очень удобно при проведении интегрированных уроков с применением  различных современных технологий и приёмов, в частности приёмов работы с разными текстами.Домашнее задание включало в себя отдельную работы с учебником ОБЖ и задание по карточке (работа с текстом - отрывком из рассказа Л.Н.Толстого "Ходынка"). Задание по карточке предполагало возможность выбора заданий для учащихся с низким и средним уровнем знаний по русскому языку. На уроке использованы видео- и аудиоматериалы по теме урока для прослушивания текстов и усвоения социально значимой информации. К сожалению, видеоматериалы загрузить не удалось.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок ОБЖ-русского языка

Тема: Основы безопасности поведения в толпе. Паника. Развитие речи: комплексная работа с текстом.

Цели:

  1. Деятельностная:
  • формирование познавательного интереса посредством применения современных педагогических приёмов (инсерт);
  • осознание проблемы опасности паники в толпе для жизни человека;
  • содействие формированию понимания и оценки опасностей в толпе, расширение кругозора обучающихся, проектирование  правил безопасного поведения в толпе и при возникновении паники;
  • развитие умения систематизировать и анализировать информацию.
  1. Образовательная:
  • изучение материала по теме «Основы безопасности поведения в толпе. Комплексная работа с текстом»;
  • ознакомление обучающихся с правилами поведения в толпе, приёмами преодоления паники; закрепление навыков комплексной работы с текстом; знаний по стилистике; признаков текста; умения анализировать содержание текста, извлекать из него информацию по теме урока.

Задачи: 
• образовательные: формировать умение анализировать текстовой материал; усвоить правила безопасного поведения при большом скоплении людей, при возникновении паники.
• развивающие: способствовать овладению навыком принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. 
• воспитательные: развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем; воспитывать чувство сострадания к чужой беде, чувство ответственности за свою безопасность и оказание помощи окружающим.
Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать содержание текста при помощи нового приёма; закрепят знания по стилистике; научатся безопасному поведению в толпе.
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 
Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. 
Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию. 
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами. 

Ход урока:

  1. ОРГМОМЕНТ.- 1 мин.

А.П.: Здравствуйте! Хочу начать наш урок с вопросов к вам: Вы бываете на концертах? На крупных развлекательных мероприятиях? В цирке? Бывали в крупных городах? Пользуетесь общественным транспортом? (ДА!)

А.П.: Тогда наш сегодняшний урок может оказаться вам очень полезен.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

А.П.:

Перед вами на партах лежат карточки. На них написаны опорные слова. Мы предлагаем вам подобрать к ним слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с данными на карточках. Подпишите ниже под каждым слова-ассоциации, что вам приходит в голову, когда вы думаете об этих понятиях: ОПАСНОСТЬ, ТОЛПА, ПАНИКА.

- РАБОТА УЧ-СЯ С КАРТОЧКАМИ. – 2 мин.

А.П.: Прочитайте, что у вас записано под словом ОПАСНОСТЬ…

                                                                                             Беда

                                                                                             Болезнь

                                                                                             Вред

                                                                                             Травма

                                                                                             Гибель

                                                          А что под словом ТОЛПА?

                                                                                          Народ

                                                                                 Столпотворение

                                                                                      Толкучка

                                                                                           Куча    Давка

                                                                                         Крики

                                                                                         Огромное море людей

                                                          И последнее – под словом ПАНИКА…

                                                                                                       Страх

                                                                                                       Ужас

                                                                                                       Бегство

                                                                                                        Крик

 А.П.:   Спасибо! Как тогда можем сформулировать значение слова ОПАСНОСТЬ?

(СИТУАЦИЯ, КОТОРАЯ МОЖЕТ ПРИЧИНИТЬ ЧЕЛОВЕКУ ВРЕД). 

А.П.: А какую связь можно установить между данными вам тремя опорными словами?

(В ТОЛПЕ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ. МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ПАНИКА.)   

