Есть такая профессия – Родину защищать
план-конспект урока по обж (11 класс)

Зиманов Андрей Андреевич

О профессии офицер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obzh_v_11_klasse_alferevka.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУСОШ с.Алферьевка
Преподаватель-организатор ОБЖ  Зиманов А.А.

               ОБЖ  11 класс

 Тема: «Есть такая профессия – Родину защищать» 

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов (К.Д.Ушинский)

   Цели урока:

1.Способствовать формированию жизненной позиции учащихся, поиска своего места в жизни.

2.Создать на уроке микроклимат, вызывающий интерес учащихся к военной профессии, способствующий осознанию их личной ответственности за защиту Отечества.

Задачи:

1.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.

2.Обучающие: изучение основных положений Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», знакомство с историей становления российского офицерского корпуса, с основными видами военных образовательных учреждений и правилами приема граждан в военные образовательные учреждения.

3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.

Планируемые результаты:

1.Знание требований Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (раздел III, ст.11,17, 18, 19, 20).

2.Формирование внутренней готовности к выполнению воинского долга.

Предварительная подготовка к уроку.

Дать индивидуальные задания учащимся:

- подготовить сообщение об истории становления российского офицерского корпуса;

- сделать выборку основных положений Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», касающихся подготовки офицерских кадров;

- провести анкетирование среди учащихся 10-11 классов, цель которого – выяснить, как формируются чувства патриотизма и отношение к военной службе у молодежи призывного возраста.

Вопросы урока:

1.История становления российского офицерского корпуса.

2.Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

3.Система военного образования в России.

4.Правила приема в ВВУЗ-ы.

5.Обучение в ВВУЗ-е. 

Ход урока.

I Вступительное слово учителя.

   Посеешь поступок – пожнешь привычку,  посеешь привычку – пожнешь характер,  посеешь характер – пожнешь судьбу. Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл: человек творит не только материальный мир, но и мир души своей. Ведь действия, совершаемые нами изо дня в день в течение какого-то времени, становятся для нас обычными и естественными, и мы попросту перестаем

задумываться, хороши они или плохи. А затем уже наш характер, сложившийся в результате поведения, становится тем компасом, который направляет нас в бурном житейском море в продолжение всего плавания. Но ведь каждому воздается по тому, что он делает, что бы мы ни думали по этому поводу и сколько бы ни ссылались на случайности, совпадения и прочие не зависящие от нас обстоятельства. И это так понятно, если по-настоящему задуматься. А вы подходите к тому рубежу, когда нужно задуматься о том, какой поступок совершить, какую выбрать профессию, потому что этот поступок, в конечном счете, сделает вашу судьбу.

   Есть такая профессия – Родину защищать. Выбрать такую профессию дано не каждому. Офицер – профессия для настоящих мужчин. О том, как появилась эта профессия, как возникли и развивались офицерские традиции, нам расскажет Настя Выходцева.

II Изложение нового материала.

1.Индивидуальное сообщение:

                  Почти три столетия насчитывает регулярная армия. Такой же срок становления и развития имеет и профессиональный офицерский корпус государства. Воин, защитник родной земли во все времена пользовался почетом и уважением на Руси. В народе воспевались отвага, мужество, героизм тех, кто не щадил жизни, отстаивая свою землю. С глубокой древности военная служба считалась хотя и опасной, но почетной и нужной.

   Многими десятилетиями в русской армии складывался кодекс нравственности военного человека, включающий в себя такие ценности, как честь и воинский долг.

   При Петре I военная служба для всех начиналась с нижних чинов. Качеству подготовки войск офицерского корпуса Петр уделял особое внимание. Образование русского офицерства связано с появлением регулярной армии. Петр, в отличие от иностранных армий, где патенты на офицерские чины продавались за деньги, считал правильной систему, когда будущий офицер начинал службу рядовым.

   Для дворянского сословия царь Петр ввел обязательную личную и пожизненную службу. По достижении 16-летнего возраста юношей экзаменовали специальные комиссии. Не выдержавшие этого экзамена «писались солдатами» без выслуги, выдержавшие брались на государственную службу: две трети – в военную, треть – в гражданскую.

