Круглый стол для родителей «Воспитать патриота. Семья как специфическая среда воспитания»
материал (5 класс)
как специфическая среда патриотического воспитания ребенка».
Цель: Вовлечь родителей, учащихся в общее дело класса – воспитание патриотических чувств.
Задачи:
- Осветить необходимость формирования у детей патриотической компетентности;
- Показать роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка;
- Вовлечь родителей в групповую работу по теме;
- Привлечь семьи для участия в спортивном празднике «Мама, папа, я – спортивная семья», посвящённом Победе в Великой Отечественной войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_s_roditelyami.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол для родителей
«Воспитать патриота. Семья как специфическая среда воспитания»
Патриот - это человек,
служащий родине,
а родина – это
прежде всего народ.
Н.Г.Чернышевский
Методическая разработка.
«Воспитать патриота. Семья как специфическая среда патриотического воспитания ребенка».
Цель: Вовлечь родителей, учащихся в общее дело класса – воспитание патриотических чувств.
Задачи:
- Осветить необходимость формирования у детей патриотической компетентности;
- Показать роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка;
- Вовлечь родителей в групповую работу по теме;
- Привлечь семьи для участия в спортивном празднике «Мама, папа, я – спортивная семья», посвящённом Победе в Великой Отечественной войне.
Оборудование: проектор, презентация, листы с анкетой, таблички с надписями «теоретики», «практики», «аналитики»
2.2.1. Пояснение к ведению круглого стола с родителями
Организация проведения.
- В подготовке и проведении собрания задействованы практически все родители класса
- Предварительно за неделю до собрания родители делятся на группы «теоретиков», «практиков», «аналитиков» и получают задание: подготовить теоретическое выступление по теме и поделиться опытом, практическими наработками по теме, обработать результаты анкетирования
- При входе в класс, группы занимают свои места за столами. Для родителей поставлены по кругу столы для общения. Родители занимают места за столами в соответствии с категорией семьи: 1) «мама + я – папа», 2) «мама + папа + я», 3) «мама + много детей», 4) «мама + я».
Всем родителям раздаются георгиевские ленты
Предварительная работа педагога.
В классе оформлена выставка, посвящённая вопросам патриотического воспитания: работы детей по теме «Город, в котором я живу», фотовыставка «Мой любимый город », оформлен фотоальбом «Мой дом родной», детям предоставлена художественная литература по данной теме; в классе размещена символика
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
2.2.2. Ход круглого стола.
1. Вступительное слово учителя
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к нашему родному краю, к родному городу и ответить на главный вопрос нашей работы «Как воспитать патриота в семье?» - Философы, экономисты, психологи, педагоги указывают на самые различные функции современной семьи: производственную, хозяйственно-бытовую, статусную, досуговую, психологическую. Однако семья характеризуется прежде всего тем, что осуществляет такую важнейшую функцию, как воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности. Задача семьи и родителей направлена на формирование в детях ответственного отношения к труду, идейным, моральным, духовным ценностям, среди которых на первом месте те, которые отражают отношение ребёнка к своему Отечеству.
В преддверии празднования Победы в Великой Отечественной войне речь на собрании пойдёт о роли семьи в воспитании патриота страны, помнящем историческое прошлое своего народа, свято хранящего традиции и историческую память своей семьи.
2. Сообщение группы «теоретиков» (выступление родительницы Литвиненко К. Н.).
Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительно-тёплых отношениях между родителями и детьми. Уже в первый период жизни ребенка семья имеет большие потенциальные возможности социального воздействия на его сознание и чувственную сферу. Возможности эти кроются во многом: и в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи, ответственности, помощи, и в глубочайших чувствах родительской любви. Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, родных местах, Родине. В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Где был до войны ты и твой отец?», «Где ты был в годы войны?», «Как погиб мой дедушка?». С этими и десятками других вопросов сталкиваются родители. Современные дети, интересующиеся книгами и фильмами о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.
Жизнь показывает, что дети, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют традиции своей семьи, народа-патриота. В семьях сложились многообразные традиции по воспитанию у подростков патриотического сознания и чувства. Что же может сделать семья по воспитанию патриотических чувств у подростков?
3. Постановка проблемы
- Сегодня мы должны решить: нужны ли нам патриоты и как воспитать истинного патриота?
4. Выступление группы «аналитиков» (родитель Бизюлев П.Н.)
Все ли родители говорят с детьми о Родине, героическом прошлом нашего народа? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне: много об этом говорят в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств, тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
- Анализ анкет родителей учащихся.