А.П.: Известны ли вам подобные случаи из жизни? Если нет, то попробуйте привести примеры, в каких конкретных случаях могут возникнуть такие ситуации?

(НА СТАДИОНАХ, НА КОНЦЕРТАХ, ПРИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ, ПРИ ТЕРАКТАХ). Ну, а сейчас формулируем цель нашего урока (Познакомиться с правилами безопасности при нахождении в толпе).

С.Н.: А поможет нам в этом комплексная работа с текстами, и навыки работы с текстом также являются целью сегодняшнего урока.

А.П.: Оказывается, такие ситуации происходят систематически и очень часто уносят большое количество человеческих жизней. Известен, например, случай страшной массовой давки в Москве в 1896-м году на Ходынском поле, где народ собрался по случаю коронации императора Николая II. Тогда погибло около тысячи пятисот человек и было покалечено ещё около тысячи человек.

С.Н.: Перед вами задание № 2. Читаем вслух.

- ЧТЕНИЕ ВСЛУХ.

С.Н.:  Докажите, что перед нами – текст. (ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ И ГРАММАТИЧЕСКИ. ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ОБЩАЯ ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ),

- ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ: стиль – художественный, тип речи – повествование.

С.Н. Да, перед вами отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Ходынка».

- Скажите, элементы какого стиля ещё присутствуют в тексте? (РАЗГОВОРНОГО – диалог).

- Назовите тему данного отрывка (ДАВКА НА ХОДЫНСКОМ ПОЛЕ).

- Какова основная мысль текста? (СТРАШНЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНИКИ В ТОЛПЕ, АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, СКОПЛЕНИЯ ОГРОМНОГО КОЛИЧЕСТВА НАРОДА).

- Какие чувства испытываете вы при чтении этого отрывка? (СОСТРАДАНИЯ К ЛЮДЯМ, ЖАЛОСТИ).

- Для себя какие выводы можете сделать о поведении в подобных ситуациях? (ЛУЧШЕ НЕ ОКАЗЫВАТЬСЯ В ТАКОЙ ТОЛПЕ. НЕ ПОДДАВАТЬСЯ ПАНИКЕ. ).

А.П.: Такие страшные случаи происходят, к сожалению, и в наше время. 

- ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА. – 3 мин.

А.П.: При работе со следующим текстом вы должны попытаться сформулировать правила безопасного поведения в толпе, при большом скоплении людей. Работаете в парах или индивидуально – как вам комфортнее.

С.Н.: Текст читаете про себя. На полях ставите значки: + - «Уже знал», ! - «Узнал новое», ? – «Непонятное». В итоге после такого аналитического чтения заполните кратко таблицу.

Для формулировок можете делать черновые записи на свободных строчках ниже текста.  

- РАБОТА С ТЕКСТОМ В ПАРАХ  – 15 мин.

С.Н.: Чем отличается данный текст от предыдущего? (СТИЛЬ – НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ. ТИП РЕЧИ – ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ.) Чем схожи тексты? (ТЕМОЙ, ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ).

- Назовите тему текста (ОПАСНОСТЬ ПРИ БОЛЬШОМ СКОПЛЕНИИ ЛЮДЕЙ).

- Какова основная мысль этого текста? (БОЛЬШОЕ СКОПЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ НЕСЁТ ОПАСНОСТЬ. НЕЛЬЗЯ ПОДДАВАТЬСЯ ПАНИКЕ В ТОЛПЕ).

- Что выписали в 1-й столбик вашей таблицы?

- Что выписано у вас во 2-м столбике?

- Что записали в 3-й столбик?

КОММЕНТИРОВАНИЕ ЗАПИСЕЙ – 5 мин.

А.П. Сейчас попробуйте устно сформулировать правила безопасности в толпе.