 «Победу решает военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их — защита и крепость отечеству» - говорил Петр 1.

    Замечательная традиция русского офицерства состоит в святой преданности Отчизне. Создатель регулярной российской армии Петр I терпеливо и настойчиво призывал своих воинов все помыслы и действия подчинять одному – благополучию России и своим примером увлекал подданных к бескорыстному служению государству.

      К молодым людям, полежавшим служить в армии в качестве офицеров, предъявлялись повышенные требования во всех отношениях. Доходило до того, что такие юноши «принадлежали не родителям, а Отечеству; Отечество должно быть для них святее всех на свете». На протяжении всей истории России передовые офицеры бескорыстно служили Отчизне. Мы вправе гордиться ратной доблестью русских воинов.

2.Работа с таблицей.

   Профессиональная подготовка русских офицеров, как вы уже слышали, началась при Петре I и продолжается до сегодняшнего дня. Настя Юлдашева прокомментирует нам таблицу, которую она приготовила.

  Из истории военно-учебных заведений.

1698 г. – открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве.

1698 г. – открыта Мореходная школа в Азове,

1701 г. – Артиллерийская и Инженерная школы, Школа математических  и навигацких наук,

1732 г. – Сухопутный шляхетский кадетский корпус (Петербург),

1743 г. – Морской шляхетский кадетский корпус,

1798 г. – Медико-хирургическая академия,

1819 г. – Главное инженерное училище, (ныне Военно-инженерная академия),

1820 г. – Михайловское артиллерийское училище, (ныне Военная академия РВСН),

1867 г. – Военно-юридическая академия,

1877 г. – Морская академия

В 1924 – 1925 годах проведена военная реформа, в результате которой сложилась новая система военно-учебных заведений:

А) Военные академии.

Б) Военные школы Сухопутных войск и Военно-воздушных сил.

В) Военно-морские училища.

В середине 50-60 г.г. XX века появляется новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Средние военные училища преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.

Система военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства Российской Федерации.

Типы образовательных учреждений МО РФ

  1. Академия. 2.Университеты. 3.Институты. 4.Филиалы ВВУЗ.

  Итак, вы убедились: на Руси всегда с должным вниманием относились к обучению офицеров, к воспитанию настоящих мужчин.

  Мужчина… О чем говорит это слово? Мужчина – это смелость, воля, мужество, великодушие, благородство.

7.Рассказ  о правилах приема в ВВУЗы.

О правилах приема в ВВУЗы. Обратите внимание на таблицу.

Правила приема в высшие военные учебные заведения РФ.

Закон «О военной обязанности и военной службе».

  1. Граждане РФ от 16 до 22 лет.
  2. Военнослужащие до 24 лет.
  3. Имеющие среднее (полное) образование.

      З А Я В Л Е Н И Е

1.Фамилия, имя, отчество.

2.Год, месяц рождения.

3.Домашний адрес по прописке и фактический.

4.Наименование ВВУЗа

Заявление подается до 1 мая текущего года.

                                                                               

        Профессиональный отбор:

1.Состояние здоровья.

2.Военно-проф. направленность и физ. подготовка.

3.Индивидуально-психологические качества.

4.Общеобразовательная подготовка.

Нормативы ОФП:

  • бег на 3 км.
  • подтягивание
  • бег на 100 м.
  • плавание на 100 м.

                           

   

1.Автобиграфия.

2.Характеристика с места работы (учебы).

3.Копия документа об образовании.

4.Фотографии 4,5х6 см.- 3 шт.

5.Паспорт.

6.Военный билет (удостоверение о приписке).

7.Подлинный документ об образовании.

Документы прилагаются к заявлению.

Обучение в ВУЗах,  присвоение офицерского звания.

1.При зачислении в ВВУЗ присваивается воинское звание – курсант.

2.По окончании I курса (18 лет) заключается контракт (на время учебы и на 5 лет военной службы после окончания).

