Изучение вопросов радиационной безопасности в курсе ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС методом проектов
методическая разработка по обж (8 класс)

Кочетовский Александр Геннадьевич

Формирование понимания вопросов «Радиационной безопасности» осуществляется на уроках ОБЖ в восьмом классе при изучении раздела «Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера», главы 4 – «Аварии с выбросом радиоактивных веществ». При изучении вопросов радиационной безопасности и правил поведения при радиационной аварии мы сталкиваемся с существенной проблемой формирования практико-ориентированных компетенций. Сложность заключается в том, что нам необходимо сформировать не только знания, но и умения грамотного поведения в условиях радиационной аварии, что становится малореальным, используя только традиционные методы обучения. Мы не можем познакомить школьников с реальными условиями аварии на практике, так как невозможно смоделировать ситуацию аварии с соответствующим ей масштабом. В качестве основного компонента формирования практико-ориентированных компетенций предлагаю реализацию в школе проекта: «Аварии с выбросом радиоактивных веществ». Почему? Учащиеся восьмых классов относятся к подростковому возрасту, особенности которого необходимо учитывать при формировании понимания раздела «Аварии с выбросом радиоактивных веществ». Подростковый возраст-период жизни от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими. Через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. Чувство взрослости-психологический симптом начала подросткового возраста. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Изучение вопросов радиационной безопасности в курсе ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС методом проектов»

«Человек — есть не то, что он есть, а то, чем он может стать».

«Ресурс развития человека заложен в нем самом».

К. Роджерс

Введение

Актуальность проекта:

Метод проектов – это комплексная деятельность, участники которой автоматически без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Учитель выступает как организатор ученической продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ученика в его саморазвитии. В современной педагогике нередко упоминают термин «фасилитатор», говоря о роли учителя в методе проектов. Понятие введено Карлом Роджерсом, американским психологом, одним из создателей и лидеров гуманистической психологии. Педагога, который помогает самому ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста», Роджерс назвал «фасилитатор» (поддерживающий).

  1. Учитель-фасилитатор – учитель, работающий в парадигме личностно ориентированной педагогики и руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся; «эмпатическое понимание» (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков).
  2. Фасилитатор – помощник ведущего круглых столов, семинаров, тренингов и т.д. Цель фасилитатора – поддерживать группу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу.

В схеме организации обучения в виртуальном центре Пакетт выделяет несколько типов участников-актеров. Четыре типа из них – дизайнеры, специалисты по контенту, организаторы и тренеры относятся к фасилитаторам – все они поддерживают деятельность ученика.

Учебным процессом управляет актёр типа Ученик, задачей которого является перевод информации в личное знание. Информация здесь – абстрактные или конкретные данные, которые можно воспринять и перевести в знания. Знания могут быть извлечены из учебных объектов и перенесены в когнитивные структуры в связи с контекстом и деятельностью. В процессе переноса информации в знания происходит изменение ментальных схем ученика. Ментальные схемы хранят знания и контекст, в которых эти знания были получены. Знания включаются так же и в практические действия ученика в конкретном контексте.

Информация становится доступна ученику, благодаря действиям актеров другого типа – специалистам по контенту. В системе эти актеры могут действовать непосредственно или их деятельность может быть воплощена в книги, видео или в программное обеспечение или любой другой тип медиа, который представляет личное или групповое знание в форме, которая может быть использована для учебных целей.

Фасилитаторы это:

Специалисты по содержанию – делают содержание доступным. Готовят и проводят лекции, анализируют, представляют, поясняют содержание.

Администраторы – управляющие событиями и актерами. Наблюдают за деятельностью тренеров в учебном пространстве. Организуют группы и команды, управляют ресурсами и процессами оценивания, выполняют функции сетевых администраторов.

Дизайнеры – выстраивают, поддерживают и адаптируют учебную систему, анализируют потребности учеников, выстраивают модели поведения и обучения, выстраивают педагогические сценарии, разрабатывают учебные материалы, планируют процессы передачи информации, планируют и оценивают учебные события.

Тренеры-инструкторы – поддерживают учебную деятельность, мотивируют учеников, дают советы, оценивают результаты учебной деятельности, поддерживают использование учебных материалов, поддерживают взаимодействие внутри учебных групп.