  1. Никогда не идите против движения скопления людей.
  2. Держитесь ближе к краю, опасайтесь поручней, углов и ступенек.
  3. Если вы уронили какую-то вещь (сумку, куртку или зонт), не пытайтесь её поднять - это может стоить вам жизни.
  4. Не предпринимайте активных действий в толпе - не цепляйтесь руками, их могут сломать.
  5. Постарайтесь застегнуть куртку, согните руки в локтях, прижмите их к корпусу и постепенно выбирайтесь.
  6. Если вы упали, сразу закрывайте голову руками, постарайтесь резко встать.

А.П.: Можно практически показать элементы безопасности при движении в толпе (С УЧЕНИКОМ ПОКАЗЫВАЕТ ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУК ПРИ ДВИЖЕНИИ В ТОЛПЕ И ДЕМОНСТРИРУЕТ НА ПРАКТИКЕ) – 1 мин.

  1. Д/З

А.П. с.131-133 – читать, с.133-134 – учить.

С.Н.: по русскому языку – задание на карточках – продолжите работу с рассказом «Ходынка».

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

С.Н.:

- Перед вами на партах остались ещё карточки со значками.

А.П.: Если вы сегодня на уроке усвоили правила безопасности, которые помогут вам в сложных ситуациях,

С.Н.: если вам помог в работе новый приём анализа содержания текста, то прикрепите на доску карточки с ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ знаком.

А.П.: Если же вы мало что поняли по теме нашего урока, то используйте карточки с ВОПРОСИТЕЛЬНЫМ знаком.



Предварительный просмотр:

  1. ОПАСНОСТЬ                                         ТОЛПА                                                 ПАНИКА

_________________________                   ______________________                   _______________________

_________________________                   ______________________                   _______________________

_________________________                   ______________________                   _______________________

_________________________                   ______________________                   _______________________

_________________________                   ______________________                   _______________________

_________________________                   ______________________                   _______________________

Запишите под каждым словом слова или словосочетания – ассоциации с данными словами.

  1. Прочитайте текст. Определите стиль текста, тип речи, тему текста, основную мысль.

И вот дошли до Ходынского поля. А тут уж народ по всему полю чернеет… Сошелся Емельян с товарищами, тоже костер развели, сели... А тут и солнце взошло, чистое, ясное. И весело стало. Играют песни, болтают, шутят, смеются, всему радуются, радости ожидают…

— Я тебе сказываю. Не по закону, а выдают уж подарки. Я сам видел.

— Известно, шельмы артельщики. Им что. Кому хотят, тому дают.

— Да это что же. Разве это можно противу закону?

— Вот те можно.

— Да идём, ребята. Чего смотреть на них.

Все встали. Емельян пошел вперёд вместе с товарищами.

Не прошел он двадцати шагов, как народ стеснил так, что идти стало трудно.

— Чего лезешь?

— А ты чего лезешь?

— Что ж, ты один?

— Да буде.

— Батюшки, задавили, — послышался женский голос. Детский крик слышался с другой стороны.

… Емельян, напруживая здоровые, широкие плечи и растопыривая локти, раздвигал, как мог, и рвался вперёд, хорошенько не зная зачем, — потому только, что все рвались и что ему казалось, что прорваться вперёд непременно нужно. Сзади его, с обоих боков были люди, и все жали его, а впереди люди не двигались и не пускали вперед. И все что-то кричали, кричали, стонали, охали. Емельян молчал и, стиснув здоровые зубы и нахмурив брови, не унывал, не ослабевал и толкал передних, и хоть медленно, но двигался. Вдруг всё всколыхнулось и после ровного движения шарахнулось вперёд и в правую сторону.

И там, куда летели мешочки с подарками, слышны были крики, хохот, плач и стоны.