Я сегодня хочу проанализировать анкеты родителей учеников нашего класса, которые были розданы накануне родительского собрания. Ещё раз напомню вопросы, на которые вы отвечали.
- Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был убежденным патриотом своей страны, или для вас это неважно?
- Как в вашей семье ведется работа по воспитанию патриотизма у ребенка?
- Знаете ли вы родословную своей семьи? Если да, то как вами передаются эти знания?
- Хранятся ли в вашей семье военные реликвии дедов и прадедов? Знают ли дети о них?
- Как вы отмечаете с детьми День Победы?
- Считаете ли вы необходимым вести целенаправленную работу в школе по патриотическому воспитанию?
- В каких классных мероприятиях по формированию патриотических чувств вы могли бы принять участие?
Проведя статистическую обработку анкет, познакомлю вас с результатами
Из вышесказанного можно сделать вывод:
-Все респонденты хотят вырастить своего ребёнка патриотом страны;
-В большинстве семей ведётся целенаправленная работа по патриотическому воспитанию детей;
-50 % опрошенных знают родословную своей семьи;
- 25 % хранят военные реликвии дедов и прадедов, ведут беседу с детьми о них;
-100 % семей отмечают День Победы и вовлекают в празднование детей;
-100 % опрошенных считают целесообразным вести работу по патриотическому воспитанию в школе;
- родителями предложены такие классные мероприятия, как
«коллективно-творческое дело»,
«спортивный праздник, посвящённый празднованию Дня Победы»,
«участие в патриотических конкурсах различного уровня»,
«составление презентации о родственнике, воевавшем в Великой Отечественной войне»,
«организация выставки рисунков на военную тему».
6. Выступление группы «практиков» (родительница Малахова Е.А.)
Семья и школа выполняют свои уникальные функции. Заменить друг друга они не могут, но, если мы стремимся к полноценному развитию ребенка как личности и гражданина своего государства, школа и семья должны взаимодействовать. Семьей создается образ окружающего мира, в котором ребёнку предстоит жить. Во взрослую жизнь он вступает с уже сформировавшимся сознанием и мировоззрением, жизненной позицией.
Школа – источник знаний, а семья – источник человеческой духовности и отражение всей национальной духовной культуры, в том числе Родины и государства. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребенку именно в семье через отношения матери и отца. Именно в любви к своей матери и отцу заложено чувство семейного воспитания.
Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или школе? Конечно, семье! В.А. Сухомлинский, говорил: «Воспитание детей – это труд, причём очень кропотливый». Отец и мать – самые близкие и самые убедительные образцы, с которых ребенок берет пример, которым он подражает, глядя на которых, строит свое поведение».
Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто, как замесишь, так и выросло». Как же надо замесить его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, в гордость для своих родителей и своего молодого государства?
Детство – самый важный период для развития всех качеств личности ребёнка. Попав в школу, ребенок впитывает ростки добра и зла В современном мире правильно воспитывать ребёнка – это непростая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей.
Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, что добро, не оставлять его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет – равнодушным, или заботливым и внимательным. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм проявляется как в тяжёлых жизненных ситуациях, так и в повседневной жизни страны.
Без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное и важное. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим миром. Наша с вами задача – помочь ребёнку познакомиться с этим миром.
Родина – это город, населенный пункт, в котором человек живёт, и улица, на которой стоит его дом. Детская площадка у дома и пение птиц в городском парке – это тоже Родина.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотой родной природы, родного края, родной страны. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и трепетные осинки и понимают, что это красиво и дорого, потому что родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.
Наш круглый стол ответит на многие вопросы. Сегодня мы попробуем разобраться в том, что нам мешает и помогает воспитывать искреннего патриота своего государства.
Первый вопрос.
Что такое патриотизм? Что значит любить Родину? (высказывания родителей).
Любовь – это сфера чувств, и мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребёнка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они всё замечают и подражают нам. Давайте поэтому вместе любоваться природой нашего города, рассказывать детям обо всём, что нас окружает. Это может быть строение или улица, на которой мы живём, памятники и люди, в честь которых они установлены, школа, Дом культуры, библиотека.
Начинать надо с самого близкого и дорогого, с воспитания любви к близким, к семье. Как вы думаете, что это значит?
Да, любовь к Родине воспитывается через любовь к отцу и матери, своему товарищу, к родному краю. Именно с любви к матери и зарождается личность. Знает ли ваш ребёнок бабушек и дедушек и других родственников? Как их зовут, где они живут, чем они занимаются, где работают?