Конечно, внутри различных организаций названия ролей отличаются и часто в дистанционных курсах преподаватели играют роли дизайнеров во всем, что не касается веб-дизайна и программирования. Профессора преподаватели играют роли фасилитаторов для тренеров или учеников. Учителя часто выполняют функции тренеров и администраторов.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: учитель – ученик, ученик – ученик, ученики – родители. Возможны совместно – индивидуальные, совместно взаимодействующие, совместно исследовательские формы деятельности.

 Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ученику обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Таким образом, мы видим, что метод проектов затрагивает почти все стороны педагогической деятельности, позволяет в полной мере раскрыться талантам и способностям учеников. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить другие методы обучения.

Цели проекта:

  • пробудить интерес учащихся к изучению предмета ОБЖ;
  • актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников по данной теме;
  • развивать умение применять полученные знания на практике;
  • сформировать алгоритм действий учеников при радиационной аварии и радиоактивном загрязнении местности;
  • развивать коммуникативные качества, умение сотрудничать в процессе совместной работы;
  • научить информировать с целью привлечения внимания людей к какому-либо предмету;

Задачи проекта:

  • Научить учащихся работать в команде;
  • Научить планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;
  • Научить определять начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;
  • Научить корректировать отдельные этапы проекта, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

Планируемые результаты:

  • Актуализировать знания о принципах защиты от ионизирующего излучения.
  • Изучить характеристику очагов поражения при радиационных авариях.
  • Выработать алгоритм действий населения при получении сигнала «Внимание Всем! Радиационная авария!» С перерастанием в чрезвычайную ситуацию и последующей эвакуацией на свой сборно-эвакуационный пункт.
  • Разработать рекомендации населению, проживающему в местности с радиоактивной загрязнённостью, не превышающей опасных пределов.
  • Приобретение новых умений и практических навыков: коммуникативных (взаимодействия на уровне школьного коллектива), аналитических (оценивание рисков и возможностей), презентационных (представление результатов работы).
  • Выработка критического отношения к подаваемой информации со стороны СМИ, создание потребности прибегать к анализу нескольких имеющихся источников до формирования мнения относительно сущности того или иного чрезвычайного происшествия природного или техногенного характера.

Целевые группы: учащиеся восьмых классов.

Анализ текущего состояния и обоснование необходимости проведения данного проекта.

Слово «радиация» воспринимается как образ новой, страшной угрозы здоровью и жизни людей. Именно так оно обычно отображается в средствах массовой информации, в сообщениях о миллионах, пострадавших от радиации в результате аварий и испытаний ядерного оружия. Стало возможно объяснять любое свое заболевание, начиная от головной боли, последствиями облучения. Средства массовой информации сообщают, как об отдельных случаях, так и общем учащении вызванных малыми дозами радиации онкологических заболеваний, лейкозов, нервных, ортопедических, сосудистых, и любых других заболеваний.

Ожидание опасности радиации изменяет восприятие и планирование жизни людей. Более половины жителей чистых от радиации районов Российской Федерации отмечают появление различных болей и заболеваний после аварии на ЧАЭС. Одни считают, что овощи на огороде в результате облучения стали расти хуже. Другие, наоборот, сообщают о необычно пышном росте сорняков.

Поражает в конце двадцатого века скудость познаний человека о природе, в которой он живет. Некоторые, услышав слово «радиация», готовы бежать куда угодно, только подальше. А ведь бежать не надо. Например, естественный радиационный фон существует везде и всюду, как кислород в воздухе.

Не надо бояться радиации, но и не следует ею пренебрегать. В малых дозах она безвредна и легко переносится человеческим организмом, в больших дозах бывает смертельно опасна.

Мы едим, пьем, дышим, - все это сказывается на дозах, которые получаем от естественных источников. Например, хлебобулочные изделия имеют большую радиоактивность, чем молоко, сметана, масло, кефир, овощи и фрукты. Любимый телевизор - это источник рентгеновского излучения. Самым распространенным источником облучения являются часы со светящимся циферблатом. Они дают годовую дозу, в 4 раза превышающую ту, которая обусловлена утечками на АЭС.