3.Предоставляется ежегодный отпуск–30 суток и зимний каникулярный отпуск–14дней.

4.Продолжительность обучения от 3  до 6 лет (бесплатно).

5.Распорядок обучения как в ВУЗах гражданского образца.

6.Отчисленные из ВУЗов направляются для прохождения военной службы по призыву.

Успешно окончившие высшее военное заведение получают среднее или высшее военно-специальное образование и одну из престижных гражданских профессий с получением воинского звания и диплома гражданского образца.

8 Беседа.

- Как видите, обычный набор документов, который необходим для поступления в любой вуз. Однако почему-то немногие подают документы в военные уч. Заведения. Как вы думаете, почему?

(Ответ: наверное, все дело в индивидуальных психологических качествах. Чтобы стать военным, нужно отвечать определенным требованиям).

-Совершенно верно. А вот каким требованиям должен отвечать будущий офицер, мы попросим рассказать специалиста.

-Рассказ  об индивидуально-психологических качествах офицера.

-И конечно, каждый офицер должен быть патриотом. Как вы понимаете слово «патриот» и «патриотизм»?

(Ответ: Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ. Причем любовь к своему Отечеству должна быть действенной, не на словах. Любить Родину – это значит служить ей, причем не рассчитывая на вознаграждение, а если нужно, то патриот жертвует своей жизнью, защищая свою Родину).

-Вы совершенно верно определили понятие «патриот» и «патриотизм». А теперь давайте послушаем, что думают по этому поводу учащиеся нашей школы

9.Сообщение о результатах анкетирования.

 Результаты анкетирования показали, что равнодушных к вопросу формирования патриотических чувств нет, что вы осознаете снижение уровня патриотического воспитания, и это тревожит вас, а нас, учителей, наводит на определенные размышления по поводу повышения уровня патриотического воспитания, но также видна и ваша готовность к сотрудничеству с представителями Вооруженных Сил и МВД.

А теперь, ребята, какие вопросы вы хотели бы задать?

10.Вопросы: 1.Из каких нравственных и жизненных ценностей формируются патриотические убеждения?

 2.Можно ли сказать, что патриотизм – это понятие прошлых лет?

*Из каждой группы слов составьте пословицу

- 1. без Человек Родины соловей песни без что (Человек без Родины – что соловей без песни)

2. и земля в мила горести Своя (Своя земля и в горести мила)

3. сторона Родная чужая мать, а мачеха (Родная сторона мать, а чужая мачеха)

4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша (Нет на свете ничего краше, чем Родина наша)

III Подведение итогов урока

 1. Думаю, вы достаточно получили информации о том, как стать офицером – защитником Родины. Давайте подведем итоги: что мы сегодня узнали на уроке?

- Профессия офицера почетна.

- Офицером может стать не каждый, а только обладающий определенными качествами.

- Узнали о военных учебных заведениях и правилах приема в них.

- Этот урок заставил задуматься о патриотизме, о том, как мы вписываемся в это понятие.

  • 2.Закрепление материала – работа с карточками.
  •  Игра «Обратись по воинскому званию». Каждому учащемуся выдается карточка с изображением воинского звания на погоне. Сидящие рядом учащиеся должны определить звания по старшинству и обратиться соответствующим образом к более старшему по званию.

img3

 3. Я также хочу подвести итог вашей работы. Оценки уч-ся

Наш урок я хочу закончить словами великого русского поэта

                 Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» (С.Есенин)

4.Домашнее задание: п. 3.5, стр. 203. Выучить памятки

Приложение к уроку

 АНКЕТА

Обвести соответствующую цифру (код) карандашом .

1. Что является для Вас наиболее значительным в жизни?

001 - любовь к родителям

002 - развитие и самосовершенствование себя как личности

003 - материальное благополучие

004 - отношение к любимой девушке

005 - дружба

006 - возрождение России как сильной державы

007 - любимые увлечения

2. Какое из нижеперечисленных событий является для Вас наиболее значимым?

