Программа «Патриот и гражданин» гражданско-патриотического воспитания
проект по обж
Мы Отечество не выбираем,
потому что Отечество в нас.
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
Этим и определяется необходимость создания целевой программы патриотического воспитания учащихся МБОУ СОШ № 4.
Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Наша модель ориентированна на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Так как стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, то в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения и воспитания в школе направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patriot.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено и введено
в действие приказом
директора МБОУ «СОШ№4»
№ _______ от «_____________»2017 г.
Директор школы
______________Г.Г.Нуруллина
Программа
«Патриот и гражданин»
гражданско-патриотического воспитания
в Чистопольском МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №4»
на 2017-2019 уч.г.
составитель преподаватель ОБЖ
учитель высшей категории
Николаев Александр Викторович
г. Чистополь 2017 г.
Содержание
- Аналитическая записка
- Обоснование актуальности
- Концептуальные основы
- Цели и задачи
- Содержание деятельности – программа патриотического воспитания «Патриот и гражданин»
- Характеристика основных ресурсов реализации программы
- Ожидаемый результат
- План реализации программы
- Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.
- Список литературы
Аналитическая записка
Мы Отечество не выбираем,
потому что Отечество в нас.
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
Этим и определяется необходимость создания целевой программы патриотического воспитания учащихся МБОУ СОШ № 4.
Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Наша модель ориентированна на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Так как стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, то в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения и воспитания в школе направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.
Обоснование актуальности
Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает в себя разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни общеобразовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
Поэтому наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Способность легко и ответственно вписываться в новые условия проявляется в готовности личности выпускника к социальному взаимодействию, в адекватном отношении к себе, к окружающим. Таким образом, нельзя не согласиться с В.В.Давыдовым, который, говоря о школе, подчеркивает, что если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей, то для этого необходимо создать такую систему воспитания и обучения, которая организует эффективное функционирование новых типов воспроизводящей деятельности.
Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, направлен к созданию долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь.
В основу целевой программы патриотического воспитания МБОУ СОШ № 4 положены требования государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка", Закона РФ "Об образовании", Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г., Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Национального проекта «Образование»
На основе указанных выше документов разработана и реализуется данная программа.
Центральное место в МБОУ СОШ № 4 занимает гражданско-патриотическое воспитание, которое состоит в воспитании высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, выполнения гражданского долга в мирное и военное время, формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма, развития познавательных интересов и потребностей.
Обновление содержания образования в МБОУ СОШ № 4 направлено на развитие детей, повышение их интеллекта и престижа духовных ценностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому в МБОУ СОШ № 4 создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие гражданско-патриотической позиции.
Концептуальные основы
- формирование ведущих качеств личности;
- непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;
- практическую деятельность педагогов и воспитанников;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
- неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона.
Цели и задачи.
Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи патриотического воспитания:
Цель программы патриотического воспитания МБОУ СОШ № 4
Создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основные задачи программы:
- формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну;
- воспитать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- совершенствовать нравственные качества, воспитывать достойных патриотов и защитников Отечества;
- формировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Содержание деятельности – программа
«Патриот и гражданин »
Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.
В МБОУ СОШ №4 процесс образования и воспитания осуществляется на идее личностного подхода, на принципе природосообразности, преемственности, непрерывности, толерантности.
Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.
Основные направления реализации Программы
- Совершенствование процесса патриотического воспитания
- Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания
- Координация деятельности ОДО в интересах патриотического воспитания
- Информационное обеспечение в области патриотического воспитания
- Использование государственных символов России в патриотическом воспитании
Учитывая психологические и физиологические возрастные особенности детей и подростков, единый образовательный процесс, в МБОУ СОШ № 4 созданы условия для обеспечения полноценности сегодняшней жизни ребенка на каждом из возрастных этапов (в детстве, отрочестве, юности), поэтому в программе определили три ступени.
На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:
- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
- сформировать у детей желание и умение учиться;
- гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
- мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия, беседы.
На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:
- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
- заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.
Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:
- определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
- продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
С учетом этого в школе работают ОДО: «Юный патриот», ОФП, баскетбол, шахматы, волейбол, футбол, «ЮИД»
Школьные ОДО посещают 42% учащихся.
Связующим звеном в системе воспитательной работы являются традиционные «ключевые» дела: выставки цветов, посвященные праздникам, презентация классных коллективов, день самоуправления, неделя добра, праздники первоклассников «Мы теперь не просто дети, мы теперь совет друзей!», совместный «последний урок» 1 и 11 классов, смотр по силовой подготовке «Если ты мужчина», эстафета «Зарничка», конкурсная программа «Один день армейской жизни», фестиваль патриотической песни, митинг Памяти у Вечного огня , вахта памяти.