Лишь недавно ученые выяснили, что наибольший вклад в радиоактивное облучение человека вносит именно радон. Он ответствен за 3/4 годовой дозы облучения, получаемой людьми от земных источников радиации и примерно за половину этой дозы от всех природных источников. Установлено, что основная часть облучения происходит от дочерних продуктов распада радона - изотопов свинца, висмута и полония. Продукты распада радона попадают в легкие человека вместе с воздухом и задерживаются в них. Распадаясь, выделяют альфа-частицы, поражающие клетки эпителия. Распад ядер радона в легочной ткани вызывает микроожоги, а повышенная концентрация газа в воздухе может привести к раку. Также альфа-частицы вызывают повреждения в хромосомах клеток костного мозга человека, что увеличивает вероятность развития лейкозов.

В дом радон может попасть разными путями: из недр Земли; из стен и фундамента зданий, т.к. строительные материалы (цемент, щебень, кирпич, шлакоблоки) в разной степени, в зависимости от качества, содержат дозу радиоактивных элементов; вместе с водопроводной водой и природным газом. Так как этот газ тяжелее воздуха, он оседает и концентрируется в нижних этажах и подвалах. Самый значимый путь накопления радона в помещениях связан с выделением радона из почвы, на которой стоит здание. Большую опасность представляет поступление радона с водяными парами при пользовании душем, ванной, парной. Он содержится и в природном газе, и поэтому на кухне необходимо устанавливать вытяжку, чтобы предотвратить накапливание и распространение радона.

Надо понять, что радиация везде и всюду окружает нас, мы зародились, живем в этой среде, и ничего здесь противоестественного нет. Только знание основ природы ионизирующих излучений, их влияние на человека и степень опасности могут вылечить людей от радиофобии, болезни, к сожалению, еще так распространенной. Радиофобия - это болезнь нашего невежества.

Начиная с 50-х годов, развитые страны продолжают наращивать свой производственный ядерный потенциал. АЭС все увереннее выступают в качестве важного источника энергии в странах Запада, США, Канады, Японии и др. Так доля АЭС в общем объеме вырабатываемой электроэнергии составляет: в США -14%, Франции- 70%, Японии-20%, Германии-30%, Великобритании-17%, Канаде - более 13%, Болгарии- около 30% и Швеции 100%. Ускоренными темпами развивается ядерная энергетика в Южной Корее, Индии, Аргентине, Пакистане, Тайване, ЮАР.

Параллельно с этим ростом идет увеличение аварий на РОО. Так, с 1957 года по настоящее время в ряде западных стран и США было зафиксировано около 200 происшествий только на АЭС, в том числе более 30 крупных аварий многие, из которых сопровождались выбросами радиоактивных продуктов распада в окружающую среду. Только за 1971 - 1985 гг. в 14 странах на АЭС произошла 151 авария различной сложности. Кроме того, имеются данные о более чем 20 инцидентах с ядерным оружием в США и Великобритании за последние 40 лет. Хотя тяжелых радиационных последствий данные инциденты не имели.

В соответствии с экспертной оценкой инцидентов с ядерным оружием в США и Великобритании с 1950 по 1998 г. произошло 9 аварий, которые могли привести к возникновению ядерной войны, 77 аварий, которые привели или могли привести к разрушениям и гибели людей, к заражению местности токсичными и радиоактивными веществами, 100 аварий с носителями, на которых находилось или могло находиться ядерное оружие.

В 1996 году на АЭС РФ зарегистрировано 87 нарушений в т.ч. 22 с отключением энергоблоков, 28 случаев приведшим к снижению мощности.

Главной опасностью аварий на РОО был и будет выброс в окружающую природную среду РВ, сопровождающийся тяжелыми последствиями. Радиационная авария присуща не только АЭС, но и всем предприятиям ядерного топливного цикла, а также предприятиям, использующим радиоактивные вещества. К таким предприятиям можно отнести предприятия, добывающие урановую или ториевую руду; заводы по переработке руды; обогатительные заводы, заводы по изготовлению ядерного топлива; хранилища РВ и многие другие. Радиационные аварии на РОО могут возникнуть в процессе испытаний, хранения, транспортировки ядерного оружия.

Основным поражающим фактором при авариях на реакторах АЭС являются радиоактивные загрязнения местности и источником загрязнения является атомный реактор как мощный источник накопленных радиоактивных веществ.

Световое излучение и явление проникающей радиации может оказать воздействие, в основном, на работающую смену персонала.

Радиоактивное заражение местности в результате выбросов продуктов распада в атмосферу во всех случаях будет значительным и на больших площадях.

Ударная волна (сейсмическая) образуется только при ядерном взрыве реактора, при тепловом взрыве ее действие на окружающую среду незначительно.