008 - окончание школы

009 - юбилейное семейное торжество

010 - новогодний праздник

011 - экономическая и финансовая стабилизация в стране

012 - важное событие в коллективе при Вашем активном участии

013 - приобретение долгожданной, очень нужной Вам вещи

014 - Ваша свадьба (в том числе и будущая) с любимой девушкой

3. В чем, на Ваш взгляд, наиболее ярко проявляется патриотизм молодого человека?

015 - в успешной учебе в школе, другом учебном заведении

016 - в активном выполнении трудовых заданий на производстве и т. д.

017 - в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил

018 - в активном участии в патриотических мероприятиях, акциях, проводимых в школе и вне ее

019 - в воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства и др.

020 - в активном участии в коммерции, бизнесе и т. д.

4. Какие качества, по Вашему мнению, присущи большинству членов коллектива, в котором Вы находитесь?

021 - высокая нравственность

022 - ответственность

023 - добросовестность

024 - трудолюбие

025 - взаимопомощь и взаимовыручка

026 - социальная активность

027 - уважение к старшим

028 - чувство чести и личного достоинства

5. Как Вы считаете, присущи ли большинству членов коллектива, в котором Вы находитесь, такие качества?

029 - безнравственность или низкие нравственные качества

030 - безответственность

031 - эгоизм

032 - индивидуализм

033 - леность

034 - недобросовестность

035 - пассивность и равнодушие

036 - нечестность

037 - личная неорганизованность и недисциплинированность

038 - способность совершить хулиганский поступок, оскорбить и унизить человека

6. Какие из нижеперечисленных качеств, на Ваш взгляд, уже сформировались у большинства членов коллектива, в котором Вы находитесь, и будут проявляться ими в условиях военной службы?

039 — поступать в соответствии с предъявляемыми требованиями, с высокими нравственными принципами

040 - проявлять ответственность в отношении к делу

041 - проявлять упорство в достижении цели, соизмеряя ее с интересами общества, коллектива

042 - готовность прийти на помощь, защитить слабого

043 - укреплять лучшие традиции в коллективе, семье

044 - проявлять постоянный интерес к проблемам общества, коллектива, окружающих и, по возможности, участвовать в их решении

045 - трудиться добросовестно, с полной отдачей не только в своих интересах, но и в интересах других, всего общества

7. Какие, по Вашему мнению, из нижеперечисленных качеств проявляются у большинства членов Вашего коллектива и будут отрицательно влиять на положение дел в нем?

046 - преследовать во всем, прежде всего, свои личные интересы

047 - проявлять безответственное отношение к делу

048 - добиваться привилегий, послаблений и испытывать от этого моральное удовлетворение

049 - использовать моральное и физическое подавление в отношении товарищей

050 - проявлять пренебрежительное отношение к старшим и их требованиям

051 - противопоставлять себя коллективу

052 - проявлять более положительное отношение к передовым странам мира, нежели к своему Отечеству

053 - не стремиться к изучению истории, культурного наследия своей страны

054 - проявлять безразличие к ухудшению положения в обществе, жизни многих людей

8. Какие, на Ваш взгляд, причины в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у Ваших сверстников нравственно-патриотических качеств?

055 - ненормальная обстановка в семье

056 - отрицательное влияние друзей, товарищей

057 - отсутствие хорошего и дружного коллектива

058 - недостатки в воспитательной работе учителей

059 - отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей

060 - отсутствие возможности по-настоящему проявить себя в хорошем и нужном деле

061 - сложная и трудная обстановка в стране

9. Что, по Вашему мнению, составляет основу Вашего понимания патриотизма?

062 - научные труды, публикации и т. д.

063 - знания, полученные от учителей

064 - сведения, полученные от родителей и близких

065 - сведения, полученные от друзей и товарищей, особенно отслуживших в армии

066 - сведения, полученные по средствам массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать и т. д.)

067 - чтение художественной и др. литературы, мемуаров

068 - личное участие в деятельности, направленной на укрепление основ нашего общества

10. Как Вы в среднем оцениваете уровень понимания большинством Ваших сверстников роли и значения патриотизма в современных условиях?