Рассматриваете ли вы семейные фотографии вместе с детьми? Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и малого. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе истории и времени. Такой есть в каждой семье. В нём собирают фотографии родных и близких людей, радостные и торжественные семейные события, а порой просто забавные случаи. Поэтому, листая альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже тот отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими, как вы и бабушка была просто мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.
Какие праздники и как вы отмечаете дома? Какое место в них отводится ребёнку? (высказывания родителей).
Какие традиции есть у вашей семьи? Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи жизненного опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом, положительно влияют на личность ребёнка.
Очень хорошо, когда родители внушают своему ребёнку доверие к педагогу. Итак, первое условие доверия – игра.
- Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем. Игра «Семейный сундучок» (проводит Коржов С.С.)
Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Учитель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
- большая красивая книга русских народных сказок;
- альбом и краски;
- букварь;
- банка варенья, шоколад, конфеты;
- котенок;
- старинные семейные фотографии;
- игрушки бабушек и дедушек;
- открытки памятников города Енакиево;
- картинки с изображением орденов и медалей;
- кукла, одетая в военную форму;
- пилотка;
- пряники, ватрушки;
- кулинарная книга;
- спортивные атрибуты;
- перчаточные куклы для кукольного театра;
- рыбий жир.
Второй вопрос. «В чем проявляется патриотизм?»
Показать ребенку, что надо любить и беречь, как и почему,- задача и родителей, и школы. Что вы можете предложить?
(Заслушивание ответов родителей)
Их предложения:
- Экскурсии по городу, краеведческому музею.
- Рассказы о достопримечательностях.
- Знакомство с улицей, где живёшь.
- Чтение и рассматривание книг.
- Посещение ДК, школы, библиотеки.
- Запись детей в кружки при Доме культуры.
- Посещение всех мероприятий в школе, ДКгорода.
- Активное совместное участие в праздниках города.
- Просмотр телепередач.
10. Разучивание стихов о родном городе, о молодой республике ДНР
Учитель:
- Гуляя по другим городам обращать внимание детей на красивые скверы, площади, улицы, фонтаны, великолепные здания, памятники и т. д.
Знакомя ребенка с родным городом, рассказывайте о других странах и государствах, развивайте у него познавательный интерес. И будет хорошо, если у вас и дома будут глобус и карта, интересные книги о жизни животных и растений разных стран.
Третий вопрос «Как научить любить Родину?»
Памятка для родителей (подготовила Лазебная А.А.)
«Как научить ребенка любить свою малую Родину?»
- Совершайте всей семьёй прогулки, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного села.
- Рассказывайте о достопримечательностях нашего края.
- Гуляя по улицам села и бывая на природе, фотографируйте ребёнка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.
- Помните, всё начинается с малого, воспитывайте у ребёнка любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.
- Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации.
- Поощряйте любознательность ребёнка.
Анкета для родителей (проводит учитель)
- ФИО
- Есть ли у вас дома животное?
- 3.С какой целью вы их приобрели?
- Просит ли ваш ребёнок завести животное?
- Что мешает вам это сделать? (Трудные жилищные условия, не любите животных, не хотите себя обременять лишними заботами).
- Проявляет ли ваш ребёнок интерес к животным на улице?
- Если ребёнок принесёт бездомное животное домой, как вы поступите?
- Если при вас ребёнок поступит жестоко с животным, ваша реакция?
- Позволяете ли вы смотреть ребёнку фильмы ужасов, какая реакция на них у ребёнка?
- Какие человеческие качества выступают для вас наиболее ценными и важными для жизни?
- Какие личные качества вы бы хотели видеть у вашего ребёнка, когда он вырастет?
Четвертый вопрос «Что мешает воспитывать патриота?»
Наши дети растут в разных семьях. Трудности финансовые, материальные, нестабильность в обществе, негатив последних событий сказался на микроклимате каждой семьи, перевернул устоявшуюся жизнь. Поставил ряд испытаний, которые надо вынести достойно не только взрослым, но и детям.
(Просмотр видеороликов с интернета «Донбасс информирует»)
Высказывания родителей.
Анонимное анкетирование (проводит учитель)
- Обсуждали ли вы со своими детьми подобные видео?
- Вели разговоры на тему «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
- Как реагировали дети на ваши вопросы?
- Анализировали ли вы их ответы?
- Приходилось ли вам переубеждать ребенка и в чем?
