Урок ОБЖ 10 класс
план-конспект урока по обж (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Алферьевка Пензенского района Пензенской области
БЕЗОПАСНОСТЬ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
урок по ОБЖ в 10 классе
подготовил учитель ОБЖ
Зиманов Андрей Андреевич
Цели и задачи
Сформировать знания учащихся о приёмах оказания первой помощи, отработать действия в экстремальных ситуациях. Обучить учащихся приёмам ориентирования на местности в различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Подготовить обучаемых к безопасному поведению в повседневной жизни и в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
План урока
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
Вопросы к учащимся:
- Что называется чрезвычайной ситуацией?
- Какие чрезвычайные ситуации могут возникнуть в вашем регионе с учётом его географических и экологических особенностей?
- Варианты поведения при возникновении чрезвычайной ситуации в районе вашего проживания.
- Изложение программного материала.
- Практическая часть.
- Закрепление пройденного материала.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Изложение программного материала
Человек в процессе своей деятельности постоянно стремится улучшить условия существования, создаёт искусственную среду обитания, повышает производительность труда, идёт по пути научно-технического прогресса. Однако, научно-технический прогресс приводит и к возрастанию риска аварий и катастроф технических систем, к загрязнению биосферы в процессе производственной деятельности человека.
Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) отрицательно влияет на здоровье человека и общества в целом. Актуальность повышения уровня безопасности человека очевидна. Состояние здоровья зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды.
Мы с вами живём в прекрасном, но не спокойном мире. Землетрясения, наводнения, крупные промышленные аварии и другие катаклизмы природного и техногенного характера сотрясают нашу планету. Обеспечение безопасности человека, его защита от чрезвычайных ситуаций являются глобальной задачей современного мирового общества.
Решение этой проблемы возможно только через образование. Необходимо обучать всех людей, и особенно подрастающее поколение безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде.
Сейчас практически в каждом развитом государстве организованы специальные подразделения, которые занимаются ликвидацией последствий всевозможных природных и техногенных аварий. В нашей стране тоже имеется министерство по чрезвычайным ситуациям, которое оснащено современным оборудованием и спецтехникой и готово в кратчайшие сроки оказать помощь людям, попавшим в беду.
«Предупреждение- спасение- помощь» - основной девиз спасательной службы России. Но иногда спасателям требуется немало времени, чтобы добраться до пострадавших. Поэтому в экстремальной ситуации каждый человек должен уметь оказать помощь себе, своим близким и окружающим, попавшим в экстремальную ситуацию.
Психологи утверждают, что человек, попавший в тяжёлую ситуацию, когда необходимо быстро принимать решения и действовать, первые секунды попадает в оцепенение, ступор. И в этот момент начинает работать чувство самосохранения. Подсознательно мозг человека вспоминает приёмы и способы выполнения определённых действий в сложившейся ситуации, которые ранее отрабатывались в спокойной тренировочной обстановке. Человек, который сталкивался с моделированными ситуациями, начинает действовать уже автоматически. А неподготовленный человек впадает в панику. Поэтому необходимо в учебной обстановке моделировать ситуации и отрабатывать приёмы и последовательность действий.
Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые опасные ситуации и изучим определённый порядок действий в них.
Практическая часть урока
1.Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Однозначных рекомендаций на все случаи жизни нет, так как они зависят от многих факторов. Обсудим ситуации, которые чаще происходят в повседневной жизни.
Ситуация первая. Ночь, разбитый фонарь. Впереди шумная компания.
Ситуация вторая. Поздний вечер. Догоняющий сзади пешеход вырывает из ваших рук сумочку.
- Правила поведения в ситуациях природного характера.
Особенностями поведения в окружающей природной среде является непредсказуемость и изменчивость данной среды в определённых временных промежутках.
Ситуация третья. Пошли в лес. Заблудились. Погода ясная солнечная, на руках часы. Связь мобильная отсутствует.
Ситуация четвёртая. Речная прогулка на лодке. Лодка опрокидывается.
Ситуация пятая. Пожар в лесу. Пожар в здании.
3.Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Техногенные ЧС возникают в результате аварий на промышленных объектах и магистральных трубопроводах, химических аварий с выбросом радиоактивных веществ, аварий в зданиях.
Ситуация шестая. Теракт. Взрыв в здании. Обрушение кровли.
Ситуация седьмая. Теракт. Захват заложников.
Оказание первой медицинской помощи.
При попадании человека в различные опасные ситуации последствиями могут быть всевозможные травмы, ранения, переломы. Оказание своевременной помощи позволяет облегчить положение пострадавшего и ускорить время выздоравливания.
Кровотечения. Первая медицинская помощь.
Временная остановка кровотечения производится непосредственно на месте происшествия и включает следующие методы:
а) при артериальном кровотечении — наложение жгута;
б) при венозном кровотечении — наложение давящей повязки.
Жгут может находиться на конечности не более 1.5-2 часов, зимой — не более 1 часа. Периодически, через 30 минут следует распускать жгут на несколько секунд, и вновь наложить выше предыдущего положения. По пути в медучреждение контролировать состояние раненого.
Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания
Экстренная реанимационная помощь - это оживление умирающего человека при механических травмах, ранениях, утоплении, закупорки дыхательных путей инородными телами, при поражении электрическим током. Весь комплекс реанимационных мероприятий проводится немедленно, сразу на месте происшествия. Основная задача реанимации: восстановление деятельности сердца, дыхания.
Этапы реанимации. Выделяют четыре этапа реанимации: диагностический; подготовительный; собственно реанимация; профилактика повторного развития терминального состояния.
Реанимация
Проводится искусственная вентиляция лёгких: каждый цикл состоит из 3-5 вдохов, осуществляемых в быстром темпе, один за другим. ИВЛ осуществляется в сочетании с наружным массажем сердца в соответствии 2:15.
Последовательность действий спасателя. Два цикла ИВЛ — удар кулаком в среднею часть грудины с высоты 20 см - проверка пульса на сонной артерии.- 15 толчков наружного массажа сердца - проверка пульса и т.д. До появления устойчивого пульса, сужения зрачков, самостоятельного дыхания.
При наружном массаже сердца толчки производят обеими руками, выпрямленными в локтевых суставах. Смещение грудины должны быть на 3-4 см; темп массажа -60- 70 толков в минуту. Производится до появления признаков жизни или в течение 30 минут.
Демонстрация непрямого массажа сердца на манекене.
Закрепление пройденного материала
Вопросы к учащимся.
Домашнее задание. Подготовить сообщение о ЧС природного характера вашего места проживания.
Итог урока
Список используемой литературы
1.А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Основы безопасности жизнедеятельности, 11 класс: учебник 2012г.
2. В.А. Шкенёв. Основы безопасности жизнедеятельности, 11класс.
3. Школа Безопасности.
4. Журнал «Безопасность жизнедеятельности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...