В педагогической копилке учителей имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий, методические запасы постоянно пополняются, наиболее интересные находки обобщаются.
Основные направления работы | Базовые мероприятия по направлениям |
Реализация образовательных программ патриотического воспитания обучающихся в урочное время | Уроки ОБЖ музыки, МХК, истории и права, литература и ИЗО |
Формирование гражданско – патриотического сознания | декада «Мои года – мое богатство» праздничные мероприятия, посвященные дню Матери, месячник Защитника Отечества |
Привлечение общественности к решению проблем патриотического воспитания детей и молодежи | Уроки мужества; Торжественные линейки, посвященные открытию месячников; Встреча с ветеранами «Как это было»; Праздничные концерты: «Мы милой маме посвятим», «Не стареют душой ветераны», «В кругу друзей». |
Создание системы гражданско – патриотического воспитания детей | Школьный фестиваль патриотической песни 4-11 классы «Служу Отечеству»; Школьный Смотр строя и песни 4,5 классы; Праздники первоклассников «Мы теперь не просто дети, мы теперь совет друзей!», Смотр по силовой подготовке «Если ты мужчина», Эстафета «Зарничка», конкурсная программа «Один день армейской жизни» |
Повышение уровня работы школьного пресс-центра по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи | Оформление тематических стендов, выставки книг в школьной библиотеке; Детская картинная галерея; Конкурс плакатов «Война – жесточе нету слова»; Вернисаж портретов «Мой папа», «Моя мама»; Тематические фоторепортажи и видеорепортажи |
Патриотическое воспитание через различные формы экскурсионной работы | Походы выходного дня: обзорные экскурсии по городу, в музей «Истории города». лекционно-туристические поездки |
Сотрудничество с родителями и педагогами | Родительские собрания |
Система воспитательной работы направленная на благотворительность | Операция «Забота». Поздравление учителей и учителей-пенсионеров с днем учителя, 23 февраля, 8 марта Операция «Ветеран»- изготовление сувениров, встречи, поздравления ветеранов ВОв с Днём Победы Акция «Я здесь живу и потому за всё в ответе» Социальный проект «Неделя добра» |
В патриотическом и гражданском воспитании педагогический коллектив видит мощный и эффективный потенциал формирования и развития коммуникабельности, деловой и нравственной культуры учащихся, воспитание личности гуманной, креативной, способной не только мыслить, но и творить, созидать, сострадать.
Таким образом, изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования в целом и организации учебно-воспитательного процесса нашей школы, важнейшей задачей которого является успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе – это одно из базовых направлений деятельности школы.
В соответствии с этим развитие системы образования и воспитания в школе предопределяет необходимость реализации ряда приоритетных направлений:
- формирование чувства патриотизма и сознания учащихся, сохранение и развитие у них чувства гордости за свою страну;
- формирование нравственных ценностей, основанных на исторических традициях, нравственности, культурном наследии своего Отечества;
- воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения, желание достигнуть поставленной цели, удовлетворённости от выполнения своего долга;
- формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью
- подготовка учащихся к осознанному служению обществу, к жизни, законам и требованиям этого общества;
- социализация детей и подростков на основе педагогического сотрудничества учащихся, учителей и родителей в системе ученического самоуправления, расширения межведомственных связей с внешкольными учреждениями.
Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы: учебные кабинеты, компьютерный класс, актовый зал, библиотека, читальный зал, книгохранилище, 2 спортивных зала, гимнастический городок, тир, специально оборудованный и оформленный кабинет органов ученического самоуправления; компьютерное оборудование и ТСО: магнитофоны – 8 штук, телевизор - 8 штук, принтер – 5 штук, сканер – 2 штуки, мультимедийный проектор.
Ожидаемый результат
Реализация целевой программы патриотического воспитания «Патриот и гражданин »:
- конкретизирует цели воспитательной работы;
- содействует решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
- поможет воспитать чувства верности конституционному и воинскому долгу;
- создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;
- повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;
- позволит создать условия для преемственности поколений.
Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников ОУ № 4 повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, городу Чистополю.
Автор программы стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.
Сроки реализации программы: с август 2017 г. по август 2019 г.
Этапы реализации программы:
Организационный (август - сентябрь 2017 г.).
Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.
Основной этап (октябрь 2017 г. – май 2018 г.).
Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.
Обобщающий (2018 – 2019г.).
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
Согласовано
Директор МБОУ «СОШ №4»
________________Г.Г.Нуруллина
План реализации программы.