… Емельяна кто-то больно толкнул под бок. Он стал еще мрачнее и сердитее. Но не успел он опомниться от этой боли, как кто-то наступил ему на ногу. Пальто, его новое пальто, зацепилось за что-то и разорвалось. В сердце ему вступила злоба, и он из всех сил стал напирать на передовых, толкая их перед собой. Но тут вдруг случилось что-то такое, чего он не мог понять… Тут в первый раз на него нашел страх. Он упал. Женщина в ковровом платке навалилась на него. Он стряхнул её с себя, хотел вернуться, но сзади давили и не было сил. Он подался вперёд, но ноги его ступали по мягкому — по людям. Его хватали за ноги и кричали. Он ничего не видел, не слышал и продирался вперед, ступая по людям…

Домашнее задание (можно выбрать для себя задания).

1.Выпишите из текста просторечные и устаревшие слова и выражения.

2.Выполните синтаксический разбор последнего предложения текста.

3.Прочитайте рассказ «Ходынка» Л.Н.Толстого полностью. Что вы можете сказать о главном герое? Запишите своё мнение о нём (2-3 предложения).

  1. Прочитайте текст. Читая, одновременно отмечайте на полях значками: + - «Уже знал»; ! – «Узнал новое»; ? – «Осталось непонятным». Попробуйте сформулировать основные правила безопасного поведения в толпе.

        Находясь в современном обществе, живя в большом городе, не так уж трудно оказаться в месте массового скопления людей. Много публики часто собирается на парады и шествия, на концерты и выступления звёзд эстрады, во время различных акций и политических выступлений, в клубах, метро, на остановках общественного транспорта. Опасность толпы не всегда сразу себя проявляет. Люди любят собраться вместе, потолкаться, покричать лозунги, погорланить песни. Но не всегда весёлая, шумная компания или массовое сборище имеет благоприятный настрой. Опасность толпы заключается в её спонтанности и силе воздействия на каждого индивидуума в отдельности.

       При массовом скоплении между людьми иногда нет разницы - все становятся на один уровень. Собравшись в толпу, люди перестают быть отдельными личностями, и превращаются в единый организм, движимый непостижимой и непредсказуемой силой. В толпу может превратиться почти  любое скопление людей. Для этого нужен только толчок, после которого люди теряют контроль над собой. Это может быть паника, вызванная любым стихийным бедствием, пожаром или террористическим актом. Это могут быть проявление экстремизма на митингах, всплеск эмоций на спортивных мероприятиях или концертах. Или желание отдельных групп поживиться, пользуясь безнаказанностью.

       Паника — одна из форм поведения толпы. Большинство определений паники связано с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состоянием периодического испуга, ужаса, нарастающих в процессе взаимного заражения ими. Это состояние, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля, вплоть до отключения сознания, характеризующееся невменяемостью, наступает при чувстве большой смертельной опасности (явной или мнимой). В этом состоянии человек полностью теряет контроль над своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие критическую их оценку, рациональность и этичность. Примером может служить паника на корабле «Титаник», паника во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров и других стихийных бедствий, а также при внезапном наступлении смертельного исхода.

Термины, понятия из текста, ранее уже известные мне (+)

Что нового узнал из текста (!)

Что осталось в тексте непонятным? Что вызывает вопросы? Какие? (?)

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...

Урок развития речи. Комплексный анализ текста

Урок развития речи в 8 классе. Комплексный анализ текста "Памятник подлецу" с заданиями в формате ОГЭ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Урок-лекция "Безопасное поведение в толпе во время массовых мероприятий"

Урок-лекция для 9-11 классов. Можно использовать для инструктажа для учащихся, персонала и учителей....

"Развитие речевой культуры учащихся в процессе комплексной работы с текстом"

В настоящее время снижение уровня речевой культуры в обществе, особенно в среде школьников, настолько масштабно, что очевидна необходимость совершенствования речевой подготовки учащихся средних школ....

Региональный дистанционный конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах». ДООП " Правила дорожной безопасности"

Обеспечение успешной адаптации школьников к дорожным условиям. объединяя усилия работников всех сфер образования, родителей , самих детей позволяет создать условия для развития дополнительного образов...