- Как вы относитесь к празднованию Дня защитника Отечества 23 февраля,
Дня Независимости ДНР в свете последних событий?
- Высказывали ли негативное отношение по поводу трудностей, возникших на территории ДНР и ЛНР?
- Как вы стараетесь воспитать у ребенка правильное отношение ко всему происходящему?
Сейчас многие соблазны толкают на преступления, ведущие и к предательству интересов своего народа, и к отказу от многих общечеловеческих норм, которые закладывались прежде всего в родителей нынешних учеников.
Игра – тренинг «Согрей сердечко! »
Задание: какую фразу ты будешь использовать в разговоре с ребенком для формирования убеждения «быть патриотом важно».
Каждый говорящий за столом держит бумажное сердечко, говорит фразу и передает следующему участнику.
- Выступление руководителя губкинского патриотического поискового клуба «За Родину!», Юдина А.Н. Просмотр видеороликов с интернета «Донбасс сообщает» с комментированием.
«Лучшее средство привить
детям любовь к отечеству состоит
в том, чтобы эта любовь была у отцов».
А. Колчак
8. Выступление детей (литературно - музыкальная композиция)
Воспитательный процесс невозможен без детей. Они – самое главное в нем!
«Лучше нет родного края!» П. Воронько
Песня «Кино идет»
автор слов и музыки Елена Плотникова.
Автор текста: И. Шаферан.
Композитор: Э.Колмановский.
Песня “Солнечный круг”
Автор текста: Ошанин Л.
Композитор: Островский А.
9.Конкурс для будущих защитников Отечества.
- А теперь посмотрим на наших защитников!
(Несколько конкурсов на ловкость, меткость, скорость, в которых участвуют только мальчики).
- Ведение мяча вокруг кегли.
- Метание мяча в цель.
- Метание кольца
10.Игра - тренинг «Продолжи пословицу» участвуют дети + родители. Определяются победители.
11.Подведение итогов круглого стола
Некоторые советы по патриотическому воспитанию.
1. Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего народа!
2. Познакомьте детей с их родиной, с их ближним и дальним окружением, а затем со всей страной, с успехами и достижениями народа!
3. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл!
4. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на нем.
5. Прививайте своему ребёнку чувство гордости за свою страну, народ.
6. Учите ребёнка свято чтить историческое прошлое семьи, народа, страны!
12. Заключительное слово учителя
-Сегодня наше собрание прошло в необычной форме. Мы услышали выступления «теоретиков», «практиков», «аналитиков» представителей семей разных категорий и получили советы по воспитанию в семье юного патриота. Я попрошу вас оценить работу собрания сигнальными карточками. Если вы считаете, что оно прошло плодотворно и вы почерпнули для себя что-то новое в плане воспитания юного патриота, поднимите синюю карточку. Если вы считаете, что этому вопросу не стоит уделять внимание, поднимите красную карточку.
Ваше голосование показало, что сегодня среди вас не осталось равнодушных к этой теме родителей. Творческая группа «аналитиков» подготовила «памятки для родителей по воспитанию юного патриота» (приложение № 7) и дарят вам их на память. Ну а воспитывать патриота в своих детях вы можете только личным примером. Сегодня на груди у вас георгиевская лента, символ памяти об историческом прошлом нашей страны и вашей памяти обо всех, кто отстаивал и защищал мир на нашей планете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для родителей учащихся 6А класса (с использованием «мозгового штурма») Семейное воспитание и здоровье наших детей
Круглый стол для родителей учащихся 6А класса(с использованием «мозгового штурма»)Семейное воспитание и здоровье наших детей...
Круглый стол для родителей "Как помочь творческому воспитанию ребенка"
Конспект родительского собрания...
Круглый стол для родителей на тему: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»
Данный материал содержит информацию для родителей о психологических особеннстях одаренного ребенка, о роли семьи в раскрытии его одаренности....
Круглый стол для родителей "Семь "Я"
Всем хочется, чтобы семья была дружная и в доме царило взаимопонимание. А как это сделать? Об этом говорили родители за круглым столом....
Круглый стол для родителей. Тема «Каков он, успешный родитель?»
Совершенствование чувства родительства (любви, ответственности); повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка школьного возраста....
Круглый стол для родителей обучающихся на тему: «Семейное воспитание. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения».
Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.Задачи:Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.Содействовать формиро...
Круглый стол с родителями студентов 12 группы тема «Каков он, успешный родитель?»
Совершенствование чувства родительства (любви, ответственности); повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания подростка....