При авариях на АЭС характерно радиоактивное загрязнение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (Йод-131, Цезий-137 и Стронций-90), а, во-вторых, Цезий-137 и Стронций-90 обладают длительными периодами полураспада. Загрязнение местности от Чернобыльской катастрофы происходило в ближайшей зоне 80 км в течение 4-5 суток, а в дальней зоне примерно 15 дней. Наиболее сложная и опасная радиационная обстановка сложилась в 30-км зоне от АЭС, в Припяти и Чернобыле. Из-за этого оттуда было эвакуировано все население. К началу 1990 г. во многих районах мощность дозы уменьшилась и приблизилась к фоновым значениям 12-18 мкР/ч. Припять и на сегодня представляет опасность для жизни.

К последствиям серьезных радиационных аварий относится и наличие косвенного риска для здоровья и жизни людей. Косвенный риск возникает при непосредственном осуществлении мер безопасности, эвакуации при аварии. Например, эвакуационные мероприятия, вызванные радиационной аварией, обусловливают возникновение множества косвенных рисков: смертельные случаи вследствие дорожно-транспортных происшествий, увеличение числа сердечных приступов у эвакуируемого населения, психические травмы, вызванные стрессовой ситуацией во время эвакуации, и т.п.

 В нашей школе ученики 8-х классов изучают предмет «Основы безопасности жизнедеятельности по учебнику для образовательных учреждений авторов М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох, Ю.Ю. Корнейчук, Б.И. Мишин под редакцией Ю.Л. Воробьёва -Москва: Астрель, 2013.

Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - предмет простой и не самый важный, привыкли думать, что он лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети - это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при возникновении ЧС, но и знать, что нужно делать, чтобы её не случилось.

Повысить престиж предмета может только учитель - своей эрудицией, неравнодушием. Если мы сами не считаем свой предмет второстепенным и относимся к нему со всей важностью, то и дети, и родители начинают так считать. Уроки должны быть интересными, разнообразными. И это можно осуществить проводя уроки ОБЖ методом проектов.

Формирование понимания вопросов «Радиационной безопасности» осуществляется на уроках ОБЖ в восьмом классе при изучении раздела «Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера», главы 4 – «Аварии с выбросом радиоактивных веществ». При изучении вопросов радиационной безопасности и правил поведения при радиационной аварии мы сталкиваемся с существенной проблемой формирования практико-ориентированных компетенций. Сложность заключается в том, что нам необходимо сформировать не только знания, но и умения грамотного поведения в условиях радиационной аварии, что становится малореальным, используя только традиционные методы обучения. Мы не можем познакомить школьников с реальными условиями аварии на практике, так как невозможно смоделировать ситуацию аварии с соответствующим ей масштабом. В качестве основного компонента формирования практико-ориентированных компетенций предлагаю реализацию в школе проекта: «Аварии с выбросом радиоактивных веществ». Почему? Учащиеся восьмых классов относятся к подростковому возрасту, особенности которого необходимо учитывать при формировании понимания раздела «Аварии с выбросом радиоактивных веществ». Подростковый возраст-период жизни от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими. Через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. Чувство взрослости-психологический симптом начала подросткового возраста. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов участия в проектной деятельности на уроках ОБЖ. Для подростка работа над проектом является привлекательным. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действий, когда учитель лишь помогает ему.

Основные этапы и виды деятельности по проекту:

Этап

Сроки реализации

Обзорно-аналитический этап:

- обзор материала, посвященного проблеме радиационной безопасности населения (телевидение, интернет);

- сбор и анализ практического материала по вопросам радиационной безопасности (тексты отечественных и зарубежных СМИ).

- ознакомление с художественной литературой: Роберт Юнг «Ярче тысячи солнц», Сергей Мирный «Дневник ликвидатора».

01-20 сентября

Подготовительный этап:

- разработка анкет, опрос респондентов с целью выяснить, насколько современная молодежь информирована об источниках радиоактивного излучения, областях применения радиоактивного излучения, радиационной безопасности в Российской Федерации. Есть ли у школьников понимание необходимости соблюдения профилактических мер и мер защиты от радиоактивного излучения;

- проведение анкетирования;

20 сентября – 10 октября

Этап реализации (внедрение полученных результатов):

- участие в молодежных дебатах, круглых столах, посвященных проблемам радиационной безопасности, мирному служению атома, профилактическим мерам, направленным на предупреждение заболевания лучевой болезнью и т.д.