069 - высокий

070 - не очень высокий

071 - низкий

072 - очень низкий

11. Как Вы относитесь к службе в рядах Вооруженных Сил?

073 - воинская служба представляется интересной и привлекательной

074 - служба в армии необходима обществу, и я рассматриваю ее как выполнение гражданского долга, хотя и не испытываю личной заинтересованности в изучении военного дела

075 - служба в армии представляется трудной и неинтересной, и я не вижу в ней возможности для раскрытия своих способностей

076 - я отношусь к службе отрицательно и постараюсь найти способ избежать ее

12. Кто (или что) в наибольшей степени повлиял(о) на Ваше отношение к службе в Вооруженных Силах?

077 - средства массовой информации

078 - учителя в школе, преподаватели в других учебных заведениях

079 - события, происходящие в обществе; характерные изменения в сознании молодежи

080 - трудности, сходные с теми, которые характерны для военной службы

081 - семья

082 - друзья, знакомые, особенно отслужившие в армии

13. Как соотносятся Ваши личные интересы с общественными в вопросе об отношении к службе в армии?

083 - призыв в армию соответствует моим жизненным планам

084 - считаю службу в армии делом большой общественной значимости. Сознательно подчиняю ему свои жизненные планы, хотя я не испытываю особого интереса к военной службе

085 - считаю службу в армии важным общественным делом, но хотел бы, чтобы меня лично, в качестве исключения, освободили от нее

086 - военная служба не вписывается в систему моих жизненных планов и ценностей

14. Как Вы относитесь к ослаблению России как мировой державы, к падению ее престижа?

087 - мне очень больно осознавать это

088 - с тревогой и обеспокоенностью

089 - отношусь к этому спокойно

090 - стараюсь об этом меньше думать

091 - мне это безразлично

15. Участвовали ли Вы в мероприятиях (особенно организационных) патриотического или военно-патриотического характера за последние 2-3 года (до поступления в вуз)?

092 - довольно часто или регулярно

093 - неоднократно

094 - очень редко

095 - не участвовал

16. Существует ли, по Вашему мнению, необходимость воссоздания (на новой основе) системы патриотического воспитания для развития патриотизма у каждого гражданина России с детских лет?

096 - безусловно, существует

097 - думаю, что существует

098 - в этом нет особой необходимости

099 - такой необходимости нет

100 - затрудняюсь ответить

17. Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе?

101 - повернуть лицом к этой работе деятельность школ и детских дошкольных учреждений

102 - активизировать работу на местах, в регионах

103 - оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности

104 - усилить патриотическую работу с молодежью со стороны Вооруженных Сил, МВД, Пограничных войск

105 - добиться коренного изменения отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию в средствах массовой информации

106 - коренным образом изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотического воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты

107 - предоставить больше возможностей Русской Православной Церкви для религиозно-патриотического влияния на общество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Есть такая профессия – Родину защищать!

способствовать утверждению патриотических ценностей, повышению престижа воинской службы и защиты Отечества...

«Есть такая профессия – Родину защищать!»

Классный час посвящен Дню защитника Отечества....

классный час: "Есть такая профессия - Родину защищать"

Данное мероприятие было проведено в ходе месячника по патриотическому воспитанию. Цель классного часа- создание условий для формирования чувства патиотизма, активной жизненной позиции, осознания необх...

"Есть такая профессия – родину защищать..."

Цель мероприятия: развитие всесторонней личности ребят, повышение их интеллектуального и духовного уровня развития, воспитание патриотических чувств, любви и бережного отношения к истории своей страны...

Презентация "Есть такая профессия – Родину защищать!"

Презентация к уроку "Есть такая профессия – Родину защищать!"...

Внеклассное мероприятие: "Есть такая профессия – Родину защищать!"

Цель мероприятия: Воспитание патриотических чувств учащихся  на примере жизни и деятельности учеников школы, участников ВОВ, войны в Афганистане и в Чечне, побуждение интереса к формированию...

Есть такая профессия - Родину защищать.

Классный час, посвящённый Дню Защитника Отечества....