Деятельность по созданию системы патриотического воспитания | Участники деятельности | Сроки | |
I этап (проектный) | |||
1. Создание и программирование работы творческой группы. | администрация, педагоги, | август 2017г. | |
2. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете. | администрация, педагоги, учащиеся | август 2017г. | |
3. Изучение научно-методической литературы | администрация, учителя, | август 2017г. | |
4. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса. | администрация | сентябрь 2017 г. | |
5. Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания. | администрация | сентябрь 2017 г. | |
6. Проектирование модели личности выпускника. | администрация, кл. руководители | сентябрь 2017 г. | |
7. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы» | администрация, кл. руководители | сентябрь 2017 г. | |
8. Кадровое обеспечение реализации воспитательной системы школы. | администрация | сентябрь 2017 г. | |
II этап (практический) | |||
| администрация, кл. руководители | Сентябрь 2017г. | |
2. Лекторий «Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету». | А.В.Николаев | Октябрь 2017г. | |
3. Знакомство учащихся школы с правилами поведения велосипедистов на улицах города. | кл. руководители, А.В. Николаев | Октябрь 2017г. | |
4. Проведение на базе школы районных праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов | администрация, учителя, учащиеся | Октябрь 2017 г. | |
5. Конкурс «Семье – главную дорогу» | Л.Л.Мармулова | Октябрь 2017г. | |
6. Литературная гостиная «Стихи военных лет» | библиотекарь | Октябрь 2017, 2018 г. | |
7. Посещение краеведческого музея боевой славы воинов – интернационалистов. | администрация кл. руководители | Ноябрь 2017г. | |
8. Заочное посещение Музея Войны г. Казани. | администрация, кл. руководители | Ноябрь – декабрь 2018 г. | |
9. Организация поисковой работы по сбору материалов о ветеранах войны | администрация, кл. руководители, библиотекарь | Ноябрь – декабрь 2018 г. | |
10. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел: - экскурсии по городу; - конкурс гражданско-патриотической песни; - выставки рисунков «Мой город», «Армия и профессия военного глазами детей»; «День защитника Отечества», «Салют, Победа», встречи с ветеранами войны и вооруженных конфликтов, военнослужащими – выпускниками школы, «А ну-ка, парни!» | администрация, кл. руководители, А.В.Николаев | Январь – февраль 2018г. | |
| И.А.Мелешина, Кл руководители 8 – 11 классов Кл. руководители 6-11 классов Кл. руководители 4-5 классов Учителя физкультуры А.В.Николаев, Кл. руководители А.В.Николаев, Кл. руководители | Март – апрель – май 2019 г. | |
III этап (обобщающий) | |||
1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников. | администрация, учителя | 2018-2019 г. | |
2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспиатния | администрация, руководители МО, учителя | 2018-2019 г. | |
3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы. | администрация, учителя | 2018–2019г. | |
4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ. | администрация | 2019г. |
Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.
- Наличие плана воспитательной работы по данному направлению
- Система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик)
- Участие в работе творческой группы по проблемам патриотического воспитания.
- Объективные статистические показатели:
- Участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, районных, городских конкурсах и проектах.
В школе разработана система педагогических диагностик, которые направлены на выявление:
- уровня развития классного коллектива («Социометрия»);
- уровень воспитания ученика и класса в целом («Уровень воспитанности»);
- определения единства взглядов, убеждений, мнений пожизненно важным вопросам, («Ценностно-ориентационное единство /ЦОЕ/», «Школа оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина»,Метод шкалирования и ранжирования /Л.В.Байбародова /)
Литература.
1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 2008, № 8. С. 56 - 62
2. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 2007. С. 68 - 75
3. Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы//Открытая школа. 2000, № 1. С. 16 - 18
4. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 - 52
5. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.
6. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62
7. Краткий справочник по педагогическим технологиям/Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997
8. Орлова Т. В. Перспективное планирование развития школы. М. 2000
10. Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2000, № 6. С. 19 - 43
11. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание патриотов - одна из задач родительского воспитания."
Разработка родительского собрания....
Воспитательный проект "Патриот" по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников
Основной целью программы является создание системы патриотического и гражданского воспитания учащихся с целью формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национ...
"Воспитание патриотов - одна из задач родительского воспитания".
Внеклассное занятие: "Воспитание патриотов - одна из задач родительского воспитания"....
"Воспитание патриотов - одна из задач родительского воспитания".
Родительское собрание...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...
Круглый стол для родителей «Воспитать патриота. Семья как специфическая среда воспитания»
как специфическая среда патриотического воспитания ребенка».Цель: Вовлечь родителей, учащихся в общее дело класса – воспитание патриотических чувств.Задачи:Осветить необходимость форм...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания ресурсного центра "Юный патриот"
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания ресурсного центра «Юный патриот» разработана на основе государственной программы духовно-...