Ролевые дебаты: на следующий урок выбираются двое школьников, например, один – сторонник развития атомной энергетики, второй ярый противник атомной энергетики и т.д. Класс участвует в их дебатах, высказывает свое мнение, задает вопросы.

Круглые столы: за неделю ученикам задается тема круглого стола, класс готовится по теме, изучает материал, новостные и научные передачи касающиеся радиации, радиоактивности, радиологии, правил радиационной безопасности, на следующем уроке проходит активное обсуждение, оценка мнений.

Педагог участвует в данных практических мероприятиях в качестве ведущего и аналитика, тем самым способствуя формированию у участников умения критического систематизированного восприятия поступающей информации правильной её оценки и практического применения.

- подготовка и публикация пресс-релизов с фотографиями участников ролевых дебатов и круглых столов, посвященных актуальным вопросам радиационной безопасности и их распространение среди учащихся других классов.

октябрь – ноябрь

Этап подведения итогов:

  1. оценка результативности проекта по следующим показателям:
  • количественный показатель (число активных участников Ролевых дебатов и Круглых столов);
  • качественный показатель (анкетирование и опрос заинтересованности учащихся в проекте по профилактике радиационной безопасности в молодежной среде через формирование у школьников умения критического систематизированного восприятия поступающей информации;
  • тестирование, направленное на оценку уровня усвоения вопросов радиационной безопасности до апробации проекта и после него.

декабрь

Необходимые ресурсы для реализации проекта (временные, материальные):

а. Временные ресурсы: на организацию и проведение проекта потребуется 4 месяца.

б. Кадровые ресурсы: организаторы проекта: педагог-организатор ОБЖ, учитель физики, учитель биологии- консультации

в. Материальные ресурсы:

Проект не требует привлечения дополнительных финансовых и материальных ресурсов.

Система оценки и мониторинг реализации проекта:

Эффективность проекта оценивается с учетом следующих параметров:

  • техническое исполнение всех пунктов плана;
  • эффективность относительно цели и задач;
  • наличие отчета о проделанной работе;
  • активная заинтересованность классов, не участвующих в проекте в реализации данного проекта в рамках внеурочной деятельности в расширенном

Заключение

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне направлено на достижение целей освоения знаний, воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, развития черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, овладения умениями оценивать ситуации и действовать в чрезвычайных ситуациях.

Изучение вопросов радиационной безопасности в курсе ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС методом проектов, обусловлено осознанием необходимости включения детей и подростков в социально значимую деятельность, как одну из важных составляющих формирования безопасной образовательной среды. Предполагается создание комфортных условий обучения основам безопасности жизнедеятельности, при котором осуществляется совместное творчество обучаемых и обучающих в режиме взаимообучения, взаимообогащения, эмоционально-положительного общения.

С педагогической точки зрения это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства и самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, за содержание своей жизнедеятельности, линии поведения и др.

Участие в работе по проекту позволяет учащимся проявить максимальную активность, так как интерес ребенка (а, следовательно, и его активность) порождается осознанием полезности для него того или иного действия. При реализации проекта, цели обучения подчинены практическим целям. Одно мотивируется через другое, каждый шаг мотивируется интересом к конечному результату.

Повышается уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появляются результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превращаются в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Ученики ждут новых интересных проектов, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ученики не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.

Таким образом, применение метода проектов при изучении тем, связанных с изучением вопросов радиационной безопасности, а также с учётом психологических особенностей подросткового возраста учащихся 8-х классов способствует:

1. успешным действиям учащихся при изучении вопросов, связанных с радиационной безопасностью.

2. формированию мотивационной готовности учащихся к поисковой и творческой деятельности.

3. созданию условий для сотворчества, взаимообогащения и эмоционально-положительного общения обучаемых и обучающихся.

Список литературы и электронные ресурсы

  1. Антюхин, Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности / Э.  Антюхин М. Сулла // Основы безопасности жизни. - 2007. - № 5. - С. 34-37.
  2. Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения / Советская педагогика, год № 7.
  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.-М.,2000.
  4. Буланова М.В.-Топоркова Л.В. Педагогические технологии-Москва-Ростов-на Дону,2004.
  5. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание, 1981. – 96 с. - (Новое в   жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 10)
  6. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. – М., 1997.
  7. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2004.
  8. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е Бершадский., В.В. Гузеев. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
  9. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание, 1981. – 96 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 10)
  10. Вопросы психологии способностей школьников /под редакцией Крутецкого В.А. М.,1964.
  11. Выготский Л.С. Педология подростка Собр. соч. в 6-ти т. М.  Педагогика, 1984, т.4.
  12. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности      учителя и учащихся в дидактической системе. – М., 2003 г. – 76 с.
  13. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4. – 68 с.
  14. Журналы «Основы безопасности Жизнедеятельности» №№ 1-9 2014 г. МЧС     России.
  15. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. – 35 с.
  16. В.С. Зайцев. Современные педагогические технологии методические рекомендации для учащихся» / Н.В. Калачева; Казанский государственный университет. – Казань, 2001.
  17. Зуев, А. М.  Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41.
  18. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андриянова Т.М. Теория обучения: учебное пособие / СПб.: ВЛАДОС,2011.
  19. Колесникова, Е.В. Теория и методика обучения с использованием технологии проектного обучения: учебное пособие / Е.В. Колесникова, В.З. Мидуков. – Томск: ТГПУ, 2007.
  20. Кравченко, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Кравченко. – М.: Риор, 2014. – 128 с.
  21. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: Учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2014. – 471 с.
  22. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.М.,1981.
  23. Курс общей, возрастной  и педагогической психологии: 2 под редакцией Гамезо М.В.-М.:Просвещение,1982.
  24. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. – М., 2009.
  25. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды.-М.: Просвещение, 1985.
  26. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников.-М.: Просвещение,1971.
  27. Мошкин, В. Культура безопасности как составная часть культуры / В. Мошкин// Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - № 1. - С. 44-48.
  28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: «Дрофа», 2006.
  29. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003. – 42 с.
  30. Просандеев А.В. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ / А.В. Просандеев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. − №2. - С34−38.
  31. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активации обучения М.: издательство Академия, 2008.
  32. Смагина М.А. Методы активного социально-психологического обучения/ Учебно-методическое пособие/С.: Издательство СГПИ, 2008.
  33. Современные психологические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н. Крылова, И.В.Муштавинская.-СПб.:КАРО,2015.-176 с.
  34. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004 г. – 104 с.
  35. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/Е.Н. Степанов-М.:ТЦСфера,2003-128с.
  36. Хромов А.А. «Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта», М, 2002 г. – 100 с.
  37. М.П.Фролов, М.В.Юрьева, В.П.Шолох, Ю.Ю. Корнейчук, Б.И.Мишин., учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей  редакцией Ю.Л.Воробьёва.-Москва:Астрель,2013.
  38. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (от 9 января 1996г. №3-Ф3).
  39. Хаббард Л. Р., Все о радиации. – М.: Издательская группа Нью Эра, 2000г
  40. Цвилюк Г.Е. Азы личной безопасности: книга для детей и родителей /Г.Е. Цвилюк. - М.: Просвещение, 1997. - 187 с.
  41. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Инфра-М, 2015. - 381
  42. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов/Директор школы.1998. № 4.-с. 7-12.
  43. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула/Директор школы.1998. № 3.-с.11-17.
  44. Яблоков А. В., Миф о безопасности малых доз радиации. – М.: Центр экологической политики России, 2002г.
  45. UNEP, Радиация. Доза, эффекты риска. – М.: Мир, 1990г.        
  46. http://ru.wikipedia.org/.
  47. Новые технологии в образовании://www.edu.secna.ru/mail/.
  48. http://bg-prestige.narod.ru/proekt/. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения при формировании общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных ...

Сценарий урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 6 классу на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"...

Некоторые вопросы здоровьесберегающей деятельности на уроках ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС

Целью здоровьесбережения участников образовательного процесса является содействие школам в обеспечении достижения личностных, метапредметных, предметных результатов образовательной деятельности в соот...

Выступление для Педагогического Совета "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования"

Выступление для Педагогического Совета на тему "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования". Выступлени...

Сертификат участника онлайн семинара "ИКТ - компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС"

Сертификати участия в онлайн семинаре по теме: "ИКТ - компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС" ян...

доклад на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования»

доклад на тему "Индивидуальный проект как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего образования"...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС

laquo;Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»...